Сторожевые корабли проекта 1135 «буревестник»

СКР для КГБ СССР

Для нужд пограничных войск КГБ СССР был разработан отдельный проект СКР. Ему определялись следующие задачи:

  • обеспечение несения дозорной службы;
  • выполнение охранных мероприятий в экономической зоне СССР;
  • борьба с контрабандой.

Разработанный проект в начале семидесятых годов стал называться 1135.1 «Нерей». Это было дальнейшее развитие проектов 1135 и 1135М. Отличия заключались в составе вооружения и наличии на корабле вертолетной площадки и места для размещения вертолета.

Предполагалось изготовить серию из 12 кораблей. Основной зоной их применения был определен Тихий океан. Головной корабль для пограничных войск построен на и принят в эксплуатацию в декабре 1983 года.

Всего по проекту 1135.1 были построены: СКР «Дзержинский»; СКР «Орел»; СКР «Анадырь»; СКР «Кедров».

Работа над пограничной серией прекращена во времена развала СССР. Из трех заложенных в это время кораблей достроен только СКР «Киров». Он был введен в эксплуатацию в апреле 1993 года и принят на вооружение ВМС Украины. Сейчас этот корабль является флагманом ВМФ этой страны под названием U130 «Гетман Сагайдачный».

Конструкции пограничных кораблей фактически не отличались от стандартного 1135. Основное отличие — ангар и площадка для вертолета Ка-27.

По мнению специалистов, пограничные корабли серии 1135.1 имели очень мощное вооружение, которым обычно не снаряжались сторожевые корабли береговой охраны. Однако это можно было объяснить тем, что при проектировании пограничных СКР неоднократно имели место инциденты в различных районах океана, где велись промыслы в интересах стран. Вследствие этого некоторые морские государства направляли туда военные корабли с целью обеспечения защиты своих рыбаков.

Стандартное вооружение проекта 1135

Типовой сторожевой корабль проекта 1135 оснащался следующим вооружением:

  • Двумя спаренными 76-мм башенными артиллерийскими установками. Размещались они на корме. Боекомплект предполагал 500 снарядов на один ствол. Их доставка проводилась из погреба, который располагался под башней. Артустановки были бронированными. Толщина брони — 5 мм. Обеспечивали темп стрельбы в 40-45 выстрелов одним стволом, который следовало потом охлаждать в течение 3 минут забортной водой. Сам ствол установки до полного выхода из строя должен был выдерживать 3000 выстрелов.
  • Двумя ЗРК малой дальности «Оса-М». Один размещался в носовой части корабля, второй — в кормовой. Они находились в специальных погребах палубы, там же размещался и боевой комплект (24 зенитные управляемые ракеты на каждый комплекс). Ракеты устанавливались в 4 барабанах, по 5 штук в каждом. Перезаряд производился за 20 секунд. Скорострельность комплекса — 2–2,8 выстрела в минуту, в зависимости от видов цели (воздушная, надводная). Комплекс обнаруживал цели на дальности 25-30 км, при этом высота обнаружения соответствовала 3,5-4 км. Минимальная высота, на которой гарантировалось поражение цели, составляла 60 м над уровнем моря.
  • Одного противоположного комплекса УРПК-4 «Метель», который располагался в носовой части СКР. Комплект составлял 4 ракеты-торпеды. При пуске торпеды она в заданной точке отделялась от ракеты и осуществляла парашютное приводнение. Потом погружалась на глубину, осуществляя поиск цели системы самонаведения. Глубина ее рассчитана на 400 м, скорость в поисковом режиме 23 узла, а при наведении на цель 40 узлов. Дальность действия 8 км.
  • Двумя реактивными бомбометами РБУ-6000 «Смерч-2». Находились в носовой части судна. Боекомплект находился в погребе, заряжание стволов осуществлялось дистанционно. Дальность работы по цели от 300 до 5800 м. Поражалась цель на глубине от 15 до 450 м. Подводная лодка гарантированно разрушалась при подрыве бомбы на расстоянии до 7 метров.
  • Двумя 533-мм торпедными аппаратами ЧТА-53-1135. Находились они по бортам корабля. Боевая часть торпеды весила 500 кг, а сама торпеда 2,1 тонны. Скорость ее была в диапазоне 40-43 узлов. Дальность 19 км, глубина 12 м. Каждая торпедная установка имела боезапас по 8 штук на один аппарат.
  • 16 минами ИГДМ-500. Для упрощения установки мины при движении корабля применялись специальные рельсы. Диапазон глубин в месте их постановки составлял от 8 до 35 м.

Также корабли проекта 1135 оснащались установками постановки помех, различными системами управления огнем, радиационными станциями и иным необходимым оборудованием.

Реализованные в проекте 1135 «Буревестник» основные ТТХ: водоизмещение СКР — стандартное 2810 тонн, полное 3200 тонн; длина судна 123 м, ширина 14,2 м; автономность плавания — 15 суток. Экипаж проекта 1135 в стандартном исчислении – 191 человек, из которых 22 офицера, 27 мичманов.

Стандартное вооружение проекта 1135

Типовой сторожевой корабль проекта 1135 оснащался следующим вооружением:

  • Двумя спаренными 76-мм башенными артиллерийскими установками. Размещались они на корме. Боекомплект предполагал 500 снарядов на один ствол. Их доставка проводилась из погреба, который располагался под башней. Артустановки были бронированными. Толщина брони — 5 мм. Обеспечивали темп стрельбы в 40-45 выстрелов одним стволом, который следовало потом охлаждать в течение 3 минут забортной водой. Сам ствол установки до полного выхода из строя должен был выдерживать 3000 выстрелов.
  • Двумя ЗРК малой дальности «Оса-М». Один размещался в носовой части корабля, второй — в кормовой. Они находились в специальных погребах палубы, там же размещался и боевой комплект (24 зенитные управляемые ракеты на каждый комплекс). Ракеты устанавливались в 4 барабанах, по 5 штук в каждом. Перезаряд производился за 20 секунд. Скорострельность комплекса — 2–2,8 выстрела в минуту, в зависимости от видов цели (воздушная, надводная). Комплекс обнаруживал цели на дальности 25-30 км, при этом высота обнаружения соответствовала 3,5-4 км. Минимальная высота, на которой гарантировалось поражение цели, составляла 60 м над уровнем моря.
  • Одного противоположного комплекса УРПК-4 «Метель», который располагался в носовой части СКР. Комплект составлял 4 ракеты-торпеды. При пуске торпеды она в заданной точке отделялась от ракеты и осуществляла парашютное приводнение. Потом погружалась на глубину, осуществляя поиск цели системы самонаведения. Глубина ее рассчитана на 400 м, скорость в поисковом режиме 23 узла, а при наведении на цель 40 узлов. Дальность действия 8 км.
  • Двумя реактивными бомбометами РБУ-6000 «Смерч-2». Находились в носовой части судна. Боекомплект находился в погребе, заряжание стволов осуществлялось дистанционно. Дальность работы по цели от 300 до 5800 м. Поражалась цель на глубине от 15 до 450 м. Подводная лодка гарантированно разрушалась при подрыве бомбы на расстоянии до 7 метров.
  • Двумя 533-мм торпедными аппаратами ЧТА-53-1135. Находились они по бортам корабля. Боевая часть торпеды весила 500 кг, а сама торпеда 2,1 тонны. Скорость ее была в диапазоне 40-43 узлов. Дальность 19 км, глубина 12 м. Каждая торпедная установка имела боезапас по 8 штук на один аппарат.
  • 16 минами ИГДМ-500. Для упрощения установки мины при движении корабля применялись специальные рельсы. Диапазон глубин в месте их постановки составлял от 8 до 35 м.

Также корабли проекта 1135 оснащались установками постановки помех, различными системами управления огнем, радиационными станциями и иным необходимым оборудованием.

Реализованные в проекте 1135 «Буревестник» основные ТТХ: водоизмещение СКР — стандартное 2810 тонн, полное 3200 тонн; длина судна 123 м, ширина 14,2 м; автономность плавания — 15 суток. Экипаж проекта 1135 в стандартном исчислении – 191 человек, из которых 22 офицера, 27 мичманов.

Нефть и газ

Сегодня наша страна чрезвычайно зависима от продажи углеводородов, доля которых в экспорте еще недавно достигала 75%. В Советском Союзе экспорт нефти и газа также приносил стране немалые валютные поступления. Например, за период с 1975-го по 1989 годы СССР заработал от продажи нефти и нефтепродуктов примерно 100 млрд. рублей.

В 1986 году произошло резкое падение мировых цен на нефть — СССР получил за экспорт нефти и нефтепродуктов лишь 5 млрд. инвалютных рублей вместо прежних 10–12 млрд. рублей в год. При этом общая сумма экспорта в стране за 1986 год составила 68,3 млрд. рублей. То есть объем продажи нефти оказался чуть выше 7% от объема всех экспортируемых товаров, в лучшие годы он достигал 15%.

Следует отметить, что экспорт советской нефти капиталистическими и социалистическими странами оплачивался по-разному. С первыми расчеты производились по текущим мировым ценам, со вторыми – по мировым ценам, действовавшим в течение 5 лет, предшествующих году поставки. Поэтому, когда цены на нефть в торговле с соцстранами в 1986 году достигли своего «потолка» – 174 рублей за тонну — оплата советской нефти капиталистическими государствами составила лишь 62 инвалютных рубля за тонну.

К концу 1980-х годов в СССР добывали 561 млн. тонн нефти, из них на заводах страны перерабатывались порядка 260 млн. тонн, на экспорт шли около 140 млн. тонн нефти и 60 млн. тонн нефтепродуктов. В СССР себестоимость добычи барреля нефти составляла около 5 долларов США, а самая низкая цена ее продажи была около 10 долларов.

Старт экспорта природного газа из СССР приходится на начало 1960-х годов, когда объемы добычи голубого топлива выросли в несколько раз. В этот период экономика европейских стран находилась в стадии подъема, что обусловило высокие темпы прироста спроса на энергию.

Покупателями советского газа стали все европейские страны-члены СЭВ, а также Югославия. В ноябре 1980 года было подписано соглашение об основных условиях поставки природного газа из СССР в ФРГ, предусматривавшее экспорт 10,5 млрд. м3 газа в год в течение 25 лет, начиная с 1984 года. Аналогичные соглашения были заключены на поставку природного газа во Францию, Италию, Австрию и Швейцарию.

СССР сумел потеснить крупнейшего поставщика газа на европейский рынок – Нидерланды. Рост продаж объемов горючего газа из СССР шел быстрыми темпами. Если в 1970 году его продавали в объеме 3,3 млрд. м3, то в 1986-м объемы продаж возросли до 79,2 млрд. м3.

В советских справочниках статистика по объемам экспорта нефти и газа обычно объединяется в категорию «топливо и электроэнергия». Данные свидетельствуют, что, к примеру, в 1986 году СССР сбыл за рубеж продукции этой категории в размере 47,3% от общего количества экспортируемых товаров (около 32 млрд. рублей при общем экспорте в 68,3 млрд. рублей).

В то же время доля доходов от продажи топлива и электроэнергии в бюджете страны, даже в самые «зависимые» годы, не превышала 10%, но чаще всего она составляла 7-8%. Так что в отличие от современных российских реалий бюджет Советского Союза был не настолько зависим от экспорта нефти и газа.

За годы советской власти на Ямале было построено несколько крупных городов населением 50-100 тысяч человек: Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым; в Ханты-Мансийском автономном округе появились Когалым, Нижневартовск, в несколько раз вырос старинный Сургут. Все это стало возможным именно за счет нефтяных и газовых доходов.

Аппарат искусственного кровообращения

Первый прототип аппарата искусственного кровообращения был создан физиологом Максималианом фон Фреем в 1885 году, однако он не был эффективен из-за того, что на тот момент не было препаратов, предотвращающих свертывание крови.

Все изменилось с открытием гепарина в 1916 году, препарата, препятствующего свертыванию крови. И уже в 1926 году советскими учеными Сергеем Брюхоненко и Сергеем Чечулиным был сконструирован первый аппарат искусственного кровообращения, названный автожектором. Аппарат был применен в экспериментах на собаках, и показал свою эффективность в обеспечении жизнедеятельности организма во время реанимации.

Несмотря на успехи, у аппарата были и огрехи, которые планомерно устранялись в новой технике. Что в СССР, что на Западе, успешные операции на людях с использованием аппаратов искусственного кровообращения начали проводить в 50-х годах. Благодаря этому изобретению была произведена революция в медицине, позволившая сохранить тысячи жизней.

АЭС

Первая в мире АЭС появилась именно в СССР, и начала свою работу в Обнинске, Калужской области, в 1954 году. Ее строительство же началось еще в 1951 году в рамках программы развития мирного атома, инициированной в 1948 году Игорем Курчатовым. Чистая мощность АЭС составляла всего 5 МВт, но нужно учитывать, что это была экспериментальная система. Интересно то, что Обнинская АЭС безаварийно прослужила 48 лет, и ее эксплуатация была завершена лишь в 2002 году.

Создание Обнинской АЭС повлияло на весь мир, ведь ученые, увидев потенциал такой энергетики, начали развивать ее в США, Великобритании, Франции и других государствах. Несмотря на знаменитые аварии в Чернобыле и на Фукусиме, АЭС остаются одними из самых безопасных и экологически чистых электростанций.

История службы

Корабли проекта 1135 оставили свой след в истории:

  • На СКР «Сторожевой» в 1975 году состоялся бунт, призывающий к новой коммунистической революции.
  • СКР «Беззаветный» в 1988 году производил навал на американский крейсер «Йорктаун», вытесняя его из территориальных вод СССР.

На 2012 год в составе ВМФ России оставались несколько кораблей проектов 1135 и 1135М. Дальнейшей эволюцией сторожевых кораблей проекта 1135 стал проект фрегатов проекта 11356 типа «Тальвар», построенных для ВМС Индии на ОАО «Балтийский завод» и ОАО «ПСЗ „Янтарь“».

На 2013 год идёт реализация программы по строительству трёх кораблей проекта 1135.7 (усовершенствованная версия экспортного 11356 для Индийских ВМС) для Черноморского флота ВС России, есть планы по строительству дополнительных двух единиц для Балтийского флота ВС России. Фрегаты проекта 11357 должны быть унифицированы с фрегатов проекта 22350 по оборудованию и основным комплексам вооружения, что сведёт различия между ними к минимуму.

СКР для КГБ СССР

Для нужд пограничных войск КГБ СССР был разработан отдельный проект СКР. Ему определялись следующие задачи:

  • обеспечение несения дозорной службы;
  • выполнение охранных мероприятий в экономической зоне СССР;
  • борьба с контрабандой.

Разработанный проект в начале семидесятых годов стал называться 1135.1 «Нерей». Это было дальнейшее развитие проектов 1135 и 1135М. Отличия заключались в составе вооружения и наличии на корабле вертолетной площадки и места для размещения вертолета.

Предполагалось изготовить серию из 12 кораблей. Основной зоной их применения был определен Тихий океан. Головной корабль для пограничных войск построен на и принят в эксплуатацию в декабре 1983 года.

Всего по проекту 1135.1 были построены: СКР «Дзержинский»; СКР «Орел»; СКР «Анадырь»; СКР «Кедров».

Работа над пограничной серией прекращена во времена развала СССР. Из трех заложенных в это время кораблей достроен только СКР «Киров». Он был введен в эксплуатацию в апреле 1993 года и принят на вооружение ВМС Украины. Сейчас этот корабль является флагманом ВМФ этой страны под названием U130 «Гетман Сагайдачный».

Конструкции пограничных кораблей фактически не отличались от стандартного 1135. Основное отличие — ангар и площадка для вертолета Ка-27.

По мнению специалистов, пограничные корабли серии 1135.1 имели очень мощное вооружение, которым обычно не снаряжались сторожевые корабли береговой охраны. Однако это можно было объяснить тем, что при проектировании пограничных СКР неоднократно имели место инциденты в различных районах океана, где велись промыслы в интересах стран. Вследствие этого некоторые морские государства направляли туда военные корабли с целью обеспечения защиты своих рыбаков.

Современная история проекта

В период 1999-2013 гг. по проекту 1135.6 для военно-морских сил Индии построено 6 фрегатов «Тальвар».

С 2010 года в интересах ВМФ РФ реализуется программа по спуску на воду обновленного проекта 1135.6 (1135.7). Это глубокая модернизация сторожевого корабля проекта 1135. При его изготовлении применяются технологии малой заметности. Оснастка осуществлена на современной элементной базе. Вооружение — передовые и чрезвычайно эффективные системы.

В настоящее время ССЗ «Янтарь» имеет заказ на строительство 6 кораблей, а именно: сторожевой корабль «Адмирал Эссен», «Адмирал Григорович», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин», адмирал «Корнилов». Первые три введены в эксплуатацию. Остальные находятся в стадии строительства и ходовых испытаний.

Из этой группы сторожевой корабль «Адмирал Эссен», базирующийся на Черном море, известен тем, что во время выполнения задач в Средиземном море неоднократно осуществлял пуски КР «Калибр» по боевикам ИГИЛ в Сирии.

История создания и конструкция

Одними из самых многочисленных океанских кораблей в советском военно-морском флоте были сторожевики проекта 1135. Этот тип фрегата был разработан ещё в 60-е годы, а с 1970 года было построено более 40 кораблей. Разумеется, командование предвидело необходимость разработки новых сторожевиков. Проект 1135 разрабатывался под уже устаревшие образцы вооружения, как правило – более тяжёлые и громоздкие чем новейшие. Не было на СКР и вертолётной площадки.

Первые варианты проекта будущего «Ястреба» прорабатывались уже в 1975 году. Шесть лет спустя постройка сторожевиков проекта 11540 была включена в очередной пятилетний план. Первоначально ожидалось, что головной корабль вступит в строй в 1986 году, но постоянная доработка проекта привела к тому, что в 1987 году удалось только приступить к закладке. Строить «Ястребы» должны были в Калининграде.

Первоначальный проект предполагал использовать в конструкции лёгкие сплавы, но анализ войны на Фолклендах привёл к отказу от такого решения.

Традиционно в советском флоте для снижения радиолокационной заметности применяли надстройки со скошенными гранями и наклонёнными поверхностями. На «Ястребах» ради максимального использования внутренних объёмов от такого решения отказались, но надстройки получили характерные изломы в виде гофра.

Силовая установка состоит из 2 маршевых газовых турбин М-70 и 2 форсажных М-90. Каждая пара турбин в нормальных условиях вращает один вал из двух, но в принципе каждый двигатель имеет возможность работать на два вала. В случае выхода из строя турбин системы корабля обеспечивают электричеством 2 дизель-генератора. Для улучшения мореходности и обитаемости «Ястребы» имеют успокоители качки и бортовые кили. При этом максимально плотная компоновка всё-таки привела к тесноте в жилых помещениях.

Аппарат Илизарова

Аппарат Илизарова — это чрескостный компрессионно-дистракционный аппарат, который применяется для соединения и сращения костных переломов. Он был разработан советским хирургом Гавриилом Илизаровым в 1952 году, и, как и предыдущее устройство, произвел революцию в медицине. Главная функция аппарата — спасение конечностей в случаях сложных травм. До его изобретения нередко приходилось ампутировать конечность или как минимум оставлять в неработающем состоянии.

Также аппарат Илизарова используется для удлинения костей, мышц и сухожилий ног, что позволяет после операций по удалению части тканей конечностей восстановить их функциональность.

Характеристики систем корабля

Средства обнаружения. РЛС «Пал-Н» обеспечивает обнаружение надводных целей в интересах навигации. Другая РЛС – «Фуркэ-2» отвечает за обнаружение и распознавание воздушных целей. Дальность ее обнаружения – до 150 км. РЛС «Монумент-А» обеспечивает целеуказание и наведение противокорабельных ракет на цель.

Ударные средства. Комплекс «Уран», оснащенный восемью противокорабельными ракетами Х-35, способен уничтожать надводные корабли водоизмещением до 5 тыс. тонн на дальности до 20 км.

ЗРК «Редут» – корабельный вариант сухопутного ЗРК С-350 «Витязь», оснащенный 12 ЗУР 9М96М с максимальной дальностью поражения 150 км. В его составе также РЛС «Полимент», способная обеспечить обстрел до 16 целей, включая скоростные, летящие со скоростью до 1000 м/сек. ПЗРК обеспечивает защиту корвета от низколетящих целей.

Систему вооружения корвета прекрасно дополняет уникальная 100-мм артустановка А-190. Она поражает цели на дальности до 21 км с темпом стрельбы 80 выстрелов в минуту. А-190 «всеядна». Она может поражать морские, наземные и воздушные цели, включая летящие на высоте 15000 м.

Шестиствольную 30-мм автоматическую артустановку АК-630 вряд ли можно отнести к новинкам. Она была создана в далеком 1964 году и принята на вооружение в 1976 году. Тем не менее, несмотря на столь почтенный возраст, до сих пор способна уничтожать воздушные цели на дальности до 4 км, и морские – до 5 км.

От подводных лодок и торпед корветы защищены комплексом «Пакет-НК», в состав которого входят 2 торпедных аппарата и боекомплект из восьми торпед. На борту корвета имеется палубный ангар для противолодочного вертолета Ка-27ПЛ.

Мозг корвета – боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Сигма-20380». Она помогает вести боевое управление одним или несколькими кораблями, действующими в составе тактического соединения.

В планах Министерства обороны – серия из 24 корветов типа «Стерегущий». Всего с 2008 года российский ВПК изготовил для ВМФ шесть корветов, несущих службу на Балтийском и Тихоокеанском флотах: «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий» (все на БФ), «Совершенный» и «Громкий» (на ТОФ).

Ожидается, что один-два корвета возможно будут построены в текущем году, причем 7-й в серии, уже спущенный на воду корвет «Ретивый», после достройки и испытаний отправится на Черноморский флот. Корвет «Строгий» также спущен на воду и находится на этапе достройки на плаву.

Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» проходит подготовку к швартовым испытаниям. Еще один боевой корабль – «Резкий» строится. В настоящее время уже готов его корпус. Стоит отметить, что эти суда строятся на Амурском ССЗ.

Прочие товары

Доля других товаров, шедших на экспорт в последнее десятилетие СССР, заметно уступает двум предыдущим категориям. Так, удельный вес сегмента «руды и концентраты, металлы и изделия из них» колебался в районе 8–9%, объем химической продукции, удобрений и каучука не превышал 3,5%, доля промышленных товаров народного потребления опустилась до 2,4%, а продовольственных и вовсе была ниже 2%.

Теме не менее нельзя обойти вниманием целый ряд промышленных товаров народного потребления, за которые не выручались огромные суммы, но они пользовалась стабильным спросом у зарубежных покупателей. Один из них – фотоаппарат «Зенит». «В фотографической области советские конструкторы проявили не меньше смелости и оригинальности, чем в области межконтинентальных баллистических ракет», — писал в 1959 году американский журнал Popular Photography

Один из них – фотоаппарат «Зенит». «В фотографической области советские конструкторы проявили не меньше смелости и оригинальности, чем в области межконтинентальных баллистических ракет», — писал в 1959 году американский журнал Popular Photography.

К 1980-м в СССР выпускались около 4 млн. фотоаппаратов в год, и около четверти этого объема шло на экспорт. Однако к моменту распада СССР качество сборки снизилось, а модельный ряд отстал от передовых образцов, что свело экспортные поставки «Зенита» на нет.

В 1991 году часы «Полет» получили золотой приз по качеству в Мадриде. «За период 1980-х – начало 1990-х годов экспорт советских часов достиг 220 млн. штук», — отмечалось в тематической статье книги «Достижения в СССР. Хроники цивилизации». Это неудивительно, так как по соотношению «цена-качество» у советских наручных часов в мире не было конкурентов.

На хорошем счету были и гражданские радиоэлектронные товары. Советские заводы делали десятки моделей радиоприемников и калькуляторов, в том числе рекордно маленьких размеров. Например, приемник с говорящим названием «Микро» с габаритами 43×30×20 мм произвел настоящую сенсацию на съезде радиоинженеров в США.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: