История создания, анализ стихотворения александра пушкина «узник»

СПАДИЛО.РУ

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Краткое содержание

Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.

Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.

Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.

История создания

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.

Смысл названия

Со службы в Кишиневе началась Южная ссылка Пушкина. Вдали от столичной жизни он чувствовал себя настоящим узником, положение которого можно сравнить с преступником, находящимся в тюрьме.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — стремление к свободе. В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.

При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой — «вскормленный в неволе орел молодой». Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.

«Грустный товарищ» лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв «Давай улетим!», возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.

«Вольные птицы» ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.

Бескрайние воздушные просторы, «где синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!», означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.

Проблематика

Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.

Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение «Узник» можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.

Размер, композиция и художественные средства выразительности

Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.

Пушкин использует яркие эпитеты («сырой», «кровавую», «вольные»), олицетворения («грустный товарищ … задумал», «вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер…»). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе («туда, где…»).

Чему учит автор

Стихотворение «Узник» представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен. Ирина Зарицкая | | .3k | Оценить:

Главная тема стихотворения

Стихотворение «Узник» критики и историки творчества Александра Сергеевича относят к романтическому направлению, что может показаться странным. Но, не удивляйтесь, несмотря на отсутствие взрывной юношеской и лирической подоплеки, стихотворение действительно несет мощный романтический заряд, характерный только бескомпромиссной юности, являясь тем самым горячим и необузданным романтизмом первых революционеров-декабристов, готовых во имя высокой цели расстаться с собственной жизнью.

Главной идеей «Узника» является борьба за свободу во всех ее проявлениях и уверенность в том, что волевого человека, верящего в справедливые идеалы не ограничат никакие рамки. Проведя параллель с жизнью поэта, можно утверждать, что в этом стихотворении он говорит и о своем творчестве, которое невозможно было сдержать рамками цензуры и критики.

Сюжет стихотворения состоит из трех посылов (жизнь в неволе, надежда на освобождение и наслаждение свободой), умело выстроенных на игре контрастов:

  • тюремная тоска – захватывающий полет;
  • сырая темница – безбрежное пространство;
  • закованный узник – вольная птица;
  • и, как итог, рабство и свобода.

Но, несмотря на контраст, героев объединяет общая ситуация и общие интересы – они оба стремятся к свободе и знают радость вольной жизни. Чтобы подчеркнуть ощущение «полета», поэт использует слова, невольно ассоциирующиеся с простором – море, ветер и горы, поэтому читая эти строфы, «картинка» постепенно «оживает», напоминая фильм в стиле 3D.

Кстати, «живость» сюжета достигается и благодаря невероятной динамике – поэт использует глаголы в настоящем времени и повелительное наклонение. Это превращает произведение в своеобразный призыв к действию, заставляя хотя бы на минуту задуматься о том, что свобода – это далеко не абстрактное, а вполне конкретное понятие.

Очень интересным является и переход от безысходности, даже, некой безучастности «зрителя» к эмоциональному накалу и активности, хотя, как всем понятно, ситуация для узника и орла не изменилась. Но ясно одно – свободолюбивого орла и его «товарища»-узника не остановят застенки царского каземата – едва дождавшись случая, они освободятся. Хотя, следует отметить, образ орла прорисован более четко, ведь именно он в этом тандеме является ведущим, подталкивая узника принять единственно возможное решение и пробуждая в нем желание оказаться на воле.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин написал множество стихов на тему дружбы. Несомненно, эта тема играла важнейшую роль в его жизни. Я бы сказала, что это редкий дар, иметь огромное количество друзей и быстро завоёвывать их доверие. Одно из своих блестящих стихотворений Пушкин посвятил близкому другу лицеисту И. Пущину. Стихотворение написано поэтом 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране ходят его запретные «вольные» стихи. В Одессе поэт вступил в конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – село Михайловское. Пущин первым из друзей Пушкина посетил его в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, последний день проведенный вместе. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и очень хотел повидать Пушкина, проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! «Пущину» — это небольшое лирическое стихотворение, состоящее из двух пятистиший. Жанр — послание, характер — дружеское письмо. Главный герой произведения — сам автор. В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к другу, которого он очень любил и ценил со дня их первой встречи: «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему товарищу. Эти строки передают сильное переживание Пушкина за судьбу друга и желание поднять его дух хоть чем-то хорошим. В общем, это произведение- это тоска о товарище и предчувствие, что они больше никогда не увидятся. Стихотворение написано ямбом. Во второй части присутствует художественный прием — анафора: «Да голос.… Да озарит…» Я выбрала тему дружбы в лирике Пушкина, потому что она мне очень близка. Я ценю своих друзей. И надеюсь, когда пройдет много лет, я буду верна своим школьным друзьям так же как и А. С. Пушкин.

11074

человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

«Узник», анализ стихотворения Александра Пушкина

Стихотворение «Узник» Пушкин написал в кишиневской ссылке в 1822 году. Молодой поэт был сослан за вольнодумство в отдаленную южную провинцию. Пыльные степи, жара, скука и однообразная работа в канцелярии сильно угнетали молодого человека. Окна в доме, где жил Пушкин, были забраны решетками, а губернатор Инзов, который присматривал за неблагонадежным поэтом, частенько сажал его под домашний арест. Впрочем, это делалось в интересах вспыльчивого Александра Сергеевича. Известно, что именно в Кишиневе произошло большинство дуэлей поэта.

Развлечений в городе практически не было, зато там находился огромный острог. Пушкин часто посещал его и беседовал с арестантами. Во дворе острога поэт видел двух молодых орлов, прикованных за лапы. Исследователи пушкинского творчества отмечают, что в это время Александр Сергеевич сблизился с будущими декабристами, идеи которых наверняка повлияли на мироощущение поэта. Пушкин горячо также приветствовал освободительное движение балканских народов от турецкого владычества, которое широко развернулось на юге. Все эти впечатления и вылились в удивительный по силе гимн свободе – стихотворение «Узник» .

Это произведение относится к романтическим стихотворениям Александра Сергеевича. Оно состоит всего из двенадцати строк, написанных амфибрахием с парными рифмами, и разделено на три части. Здесь нет привычного для Пушкина контраста между фрагментами, хотя произведение полностью построено на противопоставлении свободы и рабства. Сюжет развивается согласно схеме: тоска в темнице – надежда на освобождение – радость вольной жизни.

В первой строфе жизненное пространство героя ограничено тесной тюремной камерой и небольшой площадкой за ее окном. В заключительном четверостишии перед героем раскрывается весь мир: бескрайний морской простор и величественные горы, чьи вершины теряются в облаках. Вторая строфа является переходной. Обилие в ней глаголов (клюет, бросает, смотрит) усиливает мотив безысходности в начале стихотворения. Заканчивается «Узник» страстным призывом к воле.

Динамику сюжета подчеркивает глагольный ряд: «сижу» (в первой строфе), «давай улетим» (во второй строфе) и «гуляем» (третья строфа). В результате оптимистичная заключительная часть стихотворения резко отличается от его мрачного начала, хотя понятно, что свобода пока не стала реальной. Она существует лишь в воображении человека.

Герои произведения – узник и орел. Общность их стремлений неоднократно подчеркивается автором. Узник называет птицу «товарищем» и предполагает, что у них единый замысел – вырваться на волю. Орел призывает своего «брата» улететь на просторы и признает родство с узником – «мы вольные птицы». Повышают эмоциональный накал текста олицетворения: орел зовет взглядом, «вымолвить хочет» .

Повторение слова «пора» в заключительном четверостишии усиливает призыв к освобождению. Последние строки стихотворения начинаются одним и тем же словом «туда». которое еще больше подчеркивает стремление героев к вольной жизни. Интересно, что само слово «свобода» Пушкин здесь не использовал.

Стихотворение «Узник» пронизано символами свободы. орел, море, горы, ветер. Даже решетка и темница воспринимаются лишь как временные атрибуты. Ведь речь идет не только о заточении в тюрьме. Смысл произведения намного глубже. Пушкин показывает, что свободолюбивый дух человека (поэта) невозможно удержать в клетке условностей и запретов. Он вырвется на волю даже в том случае, если сам узник останется в камере.

Для создания гнетущей тюремной атмосферы поэт применяет единственный эпитет – «сырой». но в сочетании со словом «темница» он дает сильный эффект. Читателю сразу представляется тесное, темное и сырое помещение тюремной камеры. Строка «вскормленный в неволе орел молодой» обладает не менее сильным воздействием. Ведь орлы – свободолюбивые птицы и очень тяжело переносят неволю. Их стремление вырваться из заточения – естественно. Орел не признает себя побежденным и копит силы, чтобы в подходящий момент освободиться из плена.

Во времена Пушкина и позже многие видели в «Узнике» призыв к свержению крепостного строя и даже самодержавия. Показательно, что стихотворение стало популярной народной песней – настолько его образы близки к фольклору.

6 класс

Литературные средства

Тема небольшого стихотворения «Узник» А.С.Пушкина – неволя, плен. Желание улететь, вырваться из клетки – основной лейтмотив.

Свобода, желание ее обрести скрыто за каждым словом, наружу прорываются лишь чувства. Само слово остается под запретом.

Чем пользуется автор для написания поэтического текста, какие средства поэзии использует?

Олицетворение

Такие средства встречаются в конце: гуляет ветер. Можно ощутить дуновение свободного ветра, теплого и свежего, как дыхание природы. Вольный ветер как душа человека рвется туда, где ей комфортно и легко.

Сравнение

Такой способ позволяет увидеть противоречие: клетка – воля, решетка – свобода. «Вскормленный в неволе орел молодой» завидует тому, кто питается естественной пищей. Росли птицы по-разному, но желают одного: полета за тучи, за горы.

Эпитеты

Образные выражения помогают представить все состояние, которое стремится передать автор. Угрюмость, безрадостность существования подневольного человека, состояние ограничения в свободе. Эпитеты:

  • в темнице сырой,
  • кровавая пища,
  • орел молодой.

Птице нужна свобода, полет. Но и человек внутри птица. Он летает в мечтах, создает желания и невообразимые полеты мыслей.

Другими эпитетами в стихотворении «Узник»: «морские края» передаются светлые мечты, создается контраст с кровью и грустью начальных строк.

Недосказанность

Многоточие встречается в конце: «лишь ветер… да я!». Сложно и в то же время легко представить себя одного среди пустующего синего неба, где ветер гонит облака, освобождая места для полета человеческих мыслей.

Средства выразительности А.С.Пушкина в «Узнике» помогают понять, какой силой обладает слово, как обычным выделением звука можно унести читателя за облака, отвлечь от тягостных мыслей, направить к мечте и исполнению желаний.

ОГЭ ЕГЭ Литература. А.С.Пушкин Узник (1822)

А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник».

Проблематика

Многие критики уверены, что стихотворение «Узник» обладает сильнейшим романтическим настроением, которое характерно для юного возраста поэта. На момент написания этого произведения Пушкину было всего 22 года.

Каждая строчка передает схожесть с судьбой самого поэта. Он необыкновенно страдал в период ссылки, которая ограничивала его свободу. Писатель находился под постоянной слежкой, которая препятствовала его творчеству и повергала в уныние.

  • Свободы – это направление считается одним из главных в творчестве Пушкина. Эта тема очень детально описывается в стихотворении «Узник». Главный герой страдает от несвободы. При этом читатели могут воспринимать его состояние как моральные границы, в которые человек вгоняет сам себя, и как заточение, направленное на лишение свободного перемещения. Автор показывает образ героя, которому не хочется находиться в заключении. Мысли о свободе больше всего беспокоят персонажа.
  • Философская – тоже прослеживается в тексте. Тут речь идет о физической и моральной свободе. Орел, который вырос в заточении, не сможет улететь. Свободолюбивая птица закована в рамки собственных привычек. При этом с лирическим героем дела обстоят совершенно иначе. Он привык к свободе, потому ему сложно выдерживать вынужденное заточение.
  • Одиночества – еще одна важнейшая тема. Поэт создал это произведение вдалеке от близких. Это повлияло на образ персонажа, который был близок по духу самому писателю. Герой ощущает одиночество. Его единственным другом является молодой орел. Птица – существо, в котором удается отыскать хоть какую-то поддержку.

Большое значение при анализе произведения имеет изучение его проблематики. Там поднимаются следующие вопросы:

  • Принятие собственной участи. Эта проблема хорошо описана Пушкиным. Молодой орел смирился с собственной неволей. Он сидит около окна главного героя, а потому может без труда улететь на волю. Птицу не ограничивает клетка. Но она привыкла к неволе. Человеку наоборот хочется убежать, покинуть сырую темницу. Его непокорный характер не позволяет привыкнуть к неволе. Главному герою не хочется принимать ситуацию, которая сложилась. В его сердце еще имеется луч надежды.
  • Несоответствие реальности фантазиям. В стихотворении хорошо описывается романтическое двоемирие. Герой заточен в сырой темнице, но хочет быстрее сбежать. Все его мечты и помыслы направлены на получение свободы. Потому персонаж представляет свободную стихию, горы, ветер. Место, в котором находится лирической герой, сильно отличается от его картины мира. Однако это еще больше раззадоривает бунтующие настроения персонажа, заставляя его верить в лучшее.

Композиция

Произведение «Узник» состоит из трёх катренов. Повествование в стихотворении линейное.

  1. В первом четверостишии лирический субъект наблюдает за поведением молодого орла, который был вскормлен в неволе. Читатели видят, что герой находится «в темнице сырой». Он так же несвободен, как и гордая птица, клюющая кровавую пищу.
  2. Из второго четверостишия мы узнаем о бунтующем характере лирического субъекта. Персонаж проводит параллели между своей участью и судьбой орла. Ему кажется, что птица тоже хочет улететь, навсегда обрести свободу. В данном катрене появляются черты психологизма. Мы видим, как герой по-своему интерпретирует взгляд птицы. Лирический субъект верит, что не только он один испытывает душевные терзания из-за вынужденного заточения.
  3. Слова, которые жаждет вымолвить орёл в третьем четверостишии, отражают внутренний монолог героя, его мысли о побеге на волю. Данный катрен становится самым значимым, ведь в нём выражаются истинные переживания бунтующей души человека.

Идеальный мир, в который хочет сбежать персонаж, является отображением его представлений о первозданной свободе. Бескрайним морем невозможно управлять, стихия сама решает, как ей поступать. Вольный ветер нельзя подчинить. Белые горы возвышаются над всем окружающим пейзажем, они прекрасны в своей молчаливой неподвижности.

Средства речевой выразительности

Тексты Александра Сергеевича Пушкина всегда изобилуют многочисленными тропами, которые делают произведения более художественными, красивыми

Средства речевой выразительности помогают поэту акцентировать внимание читателей на определённых образах и деталях. Посмотрим, какие оттенки звучания придают стихотворению «Узник» использованные автором приёмы

С самой первой строчки текста мы встречаемся с инверсиями. В начальном катрене поэт выделяет слова «молодой» и «под окном», тем самым показывая нам, что орёл, которого видит лирический субъект, обладает всем необходимым для того, чтобы улететь на волю. Птица не заперта в клетке, у неё есть запас сил и жизненно необходимой энергии. Однако «грустный товарищ» не может покинуть описываемое в произведении место, ведь он там вырос.
Александр Сергеевич Пушкин выносит существительное «окно» в конец строки и во втором четверостишии. Меняется лишь использованный поэтом предлог. Лирического героя и молодого орла разделяет только одно окно. Они находятся практически рядом. Птица и человек несут похожую ношу, не могут выбраться на волю. Персонаж чувствует, что их с орлом что-то роднит. Он называет птицу своим «грустным товарищем».
Кроме того, в первом катрене появляется такой приём, как аллитерация. В последних двух строчках он выделяет звук «к», придающий стихотворению особое звучание.
Произведение «Узник» строится на сильной антитезе. Сырая темница, полностью закрытое пространство, противопоставляется горам, морю и ветру, у которых нет никаких границ. Так поэт ещё раз обыгрывает конфликт свободы и несвободы.
Как мы уже отмечали в других пунктах анализа, прямая речь в тексте, слова, которые хочет вымолвить орёл, являются мыслями лирического субъекта, его внутренним монологом. В последней строке второго четверостишия и первой строчке третьего катрена читатели могут увидеть анжамбеман. Автор делит высказывание на несколько частей, выделяя слово «улетим» (основная мысль, тревожащая героя).
Восклицательные конструкции, использованные в монологе, увеличивают эмоциональность текста.
Когда поэт рисует картину идеального мира для своего персонажа, создаёт первозданный пейзаж, он прибегает к троекратной анафоре. Этот приём показывает читателям, насколько сильно «узник» хочет сбежать из заточения, оказаться свободным.
Кроме того, во втором четверостишии появляется сравнение. Орёл, словно разделяет проблему, «задумывает одно» с лирическим субъектом

Мы ещё раз обращаем внимание на то, как перекликаются образы птицы и человека.

Все перечисленные выше тропы помогают Александру Сергеевичу Пушкину раскрыть основной замысел произведения «Узник», придать повествованию художественную окраску и более детально раскрыть основные темы и проблемы текста.

Основная идея

Анализируемое стихотворение очень метафорично. Оно отображает душевное состояние Александра Сергеевича Пушкина во время его южной ссылки. Сам поэт ощущал себя узником, который не мог вернуться в любимый город, встретиться с близкими и друзьями. Творец стремился выплеснуть все мысли и чувства на бумагу, тем самым облегчив свои душевные терзания.

В произведении Александр Сергеевич Пушкин говорит о том, что не нужно саму ограничивать себя, придумывать несуществующие рамки

Важно не забывать о надежде, не опускать руки, смерившись с печальной участью. Человеческие проблемы временны, они рано или поздно закончатся, перестанут нас волновать

Таков смысл стихотворения «Узник».

Главное никогда не сдаваться и помнить, что зачастую свобода — это лишь наше мировосприятие. За стенами темниц всегда существуют белые горы, морские края и вольный ветер. Мы должны стремиться к свободе, а не к жизни, полностью состоящей из ограничений. В этом главная мысль стихотворения «Узник».

Узник обстоятельств

Безусловно, придать многогранности и разноречивости стихотворению в плане толкования мог только такой мастер слова, как Пушкин. «Узник» мог быть написан молодым поэтом и под влиянием жизненных обстоятельств. По дороге к месту ссылки в Кишинев Александр Сергеевич 3 недели прожил у своих знакомых – в семье Раевских, обосновавшихся на Южном берегу Крыма.

Этот период жизни запечатлелся в памяти поэта как самые счастливые дни, когда он мог в полной мере насладиться красотой крымского пейзажа и приятным общением с единомышленниками и друзьями. Кишинев после Крыма показался Пушкину унылым и неприглядным — его стала окружать выжженная солнцем степь, а вместо друзей общаться приходилось с заносчивыми и чванливыми молдавскими аристократами. Пушкин – узник обстоятельств, в которых вынужден был оказаться. Он действительно почувствовал себя пленником. Ощущение одиночества, однообразия и несвободы, зависимость от начальства, отсутствие друзей — все это трудно переносил свободолюбивый Пушкин. Узник — тема, навеянная самой жизнью 23 летнего молодого человека.

Литературные средства

Свобода, желание ее обрести скрыто за каждым словом, наружу прорываются лишь чувства. Само слово остается под запретом.

Чем пользуется автор для написания поэтического текста, какие средства поэзии использует?

Олицетворение

Такие средства встречаются в конце: гуляет ветер. Можно ощутить дуновение свободного ветра, теплого и свежего, как дыхание природы. Вольный ветер как душа человека рвется туда, где ей комфортно и легко.

Сравнение

Такой способ позволяет увидеть противоречие: клетка – воля, решетка – свобода. «Вскормленный в неволе орел молодой» завидует тому, кто питается естественной пищей. Росли птицы по-разному, но желают одного: полета за тучи, за горы.

Эпитеты

Образные выражения помогают представить все состояние, которое стремится передать автор. Угрюмость, безрадостность существования подневольного человека, состояние ограничения в свободе. Эпитеты:

  • в темнице сырой;
  • кровавая пища;
  • орел молодой.

Птице нужна свобода, полет. Но и человек внутри птица. Он летает в мечтах, создает желания и невообразимые полеты мыслей.

Другими эпитетами в стихотворении «Узник»: «морские края» — передаются светлые мечты, создается контраст с кровью и грустью начальных строк.

Недосказанность

Многоточие встречается в конце: «лишь ветер… да я!». Сложно и в то же время легко представить себя одного среди пустующего синего неба, где ветер гонит облака, освобождая места для полета человеческих мыслей.

Средства выразительности А.С.Пушкина в «Узнике» помогают понять, какой силой обладает слово, как обычным выделением звука можно унести читателя за облака, отвлечь от тягостных мыслей, направить к мечте и исполнению желаний.

ОГЭ ЕГЭ Литература. А.С.Пушкин «Узник» (1822)

А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник».

Средства выразительности

Используя классические художественные приемы, Пушкин создает и настроение, и атмосферу. В стихотворении употреблены такие тропы:

  • Эпитеты –“засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.
  • Метафоры – “душа наполнилась мечтой”, “сорван рукою”, “лесная тень”.
  • Сравнение – “как сей неведомый цветок”.

Александр Сергеевич, который в период написания находился в глубоком душевном кризисе, не дает точных ответов на заданные им же самими вопросы. Но образ цветка, который символизирует любовь и жизнь с одной стороны и печальную разлуку с другой, дает возможность читателю найти свои. Лирическая грусть и нежность, которые переполняют сердце поэта, переданы удивительно точно.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Родная земля» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, смысл, история создания, размышления

Следующая

Анализ стихотворений«Друзьям» анализ стихотворения Блока по плану кратко – рифма, тема, жанр

Жанр, направление, размер

Жанр пушкинского «Узника» — лирическое стихотворение

Внимание читателей полностью сосредоточено на мыслях, чувствах и переживаниях героя. Лирический субъект в произведении выступает в роли художественного двойника автора, отражает ощущения поэта от окружающей его действительности

Данный жанр редко подразумевает детальное описание значимых событий, он больше похож на абстрактную зарисовку, сделанную под воздействием определённого эмоционального состояния.

Стихотворение «Узник» Александра Сергеевича Пушкина можно отнести к романтическому направлению. Произведение затрагивает темы духовной и физической свободы. В тексте возникает романтическое двоемирие. Лирический субъект хочет стать вольным человеком. Читатели видят бунт против сдавливающих рамок привычной действительности, что является одной из характерных черт озвученного выше направления

Кроме того, творец уделяет особое внимание внутреннему миру героя, его переживаниям, душевному порыву

Стихотворение «Узник» написано амфибрахием, трехсложной стопой, в которой ударный слог находится между двумя безударными. Данный размер не очень часто использовался Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт отдавал предпочтение лёгкому двусложному ямбу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: