Актуальность комедии фонвизина «недоросль» в наши дни

Краткое содержание «Недоросля» Фонвизина

События происходят в деревне помещиков Простаковых. В чём заключается смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что имеет оно негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях XVIII века. Современники писателя использовали этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим особого удостоверения, свидетельствующего о получении образования. Такой документ выдавал учитель. Если же у юноши удостоверения не было, его не принимали на службу и не позволяли вступать в брак.

Недорослем в комедии назван сын главной героини – помещицы Простаковой. Начинается произведение со сцены, происходящей в ее доме. Простакова злится на Тришку, потому как тот сшил чересчур широкий кафтан ее сыну Митрофанушке. То, что слуга не имеет необходимых навыков в портняжном деле, и давать ему подобные поручения было изначально ошибкой, она не учитывает.

Шестнадцатилетний отрок не проявляет особого рвения в учебе, чему способствует необразованность и глупость его матери. Подробнее об этих персонажах расскажем позже. Прежде автор знакомит читателей с Софьей – положительной героиней произведения.

Девушка не так давно проживает в доме Простаковой. Она родственница помещицы, и у неё нет никакого состояния. По крайней мере, так полагает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Послание госпожа Простакова прочитать не в состоянии, потому что грамоте не обучена. Правдин, прочитав письмо, излагает ей краткое содержание. В «Недоросле» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения.

О чём же письмо, полученное Софьей? Стародум пишет племяннице о том, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова полагала, что девушка — круглая сирота. Но неожиданный поворот событий наводит на мысль о том, что племянницу Стародума можно выдать замуж за безалаберного Митрофана.

О женитьбе на Софье начинает мечтать и Скотинин. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве еще до того, как осиротела. Вскоре она встретит молодого человека снова, и он спасет ее от притязаний корыстного Скотинина и деспотичной Простаковой.

В небольшой город, в котором происходят главные события, приезжает Стародум. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Преподаватели сына Простаковой достойны особого внимания.

Кутейкин — недоучившийся семинарист. Цыфиркин – отставной сержант. Вральман, фамилия которого говорит о его человеческих качествах весьма красноречиво, Митрофанушку ничему не учит, потому как и сам мало чего знает. Как уже было сказано, раньше он трудился кучером. Но был уволен, подходящей работы не нашел, а потому пошёл в учителя. То, что в преподавательском деле Вральман некомпетентен, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.

История создания пьесы

Еще в 1778 году возник замысел этой комедии у ее автора, которым является Фонвизин. «Недоросль», анализ которой нас интересует, была написана в 1782 году и в этом же году представлена публике. Следует кратко осветить время создания интересующей нас пьесы.

Во время правления Екатерины II написал Фонвизин «Недоросль». Анализ героев, представленный ниже, доказывает, что они являлись героями своего времени. Период в развитии нашей страны связан с господством идей Они были заимствованы русскими у французских просветителей. Распространению этих идей, их большой популярности в среде образованного мещанства и дворянства способствовала во многом сама императрица. Она, как известно, переписывалась с Дидро, Вольтером, д’Аламбером. Кроме того, Екатерина II открывала библиотеки и школы, поддерживала различными средствами развитие искусства и культуры в России.

Продолжая описывать комедию, которую создал Д. И. Фонвизин («Недоросль»), анализируя ее особенности, следует отметить, что, как представитель своей эпохи, автор, безусловно, разделял идеи, господствовавшие в то время в дворянском обществе. Он постарался отразить их в своем произведении, перед читателями и зрителями обнажив не только положительные моменты, но и указав на заблуждения и недочеты.

Против каких пороков направлена комедия «Недоросль»? (по пьесе Д. И. Фонвизина)

В сочинении по литературе на тему: «Против каких пороков направлена комедия Д. И. «Недоросль»?» — раскрывается идейное содержание произведения, направленное против общественных пороков.

Комедию «Недоросль» Д. И. Фонвизин начал писать, вернувшись из Франции. Она по праву считается вершиной его творчества. Если говорить о русской литературе в целом, то это была первая социально-политическая комедия. На эту работу у драматурга ушло около трех лет. Своим произведением он, по мнению Н. В. Гоголя, вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние».

В центре изображения в комедии «Недоросль» находится жизнь поместных дворян. На примере семей Простаковых и Скотининых автор рассматривает общественные пороки. Основную проблему Фонвизин видит в крепостном праве. С первых реплик читатель может почувствовать атмосферу помещичьего произвола. Крепостной портной Тришка сшил кафтан для барского дитяти. Свою благодарность г-жа Простакова выразила словами «мошенник», «вор», «скот», «воровская харя», обращенными к Тришке

Из ее разговора с мужем становится понятно, что плохо или хорошо сшит кафтан, не так важно. Повод для наказания крепостных всегда можно найти, чтобы они знали свое место

Одним из пороков поместного дворянства является вседозволенность, порожденная крепостным правом. Грубое обращение является не самым страшным в этой ситуации. Исторические документы тех времен показывают, что крестьяне подвергались телесным наказаниям, которые иногда заканчивались их смертью. Против крепостничества и порождаемых им пороков выступает в своей пьесе Фонвизин.

Произведения классицизма не могли обойти стороной невежество и невоспитанность. Семья Простаковых-Скотининых является олицетворением невежества. Речь помещицы показывает ее не только ее грубость, но и необразованность. Помещица считает, что науки вовсе не нужны. Она называет математику «дурацкой наукой» и советует сыну не учить ее. По ее мнению, достаточно научиться считать деньги, а для этого учителя не нужны. Подобное образование получает большинство дворянских детей того времени.

Митрофанушка и сам не охотник учиться. Его фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» стала афоризмом. Она показывает, суть характера помещичьего сына. Нужно отметить, что Митрофан не сам по себе стал таким. Это результат воспитания, которое ему дали родители. Заслуживают внимания и окружение героя, среда, в которой происходит формирование его характера. Его родители, родственники создали благодатную среду для появления ни на что не способной личности. Властная, необразованная мать, безвольный отец не могут воспитать личность, способную к развитию. Дядя Митрофана, Тарас Скотинин, так же не блещет умом, все его разговоры сводятся к свиньям, это его главный жизненный интерес.

Так создается характер, обладающий такими чертами, как безволие, невежество, алчность, неуважение к родителям. В конце пьесы сын отворачивается от несчастной г-жи Простаковой. Стародум подводит итог словами: «Вот злонравия достойные плоды!»

Такой образ жизни предполагает развитие таких пороков, как тунеядство и алчность. Ни Митрофан, ни его родители, ни дядя не занимаются полезными делами, не обслуживают себя, за них все делают крепостные. Если появляется случай получить наживу, то они не упустят такого случая. Из-за наследства Софьи разыгрывается целая драма. Тут уж не до родственных связей. Г-жа Простакова сватала Софью-бесприданницу своему брату, а когда узнала о ее наследстве, решила женить на ней сына. Даже известие о том, что у Софьи уже есть жених, не останавливает корыстных помещиков. Все они пресмыкаются перед Стародумом, который заботится о Софье.

Пороки действующих лиц комедии сами по себе не представляют большой опасности. Страшно то, что эти черты являются типичными для целого социального класса. Современное драматургу общество отличается нравственным нездоровьем. Фонвизин пытается не только указать на симптомы, но и обозначить способы борьбы с недугом. Имение Простаковых уходит под опеку государства из-за «бесчеловечия жены» и «крайнего слабомыслия» мужа. Митрофан отправляется на службу. Несмотря на безрадостную картину, созданную в комедии, Фонвизин дает надежду на создание «благоучрежденного государства», в котором эти пороки перестанут существовать.

Жанр, сюжет, композиция

Замечание 2

Комедия «Недоросль» создавалась в рамках правил классицизма. Однако жизненная достоверность персонажей обусловила возникновение нового типа комедии – реалистической.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Сатира и публицистика питают обличительный пафос содержания произведения. Сатира наполняет все сцены, где изображается жизненный уклад семейства Простаковой.

Сюжет комедии несложен. Фонвизин положил в основу сюжета конфликт общественно-политической жизни 70-начала 80-х годов 18 века. Это борьба с крепостницей Простаковой и лишение ее права владения поместьем.

В комедии одновременно присутствуют и другие сюжетные линии, не являющиеся основными. Это борьба Скотинина, Простаковой и Милона за Софью и соединение влюбленных друг в друга Милона и Софьи.

«Недоросль» — это комедия в пяти действиях. Действие событий происходит в поместье Простаковых. Большая часть драматического действия в произведении посвящена проблеме воспитания: это и сцены, в которых происходит учение Митрофана, и основная часть нравоучений Стародума. Сцена экзамена Митрофана является кульминационным моментом в разработке темы воспитания. Сила обличительного сарказма, заключенного в этой сатирической картине, является приговором системе воспитания Скотининых и Простаковых. Художественное своеобразие и язык произведения

Увлекательный сюжет, остроумные реплики и смелые положения, разговорная речь персонажей, насмешка над плодами французского просвещения, сатира на русское дворянское общество было новым и чрезвычайно привлекательным. Театр стал средством социальной публично сатиры и требовал понятных персонажей и понятного языка, требовал актуальных проблем и узнаваемых коллизий. Все это есть в комедии «Недоросль», которая актуальна и сегодня.

Фонвизин, верно понимая драму как искусство слова и рассматривая ее как зеркало общества и человека, создал язык отечественной драмы. Он не считал этот язык окончательным и идеальным. Писатель, являвшийся членом Российской академии, серьезно занимался изучением современного ему языка и совершенствованием. Писатель мастерски выстраивает языковые характеристики героев своего произведения. Это и оскорбительные, грубые слова в речи Простаковой, и словечки солдата Цыфиркина, характерные для военного быта, и ломаная речь Вральмана, и славянские слова семинариста Кутейкина, и благородная речь Софьи, Правдина и Стародума. Выражения из комедии «Недоросль» стали крылатыми, например «тришкин кафтан», «не хочу учиться, а хочу жениться» и т.д. А имя Митрофанушки еще при жизни Фонвизина стало нарицательным, обозначая невежду и лентяя.

Сочинение №5

Пьеса «Недоросль» написана Фонвизиным в 1781 году. Через год поставлена на сцене. Спектакль произвел фурор. Но произведение вызвало недовольство Екатерины второй и Денису Ивановичу запретили публиковать свои произведения, а театр, на сцене которого состоялась премьера, закрыли.

В восемнадцатом веке недорослями называли дворянских детей, не достигших шестнадцатилетия. Считалось, что они еще «не доросли» до самостоятельной, взрослой жизни.

Таким недорослем был один из главных героев комедии – Митрофанушка. В наше время это имя стало нарицательным, синонимом глупого и ленивого маменькиного сыночка.

Митрофану почти 16 лет. И ему пора служить в армии. Но матушка, госпожа Простакова, слепо любит сынка и ни за что на свете не готова отпустить его от себя. Она балует, во всем потакает ему. Потворствует его безделью. Такое воспитание привело к тому, что мальчик вырос и превратился в грубого, ленивого неуча-подростка.

Для Митрофанушки наняли преподавателей, но они ничему не научили его, потому что, учиться он не желал: «Не хочу учиться — хочу жениться». Впрочем, мать и не настаивает на занятиях: «Поди порезвись, Митрофанушка». Впрочем, такие учителя вряд ли научат ребенка уму-разуму. Об этом говорят их фамилии — Цыфиркин, отставной солдат, Кутейкин, недоучившийся семинарист и немец Вральман, который и вовсе оказался кучером.

Сын Простаковых никого не любит и не уважает. К отцу он относится пренебрежительно. Это очень ярко показано в сцене, где маменькин сынок жалеет родительницу из-за того, что та «….так устала, колотя батюшку». Прислуге Митрофан грубит, огрызается. Свою няню или мама он называет «старая хрычовка». Над учителями и крепостными издевается. Ни во что не ставит наш герой и родную мать. Не трогают его сердце никакие заботы. Он беззастенчиво пользуется слепой любовью Простаковой. И даже шантажирует ее: «Вить здесь река близко. Нырну, так и поминай как звали.» А на вопрос о том, что же плохого снилось ночью, отвечает: «Да то ты, матушка, то батюшка.».

Ко всем перечисленным дурным качествам Митрофана можно добавить трусость и раболепие перед сильным противником. Он униженно просит пощады, когда срывается попытка насильно отвести Софью под венец, и по приказу Стародума покорно соглашается идти служить.

Таким образом, в Митрафанушке Фонвизин воплотил все недостатки и пороки присущие дворянству того времени. Это невежество и тупость, жадность и лень. Одновременно замашки тирана и раболепие. Этот образ не придуман автором, а взят из жизни. История знает много примеров недорослей, безграмотных, бездушных, пользующихся своей властью, ведущих праздный образ жизни.

Историческая атмосфера[править]

Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев 18 столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого не стесняясь она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нем: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.

Недоросль — молодой дворянин, не достигший совершеннолетия.

Отрицательные персонажи

Простаков

Самый яркий образ, воплощение грубости и безнравственности – госпожа Простакова.

Черты характера:

  • деспотична, груба, в том числе, по отношению к крестьянам: «А ты разве девка, собачья ты дочь?»;  «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?».
  • необразованна, ограниченна, а также потакает необразованности Митрофана: «Без наук люди живут и жили…» ; «Конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка…».
  • очень любит сына: с одной стороны, эта черта делает героиню более человечной, но с другой – любовь к Митрофанушке губительна и чрезмерна:«К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья…».
  • лицемерная: груба к Софье, но меняет свое отношение, узнав о наследстве.

Скотинин

Следующий герой – брат Простаковой. Его мы помним из разговора о говорящих фамилиях. Давайте теперь еще ближе познакомимся со Скотининым:

Черты характера:

  • идеал героя – свиньи, любит их больше, чем людей; предлагая Софье замужество, герой говорит: «Для нее одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку».
  • жесток к крестьянам: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?».
  • духовно и интеллектуально ограничен: «Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки».
  • груб и невежествен, что проявляется в речи.
Как определить характер героя по его речи?Давай посмотрим, как говорит Скотинин: «Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житьё одним свиньям»В речи Скотинина мы видим много разговорных слов: «припеваючи», «эко». Кроме этого, он использует грубые выражения, например, грубое «слышь ты».Так, проанализировав речевую характеристику героя, мы понимаем его характер: Скотинин – грубый, необразованный человек..

Речевая характеристика — часть характеристики героя, включающая в себя его манеру говорить, обороты речи, словарный запас и другие речевые особенности.

А теперь посмотрим на виновника торжества – самого недоросля Митрофана!

Митрофан

Черты характера:

  • груб со всеми, эгоистичен, жесток, не способен любить; он грубит даже матери, которая безумно его любит: Да отвяжись, матушка, как навязалась».
  • не образован: в эпизоде экзамена называет дверь прилагательным, потому что она прилагается к двери.
  • бездельник: «Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо…».
  • нравственно низок; имеет примитивные желания: много ест, мечтает только о женитьбе: «Не хочу учиться, а хочу жениться».

А теперь разгадываем ребус!

В этой картинке зашифрована ключевая Стародума: «Вот злонравия достойные плоды». Она относится не только к Митрофану, но и к его родителям и Скотинину. Все отрицательные персонажи в произведении – плоды злонравия.

Интересные факты

Во время поездки в 1760 году в Петербург Фонвизин впервые присутствовал на театральном представлении. Это была пьеса Хольберга «Генрих и Пернилл»

Происходившее на сцене произвело на писателя неизгладимое впечатление, а пристрастие к театру он сохранил на всю жизнь.
Успех «Недоросля» во время премьеры был настолько велик, что зрители, по принятому в то время обычаю, забросали сцену кошельками с деньгами.
Фонвизин особое внимание уделял внешнему виду, за что был признан франтом. Писатель украшал одежду живыми цветами, носил соболий сюртук и обувь с большими пряжками.
Денис Иванович был женат на Катерине Ивановне Роговиковой, дочери богатого купца.

Комедия «Бригадир»

В 1769 году из-под пера Фонвизина в свет выходит комедия «Бригадир», премьера которой увенчалась большим успехом. Успех этот был настолько велик, что писатель был приглашён в Петергоф, чтобы лично прочитать «Бригадира» императрице Екатерине Великой.

«Бригадир» был весьма новаторским произведением. Манера построения драматического действия не имела аналогов; основным действием в комедии является говорение. Композицию произведения составляют диалоги и монологи, сценического же действия, по сути, в комедии нет — его заменяют речь и периодически встречающиеся проявления бытовой активности: герои курят, играют в карты и шахматы, пьют чай и так далее.

Замечание 2

В «Бригадире» заметен огромный интерес Фонвизина к национальному русскому быту, русским характерам и нравам, к русской ментальности.

Существует, однако, и другое мнение, которое гласит, что действием в комедии является любовная интрига. Против данной теории говорит тот факт, что в «Бригадире» есть сцены, совершенно не связанные с любовными разговорами. Для классической комедии XVIII века наличие лишних сцен и персонажей было недопустимо.

Сложно определить, посвящена ли комедия описанию счастья умных, таких как Софья и Добролюбов, или же описанию горя глупых, таких как Бригадир и Советница, Советник и Бригадирша. Но ясно, что Фонвизин в своём произведении создаёт образы людей, говорящих на одном языке, но совершенно друг друга не понимающих. Бытовой и разговорчивый мир порока противопоставляется миру молчаливой благодетели.

Тема произведения

Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки

Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
Тема свободы выбора

«Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Драка

Стародум наконец увидел свою племянницу, пообещав увезти ее из простаковских владений. Беседа эта прерывается в связи с внезапным появлением «дерущихся» Скотинина и Простаковой. Милон же пытается их разнять. Стародума это весьма и весьма развлекает, ему забавно смотреть на эту сцену.

Г-жа Простакова в какой-то степени неприятно раздражена тем, что незнакомец веселится, но как только она понимает, кто перед ней, то она изменяется моментально: она сразу же начинает лебезить, в тоне и манере разговора проявляется раболепие. Она хочет склонить Стародума к тому, чтобы он принял решение о женитьбе ее сына на Софье.

Анализ произведения

Направление и жанр

Литературное направление, к которому принадлежит комедия «Недоросль» — классицизм. Здесь четко прослеживаются такие черты, как «говорящие» фамилии, единство места и времени и действия, четкое деление героев на положительных и отрицательных. Действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток, прослеживается одна сюжетная линия. Каждый персонаж своей фамилией передает основные черты. Например, Вральман — человек, который всегда врет.

В произведении классицизма долг всегда выше чувства, поэтому Правдин ставит долг выше сочувствия и не обращает внимания на мольбы Простаковой.

Основная идея и проблематика

Семья Простаковых имеет дворянские корни. Они гордятся своей родословной, считая ее древнее самого Адама. Образование для них совершенно ненужное дело. Достаточно того, что есть крепостное право, поэтому есть люди, которые будут работать на них. Ценности, которые уважают помещики, власть и деньги. Они считают, что если богаты, имеют право ругать и даже бить своих крепостных. По сути, они не считают их людьми.

Фонвизин показывает нам, что семья — главный пример для воспитания. Каковы родители, такие вырастают и дети. Простакова — необразованная, деспотичная женщина, точно таким становится и сынок. Она искренне недоумевает, почему Митрофанушка в конце оставляет ее.

Проблемы, которые автор поднимает в рассказе:

  1. Последствия неправильного воспитания. Гордость, попустительство, отсутствие должного образования привели к тому, что из молодого дворянина вырос ленивый, малограмотный человек, не способный принимать решения.
  2. Крепостное право. Падение нравственности и лень привели к тому, что дворяне не стремятся получать образование. Им не нужно трудиться и прилагать усилия для достижения своей цели.
  3. Проблема алчности. Разбогатеть любой ценой — единственная цель Простаковых. Они утратили человеческие качества, такие как добродетель и совесть.
  4. Проблема невежества. Глупость лишает героев чувств и переживаний.

Автор считает, что человек рождается «чистым листом», а семья, воспитание и образование формируют из него личность.

В основе лежат два конфликта — социально-бытовой и любовный. Первый заключается в показе крайностей, которые возникают при крепостном праве: самодурство, рукоприкладство, брань, невежество.

Любовный дополняет первый конфликт и показывает, что любовь должны быть искренней без принуждения.

Заключение и выводы

Фонвизин пытался донести до людей, что детей нужно воспитывать правильно. Собирательные образы Скотининых и Простаковых существуют в любом обществе. Их принципы не приводят ни к чему хорошему. Из молодого дворянина вырастает невежда и грубиян. И в этом виновата семья и малограмотные учителя.

В финале все получают по заслугам. Простакова лишается всего, что для нее ценно, даже собственный сынок отталкивает ее.

Система персонажей

Скоро мы увлечемся путешествием по комедии и знакомством с нашими героями! Но мы не должны забывать, что не с каждым из них стоит заводить дружбу, ведь среди героев есть положительные и отрицательные. Чтобы ничего не перепутать, посмотрим на небольшую табличку с распределением:

Положительные персонажи Отрицательные персонажи Воспитатели и слуги
СтародумПравдинМилонСофья ПростаковаПростаковСкотининМитрофан ЕремеевнаЦыфиркинКутейкинВральманТришка 

Отрицательные персонажи в комедии – это члены семьи Простаквых-Скотининых, поместные дворяне. Они изображены в соответствии с комической традицией.

Так, основное средство их изображения – это сатира: автор стремится обличить невежд, выявить пороки и несостоятельность их мышления.

Кроме этого, для создания их образов используется ряд специфических приемов: говорящие фамилии, указывающие на их отрицательные качества, речевая характеристика, показывающая безграмотность и грубость героев через просторечную и сниженную лексику. 

Положительные персонажи изображены в соответствии с трагической традицией.

Так, их диалоги посвящены социальным вопросам и отражают положительную программу автора: в них речь идет о просвещенном монархе, о назначении дворянина, о браке и семье, о воспитании молодого поколения. Кроме этого, они противостоят обществу, находятся в неразрешимом конфликте с ним.

Воспитатели и слуги

Категория воспитателей и слуг специально выделена отдельно. Несмотря на их пороки: некоторые оказались плохими учителями, а Еремеевна помогала в краже Софьи, автор, в силу их социальной принадлежности, освобождает этих героев от ответственности и не относит к отрицательным персонажам. 

Мы не должны забывать, что для Фонвизин ставил своей целью изобразить дворянство, показать его миссию и его пороки (вспомним, что классицизм говорил только о представителях высших сословий, интерес к простым людям в литературе зародится позже!).

Именно поэтому воспитатели – условно, средство, с помощью которого можно показать жестокость и глупость дворян, а также выразить сочувствие зависимым от них слоям населения. . 

Теперь, когда мы разобрались, что ждать от каждого из героев, можем спокойно начинать наше знакомство.

Подробный анализ

«Недоросль» — комедия, написанная Денисом Ивановичем Фонвизиным, повествующая о молодом дворянине Митрофанушке, которого все упорно пытаются чему-нибудь научить и выдать замуж. Вот только ничего не получается, потому что обучение и воспитание «недоросля» никому особенно не интересно: у каждого есть свои собственные цели и мотивы – как правило, в большинстве своём именно злонравные. Собственно, к концу пьесы, чуть не женившись на доброй и честной девушке Софье, Митрофанушка по-прежнему ничему не научится, а его мать – госпожа Простакова – познаёт «плоды злонравия», понимая, что в конце концов, пытаясь прибрать к рукам как можно больше, именно из-за жадности лишается всего, что имела.

Как и многие пьесы того времени, «Недоросль» прямолинеен и проблематичен по тематике: те вещи, которые он высмеивает, являются главной проблемой «Недоросля». Это, прежде всего, злость и глупость провинциальных дворян, их нежелание встречать и принимать что-то новое, их «злонравие» и дикость. Причём все герои чётко поделены на положительных и отрицательных, но если отрицательные – более яркие, более характерные персонажи (как г-жа Простакова и её муж Скотинин, к примеру), — то положительные персонажи запоминаются только тем, что резонируют с антагонистами.

Проследить, какой персонаж отрицательный, а какой положительный, очень просто: ведь у всех говорящие имена. К примеру, семьи Скотининых и Простаковых, учителя Кутейкин и Цыфиркин, псевдо-учитель Вральман носят отличительно негативные названия, а Софья, Правдин, Стародум наоборот, заметно положительные. Только Митрофанушка – ни то, ни это, потому что сам по себе ленив и расхлябан. То есть, настоящий «Недоросль».

Писать пьесу Фонвизин принялся ещё задолго до того, как по «Недорослю» была поставлена пьеса. Зарождение идеи произошло примерно в 1778 году, когда Денис Иванович вернулся из Франции. Вдохновившись её культурным, социальным и философским прогрессом (а также – французскими театральными комедиями), Фонвизин принимается за работу.

Первые наброски, а затем рукописи датированы примерно 1770-ми годами: исследователи считают, что писались они весьма длительно. Первый вариант и вовсе походил на другую пьесу Фонвизина – «Бригадир». Митрофанушка в том варианте, к примеру, был Иванушкой. Та, первая пьеса, разительно отличалась от «Недоросля» по всем характеристикам: изначальной задумкой, персонажами, идеей, общим фоном – словом, это была почти что другая история.

При написании Фонвизин пользовался материалами из множества как современных ему сатирических журналов, так и старых источников – к примеру, произведениями Вольтера и Руссо. «Недоросль» был завершён в 1781 году. Поставленная пьеса, высмеивающая недостатки дворянства, обрела мировую известность: её читали и анализировали, разбирали на цитаты, лучшие из классиков хорошо отзывались о ней. К примеру, Гоголь отмечал, что вся пьеса ужасающе карикатурна, и вместе с тем буквально взята с натуры; Белинский писал, что дураки у Фонвизина «смешны и отвратительны», но не потому, что сам Фонвизин так задумал, а потому что в реальности они такие и есть. Вершиной популярности «Недоросля» стал полный запрет Фонвизину что-либо публиковать в печати: его творчество слишком сильно задело самолюбие самой Екатерины II! До самой смерти Фонвизину по её приказу ничего не разрешали издавать – настолько оскорбительным российская верхушка нашла «Недоросля».

В целом, комедия Фонвизина имела колоссальное признание как в России, так и за рубежом: высмеивающий пороки дворянского общества, он и по сей день остаётся очень актуальным и общепризнанным. И его до сих пор продолжают читать и анализировать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: