Большие противолодочные корабли проекта 61

Модернизации

Модернизации корабля начались ещё в ходе строительства. С 1966 г. одна из двух РЛС «Ангара» была заменена на РЛС «Кливер».

  • В 1971—1977 гг. несколько кораблей («Огневой», «Славный», «Стройный», «Смышлёный» и «Смелый») прошли модернизацию по проекту 61МП, во время которой были установлены 4 пусковых установки противокорабельных ракет П-15, новая ГАС «Платина» с подкильной и буксируемой антеннами, а бомбомёты РБУ-1000 были заменены четырьмя 30-мм шестиствольными зенитными автоматами «Вымпел». Была также повышена автономность плавания до 30 суток. Последний корабль серии («Сдержанный») сразу достраивался в соответствии с модернизированным проектом 61М. Водоизмещение модернизированных кораблей (стандартное/полное) увеличилось до 4000/4975 т.
  • В 1975 г. БПК «Проворный» был модернизирован по проекту 61Э, в соответствии с которым демонтированы оба ЗРК «Волна», а на корме установлен многоканальный ЗРК нового поколения М-22 «Штиль» в целях испытания последнего. Кроме того, обзорная РЛС МР-500 заменена на «Фрегат-М». По окончании испытаний в 1978 г. планировалось установить в носовой части корабля ещё два ЗРК «Штиль», а затем аналогичным образом модернизировать 4 корабля серии, однако эти планы не были реализованы. Водоизмещение модернизированного корабля увеличилось до 3810/4750 т. ЗРК «Штиль» впоследствии был установлен на эсминцах проекта 956.
  • В 1976—1987 гг. по проекту 61МЭ были построены 5 кораблей для ВМС Индии. В процессе модернизации вместо кормовой 76-мм артустановки и СУ «Турель» был размещён полуутопленный вертолётный ангар, а вместо кормовых пусковых установок ПКРК П-15 в носовой части корабля были смонтированы 4 ПУ для ракет П-20. Предполагалось также заменить носовую 76-мм артустановку АК-726, на 100-мм АК-100, но по ряду причин эти планы не были реализованы. Водоизмещение корабля составило 4025/4905 т. Корабли проекта 61МЭ были первыми крупными боевыми кораблями, построенными для зарубежного заказчика.
  • В 1990 г. БПК «Способный» был преобразован в опытовый корабль для испытания новых буксируемых ГАС. Модернизация не была доведена до конца, и в 1993 г. корабль был выведен из состава флота.
  • Последняя крупная модернизация по проекту 01090 была проведена в 1990—1995 на СКР «Сметливый». Вместо кормовой артиллерийской установки и вертолётной площадки был установлен комплекс неакустического обнаружения подводных лодок МНК-300 с 300-метровой буксируемой антенной, воспринимающей тепловой, радиационный и шумовой сигнал подводной лодки. Дополнительно на месте бомбомётов РБУ-1000 были установлены две 4-контейнерные пусковые установки противокорабельных ракет Х-35 «Уран» (близкий аналог американских ракет «Гарпун»), в районе ходовой рубки размещены постановщики помех ПК-10 и ПК-16, добавлено несколько новых РЛС и система управления ПКРК. Полное водоизмещение корабля достигло 4700 т.
  • Три корабля, находящихся в составе ВМФ Индии («Ранджит», «Ранвир» и «Ранвиджай»), в настоящее время модернизируются под сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Брамос» совместной российско-индийской разработки (установка вертикального пуска на 16 ракет на месте кормового ЗРК «Волна»). Одновременно установки РБУ-1000 заменяются на израильский ЗРК самообороны «Барак» (4 УВП по 8 ракет каждая).
  • Проекты модернизации 61К (1961 г.), 61-бис (1964 г.) и 61А (1965 г.) не были реализованы.

Военный представитель завода Имени Шестидесяти Одного Коммунара, г. Николаев, капитан 1 ранга Драгунов Генрих Васильевич, внёс неоценимый вклад в проектирование и приём зенитно-ракетных комплексов «Волна», а также в ряд ещё нескольких основных боевых комплексов проекта 61, и его модернизаций.

БПК пр.1134Б «Керчь»

БПК «Керчь» был включен в состав кораблей ВМФ СССР 25 декабря 1969 года, заложен 30 апреля 1971 года (заводский номер С-2003), и спущен на воду 21 июля 1972 года. Военно-Морской флаг поднят 25 декабря 1974 года и этот день объявлен общекорабельным праздником, в этот же день БПК включен в состав 70 БрПК ЗОДиПК КЧФ.

В 1976 г. в первой боевой службе БПК обозначал военное присутствие СССР в восточном Средиземноморье во время агрессии Израиля против Ливана, после возвращения в Севастополь, с 1 декабря 1977 года по 28 июня 1978 года и с 3 мая по 15 октября 1979 года, снова боевая служба в Средиземном море.

16 октября 1981 года заместитель МО СССР Маршал Советского Союза К. С. Москаленко на борту «Керчи» совершил выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя. В 1982 г. учавствовал в учениях «Щит-82», с 3 по 20 сентября 1983 года — в учениях КЧФ в районе Керченского пролива под флагом Главкома ВМФ СССР, с 12 по 21 марта 1984 года БПК «Керчь» участвовал в учениях «Союз-84», а с 9 по 1 августа 1984 года осуществил официальный визит в порт Варна (Болгария).

После этого визита с кораблем произошел чрезвычайно серьезный инцидент. Один из мичманов, перед выходом в обратный путь, провернул главные механизмы, не проверив наличие масла, в результате главная энергетическая установка корабля была выведена из строя. Последовал длительный ремонт на «Севморзаводе», однако, это по большому счету, корабль спасло в 1990-ые, ведь неспокойную для страны пору он встретил относительно «свежим». Из-за ремонта и модернизации, включавшей замену турбины, установку новых УРК-5 «Раструб» и УЗРК «Шторм-Н», а также новейшую станцию РЛС «Подберезовик», БПК «Керчь» вышел в плавание только в 1988 г.

С 23 июня по 2 июля 1989 года состоялся официальный визит корабля в порт Стамбул, а с 11 по 15 августа 1989 года — официальный визит в Варну.

С 25 мая по 25 октября 1991 г. БПК «Керчь» ходил в последнюю боевую службу под флагом СССР, а затем, 4 по 16 февраля 1992 г. был флагманом Средиземноморской эскадры и участвовал в совместных учениях с кораблями 6-го флота США.

1 марта 1993 г. при выполнении швартовки корабль врезался в бетонную стенку причала кормой и встал на ремонт. Тем не менее в том же году успел ещё раз сходить в боевую службу и даже завоевать Приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке.

БПК «Керчь» в Черном море

В 1994 г. БПК «Керчь» обеспечивал безопасность во время визита Президента РФ Б.Н.Ельцина в Грецию, с 18 по 22 августа 1996 г. заходил с визитом в Варну, а в ноябре 1998 г. (под флагом заместителя командующего ЧФ контр- адмирала А.В.Ковшаря), с официальным визитом во Францию (Канны) и Италию (Мессина).

В 2005 г. корабль прошел текущий ремонт на Новороссийском судоремонтном заводе, в процессе которого был заменен один из турбо­генераторов, устранено биение левой валолинии, выполнен ряд корпус­ных работ, отремонтирована донно-забортная арматура.

В 2006 БПК прошел докование в Севастополе на «Севморзаводе». Там же был выполнен ремонт РЛС МР-700 «Подберезовик».

За время нахождения в составе сил постоянной готовности кораблем пройдено более 180 000 миль. В 1978 году БПК «Керчь» был награжден призом ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке, а в 1979 году отмечен вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». В 1980 году корабль награжден переходящим Красным знаменем Военного совета КЧФ, в 1993 г. взял приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке.

Носил бортовые номера: 524 (1974 г.), 529 (1975-76 гг.), 534 (1977 г.), 703 (1978 и 1985 гг.), (1979-80 гг.), 539 (1986 г.), 708 (1987-89 гг.), 717 (1989 г.), 711 (1990 г.), 713 (2000 г.).

В разное время кораблем командовали:

  • капитан 3 (2) ранга Ю.Г.Гусев
  • капитан 3 (2) ранга В.Гришанов (1979 г.)
  • капитан 2 ранга Нягу (1981 г.)
  • капитан 3 (2) ранга А.В.Ковшарь (05.1982- 1984 гг.)
  • капитан 2 ранга Е.В.Орлов (1984-86 гг.)
  • врио — капитан 3 ранга К.Клепиков (1986 г.)
  • капитан 2 ранга Г.Шевченко (1986-87 гг.)
  • капитан 2 ранга А.И.Павлов (1987-89 гг.)
  • капитан 2 ранга Авраменко (04.1993 г.)
  • капитан 2 ранга А.Е.Демиденко
  • капитан 2 ранга С.Б.Зинченко (1997 г.)
  • капитан 2 (1) ранга О.Игнасюк
  • капитан 1 ранга О.Пешкуров (с конца декабря 2006 г.).

Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Азов»

Комсомолец Украины — большой противолодочный корабль

«Комсомо́лец Украи́ны»

— первый большой противолодочный корабль Черноморского флота СССР, построенный по проекту 61. Назван в честь 40-летия шефства ВЛКСМ над флотом.

15 сентября 1959 года — закладка на стапеле завода № 445 имени 61 коммунара.

10 ноября 1959 года — головной корабль проекта 61 зачислили в списки ВМФ СССР как сторожевой корабль ПВО-ПЛО с тактическим номером СКР-25.

31 декабря 1960 года в 13.00 корпус корабля спустили на воду.

27 декабря 1961 года над СКР-25 впервые был поднят Военно-морской флаг СССР.

23 ноября 1964 года корабль был официально включен в состав Краснознаменского ЧФ.

19 февраля 1966 года награждён Призом ВМФ СССР и грамотой Главкома ВМФ СССР.

С 5 по 30 июня 1967 года выполняет боевые задачи по оказанию помощи вооруженным силам Египта (в период арабо-израильского конфликта), в составе 5-й эскадры ВМФ СССР 1970 года (апрель — май) «Комсомолец Украины» участвует в маневрах «Океан» и посещает с официальным визитом Алжир (8 — 13 май).

Дополнительно для ВМС Индии был специально разработан проект 61МЭ (главный конструктор А.А.Шишкин), и по нему заказано пять кораблей.

 ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Большие противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины» (проект 61) в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Они разительно отличались от своих предшественников по составу вооружения, архитектуре, ходовым и маневренным качествам. Но, самое главное — это были первые в мире серийные боевые корабли с газотурбинной энергетической установкой. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили «поющими фрегатами».
Все корабли этого типа интенсивно эксплуатировались на всех четырех флотах ВМФ СССР, продемонстрировав высокую надежность своих энергетических установок и прекрасные мореходные качества. Один из них — «Отважный» — погиб от взрыва ракетного погреба и последующего пожара. «Смелый» в 1987 году передали польским ВМС. Остальные 18 «поющие фрегатов» честно служили Родине и постепенно выводились из состава флотов в резерв.

Корпус

Корпус корабля сварной из стали СХЛ-4 (10ХСНД), гладкопалубный, с характерным подъёмом верхней палубы к носовой части и наклонным форштевнем. Для обеспечения высокой скорости хода он имел очень острые обводы (отношение длины к ширине составило 9,5). Главные водонепроницаемые переборки разделяли корпус на 15 отсеков. Двойное дно занимало около 80 % длины корабля.

Ряд особенностей имело общее расположение. С расчётом на возможное применение противником средств массового поражения, на корабле были обеспечены возможности для ведения боевых действий без присутствия личного состава на верхней палубе и мостиках, а также другие меры для повышения живучести: сквозной коридор в надстройке для закрытого прохода к боевым постам, газонепроницаемые тамбуры, отсутствие иллюминаторов в кубриках. Главный командный пост (ГКП) впервые в отечественной практике располагался на нижней палубе отдельно от ходового поста и оснащался всеми необходимыми средствами для контроля обстановки, управления кораблём и применения всех видов оружия.

Корабль имел развитую по длине 90-метровую надстройку с двумя мачтами, двумя основаниями под антенные посты системы управления «Ятаган» и двумя двойными дымовыми трубами. Исключительно большой размер труб снижал температуру отработанных газов, уменьшая тепловую заметность корабля, а также позволял производить замену двигательной установки через расположенные в них люки. Для снижения водоизмещения и улучшения остойчивости, надстройка, мачты и трубы были изготовлены из алюминиево-магниевых сплавов. Из стали изготавливались только районы расположения мачт, пусковых установок, антенных постов, а также ходовой пост.

Представители проекта

Наименование Верфь Заложен В строю Флот Состояние
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 СФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 СФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 СФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 СФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В строю Модернизирован 2021 году и переклассифицирован во фрегат. Получил УКСК под 16 ракет «Калибр», «Оникс» и 8 ПКР «Уран».
Североморск 619 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 115 12.06.1984 24.12.1985 30.12.1987 СФ В строю До 27.12.1995 — «Симферополь»
Адмирал Виноградов 572 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 116 05.02.1986 04.06.1987 30.12.1988 ТОФ В строю Возможно в 2021 году встанет на ремонт и модернизацию под РК «Калибр», «Оникс», «Уран», станет фрегатом.
Адмирал Харламов 678 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 117 07.08.1986 29.06.1988 30.12.1989 СФ Списан Выведен из состава флота в 2020 году, готовится к утилизации
Адмирал Пантелеев 548 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 118 28.01.1988 07.02.1990 19.12.1991 ТОФ В строю

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

Состав серии

Корабли проекта 61 строились с по 1973 год в Николаеве на судостроительном заводе им. 61 коммунара (верфь № 445) и в Ленинграде на судостроительном заводе им. А. А. Жданова (верфь 190).

Название Верфь Зав. № Заложен Спущен Зачислен В строю Исключен Списан Флот
1. Комсомолец Украины (СКР-25) ССЗ им. 61 коммунара 1701 15.09.1959 31.12.1960 10.11.1959 31.12.1962 24.06.1991 31.12.1992 ЧФ
2. Сообразительный (СКР-44) ССЗ им. 61 коммунара 1702 20.07.1960 04.11.1961 25.09.1961 26.12.1963 03.02.1992 23.10.1992 ЧФ, СФ
3. Проворный (СКР-37) ССЗ им. 61 коммунара 1703 10.02.1961 21.04.1962 23.03.1962 25.12.1964 21.08.1990 31.12.1990 ЧФ
4. Огневой (СКР-31) ССЗ им. А. А. Жданова 751 05.05.1962 31.05.1963 27.08.1962 31.12.1964 25.04.1989 01.10.1989 БФ, СФ
5. Образцовый (СКР-2) ССЗ им. А. А. Жданова 752 29.07.1962 23.02.1964 29.01.1964 29.09.1965 30.06.1993 01.02.1994 БФ
6. Одарённый ССЗ им. А. А. Жданова 753 22.01.1963 11.09.1964 12.08.1964 30.12.1965 19.04.1990 31.08.1990 СФ, ТОФ
7. Отважный (Орел) ССЗ им. 61 коммунара 1704 10.08.1963 17.10.1964 03.07.1963 31.12.1965 30.08.1974† 12.11.1974 ЧФ
8. Славный ССЗ им. А. А. Жданова 754 26.01.1964 24.04.1965 09.07.1964 30.09.1966 24.06.1991 31.12.1991 БФ
9. Стройный ССЗ им. 61 коммунара 1705 20.03.1964 28.07.1965 24.05.1965 15.12.1966 12.04.1990 31.01.1991 СФ
10. Стерегущий ССЗ им. А. А. Жданова 755 26.07.1964 20.02.1966 09.07.1964 21.12.1966 30.06.1993 13.02.1994 ТОФ
11. Красный Кавказ ССЗ им. 61 коммунара 1706 25.11.1964 09.02.1966 25.11.1964 25.09.1967 01.05.1998 10.05.1998 ЧФ
12. Решительный ССЗ им. 61 коммунара 1707 25.06.1965 30.06.1966 21.01.1967 30.12.1967 08.07.1996 01.01.1997 ЧФ
13. Смышлёный ССЗ им. 61 коммунара 1708 15.08.1965 22.10.1966 01.07.1967 27.09.1968 22.02.1993 30.06.1993 СФ
14. Строгий ССЗ им. 61 коммунара 1709 22.02.1966 29.04.1967 12.01.1968 24.12.1968 30.06.1993 11.02.1994 ТОФ
15. Сметливый ССЗ им. 61 коммунара 1710 15.07.1966 26.08.1967 15.06.1968 25.09.1969 27.08.2020 ЧФ
16. Смелый  (польск.) (рус. ССЗ им. 61 коммунара 1711 15.11.1966 06.02.1968 20.12.1968 27.12.1969 09.01.1988 15.01.1993 ЧФ, БФ
17. Красный Крым ССЗ им. 61 коммунара 1712 23.02.1968 28.02.1969 09.02.1970 15.10.1970 24.06.1993 11.02.1994 ЧФ
18. Способный  (англ.) (рус. ССЗ им. 61 коммунара 1713 10.03.1969 11.04.1970 25.04.1970 25.09.1971 06.01.1993 20.11.1993 ТОФ
19. Скорый ССЗ им. 61 коммунара 1714 20.04.1970 26.02.1971 20.10.1970 23.09.1972 22.11.1997 10.05.1998 ЧФ
20. Сдержанный ССЗ им. 61 коммунара 1715 10.03.1971 25.02.1972 20.10.1970 30.12.1973 03.05.2001 27.10.2001 ЧФ

БПК «Смелый» был передан в аренду и в дальнейшем продан Польской Народной Республике. В колонке «Списан» указана дата окончательной продажи корабля ВМС Польши, где он был списан 5.12.2003.

Корабли проекта 61-МЭ, построенные для ВМС Индии, временно зачислялись в состав ВМФ СССР. Состав серии приведён в описании проекта. По состоянию на 2021 год 3 из 5 кораблей проекта 61-МЭ находятся в строю.

Первая версия

Доработанный проект с учетом замечаний коллег

Корабль вместо несуществовавшего ЗРК «Штиль-1» получил оружие 1989 и 1999 года — ЗРК «Кинжал» (по 4 барабана на 8 ракет в носу и корме). КОрмовые барабаны интегрированы в ангар, как в проекте  12441

3 переоборудованных корабля приобрела Индия, по 2 единицы Северная Корея, Вьетнам и Сирия, а 1 единицу в 1997 году заказала Югославия.

Поставку корабля Югославии осуществили в в счет неурегулированного долга СССР перед распавшейся СФРЮ  — Большая часть долга СССР Югославии, составляющего 1,291 млрд клиринговых долларов (курс пересчета в доллары США — 1:0,625), образовалась в результате падения цен на нефть, поставлявшуюся СССР в 1988-1990 годах в обмен на товары и промышленное оборудование

Денежные поступления за остальные 9 кораблей позволили поддержать судоремонтную и судостроительную промышленность России и Украины (что в те годы было очень важным), сохранить рабочие места и, что не менее важно, вырученных за счет продажи 9 реконструированных кораблей средств хватило, чтобы переоборудовать 7 кораблей для нужд ВМФ РФ. В 2008-2012 годах они были довооружены современными постановщиками пассивных помех, а также   новыми средствами навигации и связи

Один корабль в связи с его плачевным техническим состоянием разрезали на металл.

Примечания

На кораблях проектов 61М и 61МП

Sims P., Bosworth M., Cable C., Fireman H. Historical Review of Cruiser Characteristics, Roles and Missions. — Washington D.C.: SFAC Report Nо. 9030-04-C1, March 2005.

↑ Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. Том III. Противолодочные корабли. Часть I. Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли. — СПб: «Галерея Принт», 2005. — 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0094-5.

↑ Заболоцкий В. П., Костриченко В. В. Гончие океанов. История кораблей проекта 61. — М.: Военная книга, 2005. — 192 с. — ISBN 5–902863–03–1.


Никольский В. И. Большие противолодочные корабли проекта 61. // Судостроение. — 1995. — № 8–9.

История отечественного судостроения. В пяти томах. Т. 5: Судостроение в послевоенный период (1946–1991 гг.). — СПб.: Судостроение, 1996. — Т. 5. — 544 с. — ISBN 5–7355–0540–8.


Каржавин Б. А

Гибель «Отважного». — СПб.: Корвет, 1994. — 368 с. — ISBN 5-88100-005-6.

Бережной С. С

Советский ВМФ 1945–1995. Крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы. — Серия «Морская коллекция», 1995, №1. — 32 с.

Костриченко В. В., Простокишин А. А. «Поющие фрегаты». Большие противолодочные корабли проекта 61. — Серия «Морская коллекция», 1991, № 1. — 32 с.

Двухбалочная Mk-11 стреляла каждые 36 секунд, однобалочная Mk-13 — каждые 8 секунд.

Хотя формально 533-мм торпеды проекта 61 тоже доставали на дистанцию 15-20 километров, на практике из-за большого времени хода торпеды, на таком расстоянии они были малоэффективны против быстроходных субмарин.

Особенности конструкции

Между кораблями проектов 1155 и 1155.1 имеются довольно значительные различия, которые затрагивают как их конструкцию, так и состав комплекса вооружения. По этой причине их приходится описывать отдельно друг от друга.

«Адмирал Чабаненко», единственный большой противолодочный корабль проекта 1155.1

БПК проекта 1155

Корпус кораблей, построенных по проекту 1155, изготавливался из стали. Его форма во многом была определена особенностями обтекателя гидроакустического комплекса «Полином». Так, расположенные в носовой части корабля шпангоуты имеют увеличенный развал. Две трети всей длины корпуса составляют полубак.

В средней и кормовой частях корабля расположены три группы надстроек. Сделаны они из сплавов на основе алюминия и магния, что позволило в значительной мере снизить массу конструкции.  Дно корабля – двойное, внутренняя полость используется в качестве основной топливной ёмкости. Ангары для вертолетов размещены в кормовой надстройке.

На борту имеется стационарная противопожарная система, тушение огня выполняется при помощи пены. Кроме того, распространению пламени должны помешать и переборки, сделанные из огнеупорных материалов и разделяющие внутренние помещения.

Корабль оборудован специальной системой, в три раза уменьшающей амплитуду колебаний при сильной бортовой качке. Это намного облегчает работу экипажа и увеличивает устойчивость.

Корабль приводится в движение двумя винтами фиксированного шага (ВФШ). Каждый из них подключен к собственной энергетической установке М9. В её состав входят два газотурбинных двигателя, маршевый и форсажный. Мощности их составляют, соответственно, 9000 и 22 500 лошадиных сил. Таким образом, вся силовая установка позволяет развить до 63 тысяч л.с.

БПК проекта 1155 на полном ходу с включенными форсажными двигателями

Предполагается, что при следовании обычным экономическим ходом используются маршевые газотурбинные двигатели. При необходимости быстрого разгона включаются форсажные моторы, что приводит к стремительному наращиванию общей мощности. Такой подход обеспечивает кораблю высокую подвижность и в то же время позволяет экономить горючее.

Матросы, входящие в состав экипажа БПК, размещаются в кубриках на 12 или 14 мест. Для мичманов предусмотрены двух- и четырёхместные каюты, а для офицеров – одно- и двухместные. На борту корабля, кроме того, есть лазарет, спортивные залы и комнаты отдыха.

БПК проекта 1155.1

Конструкция корпуса больших противолодочных кораблей проекта 1155.1 в основном повторяет 1155, однако водоизмещение корабля значительно выросло. Кроме того, изменилась носовая часть. Это связано как с установкой нового гидроакустического комплекса «Звезда-2», так и с заменой двух артиллерийских установок АК-100 на одну АК-130.

Кроме того, установлены новые форсажные газотурбинные двигатели, развивающие по 25 250 лошадиных сил. Общая мощность силовой установки доведена до 68 500 л.с.

БПК «Адмирал Чабаненко» ведет огонь из установки АК-130

Общие сведения

Построенная в СССР в 1970-1980-х годах, серия из пяти индийских эсминцев типа «Раджпут» всё ещё остаётся в строю. Выдающиеся характеристики положенного в их основу советского проекта 61М, а также бережное отношение новых хозяев обеспечили им продолжительную активную службу. Также следует отметить, что своевременные модернизации позволяют поддерживать боевые возможности этих кораблей на должном уровне. Высокая оценка, данная в Индии этому проекту, выразилась также в том, что именно на его основе при помощи советских специалистов были спроектированы эсминцы типа «Дели», строившиеся уже на индийских верфях.

Предыстория

Конец 1950-х и 1960-е гг. — это эпоха больших перемен в истории военно-морского флота, эпоха новых возможностей и новых вооружений. В первую очередь это было связано с появлением ядерных ракет морского базирования, которые превратили подводные лодки в стратегическое оружие. Появление же на подводных лодках ядерных силовых установок многократно увеличило их автомномность, дальность плавания, подводную скорость и как следствие — серьёзность создаваемой ими угрозы.

Вторая серьёзная угроза на море — новые скоростные реактивные самолёты и крылатые ракеты, которые сделали традиционные артиллерийские зенитные комплексы практически бесполезными при массированной атаке с воздуха.

В качестве противодействия новым угрозам началась активная разработка нового ракетного оружия, предназначенного для уничтожения подводных лодок и скоростных воздушных целей. Вначале ракетные комплексы ПВО и ПЛО устанавливались на переоборудованных артиллерийских крейсерах времён Второй мировой войны, однако к началу 1960-х гг. назрела необходимость в ракетных кораблях специальной постройки. В США в зависимости от специализации эти корабли получили название эскортных эсминцев или ракетных лидеров, в СССР за этими кораблями закрепилось название «большой противолодочный корабль».

Важной особенностью этого периода развития морских вооружений была небольшая дальность (сотни километров) ядерных ракет морского базирования, что вынуждало подводные лодки вплотную приближаться к морским границам противника. Таким образом, противолодочные заслоны вблизи собственных границ до появления ядерных ракет большой дальности являлись важным фактором стратегического сдерживания

Кроме того, противолодочные корабли должны были обеспечить боевую устойчивость своих подводных лодок, развёрнутых у побережья противника.

В СССР необходимость создания специализированных ракетных противолодочных кораблей была осознана в конце 1950-х гг, когда выяснилось, что наш флот не обладает адекватными мерами противодействия современным американским штурмовикам и атомным подводным лодкам. Было решено создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проект 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — небольшими ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стал корабль проекта 61.

Вооружение кораблей

Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.

БПК проекта 1155

На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.

Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.

Схема применения комплекса «Раструб-Б»

При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.

На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.

Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.

Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.

Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке

Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.

Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.

БПК проекта 1155.1

«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.

Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.

Противокорабельная крылатая ракета «Москит»

Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:

  1. Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
  2. Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
  3. Автоматы АК-630 демонтированы;
  4. Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
  5. Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.

ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.

Заключение.

Даже по сегодняшним меркам, эти устаревшие противолодочные корабли производят впечатления и представляют реальную опасность подводным лодкам противника. Они вполне способны выполнять свои противолодочные функции.

Да их начинка серьезно устарела, один только ГАС «Полином» имеет вес около 800 тонн и имеет максимальную дальность обнаружения 50 км. И корпус так же не соответствует современным тенденциям к снижению радиолокационной заметности.

Но нашему флоту не хватает кораблей первого ранга, и модернизация вполне удачных кораблей проекта 1155, может положительно сказаться на укреплении нашего флота.

Надеюсь все корабли этой серии пройдут такую (или более продвинутую) модернизацию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: