Малые ракетные корабли проекта 1241 «молния»

История создания

Проектирование сторожевых катеров для морских частей погранвойск КГБ СССР началось с середины 1960-х годов. В 1967 году в ЦКБ «Алмаз» командой главного конструктора В. М. Бурлакова и главного наблюдающего от ВМФ капитана 2 ранга В. И. Литовского был создан проект 1400 под кодовым шифром «Гриф». Катера подобного проекта предназначались для охраны государственной морской границы в прибрежных районах, проливах и на открытых рейдах портов, на речных и озерных участках, а также для обеспечения морских КПП. Катера также выполняли поисково-спасательные операции, занимались обслуживанием средств навигационной обстановки, экологическим контролем и лоцманской службой.

История строительства

Строительство кораблей ведётся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького. Церемония закладки головного сторожевого корабля проекта 22100 (заводской № 111) состоялась 30 мая 2012 года. В 2014 году на «БИЗНЕС Online»

появилась информация, что зеленодольский завод им. Горького получил заказ на пять кораблей этого проекта.

В апреле 2020 года был согласован контракт на строительство двух кораблей проекта. Стоимость каждого корабля составила 8,66 млрд руб. (заводской № 112 и заводской № 113). Их закладка прошла 15 июля 2020 года.

Планируется, что после создания конструкторской и прочей документации строительство кораблей серии будет производиться быстрее, чем головного.

Обзор

Русское имя Код НАТО Введен в эксплуатацию Тип комментарий
П-2 1943 г. Катер торпедный
П-2 1947 г. Катер торпедный
МО-В 1943 (?) Патрульный катер
С-4 1943 (?) Катер торпедный
Проект 183 П-6 1949 г. Катер торпедный
Проект 183Т П-8 1951 г. Катер торпедный Опытный образец первой советской лодки с газовой турбиной
Пр.183ТК П-10 1955 г. Катер торпедный Серийное производство проекта 183Т
Проект 199 ПН-VI 1955 г. Патрульный катер
Пр.183Р Комар 1959 г. Ракетный катер первый в мире серийный ракетный катер
1956 г. Катер торпедный
Пчела 1960 г. Катер торпедный Подводное крыло
Пр.205 Оса I 1959 г. Ракетный катер
Пр.205М Оса II 1966 г. Ракетный катер
205П Тарантул Стенька 1967 Патрульный катер
Проект 205ПЭ Спать 1970 г. Ракетный катер Опытный образец крыла проекта 205М
Проект 206 Шершен 1960 г. Катер торпедный
Проект 206Э Моль 1960 (?) Катер торпедный Экспортная версия проекта 206
Проект 206М Шторм Турья 1971 г. Катер торпедный Подводное крыло
Проект 206МР Вихр Матка 1976 г. Ракетный катер Судно на подводных крыльях, которое планировалось как преемник проекта 205М, снято с производства после постройки одиннадцати единиц в пользу корветов
Пр.205ЭП Богомол 1988 г. Патрульный катер Экспорт вариант, в принципе судов в 206МР Wichr проекта без ракет и крыльев. Четыре единицы построены для Гвинеи-Бисау .
Саранча 1977 г. Ракетный катер Судно на подводных крыльях, прототип которого не пошел в производство
Бабочка 1977 г. Противолодочный катер На тот момент самое большое судно на подводных крыльях в Советском Союзе.
Муха 1986 г. Противолодочный катер по другим данным проект 1141.1 или проект 1145-1
Муравей 1983 г. Патрульный катер
Кронштадт 1955 г. большой патрульный катер
ТАК ЧТО Я 1957 г. большой патрульный катер
ТАК ЧТО Я 1957 г. большой патрульный катер
ТАК ЧТО Я 1957 г. большой патрульный катер
Получать I 1953 г. Прибрежный патрульный катер
Жук 1970 г. Прибрежный патрульный катер
1955 г. Подводный охотничий катер
1947 г. Речная канонерка
1951 г. Речная канонерка
Шмель 1965 г.
Яз 1978 г.
Пиявка 1980 г. Патрульный катер внутреннего плавания
Вош 1980 г.
Сайгак 1986 г. Речной запуск
Светляк 1989 г. Патрульный катер
Мираж 1998 г. Патрульный катер
Сокжой 1996 г. Патрульный катер Безоружная версия также называется Меркурием в коде НАТО .
Мангуст 1998 г. Патрульный катер
Огонек 1999 г. Патрульный катер внутреннего плавания

Вооружение и военная техника

Тип Производство Назначение Изображение Количество Примечания
Бронетехника
M1A1 AIM Abrams США Основной боевой танк 59 Поставлены из состава Вооружённых сил США. Для Австралии каждый танк обошёлся в 1,18 млн долларов. Планируется модернизировать все танки за миллиард долларов.
ASLAV-25 США Боевая машина пехоты 257 Австралийская версия БМП LAV-25.
M113 США Бронетранспортёр <431> (M113AS3/AS4) Изначально было 700 машин, из них 431 модернизированы до уровня M113AS3/AS4 и сейчас эксплуатируются.
Bushmaster PMV Австралия Бронетранспортёр 838 + 214 заказано Поставки завершились в середине 2005 года. В 2012 году было заказано ещё 214 машин.
M88A2 США Бронированная ремонтно-эвакуационная машина 7
Автомобильная техника
G-Wagon Германия внедорожник нет точных данных В 2007 году было заказано 1200 машин для замены Land Rover Defender. В числе автомобилей, которые должна получить Армия Австралии, есть девять различных модификаций, включая трех- и пятидверные фургоны, а также машины техподдержки на платформах 4×4 и 6×6. В ноябре 2009 года Австралия получила первые 11 машин. Контракт стоимостью 200 миллионов долларов, будет полностью исполнен к 2014 году.
Land Rover Великобритания внедорожник <10000>
Unimog 1700L Германия грузовик 1295
LARC-5 США Машина-амфибия 12
Вертолёты
Eurocopter Tiger ARH Европейский союз Разведывательно-ударный вертолёт 22 Заменили устаревшие вертолёты OH-58A Kiowa и списанные Bell UH-1 Iroquois. 4 машины были собраны Eurocopter, а остальные 18 — австралийским предприятием в Брисбене. Первые два вертолёта были поставлены 15 декабря 2004 года. Поставки завершились в декабре 2011 года.
NHI MRH90 Европейский союз Транспортный вертолёт 15 (40) Заменит устаревшие вертолёты S-70A Black Hawk и списанные Bell UH-1 Iroquois. Используется для перевозки грузов и пехоты, а также для тренировок. Всего Австралией были заказаны 46 MRH90 (40 для Армии и 6 для ВМС Австралии.
Boeing CH-47D Chinook США Транспортный вертолёт 6 Один вертолёт разбился в Афганистане 30 Мая 2011. На замену оставшихся шести CH-47D заказаны семь CH-47F. Первые вертолёты поступят на вооружение в 2014 году.
Bell OH-58A Kiowa США Разведывательный вертолёт 27 (56) Заменён на вертолёты Eurocopter Tiger ARH.
Sikorsky S-70A-9 Black Hawk США Транспортный вертолёт 35 Будут заменены на вертолёты NHI MRH90
Артиллерия
L118 Light Gun Великобритания 105-мм буксируемое артиллерийское орудие 112
105-мм гаубица M2A2 США 105-мм гаубица 120
буксируемая 155мм гаубица M198 США 155мм гаубица 54 на момент января 2017
155-мм гаубица M777 США 155мм гаубица 35 Закуплено ещё 19 на сумму в 70 миллионов долларов.
Средства ПВО
RBS 70 Швеция Переносной зенитно-ракетный комплекс 45
Противотанковые средства
M72A6 LAW США ручной противотанковый гранатомёт нет данных
Carl Gustaf M3 Швеция ручной противотанковый гранатомёт 577
FGM-148 Javelin США противотанковый ракетный комплекс 92
Стрелковое оружие
F88 Austeyr F88C Austeyr F88S-A1 Austeyr F88S-A1C Austeyr F88S-A2 Austeyr Австрия Австралия 5,56 автоматическая винтовка Большое количество Введена в эксплуатацию в 1989 году как стандартная винтовка и основное пехотное оружие, заменив винтовку M16.
M4A1 США Автоматический карабин нет данных Используется австралийскими подразделениями специального назначения.
F89 Minimi Бельгия Ручной пулемёт нет данных
MAG 58 Бельгия Единый пулемёт нет данных Стандартный единый пулемёт австралийской армии. В войсках под обозначением MAG 58.
Корабли
Десантные катера типа LCM-8 США Десантный катер 14
Фрегаты типа АНЗАК Австралия Фрегат 7 + 1 должен сойти на воду в 2020 году Созданы на базе фрегатов серии МЕКО-200 немецкого производства
Минно-тральный корабль Gaeta Италия Минный тральщик 6 на момент 2002
Патрульный катер Paluma США Патрульный катер большое количество
Фрегат FFG-7 «Perry» Франция Фрегат 4
Подводная лодка Type-471 «Collins» Швеция-Австралия Субмарина 6 Заказаны в 1987, первая поставлена на вооружение в 1996, последняя из партии прибыла в 2003
Корабль обеспечения Delos Южная Корея Корабль обеспечения 1 Танкер, для замены танкера «Westralia»

История создания береговой обороны

Во времена зарождения морского флота Российской империи царь Петр I приказал создать таможенный флот на побережье Черного и Балтийского морей. Он должен был контролировать количество входящих и выходящих из порта кораблей, проверять содержимое барж и в случае необходимости задерживать экипаж. Первая такая яхта была спущена на воду около Петербурга и включала в свой состав несколько офицеров и десяток солдат. Небольшое судно было в состоянии контролировать только корабли, заходящие в порт. При этом требовалось наблюдать за всем побережьем страны для предотвращения реализации неподконтрольной продукции. Со временем на службу береговой обороны ввели до десятка парусных и гребных лодок.

В связи с увеличением количества торговых и грузовых судов и как следствие роста нелегальных кораблей потребовалась более серьезная защита побережья. Так, в 1868 году на службу в береговую охрану на Балтике поступил корабль «Варяг», а через несколько лет подразделение пополнилось еще несколькими боевыми судами. Флаг, созданный в этот период, добавил значимости береговой охране. Он представлял собой Андреевский крест на зеленом фоне. По подобию охраны в Балтийском море было принято решение создать аналоги на Каспии и в Черном море.

После свержения царя и прихода к власти нового правительства началась массовая реорганизация всех военных подразделений страны. Коснулась она и береговой обороны. Сторожевые судна стали патрулировать не только в морях и океанах, они активно использовались и на крупных озерах и реках. К 1935 году появилась необходимость патрулирования и защиты морских границ с суши – требовалась усиленная оборона портов и военных подразделений, находящихся на берегу.

Варианты

1400-Э

С учётом пожеланий иностранных заказчиков, в 1974 году в ЦКБ «Алмаз» был разработан специальный техпроект 1400-Э, предназначенный специально для экспорта в страны с жарким и тропическим климатом. Экспортные катера такого типа отличались наличием дополнительной турельной пулемётной установки калибром 14,5 или 12,7 мм, установленной на баке; системой кондиционирования воздуха и дополнительным дизель-генератором ДГ-40. Корпус был клёпаным, изготавливался из того же алюминиевого сплава В48-4Т1.

1400-М

Позднее проект был значительно откорректирован: модифицированный проект 1400-М предполагал изготовление сварного корпуса из сплава АМГ-61, что позволило применить блочный метод постройки и максимальную унификацию узлов и элементов с двумя предыдущими проектами. В качестве двигателей использовались более современные дизели М-401БТ и дизель-генераторы ДГКН-40 и ДГ-40, управляемые системой «Орион-3М». В штурманское вооружение вошли система «Градус-2М» и авторулевой «Самшит-В221», в навигационное оборудование вошли бинокулярная морская труба БМТ-110, НРЛС «Лоция» и дополнительно ответчик госопознавания «Хром-К».

Основным вооружением являлась турельно-башенная пулемётная установка «Утес-М» калибром 12,7 мм. Экспортная модификация принципиально практически ничем не отличалась от своего советского аналога. В зависимости от желания заказчика на катере устанавливались типы 2М-5 или 2М-1 в носу или корме (в корму можно было встроить прожектор МСП-45К).

Другие проекты

На базе «Грифа» был создан разъездной катер проекта 14670 «Гурзуф» (всего 10 единиц) и правительственный катер проекта 1400-А, который не имел вооружения, но за счёт более объёмной надстройки имел помещения повышенной комфортности.

Тихий океан

Класс Наименование Проект Вступление в строй
ПСКР «Дзержинский» пр.11351 1984
ПСКР «Орёл» пр.11351 1986
ПСКР «Петропавловск-Камчатский» пр.22100 2019
ПСКР «Дозорный» пр.22460 2018
ПСКР «Сокол» пр.12412 1986
ПСКР «Беркут» пр.10410Б 2010
ПСКР «Корсаков» пр.10410 1989
ПСКР «Холмск» пр.10410 1989
ПСКР «Южно-Сахалинск» пр.10410 1994
ПСКР ПСК-922 пр.10410 2000
ПСКР «Кондор» пр.10410 2003
ПСКР «Ворон» пр.10410 2007
ПСКР «Нева» пр.97П 1978
ПСКР «Волга» пр.97П 1980
ПСКР «Сахалин» пр.745П 1974
ПСКР «Брест» пр.745П 1978
ПСКР «Приморье» пр.745П 1978
ПСКР «Чукотка» пр.745П 1982
ПСКР «Карелия» пр.745П 1983
ПСКР «Буг» пр.745П 1985
ПСКР «Магаданец» пр.745П 2006
ПСКР «Сапфир» пр.22460 2015
ПСКР «Коралл» пр.22460 2015
ПСКА ПСКА-307 пр.12200 2011
ПСКА ПСКА-638 пр.12150 2016
ПСКА ПСКА-639 пр.12150 2016
ПСКА ПСКА-640 пр.12150 2016
ПСКА ПСКА-641 пр.12150 2016
ПСКА ПСКА-646 пр.12150 2017
ПСКА ПСКА-647 пр.12150 2017
ПСКА ПСКА-308 пр.12200 2011
ПСКА ПСКА-310 пр.12200 2011
ПСКА ПСКА-312 пр.12200 2012
ПСКА ПСКА-293 пр.1496М1 2009
ПСКА ПСКА-294 пр.1496М1 2011
ПСКА ПСКА-298 пр.1496М1 2013
ПСКА ПСКА-264 пр.1496М1 2014
ПСКА ПСКА-266 пр.1496М1 2015
ПСКА ПСКА-292 пр.1496М 2006
ПСКА ПСКА-583 пр.1496 1974
ПСКА ПСКА-584 пр.1496 1976
ПСКА ПСКА-595 пр.1496 1981
ПСКА ПСКА-276 пр.1496 1986
ПСКА ПСКА-282 пр.1496 1988
ПСКА ПСКА-284 пр.1496 1989
ПСКА ПСКА-287 пр.1496 1990
ПСКА ПСКА-288 пр.1496 1991
ПСКА ПСКА-324 пр.РМ376 1998
ПСКА ПСКА-325 пр.РМ376 1998
ПСКА ПСКА-326 пр.РМ376 1998
ПКО «Ишим» пр.15010 2008
ПКО «Николай Сипягин» пр.1595 1979
ПКО «Николай Старшинов» пр.1595 1980
ПКО «Сергей Судейский» пр.1595 1982
ПКО «Иван Евтеев» пр.1595 1983
ППК «Командор» пр.850285 1989
ППК «Шкипер Гек» пр.850285 1989
ППК «Херлуф Бидструп» пр.850285 1990
ППК «Маньчжур» пр.850285 1990
ППС «Контр-адмирал Колчин Е.С.» пр.22120 2010
ППС «Контр-адмирал Дианов» пр.22120 2013
ППС «Камчатка» пр.22120 2018
ППС «Забайкалье» пр.22120 2019
ППС «Таймыр» пр.22120 2020
ППС «Адмирал Угрюмов» пр.22120 2021
ППС «Андрей Евдокимов» пр.13031 1996
ППС «Антиас» пр.503М/РР 1996
ППС «Аргал» пр.503М/РР 1997
ППС ППС-818 пр.503М/РР 2003
ППС ППС-819 пр.503М/РР 2008
ППС «Барс» пр.503Н/РОС 1996
ППС «Аскольд Пынько» пр.503 1993
ППС «Пагелла» пр.503 1994
ППС «Диана» пр.502М 1978
ПК «Торнадо» пр.810 1996
ПК «Смерч» пр.810
ПК «Ураган» пр.810
Суммарно Тихий океан Всего единиц: 77

23 пограничных сторожевых корабля, 27 пограничных сторожевых катеров, 5 пограничных кораблей обеспечения, 4 пограничных патрульных корабля, 15 пограничных патрульных судов, 3 пограничных патрульных катера

Проект 191

Габаритные размеры: 25,9 м × 4,3 м × 0,7 м
Смещение: 55 т нормальный
Водить машину: два дизеля по 600 л.с., 16 кН
Экипаж: ?

С 1947 по 1952 год в Ленинграде и Перми было построено 119 речных канонерских лодок проекта 191 и 191М. Первоначально привод состоял из двух дизелей V12, которые также использовались на танке Т-34 . Вооружение состояло из танковой башни Т-34 с 85-мм пушкой и двух 12,7-мм пулеметов.

Планировался и более крупный вариант с тремя двигателями и двумя бронированными башнями, но он не был реализован.

Позже корабли были модифицированы. Двигатели танка были заменены на два дизеля М-50 по 1000 л.с. каждый, что позволяло развивать скорость до 24 узлов. Пулеметы заменили на 14,5-мм.

Толщина бортовой брони составляла 7 мм, верхней — 10 мм.

Также были построены две лодки увеличенной версии проекта 192 . Они имели усиленную броню и три двигателя М-50. После этого строительство канонерских лодок было остановлено.

Береговая охрана в период Второй мировой войны

Во времена ВОВ подразделения вышеописанных частей вступили в структуру военно-морских сил страны. Их основными задачами являлись:

  • Охрана и защита военных и прочих важных объектов на суше;
  • Обеспечение безопасности на морских просторах, находящихся под суверенитетом Советского Союза;
  • Разведывание и ликвидация вражеских грузовых кораблей, которые перевозили стратегически важные грузы.

Учитывая острую нехватку плавательных средств, в годы войны было переоборудовано большое количество рыболовецких судов в боевые корабли и катера. Много подобных судов героически сражались за освобождение своих территорий от неприятеля. Так, например, переоборудованное рыболовецкое судно «Туман» занималось перевозкой десанта и под прямыми огневыми ударами выполняло поставленные задачи. В конце первого лета войны «Туман» ушел в дозор и внезапно встретился с тремя немецкими миноносцами. Успев сообщить центральному управлению о подходе врага к Мурманску, корабль пытался уйти от неприятеля, однако в считанные минуты был обстрелян. Гитлеровцы произвели более 60 выстрелов, командир судна погиб в бою. Спустя немногим более пяти часов «Туман» ушел под воду. Итого 15 бойцов было убито и 17 ранено. Также героически сражались не только целые экипажи кораблей, но и отдельные офицеры и солдаты. Ярким примером могут послужить доблестные поступки старшины Виктора Уса. Так и не став офицером, он успел повоевать на Волге – переправляя вооружение и продукты питания под прицельным огнем врага, а также в Керченском проливе. При подходе к своему берегу катер был обстрелян и ушел ко дну вместе с боеприпасами. Виктор Ус не побоялся броситься в воду и вручную доставал ящики с таким необходимым вооружением из ледяной воды. Все моряки, с честью выполнявшие свой долг, по окончании войны получили звание героев Советского Союза.

По окончании военных действий прибрежную охрану вновь вывели из-под администрирования командования ВМФ и вернули в пограничные силы.

Представители

Название Заводской № Заложен Спуск на воду Дата подписания приёмного акта Место службы Состояние
«Полярная звезда» 111 30.05.2012 21.05.2014 17.12.2016 Пограничное управление ФСБ России по западному арктическому району В строю
«Петропавловск-Камчатский» 112 15.06.2015 01.06.2018 01.12.2019 (план) Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району Спущен на воду. Монтируется вооружение, системы навигации. Подготовка к испытаниям.
«Анадырь» 113 28.04.2017 01.12.2019 (план) Заложено
Закладка отложена. Планируется подписать контракт в 2017—2018
Закладка отложена. Планируется подписать контракт в 2017—2018

Совсем не «ржавое корыто»: могли ли корабли ВМФ России догнать британской «Дефендер»

Вопреки мнениям «простых англичан», на которые ссылается Маргарита Симоньян в оценке инцидента в Черном море, британский миноносец оказался быстроходнее российских военных кораблей.

Симоньян, выступая в ток-шоу Соловьева, рассказала, как отреагировали англоязычные зрители канала RT на инцидент с «обстрелом» английского военного корабля «Дефендер» у берегов Крыма, к которым он подошел во время своего морского похода. Симоньян призналась, что ее «поразили» советы англичан, которые они дали российским военным: «Да потопите вы эту ржавую посудину!»

Не вдаваясь в подробности о том, кто и как делает такого рода комментарии в пропагандистских СМИ, приведем мнение эксперта Дмитрия Шульгина по поводу «ржавой посудины», то есть «Дефендера», особенно в сравнении его с кораблями ВМФ России:

«Начнем с фактологии. Британский эскадренный миноносец типа 45, или класса Daring, HMS Defender (D36) обладает водоизмещением 8500 тонн. Газотурбинные двигатели позволяют ему развивать максимальную скорость более 30 узлов (более 56 км/ч).

Корабль был введен в строй 21 марта 2013 года. В ходе эксплуатации у командования появились претензии к двигательным установкам эсминцев класса Daring, которые перегревались при высоких температурах, а британцам необходимо было использовать эти корабли в Арабском заливе. Поэтому эсминцы типа 45 прошли модернизацию.

В частности, наш HMS Defender (D36) вернулся в строй в апреле 2018 года после серьезного 20-месячного ремонта в Портсмуте. Поэтому, когда указывается, что его максимальная скорость сейчас более 30 узлов (более 56 км/ч), я этому верю.

Российские патрульные корабли проекта 22460 «Охотник», вышедшие на перехват британского эсминца, располагают следующими возможностями: патрульная скорость – 10 узлов (18,5 км/ч), крейсерская скорость – 21 узел (38,9 км/ч), максимальная – 28 узлов (51,8 км/ч). Если верить законам физики и официальным характеристикам кораблей, то российские патрульные корабли не могли догнать британский эсминец.

Предположим, что корабли проекта 22460 «Охотник» располагают «секретным варп-двигателем», который бы позволил им догнать эсминец. Полное водоизмещение корабля проекта 22460 «Охотник» – 750 тонн. И они пошли бы на таран эсминца водоизмещением 8500 тонн? Предположим, что патрульные корабли обвешаны бронированными листами и могут идти на таран, но тогда они плавали бы со скоростью броненосцев 20-х годов прошлого века. Далее, корабли проекта 22460 «Охотник» вооружены зенитными установками, которые не предназначены для борьбы с крупными надводными кораблями (они на видео палят из АУ АК-630 в небушко — максимальная дальность 4000 м). Единственное вооружение, которое они могли бы использовать против эсминца – это две тумбовые пулеметные установки МТПУ 14,5-мм с дальностью стрельбы до 2000 м. А у британского эсминца 114-миллиметровая корабельная универсальная артустановка с дальностью стрельбы 27,5 км.

Конечно, у Черноморского флота есть и другие корабли. Посмотрим на них.

Флагман ракетный крейсер «Москва», по официальным данным, обладает скоростью 32 узла, правда, этот корабль был введен в строй в 1982 году. В июле 2021 крейсер вышел из дока с «капитально отремонтированным двигателем, заменой дизель-генераторов и систем РТС». Теоретически, он мог бы попытаться догнать HMS Defender (D36). Но… но… но… Качество российских ремонтных работ вызывает большие сомнения. А если бы у крейсера котлы сорвало от перегрева? Да и выводить флагманский крейсер против одного эсминца было бы потерей лица для флота.

Есть еще сторожевые корабли проекта 1135 «Буревестник» (введены в строй в 1981-м и в 1982-м годах, водоизмещение — 3200 тонн). По официальным данным, они обладают скоростью 32 узла, но почитайте долгую и нудную историю их ремонта, и у вас возникнут те же сомнения, что и по поводу крейсера «Москва».

Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник» (водоизмещение — 4000 тонн) обладают скоростью 30 узлов – опять маловато.

Как мне кажется, против эсминца россияне бросили те корабли, которые они могли быстро «поднять по тревоге». Корабли проекта 22460 «Охотник» – это современные патрульные корабли, введенные в строй с 2009 по 2021 годы. Начальство справедливо предположило, что они могут выдержать гонку с английским эсминцем хоть какое-то время, а выводить старые корыта, чтобы продемонстрировать позорище перед всем миром (помните старого дымокура «Кузю»?), командование не захотело. Это было вполне разумное решение.

Получается, что не так-то просто бодаться с НАТО на практике…»

Проект 1204

Габаритные размеры: 27,7 м × 4,32 м × 2 м
Смещение: 77 т максимум
Водить машину: два дизеля М-50Ф, 3600 л.с., 24 кН
Экипаж: 14-е

Работа над речными мониторами для проекта 1204 началась в 1965 году, предположительно в результате обострения советско-китайского конфликта . Река Амур на протяжении долгого времени служила границей между Китаем и Советским Союзом.

С 1967 по 1974 год в Керчи и Хабаровске построено 119 лодок . Корабли использовались на Амуре, Уссури, Дунае и в составе Каспийской флотилии .

Вооружение состояло из башни легкого танка ПТ-76 с 76-мм пушкой, двух двуствольных 14,5-мм пулеметов, реактивного гранатомета БМ- 14-17 и четырех 30-мм гранатометов. Толщина вертикальной брони 10 мм, настила палубы и мостика 5 мм.

Более поздние лодки имели 25-мм пушку вместо 14,5-мм пулемета.

Вооружение ВМФ России

На вооружении Военно-морского флота есть как ядерные, так и неядерные боеприпасы. Например, РПКСН (ракетные подводные крейсеры спецназначения) вооружены баллистическими ракетами с ядерными боеголовками, такими как «Булава» и «Синева». В то же время флотом активно применяются крылатые ракеты с обычной боевой частью «Калибр», которые могут работать как по надводным, так и по наземным целям.

Однако важной частью вооружения флота остается и пушечное вооружение, например, универсальная артиллерийская корабельная установка (АУ) АК-130. Установка имеет большую скорострельность (до 90 выстрелов в минуту)

Наличие механизмов автоперезагрузки боеприпасов позволяет без участия дополнительной команды выпустить весь боекомплект до полного опустошения погребов.

В АУ есть приборы коррекции прицела по всплескам падающих снарядов и визирный пост для стрельбы по береговым целям. Орудие, благодаря большой скорострельности и наличию нескольких типов специализированных снарядов, может вести эффективную зенитную стрельбу (в боекомплект входят снаряды с дистанционным и радиолокационным взрывателями).

Проект 11451

Габаритные размеры: 50 м × 9,9 м × 4 м (без крыла )
Смещение: 465 т
Водить машину: COGAG привод
Экипаж: 39 человек

МПК-220 Владимирес 2010 в Южной бухте в Севастополе

В 1980-х годах планировалось построить более крупную серию экспрессов U-Hunting на базе . Но до распада Советского Союза было построено всего два, после чего этот проект был отменен.

По размерам соответствует . COGAG диск с газовой турбиной с 10000 HP для крейсерских и двух дополнительных газовых турбин с 20000 HP для максимальной скорости обеспечивает проведение увеличение крейсерской скорости. Дальность теперь составляет 1600 морских миль при 14 узлах.

Лодки, как и у прототипа, имеют два 406-мм четверных торпедных аппарата. Второстепенное вооружение было изменено и теперь состоит из 76-мм орудия АК-176, 30-мм шестиствольной зенитной установки АК-630, зенитной ракетной установки Стрела-3 Ф (СА-Н-8) и одна пусковая установка — ловушка ПК-16 .

Оба корабля приняты на вооружение Черноморского флота, но в 2008 году в эксплуатации находится только одна лодка — МПК-220 « Владимирез» . МПК-215 был списан в 2001 году.

Проект 1400

Габаритные размеры: 22,9 м × 4,9 м × 1,5 м (без крыла )
Смещение: 50 т максимум
Водить машину: 2 дизеля М50 мощностью 2400 л.с., 30 кн
Экипаж: ?

Grif- класса лодки Украинской береговой охраны в порту Одессы

Корабли класса « Гриф » строятся с 1970 года и используются как в погранвойсках России, так и в других странах. Было экспортировано более 110 единиц.

Вооружение состоит из двуствольного 12,7-мм пулемета в носовой части. У некоторых юнитов сзади есть второй пулемет, у большинства — фара. На некоторых старых кораблях, предназначавшихся для советских погранвойск, вместо них был установлен один или два 14,5-мм пулемета типа 2М-7.

Старые лодки имеют два дизельных двигателя М50, в новых лодках их заменили более современными М-240 мощностью 1500 л.с. каждый.

На экспорт предлагаются еще два варианта. Пр. 1400МЭ — удлиненный вариант с шестиствольной 30-мм пушкой типа АК-630 М. Пр. 1400.6 — крыловой вариант с двигательной установкой CODAG .

История строительстваправить

Головной корабль проекта 22120, заводской № 050 заложен на Петербургском судостроительном в 2007 году как большое таможенное судно для нужд ФТС РФ Позже проект корабля был пересмотрен в интересах ПС ФСБ РФ, и тактический номер ПС-581 изменён на ПС-824 Спуск на воду состоялся 24 декабря 2009 года ПС-824 передан пограничной службе 22 декабря 2010 года2 С мая 2010 года в Выборге были отработаны практические задачи, и летом 2010 года ПС-824 перешёл Северным морским путём на Тихий океан В начале 2013 года на ООО «Ливадийский ремонтно-судостроительный завод» Приморский край был заменён главный двигатель весом более 22 тонн В срок менее чем полтора месяца была подготовлена техническая документация и произведена сама замена3

Первый серийный корабль по заказу Управления Береговой охраны Пограничной Службы ФСБ РФ, заводской № 051, заложен 25 ноября 2011 года также на судостроительном 4 Корабль получил тактический номер ПС-825 Спуск на воду состоялся 4 декабря 2012 года 5 июля 2013 года на ПС-825 был торжественно поднят флаг, и корабль вошёл в состав кораблей ПС ФСБ РФ5 По словам главного конструктора ПКБ «Петробалт», курирующего этот проект Ильи Вадимовича Щербакова, ПС-825 отличается от головного — в частности, установлены усовершенствованные средства связи, вспомогательное оборудование и улучшена обитаемость корабля Переход к месту службы на Тихом океане прошёл через Мурманск, далее Северным морским путём через Берингов пролив на Тихий океан к острову Сахалин в город Невельск На борту корабля находился епископ Нарьян-Марский и Меземский Иаков, который сопровождал мощи Николая Чудотоворца и Поклонный крест, который установили на одном из островов близ Сахалина6

Всего планируется построить 3-4 таких корабля7

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: