Древнегреческий философ фалес милетский

Научные достижения

До наших дней не сохранилось ни одно из сочинений Фалеса Милетского. Историкам удалось выяснить, что при жизни учёного большой популярностью пользовались два его научных труда: «О равноденствиях» и «О солнцеворотах».

Кроме того, философ увлекался поэзией, и его авторству приписывают около 200 стихотворений.

При изучении краткой биографии Милетского следует упомянуть, что им было предсказано солнечное затмение в мае 585 года до н. э. Предсказание сбылось в точности в указанное время, и за Фалесом закрепилась слава величайшего мудреца.

Среди интересных открытий Фалеса Милетского в области астрономии можно назвать угол наклона эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, — относительно экватора. Кроме того, он научился вычислять время равноденствия и солнцестояния, условно разделил небесную сферу на 5 кругов, выяснил, что лунное сияние является отражением солнечного света. Учение Фалеса о природе звёзд было революционным для того времени, и многие его гипотезы легли в основу современного математического метода изучения звёзд и планет.

Наибольший вклад Фалес внёс в развитие геометрии, и именно его считают основоположником этой науки. В настоящее время в школьной программе изучается теорема, названная его именем.

Биография 2

Начало греческой философии относится к 6-5 векам до новой эры. На тот период философия, которая условно относится к греческой цивилизации, зарождается в основном на периферии этой цивилизации. Здесь характерным примером являются так называемые семь мудрецов.

Как правило, именно собранию семи мудрецов приписывают зарождение философии в Греции, а Фалеса Милетского ставят первым в этом списке. Город Милеты, в котором он был рожден, располагался в Азии и довольно далеко от Афин, куда философия прибудет к 4 веку до новой эры, где и останется на существенный период, даря миру великих мыслителей.

Однако, вернемся к Фалесу Милетскому. От него осталось не так много сочинений, по большей части только небольшие отрывки, какие-то анекдоты и рассказы из сторонних источников и биографические справки наподобие таких, которые в Древней Греции составлял Диоген Лаэртский – известный биограф античности, который рассказал про самых разных философов. При этом известно происхождение Фалеса, который относился к знатному роду и перемещения этого философа по всему миру.

Он не всегда проживал в Милетах и нередко путешествовал, иногда в качестве торговца. И тут следует вспомнить одну из наиболее известных историй об этом мыслителе, который сумел доказать практическую ценность знаний.

На протяжении длительного времени горожане подшучивали над Фалесом и говорили для чего вообще размышлять, как применить знания. Такое отношение выражается в современной американской пословице: если такой умный, то где твои деньги? Философ ничего не отвечал, но в какой-то период начал скупать приборы для выжимки оливок и скупил огромное количество, в тот год выдался огромный урожай, и горожанам пришлось выкупать оборудование обратно по высокой стоимости.

Есть другая версия, в которой говорится о том как Фалес просто скупил оливки и наоборот в следующие годы был неурожай и он смог продать продукты по высокой стоимости, но, так или иначе, речь идет об умении предсказывать погоду. Кстати, также Фалес известен предсказанием затмения, чем тоже удивил на тот период людей своего города, которые различных удивительных астрономических феноменов боялись.

От философа осталось пара обстоятельных трактатов именно на тему астрономии, в которой он отлично разбирался. Он открыл весьма значимые константы, наподобие количества суток в году, определения северного направления по расположению Малой Медведицы и Полярной звезды в частности. При этом в философском пространстве, конечно, более всего известен как натурфилософ, который считал изначальным элементом воду.

Период зарождения греческой философии характеризовался поисками первоначала, мыслители хотели ответить на вопрос, который и сейчас многих интересует: откуда появился мир, какова основа? Тогда, как правило, искали основу в каком-либо первоэлементе, и Фалес считал таковым воду. Конечно, эта философская концепция не так примитивна, как может казаться при поверхностном взгляде, в действительности основание мира из воды имеет довольно глубокую суть.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Кто такой Фалес Милетский?

Фалес Милетский является первым известным в истории математиком и одним из семи древнегреческих мудрецов согласно историческим источникам. Существует несколько теорий жизни Фалеса Милетского.

На Малоазийском побережье существовал городок Милет. Там родился и жил по происхождению финикийский философ. Относился к знатному роду. Он был разносторонним и одаренным ученым, интересовался математикой, философией, астрономией, политикой, торговлей и многими другими науками. Фалес являлся творцом многих философских книг, но они до нашего времени не сохранились. Разбирался он также в военных вопросах и был известен как политический деятель, хотя официально никакой должности не занимал.

Не удалось установить точную дату его рождения, но его жизнь начинают связывать с 585 годом до нашей эры. В указанный год он предсказал солнечное затмение, о котором упоминается в различных источниках.

Общественная деятельность

Одной из самых важных черт Фалеса были его впечатляющие ораторские способности. Он неоднократно выступал перед соотечественниками с призывами объединиться для борьбы с завоевателями. Вначале это были лидийские войска, затем — персидские, которые всеми силами пытались установить господство на территории Греции.

Фалес прекрасно понимал, что разрозненные военные подразделения, которые формировались в разных уголках страны, не способны нанести сокрушительный удар по противнику. Будучи дальновидным стратегом, он хотел создать сильное войско, которое бы подчинялось единому союзу.

Своими решительными действиями Фалес подвергал себя серьёзной опасности, однако он имел чёткую гражданскую позицию и не собирался от неё отказываться.

Фалес вода

Согласно Фалесу, жизнь связана с влагой: «зёрна всего сущего имеют влажную природу». Вечно текучая вода – это живая субстанция природы, питающая и рождающая из себя всё, носящая на себе землю, из которой образуются и растут все твари. Более того, в своих выводах Фалес идёт дальше, допуская, что не только живое, но даже и огонь солнца питается влажными испарениями. Неизменная и вместе с тем живая текучесть, сама в себе переливающаяся первоначальная влага обнимает собою всё мироздание; служа источником плодотворной, животворящей небесной воды, она является началом и неотъемлемым свойством всего существующего.

Важным условием, в связи с которым возникает соображение признать стихию воды первовеществом мира, надо полагать, служит то обстоятельство, что вода – жидкая материя. У жидкости есть важнейшее качество – изменчивость, т.е. способность принимать любую форму, твердеть и испаряться, переходить в различные агрегатные состояния. Таким образом, можно теоретически представить себе мир, устроенный из жидкой материи.

Фалес полагает воду как изначально бесформенное начало. Это значит, что она есть некая простая всеобщая сущность, предшествующая всему множеству конечных форм бытия и определяющая чувственную достоверность вещественного мира. Таким образом, многообразие вещей и явлений сводится Фалесом к единству, которое носит всеобщий характер: все яв-ления переходят друг в друга, возникая и уничтожаясь, при этом одна сущность действительна во всём: она – то, что есть, то, из чего всё возникает, из чего всё состоит (или без чего ничто не может существовать), то, во что всё разрешается.

Следует заметить, что такая субстанциальная всеобщность воды носит у Фалеса чисто умозрительный, т.е. сверхчувственный характер. В чувственной достоверности каждая вещь имеет значение в своей единичности: чувственная вода не всеобща, так как наряду с нею есть огонь, воздух, земля.

Идеи Анаксимандра

Анаксимандер, вероятно, был учеником Талеса. Он родился в конце седьмого века и умер в начале второй половины шестого века до н.э. Известен фрагмент из его трактата «О природе», первого научного труда в прозе в западной философской традиции. Новая форма композиции ассоциируется с идеей о том, что логотипы для выполнения своего предназначения должны быть свободны от метрической стихотворной формы.

Анаксимандер был еще более политически активен, чем Талес. Есть доказательства того, что он возглавил миграцию из Милета в Аполлонию.

Анаксимандер углубляет проблему первобытного. Он уже видит в воде нечто производное и считает начало (архету) бесконечным, — «физис» бесконечным и неопределенным, из которого все вытекает.

Термин «аперон», используемый Анаксимандером, означает нечто, не имеющее ограничений как внешне (в пространственном смысле и, следовательно, количественно бесконечное), так и внутренне (следовательно, качественно неопределенное). Как количественно, так и качественно неограниченный, аперон порождает другие вещи и ограничивает их по-разному. Аперон обволакивает и окружает, управляет и поддерживает все, как определено; все вещи приносятся им, сосуществуют с ним и в нем.

Это бесконечное происхождение кажется божественным, ибо оно бессмертно и нерушимо. Но не совсем в духе Гомера и древней традиции, Анаксимандер приписывает богам их первобытный принцип как бессмертное начало, которое управляет и поддерживает все; он уточняет, что оно не имеет ни пределов, ни конца, ни начала. Древние боги не умерли, а родились. Божество Анаксимандера не умирает и не рождается. Таким образом, в нем, как и в Фалесе, мы видим сдвиг в фундаменте, на котором строилась теогония, то есть генеалогия богов, в ином смысле, чем в традиционной греческой мифологии.

Отсюда мы лучше понимаем, что первые доократовские философы были «натуралистами» не в том смысле, что они не отделяли божественное (первобытное) от мира, а в том смысле, что, по их мнению, это сущность мира, то есть понятие пантеистического типа.

Для Анаксимандера Бог является главной причиной, и боги становятся мирами, вселенными, которых много, и они циклически возникают и умирают.

Фалес не спрашивал, как и почему все происходит по первопричине. Анаксимандер задает этот вопрос и отвечает на него: «Там, где вещи получают свое рождение, там они находят и свое распадение по необходимости; взаимно отдавая дань несправедливости своей виной в порядке времени».

Анаксимандер, возможно, отразил, что мир состоит из ряда противоположностей, одна из которых склонна подавлять другую (холодная и горячая, сухая и влажная и т.д.). Несправедливость влечет за собой противоречие. И время рассматривалось им как судья, показывая предел для каждого из противоборствующих начинаний, и ограничивая господство одного в пользу другого, и наоборот. Понятно также, что не только чередование противоположностей «несправедливости», рожденной каждой из них, направлено на противопоставление друг другу. А поскольку мир рождается от разделения на противоположности, то сначала возникает несправедливость, которая должна искупить себя смертью (концом) того же мира, но которая затем рождается заново в порядке определенных циклов бесконечного времени.

Есть даже, как уже было замечено, двойная несправедливость, то есть двойная потребность в искуплении: «а) мир рождается из разделения, основание одно и то же, б) с другой стороны, после распада каждая из противоположностей пытается узурпировать и доминировать над правами выжившего, как бессмертный бог» (Р. Мондольфо).

Что кажется неоспоримым в этом понимании, так это трансформация религиозных идей из орфографических коннотаций в рациональные.

Как мы видели, идея изначальной вины и ее искупления связана в сиротстве с идеей компенсационной справедливости. Логотипы Анаксимандера до сих пор заимствуют эти идеи. Но уже его ученик Анаксимены пытается дать чисто рациональное решение этой проблемы.

Мастер нестандартных решений

Большинство же фактов о жизни Фалеса Милетского не подкреплены документальными свидетельствами и воспринимаются скорее как легенды, часто вторгающиеся в жизнеописания выдающихся людей прошлого. К ним можно отнести, в частности, рассказ о том, как, находясь на службе у лидийского царя Креза (того самого, который в мировой истории стал символом богатства), ученый сумел обеспечить переправу его войск через реку Галис.

Решение, принятое им, было воистину неординарным. Вопреки традиции, Фалес не стал искать брод или наводить мосты, а изменил русло самой реки, пустив ее течь в удобном для него направлении. С этой целью вблизи города Мител он спроектировал и осуществил постройку плотины и водоотводного канала. В результате уровень воды в прежнем русле понизился настолько, что войска преодолели его практически посуху.

Говорят, что талантливые люди талантливы во всем. Основатель научной философии Фалес Милетский зарекомендовал себя и как незаурядный предприниматель. Благодаря расположению со стороны все того же царя Креза ему удалось установить собственную монополию на торговлю оливковым маслом и извлекать из этого огромные доходы. Были у него и другие блестящие коммерческие предприятия.

Фалес Милетский интересные факты геометрия. Краткая биография

Исторических данных о жизни Фалеса практически не сохранилось. Имеется лишь ряд разрозненных и, порой, противоречивых упоминаний в трудах более поздних античных авторов. Единственная точная дата, которую можно отнести к жизни греческого философа, это дата затмения, которое он предсказал — 585 г. до н. э. Все остальное, в том числе и даты рождения и смерти, весьма приблизительно. Известно, что Фалес происходил из знатного рода, имел хорошее образование. Жил в Милете*. По некоторым источникам являлся финикийцем либо имел финикийские корни. Будучи торговцем, много путешествовал. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, много общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпнуты геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников. По возвращении на родину создал философскую Милетскую школу, самыми известными последователями которой называются Анаксимен и Анаксимандр.

В античности ему были приписаны сочинения в прозе: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, искавшем физическое начало мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только их названия.

* Милет — древнегреческий город в Карии на западном побережье Малой Азии, находившийся к югу от устья реки Меандр.

Вот некоторые факты из жизни Фалеса:

Фалес принимал живое участие в политике, советуя ионийским полисам объединиться против внешних врагов: вначале против Лидии, а затем — Персии. Но советам милетского философа не вняли.

Во время борьбе Лидии с Персией Фалес понимал, что Персия для греков опасные лидийцев и поэтому содействовал последним. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск. Этот эпизод имел место во время войны Крёза (царя Лидии) с персами.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского.

Показательные истории, связанные с именем Фалеса:

Однажды гружённый солью мул, переходя вброд речку, внезапно поскользнулся. Содержимое тюков растворилось, а животное, поднявшись налегке, сообразило в чём дело, и с тех пор при переправе мул намеренно окунал мешки в воду, наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками. Гружённый ими мул попытался проделать старый трюк, но добился обратного результата: поклажа стала значительно тяжелее

Говорят, что впредь он переходил реку так осторожно, что ни разу не замочил груз даже нечаянно

Когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, ещё зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда оказалось что маслин уродилось очень много, спрос на маслодавильни тутже возрос и Фалес начал сдавать их по высоким ценам. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чём они заботятся. Аристотель, из записей которого до нас и дошел этот факт, подчеркивает: урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям.

Литература[ | ]

  • Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998. — С. 10—13.
  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов; пер. М. Л. Гаспаров; ред. тома А. Ф. Лосев — М.: Мысль, 1986. — С. 61—68.
  • Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 с.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. — М.: Ладомир, 1994. — С. 312—317.
  • Лебедев А. В. Фалес и Ксенофан (Древнейшая фиксация космологии Фалеса) // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. — М., 1981.
  • Лебедев А. В. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского) // Текст: семантика и культура / ответственный редактор Т. В. Цивьян. — М.: Наука, 1983. — С. 51—66.
  • Махлак К. А. Лекция I. Фалес Милетский // Махлак К. А. История античной философии. Введение в христианскую мысль. — СПб.: Издательство Института философии и богословия, 2009. — 312 с. — ISBN 978-5-902461-07-4.
  • Панченко Д. В. Фалес: рождение философии и науки // Некоторые проблемы истории античной науки : Сборник научных трудов / Отв. ред. А. И. Зайцев, Б. И. Козлов. — Л.: Главная астрономическая обсерватория, 1989. — С. 16—36.
  • Панченко Д. В. Фалес, солнечные затмения и возникновение науки в Ионии в начале VI в. до н. э // Hyperboreus. — 1996. — Т. 2, № 1. — С. 47—124. Архивировано 18 февраля 2020 года.
  • Петрова Г. И. Были ли досократики натурфилософами («Вода» Фалеса как «трансцендентальная» проблема) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2008. — № 1. — С. 29—33.
  • Радлов Э. Л., Бобынин В. В. Фалес Милетский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Спиркин А. Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
  • Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, изд. А. В. Лебедев. — М.: Наука, 1989. — с. 110—115.
  • Чайковский Ю. В. Фалесова наука в историческом контексте // Вопросы философии. — 1997. — № 8. — С. 151—165.
  • Чайковский Ю. В. Что же умел Фалес как астроном? // Древняя астрономия: Небо и человек. Труды конференции.. — М.: ГАИШ, 1998. — С. 259—265.
  • Чайковский Ю. В. Два Фалеса — поэт и математик. // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2007. — М.: ИДЭЛ, 2008. — С. 314—315.
  • Щетников А. И. Измерение астрономических расстояний в Древней Греции // Схолэ. — 2010. — Т. 4. — С. 325—340.
  • Dicks D. R. Thales. Classical Quarterly, NS, V. 9, 1959. — p. 294—309.
  • White S. A. Milesian Measures: Time, Space, and Matter // In: P. Curd and D. Graham (Eds.), Oxford Handbook to Presocratic Philosophy. — Oxford: Oxford University Press, 2008. — P. 89—133.
  • Alexander Herda. Burying A Sage: The Heroon Of Thales In The Agora Of Miletos : With remarks on some other excavated Heroa and on cults and graves of the mythical founders of the city // Le Mort dans la ville : Pratiques, contextes et impacts des inhumations intra-muros en Anatolie, du début de l’Age du Bronze à l’époque romaine / Olivier Henry. — İstanbul: Institut français d’études anatoliennes, 2018-07-31. — С. 67—122. — ISBN 978-2-36245-055-6.

Затмение Фалеса:

  • Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. — М.:Наука, 1991. — С. 135—137.
  • Чайковский Ю. В. Лекции о доплатоновом знании. — М., КМК, 2012. — с. 84—87.
  • Couprie D. L. How Thales was able to ‘predict’ a solar eclipse without the Help of alleged Mesopotamian wisdom.Early Science and Medicine , V. 9, 2004, p. 321—337.
  • Hartner W. (1969), Eclipse Periods and Thales’Prediction of a Solar Eclipse Historic Truth and Modern Myth. Centaurus, 14: 60—71. doi:10.1111/j.1600-0498.1969.tb00136.x.
  • Mosshammer A. A. Thales’ eclipse.Transactions of the American Philological Association , V. 111, 1974, p. 145.
  • Panchenko D. Thales’s prediction of a solar eclipse.Journal for the History of Astronomy , V. 25, 1994, p. 275.
  • Querejeta M. On the Eclipse of Thales, Cycles and Probabilities, Culture And Cosmos, Vol. 15, no. 1, Spring/Summer 2011, p. 5—16.
  • Stephenson F. R., Fatoohi L. J. Thales’ prediction of a solar eclipse.Journal for the History of Astronomy , V. 28, 1997, p. 279.

Теорема Фалеса интересные факты. Интересные факты из жизни Фалеса

Интересные факты из жизни Фалеса. По легенде теорема была сформулирована в не сохранившейся «Морской астрономии» Фалеса или Фоки Самосского. Ни одно из античных свидетельств, касающихся Фалеса, с этой теоремой никак напрямую не связано. Возможно, что теорема приписана Фалесу опосредованно, поскольку известно, что он умел измерять высоту обелиска и расстояние до корабля в море; при этих измерениях можно использовать подобие треугольников, а утверждение о пропорциональности сторон подобных треугольников доказывается на основе «теоремы Фалеса». Теорема Фалеса до сих пор используется в морской навигации в качестве правила о том, что столкновение судов, двигающихся с постоянной скоростью, неизбежно, если сохраняется курс судов друг на друга. Вне русскоязычной литературы теоремой Фалеса иногда называют другую теорему планиметрии, а именно, утверждение о том, что вписанный угол, опирающийся на диаметр окружности, является прямым. Открытие этой теоремы действительно приписывается Фалесу, о чём есть свидетельство Прокла. Основы геометрии Фалес постигал в Египте.

Слайд 4 из презентации «Математические открытия» к урокам математики на тему «История математики»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке математики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Математические открытия.pptx» можно в zip-архиве размером 622 КБ.

История математики

краткое содержание других презентаций об истории математики

«Математические открытия» — О теореме Пифагора. Теорема Пифагора. Великие открытия Архимеда. Открытия Архимеда. Фалес Милетский. Пифагорейцы. Творцы математики и их открытия. Сочинения Пифагора. Интересные факты из жизни Фалеса. Эратосфен Киренский. Труды Эратосфена. Мудрец. Решето Эратосфена. Теорема Фалеса. Начала Евклида. Описание монохорда.

«Математика в Греции» — Греческая математика поражает прежде всего красотой и богатством содержания. Успехи пифагорейцев в стереометрии были значительными. Математика в Древней Греции. Теэтет и Евклид установили классификацию квадратичных иррациональностей. Глава II. 1.2 Поворотный пункт в истории античной математики. Пифагорейцы заложили основы геометрической алгебры.

«Математика в США» — Джон фон Нейман. Чёрч стал профессором математики в Принстоне в 1929 году. Такой ответ поставил часового в тупик. Владимир Александрович Воеводский — российский и американский математик, преподаватель. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности. Американские премии в области математики.

«История математики в России» — Способ умножения с «помощью рук». Сухарева башня. Курбатов. Согласно показанию Курбатова, желающих учиться в школе было много. Материальная сторона дела была передана в Оружейную палату. Труд Магницкого. Первая математическая школа в Москве. Образование. А. Курбатов предложил Петру I математика. Арифметика.

«История появления математики» — Кипу, использовались инками для записи чисел. Рене Декарт. Листья на ветке растения. Математика в разное время. М.В.Остроградский. Интересные факты. Цифры майя. Математика. Математический закон Бенфорда. Великие математики. Исаак Ньютон. Разделы математики. История математики. Как появилась математика.

Фалес биология. Краткая биография фалеса милетского

Краткая биография Фалеса (624 до н. э. — 545 до н. э.).

Фалес — древнегреческий философ, открывавший список семи мудрецов. Его считают отцом античной философии, созданная им милетская (ионийская) школа стала точкой отсчета для истории европейской науки. Еще в V веке до н. э. имя Фалеса было тождественно слову «мудрец», причем его мудрость трактовали и как абстрагированную созерцательность, и как практическую сметку. Именно с Фалеса, как считал Аристотель, началась история метафизики, а Евдем открывал его достижениями историю геометрии и астрономии.

Биографии Фалеса как таковой не существует — есть единичные сведения, зачастую противоречащие друг другу и носящие характер преданий. Историки могут назвать лишь единственную точную дату, имеющую отношение к его жизни: в 585 г. до н. э. произошло солнечное затмение, предсказанное философом. Что касается времени жизни, то за основу принята точка зрения, согласно которой он родился в 640-624 гг. до н. э., а промежуток, в который он мог умереть, — 548-545 гг. до н. э.

Известно, что Фалес был продолжателем знатного рода, обладателем хорошего образования, полученного у себя на родине. Впрочем, происхождение философа из Милета довольно сомнительно. Есть сведения, что он жил там не как коренной житель, а имел финикийские корни. Легенда гласит, что мудрец, будучи торговцем, предпринял за свою жизнь большое количество путешествий. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, он тесно общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпаны геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников.

По возвращении на родину у него появились собственные ученики, и для них он создал прославившуюся школу, названную Милетской. Самыми известными учениками считаются Анаксимен и Анаксимандр. Легенды описывают Фалеса личностью разносторонней. Так, он был не только философом, но и служил у Креза, царя Лидии, военным инженером. Им были созданы водоотводный канал, плотина, благодаря которым река Галес потекла в другом направлении. Сохранились сведения, что Фалесу принадлежала монополия на продажу оливкового масла. Проявил он себя и как дипломат, выступавший сторонником сплочения ионийских полисов перед лицом опасности со стороны сначала Лидии, затем Персии. С другой стороны, он был против того, чтобы жители Милета стали союзниками Креза, и это спасло город.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского. Впрочем, есть источники, которые говорят, что Фалес, любивший уединение, не стремился участвовать в государственных делах. О личной жизни сведения так же противоречивы: вместе с утверждениями о том, что мудрец был женат и имел сына, встречается информация, что он так и не обзавелся семьей, а усыновил племянника.

Ни одно из сочинений не дошло до нашего времени. Считается, что их было два — «О равноденствиях» и «О солнцеворотах», содержание которых нам известно лишь благодаря пересказу авторов, живших позднее. Есть информация, что после него осталось 200 стихотворений. Не исключено, что в письменном виде труды Фалеса вообще не существуют, и лишь из других источников складывается представление о его учении.

Как бы там ни было, именно Фалесу принадлежит заслуга формулировки двух главных проблем натурфилософии – начала и всеобщего. Философ считал, что все существующие в мире вещи и явления имеют единую основу – воду, без деления на живое и неживое, физическое и психическое и др. Как человек науки, Фалес установил продолжительность года, определил время равноденствий и солнцестояний, объяснил, что Солнце движется по отношению к звездам. Как утверждает Прокл, именно Фалесу принадлежит заслуга первооткрывателя в доказывании геометрических теорем.

Отец античной философии скончался, будучи зрителем на соревнованиях гимнастов: сказалась жара и, вероятней всего, возникшая давка.

Думал

Фалес Милетский считается одним из семи мудрецов древней Греции, группы с 7-го и начала 6-го веков до нашей эры. К. состоит из философов, государственных деятелей и законодателей, прославившихся в последующие века своей мудростью.

В процветающем греческом портовом городе Милете, его родном городе, было распространено убеждение, что события природы и человека планируются и контролируются богами Олимпа, великой семьей богов и богинь.

Кроме того, эти всемогущие сверхъестественные существа управляли судьбой человека, и хотя граждане могли умолять их и приносить жертвы, боги были сверхчеловеческими и часто мстительными.

Тем не менее, казалось, что мир следует определенному порядку, и все работало согласно воле этих божеств. Затем Фалес начинает размышлять о природе вещей в мире, их работе и причинах, и подвергать сомнению истинную силу этих богов управлять вселенной.

Однако эти вопросы и размышления созданы не из мистицизма или эксцентричности, а из разума человека, который ищет практических ответов.

Итак, согласно широкому понятию термина философия, это: любовь, изучение или поиск мудрости, или знание вещей и их причин, теоретических или практических.

По этой причине многие исторически считают Фалеса Милетского у истоков этой дисциплины.

Философ Фалес Милетский

Древнегреческий мудрец Фалес родился в Милете. Это является самой распространённой версией его рождения. Но другие источники говорят, что его родители были финикийцами. Отца Фалеса звали Экзамес, а мать – Клеобулина. Но большинство же склоняется к версии, что он был из состоятельной семьи аристократов. Родители смогли дать ему хорошее образование. Фалес побывал в разных странах: в Египте, Мемфисе, Фивах, обучался у египетских священнослужителей.

Фалес был одним из первых греческих философов. Он создал школу в городе Милете, откуда и взяла начало вся европейская наука. Он имел большой авторитет в древнем мире. О нём писал Плутарх, считая его бесполезным в политике, хотя многие его современники были не согласны с ним и считали Фалеса очень мудрым политиком. Он хорошо владел ораторским искусством. Фалес был спасителем города, убедив сограждан не вступать в союз с Крезом. По его же настоянию отдельные области Ионии объединились в федерацию со столицей в Теосе. Он был государственным человеком и пользовался большим уважением граждан. Аристотель опирался в своих трудах на высказывания Фалеса, который в свою очередь говорил, что основой всего является вода, всё возникает из неё и, когда умирает, становится снова ею. В то время это было революцией мысли.

Философ Фалес считал, что Земля – это диск, который плавает по огромному океану, не имеющему ни берега, ни края, как деревянный брусок. Землетрясения же на Земле происходят, потому что Земля, плавая по воде, качается. По его мнению, у магнита есть душа, поэтому может притягивать металл. Фалес считал, что божественная сила – это движение. Он был первым из мудрецов, кто старался объяснить явления природы не мистикой, а естественными явлениями, а боги – это просто люди. Это было очень прогрессивно в то время.

Этот античный мечтатель, идя по дороге домой, мог упасть в канаву, засмотревшись на небо. Фалес предсказал большой урожай оливок, закупил оборудование для выжимания масла из них и заработал на этом большие деньги. Об этом писал в своих трудах Аристотель. Античная философия – это детище греческого мудреца Фалеса. Личная жизнь философа осталась окутана тайной. Был ли он женат или не был – неизвестно. По некоторым данным у него был сын, которого звали Кибист, а по версии других источников – это был племянник, сын сестры. Но была ли у него сестра – это тоже остаётся загадкой. Предполагается, что Фалес умер во время Олимпиады, возможно его задавила толпа зрителей или это был тепловой удар. История об этом умалчивает.

Аристотель

Кульминацией древнегреческой философии, её самой замечательной вехой, принято считать труды философа Аристотеля. Аристотель обучался в Академии Платона и создал единый комплекс из науки, логики, политики и естествознания.

Материя, по мнению Аристотеля, то из чего сделан наш мир, сама по себе она не может ни исчезнуть, ни переродиться, так как инертна. Аристотелем созданы понятия времени и пространства. Он обосновал философию как систему знаний науки. Как и Сократа, этого мыслителя обвинили в безбожии и заставили покинуть Афины. Умер великий философ на чужбине, в городе Халкис.

Рис. 3. Бюст Аристотеля. Работа Лисиппа.

Другие биографии:

  • Погорельский Антоний

    Антоний Погорельский был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Его отец был дворянином, а мать крестьянкой. Среди родственников преобладали знатные люди, в том числе русский писатель – Алексей Толстой

  • Брюсов Валерий Яковлевич

    Брюсов считается, если не создателем русского символизма, то одним из наиболее заметных деятелей этого направления. На стыке веков, когда пришелся период творческого акме поэта многие люди создавали невероятные произведения

  • Чуковский Корней Иванович

    Настоящее имя мальчика, родившегося 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге, было Николай Корнейчуков, а отчество Васильевич он получил благодаря крестному отцу. Мать его, крестьянка из Полтавы, позднее переехала с сыном в Одессу

  • Жанна Д’Арк

    В Европе разразилась война между Англией и Францией. Именно в период столетней войны родилась спасительница французского королевства – Жанна Д`Арк.

  • Иоганн Вольфганг Гёте

    И.В. Гёте – один из самых известных поэтов, очень талантливый и всесторонне одарённый человек. Считается основателем современной немецкой литературы. Кроме огромного количества эпических и лирических стихотворений

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: