Американские катера для вмсу: списанные, в трещинах, за 10 млн долларов

Моторные лодки в СССР

Плановая экономика СССР оказывала влияние и на производство моторных лодок и катеров для народного хозяйства и личного пользования. Выпускалась достаточно ограниченная линейка моторных лодок, часть из них модернизируется и выпускается до настоящего времени.

На водоемах России до сих пор присутствует значительное количество мотолодок, произведенных в СССР. Одни подвергаются тюнингу и используются в хозяйстве, другие реставрируются и используются в качестве ретро-лодок. Среди лодок и катеров СССР наиболее популярными оказались такие модели как «Прогресс», «Казанка», «Обь» и другие лодки. В 1981 году под предлогом охраны водоемов произошло значительное повышение цены на лодки, лодочные моторы и бензин. Это негативно сказалось на отрасли и привело ее в некоторый упадок.

Торпедные катера Spar

The American Гражданская война привела к появлению ряда нововведений в морской войне, включая ранний тип торпедного катера, вооруженного лонжеронными торпедами. В 1861 году президент Авраам Линкольн ввел военно-морскую блокаду южных портов, что подорвало попытки Юга получить материальные средства из-за границы. Югу также не хватало средств для создания военно-морского флота, способного противостоять флоту Союза на равных условиях. Одна из стратегий противодействия блокаде заключалась в разработке торпедных катеров, небольших быстроходных катеров, предназначенных для нападения на более крупные крупные корабли блокирующего флота как форму асимметричной войны.

Давид Торпедные катера класса имели паровые двигатели с частично закрытым корпусом. Это были не настоящие подводные лодки, а полупогружные; при балласте над ватерлинией находились только дымовая труба и несколько дюймов корпуса. CSS Midge был торпедным катером типа David. CSS Squib и CSS Scorpion представляли другой класс торпедных катеров, которые также были низко построены, но имели открытые палубы и не имели балластных цистерн, которые были у Davids.

Торпедные катера Конфедерации были вооружены лонжеронными торпедами. Это был пороховой заряд в водонепроницаемом футляре, закрепленный на носу торпедного катера ниже ватерлинии на длинном лонжероне. Торпедный катер атаковал, протаранив намеченную цель, которая приставила торпеду к целевому кораблю с помощью зазубрины на передней части торпеды. Торпедный катер отступал на безопасное расстояние и взорвал торпеду, обычно с помощью длинного шнура, прикрепленного к спусковому крючку.

В целом торпедные катера Конфедерации были не очень успешными. Их низкие борта делали их уязвимыми для затопления в открытом море и даже для тушения пожара в котлах за счет брызг от взрывов их собственных торпед. Осечки торпед (слишком ранние) и неисправности были обычным явлением. В 1864 году лейтенант ВМС Союза Уильям Б. Кушинг снабдил паровой катер лонжеронной торпедой, чтобы атаковать конфедерата броненосец Альбемарл. Также в том же году Союз запустил в производство USS Spuyten Duyvil, специально построенный корабль с рядом технических новшеств, включая регулируемый балласт для атакующих операций и выдвижной и перезаряжаемый лонжерон для установки торпед.

Советские торпедные катера в Великой Отечественной войне

К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. Подавляющее большинство из них были конструкции А. Н. Туполева.

Катера типов Ш-4 и Г-5, «туполевские», имели ряд недостатков, наиболее существенным из которых была малая мореходность. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Этому недостатку катера во многом были обязаны своему «авиационному» происхождению. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у Ш-4 и Г-5 была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же время создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

«ТРОЙКИ»

Накануне войны в СССР был разработан проект более крупного и мореходного торпедного катера, причем сразу в двух вариантах — с деревянным корпусом (Д-3) или стальным (СМ-3). Стальной катер построили лишь в одном экземпляре, а вот строительство деревянных развернули серией, причем на двух заводах — в Ленинграде и Сосновке.

Читать: МиГ-15 — различные модификации

Д-3 обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта Г-5. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли катерам развивать ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. — до 37 узлов, ленд-лизовские «Паккарды» мощностью по 1200 л. с.-48 узлов.

На катерах Д-3 впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со «стопа», в то время как катера типа Г-5, оборудованные желобковыми ТА кормового сбрасывания, при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов — в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Головной катер Д-3 в августе 1940-го был включен в состав ЧФ. 13 июня 1942-го он потопил итальянскую подводную лодку СВ-5, а 1 августа совместно с катером СМ-3 — германскую быстроходную десантную баржу F 334. Серийные Д-3 поставлялись в основном на Северный флот, где была остро востребована их мореходность.

Читать: Учебно-тренировочный самолет М-346 «Мастер» — «итальянец» с российской родословной

На базе Д-3 строились и морские охотники — на них вместо торпедных аппаратов устанавливалась 37-мм пушка, а боекомплект глубинных бомб был увеличен с 8 до 12 единиц.

«КОМСОМОЛЕЦ»

Параллельно с катером Д-3, предназначенным для усиления малых ТКА, велась разработка торпедного катера меньших размеров, призванного заменить Г-5. Катер, получивший название «Комсомолец», почти не отличаясь от Г-5 по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение.

Головной «Комсомолец» вошел в состав Черноморского флота в марте 1941 года. Постройка серийных катеров, существенно отличавшихся от прототипа (проект получил обозначение «123бис»), началась только в 1944 году на Тюменской судоверфи.

«Комсомолец» имел реданный дюралюминиевый корпус, разделенный водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. Два бензиновых мотора устанавливались один за другим. Большинство «Комсомольцев» военной постройки вошли в состав Тихоокеанского флота, но некоторые были доставлены на Балтику и Черное море. Балтийские катера успели принять участие в боевых действиях, добившись некоторых успехов. В частности, 15 апреля 1945 года ТК-131 и ТК-141 торпедировали эсминец Z-34. Тяжело поврежденный вражеский корабль был полностью выведен из строя. А 25 апреля ТК-133 потопил транспорт «Эмиль Заубер». Проект «Комсомолец» оказался настолько удачным, что строительство таких катеров продолжалось и после войны — вплоть до 1955 года. С 1949-го постройку перенесли из Тюмени в Феодосию. Всего выпустили 89 катеров пр. 123бис, 42 — пр. М-1236ис и 205 — пр. 123К. Две последние модификации отличались заменой импортных бензомоторов на отечественные дизели и рядом других усовершенствований.

Ха-ха

Вау

Доволен

Печально

Злюсь

Voted Thanks!
  • Торпедные катера типа «Хиггинс»
  • Катера типов «Фэрмайл» и «Элко» — основа «маскитного» флота
  • Торпедные катера типа Г-5
  • Пограничные катера проектов 205П, 1400 и 1204
  • Ракетные катера проекта 183Р
  • Катера типа «Воспер»
  • Большие торпедные катера проектов 206 и 206М
  • Торпедные катера типа S-Boot
  • Речные катера США — «флот коричневых вод»
  • Патрульные катера типа PCF
  • «Раумботы» — катера-тральщики кригсмарине
  • Десантные катера типа LCM-6 — малые «танконосцы»

Советские торпедные катера в Великой Отечественной войне

К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. Подавляющее большинство из них были конструкции А. Н. Туполева.

Катера типов Ш-4 и Г-5, «туполевские», имели ряд недостатков, наиболее существенным из которых была малая мореходность. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Этому недостатку катера во многом были обязаны своему «авиационному» происхождению. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у Ш-4 и Г-5 была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же время создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

«ТРОЙКИ»

Накануне войны в СССР был разработан проект более крупного и мореходного торпедного катера, причем сразу в двух вариантах – с деревянным корпусом (Д-3) или стальным (СМ-3). Стальной катер построили лишь в одном экземпляре, а вот строительство деревянных развернули серией, причем на двух заводах – в Ленинграде и Сосновке.

Читать: Снайперская винтовка ВКС («Выхлоп»)

Д-3 обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта Г-5. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли катерам развивать ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. – до 37 узлов, ленд-лизовские «Паккарды» мощностью по 1200 л. с.-48 узлов.

На катерах Д-3 впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со «стопа», в то время как катера типа Г-5, оборудованные желобковыми ТА кормового сбрасывания, при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов – в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Головной катер Д-3 в августе 1940-го был включен в состав ЧФ. 13 июня 1942-го он потопил итальянскую подводную лодку СВ-5, а 1 августа совместно с катером СМ-3 – германскую быстроходную десантную баржу F 334. Серийные Д-3 поставлялись в основном на Северный флот, где была остро востребована их мореходность.

Читать: Подводные лодки проекта 651 «Касатка»

На базе Д-3 строились и морские охотники – на них вместо торпедных аппаратов устанавливалась 37-мм пушка, а боекомплект глубинных бомб был увеличен с 8 до 12 единиц.

«КОМСОМОЛЕЦ»

Параллельно с катером Д-3, предназначенным для усиления малых ТКА, велась разработка торпедного катера меньших размеров, призванного заменить Г-5. Катер, получивший название «Комсомолец», почти не отличаясь от Г-5 по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение.

Головной «Комсомолец» вошел в состав Черноморского флота в марте 1941 года. Постройка серийных катеров, существенно отличавшихся от прототипа (проект получил обозначение «123бис»), началась только в 1944 году на Тюменской судоверфи.

«Комсомолец» имел реданный дюралюминиевый корпус, разделенный водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. Два бензиновых мотора устанавливались один за другим. Большинство «Комсомольцев» военной постройки вошли в состав Тихоокеанского флота, но некоторые были доставлены на Балтику и Черное море. Балтийские катера успели принять участие в боевых действиях, добившись некоторых успехов. В частности, 15 апреля 1945 года ТК-131 и ТК-141 торпедировали эсминец Z-34. Тяжело поврежденный вражеский корабль был полностью выведен из строя. А 25 апреля ТК-133 потопил транспорт «Эмиль Заубер». Проект «Комсомолец» оказался настолько удачным, что строительство таких катеров продолжалось и после войны – вплоть до 1955 года. С 1949-го постройку перенесли из Тюмени в Феодосию. Всего выпустили 89 катеров пр. 123бис, 42 – пр. М-1236ис и 205 – пр. 123К. Две последние модификации отличались заменой импортных бензомоторов на отечественные дизели и рядом других усовершенствований.

Читать: Противотанковое ружьё Дегтярева (ПТРД)

Возможно вам будет интересно:

  • Торпедные катера типа «Хиггинс»
  • Катера типов «Фэрмайл» и «Элко» — основа «маскитного» флота
  • Торпедные катера типа Г-5
  • Пограничные катера проектов 205П, 1400 и 1204
  • Ракетные катера проекта 183Р
  • Катера типа «Воспер»

Патрульный торпедный катер РТ-103. США, 1942 год

Конечно, в США не могли сделать что-то маленькое и вертлявое. Даже с учетом технологий, полученных от англичан, у них вышел довольно массивный торпедный катер, что в общем объяснялось количеством оружия, которое на нем смогли разместить американцы.

Сама по себе идея заключалась не в создании чисто торпедного катера, а патрульного. Это видно даже из названия, ибо расшифровывается РТ как Patrol Torpedo boat. То есть, патрульный катер с торпедами.

Торпеды, естественно, были. Два спаренных крупнокалиберных «Браунинга» — вещь полезная во всех отношениях, а про 20-мм автоматическую пушку от «Эрликона» мы вообще молчим.

Зачем американскому флоту столько катеров? Все просто. Интересы защиты тихоокеанских баз требовали именно таких кораблей, способных в первую очередь нести патрульную службу и в случае чего оперативно смыться, если вдруг обнаружатся корабли противника.

Самым значительным вкладом катеров серии РТ стала борьба с «Ночным токийским экспрессом», то есть, с системой снабжения японских гарнизонов на островах.

Особенно полезными катера оказались в мелководных акваториях архипелагов и атоллов, куда остерегались заходить эсминцы. А торпедные катера перехватывали самоходные баржи и небольшие каботажные суда, перевозившие воинские контингенты, вооружение и снаряжение.

Достоинства: мощное вооружение, неплохая скорость Недостатки: пожалуй, что и нет.

Самый массовый торпедный катер ВМФ СССР

Г-5 12-ой серии. Рисунок

Создание и испытание Г-5

Первый серийный катер Ш-4(Г-4) не устраивал моряков. Вызывали нарекания его плохая мореходность (максимальное волнение 2 балла), неустойчивые к коррозии корпуса (соль и дюраль несовместимы) и применение импортных двигателей. Новый экспериментальный глиссирующий катер ГАНТ-5 созданный в ЦАГИ командой Туполева вышел на испытания весной 1933 года. Общий вид катера ГАНТ-5

Обводы катера повторяли Ш-4, но корпус получился длиннее почти на полметра из-за новых двигателей и торпед большего калибра. На опытном Гант-5 установили 2 двигателя «Изотта-Фраскини» по 1000 л.с. В ходе испытаний, продлившихся до середины лета 1933 года, катер с полной нагрузкой развил 58 узлов(107,4 км/ч), а пустой — 65,3 узла(120,9 км/ч). На тот момент он являлся самым быстрым военным катером в мире. Если к этому добавить, что его мореходность была значительно лучше предшественника, то можно не гадать о его принятии на вооружение.

ТТХ опытного катера ГАНТ-5

Серийное производство Г-5

1 августа 1933 года катер был принят, а намного позже, спустя почти два года, начался серийный выпуск катера, получившего в серии обозначение «тип Г-5» проект 116. Долгая задержка с запуском производства была вызвана доработкой отечественного мотора Микулина АМ-34 и последовавшей его переделкой в ГАМ-34 для катеров. Но здесь стоит отметить более низкую их мощность, всего 675 л.с. по сравнению с 1000 л.с. «итальянца».

Схема серийного Г-5

В 1935 году в строй вступили первые 15 катеров VI серии. С двигателями ГАМ-34 он развивал 45 узлов(83.3 км/ч) с дальностью плавания 160 миль. Но в ходе учений Балтийского флота осенью 1935 года начались массовые повреждения обшивки. В ходе расследования были сделаны выводы о низком качестве сборки.

Торпедный катер Г-5 VI серии

Строительство катеров продолжалось. На заводе имени Андре Марти заложили Г-5 VII и VIII серий. В них были учтены ошибки VI серии и увеличена мощность силовой установки за счет двух новых двигателей ГАМ-34 БС мощностью 850 л.с. каждый. Это дало прирост скорости хода до 51 узла(94.5 км/ч). Вооружение при этом осталось прежним. В 1936 году флот получил последние из 135 катеров VII и VIII серии.

Торпедный катер типа Г-6 6-й серии

23 катера IX серии вышли с завода в 1937 году, и четыре из них под обозначением DAR-1—4 продали флоту Испании. Два испанских катера были уничтожены авиацией, а о судьбе оставшихся сведения отсутствуют. Ещё 75 Г-пятых Х серии вступили в строй в течении 1938-40 годах. Они имели усиленный корпус и изменения в стрелковом вооружении, в рубке установили 12,7-мм пулемет ДШК. Все остальное осталось прежним.

Г-5 10-ой серии. Виден пулемет ДШК на рубке.

Г-5 в начале войны

На новом заводе недалеко от Керчи до начала войны выпустили 18 катеров серии XI, схожие с Х-ой. Отличие было в двигателях. ГАМ-34Ф имели мощность 1000 л.с., что позволило потяжелевшему Г-5 развивать скорость до 52 узлов. Один из катеров данной серии в качестве эксперимента получил дизельные моторы М-50 и испытания были обнадеживающие. Правда с началом войны в серию они уже не пошли.

Г-5 11-ой серии. На заднем плане Г-5 13-ой серии с ракетной установкой.

Г-5 испытание войной

Во время войны серийное производство Г-5 продолжили в Тюмени. Сюда эвакуировали заводы из Рыбинска и Москвы, с Крыма и Ленинграда. В период с 1941 по 1944 гг. на фронт поступили 57 катеров XII серии и 6 — XIII серии. Полностью повторяющие катера XI серии имели уже по два 12,7-мм пулемета. На катерах же XIII серии торпеды заменили реактивной установкой M-8M ( 24 направляющие с 82-мм снарядами) смонтированной на рубке. Всего в ходе серийного строительства было выпущено 330 катеров типа Г-5 разных серий.

Г-5 12-ой серии уходят на задание.

И все же война доказала, что Г-5 как боевая машина реальным значением не обладала. Основным недостатком стала ограниченная мореходность и дальность. Устаревшие лотковые торпедные аппараты сводили на нет скоростные качества катера. Про стрелковое вооружение даже и говорить не хочется — основная масса Г-5 с пулеметами 7,62. Что они могли сделать против себе подобных катеров противника? Да и прочность в купе с качеством постройки оставляли желать лучшего.

Г-5 13-ой серии (вверху) и Г-5 12-ой серии (внизу). Рисунок

Не смогли решить и проблему коррозии дюраля. Из-за неё катер на плаву мог оставаться 5-7 дней летом, и 10-15 зимой. После его надо поднять на берег, где корпуса подвергались специальной обработке. Флотские остряки, которым приходилось служить на Г-5 и обслуживать их еще до войны, говорили: «Г» оно и есть «г».

Поделитесь. Вам не сложно, а мне приятно.

Моторный торпедоносец

CMB №4Vosper 73-ft. моторный торпедный катерПТ-105PT лодкаэлектронные катера

До Первой мировой войны паровые торпедные катера были крупнее и тяжелее, чем были до сих пор. быть использованным. Новый двигатель внутреннего сгорания генерировал гораздо больше мощности при заданном весе и размере, чем паровые двигатели, и позволил разработать новый класс малых и быстрых лодок. Эти мощные двигатели могли использовать корпуса глиссирующего корпуса и были способны развивать гораздо более высокую скорость от 30 до 50 узлов (56-93 км / ч) в соответствующих морских условиях, чем водоизмещающие корпуса. Лодка могла нести от двух до четырех торпед, выпущенных из простых стационарных пусковых установок, и несколько пулеметов.

Во время Первой мировой войны три младших офицера Харвич Форс предположили, что небольшие моторные лодки с торпедой могут преодолевать защитные минные поля и атаковать корабли Императорского германского флота, стоящие на якоре на своих базах. В 1915 году Адмиралтейство подготовило требование к персоналу, в котором требовалось проектировать прибрежную моторную лодку для службы в Северном море. Ожидалось, что эти лодки будут иметь высокую скорость и будут использовать легкие и мощные бензиновые двигатели, доступные тогда. Скорость лодки при полной загрузке должна была составлять не менее 30 узлов (56 км / ч), а топлива должно было быть достаточно, чтобы обеспечить значительный радиус действия.

Они должны были быть вооружены различными способами: торпедами, глубинными бомбами или для установки мин. Вторичное вооружение было бы обеспечено ручными пулеметами, такими как пистолет Льюиса. CMB были разработаны Торникрофтом, имевшим опыт работы с небольшими быстроходными лодками. Двигатели не были собственными морскими двигателями внутреннего сгорания (так как их было мало), а адаптировали авиационные двигатели таких фирм, как Sunbeam и Napier. Всего было построено 39 таких судов.

Канал Даш

итальянские торпедные катера потопили австро-венгерские SMS Wien в 1917 г. и SMS Szent István в 1918 г. Во время гражданской войны в России британские торпедные катера совершил набег на Кронштадт гавань, повредив два линкора и потопив крейсер.

Такие суда оставались полезными во время Второй мировой войны. Моторные торпедные катера Королевского флота (МТБ), Kriegsmarine ‘S-Boote’ (Schnellboot или «быстроходная лодка»: британцы называли их E-boat ), (Итальянский) MAS. и M.S., ВМФ СССР G-5 и US катера PT (расшифровывается как «Патрульная торпеда») все были этого типа.

Классическим действием быстрых торпедных катеров был Channel Dash в феврале 1942 года, когда немецкие электронные катера и эсминцы защищали флотилию Scharnhorst, Gneisenau, Prinz Eugen и несколько меньших кораблей прошли через Ла-Манш.

Во время Второй мировой войны торпедным катерам серьезно мешала более высокая скорость флота; хотя у них все еще было преимущество в скорости, они могли догнать более крупные корабли, только бегая с очень высокой скоростью на очень короткие расстояния, как показано в Channel Dash. Еще большую угрозу представляло повсеместное появление патрульных самолетов , которые могли выслеживать торпедные катера задолго до того, как они могли поразить свои цели.

Во время Второй мировой войны военно-морские силы Соединенных Штатов использовали быстрые деревянные ПТ-катера в южной части Тихого океана в ряде ролей в дополнение к первоначально предполагавшейся торпедной атаке. Катера PT выполняли разведывательные, переправочные, курьерские, поисково-спасательные операции, а также выполняли обязанности по защите от дыма. Они принимали участие в боевых действиях флота и работали небольшими группами и поодиночке, чтобы атаковать линии снабжения противника. В конце войны на Тихом океане, когда крупных целей стало не хватать, многие катера PT заменили два или все четыре своих торпедных аппарата дополнительными орудиями для поражения прибрежных катеров снабжения и барж противника, изолировав удерживаемые противником острова от снабжения и подкрепления. или эвакуация.

Самым значительным военным кораблем, потопленным торпедным катером во время Второй мировой войны, был крейсер HMS Manchester, который был атакован двумя итальянскими торпедными катерами (MS 16 и MS 22) во время Операция «Пьедестал» 13 августа 1942 года. Похоже, что торпеда, смертельно поразившая Манчестер, была запущена МС. 22 (TV Franco Mezzadra) с расстояния около 600 метров.

Гибель торпедного катера

Произошло это в одну из ночей ноября 1943 года у Керченского пролива. 2-я БТК Черноморского флота базировалась в портах Анапа, Тамань, и решала задачи обеспечения безопасного снабжения десанта морской пехоты в Крыму, у посёлка Эльтиген. Туда, с подкреплением и боеприпасами, каждую ночь отправлялись мотоботы от временного причала у посёлка Кратково на Кубани. Немцы направляли каждую ночь десятки самоходных барж к месту высадки десанта с целью: помешать нашим мотоботам доставлять подкрепления десантникам, и одновременно, обстреливать с моря побережье, занятое нашими десантниками. Для борьбы с немецкими самоходными баржами в район Эльтигена выходили 3 — 4 торпедных катера и два морских охотника. В этот раз, в сумерках из порта Тамань вышло четыре торпедных катера. Старшим в группе был капитан 3-го ранга Туль. Он находился на борту переднего катера. У Кратково нас ожидали два катера — морских охотника. На подходе к Кратково передний торпедный катер наскочил на мину. Взрыв… Столб пламени… На поверхности воды, объятой огнём, торчит таранный отсек катера, а на нём сгрудилась команда, освещаемая пламенем разлитого на воде бензина. Подойти и снять их невозможно, поверхность воды горит… Зайти в это огненное пятно — значит самим загореться. Чем помочь товарищам? Немцы, увидев с побережья Крыма пожар, открыли артиллерийский огонь. Снаряды со скрежетом пролетают над нами и взрываются на берегу… В ответ по немецким батареям открыла огонь наша артиллерия. Моряки подбитого катера, поняв своё безвыходное положение, что для их спасения катера не могут войти в огненное пятно, стали прыгать за борт. Их цель была: пронырнуть горящее кольцо, и уже там добираться к нашим катерам. Помочь мы не можем, только наблюдаем… Вдруг слышим голос командира дивизиона Туля: »Помогите!» Взрывной волной его отбросило метров на пятнадцать от подорвавшегося катера, и он оказался вне огненного кольца. Наш радист, старший матрос Каплунов бросает ему швартовый конец… В это время я увидел, как два человека вынырнули из под огненного пятна. Бросаю им бросательный конец. Они его ловят. И я подтягиваю их к катеру… Но наш катер уже рядом с огнём, и чтобы не попасть в горящее пятно, командир даёт команду в машину: »Задний ход!» Я не успел закрепить бросательный конец за битенг, и только успеваю упасть на машинный люк и зацепиться рукой за поручни, чтобы не оказаться самому за бортом. Сила, с которой две тысячи лошадиных сил потянули катер от огня, натянула тонкий бросательный конец с держащими его двумя моряками. На моей руке лопается кожа… Сильная боль… Но бросить конец тоже нельзя. Пятно огня быстро приближается к моим товарищам и если их не оттянуть, они снова окажутся под огненным кольцом… Оттянув метров на двадцать катер и спасаемых членов экипажа, мы подняли их на борт. Двоих подняли удачно, а третий, старшина 1-й статьи Маевский никак не может вскарабкаться на борт. Ему в это время было уже больше сорока лет. Мы, вместе с радистом Каплуновым и боцманом Кухарёнок, подхватили его под руки. Но безуспешно. Поднять на борт не можем. И тут он говорит: »Да, тяните меня за волосы!» Мы все рассмеялись… У него на голове волос нет — лысина. Всё-таки вытащили… Два соседних катера выловили из огня и воды остальных четырёх членов экипажа потонувшего судна. …Командир дивизиона Туль дал команду: »Давайте ход и идите к Краткову!» И только мы дали ход, как послышался удар по корпусу нашего катера… И возглас Туля: »Опять придется лететь!» Но лететь ему не пришлось… Оказалось: катер ударился винтами о затопленное ранее судно. Винт был повреждён… Машины работают исправно, но хода нужного нет. …Малым ходом подходим к причалу Кратково. Когда заглушили двигатели, услышали басистый голос командира Новороссийской Военно-морской базы Холостякова: »Туль, ты живой?» »Да!», — ответил он. »А катер где?», — спрашивает Холостяков. »Утонул», — ответил Туль. »А зачем ты мне нужен без катера?» На этом беседа окончилась, и поступила команда: »Приступайте к выполнению поставленной задачи!» Взревели двигатели на всех катерах. И они исчезли, ушли в ночь… А наш катер отошёл с милю от берега, и остался стоять и наблюдать, как будет идти бой между катерами и немецкими баржами. Всю ночь шёл бой у берега Огненной земли… А утром на буксире одного из торпедных катеров, получившего серьёзные повреждения, мы отправились на ремонт в Туапсе.»

Речной транспорт СССР (20 фото)

20 мая 2014 10:21

Метки: Речной транспорт СССР суда

24800

20

В 1957 году с Феодосийского судостроительного завода в Украине сошла первая «Ракета» проекта 340. Теплоход способен был развивать неслыханную по тем временам скорость 60 км/час и брать на борт 64 человека. Под катом вы узнаете историю речного флота Советского союза. А вам удалось поплавать на одном из них?

Смотреть все фото в галерее

Вслед за «Ракетами» в 1960-х появились более крупные и комфортабельные двухвинтовые «Метеоры» производства Зеленодольского судостроительного завода. Пассажировместимость этих судов составляла 123 человека. Теплоход имел три салона и бар — буфет.

В 1962 году появляются «Кометы» проекта 342м , фактически те же «Метеоры», только модернизированные для эксплуатации в море. Они могли ходить при более высокой волне, имели радиолокационное оборудование (РЛС)

В 1961 году, одновременно с запуском в серию Метеоров и Комет, нижегородский судостроительный спускает на воду судно проекта 329 «Спутник» — самый крупный СПК. Он перевозит 300 пассажиров, со скоростью 65 км/час. Также, как и с Метеором, построили морскую версию «Спутника», названную «Вихрь». Но в течение четырех лет эксплуатации, выявилась масса недостатков, в том числе — большая прожорливость четырех двигателей и дискомфорт пассажиров из-за сильной вибрации.

Для сравнения «Спутник» и «Ракета»

«Буревестник» — одно из самых красивых судов из всей серии! Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький. «Буревестник» вмещал 150 пассажиров, и имел эксплуатационную скорость 97 км/час. Однако в серийное производство не пошел — два авиационных двигателя производили большой шум и требовали много топлива.

С 1977 года не эксплуатировался. В 1993 году разрезан на лом.

В 1966 году гомельский ССРЗ выпускает судно для неглубоких рек , глубиной чуть более 1 метра «Беларусь» пассажировместимостью 40 человек и скоростью 65 километров в час. А с 1983 года станет выпускать модернизированную версию «Полесье», которая уже берет на борт 53 человека при той же скорости.

Ракеты и Метеоры старели. В ЦКБ Р. Алексеева создавались новые проекты. В 1973 году Феодосийский судостроительный завод спускает на воду СПК второго поколения «Восход». «Восход» — это прямой приемник «Ракеты». Это судно экономичней и вместительней (71 чел.).

В 1980 году на ССЗ им. Орджоникидзе (Грузия, Поти) открывается производство СПК «Колхида». Скорость судна 65 км/час, пассажировместимость 120 человек. Всего было построено около сорока судов. В настоящее время в России эксплуатируются только два: одно судно на линии Санкт-Петербург — Валаам, под названием «Триада», другое в Новороссийске — «Владимир Комаров».

В 1986 году в Феодосии был спущен на воду новый флагман морских пассажирских СПК двухпалубный » Циклон», который имел скорость 70 км/час и брал на борт 250 пассажиров. Эксплуатировался в Крыму, потом был продан в Грецию. В 2004 году вернулся в Феодосию на ремонт, но стоит там до сих пор в полуразобранном состоянии.

Ссылки по теме:

  • Кто помнит взаимосвязь этих предметов?
  • Советские самоделки
  • День Пионерии
  • Жизнь в СССР: хорошо или плохо?
  • Пионеры — Герои Великой Отечественной Войны

Метки: Речной транспорт СССР суда

Любите повспоминать, как всё было раньше? Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:

349 10 339

339 0

135

Новости партнёров

Быстроходные ударные катера сегодня

Лодки, похожие на торпедные катера, все еще используются, но вооружены противокорабельными ракетами большой дальности, которые могут использоваться на дальностях между 30 и 70 км. Это снижает потребность в высокоскоростных погонях и дает им гораздо больше возможностей для действий при приближении к своим целям.

Самолеты представляют собой серьезную угрозу, поэтому использование лодок против любого флота с воздушным прикрытием очень рискованно. Малая высота мачты радара затрудняет захват и захват цели при сохранении безопасного расстояния. В результате быстрые штурмовики заменяются для использования в морских боях более крупными корветами , которые могут нести зенитные ракеты с радиолокационным наведением для самообороны, и вертолеты для загоризонтных целей. нацеливание.

Хотя торпедные катера исчезли с большинства мировых военно-морских сил, они использовались до конца 1990-х — начала 2000-х годов в нескольких специализированных районах, в первую очередь на Балтике. Близкие границы Балтийского моря и наземные помехи фактически сводили на нет преимущества дальности ранних ASM. Торпедные катера, работающие близко к берегу в сочетании с наземным воздушным прикрытием и радиолокационными станциями, а также в случае скрытых баз норвежских военно-морских сил, разрезанных на борта фьорда, оставались дешевым и жизнеспособным средством сдерживания десантных атак. Действительно, это все еще действующая модель, за которой следует ВМС Китая с его торпедным катером типа 025 класса для защиты своих прибрежных и устьевых вод.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: