Герои недели: пскр «дон» и пскр «изумруд»

История проекта

Разработку проекта 20380 поручили Центральному КБ «Алмаз» (г. Санкт-Петербург) при участии 1-го ЦНИИ МО РФ. Военно-морскому флоту срочно требовалось многофункциональное судно для ведения боевых действий в ближней морской зоне взамен своего предшественника-неудачника корабля серии 12441. Лишь одно судно этого проекта – «Новик», заложенное в 1996 году на верфи Калининградского ССЗ «Янтарь», так и не достроили до конца.

На ССЗ Северная верфь

Новый корвет – плод совместной работы свыше 70-ти НИИ и промышленных предприятий, среди которых Средне-Невский ССЗ, «НПО «Аврора» и Коломенский завод.

Для чего создавались корветы проекта 20380

На них возлагались три основных задачи:

  1. Борьба с надводными кораблями и субмаринами в ближней морской зоне;
  2. Ракетно-артиллерийская поддержка десантных операций;
  3. Патрулирование назначеннной области с целью
    блокады.

Для выполнения этих задач новые боевые корабли должны обладать повышенной живучестью, улучшенной мореходностью и экономичностью. Конструкторы реализовали в них модульный принцип корабельной архитектуры, открывающий возможности модернизации уже действующих кораблей по оснащению их перспективными системами вооружений.

Главная особенность корветов – в их боевой уникальности. Это в своем роде морские «универсальные солдаты» могут противостоять противнику «на земле, в небесах и на море».

Это боевые корабли 2-го ранга. При водоизмещении 2250 т и длине 104, 5 м они могут разгоняться до 27 узлов (около 50 км/ч), что во многом стало возможно благодаря корпусу с уникальными характеристиками и мощным дизель-электрическим агрегатам ДДА 12000 с 24000 л. с. Корветы могут удаляться от своей базы на расстояние до 7408 км. Обладая несколькими типами современных ударных систем, они остаются при этом практически невидимы для противника, благодаря корпусу и надстройкам, созданным с применением стелс-технологий.

Корпус корвета создан с применением стелс-технологий

Экипаж корвета – 100 человек. Он может находиться в автономном плавании до 15 суток.

Береговая охрана в период Второй мировой войны

Во времена ВОВ подразделения вышеописанных частей вступили в структуру военно-морских сил страны. Их основными задачами являлись:

  • Охрана и защита военных и прочих важных объектов на суше;
  • Обеспечение безопасности на морских просторах, находящихся под суверенитетом Советского Союза;
  • Разведывание и ликвидация вражеских грузовых кораблей, которые перевозили стратегически важные грузы.

Учитывая острую нехватку плавательных средств, в годы войны было переоборудовано большое количество рыболовецких судов в боевые корабли и катера. Много подобных судов героически сражались за освобождение своих территорий от неприятеля. Так, например, переоборудованное рыболовецкое судно «Туман» занималось перевозкой десанта и под прямыми огневыми ударами выполняло поставленные задачи. В конце первого лета войны «Туман» ушел в дозор и внезапно встретился с тремя немецкими миноносцами. Успев сообщить центральному управлению о подходе врага к Мурманску, корабль пытался уйти от неприятеля, однако в считанные минуты был обстрелян. Гитлеровцы произвели более 60 выстрелов, командир судна погиб в бою. Спустя немногим более пяти часов «Туман» ушел под воду. Итого 15 бойцов было убито и 17 ранено. Также героически сражались не только целые экипажи кораблей, но и отдельные офицеры и солдаты. Ярким примером могут послужить доблестные поступки старшины Виктора Уса. Так и не став офицером, он успел повоевать на Волге – переправляя вооружение и продукты питания под прицельным огнем врага, а также в Керченском проливе. При подходе к своему берегу катер был обстрелян и ушел ко дну вместе с боеприпасами. Виктор Ус не побоялся броситься в воду и вручную доставал ящики с таким необходимым вооружением из ледяной воды. Все моряки, с честью выполнявшие свой долг, по окончании войны получили звание героев Советского Союза.

По окончании военных действий прибрежную охрану вновь вывели из-под администрирования командования ВМФ и вернули в пограничные силы.

История создания береговой обороны

Во времена зарождения морского флота Российской империи царь Петр I приказал создать таможенный флот на побережье Черного и Балтийского морей. Он должен был контролировать количество входящих и выходящих из порта кораблей, проверять содержимое барж и в случае необходимости задерживать экипаж. Первая такая яхта была спущена на воду около Петербурга и включала в свой состав несколько офицеров и десяток солдат. Небольшое судно было в состоянии контролировать только корабли, заходящие в порт. При этом требовалось наблюдать за всем побережьем страны для предотвращения реализации неподконтрольной продукции. Со временем на службу береговой обороны ввели до десятка парусных и гребных лодок.

В связи с увеличением количества торговых и грузовых судов и как следствие роста нелегальных кораблей потребовалась более серьезная защита побережья. Так, в 1868 году на службу в береговую охрану на Балтике поступил корабль «Варяг», а через несколько лет подразделение пополнилось еще несколькими боевыми судами. Флаг, созданный в этот период, добавил значимости береговой охране. Он представлял собой Андреевский крест на зеленом фоне. По подобию охраны в Балтийском море было принято решение создать аналоги на Каспии и в Черном море.

После свержения царя и прихода к власти нового правительства началась массовая реорганизация всех военных подразделений страны. Коснулась она и береговой обороны. Сторожевые судна стали патрулировать не только в морях и океанах, они активно использовались и на крупных озерах и реках. К 1935 году появилась необходимость патрулирования и защиты морских границ с суши – требовалась усиленная оборона портов и военных подразделений, находящихся на берегу.

На страже морских рубежей

Предлагаю Вашему вниманию фотообзор корабельно-катерного состава Береговой охраны Федеральной пограничной службы ФСБ России. Так получилось, что на сайте «Сделано у нас» ВМФ России уделяется достаточно много внимания, а пограничники остались «в тени». Я решил исправить эту ошибку!

Обзор не претендует на роль справочника, из которого можно узнать исчерпывающую информацию о всех типах кораблей, катеров и вспомогательных судов, их количестве и ТТХ. Однако получить первоначальные знания о разнообразии и современном облике кораблей, охраняющих морские и речные рубежи нашей Родины — можно!

1. Пограничный сторожевой корабль проекта 11351 «Нерей»:

Водоизмещение: 3642 тонны

Максимальная скорость хода: 31 узел

На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

Такую окраску имели пограничные корабли и катера в 90-е годы:

2. Пограничное патрульное судно проекта 850285:

Водоизмещение: 2553/2684/2695 тонн

Максимальная скорость хода: 19 узлов

На судне имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

3. Пограничный корабль обеспечения проекта 1595 «Певек»:

Водоизмещение: 4040 тонн

Максимальная скорость хода: 18 узлов

4. Пограничный сторожевой корабль проекта 97П:

Водоизмещение: 3525 тонн

Максимальная скорость хода: 15 узлов

На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

5. Пограничный сторожевой корабль проекта 745П:

Водоизмещение: 1620 тонн

Максимальная скорость хода: 13 узлов

6. Пограничный сторожевой корабль проекта 12081 «Слепень»:

Водоизмещение: 450 тонн

Максимальная скорость хода: 23 узла

7. Пограничный сторожевой корабль проекта 1248/12481 «Москит»:

Водоизмещение: 213 тонн

Максимальная скорость хода: 17,5 узлов

8. Пограничный сторожевой корабль (корабль управления) проекта 1249:

Водоизмещение: 225 тонн

Максимальная скорость хода: 17 узлов

9. Пограничный сторожевой корабль проекта 12412/1241ПЭ «Молния»:

Водоизмещение: 475/495 тонн

Максимальная скорость хода: 32,8/30,5 узлов

10. Пограничный сторожевой корабль проекта 10410 «Светляк»:

Водоизмещение: 375 тонн

Максимальная скорость хода: 32 узла

11. Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 «Ропит-Марс-06»:

Водоизмещение: 670 тонн

Максимальная скорость хода: 24,8 узла

На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

12. Пограничное патрульное судно ледового класса проекта 22120 «Пурга»:

Водоизмещение: 1066 тонн

Максимальная скорость хода: 24 узлов

На судне имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

13. Пограничное патрульное судно проекта 6457С «Спрут»:

Водоизмещение: 835 тонн

Максимальная скорость хода: 21,5 узел

14. Пограничный сторожевой корабль проекта 14310/14310М «Мираж»:

Водоизмещение: 120 тонн

Максимальная скорость хода: 50 узлов

15. Пограничный сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»:

Водоизмещение: 57,5 тонн

Максимальная скорость хода: 48 узлов

Пицунда, Абхазия, 24 июня 2011 года:

16. Пограничный сторожевой катер проекта 12150 «Мангуст»:

Водоизмещение: 27,2 тонн

Максимальная скорость хода: 52 узла

Кроме указанных типов, в составе БО ФПС ФСБ России имеется ещё несколько типов сторожевых катеров (более мелких), СВП, а также большое количество вспомогательных судов различного назначения. Общее количество кораблей, катеров и судов всех типов, используемых пограничниками, в т.ч. маломерных, достигает четырёх сотен!

Ближайшая перспектива.

ПСКРы пр. 12412 «Молния» — постепенное списание по мере поступления кораблей новых проектов.

ПСКРы пр. 10410 «Светляк» — завершение серийного строительства.

ПСКР пр.10410 (зав. №808) в достройке на Ярославском ССЗ — 32-й корабль серии:

ПСКРы пр. 22460 «Ропит-Марс-06» — серийное строительство на 2-х ССЗ — Судостроительная (Санкт-Петербург) и «Восточная верфь» (Владивосток).

ПСКР «Бриллиант» в достройке на СФ «Алмаз» — 1-й серийный корабль:

ПСКА пр. 12200 «Соболь» и 12150 «Мангуст» — продолжение серийного строительства.

Транспортировка ПСКА типа «Соболь» из Санкт-Петербурга на Дальний Восток:

В ближайшее время на Зеленодольском ССЗ должна состоятся закладка первого ПСКРа нового проекта 22100 «Океан». Пограничные сторожевые корабли этого типа должны прийти на смену ПСКРам проектов 11351 и 97П.

Про подготовке материала использованы фотографии:

Владимира Сергеевича с сайта russianplanes.net

И. Казимирчика с сайта fleetphoto.ru

Baltiec на Яндекс.Фотках https://fotki.yandex.ru/users/baltiec/

а также с сайтов forums.airbase.ru и docklife.ucoz.ru

Характеристики кораблей можно посмотреть здесь: https://russian-ships.info/pogran/

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея Принт, 2005. — Т. 3 : Противолодочные корабли, Ч. 1 : Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли. — 120, с., л. ил. : цв. ил. — ISBN 5-8172-0094-5.
  • Апальков Ю. В. Противолодочные корабли : . — М. : Моркнига, 2010. — С. 147. — 307, с., л. ил. : цв. ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1.
  • Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
  • Firepower : Sea Warfare : / Horace Beck ; Chris Bishop (ed.). — Orbis Publishing Ltd. — 1999. — ISBN 0-7858-1087-0. — ISBN 978-0785810872.

Совсем не «ржавое корыто»: могли ли корабли ВМФ России догнать британской «Дефендер»

Вопреки мнениям «простых англичан», на которые ссылается Маргарита Симоньян в оценке инцидента в Черном море, британский миноносец оказался быстроходнее российских военных кораблей.

Симоньян, выступая в ток-шоу Соловьева, рассказала, как отреагировали англоязычные зрители канала RT на инцидент с «обстрелом» английского военного корабля «Дефендер» у берегов Крыма, к которым он подошел во время своего морского похода. Симоньян призналась, что ее «поразили» советы англичан, которые они дали российским военным: «Да потопите вы эту ржавую посудину!»

Не вдаваясь в подробности о том, кто и как делает такого рода комментарии в пропагандистских СМИ, приведем мнение эксперта Дмитрия Шульгина по поводу «ржавой посудины», то есть «Дефендера», особенно в сравнении его с кораблями ВМФ России:

«Начнем с фактологии. Британский эскадренный миноносец типа 45, или класса Daring, HMS Defender (D36) обладает водоизмещением 8500 тонн. Газотурбинные двигатели позволяют ему развивать максимальную скорость более 30 узлов (более 56 км/ч).

Корабль был введен в строй 21 марта 2013 года. В ходе эксплуатации у командования появились претензии к двигательным установкам эсминцев класса Daring, которые перегревались при высоких температурах, а британцам необходимо было использовать эти корабли в Арабском заливе. Поэтому эсминцы типа 45 прошли модернизацию.

В частности, наш HMS Defender (D36) вернулся в строй в апреле 2018 года после серьезного 20-месячного ремонта в Портсмуте. Поэтому, когда указывается, что его максимальная скорость сейчас более 30 узлов (более 56 км/ч), я этому верю.

Российские патрульные корабли проекта 22460 «Охотник», вышедшие на перехват британского эсминца, располагают следующими возможностями: патрульная скорость – 10 узлов (18,5 км/ч), крейсерская скорость – 21 узел (38,9 км/ч), максимальная – 28 узлов (51,8 км/ч). Если верить законам физики и официальным характеристикам кораблей, то российские патрульные корабли не могли догнать британский эсминец.

Предположим, что корабли проекта 22460 «Охотник» располагают «секретным варп-двигателем», который бы позволил им догнать эсминец. Полное водоизмещение корабля проекта 22460 «Охотник» – 750 тонн. И они пошли бы на таран эсминца водоизмещением 8500 тонн? Предположим, что патрульные корабли обвешаны бронированными листами и могут идти на таран, но тогда они плавали бы со скоростью броненосцев 20-х годов прошлого века. Далее, корабли проекта 22460 «Охотник» вооружены зенитными установками, которые не предназначены для борьбы с крупными надводными кораблями (они на видео палят из АУ АК-630 в небушко — максимальная дальность 4000 м). Единственное вооружение, которое они могли бы использовать против эсминца – это две тумбовые пулеметные установки МТПУ 14,5-мм с дальностью стрельбы до 2000 м. А у британского эсминца 114-миллиметровая корабельная универсальная артустановка с дальностью стрельбы 27,5 км.

Конечно, у Черноморского флота есть и другие корабли. Посмотрим на них.

Флагман ракетный крейсер «Москва», по официальным данным, обладает скоростью 32 узла, правда, этот корабль был введен в строй в 1982 году. В июле 2021 крейсер вышел из дока с «капитально отремонтированным двигателем, заменой дизель-генераторов и систем РТС». Теоретически, он мог бы попытаться догнать HMS Defender (D36). Но… но… но… Качество российских ремонтных работ вызывает большие сомнения. А если бы у крейсера котлы сорвало от перегрева? Да и выводить флагманский крейсер против одного эсминца было бы потерей лица для флота.

Есть еще сторожевые корабли проекта 1135 «Буревестник» (введены в строй в 1981-м и в 1982-м годах, водоизмещение — 3200 тонн). По официальным данным, они обладают скоростью 32 узла, но почитайте долгую и нудную историю их ремонта, и у вас возникнут те же сомнения, что и по поводу крейсера «Москва».

Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник» (водоизмещение — 4000 тонн) обладают скоростью 30 узлов – опять маловато.

Как мне кажется, против эсминца россияне бросили те корабли, которые они могли быстро «поднять по тревоге». Корабли проекта 22460 «Охотник» – это современные патрульные корабли, введенные в строй с 2009 по 2021 годы. Начальство справедливо предположило, что они могут выдержать гонку с английским эсминцем хоть какое-то время, а выводить старые корыта, чтобы продемонстрировать позорище перед всем миром (помните старого дымокура «Кузю»?), командование не захотело. Это было вполне разумное решение.

Получается, что не так-то просто бодаться с НАТО на практике…»

Сторожевой пограничный корабль «Изумруд» проекта 22460

«Изумруд» прибыл в Балаклаву На ПСКр «Изумруд» состоялась церемония подъёма флага ПСКр «Изумруд» буксируется к причальной стенки
ПСКр «Изумруд», спущен на воду ПСКр «Изумруд» ПСКр «Изумруд», завершена выкатка из эллинга
ПСКр «Изумруд», начало выкатки из эллинга ПСКр «Изумруд», подготовка к выкатке из эллинга

Закладная доска ПСКр проекта 22460, заводской № 504

Сторожевой пограничный корабль «Изумруд» проекта 22460, заводской номер 504, является четвертым кораблем, который построен на ОАО «Судостроительная для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. Головным кораблем является ПСКР «Рубин» (2010 год), вторым «Бриллиант» (июль 2012 год), третьим «Жемчуг» (сентябрь 2012 года).

ПСКр проекта 22460 предназначены для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной границы в задачу кораблей этого класса все чаще входят операции по борьбе с терроризмом и морским пиратством.

Одной из основных особенностей кораблей данного проекта является наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета, а также наличие в кормовой части корабля наклонного слипа, на котором установлен быстроходный катер жестко-надувного типа, предназначенный, например, для быстрой доставки досмотровой партии на судно-нарушитель.

Корабли проекта 22460 могут работать в молодом и битом льду толщиной до 20 сантиметров.

Основные характеристики корабля проекта 22460: Водоизмещение стандартное 630 тонн. Длина наибольшая 62,5 метра, ширина наибольшая 12 метров. Максимальная скорость хода до 30 узлов, крейсерская 21 узел, экономическая 12 узлов. Дальность плавания 3500 миль при 12 узлах. Автономность плавания 60 суток. Экипаж составляет 24 человека.

Двигатели: Дизельные двигатели.

Вооружение:

Артиллерия: 1 × 30-мм АУ АК-630, 2 × 12,7-мм пулемёт Корд.

Ракетное вооружение: Возможность установки ПКР Уран-У, с ракетой Х-35У (до 260 км).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-226 или БПЛА Gorizont G-Air S-100, складной палубный ангар-убежище.

Закладка ПСКр «Изумруд» проекта 22460, заводской номер 504, состоялась 21 сентября 2012 года. 13 августа 2013 года корабль был выведен из нового эллинга и перемещен на стапель-палубу Плавучего Дока — 455. 14 августа был спущен на воду и ошвартован к причальной стенки завода, где будет проходить дальнейшие этапы достройки. 27 июня 2014 года был поднят флаг.

Бортовой номер: 504 (2013 год), 054 (с мая 2020 года), 354 (с 2016 года).

01 мая 2020 года прибыл в порт приписки Балаклава и будет нести службу в открытом море. По сообщению от 28 мая в ближайшее время выйдет на службу по охране государственной границы в экономической зоне и на континентальном шельфе, прилегающим к Крымскому полуострову.

По сообщению от 21 июля 2020 года экипаж корабля принял участие в операции по спасению на море в Каркинитском заливе Черного моря.

Проект

Проект представляет собой специально разработанный в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» для нужд береговой охраны (БОХР) России, а не адаптированный вариант проекта боевого корабля или вспомогательного судна ВМФ. Главный конструктор — Борис Аврамович Лейкис.

Разработка корабля началась в 2009 году, а полноценное проектирование — в 2011 году. В конструкцию заложены возможности ледового хода — до 80 сантиметров поверхности ледового поля. Согласно техзаданию, первые корабли будут эксплуатироваться на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, но они способны вести работу и в тропиках. Автономность корабля предполагается до 60 суток, а дальность хода — до 12 тысяч миль, скорость хода до 20 узлов. По первоначальному проекту на корабли серии должны были устанавливаться дизельные двигатели германской компании MTU.

Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек. Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода

Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы

Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.

Вооружение

Вооружение включает одну 76,2-мм автоматическую артиллерийскую установку АК-176М и два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета на морских тумбовых установках МТПУ. Предусмотрена площадка для взлета и посадки одного вертолёта типа Ка-27ПС, а также ангар для его хранения. Возможно использование с борта БПЛА Gorizont G-Air S-100. В корме размещается устройство для спуска на воду и подъёма бортовых досмотровых катеров на ходу корабля. Заложена возможность установки ударного ракетного вооружения.

Патрульный корабль проекта 22460Э (Россия)

Патрульный корабль проекта 22460Э спроектирован на базе существующего пограничного корабля проекта 22460 класса «Рубин». Корабль проекта 22460Э предназначен для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной государственной границы задачей корабля такого класса является борьба с терроризмом и морским пиратством.

Патрульные корабли проекта 22460Э обладают высоким экспортным потенциалом за счет сбалансированного состава вооружения и технических средств, а также большого объема инновационных технологий, применяемых в процессе строительства. На борту кораблей имеется взлетно-посадочная площадка для легкого вертолета, в кормовой части расположен многофункциональный ангар, предназначенный для размещения различных спецсредств и оборудования, с наклонным слипом для установки быстроходного жестко-надувного катера. В состав вооружения входят 57-мм артиллерийская установка А-220М или 30-мм автоматическая шестиствольная артиллерийская установка АК-630М и две 14,5-мм морских тумбовых пулеметных установки.

Внешний облик кораблей проекта 22460Э проработан с учетом технологии «стелс». Корабли имеют высокий модернизационный ресурс: в случае необходимости состав ударного и противолодочного вооружения может быть существенно расширен. Применение технологий электронного 3D-моделирования начиная с самых ранних стадий проектирования обеспечивает рациональное размещение механизмов и систем в корпусе, а также высокую ремонтопригодность кораблей. Одной из основных особенностей этих кораблей является наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета или беспилотного летательного аппарата вертолетной схемы (БЛА), для которых может быть оборудован ангар-убежище. Примечательно, что и ангар, и хранилище авиационного топлива на 8 тонн удалось разместить на кораблях водоизмещением всего около 700 тонн.

Еще одной важной особенностью рассматриваемых кораблей является наличие в их кормовой части наклонного слипа и многофункционального ангара. На слипе размещается быстроходный жестко-надувной катер

Ангар предназначен для размещения разнообразного оборудования — спасательного, водолазного, для мониторинга и защиты окружающей среды и т.п. Весьма важным моментом является высокий класс автоматизации кораблей: вахту в ходовой рубке несут от двух до пяти членов экипажа (в зависимости от режима), которые осуществляют управление всеми системами и механизмами корабля.

Патрульные корабли рассматриваемого проекта способны выполнять задачи в самых разных районах Мирового океана — предусмотрено даже их плавание в молодом и битом льду толщиной до 20 см

Конструкторы Северного ПКБ учли и особенности службы этих кораблей в шхерных районах, в условиях ограниченной видимости (преимущественно в штормовую погоду), уделив особое внимание ходовым и маневренным качествам.#вмфсссрроссииснг

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: