Ракетные катера проекта 1241

«Все новейшие достижения»

«Буря» была построена на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла». Данный корабль станет четвёртым МРК проекта 22800 «Каракурт». Ранее были приняты на вооружение «Мытищи», «Советск» и «Одинцово». Все они вошли в состав Балтийского флота.

Кроме того, уже спущены на воду и находятся на разном этапе готовности МРК «Козельск», «Охотск», «Вихрь», «Циклон» и «Аскольд».

Всего запланировано построить 18 кораблей данного типа. Кроме Балтфлота, они пополнят также Черноморский и Тихоокеанский флоты.

  • Малый ракетный корабль «Советск» проекта 22800 на стратегических учениях в Военной гавани Балтийска
  • РИА Новости

Помимо завода «Пелла», «Каракурты» строятся также на Зеленодольском судостроительном заводе в Татарстане, Амурском судостроительном заводе в Хабаровском крае, заводах «Море» и «Залив» в Крыму.

Проект 22800 был разработан в центральном конструкторском бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург). Он пришёл на смену советским ракетным катерам проектов 1234 «Овод» и 1241 «Молния».

По сравнению с предшественниками на «Каракурте» были улучшены мореходность и обитаемость. Были также решены проблемы, связанные с большим углом наклона валов: на «Оводах» большой угол наклона вызывал вибрацию и дополнительное сопротивление движению.

Как отмечается на сайте ЦКБ, «Каракурты» являются кораблями нового поколения, которые вобрали в себя «все новейшие достижения в области высокоточного оружия, средств самообороны, ПВО и военного кораблестроения».

«Корабль предназначен для поражения критически важных объектов противника в береговой зоне; для уничтожения боевых надводных кораблей, судов и катеров противника самостоятельно и во взаимодействии с другими силами», — отмечается на сайте ЦКБ «Алмаз».

Кроме того, «Каракурты» могут применяться для уничтожения искусственных стационарных и плавучих объектов и отражения воздушных ударов.

Также по теме


«Обеспечивают запрет доступа»: как комплексы «Бал» и «Бастион» защищают прибрежную зону России

Вооружённые силы России провели учения с использованием береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион». В ходе манёвров были…

Водоизмещение МРК проекта 22800 в различных вариантах может достигать от 860 до 900 т.

Дальность плавания «Каракуртов» составляет около 2,8 тыс. миль (примерно 4,5 тыс. км), скорость — до 35 узлов (65 км/ч). Численность экипажа — 39 человек.

В качестве силовой установки на МРК используются три дизельных двигателя М-507Д-1. При этом возможна и другая компоновка: два дизеля М-507Д-1 и одна газовая турбина М70ФРУ.

«Каракурты» вооружены восемью крылатыми ракетами «Калибр» или же аналогичным количеством противокорабельных ракет «Яхонт».

Помимо этого, на данные корабли устанавливаются усовершенствованные артиллерийские установки АК-176МА, у которых за счёт применения электрических приводов повышена точность стрельбы. Также в арсенал корабля входят две морские тумбовые пулемётные установки калибра 14,5 мм.

От воздушных угроз «Каракурты» прикрывают комплексы «Панцирь-МЕ» и «Игла-С». Также на корабль могут устанавливаться зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Каштан-М» и «Пальма».

Огромные морские корабли на подводных крыльях: «Комета», «Колхида» и «Циклон»

Кроме речных «пароходиков», в ЦКБ Алексеева активно разрабатывали морские скоростные теплоходы разнообразных типов.

Первым серийным образцом стала «Комета», оснащенная модернизированными дизельными двигателями, запущенная в производство в 1961 году.

С 1962 по 1982 год было выпущено 125 «Комет» с «ёмкостью» до 120 пассажиров в зависимости от модификации. Из ни 39 ушли на экспорт.

В 1982 году на смену «Комете» появилась усовершенствованная «Колхида» на 120-140 пассажиров, также с дизельными двигателями.

Этот тип получил прочный сварной корпус с полноценным разделением на 9 водонепроницаемых отсеков, что обеспечивает непотопляемость судна обеспечивается при заполнении любых двух смежных отсеков.

Завершили славную линейку двухпалубный флагман «Циклон» и малое морское судно «Ласточка», сошедшие со стапелей в 1986 году.

Производство первых планируется возродить в ближайшее время для освоения морских маршрутов Балтики и Дальнего Востока – в обновлённом варианте с индексом “250”.

Самые большие пассажирские корабли в мире

5 место – AIDAnova

Круизный лайнер «AIDAnova» был спущен на воду 21 августа 2018 года. Он является первым круизным кораблем, полностью работающим на сжиженном природном газе (СПГ), позволяющем на 25% уменьшить вредные выбросы в атмосферу.

  • Длина – 337 метров.
  • Ширина – 42 метра.
  • Водоизмещение – 183 900 GT.
  • Вмещает до 6600 пассажиров и 2626 членов экипажа.

На 20 просторных палубах расположено 2500 кают, 17 ресторанов и 23 бара (в одном из баров установлены роботы, которые сами готовят коктейли), казино, аквапарк, театр, скалодром, поле для мини-гольфа, ледовый каток, баскетбольная площадка, тренажерный зал и СПА.

4 место – Oasis of the Seas

«Оазис морей» – был построен на норвежской верфи в Турку в октябре 2009 года. Стоимость его строительства составила 1,5 млрд. долларов. Является самым дорогим пассажирским судном в истории гражданского судоходства.

  • Длина – 360 м.
  • Ширина – 60,5 м.
  • Высота – 72 м.
  • Водоизмещение – 225 282 GT.
  • Может перевозить 6 880 пассажиров и 2 200 членов экипажа.

Пассажиры могут отдохнуть в тени настоящих деревьев, так как на судне впервые в мире посажен парк из 12 000 экзотических живых растений и кустарников, а также 56 деревьев.

Здесь установлена большая карусель ручной работы, бассейны с джакузи, водный парк, казино (самое большое в мировом круизном флоте: 450 слот-машин, 27 столов для игры в покер, рулетка, блек-джек и кости), магазины и бутики, рестораны и бары.

Более активные пассажиры могут воспользоваться ледовым катком, волейбольной и баскетбольной площадкой, полем для гольфа, оборудованием для боулинга, стеной для скалолазания, сёрфингом в специальном бассейне, фитнес-центром, спа-салоном.

Имеется водный амфитеатр с фонтанами, трамплинами и вышками для прыжков в воду, крытый театр, клуб для любителей юмора и джаза. Также на судне есть молодёжная зона, детские сады, аттракционы для детей всех возрастов.

3 место – Allure of the Seas

Круизный лайнер «Очарование морей» был построен в 2010 году. Совершает недельные круизы по Карибскому морю.

  • Длина – 360 метров.
  • Ширина – 60 метров.
  • Водоизмещение – 225 282 GT.
  • Вмещает 6 400 пассажиров, 1 690 членов экипажа.
  • Общее число пассажирских палуб – 15.

Пассажиры могут прогуляться в тени настоящих деревьев по аллее с бутиками известных мировых брендов, кафе, ресторанами, салонами красоты. Можно посетить казино, джаз-клуб, концертный зал. Для любителей активного отдыха имеются ледовый каток, боулинг, водный парк, бассейны с пресной и солёной водой, площадка для игры в баскетбол, теннисный корт и поле для гольфа, стена для скалолазания, бассейн для занятия сёрфингом, тренажёрный зал, «тарзанка» на высоте 6 этажа.

2 место – Harmony of the Seas

«Гармония морей» – круизное судно, построенное на верфи в Сен-Назер, Франция в 2015 году. Оно имеет 2 744 пассажирских кают.

  • Длина – 362,12 м.
  • Ширина – 47,42 м.
  • Водоизмещение – 226 963 GT.
  • Вместимость – 6780 пассажиров и 2300 членов экипажа.

Здесь находятся 2 гигантские сухие горки (высотой с 10-этажного дома), симуляторы сёрфинга, 2 скалодрома, «тарзанки», баскетбольная арена, ледовый каток.

К услугам полноценный комплекс процедур: СПА, фитнес-центр, зеленая зона (повторяющая Центральный парк Нью-Йорка, с настоящими деревьями и цветами, ресторанами и магазинами), открытая аллея для прогулок, множество кафе и аттракционов.

Для азартных людей: самое крупное морское казино, театр, ночной клуб, клуб для любителей джаза, дискотека.

Дети тоже не будет скучать, для них представлена: гимнастическая площадка, театр-студия, научная лаборатория для маленьких исследователей, арт-студия.

1 место – Symphony of the Seas

Самый крупный пассажирский корабль в мире, получивший название «Симфония морей». Его первый круиз состоялся 31 марта 2018 года из Барселоны.

  • Длина – 361,011 метра.
  • Ширина – 65,68 м.
  • Водоизмещение – 228 081 GT.
  • Вмещает 6780 пассажиров и 2175 членов экипажа.
  • Имеет 18 палуб.

На борту есть детский аквапарк, баскетбольная площадка, каток и две 43-футовые скалодромы. Существует также «центральный парк», который содержит более 20 000 тропических растений.

Корабль «Symphony of the Seas» идеально подходит для путешествия большой семьей. На лайнере будет представлена семейная каюта размером в 125 кв. м. В ней есть стена LEGO, аэрохоккей для детей, балкон с гамаком и джакузи.

Каждый пассажир может посмотреть шоу на льду, поиграть в лазерный пейнтбол, покататься на симуляторе сёрфинга и на коньках по настоящему ледовом катку, посетить рестораны.

К Вашим услугам роботы-бармены, многоуровневая водная горка и самая высокая «американская горка», гольф-поле, экстремальная «тарзанка», захватывающее дух водное шоу.

«Молнии» возвращаются в строй

До начала 2021 года флот получит два модернизированных больших ракетных катера (корвета) легендарного советского проекта 1241 «Молния». Они изначально предназначались для иностранного заказчика, однако контракт был аннулирован, а уже готовыми корпусами заинтересовался отечественный ВМФ. В процессе достройки «Молнии» оснастят современными средствами навигации и связи, новейшим вооружением. Изменится архитектура корабля, улучшатся условия для экипажа. Катера получат противокорабельные ракеты Х-35У и морские зенитные комплексы «Панцирь-М».

«Шуя» примерит морской «Панцирь»

Испытания корабельной версии зенитного комплекса пройдут на ракетном катере

По мнению экспертов, обновленные «Молнии» станут грозными боевыми машинами, которые при этом будут менее уязвимы для авиации и более комфортны для экипажей.

Как сообщили «Известиям» в Главкомате ВМФ, в этом году флоту должен быть передан первый из двух больших ракетных катеров «Молния» проекта 1241, которые достраиваются на заводе в Рыбинске. Передача второго катера запланирована на 2021 год. Сроки могут быть скорректированы в зависимости от готовности системы ПВО. Предполагается, что один корвет отправится служить на Черное море, другой — на Каспий.

Эти катера строились на экспорт еще в начале 1990-х годов по легендарному и самому массовому советскому проекту 1241, однако контракт сорвался, и готовые корпуса надолго «зависли» на предприятии. В настоящее время их достраивают, но с изменениями.

Изюминкой двух модернизированных «Молний» станет новейшая система ПВО. Если раньше катерам проекта 1241 приходилось довольствоваться автоматическими зенитными пушками и ПЗРК, то теперь они получат полноценную защиту. На них установят «Панцирь-М» — морскую версию уникального зенитно-ракетно-пушечного комплекса, способного бороться и с летательными аппаратами, и с ракетами противника. В настоящее время испытания «Панцирь-М» находятся в завершающей стадии.

Изменится и главный калибр. Вместо устаревших ПКР «Москит» на обновленные «Молнии» поставят комплекс «Уран» с восемью универсальными ракетами Х-35У с дальностью полета до 260 км. При относительно небольшой массе и габаритах эти ракеты имеют мощную боевую часть и автономную систему наведения. Х-35У хорошо защищены от помех, атакуют цель группами и могут на малой высоте прорывать ПВО противника.

«Каракурты» отращивают «Панцири»

Россия форсирует серийное строительство малых ракетных кораблей

Чтобы обеспечить эффективное применение современных систем вооружения, «Молнии» оснастят новейшей радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой.

Обновленная «Молния» будет мощной боевой машиной, способной решать широкий круг боевых задач, считает военно-морской эксперт Дмитрий Болтенков.

— «Молнии» хорошо себя зарекомендовали, поэтому их охотно покупали и строили у себя по лицензии другие государства, — пояснил эксперт. — Так что достройка имеющихся корпусов — абсолютно логичное решение. После установки нового вооружения эти катера прекрасно справятся с защитой прибрежных вод.

По словам специалиста, раньше проблемой проекта 1241 была слабость зенитного вооружения.

— Автоматические пушки с перехватом ракет еще справятся, а вот самолет или вертолет им уже не зубам, — отметил Дмитрий Болтенков. — С появлением «Панцирь-М» эта проблема будет решена.

Дмитрий Болтенков добавил, что современная электроника стала гораздо компактнее, а значит, на катерах проекта 12418 удастся освободить больше пространства для экипажа и улучшить не только боевые возможности, но и обитаемость.

Ракетные катера «Молния» строились для ВМФ СССР и союзников с начала 80-х годов. Они предназначались для поражения боевых надводных кораблей, транспортных и десантных судов противника в прибрежной зоне и открытом море. В настоящее время российский флот эксплуатирует около 30 «Молний». Особенно много их на Тихоокеанском флоте.

История строительства катеров проекта 1241

Головным предприятием для постройки ракетных катеров проекта 1241 был выбран родной для ЦМКБ «Алмаз» Приморский судостроительный завод. На стапелях этого судостроительного завода были построены все катера первых двух модификаций. В дальнейшем постройка катеров проекта других модификаций велась сразу на трех верфях, на двух заводах в Ленинграде и на одном заводе в Хабаровском крае.

Проект 1241 стал самым массовым для кораблей подобного класса. За 12 лет, для ВМФ СССР было построено 41 судно, относящееся к различным модификациям. К моменту распада Советского Союза в 1991 году на стапелях находилось еще 6 ракетных катеров подобного типа, готовность которых оценивалась по-разному, от 30 до 90%. Последний корабль этого проекта должен быть спущен на воду в 1996 году.

На последних версиях был внесен ряд корректив относительно вооружения корабля. Вместо 30-мм оружий на катера установили зенитно-ракетный комплекс «Кортик». Также катера получили радиолокационную станцию обнаружения целей «Позитив».

Следует отметить, что экспортным вариантом занимались судостроительные заводы в Рыбинске и в Ярославле. По заграничным контрактам для ВМС стран Организации Варшавского договора было построено 14 ракетных катеров типа «Тарантул». Больше всех заказали ГДР и Польша, которые соответственно закупили 5 и 4 корабля. Четыре судна заказала Индия для своих ВМС. По одному катеру было построено для ВМС Йемена и Вьетнама. Один ракетный катер экспортного проекта был передан в учебный центр Балтийского флота, находящийся в Риге. Судно использовалось в качестве учебной платформы для обучения иностранных экипажей.

Повышенный интерес к кораблям этого проекта со стороны Индии подтверждается покупкой лицензии для последующего строительства судов этого класса на верфях в Мумбаи и в Гоа.

В отечественном российском флоте на сегодняшний день остаются в строю находят 5 судов самого первого проекта. На Черном море в строю остается ракетный катер Р- 71 «Шуя». В состав Балтийского флота входят корабли Р-129 «Кузнецк» и Р-257. До недавнего времени ракетный катер Р-101 был переведен с Северного флота на Каспий, где вошел в состав Каспийской военной флотилии. Один ракетный катер U155 Приднепровье» входит в состав ВМС Украины.

Корабли более поздних серий, улучшенной модификации продолжают оставаться в строю, представляя ударное звено Тихоокеанского флота, действуя в составе ударных соединений ракетных крейсеров в составе Черноморского и Балтийского флотов. Самый многочисленный отряд (10 боевых единиц) ракетных кораблей этого класса находится на Дальнем Востоке. По пять кораблей находились на черноморском морском театре и на Балтике. Из состава Черноморского флота один ракетный катер Р-160 передан в состав Каспийской военной флотилии.

Стоит ли говорить о том, какую роль сыграли ракетные катера проекта 1241, неся многолетнюю службу в составе ВМФ СССР и современного российского военного флота. Строительство одного корабля такого класса было просто несоизмеримо по стоимости и затратам с постройкой больших океанских судов, вооруженных ракетным оружием. Благодаря ракетным катерам сначала советский, а следом и российский флот сумел создать боеспособную группировку ударных кораблей на своих флангах.

Боевая служба

Эти ракетные катера участвовали в боевых действиях в Война на истощение, Война Судного дня, и Индо-пакистанская война 1971 года.

Израильские ракетные катера Саар потопили сирийский ракетный катер класса Оса во время Битва при Латакии и три египетских ракетных катера класса «Оса» в Битва при Балтиме. В этих боях израильские корабли не пострадали.

В отличие от этого, ракетные катера ВМС Индии «Оса» весьма успешно выступили против ВМС Пакистана. Операция Трайдент.

Osas также использовались в Иранско-иракская война, с небольшими потерями, особенно в одном сражении в 1980 году, когда несколько были уничтожены F-4s с AGM-65s. Этот бой произошел 29 ноября 1980 года. и ВМС Ирака понесли некоторый ущерб. Ирак потерял всего пять ракетных катеров за восемь лет войны.

Сирийские Оса II использовались в Сирийская гражданская война. Было заснято, как Оса II стреляет из своих палубных орудий по городу Латакия.

Недостатки Osas заключались в основном в низкой эффективности их ракет против малых и ECM -оборудованные цели, как в битве при Латакии. В этом конфликте Осас и Комарс стреляли первыми из-за большей дальности ракет и благоприятных условий распространения радиолокационного сигнала, но не попали в цель и не смогли убежать из-за неисправности двигателя. Отсутствие орудия среднего калибра затрудняло защиту от канонерских лодок, хотя в СССР имелись 37, 45 и 57-мм пушки, которые можно было установить вместо одной 30-мм пушки, как это происходило на некоторых других судах, таких как Поти ASW корветы. Эффективными противоракетными системами никогда не оснащались, хотя существенной разницы в размерах и весе АК-230 и АК-230 не было. АК-630 CIWS.

Преемником стал проект 1241 Корвет класса Тарантул, с вдвое большим водоизмещением и более высокой стоимостью, но изначально вооруженный всего четырьмя Р-15. Наконец-то у них появился лучший электронный комплект и 76-мм пушка с высокой скорострельностью, а также более новая П-270 Москит и Х-35 сверхзвуковые ракеты, АК-630 CIWS и радары «Bass Tilt». Однако их было построено меньше, и поэтому Osas, заменив старые Komars, оставались в эксплуатации до начала XXI века.

Варианты

Корпус проекта 205 оказался очень универсальным и на его базе была построена целая серия советских быстроходных катеров и патрульных катеров.

  • Проект 205 («Оса-И»): Оригинальный ракетный катер, узнаваемый по коробчатым пусковым установкам для ракет П-15 / П-15Т «Термит». 160 построено.
  • Проект 205E: Пр.205 с 4 пусковыми установками КТ-62К для ракет П-25 и передним гидропланом, что позволяет развивать скорость до 50 узлов (93 км / ч). 1 построен.
  • Пр.205Ч: Пр.205 с электрооборудованием на 400 Гц. 1 построен.
  • 205У («Оса II»): Модернизированный пр.205 с трубчатыми пусковыми установками для улучшенной ракеты П-15У. 32 построено.
  • Проект 205ЭР: Основная экспортная версия проекта 205У. Нихром-РРМ IFF / ESM, Никель Удалены IFF и радиопеленгатор ARP-58SV.
  • Пр.205М: Более длинные ракетные блоки для ракет П-15М с новым Гравий радиолокационный комплекс вместо Рангаут / Рысь сложный. 1 построен.
  • Проект 205мод: Ракета П-15М взамен П-15У. 19 построено.
  • Проект 205П Тарантул («Стенька «): Версия противолодочного патрульного катера.

В дополнение к вышесказанному, семейство быстроходных ударных катеров проекта 206 (НАТО: Шершен, Турья, и Матка class) основаны на проекте 205 и имеют общий дизайн машинного отделения.

Варианты

Корпус проекта 205 оказался очень универсальным и на его базе была построена целая серия советских быстроходных катеров и патрульных катеров.

  • Проект 205 («Оса I») : Оригинальный ракетный катер, узнаваемый по коробчатым пусковым установкам для ракет П-15 / П-15Т «Термит». 160 построено.
  • Проект 205E : Проект 205 с 4 пусковыми установками КТ-62К для ракет П-25 и передним гидросамолетом, что позволяет развивать скорость до 50 узлов (93 км / ч). 1.
  • Пр.205Ч : Пр.205 с электрооборудованием на 400 Гц. Построено 1.
  • Пр. 205У («Оса II») : Модернизированный пр. 205 с трубчатыми пусковыми установками для улучшенной ракеты П-15У. Построено 32.
  • Пр.205ЭР : Основная экспортная версия проекта 205У. Удалены радиопеленгаторы Нихром-РРМ IFF / ESM, Nickel IFF и ARP-58SV.
  • Проект 205М : Удлиненные ракетные блоки для ракет П-15М с новым радиолокационным комплексом «Гравий» вместо комплекса «Рангаут / Рысь». Построено 1.
  • Пр.205мод : Ракета П-15М взамен П-15У. Построено 19.
  • Проект 205П «Тарантул» («Стенка ») : Версия противолодочного патрульного катера.

В дополнение к вышесказанному, семейство быстроходных ударных катеров проекта 206 (НАТО : Шершен, Турья и Матка класс) основаны на проекте 205 и имеют общий дизайн машинного отделения.

Ракетный катер типа «Молния» пр. 1241.8

Создание малого ракетно-артиллерийского корабля пр.1241 было обусловлено появлением в начале 70-х годов ХХ века на вооружении боевых катеров стран НАТО артиллерии среднего калибра (порядка 76 мм), ПКР малого и среднего радиуса действия (например «Exocet», «OTO-Melara», а затем и«Harpoon»), что значительно усложнило условия боевого использования кораблей пр.205 различных модификаций. Для обеспечения нанесения ударов по противнику с дистанций, превышающих дальность действия его радиотехнических средств, и было решено разработать ракетно-артиллерийский корабль нового поколения, вооруженный ПКРК «Москит», ракеты которого должны были иметь скорость и дальность полета около 2М и порядка 100 км соответственно. Корабли проекта 1241 предназначались для уничтожения боевых кораблей, транспортов и десантных средств противника, усиления ПВО групп кораблей, транспортов, ракетных и торпедных катеров от низколетящих средств воздушного нападения, прикрытия этих групп от атак легких сил противника. В соответствии с этими требованиями ЦМКБ «Алмаз» в 1971 г. представило два аванпроекта РКА с 4 ПУ ПКРК «Москит» с полным водоизмещением не более 500 т

При разработке обоих вариантов проекта особое внимание обращалось на использование многофункционального малогабаритного РЛК, способного обеспечить боевое использование всех систем оружия корабля (в частности, ПКР «Москит» — на ее максимальную дальность). Первый из предложенных РЛК – «Гравий-М» — уже прошел первые испытания, но не имел режимов УСБД и каналов приема целеуказания от системы «Успех-У»

Поэтому выбор остановили на разрабатываемом РЛК «Монолит». Впоследствии, для обеспечения требуемых параметров остойчивости, пришлось удалить с корабля ЗРК «Оса-М», что заставило переклассифицировать его в катер с отказом от решения задач зональной ПВО.

Ракетный катер пр.1241.8 (шифр «Молния») спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е.И. Юхнина. Данный корабль — это третья эволюционная ступень ракетных катеров данного типа. В отличие от более ранних модификаций катеров семейства 1241 катера проекта 1241.8 несут ПКРК «Москит» и оснащены дизель-газотурбинной главной энергетической установкой, как это изначально и предусматривалось по проекту.

Корпус катера гладкопалубный, стальной с небольшой седловатостью и комбинированными обводами. Он разделен водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Надстройки (за исключением газоотбойников) выполнены из легких сплавов. Главные механизмы располагаются в двух смежных отсеках. Двухвальная установка обеспечивает при развитии полного хода совместную работу на гребной вал как форсажных, так и маршевых двигателей. Кроме того, предусмотрена возможность работы любого из маршевых двигателей на оба валопровода. Подобная схема позволяет обеспечивать приемлемую дальность плавания при сравнительно небольших размерах корабля.

Для стрельбы по воздушным, морским и береговым целям в носовой части катера установлена одна автоматическая артиллерийская установка АК-176М калибром 76,2 мм. Скорострельность пушки 120-130 выстрелов/минуту. Максимальная дальность стрельбы 15,7 км. Способы управления стрельбой: автоматический, полуавтоматический и ручной.

Для поражения воздушных и малоразмерных морских целей на надстройке в кормовой части катера расположены две автоматические скорострельные артиллерийские установки АК-630М калибром 30 мм. Скорострельность пушек 4000-5000 выстрелов/минуту. Максимальная дальность стрельбы до 8 км. Вместо АК-630М катер может быть вооружен двумя ЗРАК «Палаш». Для стрельбы по воздушным целям в кормовой части катера установлен пост для переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) «Игла».

Без преувеличения катера пр.1241.8 «Молния» — лучшие в мире, особенно по ударной силе. Зарубежные собратья этих катеров вооружены куда более слабыми ракетами «Гарпун» и «Экзосет». Мощное вооружение катеров типа «Молния» позволяет им практически на равных бороться с более крупными кораблями противника – эсминцами и фрегатами.

Куда пропали корабли на подводных крыльях?

Военные катера на подводных крыльях списаны большинством эксплуатантов и не планируются к реализации вновь. Однако, заменить пассажирские суда оказалось нечем.

Единичные прогулочные экземпляры в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, плавающие по паре часов в день, вызывают только недоумение и раздражение: когда-то автор еженедельно плавал на судах этого типа между поволжскими городами.

Гибель речного пароходства в постперестроечное время сократило количество, но для удалённых регионов ничего лучше не придумали: в Сибири не только эксплуатируются советские суда второго поколения, но и появляются новые.

Обновлённое пассажирское судно проекта 23160 «Комета 120М» на 120 человек было заложено в августе 2013 года. К сожалению, спущенный в 2017 корабль стал единственным в серии: сказалось отсутствие импортных двигателей.

В 2015 году на седьмом Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева показало проект модернизированного быстроходного ракетно-артиллерийского катера на подводных крыльях проекта 133РА «Антарес РА».

Разработанный в инициативном порядке «стелс»-катер с новым корпусом и оборудованием очень понравился военным. Но в серию так и не пошёл.

В конце сентября 2017 года в Чкаловске спущено на воду спроектированное в СПК имени Алексеева малое судно проекта «Валдай 45Р» вместимостью 45 человек. До 2020 года было создано ещё 4 судна этого типа.

В линейке проектов судов на подводных крыльях, разработанных ЦКБ им. Алексеева, есть газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров.

В 2019 года был заложен первый модернизированный «Метеор 120Р» проекта 03580, который должен не только заменить старые «Метеоры», но и освоить брошенные маршруты.

Кроме того, конструкторские бюро в России предлагают проекты и малых, и больших СПК (вплоть до 320 тонн водоизмещения для скоростей выше 70 узлов), в том числе для трансокеанских маршрутов.

зарубежные образцы ракетных катеров

ракетный катер «La Combattante 1»

ракетный катер «La Combattante 2»

Наличие кораблей такого класса на вооружении советского военно-морского флота и военно-морских сил дружественных с СССР государств заставило страны НАТО ускорить собственные разработки в этом направлении. Сегодня ведущее место в области малого ракетного флота занимает Франция, где создано многочисленное семейство ракетных катеров «La Combattante 1» и «La Combattante 2». Они широко поставлялись в другие страны и строились там по лицензиям

Серьезное внимание развитию катерного флота уделяют и страны бассейна Балтийского и Северного морей — Германия, Швеция, Норвегия и Дания.
 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: