История создания
Проектирование сторожевых катеров для морских частей погранвойск КГБ СССР началось с середины 1960-х годов. В 1967 году в ЦКБ «Алмаз» командой главного конструктора В. М. Бурлакова и главного наблюдающего от ВМФ капитана 2 ранга В. И. Литовского был создан проект 1400 под кодовым шифром «Гриф». Катера подобного проекта предназначались для охраны государственной морской границы в прибрежных районах, проливах и на открытых рейдах портов, на речных и озерных участках, а также для обеспечения морских КПП. Катера также выполняли поисково-спасательные операции, занимались обслуживанием средств навигационной обстановки, экологическим контролем и лоцманской службой.
История строительства
Строительство кораблей ведётся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького. Церемония закладки головного сторожевого корабля проекта 22100 (заводской № 111) состоялась 30 мая 2012 года. В 2014 году на «БИЗНЕС Online»
появилась информация, что зеленодольский завод им. Горького получил заказ на пять кораблей этого проекта.
В апреле 2020 года был согласован контракт на строительство двух кораблей проекта. Стоимость каждого корабля составила 8,66 млрд руб. (заводской № 112 и заводской № 113). Их закладка прошла 15 июля 2020 года.
Планируется, что после создания конструкторской и прочей документации строительство кораблей серии будет производиться быстрее, чем головного.
Обзор
Русское имя | Код НАТО | Введен в эксплуатацию | Тип | комментарий |
---|---|---|---|---|
П-2 | 1943 г. | Катер торпедный | ||
П-2 | 1947 г. | Катер торпедный | ||
МО-В | 1943 (?) | Патрульный катер | ||
С-4 | 1943 (?) | Катер торпедный | ||
Проект 183 | П-6 | 1949 г. | Катер торпедный | |
Проект 183Т | П-8 | 1951 г. | Катер торпедный | Опытный образец первой советской лодки с газовой турбиной |
Пр.183ТК | П-10 | 1955 г. | Катер торпедный | Серийное производство проекта 183Т |
Проект 199 | ПН-VI | 1955 г. | Патрульный катер | |
Пр.183Р | Комар | 1959 г. | Ракетный катер | первый в мире серийный ракетный катер |
— | 1956 г. | Катер торпедный | ||
Пчела | 1960 г. | Катер торпедный | Подводное крыло | |
Пр.205 | Оса I | 1959 г. | Ракетный катер | |
Пр.205М | Оса II | 1966 г. | Ракетный катер | |
205П Тарантул | Стенька | 1967 | Патрульный катер | |
Проект 205ПЭ | Спать | 1970 г. | Ракетный катер | Опытный образец крыла проекта 205М |
Проект 206 | Шершен | 1960 г. | Катер торпедный | |
Проект 206Э | Моль | 1960 (?) | Катер торпедный | Экспортная версия проекта 206 |
Проект 206М Шторм | Турья | 1971 г. | Катер торпедный | Подводное крыло |
Проект 206МР Вихр | Матка | 1976 г. | Ракетный катер |
Судно на подводных крыльях, которое планировалось как преемник проекта 205М, снято с производства после постройки одиннадцати единиц в пользу корветов |
Пр.205ЭП | Богомол | 1988 г. | Патрульный катер | Экспорт вариант, в принципе судов в 206МР Wichr проекта без ракет и крыльев. Четыре единицы построены для Гвинеи-Бисау . |
Саранча | 1977 г. | Ракетный катер | Судно на подводных крыльях, прототип которого не пошел в производство | |
Бабочка | 1977 г. | Противолодочный катер | На тот момент самое большое судно на подводных крыльях в Советском Союзе. | |
Муха | 1986 г. | Противолодочный катер | по другим данным проект 1141.1 или проект 1145-1 | |
Муравей | 1983 г. | Патрульный катер | ||
Кронштадт | 1955 г. | большой патрульный катер | ||
ТАК ЧТО Я | 1957 г. | большой патрульный катер | ||
ТАК ЧТО Я | 1957 г. | большой патрульный катер | ||
ТАК ЧТО Я | 1957 г. | большой патрульный катер | ||
Получать I | 1953 г. | Прибрежный патрульный катер | ||
Жук | 1970 г. | Прибрежный патрульный катер | ||
— | 1955 г. | Подводный охотничий катер | ||
— | 1947 г. | Речная канонерка | ||
— | 1951 г. | Речная канонерка | ||
Шмель | 1965 г. | |||
Яз | 1978 г. | |||
Пиявка | 1980 г. | Патрульный катер внутреннего плавания | ||
Вош | 1980 г. | |||
Сайгак | 1986 г. | Речной запуск | ||
Светляк | 1989 г. | Патрульный катер | ||
Мираж | 1998 г. | Патрульный катер | ||
Сокжой | 1996 г. | Патрульный катер | Безоружная версия также называется Меркурием в коде НАТО . | |
Мангуст | 1998 г. | Патрульный катер | ||
Огонек | 1999 г. | Патрульный катер внутреннего плавания |
Вооружение и военная техника
Тип | Производство | Назначение | Изображение | Количество | Примечания |
Бронетехника | |||||
M1A1 AIM Abrams | США | Основной боевой танк | 59 | Поставлены из состава Вооружённых сил США. Для Австралии каждый танк обошёлся в 1,18 млн долларов. Планируется модернизировать все танки за миллиард долларов. | |
ASLAV-25 | США | Боевая машина пехоты | 257 | Австралийская версия БМП LAV-25. | |
M113 | США | Бронетранспортёр | <431> (M113AS3/AS4) | Изначально было 700 машин, из них 431 модернизированы до уровня M113AS3/AS4 и сейчас эксплуатируются. | |
Bushmaster PMV | Австралия | Бронетранспортёр | 838 + 214 заказано | Поставки завершились в середине 2005 года. В 2012 году было заказано ещё 214 машин. | |
M88A2 | США | Бронированная ремонтно-эвакуационная машина | 7 | ||
Автомобильная техника | |||||
G-Wagon | Германия | внедорожник | нет точных данных | В 2007 году было заказано 1200 машин для замены Land Rover Defender. В числе автомобилей, которые должна получить Армия Австралии, есть девять различных модификаций, включая трех- и пятидверные фургоны, а также машины техподдержки на платформах 4×4 и 6×6. В ноябре 2009 года Австралия получила первые 11 машин. Контракт стоимостью 200 миллионов долларов, будет полностью исполнен к 2014 году. | |
Land Rover | Великобритания | внедорожник | <10000> | ||
Unimog 1700L | Германия | грузовик | 1295 | ||
LARC-5 | США | Машина-амфибия | 12 | ||
Вертолёты | |||||
Eurocopter Tiger ARH | Европейский союз | Разведывательно-ударный вертолёт | 22 | Заменили устаревшие вертолёты OH-58A Kiowa и списанные Bell UH-1 Iroquois. 4 машины были собраны Eurocopter, а остальные 18 — австралийским предприятием в Брисбене. Первые два вертолёта были поставлены 15 декабря 2004 года. Поставки завершились в декабре 2011 года. | |
NHI MRH90 | Европейский союз | Транспортный вертолёт | 15 (40) | Заменит устаревшие вертолёты S-70A Black Hawk и списанные Bell UH-1 Iroquois. Используется для перевозки грузов и пехоты, а также для тренировок. Всего Австралией были заказаны 46 MRH90 (40 для Армии и 6 для ВМС Австралии. | |
Boeing CH-47D Chinook | США | Транспортный вертолёт | 6 | Один вертолёт разбился в Афганистане 30 Мая 2011. На замену оставшихся шести CH-47D заказаны семь CH-47F. Первые вертолёты поступят на вооружение в 2014 году. | |
Bell OH-58A Kiowa | США | Разведывательный вертолёт | 27 (56) | Заменён на вертолёты Eurocopter Tiger ARH. | |
Sikorsky S-70A-9 Black Hawk | США | Транспортный вертолёт | 35 | Будут заменены на вертолёты NHI MRH90 | |
Артиллерия | |||||
L118 Light Gun | Великобритания | 105-мм буксируемое артиллерийское орудие | 112 | ||
105-мм гаубица M2A2 | США | 105-мм гаубица | 120 | ||
буксируемая 155мм гаубица M198 | США | 155мм гаубица | 54 на момент января 2017 | ||
155-мм гаубица M777 | США | 155мм гаубица | 35 | Закуплено ещё 19 на сумму в 70 миллионов долларов. | |
Средства ПВО | |||||
RBS 70 | Швеция | Переносной зенитно-ракетный комплекс | 45 | ||
Противотанковые средства | |||||
M72A6 LAW | США | ручной противотанковый гранатомёт | нет данных | ||
Carl Gustaf M3 | Швеция | ручной противотанковый гранатомёт | 577 | ||
FGM-148 Javelin | США | противотанковый ракетный комплекс | 92 | ||
Стрелковое оружие | |||||
F88 Austeyr F88C Austeyr F88S-A1 Austeyr F88S-A1C Austeyr F88S-A2 Austeyr | Австрия Австралия | 5,56 автоматическая винтовка | Большое количество | Введена в эксплуатацию в 1989 году как стандартная винтовка и основное пехотное оружие, заменив винтовку M16. | |
M4A1 | США | Автоматический карабин | нет данных | Используется австралийскими подразделениями специального назначения. | |
F89 Minimi | Бельгия | Ручной пулемёт | нет данных | ||
MAG 58 | Бельгия | Единый пулемёт | нет данных | Стандартный единый пулемёт австралийской армии. В войсках под обозначением MAG 58. | |
Корабли | |||||
Десантные катера типа LCM-8 | США | Десантный катер | 14 | ||
Фрегаты типа АНЗАК | Австралия | Фрегат | 7 + 1 должен сойти на воду в 2020 году | Созданы на базе фрегатов серии МЕКО-200 немецкого производства | |
Минно-тральный корабль Gaeta | Италия | Минный тральщик | 6 на момент 2002 | ||
Патрульный катер Paluma | США | Патрульный катер | большое количество | ||
Фрегат FFG-7 «Perry» | Франция | Фрегат | 4 | ||
Подводная лодка Type-471 «Collins» | Швеция-Австралия | Субмарина | 6 | Заказаны в 1987, первая поставлена на вооружение в 1996, последняя из партии прибыла в 2003 | |
Корабль обеспечения Delos | Южная Корея | Корабль обеспечения | 1 | Танкер, для замены танкера «Westralia» |
История создания береговой обороны
Во времена зарождения морского флота Российской империи царь Петр I приказал создать таможенный флот на побережье Черного и Балтийского морей. Он должен был контролировать количество входящих и выходящих из порта кораблей, проверять содержимое барж и в случае необходимости задерживать экипаж. Первая такая яхта была спущена на воду около Петербурга и включала в свой состав несколько офицеров и десяток солдат. Небольшое судно было в состоянии контролировать только корабли, заходящие в порт. При этом требовалось наблюдать за всем побережьем страны для предотвращения реализации неподконтрольной продукции. Со временем на службу береговой обороны ввели до десятка парусных и гребных лодок.
В связи с увеличением количества торговых и грузовых судов и как следствие роста нелегальных кораблей потребовалась более серьезная защита побережья. Так, в 1868 году на службу в береговую охрану на Балтике поступил корабль «Варяг», а через несколько лет подразделение пополнилось еще несколькими боевыми судами. Флаг, созданный в этот период, добавил значимости береговой охране. Он представлял собой Андреевский крест на зеленом фоне. По подобию охраны в Балтийском море было принято решение создать аналоги на Каспии и в Черном море.
После свержения царя и прихода к власти нового правительства началась массовая реорганизация всех военных подразделений страны. Коснулась она и береговой обороны. Сторожевые судна стали патрулировать не только в морях и океанах, они активно использовались и на крупных озерах и реках. К 1935 году появилась необходимость патрулирования и защиты морских границ с суши – требовалась усиленная оборона портов и военных подразделений, находящихся на берегу.
Варианты
1400-Э
С учётом пожеланий иностранных заказчиков, в 1974 году в ЦКБ «Алмаз» был разработан специальный техпроект 1400-Э, предназначенный специально для экспорта в страны с жарким и тропическим климатом. Экспортные катера такого типа отличались наличием дополнительной турельной пулемётной установки калибром 14,5 или 12,7 мм, установленной на баке; системой кондиционирования воздуха и дополнительным дизель-генератором ДГ-40. Корпус был клёпаным, изготавливался из того же алюминиевого сплава В48-4Т1.
1400-М
Позднее проект был значительно откорректирован: модифицированный проект 1400-М предполагал изготовление сварного корпуса из сплава АМГ-61, что позволило применить блочный метод постройки и максимальную унификацию узлов и элементов с двумя предыдущими проектами. В качестве двигателей использовались более современные дизели М-401БТ и дизель-генераторы ДГКН-40 и ДГ-40, управляемые системой «Орион-3М». В штурманское вооружение вошли система «Градус-2М» и авторулевой «Самшит-В221», в навигационное оборудование вошли бинокулярная морская труба БМТ-110, НРЛС «Лоция» и дополнительно ответчик госопознавания «Хром-К».
Основным вооружением являлась турельно-башенная пулемётная установка «Утес-М» калибром 12,7 мм. Экспортная модификация принципиально практически ничем не отличалась от своего советского аналога. В зависимости от желания заказчика на катере устанавливались типы 2М-5 или 2М-1 в носу или корме (в корму можно было встроить прожектор МСП-45К).
Другие проекты
На базе «Грифа» был создан разъездной катер проекта 14670 «Гурзуф» (всего 10 единиц) и правительственный катер проекта 1400-А, который не имел вооружения, но за счёт более объёмной надстройки имел помещения повышенной комфортности.
Тихий океан
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПСКР | «Дзержинский» | пр.11351 | 1984 |
ПСКР | «Орёл» | пр.11351 | 1986 |
ПСКР | «Петропавловск-Камчатский» | пр.22100 | 2019 |
ПСКР | «Дозорный» | пр.22460 | 2018 |
ПСКР | «Сокол» | пр.12412 | 1986 |
ПСКР | «Беркут» | пр.10410Б | 2010 |
ПСКР | «Корсаков» | пр.10410 | 1989 |
ПСКР | «Холмск» | пр.10410 | 1989 |
ПСКР | «Южно-Сахалинск» | пр.10410 | 1994 |
ПСКР | ПСК-922 | пр.10410 | 2000 |
ПСКР | «Кондор» | пр.10410 | 2003 |
ПСКР | «Ворон» | пр.10410 | 2007 |
ПСКР | «Нева» | пр.97П | 1978 |
ПСКР | «Волга» | пр.97П | 1980 |
ПСКР | «Сахалин» | пр.745П | 1974 |
ПСКР | «Брест» | пр.745П | 1978 |
ПСКР | «Приморье» | пр.745П | 1978 |
ПСКР | «Чукотка» | пр.745П | 1982 |
ПСКР | «Карелия» | пр.745П | 1983 |
ПСКР | «Буг» | пр.745П | 1985 |
ПСКР | «Магаданец» | пр.745П | 2006 |
ПСКР | «Сапфир» | пр.22460 | 2015 |
ПСКР | «Коралл» | пр.22460 | 2015 |
ПСКА | ПСКА-307 | пр.12200 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-638 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-639 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-640 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-641 | пр.12150 | 2016 |
ПСКА | ПСКА-646 | пр.12150 | 2017 |
ПСКА | ПСКА-647 | пр.12150 | 2017 |
ПСКА | ПСКА-308 | пр.12200 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-310 | пр.12200 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-312 | пр.12200 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-293 | пр.1496М1 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-294 | пр.1496М1 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-298 | пр.1496М1 | 2013 |
ПСКА | ПСКА-264 | пр.1496М1 | 2014 |
ПСКА | ПСКА-266 | пр.1496М1 | 2015 |
ПСКА | ПСКА-292 | пр.1496М | 2006 |
ПСКА | ПСКА-583 | пр.1496 | 1974 |
ПСКА | ПСКА-584 | пр.1496 | 1976 |
ПСКА | ПСКА-595 | пр.1496 | 1981 |
ПСКА | ПСКА-276 | пр.1496 | 1986 |
ПСКА | ПСКА-282 | пр.1496 | 1988 |
ПСКА | ПСКА-284 | пр.1496 | 1989 |
ПСКА | ПСКА-287 | пр.1496 | 1990 |
ПСКА | ПСКА-288 | пр.1496 | 1991 |
ПСКА | ПСКА-324 | пр.РМ376 | 1998 |
ПСКА | ПСКА-325 | пр.РМ376 | 1998 |
ПСКА | ПСКА-326 | пр.РМ376 | 1998 |
ПКО | «Ишим» | пр.15010 | 2008 |
ПКО | «Николай Сипягин» | пр.1595 | 1979 |
ПКО | «Николай Старшинов» | пр.1595 | 1980 |
ПКО | «Сергей Судейский» | пр.1595 | 1982 |
ПКО | «Иван Евтеев» | пр.1595 | 1983 |
ППК | «Командор» | пр.850285 | 1989 |
ППК | «Шкипер Гек» | пр.850285 | 1989 |
ППК | «Херлуф Бидструп» | пр.850285 | 1990 |
ППК | «Маньчжур» | пр.850285 | 1990 |
ППС | «Контр-адмирал Колчин Е.С.» | пр.22120 | 2010 |
ППС | «Контр-адмирал Дианов» | пр.22120 | 2013 |
ППС | «Камчатка» | пр.22120 | 2018 |
ППС | «Забайкалье» | пр.22120 | 2019 |
ППС | «Таймыр» | пр.22120 | 2020 |
ППС | «Адмирал Угрюмов» | пр.22120 | 2021 |
ППС | «Андрей Евдокимов» | пр.13031 | 1996 |
ППС | «Антиас» | пр.503М/РР | 1996 |
ППС | «Аргал» | пр.503М/РР | 1997 |
ППС | ППС-818 | пр.503М/РР | 2003 |
ППС | ППС-819 | пр.503М/РР | 2008 |
ППС | «Барс» | пр.503Н/РОС | 1996 |
ППС | «Аскольд Пынько» | пр.503 | 1993 |
ППС | «Пагелла» | пр.503 | 1994 |
ППС | «Диана» | пр.502М | 1978 |
ПК | «Торнадо» | пр.810 | 1996 |
ПК | «Смерч» | пр.810 | — |
ПК | «Ураган» | пр.810 | — |
Суммарно Тихий океан | Всего единиц: 77
23 пограничных сторожевых корабля, 27 пограничных сторожевых катеров, 5 пограничных кораблей обеспечения, 4 пограничных патрульных корабля, 15 пограничных патрульных судов, 3 пограничных патрульных катера |
Проект 191
Габаритные размеры: | 25,9 м × 4,3 м × 0,7 м |
Смещение: | 55 т нормальный |
Водить машину: | два дизеля по 600 л.с., 16 кН |
Экипаж: | ? |
С 1947 по 1952 год в Ленинграде и Перми было построено 119 речных канонерских лодок проекта 191 и 191М. Первоначально привод состоял из двух дизелей V12, которые также использовались на танке Т-34 . Вооружение состояло из танковой башни Т-34 с 85-мм пушкой и двух 12,7-мм пулеметов.
Планировался и более крупный вариант с тремя двигателями и двумя бронированными башнями, но он не был реализован.
Позже корабли были модифицированы. Двигатели танка были заменены на два дизеля М-50 по 1000 л.с. каждый, что позволяло развивать скорость до 24 узлов. Пулеметы заменили на 14,5-мм.
Толщина бортовой брони составляла 7 мм, верхней — 10 мм.
Также были построены две лодки увеличенной версии проекта 192 . Они имели усиленную броню и три двигателя М-50. После этого строительство канонерских лодок было остановлено.
Береговая охрана в период Второй мировой войны
Во времена ВОВ подразделения вышеописанных частей вступили в структуру военно-морских сил страны. Их основными задачами являлись:
- Охрана и защита военных и прочих важных объектов на суше;
- Обеспечение безопасности на морских просторах, находящихся под суверенитетом Советского Союза;
- Разведывание и ликвидация вражеских грузовых кораблей, которые перевозили стратегически важные грузы.
Учитывая острую нехватку плавательных средств, в годы войны было переоборудовано большое количество рыболовецких судов в боевые корабли и катера. Много подобных судов героически сражались за освобождение своих территорий от неприятеля. Так, например, переоборудованное рыболовецкое судно «Туман» занималось перевозкой десанта и под прямыми огневыми ударами выполняло поставленные задачи. В конце первого лета войны «Туман» ушел в дозор и внезапно встретился с тремя немецкими миноносцами. Успев сообщить центральному управлению о подходе врага к Мурманску, корабль пытался уйти от неприятеля, однако в считанные минуты был обстрелян. Гитлеровцы произвели более 60 выстрелов, командир судна погиб в бою. Спустя немногим более пяти часов «Туман» ушел под воду. Итого 15 бойцов было убито и 17 ранено. Также героически сражались не только целые экипажи кораблей, но и отдельные офицеры и солдаты. Ярким примером могут послужить доблестные поступки старшины Виктора Уса. Так и не став офицером, он успел повоевать на Волге – переправляя вооружение и продукты питания под прицельным огнем врага, а также в Керченском проливе. При подходе к своему берегу катер был обстрелян и ушел ко дну вместе с боеприпасами. Виктор Ус не побоялся броситься в воду и вручную доставал ящики с таким необходимым вооружением из ледяной воды. Все моряки, с честью выполнявшие свой долг, по окончании войны получили звание героев Советского Союза.
По окончании военных действий прибрежную охрану вновь вывели из-под администрирования командования ВМФ и вернули в пограничные силы.
Представители
Название | Заводской № | Заложен | Спуск на воду | Дата подписания приёмного акта | Место службы | Состояние |
«Полярная звезда» | 111 | 30.05.2012 | 21.05.2014 | 17.12.2016 | Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району | В строю |
«Петропавловск-Камчатский» | 112 | 15.06.2015 | 01.06.2018 | 01.12.2019 (план) | Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району | Спущен на воду. Монтируется вооружение, системы навигации. Подготовка к испытаниям. |
«Анадырь» | 113 | 28.04.2017 | 01.12.2019 (план) | Заложено | ||
Закладка отложена. Планируется подписать контракт в 2017—2018 | ||||||
Закладка отложена. Планируется подписать контракт в 2017—2018 |
Совсем не «ржавое корыто»: могли ли корабли ВМФ России догнать британской «Дефендер»
Вопреки мнениям «простых англичан», на которые ссылается Маргарита Симоньян в оценке инцидента в Черном море, британский миноносец оказался быстроходнее российских военных кораблей.
Симоньян, выступая в ток-шоу Соловьева, рассказала, как отреагировали англоязычные зрители канала RT на инцидент с «обстрелом» английского военного корабля «Дефендер» у берегов Крыма, к которым он подошел во время своего морского похода. Симоньян призналась, что ее «поразили» советы англичан, которые они дали российским военным: «Да потопите вы эту ржавую посудину!»
Не вдаваясь в подробности о том, кто и как делает такого рода комментарии в пропагандистских СМИ, приведем мнение эксперта Дмитрия Шульгина по поводу «ржавой посудины», то есть «Дефендера», особенно в сравнении его с кораблями ВМФ России:
«Начнем с фактологии. Британский эскадренный миноносец типа 45, или класса Daring, HMS Defender (D36) обладает водоизмещением 8500 тонн. Газотурбинные двигатели позволяют ему развивать максимальную скорость более 30 узлов (более 56 км/ч).
Корабль был введен в строй 21 марта 2013 года. В ходе эксплуатации у командования появились претензии к двигательным установкам эсминцев класса Daring, которые перегревались при высоких температурах, а британцам необходимо было использовать эти корабли в Арабском заливе. Поэтому эсминцы типа 45 прошли модернизацию.
В частности, наш HMS Defender (D36) вернулся в строй в апреле 2018 года после серьезного 20-месячного ремонта в Портсмуте. Поэтому, когда указывается, что его максимальная скорость сейчас более 30 узлов (более 56 км/ч), я этому верю.
Российские патрульные корабли проекта 22460 «Охотник», вышедшие на перехват британского эсминца, располагают следующими возможностями: патрульная скорость – 10 узлов (18,5 км/ч), крейсерская скорость – 21 узел (38,9 км/ч), максимальная – 28 узлов (51,8 км/ч). Если верить законам физики и официальным характеристикам кораблей, то российские патрульные корабли не могли догнать британский эсминец.
Предположим, что корабли проекта 22460 «Охотник» располагают «секретным варп-двигателем», который бы позволил им догнать эсминец. Полное водоизмещение корабля проекта 22460 «Охотник» – 750 тонн. И они пошли бы на таран эсминца водоизмещением 8500 тонн? Предположим, что патрульные корабли обвешаны бронированными листами и могут идти на таран, но тогда они плавали бы со скоростью броненосцев 20-х годов прошлого века. Далее, корабли проекта 22460 «Охотник» вооружены зенитными установками, которые не предназначены для борьбы с крупными надводными кораблями (они на видео палят из АУ АК-630 в небушко — максимальная дальность 4000 м). Единственное вооружение, которое они могли бы использовать против эсминца – это две тумбовые пулеметные установки МТПУ 14,5-мм с дальностью стрельбы до 2000 м. А у британского эсминца 114-миллиметровая корабельная универсальная артустановка с дальностью стрельбы 27,5 км.
Конечно, у Черноморского флота есть и другие корабли. Посмотрим на них.
Флагман ракетный крейсер «Москва», по официальным данным, обладает скоростью 32 узла, правда, этот корабль был введен в строй в 1982 году. В июле 2021 крейсер вышел из дока с «капитально отремонтированным двигателем, заменой дизель-генераторов и систем РТС». Теоретически, он мог бы попытаться догнать HMS Defender (D36). Но… но… но… Качество российских ремонтных работ вызывает большие сомнения. А если бы у крейсера котлы сорвало от перегрева? Да и выводить флагманский крейсер против одного эсминца было бы потерей лица для флота.
Есть еще сторожевые корабли проекта 1135 «Буревестник» (введены в строй в 1981-м и в 1982-м годах, водоизмещение — 3200 тонн). По официальным данным, они обладают скоростью 32 узла, но почитайте долгую и нудную историю их ремонта, и у вас возникнут те же сомнения, что и по поводу крейсера «Москва».
Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник» (водоизмещение — 4000 тонн) обладают скоростью 30 узлов – опять маловато.
Как мне кажется, против эсминца россияне бросили те корабли, которые они могли быстро «поднять по тревоге». Корабли проекта 22460 «Охотник» – это современные патрульные корабли, введенные в строй с 2009 по 2021 годы. Начальство справедливо предположило, что они могут выдержать гонку с английским эсминцем хоть какое-то время, а выводить старые корыта, чтобы продемонстрировать позорище перед всем миром (помните старого дымокура «Кузю»?), командование не захотело. Это было вполне разумное решение.
Получается, что не так-то просто бодаться с НАТО на практике…»
Проект 1204
Габаритные размеры: | 27,7 м × 4,32 м × 2 м |
Смещение: | 77 т максимум |
Водить машину: | два дизеля М-50Ф, 3600 л.с., 24 кН |
Экипаж: | 14-е |
Работа над речными мониторами для проекта 1204 началась в 1965 году, предположительно в результате обострения советско-китайского конфликта . Река Амур на протяжении долгого времени служила границей между Китаем и Советским Союзом.
С 1967 по 1974 год в Керчи и Хабаровске построено 119 лодок . Корабли использовались на Амуре, Уссури, Дунае и в составе Каспийской флотилии .
Вооружение состояло из башни легкого танка ПТ-76 с 76-мм пушкой, двух двуствольных 14,5-мм пулеметов, реактивного гранатомета БМ- 14-17 и четырех 30-мм гранатометов. Толщина вертикальной брони 10 мм, настила палубы и мостика 5 мм.
Более поздние лодки имели 25-мм пушку вместо 14,5-мм пулемета.
Вооружение ВМФ России
На вооружении Военно-морского флота есть как ядерные, так и неядерные боеприпасы. Например, РПКСН (ракетные подводные крейсеры спецназначения) вооружены баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, такими как «Булава» и «Синева». В то же время флотом активно применяются крылатые ракеты с обычной боевой частью «Калибр», которые могут работать как по надводным, так и по наземным целям.
Однако важной частью вооружения флота остается и пушечное вооружение, например, универсальная артиллерийская корабельная установка (АУ) АК-130. Установка имеет большую скорострельность (до 90 выстрелов в минуту)
Наличие механизмов автоперезагрузки боеприпасов позволяет без участия дополнительной команды выпустить весь боекомплект до полного опустошения погребов.
В АУ есть приборы коррекции прицела по всплескам падающих снарядов и визирный пост для стрельбы по береговым целям. Орудие, благодаря большой скорострельности и наличию нескольких типов специализированных снарядов, может вести эффективную зенитную стрельбу (в боекомплект входят снаряды с дистанционным и радиолокационным взрывателями).
Проект 11451
Габаритные размеры: | 50 м × 9,9 м × 4 м (без крыла ) |
Смещение: | 465 т |
Водить машину: | COGAG привод |
Экипаж: | 39 человек |
МПК-220 Владимирес 2010 в Южной бухте в Севастополе
В 1980-х годах планировалось построить более крупную серию экспрессов U-Hunting на базе . Но до распада Советского Союза было построено всего два, после чего этот проект был отменен.
По размерам соответствует . COGAG диск с газовой турбиной с 10000 HP для крейсерских и двух дополнительных газовых турбин с 20000 HP для максимальной скорости обеспечивает проведение увеличение крейсерской скорости. Дальность теперь составляет 1600 морских миль при 14 узлах.
Лодки, как и у прототипа, имеют два 406-мм четверных торпедных аппарата. Второстепенное вооружение было изменено и теперь состоит из 76-мм орудия АК-176, 30-мм шестиствольной зенитной установки АК-630, зенитной ракетной установки Стрела-3 Ф (СА-Н-8) и одна пусковая установка — ловушка ПК-16 .
Оба корабля приняты на вооружение Черноморского флота, но в 2008 году в эксплуатации находится только одна лодка — МПК-220 « Владимирез» . МПК-215 был списан в 2001 году.
→
Проект 1400
Габаритные размеры: | 22,9 м × 4,9 м × 1,5 м (без крыла ) |
Смещение: | 50 т максимум |
Водить машину: | 2 дизеля М50 мощностью 2400 л.с., 30 кн |
Экипаж: | ? |
Grif- класса лодки Украинской береговой охраны в порту Одессы
Корабли класса « Гриф » строятся с 1970 года и используются как в погранвойсках России, так и в других странах. Было экспортировано более 110 единиц.
Вооружение состоит из двуствольного 12,7-мм пулемета в носовой части. У некоторых юнитов сзади есть второй пулемет, у большинства — фара. На некоторых старых кораблях, предназначавшихся для советских погранвойск, вместо них был установлен один или два 14,5-мм пулемета типа 2М-7.
Старые лодки имеют два дизельных двигателя М50, в новых лодках их заменили более современными М-240 мощностью 1500 л.с. каждый.
На экспорт предлагаются еще два варианта. Пр. 1400МЭ — удлиненный вариант с шестиствольной 30-мм пушкой типа АК-630 М. Пр. 1400.6 — крыловой вариант с двигательной установкой CODAG .
→
История строительстваправить
Головной корабль проекта 22120, заводской № 050 заложен на Петербургском судостроительном в 2007 году как большое таможенное судно для нужд ФТС РФ Позже проект корабля был пересмотрен в интересах ПС ФСБ РФ, и тактический номер ПС-581 изменён на ПС-824 Спуск на воду состоялся 24 декабря 2009 года ПС-824 передан пограничной службе 22 декабря 2010 года2 С мая 2010 года в Выборге были отработаны практические задачи, и летом 2010 года ПС-824 перешёл Северным морским путём на Тихий океан В начале 2013 года на ООО «Ливадийский ремонтно-судостроительный завод» Приморский край был заменён главный двигатель весом более 22 тонн В срок менее чем полтора месяца была подготовлена техническая документация и произведена сама замена3
Первый серийный корабль по заказу Управления Береговой охраны Пограничной Службы ФСБ РФ, заводской № 051, заложен 25 ноября 2011 года также на судостроительном 4 Корабль получил тактический номер ПС-825 Спуск на воду состоялся 4 декабря 2012 года 5 июля 2013 года на ПС-825 был торжественно поднят флаг, и корабль вошёл в состав кораблей ПС ФСБ РФ5 По словам главного конструктора ПКБ «Петробалт», курирующего этот проект Ильи Вадимовича Щербакова, ПС-825 отличается от головного — в частности, установлены усовершенствованные средства связи, вспомогательное оборудование и улучшена обитаемость корабля Переход к месту службы на Тихом океане прошёл через Мурманск, далее Северным морским путём через Берингов пролив на Тихий океан к острову Сахалин в город Невельск На борту корабля находился епископ Нарьян-Марский и Меземский Иаков, который сопровождал мощи Николая Чудотоворца и Поклонный крест, который установили на одном из островов близ Сахалина6
Всего планируется построить 3-4 таких корабля7