Эскортные авианосцы типа «боуг»

Особенности конструкции

Надстройка авианосца «Викториэс» Главной особенностью авианосцев этого типа было, безусловно, бронированные палубы и ангары для самолетов. Палубы были забронированы 76-мм броней, а ангары имели дополнительно 114-мм боковое бронирование. Не бронированными оставались два самолетных элеватора, однако они отделялись от ангара 114-мм броневыми дверями. Бронированные палубы должны были выдержать попадания 500-фунтовых бомб. Бронированные палубы и ангары стали визитной карточкой именно английских авианосцев. Японцы имели бронирование только на авианосцах «Тайхо» и «Синано», а американцы начали бронировать палубы только начиная с авианосцев класса «Мидуэй». Ещё одним новшеством стало то, что палуба являлась несущей конструкцией.

По правому борту в центральной части корабля располагалась довольно высокая надстройка островного типа, которой постарались придать аэродинамическую форму. Дымовая труба, по сравнению с «Арк Роял» была выше, что уменьшал риск задымления полетной палубы. Для запуска самолетов в передней части палубы была расположена катапульта.

Цена за бронировку палубы и ангаров была очень высока. Имея почти одинаковые размеры с «Арк Роял» или зарубежными аналогами (тип «Йорктаун» или тип «Сёкаку») авианосцы типа «Илластриэс» были способны нести и обеспечивать очень небольшую авиагруппу. Главным отличием «Индомитебла» от кораблей основной серии было наличие дополнительного небольшого ангара расположенного под основным в кормовой части корабля. связи с этим пришлось уменьшить толщину стен основного ангара. Зато авиагруппа была увеличена на 12 самолетов.

2. Особенности проекта

По сравнению с авианосцами типов «Лонг Айленд» и «Эвенджер», построенных на основе тех же транспортных кораблей типа C-3, авианосцы типа «Боуг» имели следующие особенности:

Была использована паротурбинная двигательная установка. Это решение было во многом вынужденным, так как не хватало корпусов С-3 с дизельными двигателями. Оно осложнило проблему отвода отработанных газов, однако увеличило скорость авианосцев до 18-19 узлов.
Длина ангара и полётной палубы была увеличена и практически сравнялась с длиной корпуса. Это стало возможным, поскольку использовались корпуса С-3 на ранней стадии строительства, без надстройки.
Ходовой мостик был вынесен в нос корабля. В авианосцах ранних типов он располагался в средней части корабля под полётной палубой, в крыльях, выступавших за края полётной палубы.
Полётная палуба была защищена 6-мм бронёй и могла принимать самолёты весом до 6,4 т (14 000 фн) по сравнению с 4,5 т (10 000 фн) для авианосцев ранних типов

Это было важно для британского флота, который нуждался в мощном истребительном прикрытии конвоев.
По требованию англичан, была усилена противоторпедная защита кораблей, добавлены поперечные переборки.

Как и у авианосцев типа «Лонг Айленд» и «Эвенджер», существенным недостатком всех переоборудованных транспортов C-3 была седловатость главной палубы, которая одновременно служила палубой ангара. Из-за этого перемещение самолётов внутри ангара было затруднено, а при сильном волнении — невозможно.

Вооружение

Артиллерия

Согласно требованиям адмиралтейства корабли получили очень мощное для своего времени зенитное вооружение. На авианосцах было установлено 16 114-мм зенитных орудий в двухорудийных башнях размещенных на спонсонах по обе стороны палубы. Помимо этого на вооружении находилось 6 восьмиствольных установок 40-мм зенитных автоматов «Виккерс» QF-2, известных также как «Пом-Пом». Учитывая слабость истребительной авиации базировавшейся на корабле, именно на мощную зенитную артиллерию возлагались основные надежды при отражении атак вражеской авиации.

Опыт боёв продемонстрировал необходимость увеличения количества зенитных стволов, которое происходило за счет установки дополнительных зенитных автоматов — 40-мм «Бофорс» L60 и 20-мм «Эрликон». итоге в конце войны зенитное вооружение авианосцев было следующим:

  • «Илластриес» — 8х2 114-мм орудий, 5х8 40-мм «Виккерс», 3х1 40-мм «Бофорс», 19х2, 14х1 20-мм «Эрликон»
  • «Викториэс» — 8х2 114-мм орудий, 5х8 40-мм «Виккерс», 2х4, 2х2, 9х1 40-мм «Бофорс», 45х1 20-мм «Эрликон»
  • «Формидебл» — 8х2 114-мм орудий, 6х8 40-мм «Виккерс», 12х1 40-мм «Бофорс», 54х1 20-мм «Эрликон»
  • «Индомитебл» — 8х2 114-мм орудий, 6х8 40-мм «Виккерс», 2х4, 2х2, 13х1 40-мм «Бофорс», 36х1 20-мм «Эрликон»

На «Викториэс» после модернизации были установлены новые 76-мм орудия Mk33 в 6 двухорудийных установках.

Авиация

Незначительное количество самолетов (36 единиц) стало причиной чрезвычайно малого числа истребителей. Однако опыт войны продемонстрировал, что зенитная артиллерия не способная в одиночку справиться с массированной атакой авиации и доля истребителей постоянно росла. Помимо этого предпринимались попытки увеличить количество действующих самолетов, используя палубы для их размещения и доводя число самолетов до 50 единиц и выше. Но это немедленно вызывало трудности в обеспечении их топливом, так как бензохранилища были небольшими.

Первоначальный вариант вооружения включал истребители Fairey Fulmar Mk I. и Mk. II и бомбардировщики-торпедоносцы Fairey Swordfish. Летом 1941 года начались поставки на вооружение бомбардировщиков-торпедоносцев Fairey Albacore. Очевидно неудачные истребители в 1941-42 гг. заменялись как самолеты английского производства (Supermarine Spitfire Mk. V, Sea Hurricane, так и американского производства Grumman F4F Wildcat (в Великобритании называвшиеся «Martlett» Mk.I и Mk.5)

Американская палубная авиация была явно лучше и в 1943 году эскадрильи торпедоносцев были также перевооружены на Grumman TBF Avenger, а истребительные на Chance Vought F4U Corsair. Правда в 1944 году английские самолеты вновь были приняты вооружение некоторых эскадрилий. Это были бомбардировщики-торпедоносцы Fairey Barracuda Mk. II и истребители Supermarine Seafire.

«Викториэс» после модернизации использовал несколько типов реактивных самолетов (Supermarine Scimitar, de Havilland Sea Venom, De Havilland DH.110 Sea Vixen, Blackburn Buccaneer, и вертолетов (Westland Whirlwind, Westland Wessex)

Перевод в Королевский флот

Большинство кораблей этого класса было передано Королевскому флоту по условиям программы ленд-лиза; им дали новые имена для службы в РН, и они вернулись в ВМС США после войны. Первая группа, которая должна была быть переведена, была известна в RN как Злоумышленник учебный класс; на их месте были построены замены с такими же названиями для американского флота. Вторая группа кораблей была построена и почти полностью отправлена ​​Королевскому флоту, известная как Амир или класс «Правитель» на британской службе, а иногда и как Принц Уильям класс в ВМС США.

В состоянии поставки эти авианосцы требовали модификаций, чтобы соответствовать стандартам Королевского военно-морского флота, а для некоторых кораблей первоначальные работы были выполнены Сухой док Беррарда в Ванкувер, британская Колумбия, Канада. Они включали в себя расширение кабины экипажа, установку обновленных средств управления полетом и схемы направления истребителя, модификации ангара, жилых и складских помещений, дополнительные меры безопасности, смазку на море, артиллерийские и другие внутренние коммуникации, дополнительные средства беспроводной и радиооборудования, черный цвет корабля. устройства и другие предметы, которые считаются необходимыми для британской службы.

Последующие задержки с вводом этих кораблей в действующую службу вызвали критические комментарии со стороны некоторых военно-морских сил США.

Перевод в Королевский флот

Большинство кораблей этого класса было передано Королевскому флоту по условиям программы ленд-лиза; им дали новые имена для службы в РН, и они вернулись в ВМС США после войны. Первая группа, которая должна была быть переведена, была известна в RN как Злоумышленник учебный класс; на их месте были построены замены с такими же названиями для американского флота. Вторая группа кораблей была построена и почти полностью отправлена ​​Королевскому флоту, известная как Амир или класс «Правитель» на британской службе, а иногда и как Принц Уильям класс в ВМС США.

В состоянии поставки эти авианосцы требовали модификаций, чтобы соответствовать стандартам Королевского военно-морского флота, а для некоторых кораблей первоначальные работы были выполнены Сухой док Беррарда в Ванкувер, британская Колумбия, Канада. Они включали в себя расширение кабины экипажа, установку обновленных средств управления полетом и схемы направления истребителя, модификации ангара, жилых и складских помещений, дополнительные меры безопасности, смазку на море, артиллерийские и другие внутренние коммуникации, дополнительные средства беспроводной и радиооборудования, черный цвет корабля. устройства и другие предметы, которые считаются необходимыми для британской службы.

Последующие задержки с вводом этих кораблей в действующую службу вызвали критические комментарии со стороны некоторых военно-морских сил США.

Перевод в Королевский флот

Большинство кораблей этого класса было передано Королевскому флоту по условиям программы ленд-лиза; им дали новые имена для службы в РН, и они вернулись в ВМС США после войны. Первая группа, которая должна была быть переведена, была известна в RN как Злоумышленник учебный класс; на их месте были построены замены с такими же названиями для американского флота. Вторая группа кораблей была построена и почти полностью отправлена ​​Королевскому флоту, известная как Амир или класс «Правитель» на британской службе, а иногда и как Принц Уильям класс в ВМС США.

В состоянии поставки эти авианосцы требовали модификаций, чтобы соответствовать стандартам Королевского военно-морского флота, а для некоторых кораблей первоначальные работы были выполнены Сухой док Беррарда в Ванкувер, британская Колумбия, Канада. Они включали в себя расширение кабины экипажа, установку обновленных средств управления полетом и схемы направления истребителя, модификации ангара, жилых и складских помещений, дополнительные меры безопасности, смазку на море, артиллерийские и другие внутренние коммуникации, дополнительные средства беспроводной и радиооборудования, черный цвет корабля. устройства и другие предметы, которые считаются необходимыми для британской службы.

Последующие задержки с вводом этих кораблей в действующую службу вызвали критические комментарии со стороны некоторых военно-морских сил США.

Сколько авианосцев у США сегодня?

Военно-морской флот США имеет в составе 11 атомных ударных авианосцев. Американские авианесущие корабли значительно превышают по мощности все остальные авианосцы в мире вместе взятые.

Джеральд Р. Форд (CVN-78)

Самая последняя разработка в сфере авианосцев представлена новым кораблем типа «Форд», который вступил в ряды ВМФ Америки 31 мая 2017 года. На сегодняшний день среди действующих авианосцев в мире «Форд» – самый большой экземпляр. Стоимость его строительства обошлась американцам почти в 13 миллиардов долларов. Судно оснащено электромагнитной катапультой Emals, которая обеспечивает более плавный разгон самолетов. Новые реакторы способны создавать на 25% электроэнергии больше, чем его предшественник. Благодаря увеличенному количеству автоматизированных элементов удалось сократить количество задействованных при эксплуатации человек. Таким образом, появляется экономия при использовании корабля в размере 4 миллиардов долларов. «Джеральд Р. Форд» имеет возможность автономного плавания до 30 лет.

Самый большой авианосец Второй мировой войны

Наибольший корабль-участник боевых действий 1939-1945 года, «Синано» изначально планировалось построить как линкор. В Российский авианосец «Шторм»авианосец же его было принято решение переоборудовать после фатальной для Страны восходящего солнца морской битвы за атолл Мидуэй (июнь 1942 года). В ней Япония потеряла четыре ударных авианосца.

Размеры судна:

  • Длина – 266 м;
  • Максимальная ширина – 53 м;
  • Осадка – 10,8 м.

Полное водоизмещение – 71 890 т, мощность силовой установки – 153 тысяч лошадиных сил.

В состав авианосной группы «Синано» в первом боевом походе вошли 18 истребителей, 12 ударных летательных аппаратов и 6 разведывательных самолётов. Уникальный боевой корабль, спущенный на воду 5 ноября 1944 года, провёл на плаву всего 17 часов. 29 ноября в 10:55 он утонул, атакованный вечером предыдущего дня шестью торпедами американской подводной лодки SS-311 «Арчерфиш».

Авианосец «Синано» позволил Японии в течение 15 лет после войны оставаться страной, обладавшей самым большим кораблём этого типа. В 1961 году её сменили США, когда в состав военно-морского флота вошёл первый в мире авианосный корабль с ядерной силовой установкой «Энтерпрайз» (CVN-65) полным водоизмещением 73 858 т.

Немецкие авианосцы

Официально на день начала Второй мировой войны (1 сентября 1939 года) в немецких ВМС не находилось ни одного корабля, способного нести ударные самолёты. Основную силу военно-морского флота составляли подводные лодки и лёгкие быстроходные крейсера.

Единственный немецкий авианосец «Граф Цеппелин» полным водоизмещением 32 600 т (длина 262,5 м, скорость 35 узлов) был спущен на воду 8 декабря 1938 года. Судно с турбинной силовой установкой мощностью 200 тыс. лошадиных сил планировалось оснастить авиагруппой из 42 самолётов:

  • Истребители – 10;
  • Торпедоносцы – 12;
  • Вспомогательные самолёты – 20.

Предполагалось, что на крейсерской скорости 18 узлов «Граф Цеппелин» может автономно преодолеть 8 тысяч миль. Достройка корабля неоднократно приостанавливалась. В боевом составе Кригсмарине авианосец до конца военных действий так и не провёл ни одного боевого похода. Как военный трофей он достался СССР и в 1947 году был затоплен на учениях.

До сих пор не утихают споры о том, как должны были назвать второй корабль этой серии – авианосец Б. Судно было заложено в 1938 году на Deutsche Werke в Киле, но строительство продолжалось чуть больше года. В сентябре 1939 года готовый на 85 % корпус авианосца был распилен на металлолом.

Палубный тягач MD-1

Тягач MD-1 появился на палубах американских авианосцев в середине 50-х годов и быстро заменил все старые машины. Помимо задачи буксировки авиатехники, машина работала и в роли мобильного стартера: для этого на платформе в задней части машины монтировался контейнер с компрессором (газовой турбиной). Тягачи MD-1 прослужили на американских авианосцах классов Essex, Midway, Forrestal и Kitty Hawk до середины 60-х годов, когда были заменены новыми тягачами MD-3. Также эти машины эксплуатировались на авианосце Bonaventure ВМФ Канады.
Модель производства фирмы F4Models (кат. № FM7001).
Набор предлагает определенный простор для творчества: предлагаются три варианта задней части тягача, два варианта решетки радиатора и несколько вариантов размещения балласта. Исторические фотографии тягачей MD-1 на палубах подтверждают такое разнообразие. На плате фототравления — различные решетки, педали, рулевое колесо и держатели шланга компрессора. Сам шланг, однако, в набор не включен.
Я собрал два варианта тягача: с модулем компрессора и без. Сборка — практически «из коробки»; самостоятельно изготовлены шланг компрессора (проволока), мелкие скобы (также проволока) и фары (кружки фольги и прозрачный лак).
Схема окраски машины: 1950-е..60-е гг., ВМФ США.

Строительство и дизайн [ править ]

В Bogue -класса эскортных авианосцев были основаны на морской комиссии «s Тип C3 грузовых судов корпуса. Все они были названы в честь звуков . Все корабли для ВМС США и половина кораблей для Королевского флота были построены судостроительной корпорацией Сиэтл-Такома , некоторые из первых кораблей Королевского флота были произведены на кораблях Ingalls Shipbuilding в Паскагуле , штат Миссисипи, и Western Pipe. и Steel Company из Сан-Франциско , Калифорния.

Технические характеристики править

Класс Bogue вытеснил 8390 длинных тонн (8 520 т) при стандартной нагрузке и 13 980 длинных тонн (14 200 т) при полной нагрузке . Суда имели длину по ватерлинии 465 футов (142 м) при общей длине 495 футов 8 дюймов (151,08 м). Их ширина составляла 69 футов 6 дюймов (21,18 м) по ватерлинии с максимальной шириной 111 футов 6 дюймов (33,99 м). Проект был 24 фута 8 дюймов (7.52 м) , при полной нагрузке и 21 футов (6,4 м) при малой нагрузке.

Движение и мощность править

Предыдущие эскортные авианосцы класса Long Island и Charger страдали от проблем с надежностью своих дизельных двигателей, поэтому было решено, что Bogue будет использовать два водотрубных котла , построенные Foster-Wheeler , подающие пар на паровую турбину Allis-Chalmers. двигатель соединен с одним валом . Это произвело 8 500  л.с. (6300  кВт ), которые могли разогнать корабль со скоростью 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час). Они могли плыть 26 300 миль (48 700 км; 30 300 миль) со скоростью 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час).

Авиационные средства править

Посадка ВМС США Grumman TBF-1 Avenger на авианосец сопровождения Card 9 декабря 1942 года.

Авианосец сопровождения ВМС США Barnes совершал плавание в Тихом океане 1 июля 1943 года, перевозя самолеты ВВС США Lockheed P-38 Lightning и Republic P-47 Thunderbolt .

Класс Bogue мог вместить до 24 противолодочных или истребителей , которые могли быть смесью Grumman Wildcat , Vought F4U Corsair и Grumman Avenger . Точный состав высадившихся эскадрилий зависел от задачи. Некоторые эскадрильи были составными эскадрильями для защиты конвоев и были бы оснащены противолодочными и истребительными самолетами , в то время как другие эскадрильи, работающие в роли ударных авианосцев, были бы оснащены только истребителями. При использовании в паромной переправе корабли могли перевозить до 90 самолетов между летной и ангарной палубами.. Сооружения самолета состояли из небольшого комбинированного мостика — островка управления полетом в носовой части правого борта корабля. Летная палуба имела размеры 440 футов × 82 футов (134 м × 25 м), с девятью фиксирующими тросами и тремя барьерами на корме, а также с одной гидравлической катапультой на левом борту в носовой части, которая могла запускать 3,5 тонны. (3,2  т ) самолет со скоростью 61 узлов (113 км / ч; 70 миль / ч). Два лифта 6,5 тонны (5,9 т) были размещены на кабине экипажа, один на корме и один возле носа. Палуба ангара имела размеры 262 футов × 62 футов × 18 футов (79,9 м × 18,9 м × 5,5 м) и была полностью закрытой, что было больше, чем у предыдущего Лонг-Айленда.учебный класс. Подвесная палуба сохранила изгиб носа и кормы главной палубы торговых судов, на которых они были построены. Поскольку лифты располагались вблизи концов кабины экипажа, для управления самолетами на палубе ангара требовались шкивы, что было затруднительно в нормальных условиях и невозможно в бурное море. Суда также были оборудованы дерриками для подъема гидросамолетов и погрузки-разгрузки самолетов.

Вооружение править

Класс Bogue был оснащен разнообразным оружием, которое менялось на протяжении войны и от корабля к кораблю. Первые корабли были оснащены двумя орудиями калибра 5 дюймов (130 мм) / 51 для надводных целей на спонсонах по обе стороны от кормы, вскоре они были переоборудованы двумя орудиями двойного назначения 5 дюймов / 38 калибра и стандартизированы. на остальных кораблях класса. Для зенитного прикрытия они были оснащены только десятью 20-миллиметровыми (0,79 дюйма) пушками Oerlikon . Позднее он был дополнен до восьми двухрядных 40-миллиметровых (1,57 дюйма) Bofors.Зенитные орудия и дополнительные от 10 до 18 Oerlikon в одинарных или спаренных установках.

После войны 10 оставшихся эскортных авианосцев класса Bogue, оставшихся на вооружении США, были переименованы в «вертолетные эскортные авианосцы» (CVHE) в 1955 году, а пять из них были переименованы в «служебные эскортные авианосцы» (CVU) в 1958 году. , затем самолет-паром (AKV) в 1958 году и во время войны во Вьетнаме работал под управлением Военно-морской транспортной службы США (MSTS) .

Авиагруппа авианосцев «Унрю»

Состав авиагруппы авианосцев претерпевал значительно изменялся по ходу работ. По проекту предусматривалось иметь в составе авиагруппы:

  • 18 истребителей A6M5c + 2 резервных
  • 18 ударных самолетов B7A «Рюсей» + 2 резервных
  • 4 разведчика C6N1 «Саиун».

Знаете ли вы, что…

…японский лейтенант Ёсида Мицуру был на «Ямато» в момент его гибели и подробно описал

свои впечатления в мемуарах?

Однако на «Унрю» «по факту» базировались12 (+2 резервных) истребителей A6M2, 18 (+2 резервных) разведчиков D4Y1-C и 18 (+3 резервных) пикирующих бомбардировщиков D4Y1, а в ходе Филиппинской кампании — 48 истребителей A6M5, 4 разведчика и противолодочных самолета Ki-76, то есть состав авиагруппы мог изменяться в зависимости от решаемых задач.

Два самолетоподъемника имели размер 14×14 м в расчёте на машины новых типов, для приема самолетов служил 9-тросовый аэрофинишер и 3 аварийных барьера (3 троса и один барьер в носовой части полетной палубы и 6 тросов и 2 барьера в корме). Барьер тип 3 был способен задержать выполняющий аварийную посадку самолет массой до 6500 кг.

Ангарный тягач A/S32A-32A

Специализированный тягач для перемещения авиатехники в стесненных условиях ангарных палуб и самолетоподъемников поступил на корабли ВМФ США в середине 60-х. Его модернизированная версия, получившая обозначение A/S32A-32A, остается на вооружении авианосцев всех классов и универсальных десантных кораблей LHA и LHD до настоящего времени. Машина отличается маневренностью и компактностью: гидравлические захваты фиксируют носовую стойку шасси самолета или вертолета и приподнимают ее над палубой, а поворачивающееся на 360º колесо в задней части машины позволяет ей разворачиваться на месте
Модель производства фирмы F4Models (кат. № FM7004).
При ее сборке требуется аккуратность: фототравленые детали мелкие, а некоторые из них нуждаются в сгибании. Добавлены изготовленные из проволоки ось вращения гидравлических захватов и различные шланги; фары — кружки фольги и витражный лак.
Схема окраски машины: 2000-е гг., ВМФ США.

Обнаружение[ | ]

Останки затонувшего авианосца были обнаружены 14 января 2019 года экспедицией, базировавшейся на научно-исследовательском судне Petrel (экспедиция финансировалась фондом Пола Аллена и на протяжении нескольких лет занималась обнаружением и исследованием кораблей, затонувших в ходе Второй Мировой Войны на Тихоокеанском театре военных действий). Обломки, обнаруженные и исследованные при помощи автономного глубоководного аппарата, находятся на глубине в 4345 метров. Надстройки затонувшего корабля сильно повреждены, но корпус судна хорошо сохранился. Помимо обломков самого авианосца, были обнаружены и фрагменты самолётов, базировавшихся на его борту.

Авианосцы США

В 1922 году (США, г. Вашингтон) прошла конференция по морским вооружениям. Её результатом стало ограничение тоннажа линейных флотов, которое подписали полномочные представители пяти государств:

  • Соединённые Штаты Америки;
  • Британская империя;
  • Германия;
  • Французская республика;
  • Японская империя.

Американский флот стал первым, включившим в 1913 году угольный транспорт «Юпитер». Позднее он был превращён в боевой авианосец «Лэнгли» (CV-1). Как страна, имеющая морские границы на трёх океанах, США быстрее других начали использовать авианосный флот. На 7 декабря 1941 года он состоял из семи кораблей:

  • «Лексингтон» (CV-2);
  • «Саратога» (CV-3);
  • «Рейнджер» (CV-4);
  • «Йорктаун» (CV-5);
  • «Энтерпрайз» (CV-6);
  • «Уосп» (CV-7);
  • «Хорнет» (CV-8).

Авиакрыло у всех судов типа «Эссекс» было стандартным: 18 истребителей, 36 пикирующих бомбардировщиков, 18 торпедоносцев. Четыре корабля («Лексингтон», «Йорктаун», «Уосп» и «Хорнет») были потоплены японской авиацией с мая по октябрь 1942 года. Понимая, что главным морским театром военных действий с Японией будет Тихий океан, а с Германией Атлантический, американское руководство ускорило постройку новых судов: за 6 лет их было спущено на воду 26.

Авианосцы проекта 54.

Проектирование новых авианосцев началось сразу после завершения испытаний «Красного авиатора». Проект, получивший номер 54, первоначально предполагалось унифицировать по корпусу и МКО с проектируемыми одновременно с ним тяжелым крейсером проекта 55, но требуемого военными увеличения авиагруппы в стандартном водоизмещении 10000 т добиться не удалось. В итоге оно было увеличено до 15 тыс. т, но считавшееся недопустимым понижение скорости заставило перейти к трехвальной силовой установке, что в свою очередь вновь заставило увеличить водоизмещение.

Самолеты располагались в трех однояусных ангарах, соединенных между собой раздвижными воротами. Для подьема самолетов на палубу имелись два лифта.

Артиллерийское вооружение, по эскизному проекту, состояло из 4х2 152-мм и 4х2 102-мм башенных установок расположенных побортно, но вскоре 152-мм орудия были заменены на 102-мм, что в условиях сопровождения авианосцев артиллерийскими кораблями было сочтено достаточным для отражения торпедных атак. От первоначального намерения забронировать верхнюю палубу отказались, чтобы не увеличивать и так возросшее водоизмещение.

Водоизмещение: 18500 т (стандартное), 23 860 т (полное).

226,5 (по палубе 240,0)х23,0 (по палубе 33,0)х6,6 м.

Вооружение проектное: 8х2 102-мм/55, 8х4 37-мм.

Бронирование: пояс 80 мм, палуба (над цитаделью) 50 мм.

165000 л.с. 34 узла.

Первый авианосец нового проекта, получивший название «Чкалов», был заложен на Адмиралтейском заводе (Галерный островок) летом 1937 года. Спустя год на Руссуде был заложен однотипный «Рычагов», а осенью 1938, в Молотовске, «Громов».

Программа строительства новых авианосцев чуть не была сорвана, когда проект 54 подвергся резкой критике из-за недостаточной защиты ангаров от пуль штурмовой авиации, выявившейся вследствие опыта полученного во время Гражданской воны в Испании. Предлагалось прекратить их постройку и начать разработку нового, лучше бронированного проекта. Однако настойчивость Н. Г. Кузнецова, желавшего получить новые авианосцы как можно быстрее, взяла верх и строительство «пятьдесят четвертых» было, после небольшого перерыва продолжено. Решение оказалось правильным – авианосец проекта 95 «Леваневский», был заложен в Молотовске лишь в 1940 году и после начала войны разобран на стапеле.

Вследствие неготовности штатного артиллерийского вооружения, на авианосцы проекта 54, при достройке, были установлены щитовые спаренные 102-мм универсальные установки, которые после завершения изготовления башен должны были быть переданы на строящиеся сторожевые корабли, и спаренные же 37-мм автоматы.

Лучшая могила для корабля

Так бы и гнил корпус заслуженного ветерана на стоянке ВМС, если бы не программа создания искусственных рифов по всему побережью США.

В рамках этой программы с целью привлечения туристов и дайверов и реновации морской среды на небольшой глубине затапливают списанную технику: рыбацкие лодки, буксиры, танки, автомобили и прочий технически и морально устаревший хлам. Это гораздо дешевле и эффективнее, чем перерабатывать устаревшие М113 или разбирать баркасы.

С него полностью слили остатки жидкости, удалили большинство полимерных и изоляционных материалов, а также всю электропроводку. Многие дверные проёмы заварили, а для дайверов проделали несколько дополнительных точек входа в корпус корабля. За всю работу ВМС США заплатили 20 миллионов долларов.

15 мая 2006. Авианосец «Орискани» выходит в Мексиканский залив к месту затопления (фото: Википедия)

17 мая 2006 года (после пары лет согласований с экологами) авианосец отвели на 24 мили от побережья, выровняли носом строго на север, киношники включили кинокамеры, пошёл обратный отсчёт… и сапёры взорвали 230 килограммов взрывчатки С‑4.

Корабль постепенно наполнился водой и лёг на дно — ровно на киль.

Видимо, авианосец долго ждал этого момента. Вместо положенных пяти-восьми часов он утонул за 37 минут и наконец-то нашёл последнее пристанище на глубине 64 метров в тиши вод Мексиканского залива.

Палубный авиастартер NC-1A

Эта машина — специализированный палубный авиастартер, созданный на основе легкого полноприводного автомобиля Willys CJ-3A. Его задача — обеспечение внешнего электропитания для запуска двигателей палубных самолетов. Для достижения лучшей маневренности агрегат имел существенные отличия от джипа-прародителя: от исходной машины осталась только передняя часть кузова, а задняя часть представляла собой короткую плоскую платформу; привод был оставлен только на передние колеса, ставшие неповоротными; два расположенных под полом платформы задних колеса малого диаметра были управляемыми и поворачивались на 360º. Авиастартеры NC-1A использовались на всех авианосцах ВМФ США с начала 50-х и до конца 60-х годов.
При размещении этой модели на диораме следует иметь в виду, что стартеры NC-1 обеспечивали только электропитание. Электричества для запуска было достаточно только двигателям первых поколений палубных самолетов (FH-1 Phantom, FJ Fury, F2H Banshee, F9F Panther / Cougar, F3D Skyknight, F7U Cutlass). Появившиеся на палубах во второй половине 50-х F4D Skyray, A4D Skyhawk и все последующие реактивные машины требовали для запуска сжатого воздуха, что и вызвало постепенный уход со сцены машин NC-1 и переход к стартерам на базе газовых турбин.
Модель производства фирмы F4Models (кат. № FM7006).
Некоторая сложность постройки этой модели в том, что ряд деталей приходится изготавливать самостоятельно из тонкой проволоки; это — рулевая колонка, защитная скоба в передней части корпуса, каркас сиденья и провод с вилкой стартера. Фары были взяты из набора «Landing Light» фирмы Elf.
Схема окраски машины: 1950-е гг., ВМФ США.

Палубный тягач Clarktor 6

Как и упомянутый выше Willis MB, трактор модели Clarktor 6 был «призван» на службу ВМФ США в качестве палубного тягача-буксировщика в первые годы войны. На тот момент эти тракторы уже использовались для буксировки техники и грузов на аэродромах ВВС Армии США. Ко второй половине 50-х годов они были вытеснены с палуб новыми тягачами MD-1, но на береговых базах эксплуатировались до конца 60-х годов. На авиабазах ВВС такие тракторы продержались даже чуть дольше, а отдельные экземпляры, судя по имеющимся фотографиям, используются частными лицами на небольших аэродромах в США и до сего дня.
Модель — из набора «U.S.Ambulance & Tow Truck» фирмы Academy (кат. № 13403). Набор содержит детали для постройки санитарного автомобиля Dodge WC54, трактора Clarktor 6 и тележки для транспортировки бомбы. Уровень деталировки трактора и его соответствие прототипу достаточно посредственны. При постройки модели были проведены следующие доработки:

  • Нуждается в доработке сам корпус трактора. В частности, колесные ниши сделаны слишком мелкими, а крылья — слишком узкими для того, чтобы вместить двускатные задние колеса, стоявшие на прототипе (в наборе предлагаются односкатные). Ниши расширены, крылья надставлены, попутно изготовлен новый задний бампер.
  • Предлагаемые в наборе колеса даже отдаленно не похожи на колеса прототипа. Новые колеса изготовлены на основе авиационных, взятых из закромов.
  • Передний щит, играющий роль решетки радиатора: ни деталь, предлагающаяся в наборе, ни фототравленая деталь фирмы Eduard не соответствуют прототипу. Я исправлял фототравленую деталь.
  • Изготовлена заново задняя стенка моторного отсека (она же приборная панель), т.к. предлагаемая в наборе деталь имеет слишком большую толщину и неправильный профиль (кстати, фототравленую приборную панель из набора Eduard я не использовал, так как сходства с прототипом тоже не обнаружил).
  • Установлены фототравленые педали, крепление рулевой колонки, настил рабочего места водителя и рычаг стояночного тормоза (из набора Eduard).
  • Изготовлен капот двигателя, решетка в нем имитирована фототравленой сеткой (на фотографиях попадаются тракторы как с установленными капотами, так и со снятыми, так что, можно ставить, а можно и нет).
  • Установлены фары с прозрачными стеклами и отражателями из набора «Landing Light» от Elf.

Схема окраски машины: 1950-е гг., ВМФ США.

Характеристики легких авианосцев серии «Унрю»

Страна:
Япония

Тип:
Легкий авианосец

Дата выпуска:
Заложен 01.08.1942, спущен на воду 25.09.1943, вступил в строй 06.08.1944

Водоизмещение:
Полное: 22 400 тонн

Длинна:
227,4 метра

Ширина:
22 метра

Осадка:
7,8 метра

Бронирование:
см. текст

Экипаж:
1595 человек

Силовая установка:
152 000 л.с.

Дальность хода:
8 000 миль

Максимальная скорость:
34 узла

Вооружение:
12×127-мм, 51(89)x25-мм, 6x28x120-мм ПУ

Авиагруппа:
63 самолета

К началу Второй Мировой войны японское флотское командование уже оценило мощь больших авианосных соединений кораблей и пришло к выводу о необходимости серийного строительства авианосцев. В рамках «Пятой программы пополнения флота» 1940 года, среди прочего, значились сразу 6 новых авианосцев (тип «Унрю»). В качестве прототипа новой серии был выбран авианосец «Хирю», как компромисс между боевыми характеристиками судна и его стоимостью.

Заключение

Таким образом, усилиями фирм Academy, Airfix, F4Models и Fujimi в наличии имеются модели всех типов палубных тягачей ВМФ США в масштабе 1:72.
Скажем несколько слов и о моделях других типов вспомогательной палубной техники ВМФ США в этом масштабе.
Линейка специализированных палубных мобильных стартеров и электроустановок также представлена полностью: наряду с моделью стартера NC-1A от F4Models есть и модель мобильной палубной электроустановки NC-2A от фирмы Verlinden (№ 2584).
Есть и пожарные автомобили:

  • Легкий пожарный автомобиль на базе тягача MD-3 можно собрать из набора Fujimi (кат. № 35001).
  • Для постройки эксплуатировавшегося в 80-е..90-е годы специализированного пожарного автомобиля A/S32P-16 имеются наборы Fujimi кат. № 35001 и Verlinden кат. № 2543.

Модель тяжелого палубного пожарного автомобиля MB-5 из 60-х..70-х годов, похоже, пока не выпускалась никем. О доступности модели современного палубного пожарного автомобиля A/S32P-25 в масштабе 1:72 мне пока не известно.

Моделей прочей вспомогательной палубной техники ВМФ США, такой, как аварийные краны, машины для чистки палубы и погрузчики, пока в масштабе 1:72 не видно (правда, выпуск набора погрузчиков анонсирован фирмой F4Models).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: