Красота артиллерии: тайны царь-пушки

Почему именно семнадцать чисел

17 секторов на циферблате были выбраны неслучайно / Фото: zhiznteatr.mirtesen.ru

Пришло время поговорить об «изюминке» этих старинных часов, которая и отвечала за их уникальность, делала механизм именно «русским». Почему не 12, а 17 секторов. На самом деле выбор именно такого их количества был неслучайным.

Каждый час дня сопровождался ударом колокола / Фото: yandex.ua

В России тогда время считалось по ночным и дневным часам. На московской широте продолжительность наиболее короткой ночи была 7 часов, а самого большого дня – 17. Именно это основоположник и отобразил на изделии.

Принцип работы был простой. После восхода солнца часовщики ставили циферблат в такое положение, чтобы стрелка была направлена на 17. Спустя час стрелка была на «1», а значит это был «первый час дня». Сопровождалось действие ударом колокола.

22 июня (наиболее длинный день) циферблат самостоятельно передвигался до сектора 17, после чего приходила ночь. Окончание ее приходилось на сектор с числом 7. Часовщики снова устанавливали вручную часы на число 17, как только появлялись первые солнечные лучи.

На смену сгоревшим старинным часам пришли привычные всем классические / Фото: yandex.ua

Чтобы можно было учесть все изменения в длительности ночи и дня на протяжении года, каждые две недели в часовые показания вносилась поправка в один час. Существует мнение, что в целях напоминания один раз в четырнадцать дней звучал специальный колокольный звон.

На смену бесследно исчезнувшим в огне часам в 1704 г. пришло уже классическое устройство со стандартным внешним видом и двенадцатью секторами. Эти часы в Амстердаме заказал Петр I. Таким образом произошло упразднение «русского» разделения счета времени, ночного и дневного. И в этом заслуга первого российского императора.

Тайна царь-пушки

Это достаточно сильное артиллерийское орудие средних веков. Однако, взглянув на него и на расположенные рядом ядра, становится ясно, что стрелять из такого оружия просто невозможно. Так что же это за орудие, выставленное на обозрение: бутафория или нет? Сразу стоит сказать, что 4 чугунных ядра, сложенные пирамидой возле подножья пушки, выполняют сугубо декоративную функцию. Внутри они полые, вес одного такого ядра – 1970 кг, а вес каменного – 0,819 т. Стрелять с такого лафета и использовать чугунные ядра невозможно физически, так как пушку, скорее всего, разорвало бы. Кроме того, ни о каких испытаниях царь-пушки и боях с ее участием документов не сохранилось. Поэтому сегодня вокруг назначения орудия возникает много противоречий.

Много военных и историков считали до ХХ века, что это дробовик, то есть орудие для картечи, состоявшей в тот период из мелких камней. В 1930 г. большевики приняли решение величать дробовик пушкой. Сделали они это для повышения «звания» пушки, с целью пропаганды.

Тайну этого экспоната раскрыли лишь в 1980 году, когда его нужно было реставрировать.

Пушка была снята с лафета и помещена на большой трейлер при помощи большого автокрана. Затем оружие отвезли в Серпухов, где и произвели его реставрацию. Одновременно с ремонтными работами специалисты из Артиллерийской академии осмотрели экспонат, сделали соответствующие замеры но отчет так никто и не увидел. Однако сохранившиеся черновики позволяют сделать вывод, что царь-пушка совсем и не пушка.

Секрет орудия кроется в его устройстве. В самом начале диаметр канала, в который помещается метательный снаряд, составляет 90 см, а в конце – 82 см. На расстоянии 31,9 см канал конусообразный. Далее — зарядная камора. Диаметр в начале – 44,7 см и в конце 46,7 см. Длина такой каморы составляет 173 см. Характерным является плоское дно. В связи с этим было заявлено, что царь-пушка – обыкновенная бомбарда, предполагающая стрельбу каменными ядрами. Пушкой принято называть орудие, длина ствола которого более 40 калибров. А это орудие имеет длину всего четыре калибра, столько же у бомбарды. Как дробовик такое орудие крайне неэффективно.

Бомбарды представляют собой стенобитное орудие больших размеров, разрушающее крепостную стену. Лафет для них не использовался, так как ствол просто закапывали в грунт, а рядом для артиллерийского расчета выкапывали два окопа, так как подобные орудия часто разрывались. Скорострельность такого оружия до 6 выстрелов в день.

При исследовании канала орудия были найдены частички пороха. Это говорит о том, что пушка хоть один раз, но стреляла. Конечно, это мог быть пробный, так сказать испытательный выстрел, так как пушка не покидала пределы Москвы. И в кого в черте города из нее могли бы стрелять? Еще одним опровержением использования орудия является отсутствие в стволе каких-либо следов, в том числе продольных царапин, оставляемых каменными ядрами.

Легенда о царь-пушке и самозванце Лжедмитрии

Согласно легенде, царь-пушка, все же, выстрелила. Случилось это один раз. После того, как самозванца Лжедмитрия разоблачили, он пытался бежать из Москвы. Но по дороге был жестоко убит вооруженным отрядом. На следующий день после погребения труп был найден около богодельни. Его закопали еще глубже, но спустя время, тело опять появилось, но уже на другом кладбище.Люди говорили, что его земля не принимает. Было принято решение сжечь тело. После этого пепел смешали с порохом и выстрелили из царь-пушки в сторону Польши – откуда пришел Лжедмитрий.

Но это только легенда, поэтому нам остается лишь созерцать и гордиться этим ценнейшим экспонатом.

Год 7094, отлитый на пушке, у многих вызывает удивление. Дело в том, что в XVI столетии летоисчисление в России велось от «Сотворения мира». Более привычное нам летоисчисление от Рождества Христова было введено Петром I лишь в конце XVII века.

Отливал царь-колокол знаменитый мастер Андрей Чохов. Сохранились семь его работ — четыре артиллерийских орудия и три колокола. Две пушки находятся в Швеции, одна — в Санкт-Петербурге.

Собственно Царь-пушка — это бронзовый, покрытый патиной времени ствол. Его размеры колоссальны: масса орудия составляет 40 тонн (2400 пудов), длина ствола 5 м 34 см, калибр — 890 мм. Пушка установлена на позднем декоративном лафете, отлитом из чугуна в 1835 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге. Тогда же были отлиты и 4 декоративных ядра. Декоративный лафет был выполнен по рисункам архитектора Александра Павловича Брюллова, брата знаменитого живописца Карла Брюллова. Лафет отливали используя также чертежи Питера Яна де Витте. Масса лафета составляет 15 тонн, каждое из 4-х декоративных ядер весит 1 тонну. Эта информация взята из книги о Московском Кремле, написанной сотрудниками музея-заповедника. Да и у лафета, с южной стороны, табличка об этом имеется. Упоминаю об этом в связи с тем, что в интернет-источниках почему-то встречается непонятно откуда взятая цифра 1,97 тонны.

Московская Царь-пушка действительно является крупнейшим средневековым орудием в мире. Знаменитая «Безумная Грета» или «Большой красный дьявол» из Гента, созданная в начале XV века, весит лишь 16,4 тонны, её калибр почти вполовину меньше калибра Царь-пушки и составляет 640 мм, зато ствол немного длиннее: 5 м 50 см. Название «Безумная Грета» восходит к фламандскому фольклору. Одноимённая героиня повела женское войско грабить… ад! Второе название связывают с историческим красным цветом орудия.

Не менее известна и шотландская пушка по прозвищу «Монс Мег». Её размеры значительно меньше нашей Царь-пушки. «Монс Мег» весит всего лишь 6,6 тонны, её длина 4 м 60 см, а калибр — 520 мм. «Монс Мег» сделали в 1449 году в Монсе на территории нынешней Бельгии, а затем преподнесли в дар королю Шотландии. Пушка установлена в Эдинбургском замке и служит одним из символов Шотландии. С московской Царь-пушкой связано немало загадок. Хорошо известно, что первоначально пушка не имела лафета и стояла на специальном деревянном станке напротив Спасских ворот Кремля неподалёку от Лобного места, как я уже сказала. Cчитается, что Царь-пушка никогда не стреляла. Во время реставрации XIX в её стволе были найдены остатки литейной формы, которая была выполнена из особой просеянной земли. При первом же выстреле эти остатки неминуемо должны были сгореть. Однако специалисты Военно-инженерной академии им. Дзержинского, осматривавшие пушку во время реставрации 1977-80 гг, утверждали, что минимум один выстрел из Царь-пушки всё-таки был сделан.

Точно неизвестно, а пушка ли это? Дело в том, что по устройству канала ствола её можно отнести к мортирам — орудиям навесного боя. Некоторые называют Царь-пушку бомбардой, подобно «Безумной Грете» и «Монс-Мег». Но к термину «бомбарда»,т.е

средневековое орудие, вообще следует относиться с большой осторожностью

А еще Московский Кремль известен одной из своих самых заметных исторических достопримечательностей – Царь-колоколом.

Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом.Безусловно, Царь-колокол – лучшая и самая монументальная их работа, однако Моторины отлили множество других колоколов и свыше 10 пушек. Причем не только для храмов российской столицы – колокола их работы, например, можно увидеть в Петербурге и Киеве.

Тайна Царь-пушки

Отсутствие документального подтверждения участия пушки в бою или проведения испытательной стрельбы, послужило причиной для продолжительных дебатов. Военные и исторические исследователи XIX, начала ХХ вв., преимущественно считали её боевым орудием.

До сих пор неизвестно, стреляла ли Царь-пушка когда-либо

Другие исследователи полагают, что Царь-пушка стреляла, хотя бы один раз. О чём может свидетельствовать клеймо мастера внутри ствола, которое позволялось ставить только после испытательного залпа. Их оппоненты опровергают возможность выстрела, остатками бронзы в камере ствола, которые после стрельбы там не остаются. Подкрепляя позицию очевидным заключением, отсутствием отверстия для запала.

Царь-пушка (история кратко описывает события, затрагивающие эксплуатацию орудия, поэтому на сегодня сохранилось мало фактов про памятник) после изготовления была установлена как оборонительное оружие против крымских татар. А, по историческим событиям, известны факты использования в битвах орудий, в частности бомбард, со слегка уступающим калибром.

В таблице предоставлены краткие данные других крупнокалиберных боевых бомбард:

Pumhart von Stey

Название Вид Калибр Дата изготовления Страна
Pumhart von Stey Бомбарда 820 начало XV века Габсбурги, Австрия
Faule Mette (Ленивая Метта) Бомбарда 735 1411 Германия Брауншвейг
Безумная Грета Бомбарда 660 XIV в Город Гент, Священная Римская империя
Базилика Бомбарда 650 1464 Османская империя
Faule Grete (Ленивая Грета) Бомбарда 520 1409 Государство Тевтонского ордена
Mons Meg Бомбарда 520 1449 Бургундское герцогство
Неизвестно Бомбарда 510 1480 Госпитальеры Орден Святого Иоанна

При том, что отливали их ещё раньше, почти на 100 лет. Раз так, то и Русский дробовик мог стрелять, но не пришлось.

Faule Mette

В пользу того, что пушка была изготовлена боевым орудием, а не бутафорией, указывает то, что при приближении войска татар в 1591 г., её приводили в боевую готовность, вместе со всей столичной артиллерией. Установив защищать главные кремлёвские ворота.

Краткая история

Многие слышали о Царь-пушке еще в детстве. В книгах это орудие называли Великаном Московского Кремля. С момента своего появления на свет она не перестает поражать своей красотой, силой и могуществом не только детей, но и взрослых.

Царь-пушка в Кремле отливалась на Пушечном дворе, литейщиком Андреем Чоховым. Состоялось это событие в 1586 году. Изначально ствол пушки поместили на деревянном раскате неподалеку от Лобного места . Позднее бревенчатые раскаты заменили надежными каменными.

Огромный вес делал её перевозку крайне проблематичной. Но с этой задачей удалось справиться при помощи 200 лошадей, которые тащили тяжеловесное оружие по бревенчатому настилу. Для удобства транспортировки на стволе с каждой стороны смонтированы четыре специальные скобы для закрепления канатных полос.

Пушку несколько раз переносили в разные места Кремля. После окончания строительства Кремлевского дворца съездов, орудие перенесли на новое место — Ивановскую площадь.

Сегодня Царь-пушка находится рядом с собором Двенадцати Апостолов на декоративном спецлафете, изготовленном гораздо позднее самой пушки в 1835 году на заводе Берда, в Петербурге.

Считается, что орудие создавалась для обороны Кремля, но современные исследователи уверяют, что Царь-пушка не справилась бы с возложенной на нее миссией. Из-за своих габаритов и особенностей конструкции она годится только для разрушения толстых крепостных стен.

По мнению историка Алексея Лобина, по своей конструкции Царь-Пушка и не пушка вовсе, а бомбарда. О чем говорит длина ствола — 3,4 калибра, что является эталонным соотношением для бомбард того времени, в то время как у классической пушки длинна ствола обычно превышает 40 калибров.

Перед пушкой сложены полые чугунные ядра, отлитые в 1835 году. Каждый снаряд весит почти две тонны. Правда, стрелять такими ядрами пушка не в состоянии — из-за их огромного веса пушку, скорее всего бы просто разорвало. Поэтому носят они исключительно декоративную функцию. По расчётам специалистов пушка могла стрелять каменными ядрами весом не более 1 тонны либо картечью.

Стреляла ли царь-пушка хоть раз?

Считается, что царь-пушка никогда не стреляла, а изготовлена была для того, чтобы наводить страх на иностранцев. Она должна была вселять страх во всех врагов, в том числе и предводителей крымских татар.

В 1980-х годах группа реставраторов пришла к выводу, что стрелять пушка никак не могла, о чём говорили наплывы и неровности в стволе, а также отсутствие следов зачистки после отливки орудия. Также не было сделано затравочное отверстие.

Есть и другая версия согласно которой, в канале пушки обнаружились частицы пороха, а значит, из бомбарды всё-таки стреляли как минимум один раз.

Оформление

Бомбарда и лафет декорирован литыми узорами и орнаментами. На стволе по бокам установлены крепления для транспортировки. С правой стороны изображен сидящий верхом на коне князь Федор Иванович. На голове у него корона, а сверху имеется надпись, описывающая личность правителя. Бытует мнение, что благодаря изображению Федора Ивановича, легендарная Царь-пушка получила такое название. Другая версия утверждает, что название у орудия связано исключительно с его большими размерами.

Дабы увековечить имя литейщика, на орудии сделали надпись: «Над созданием пушки трудился литец пушечный Чохов Андрей».

Копии Царь-пушки

Царь-пушка на протяжении всех лет своего существования влюбляла в себя многих литейщиков. В 2001 году в Удмуртии изготовили точную копию орудия. Вес его составил 42 тонны, а вес ядра — 1,2 тонн. Копию эту торжественно подарили Донецку (Украина).

Есть и в Перми копия Царь-пушки. Орудие это относится к категории боевых. Его активно испытывали. Поэтому было сделано больше 300 выстрелов ядрами, а также бомбами, дальность полета которых составляла 1,5 км. Пермская Царь-пушка изготовлялась для Кронштадта, чтобы со стороны морской части надежно защищать северную столицу нашей страны.

Копии Царь-пушки и названные в ее честь памятники также есть в Йошкар-Оле и Ижевске.

Развитие артиллерии в России

Пушка появилась в 14 веке, когда изобрели порох. Первое огнестрельное оружие отличалось несовершенством конструкции из-за невысоких технических возможностей. У пушек были железные стволы. Порох представлял собой темную пасту, а патрон выглядел как емкость с рукояткой, его фиксировали в стволе при помощи клиньев. Патроны нередко взрывались при выстреле, серьезно травмируя осколками находящихся поблизости людей, если те не успели спрятаться.

В 15 веке порох стал выглядеть как сыпучая субстанция. Ее всыпали в ствол через дуло, тщательно утрамбовывали. Ядро, предварительно обернутое ветошью, вталкивали в пушку, пока оно не соприкоснется с порохом. По мере развития технологии производства артиллерийских орудий увеличивался калибр.

Орудия значительного калибра, использовавшиеся для разрушения крепостных стен, получили название «бомбарды». Это название применимо и к Царь-пушке.

В России эпоха артиллерии началась в 16 веке. В начале 18 века числилось аж 9500 артиллеристов. Орудия начали отливать посредством формы, состоящей из 12 элементов, или имеющую продольный разъем. Формовали пушку в горизонтальном положении. Формовочная заготовка была деревянной, предназначенной для многократного использования. Возводились заводы, где отливали оружие, и постройки, где делали и хранили порох.

Внешний вид старинных часов

Ранее в России использовалась другая система исчисления / Фото: chrome-effect.ru

В России до прихода на трон Петра I использовалась совершенно другая система исчисления – кириллическая. В ней все числа записывались не так, как мы привыкли, а буквами. Можно было увидеть и глаголицу, но принцип аналогичный. Что же касается наших часов с башни, то здесь числа писались в два ряда: один ряд – кириллические символы, второй – арабские.

Первые часы создал Христофор Галовей / Фото: ruxpert.ru

Их создателем в 1624 г. стал Христофор Галовей, инженер из Англии. Уже в 1628 г. после пожара их пришлось реконструировать. Восстановление часов проводились и позже, причем причина была та же, что и в случае с первой реконструкцией.

Как и все такие механизмы в России, кремлевские часы жители других стран называли именно «русскими». То, какой внешний вид они имели, и в то время у многих вызывало удивление, недоумение. Что касается Галовея, то он пояснял такое решение с юмором.

Он говорил, что русские вообще особенные, поступающие нетрадиционно, как принято во всем мире, поэтому и все, что они производят, должно быть совершенно иначе сделано. Циферблат в механизме был окрашен лазоревой краской. Это являлось символом неба. Сверху была роспись золотом и серебром в виде солнца, звездочек, луны.

В первых часах двигалась не стрелка, а циферблат / Фото: yandex.ua

Привычных для нас стрелок не наблюдалось. Их заменяла неподвижная одна стрелка в верхней части циферблата. Она имитировала солнечный луч. Самое интересное, что в этом случае движущимся был именно циферблат. Он выполнял вращение вокруг этой одинокой часовой стрелки.

Первый вариант часов отличался необычным разделением на два разных по размеру сегмента, и 17 вместо 12-ти, как мы привыкли, секторов. У каждого из секторов была собственная буква и число, которое соответствовало ей. Между этими числами были «получасия» – точки.

Фроловские часы (когда-то башня называлась не Спасской, а Фроловской) того времени можно увидеть сейчас на зарисовке посла Австрии Мейерберга, сделанной в 1661 г. Спустя сорок лет после этого, после очередного пожара часы были уничтожены и не восстановлены.

Особенности устройства и применения

Если говорить о Царь-пушке языком оружейников, то это, прежде всего боевое орудие, типа бомбарды, предназначавшееся для стрельбы по настильной или навесной траектории. Зарядом служил мелкий «дроб» общим весом до 800 килограмм. Запального отверстия не имеет, хотя и имеется площадка для него. Выстрел мог производиться только при запале со стороны ствола, для этого со стороны дульного среза в пороховую камеру вводился запальный шнур.

Есть несколько мнений, стреляла ли Царь-пушка за свою многовековую историю. При проведении реставрационных работ в Серпухове по царапинам эксперты Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского сделали вывод, что из пушки палили как минимум один раз.

У историка Л.Н. Гумилева есть упоминание, что прах Лжедмитрия I развеяли посредством выстрела из легендарного орудия.

Однако, существуют сторонники и версии о том, что из пушки ни разу не выстрелили. В качестве доказательства указываются неповрежденные следы отливки внутри ствола.

↑ Боевое орудие

В 1586 году Царь-пушку отлил Андрей Чохов. К тому времени он работал на литейном дворе Москвы (Пушечном дворе) уже восемнадцать лет. Чохов прославился своим мастерством ещё при Иване Грозном, но самое известное своё орудие Чохов отлил по указу сына первого русского царя Фёдора Иоанновича. Царь-пушка украшена рельефным конным портретом царя Фёдора. Масса огромного орудия – 39 310 килограмм, а длина – 5,4 метра, а калибр – 890 мм.

Рядом с Царь-пушкой установлены ядра массой более двух тонн. Ядра и лафет, которые известны сегодня, произведены гораздо позже самого орудия. По замыслу Чохова, Царь-пушка предназначалась для стрельбы каменной картечью, а не ядрами. Многие верят, что Царь-пушка – своего рода демонстрационная модель, которая должна была показать мощь русской промышленности и никогда не применялась в бою.

До семидесятых годов такие мнения можно было найти даже в специализированной литературе. На самом же деле мортира, позднее названная Царь-пушкой, была изготовлена для осуществления навесной стрельбы. Она предназначалась для обороны Москвы и изначально была установлена на одной из возвышенностей Китай-города. В случае нападения на столицу, Царь-пушка должна была защищать своим огнём переправу через Москву-реку и Спасские ворота Кремля.

Предполагалось, что во время боя огромная пушка не будет менять своего расположения, но перед сражением орудие можно было передвигать с помощью восьми канатов, которые крепились к восьми специальным скобам, находившимся по бокам ствола. Во время боя похожие на Царь-пушку мортиры располагались не на лафете, а прямо на земле. Экспертиза второй половины ХХ века показала, что из Царь-пушки когда-то вели огонь, но в источниках не сохранилось свидетельств о том, когда и сколько раз стреляла именно огромная пушка.

История

Не так много времени прошло со дня кончины Ивана Грозного, еще не осела пыль поднятая копытами коней опричников, а в Москве было создано самое большое в мире артиллерийское орудие, остающимся таковым до сегодняшнего дня. Пусть не по величине, но по калибру ствола — точно.

В 1586 году по высочайшему повелению начались работы по созданию грандиозной пушки. Историки до сих пор бьются над причиной такого необычного шага, но большая часть склоняется к мнению, что орудие создавалось для произведения внешнего эффекта на иностранных послов. Мол, смотрите, на что мы способны. Жахнем так, что мало не покажется!

Если более серьезно, то пушка была призвана засвидетельствовать рост мощи Государства Российского, как промышленной, так и военной. И, конечно, возвеличивала властвующего Государя! (а был Федор Иоанович по свидетельствам современников весьма неказист физически и нраву кроткого).

Андрей Чохов (1545 — 1629) — знаменитый русский литейщик, создатель большого количества пушек и церковных колоколов. Одним из сохранившихся примеров уникальности творчества являются осадные пищали Чохова. Ученики продолжили и развили традиции мастера (в частности Алексей Никифоров).

Работы по отливке проводились на московском Пушечном дворе (ныне район Лубянской площади) в течении нескольких месяцев. Основным материалом для производства была бронза. По технологии производства орудие вполне соответствовало принятым на тот период времени стандартам. Только больше…гораздо больше!

Готовое сверхорудие с помощью двухсот лошадей приволокли на Красную Площадь Кремля для демонстрации государю. Ствол пушки был искусно украшен изображением Федора Иоанновича при всех царских регалиях и верхом на коне. Кроме того, узоры идут по всей окружности ствола в виде вязи. Стреляла ли гигантская пушка при демонстрации — свидетельств не сохранилось, а, учитывая, кроткий нрав царя Федора — скорей всего нет.

На стволе также имеются посвящение царице Ирине Федоровне Годуновой (супруге царя Федора) и упоминание о том, что делал монстра «литец Чохов». По одной из версий в связи с наличием изображения царя пушку так и нарекли — «Царь-Пушка».

По второй версии название связано прежде всего с размерами произведения пушечных мастеров и литейщиков средневековой Руси. Другим названием орудия было «Дробовик», так как предназначалась оно для стрельбы мелкими снарядами — «дробом» (каменная или металлическая некалиброванная картечь).

Налюбовавшись вдоволь, пушку водрузили на деревянный раскат (лафет) и поставили на боевое дежурство у стен Кремля (напротив современного ГУМа). Там она и стояла почти целый век! Разок попытались применить орудие против наскочивших татар хана Казы — Гирея, но те не рискнули приблизиться на расстояние эффективной стрельбы и выстрел сорвался.

Впоследствии, уже при Петре Алекесеевиче Романове в 1706 году, собравшись с силами, пушку отволокли во двор кремлевского Арсенала. И долгое время всей страной восхищались мастерством оружейников и поражались размерам, а также демонстрировали заморским гостям.

В 1835 году для пушки был отлит новый чугунный лафет (проект академика А.П. Брюллова) и декоративные ядра весом приблизительно по 2 тонны каждое. Перекатили её тогда к Оружейной палате, где были выставлены на обозрение и другие образцы орудий.

В 60х годах ХХ века Царь-пушку наконец водрузили на то, место, где она по сей день и стоит, у колокольни Ивана Великого. Или не совсем то, так как уже в 70х орудие отправляли на реставрацию в Серпухов, где снабдили новым декоративным лафетом и возвратили на место в 1980 году.

Описание

Царь-пушка – это средневековое артиллерийское орудие, а если говорить еще точнее, бомбарда. Она имеет длину 5,34 м, наружный диаметр ствола составляет 120 см, калибр орудия – 890 мм, весит оно — 39,31 т. Длина ствола составляет шесть калибров, поэтому по современной классификации Царь-пушка – это мортира.

Мастер, отливший Царь-пушку, богато украсил различными рельефами и надписями. На правой стороне дульной части орудия находится рельеф, изображающий царя Фёдора I Иоанновича, во время правления которого и был изготовлен этот дивный памятник литейного искусства. Российский самодержец изображен на коне с короной на голове, в одной руке он держит скипетр. На ствол нанесены надписи, из которых можно узнать, когда и кем была изготовлена Царь-пушка. Некоторые историки считают, что название пушки появилось именно благодаря изображению на ней царя. Хотя, скорее всего, оно связано с огромными размерами орудия.

На каждой стороне ствола расположены четыре скобы, предназначенные для транспортировки орудия.

Любопытен канал ствола Царь-пушки. Внутрь от дульного среза он имеет вид конуса, с начальным диаметром 900 мм и конечным – 825 мм. Зарядная камора также напоминает конус: ее начальный диаметр 447 мм, а конечный (тот, что у казенной части) – 467 мм. Дно каморы плоское.

«Хорошие» оборотни

В языческих культурах существовала особая ритуальная работа со «звериной» составляющей человека. Ее суть состояла в том, чтобы не бороться с иррациональным и яростным началом в себе, а давать ему выход в определенные периоды. Такие традиции были свойственны тайным союзам, в основе которых лежало стремление плотнее связать земную деятельность с сакральной стороной бытия. Для европейцев, которые жили на границе леса, волк, как и медведь, был одновременно источником страха и примером для подражания, и потому образ этого зверя использовался в ритуальных практиках.

Ульфхеднар

Временное превращение, похожее на то, что происходило в рамках карнавальной культуры, когда окрутники (ряженые) надевали страшные маски и шли колядовать, практиковалось в сообществах молодых мужчин, которые носили звериные шкуры, участвовали в связанных с духом животного обрядах и наводили страх на непосвященных. В германо-скандинавской культуре берсерки, носившие шкуры медведей, и ульфхеднары (воины-волки) впадали во время боя в священную ярость, зачастую подогреваемую наркотическими отварами. Некоторые берсерки были так люты, что другие норманнские воины боялись их и, отправляясь в поход, сажали их на отдельный драккар. Если удавалось пережить превращение, вопиюще агрессивные повадки исчезали и «оборотни» переходили в новый, почетный статус.

В тотемистических и шаманских культах животные представали как родственники племени, а «животную душу» некоторые народы считали естественной частью психики. Такое инстинктивное понимание происхождения видов и бессознательного было ближе к истине, чем мнение, что человек не имеет (или не должен иметь) с животными ничего общего. Однако с христианской церковью, осуждающей ликантропические языческие практики, отголоски которых сохранялись на протяжении всей европейской истории, была солидарна зарождающаяся научная мысль, медикализировавшая такие проявления.

В 1691 году старый литовец по имени Тисс признался в ликантропии перед судом. Он заявил, что был инициирован в волки и что они с товарищами, надев меха, рыскали по окрестностям, похищая со дворов домашних животных. Описанное им напоминает зимние обряды многих европейских народов, когда «гостям» из другого мира полагалось дать угощение, чтобы в дом пришло благоденствие. Впоследствии эта традиция превратилась в безобидное хеллоуинское выпрашивание конфет, однако когда-то ряженые устраивали жестокие розыгрыши и настоящие погромы, сближаясь в своей ярости с берсерками. Пожилой Тисс настаивал на том, что несмотря на эти выходки, был «хорошим» оборотнем и бился с темными силами.

Религиовед Мирча Элиаде находил в этом параллели с культом так называемых benandanti — итальянских «добрых волшебников», которые утверждали, что воюют со злыми колдунами, и проводили ритуалы с пучками фенхеля. Вероятно, как и в случае с Тиссом, речь шла об отголосках древних обрядов для защиты урожая и о тайных союзах. Кстати, ликантроп Тисс отделался десятью ударами плетью за суеверие — не самое худшее наказание, которое можно было получить за признание в оборотничестве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: