Калибры артиллерии. калибр оружия. классификация по типу размещения

ТТХ

  • Калибр: 130 мм
  • Длина ствола: 6581/50 мм/клб
  • Угол вертикального наведения: -5/45°
  • Скорость наводки:
    • вертикальной: 5 град/с
    • горизонтальной: 5 град/с
  • Высота линии огня от палубы: 1671 мм
  • Радиус обметания:
    • по дульному срезу: 4985 мм
    • по казённой части: 2295 мм
  • Высота системы по щиту: 2240 мм
  • Ширина системы по щиту: 2750 мм
  • Толщина лобовой брони щита: 13 мм
  • Масса:
    • качающейся части орудия: 7200 кг
    • щита 2150 кг
    • полная 12800 кг
  • Расчёт: 11 чел.
  • Скорострельность: 7-8 выстр./мин
  • Начальная скорость снаряда:
    • образца 1911 года массой 36,86 кг: 823 м/с
    • образца 1928 года массой 33,4 кг: 870 м/с
  • Дальность стрельбы на предельном угле возвышения:
    • снарядами образца 1911 года: 20 300 м
    • снарядами образца 1928 года: 25 750 м (139 кабельтовых)

От «дореволюционных» 130-мм корабельных пушек, до Б-7

Морская пушка Б-13 создана на базе 130-мм орудия образца 1913 года длиной в 55 калибров, спроектированного в 1911-1913 годах КБ Обуховского завода.

2 марта 1912 года подготовленный проект пушки в двух вариантах — с гильзовым и картузным заряжанием передали на утверждение в Главное управление кораблестроения. В обоих случаях предусматривался автоматический затвор. Параллельно с конструкторскими работами обуховцы изготавливали и два опытных станка. Один с пневматическим, а другой — с пружинным накатником. Адмиралы, заседавшие в Главном управлении, предпочли артсистему попроще и подешевле. В серию пошла пушка с картузным заряжанием и затвором системы Виккерса, открывавшимся и закрывавшимся вручную, и станком с пружинным накатником. Заряжание и досылка боеприпасов также производились вручную.

В 1914 году пушки запустили в крупносерийное производство. До начала революционных событий Обуховский завод выпустил 132 орудия. Кроме того, в 1913 году английскому заводу Виккерса тоже заказали 100 аналогичных пушек. Первые семь из них прибыли в Россию в октябре 1914-го. “Стотридцатки” устанавливались на крейсерах типа “Светлана” и трех черноморских линкорах типа “Императрица Мария”, ими же перевооружили крейсеры “Диана”, “Кагул”, “Олег” и другие корабли. В годы гражданской войны такими же пушками оснащали десятки канонерских лодок, плавучих батарей белых и красных флотилий.

Пушки имели станки с углом возвышения +20° и +30°, а также башнеподобные щиты двух типов с лобовой броней в 76 и 25 мм.

В конце 1920-х годов на Обуховском заводе провели модернизацию установки, снабдив ее пружинным досылателем и увеличив угол возвышения до +40°. Усовершенствованные орудия получили индекс Б-7 (Б — индекс завода “Большевик”, бывший Обуховский). Однако частичная модернизация была полумерой, и Управление вооружений морских сил (УВМС) заказало заводу “Большевик” новую 130-мм пушку под индексом Б-13.


Схема-чертеж 130-мм артиллерийской установки Б-13

130-мм пушка М-46 / 52П482

Изменена: 07.02. 01:07:40 ДАННЫЕ НА г. (стандартное пополнение)

М-46 / 52П482

130-мм буксируемая пушка / полевая пушка. Разработана в артиллерийском КБ завода №172 им. В.М.Молотова, главный конструктор — М.Ю.Цирульников. 23 апреля 1946 г. Главное Артиллерийское Управление (ГАУ) ВС СССР выдало тактико-технические требования (ТТТ) на проектирование корпусного дуплекса из 130-мм и 152-мм пушек на едином лафете для замены 122-мм пушки А-19 (индекс ГРАУ — 52П471) и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 (индекс ГРАУ — 52Г544А). Работы были санкционированы несколькими Постановлениями Совмина СССР, первое из которых вышло 10 июня 1947 г. (№ 1540-687). Разработанные образцы получили заводские индексы М-46 и М-47 (М — Мотовилиха , район города). Их технический проект был рассмотрен ГАУ 27 декабря 1946 г. а после переработки был повторно рассмотрен и одобрен 28 мая 1947 г.

Опытные образцы 130-мм пушек М-46 и 152-мм М-47 были изготовлены заводом №172 им.В.М.Молотова в июне 1948 г. После прохождения заводских испытаний, опытный образец М-47 и труба от М-46 были направлены на НИАП, где в июле-ноябре 1948 г. прошли конкурсные испытания М-46 и С-69. На НИАП-е стволы М-46 и М-47 поочередно стреляли с одного лафета (М-46). Всего, из М-46 было произведено 1347 выстрелов, а из ствола М-47 — 1319 выстрелов. Кроме того, лафет с М-46 прошел испытания возкой тягачом АТ-С ( в том числе, со скоростью до 5 км/час, со стволом, не переведенным в походное положение ), на 2277 км. В рамках мероприятий по устранению конструктивных недоделок, в период с 27 июля по 14 ноября 1949 г. на НИАП-е были проведены повторные совместные испытания артсистем С-69, М-46 и М-47, в ходе которых из М-46 было выполнено 1249 выстрелов, а из М-47 — 423 выстрела, кроме того, М-46 прошла возкой 568 км. Войсковые испытания четырех М-46 и четырех М-47 были проведены в период с 9 сентября по 9 ноября 1950 г. по результатам которых обе артсистемы были признаны успешно прошедшими испытания и были рекомендованы к принятию на вооружение.

130-мм полевая пушка М-46 (КБМ. История КБМ. Альбом фотографий. 1967 г.).

Серийное производство начато в 1954 г. заводом №172 им.В.М.Молотова (г.Пермь, ныне ОАО Мотовилихинские заводы ).

Пушка М-46 предназначена для разрушения земляных оборонительных сооружений, борьбы с самоходной артиллерией и тяжелыми танками, артиллерией, минометами противника, подавления живой силы и танков в районе их сосредоточения, обстрела тылов противника.

Конструкция — массивный лафет с раздвижными станинами, при буксировке лафет опирается на двухколесный передок. Пушка оборудована массивным противоосколочным щитом.

При буксировке гусеничными тягачами ствол орудия укладывается на передок лафета.

Расчет — 8-10 чел

Длина орудия в походном положении — 11.73 м

Длина ствола — 7,6 м / 58 калибров

Ширина орудия в походном положении — 2.45 м

Углы наведения по вертикали — от -2 до +45 град

Углы наведения по горизонтали — сектор 50 град

Краткая историческая справка


Разработка нового типа вооружения началась еще в 1968 году, в Перми. Перед разработчиками с самого начала была поставлена одна задача: сделать новую пушку, характеристики которой бы превосходили существовавшие на тот день аналоги. С самого начала было начато проектирование сразу двух типов установок. первая — буксируемая гаубица «Гиацинт 2А36», вторая — модель 2А37. Последняя пушка предназначалась для монтирования на самоходную артиллерийскую установку с аналогичным названием. Первоначально главным конструктором был назначен талантливый инженер Ю. Н. Калачников. Нужно заметить, что первые стреляющие образцы пушек были показаны уже в 1971-1972 годах. На вооружение Советской армии она начала поставляться к 1976 году. Почему же был выбран столь малый калибр для орудия «Гиацинт»? Гаубица 240 мм была бы эффективнее в плане боевой мощи, вот только для транспортировки такого монстра пришлось бы разрабатывать специальный тягач.

Габариты орудия

Орудие обладает весьма впечатляющими размерами: его длина составляет почти 13 метров в походном положении, в боевом же этот показатель немного меньше — приблизительно 12,5 м. По стволу высота в походном положении составляет 2760 миллиметров. Дорожный просвет двухосной ходовой части — 475 миллиметров. Ширина хода — 2340 миллиметров. Диаметр каждого из четырех колес равен 1080 миллиметрам, ширина покрышки — 300 миллиметров.

Рабочее давление в шинах следует поддерживать на уровне 4,8 кгс/см², ход рессор равен приблизительно 150 мм. Весит гаубица «Гиацинт-Б» порядка 9800 килограммов. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами составляет 28,5 километров. На какую еще дистанцию может выстрелить «Гиацинт»? Гаубица, дальность стрельбы которой в обычных условиях достигает 25-28 тысяч метров, в случае использования современных реактивных снарядов может вести огонь на расстояние до 41 километра.

Все это позволяет говорить о том, что орудие, которое начали разрабатывать еще в 60-х годах прошлого века, до сих пор отличается впечатляющей эффективностью на поле боя.

Тактико-технические характеристики РСЗО «Град»

Шасси Урал-375Д
Масса, кг:
без снарядов и расчета 10870
в боевом положении 13700
Длина в походном положении, мм 7350
Ширина, мм:
в походном положении 2400
в боевом положении 3010
Высота, мм:
в походном положении 3090
при максимальном угле возвышения 4350
в положении качающейся части 0° 2680
Дорожный просвет, мм 400
Количество направляющих 40
Угол возвышения пакета направляющих, град:
Минимальный
Максимальный 55
Угол горизонтального наведения, град:
вправо от шасси 70
влево от шасси 102
Угол обхода кабины, град: -34…+34
Время полного залпа, с 20
Дальность стрельбы, м
Минимальная 5000
Максимальная 40000
Запас хода, км 750
Максимальная глубина брода с учетом волны, м 1,5
Характеристики реактивных снарядов
Индекс Тип Длина, мм Масса, кг Масса БЧ, кг Дальность стрельбы, км
9М22 осколочно-фугасный 2870 66 18,4 20,1
9М28Ф осколочно-фугасный 2270 56,5 21 15
9М28К минопостановочный 3019 57,7 22,8 13,4
9М16 минопостановочный 3019 56,4 21,6 13,4
9М519 постановщик радиопомех 3025 66 18,4 18,5
9М43 дымовой 2950 66 20,2 20,2
9М217 кассетный 3037 70 25 30
9М218 кассетный 3037 70 25 30
9М521 осколочно-фугасный 2840 66 21 40
9М522 осколочно-фугасный 3037 70 25 37,5

АК-101

Отличие этого автомата от своего родоначальника (АК-74М) заключается только в применяемых боеприпасах калибра 5,56х45 мм. Данный патрон является основным стандартом, применяемым в стрелковом оружии блока НАТО. Соответственно, отсюда вытекают другие отличия новой автоматической системы. На этом экземпляре установлен ствол с патронником, имеющим другой шаг нарезов для пули, которая, в свою очередь, отличается большей длиной и весом. Калибр канала ствола больше на 0,12 мм, патронник длиннее, т. к. гильза нового патрона по длине превышает отечественный вариант на 6 мм и отличается формой. Кроме того, на АК-101 установлен другой затвор, это объясняется тем, что патроны НАТОвского образца имеют другой диаметр и толщину донца гильзы, а также размеры канавки, в которую входит зацеп. Следующим отличием является газоотводный механизм. Его пришлось изменять в связи с увеличением мощности данного боеприпаса, что приводило к получению затворной рамой автомата большего импульса в момент выстрела. Поэтому для достижения стабильного боя оружия, а также темпа при стрельбе очередями конструкторы изменили характеристики газоотводной системы. Теперь рама совершает откатное движение с импульсом, близким по величине к АК-74М. А вот кучность боя благодаря новому патрону стала заметно выше, чем у прототипа.

Русский морской монстр

Но вот в интернете появился рисунок 152-мм двухствольной корабельной пушки с дульным тормозом под названием 152 mm Russian Naval Monster. Двухствольная схема позволила существенно уменьшить весогабаритные характеристики установки и увеличить темп стрельбы.

Данная артустановка спроектирована на базе разрабатываемой в настоящее время нижегородским ФГУП ЦНИИ «Буревестник» новой САУ «Коалиция СВ». Двухствольная система имеет единую для обоих стволов автоматику. Заряжаются стволы одновременно, а стреляют последовательно. Это сделано для повышения скорострельности при снижении массы.

Замечу, что еще в 1960-х конструкторы В.П. Грязев и А.Г. Шипунов спроектировали корабельную установку с двумя двухствольными 57-мм автоматами с темпом стрельбы по 1000 выстр./мин. А 152-мм двухстволка могла бы стать эффективным корабельным оружием первой половины XXI века.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2007).

КМ-2 «Краснополь-М2»

155-мм вариант управляемого артиллерийского снаряда «Краснополь-М» (под стандарты НАТО). Включает в себя корректируемый осколочно-фугасный снаряд К155М калибра 155 миллиметров, с полуактивным самонаведением на цель, подсвеченную лазером. Предназначен для поражения неподвижных и движущихся бронированных и небронированных целей и инженерных сооружений на расстоянии до 25 км, с первого выстрела. Способ поражения, сверху, по взлётно-пикирующей траектории.

Поставлялся в Индию и КНР, производился по лицензии в КНР. Для комплекса «Краснополь-М» компанией CILAS (Франция) была разработана система лазерного целеуказания DHY307, в 2001 году для подтверждения её совместимости с «Краснополем», во Франции прошли стрельбовые испытания с использованием DHY307.

Боеприпасы

К артсистемам Б-13 были разработаны следующие снаряды:

  • Фугасный
  • Ныряющий (для орудий с мелкой нарезкой)
  • Осколочно-химический (с 18.04.1942)
  • Осветительный (парашютный и беспарашютный)
  • Дистанционная (зенитная) граната обр. 1928 года с механической трубкой ВМ-16 (взрыватель), весом 33,5 кг, длиной 5,0 клб, ВВ — 2,64 кг.
  • Противорадиолокационный (с начала 1960-х годов)
  • Зенитный снаряд ЗС-46Р с радиовзрывателем (с конца 1950-х годов)

Характеристики снарядов для 130/50-мм пушки Б-13 приведены в таблице.

Тип снаряда № чертежа Вес снаряда, кг Длина, мм/клб Вес ВВ, кг Взрыватели
Полубронебойный обр.1928 г. ПБ-46А 2-02138 33,5 653/5,0 2,35 MP, МРЗ
Полубронебойный обр.1928 г. ПБ-46 2-918А 33,4 630/4,82 1,67 2МР, 2МРЗ, 4МРЗ
Фугасный обр.1928 г. Ф-46 2-01641 33,4 643/4,9 2,71 2МР
Осколочно-фугасный обр.1928 г. ОФ-46 2-05339 33,4 675/5,15 3,58 РГМ, РГМ-6, В-429
Осколочно-фугасный обр.1928 г. ОФ-46 2-05340 33,4 679/5,17 3,65 РГМ, В-429
Осколочно-фугасный обр.1928 г. с переходной втулкой ОФУ-46 2-02742 34,17 656/5,0 2,7 РГМ, РГМ-6, В-429
Дистанционная граната обр.1928 г. ЗС-46 2-02740 33,4 653/5,0 2,64 ВМ-16
Дистанционная граната ЗС-46Р 2-057456 33,8 631,8/4,9 2,12 Радиовзрыватель «изделие 62»
Ныряющий 310 33,15 647/4,98 6,46 НВ
Ныряющий 2-06140 32,67 656/5,05 6,5 НВ-2
Осветительный беспарашютный СБ-46 2-07339 34,5 640/4,9 0,03 МТ-6
Осветительный парашютный СП-46 2-019652 25,8 512/4,4 0,05 ТМ-16
Противорадиолокационный РП-42/46 ТМ-16Л

Модернизация[править | править код]

Снаряды от орудия 2А36 «Гиацинт-Б» 406-й отдельной артиллерийской бригады ВМС Украины.

2А36М «Дилемма-2А36»править | править код

Российская 152-мм модифицированная буксируемая пушка.

Стоящие сегодня на вооружении 2А36 модернизированы и оснащены дополнительно:

  • Аккумуляторная батарея
  • Блок спутниковый приёмник
  • антенный блок

Самоориентирующая гироскопическая углоизмерительная система
ЭВМ
механический датчик скорости

2А53 «Гиацинт-БК-1»править | править код

Советская опытная 152-мм буксируемая пушка. Отличается картузным заряжанием. Разработана в конструкторском бюро Завода имени Ленина

Историческая справка

Основная статья: История M46 Patton

Танк М47 с 90 mm M36

Medium Tank M46 — средний танк США второй половины 1940-х годов. Имел также название «Генерал Паттон» (англ. General Patton) в честь Джорджа Паттона, обычно сокращающееся до «Паттон». Первый танк, созданный в США после окончания Второй мировой войны, M46 был разработан в 1948-1949 годах и представлял собой модернизированный танк M26 времён войны. M46 отличался от своего предшественника прежде всего новой силовой установкой и считается первым в линии «Паттонов» — средних и основных боевых танков США, производившихся до начала 1980-х годов.

История создания

В 1946 году М 26 «Першинг», хорошо проявивший себя в боях второй мировой войны, был подвергнут модернизации, которая заключалась в установке нового, более мощного двигателя, применении гидромеханической силовой передачи, установке пушки того же калибра, но с несколько улучшенными баллистическими данными, новой системы управления и новых приводов управления огнем. Изменена была также конструкция ходовой части. В результате танк потяжелел, но его скорость осталась прежней. В 1948 году модернизированная машина была принята на вооружение под обозначением М46 «Паттон» и до 1952 года считалась основным танком армии США.

По внешнему виду М46 почти ничем не отличался от своего предшественника, если не считать того, что на танке «Паттон» были установлены другие выпускные патрубки и несколько изменена конструкция ходовой части и пушки. Корпус и башня по конструкции и толщине брони остались такими же, как и на танке М26. Объясняется это тем, что при создании М46 американцы использовали большой запас корпусов танков «Першинг», выпуск которых по окончании войны был прекращен.

Основные данные

Миномёт 120 мм, радиус поражения которого при стрельбе управляемыми минами достигает 9000 м, на сегодняшний день является самым эффективным орудием для подавления огневой силы противника и прикрытия передвижения отрядов пехоты.

Стрельба производится путём миномётных выстрелов с взрывателями класса ГВМЗ-7 и переменным зарядом. Примечательно, что машина 2Ф510 (автомобиль ГАЗ-66) с V-образным 8 цилиндровым двигателем, в которой транспортируется 2Б11, может перевозить вместе с ним только строго определённый запас зарядов, размещающихся в 24 ящиках. Боекомплект рассчитан на произведение 48 выстрелов, которые может сделать миномёт 120 мм. Характеристики устройства позволяют совершать загрузку и выгрузку 2Б11 в кузов автомобиля без применения тяжёлой техники.

В том случае, если людей для совершения этой процедуры по каким-либо причинам недостаточно, миномёт транспортируется на буксире. При этом двигатель 2Ф510 является бензиновым и относится к классу ЗМЗ-66-06, мощность которого достигает 120 л. с. При этом максимально допустимая скорость передвижения по трассе составляет 90 км/ч.

В том случае если автомобиль с миномётной установкой должен преодолевать реку вброд, для нормального прохождения машины придётся выполнить предварительные замеры. В самом глубоком месте максимально допустимый уровень воды не должен превышать 1 м.

Тормозная система оснащена гидравлическим приводом с несколькими контурами и гидроваккуумными усилителями на каждом из них. Данные факторы позволяют обеспечить надёжность транспортировки 2Б11 даже в тяжёлых боевых условиях. Единственная слабость 2Ф510 заключается в зависимой подвеске на полиэллиптических рессорах с амортизаторами.

Тактико-технические характеристики пушки М-46

— Годы эксплуатации: с 1951- Конструктор: СКБ Завода №172- Разработан: c 1946 по 1950- Производитель: Завод №172

Боевой расчет: 9 человек

Калибр, мм: 130

Вес пушки М-46

— Масса, кг: около 7700 (8450 на марше)

Габаритные размеры пушки М-46

— Длина, мм: 11 100 (около 11 730 на марше)- Длина ствола, мм: 7150- Ширина, мм: 2450- Высота, мм: 2550- Клиренс, мм: 375..450

— Затвор: клиновый- Противооткатное устройство: Гидравлическое- Лафет: Двухстанинный- Угол возвышения: -2,5..+45- Угол поворота: -25..+25

Дальность стрельбы пушки М-46

— Прицельная дальность, м: 27 490 (ОФС)- Максимальная дальность, м: 37 000 (АР ОФС)

Скорострельность пушки М-46

— 7-8 выстр/мин.

— Начальная скорость снаряда, м/с: 930- Скорость возки по шоссе, км/ч: до 50- Прицел: С71-96, ПГ-1М, К-1, ОП4М

История создания[править | править код]

Гиацинт-Б в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи. В СКВ Пермского машиностроительного завода ещё в ноябре 1968 года началась разработка новой 152-мм пушки с повышенной дальностью стрельбы. Она проектировалась с самого начала в двух вариантах — буксируемая под обозначением 2А36 «Гиацинт-Б» и её вариант 2А37 для самоходной артиллерийской установки 2С5 «Гиацинт».

Главный конструктор — Ю. Н. Калачников.

Опытные образцы пушек проходили полигонные испытания в —1972 годах, на вооружение Советского Союза пушка была поставлена в 1976 году.

Даже на сегодняшний день 152-мм пушка 2А36 полностью отвечает современным требованиям: обладает большой огневой мощью, надёжна и мобильна, может транспортироваться на любые расстояния железнодорожным, водным и воздушным транспортом, способна выполнять сложные задачи во всех видах общевойскового боя.

По данным иностранных военных экспертов, пушка 2А36 (в буксируемом варианте) обладает наибольшей дальностью стрельбы (40 км — активно-реактивным снарядом) изо всех артиллерийских систем аналогичного калибра (152 мм), когда-либо принятых на вооружение в СССР и России с середины XX века, уступая в этом отношении лишь 203-мм САУ 2С7 «Пион» (47,5 км — активно-реактивным снарядом).

История создания

Пушки М-46 и М-47 разрабатывались на конкурсной основе, в качестве конкурентов выступали разработки НИИ-58. В июне 1948 года были изготовлены первые опытные образцы дуплекса М-46/М-47 и отправлены на заводские испытания, после которых пушка М-47, а также ствол пушки М-46 были отправлены на испытания в НИАП. По результатам испытаний было отмечено, что система, разработанная в конструкторском бюро Завода № 172 имела ряд преимуществ по сравнению с разработками НИИ-58. Так же был отмечен ряд дефектов и замечаний, после чего обе системы были отправлены на доработку. После устранения замечаний орудия были вновь направлены в НИАП, где проходили повторные испытания с 27 июля по 14 ноября 1949 года. После повторных испытаний и сравнения результатов, комиссия пришла к выводу, что в дальнейшем целесообразно вести только отработку конструкции, предложенной Заводом № 172, а также изготовить установочную партию из 4 пушек М-46 и 4 пушек М-47 для войсковых испытаний. Испытания проводились 9 сентября по 9 ноября 1950 года, после чего постановлением Совета министров СССР № 4900-2130 от 31 декабря 1950 года дуплекс был рекомендован к принятию на вооружение, а также должен был быть изготовлен мелкой серией из 20 единиц М-46 и 4 орудий М-47.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: