Переделка бпк проекта 1155 в полноценные эсминцы

История строительства

Строительство

Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики — М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов. Начальником группы технического сопровождения ЦКБ-53 был В. Б. Иродов.

Технология постройки кораблей проекта 1134 повторяла технологию постройки кораблей проекта 58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки. Расчётная стоимость головного корабля составила около 32 млн рублей, третьего — около 26 млн рублей.

Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге заказчик — флот — ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля, получивший обозначение как БПК проекта 1134-А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР..

История постройки и службы крейсеров проекта 1134
Наименование заводской номер Зачислен в списки Заложен Спущен на воду Введён в строй Флот Исключён
«Адмирал Зозуля» С-791 26.07.1964 17.10.1965 05.10.1967 08.10.1967 СФ, с 9.10.1986 БФ 05.07.1994
«Владивосток» С-792 24.12.1964 1.08.1966 1.08.1968 01.08.1969 СФ, с 10.02.1970 ТОФ 01.01.1991
«Вице-адмирал Дрозд» С-793 16.06.1965 26.10.1965 18.11.1966 27.12.1968 БФ, с 8.04.1975 СФ 01.07.1990
«Севастополь» С-794 8.06.1966 28.04.1967 25.09.1969 25.09.1969 БФ,с 11.02.1980 ТОФ 15.12.1989

Испытания

Испытания головного корабля серии — «Адмирала Зозули» были начаты в Балтийском море в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.

Модернизация БПК «Маршал Шапошников»

С 11.02.2016 г. БПК «Маршал Шапошников» находится на модернизации в ОАО «Центр судоремонта Дальзавод» (Владивосток). Согласно опубликованному плану закупок «Дальзавода» на 2017 год, для модернизации корабля проекта 1155 закуплено:

  • поз. 601-ЕП: УВПУ 3С-14-1155, 2 шт., поставщик — АО «КБСМ», г. Санкт-Петербург (пусковые установки комплекса «Калибр»);
  • поз. 570-ЕП: Изделие 3Р-14Н-1155, 1 шт., поставщик — АО “Концерн «Моринсис-Агат», г. Москва (система управления стрельбой комплекса «Калибр»);
  • поз. 432-ЗЦ: АПК ИПЭ-1155 (аппаратно-программный комплекс информационной поддержки эксплуатации);
  • поз. 431-ЗЦ: СИП БЖ 1155—114 (система информационной поддержки борьбы за живучесть);
  • поз. 596-ЕП: КАСУ 3Р-60У, поставшик — АО “Концерн «Гранит-Электрон», г. Санкт-Петербург (аппаратура системы управления ПКРК «Уран»);
  • поз. 576-ЕП: Изделие «Пурга-115», поставыщик — АО “Концерн «Гранит-Электрон», г. Санкт-Петербург (система управления торпедной и бомбовой стрельбой противолодочного оружия).

Также планируются работы:

  • поз. 147-ЗЦ, 395-ЕП: Восстановление стеклопластиковой части обтекателя ГАК МГК-355 (ГАК «Полином»);
  • поз. 418-ЗЦ: Средний ремонт газотурбинных двигателей ДО63 (маршевые двигатели);
  • поз. 417-ЗЦ: Средний ремонт газотурбинных двигателей ДТ59 (форсажные двигатели);

Таким образом, в результате модернизации на корабле планируется установить 8 ПКР «Уран» и комплекс «Калибр» с УВП на 16 ячеек.

10 июля 2020 года «Маршал Шапошников» вышел в Японское море для проведения заводских ходовых испытаний. На корабле проведён ремонт донно-забортной арматуры и корпусных конструкций, смонтировано новое оборудование. Демонтированы и вновь изготовлены более 20 % надстройки корабля. Частично заменены магистральные кабельные трассы. Установлены комплексы ударного ракетного оружия «Калибр-НК» и «Уран», смонтирована новая артиллерийская установка. После проверки в море работы главной энергетической установки корабль вернётся к причалу «Дальзавода». Возврат корабля в состав флота планируется на конец 2020 года.

В результате модернизации установлены:

  • Вместо носовой 100-мм артиллерийской установки АК-100 — новая 100-мм АУ А-190-01 в стелс-исполнении.
  • Вместо второй башни АК-100 — два модуля УВП 3С14 комплекса «Калибр-НК» по 8 ячеек каждый (всего 16 ячеек). УВП позволяет применять ПКР 3М54, крылатые ракеты средней дальности 3М14, ПКР «Оникс», ПКР 3К22 «Циркон» и ПЛУР 91РТ.
  • Вместо двух пусковых установок противолодочных ракет «Раструб» — две ПУ 3С24 комплекса «Уран» по 4 контейнера для ПКР каждая.
  • На топе фок-мачты, где у БПК проекта 1155 расположена РЛС обнаружения низколетящих целей МР-350 «Подкат» (на «Маршале Шапошникове» отсутствовала) — РЛС общего обнаружения 5П-30Н2 «Фрегат-Н2».
  • СУО корабельной артиллерии МР-123-02/3 «Багира»;
  • Комплекс РЭБ ТК-25-2;
  • Комплекс связи Р-779-28.

История создания БПК проектов 1155 и 1155.1

Развитие американского атомного подводного флота шло в 60-е годы чрезвычайно быстрыми темпами. Постоянное улучшение основных характеристик субмарин привело к устареванию советских БПК первых серий. Кроме того, к началу 70-х годов уже было известно о проектировании новых, еще более совершенных, подводных лодок.

БПК проекта 1134А «Маршал Тимошенко». Корабли этого типа предполагалось использовать в качестве прототипа при разработке проекта 1155

Чтобы не отстать от своего главного противника, командование советского военно-морского флота разработало техническое задание, предусматривающее создание больших противолодочных кораблей нового проекта, обозначенного как 1155. Документация была передана в ленинградское Северное проектно-конструкторское бюро.

Исходная идея заключалась в максимальном использовании опыта, полученного при создании БПК проекта 1134А. Это позволяло, в частности, использовать при строительстве кораблей уже имеющиеся стапели. Несмотря на всю привлекательность такого решения, от него в итоге пришлось отказаться – размеры БПК проекта 1134А были слишком малы для того, чтобы разместить на его палубе два вертолета, не хватало их и для установки новейшего гидроакустического комплекса.

Таким образом, уже на самом начальном этапе конструкторам пришлось существенно увеличить водоизмещение корабля – с четырех до семи тысяч тонн. Изменились очертания носовых обводов корпуса, а затем и форма кормы. Это позволило «расчистить место» под вертолетные ангары.

Строительство головного корабля «Удалой», предназначенного для Северного флота, началось летом 1977 года, на специально сооруженном стапеле в Калининграде. Все необходимые работы проводились судостроительным . Спустя три года БПК «Удалой» спустили на воду, а всего было изготовлено 12 кораблей этой серии. Последний из них, «Адмирал Пантелеев», был введен в строй за несколько дней до распада СССР, 19 декабря 1991 года.

БПК «Адмирал Пантелеев», последний корабль проекта 1155, в порту Дананг

Следует отметить, что большие противолодочные корабли проекта 1155 являлись узкоспециализированными. Чтобы одинаково успешно бороться как с подводными, так и с надводными целями, они должны были взаимодействовать с эсминцами проекта 956, на борту у которых имелись противокорабельные крылатые ракеты. Теоретически это позволяло увеличить эффективность, но на практике привело к значительным сложностям.

Согласованные действия кораблей разных типов требуют значительных усилий и не всегда могут быть осуществлены. Поэтому в 80-е годы прошлого века было принято решение разработать более универсальный БПК для нанесения ударов по субмаринам, надводным кораблям, сухопутным и воздушным целям. Так появился проект 1155.1 (иногда используется «слитное» обозначение 11551).

В этом случае уже не потребовалось вносить существенные изменения в форму и размеры корпуса, что позволяло осуществлять строительство на уже имеющемся стапеле в Калининграде. Первый большой противолодочный корабль проекта 1155.1 получил название «Адмирал Чабаненко», вторым должен был стать «Адмирал Басистый». Всего планировалось изготовить не менее 10 этих БПК.

Подводный флот в Российской Федерации

В девяностые годы в России после распада СССР ряд передовых подводных лодок были разрезаны на металл в рамках договора о разоружении. Из-за дефицита финансирования не хватало денег на текущий ремонт судов. Однако уже в 1996 году в Северодвинске была осуществлена закладка первого ракетного подводного крейсера 4-го поколения проекта 995 «Борей». В 2008 году первый «Борей», получивший имя «Юрий Долгорукий», вступил в строй флота. Второй и третий — «Александр Невский» и «Владимир Мономах» приступили к несению службы в 2010 и 2011 году соответственно. В составе четырех флотов ВМФ России на 2015 год насчитывалось 76 подводных лодок разных типов. К 110-летию российского подводного флота в марте 2016 года была спущена на воду дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород». В сентябре 2017 года лодка из подводного положения в восточной части Средиземного моря дважды наносила удары крылатыми ракетами по объектам террористической группировки «ИГИЛ» в Сирии, уничтожив важные пункты управления, базы подготовки и бронетехнику террористов, принимавших участие в попытке захвата 29 российских военных полицейских на севере провинции Хама.

Потери на подводном флоте

За послевоенные годы погибло 12 советско-российских подводных лодок, а в катастрофах и авариях погибло свыше 800 подводников.

Литература

  1. Военно-энциклопедический словарь М.: «Воениздат», 1983
  2. Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. М.: Военное издательство, 1990
  3. Дыгало В.А. Откуда и что на флоте пошло М.: «Крафт+», 2000
  4. Томашевич А.В. Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1918 гг. М.: «Военмориздат», 1989
  5. Чернавин В.Н. Атомный подводный. М.: «Андреевский флаг», 1997

Вооружение кораблей

Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.

БПК проекта 1155

На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.

Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.


Схема применения комплекса «Раструб-Б»

При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.

На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.

Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.

Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.


Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке

Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.

Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.

БПК проекта 1155.1

«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.

Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.


Противокорабельная крылатая ракета «Москит»

Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:

  1. Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
  2. Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
  3. Автоматы АК-630 демонтированы;
  4. Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
  5. Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.

ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.

Постройка и испытания

Очередной БПК проекта 1155 был зачислен в списки кораблей ВМФ 28 июля 1981 года. 25 марта 1983 года его заложили на стапеле Прибалтийского судостроительного завода (ПСЗ) «Янтарь» в городе Калининграде с присвоением заводского номера 113. На стапеле ПСЗ корпуса кораблей проекта 1155 строились перпендикулярно воде. По мере готовности корпуса переводились в передаточный док, в котором уже спускались на воду. Легкосплавные надстройки БПК проекта 1155 заранее формировались и насыщались оборудованием в закрытом цеху, далее на специальном трейлере подвозились к строящимся корпусам кораблей и 80-тонным краном устанавливались на место.

5 ноября 1983 года БПК торжественно спустили на воду. Корабль получил наименование «Адмирал Спиридонов» в честь советского адмирала Эмиля Николаевича Спиридонова (1925-1981), в 1979-1981 годах командующего Тихоокеанским флотом и погибшего в авиакатастрофе 1981 года вместе с большей частью своего штаба.

Экипаж корабля (войсковая часть 30940) начал формироваться на Тихоокеанском флоте с 1 мая 1983 года, и 20 марта 1984 года прибыл в Калининград к месту постройки БПК. С момента прибытия на Балтику экипаж и корабль временно включили в состав 67-го отдельного дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей ДКБФ.

После прохождения заводских и Государственных испытаний на полигонах Балтийского моря, 30 декабря 1984 года корабль вступил в строй.

противолодочные корабли проекта 1155 серии «Удалой» подгруппа «Североморск»

БПК «Адмирал Виноградов»

БПК «Адмирал Пантелеев»

БПК «Адмирал Чабаненко»

У противолодочных кораблей была и вторая подгруппа, которая называется «Североморск» (бывший «Симферополь»). К ней относятся БПК: «Адмирал Левченко» (бывший «Хабаровск»), «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов» и «Адмирал Пантелеев». Основными внешними отличиями этих военных кораблей являются установленные на фок-мачте антенны радиолокационной станции «Подкат», полные комплекты комплексов «Кинжал» и имеющиеся на второй площадке грот-мачты дополнительные антенны станций радиоэлектронной борьбы МП-401. На БПК «Североморск» после ремонта в 2000 году было установлено четыре комплекта систем МП-401. На БПК «Адмирал Виноградов» имеются дополнительные малокалиберные зенитные установки 12,7 мм пулеметов на ходовом мостике и по бокам вертолетного ангара. Последний корабль серии «Адмирал Чабаненко» — получил проект 1155.1 и измененный состав вооружения: 130 мм спаренную установку АК-130 и две счетверенные пусковые установки с противокорабельными ракетами «Москит», а также две зенитно-ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик».
 

противолодочный корабль «Адмирал Захаров»

Одним из противолодочных кораблей проекта 1155 был БПК «Адмирал Захаров», который относился к типу «Удалой». Он был построен на Калининградском заводе «Янтарь» под заводским номером 112. Корабль был заложен в 1981 году, а спущен на воду через год и сдан советскому флоту в самом конце 1983 года в канун новогодних праздников. 18 января 1984 года БПК «Адмирал Захаров» был включен в состав Тихоокеанского флота. Боевой корабль стал первым на Тихоокеанском флоте, оснащенным двумя станциями управления ЗРК «Кинжал», что существенно повысило его боевые возможности. Новейший противолодочный корабль активно привлекался к решению учебно-боевых задач, за что заслуженно получил негласное название лучшего корабля в составе эскадры. За время службы БПК «Адмирал Захаров» (бортовой номер 541) посетил с официальным визитом индийский порт Бомбей в 1987 году и северокорейский Вонсан в 1988 году.

17 февраля 1991 года противолодочный корабль «Адмирал Захаров» совершал переход с места базирования поселок Тихоокеанский во Владивосток, для прохождения на Дальзаводе давно требовавшегося ремонта энергетической установки. Во время этого, казалось бы, совсем типичного перехода, в проливе Аскольд в кормовом машинном отделении противолодочного корабля возникла аварийная ситуация в 11:45 приведшая к взрыву турбины. В момент взрыва погиб один моряк, части разрушенной турбины пробили наружную обшивку ниже ватерлинии. В результате образовалась подводная пробоина размером 40 на 60 см. Кроме того, произошло возгорание масла и топлива. Вскоре пламя охватило значительную часть внутренних помещений противолодочного корабля, который, к тому же, остался без хода и электроэнергии. Собственными силами экипаж противолодочного корабля «Адмирал Захаров» справиться с объемным пожаром уже не мог. Для этой цели на борьбу с огнем были привлечены находившиеся поблизости морские суда. Были задействованы аварийные партии, находившиеся в городе, а также корабли, которые стояли на ремонте в Дальзаводе, а конкретнее однотипные противолодочные корабли «Маршал Шапошников» и «Адмирал Трибуц».

Тушение пожара осложнялось наличием на борту противолодочного корабля боезапаса и особенностями самого БПК, из которых были выполнены внутренние конструкции корпуса и надстроек. Во избежание взрыва погреба, где располагались боеприпасы установок АК-630М, было принято решение постоянно охлаждать забортной водой. Борьба за живучесть корабля продолжалась в течение полтора суток. Только к вечеру 18 февраля пожар удалось полностью потушить. Пострадавший противолодочный корабль на буксире был доставлен в одну из бухт Владивостока.

Планы по ремонту и вводу противолодочного корабля в строй остались нереализованными из-за недостаточного финансирования. Осенью 1994 года начались работы по подготовке к его разборке на металл, что и было осуществлено на судоремонтном заводе в бухте Чажма. Что ж такие мероприятия у нас выполняются быстро и четко.

БПК «Маршал Шапошников»

Большой ремонт

Большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» должен выйти на испытания после восстановительного ремонта до конца следующего года, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. Кроме газотурбинных маршевых двигателей, на нем заменят охладительные установки и запорную арматуру. Частично будут модернизированы бортовая электроника и противопожарное оборудование. Последний раз БПК выходил в море в 2018-м.

Боевые корабли этого проекта составляют основу противолодочных сил ВМФ России, в связи с чем их планируют поддерживать в строю. На Тихом океане уже приступил к испытаниям первый усовершенствованный до проекта 1155М БПК «Маршал Шапошников», получивший мощный ударный потенциал. В отличие от него, «Адмирал Левченко» пока сохранит свою специализацию — борьба с субмаринами.

Отремонтированные БПК проекта 1155, хоть и находятся в строю не меньше 30–35 лет, прослужат еще по крайней мере пять–семь, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

БПК «Вице-адмирал Кулаков» и БПК «Адмирал Левченко» во время церемонии встречи отряда боевых кораблей Северного флота

— Сейчас нашему флоту не хватает больших кораблей, — рассказал он «Известиям». — БПК проекта 1155 обладают хорошими ходовыми качествами, что позволяет им подолгу находиться вдали от родных берегов. Свой потенциал они не исчерпали. БПК «Вице-адмирал Кулаков» этого же проекта на днях прибыл в Санкт-Петербург для участия в Главном военно-морском параде, хотя бороздил Средиземное море под моим командованием еще в 1985 году. На этих кораблях стоит хорошее и безотказное противолодочное оружие — торпеды и глубинные бомбы. При модернизации БПК получат ударные ракеты, которые могут поражать как надводные, так и наземные цели. Такой набор вооружения позволит им уверенно чувствовать себя в открытом море.

Усовершенствованные БПК очень нужны флоту в данный момент, отметил эксперт. За последние 30 лет построили и передали ВМФ не так много крупных кораблей. Сейчас, например, в серию запускают фрегаты проекта 22350. Но пока они не встали в строй, противолодочники проекта 1155 смогут их достойно заменить, уверен Валентин Селиванов.

Чем опасны высокие уровни ХПК и БПК

Плохо очищенная вода.

Плохо очищенная вода наносит урон природе:

  1. Если вредные вещества попадают в открытые источники, это грозит гибелью животным, пьющим из них воду.
  2. Накапливаясь в почве, вредные вещества усваиваются растениями. Зараженные овощи, фрукты попадают на стол людям.
  3. В водоемах при высоком содержании органических загрязнений возрастает потребность в кислороде. Он расходуется на окисление, а флора и фауной испытывают дефицит.

ХПК и БПК: критерий загрязнения

Химическое и биологическое потребление кислорода — основные показатели наличия органики. Химический анализ оценивает суммарное количество нечистот, которые находятся во всем объеме стоков. Биохимические исследования учитывают переработанные аэробными бактериями частицы в литре жидкости. Органика содержится во всех стоках, но ее количество не должно превышать уровень, который окисляется естественным способом.

Стадии снижения ХПК и БПК в процессе очистки

Предприятия, в случае превышения норм загрязнения сбрасываемой воды, обязаны обрабатывать ее. Строятся очистные сооружения, различающиеся производительностью, по типам и принципам действия.

Снижение ХПК и БПК проходит в 4 последовательных стадии, в результате каждой затраты кислорода уменьшаются. На изменение показателей влияют характеристика и происхождение стоков. После каждого этапа забирают пробы для контроля.

Показатели загрязненности снижаются в большей степени на первой стадии после отстаивания. Удаляются вещества, которые разлагаются только сильными окислителями. После этого остается больше примесей, которые окисляются биологически. Поэтому перед биологической очисткой снижают их концентрацию. Чаще предприятия строят станции, где применяется только механическая и химическая очистка.

Стоки не всегда подвергают всем стадиям очистки. Необходимые нормы иногда достигаются после первого этапа.

Строительство флота и выход его в океан (проблемы военной науки. 1956-1975 гг.)

Таблица 2Количество подводных лодок (ПЛ), вводимых в состав флота, за период 1956-1975 гг.

Тип кораблей

1956

1957

1958

1959

1960

1961

1962

1963

1964

1965

Дизельные
ПЛ

57

21

5

16

16

17

22

4

7

9

Атомные
ПЛ

1

3

6

9

8

8

8

6

В том
числе РПК СН

1

3

3

1

Итого

57

21

6

19

22

26

30

12

15

15

Тип кораблей

1966

1967

1968

1969

1970

1971

1972

1973

1974

1975

Дизельные
ПЛ

9

8

8

5

3

2

2

3

3

3

Атомные
ПЛ

6

8

10

12

14

15

11

6

8

12

В том
числе РПК СН

2

4

6

6

11

6

3

5

9

Итого

15

16

18

17

17

17

13

9

11

15

Тип кораблей

Всего введено в строй

В строю в 1975 г.

Дизельные
ПЛ

220

268

Атомные
ПЛ

151

121

В том
числе РПК СН

62

50

Итого

371

389

Примечание.
РПК СН — ракетный подводный крейсер
стратегического назначения
.

Противолодочный
авианесущий
крейсер пр.1123 «Москва»

Первый
авианосный крейсер
пр.1143.1 «Киев»

Большой
противолодочный
корабль пр.61

Большой
противолодочный
корабль пр.1134Б

Таблица 3Количество походов кораблей ВМФ на боевую службу за период 1965-1976 гг.

Тип кораблей

1965

1966

1967

1968

1969

1970

1971

1972

1973

1974

1975

1976

РПКСН

1

10

9

8

10

17

21

27

26

28

33

38

Многоцелевые
атомные ПЛ

5

5

12

12

16

22

24

33

24

23

23

30

Дизельные
ПЛ

86

110

108

88

103

95

84

74

74

62

61

59

Надводные
корабли

25

33

34

33

66

90

71

73

78

79

79

111

  • большой пространственный размах (если в 60-х годах боевой службой охватывалось около 30% акватории Мирового океана, то в 70-х годах почти 80% ее площади);
  • значительная удаленность действий сил от своих баз и суверенной территории страны (до 12-15 тыс. км), где повседневная деятельность других видов ВС невозможна;
  • непосредственный контакт с силами и средствами флотов противоборствующих государств в условиях противодействия с их стороны (осуществление поиска и слежения в условиях применения ими средств РЭП и ГПД и т.д.).
  • сосредоточение сил боевой службы против основных корабельных группировок, представляющих наибольшую угрозу;
  • поддержание непрерывного контакта с основными ударными группировками иностранных ВМС в регламентированных районах и особенно в угрожаемые периоды;
  • создание резерва для своевременного наращивания сил боевой службы;
  • соответствие поставленных задач складывающейся обстановке и планам первых операций;
  • соответствие состава сил и их оперативного построения поставленным задачам;
  • строжайшее соблюдение режима маскировки и скрытности силами боевой службы;
  • всестороннее обеспечение сил боевой службы;
  • тесное взаимодействие между группировками сил боевой службы, силами резерва, соединениями и частями других видов ВС, выделенными для совместных действий;
  • надежное управление силами боевой службы.
  • боевое патрулирование ракетных подводных крейсеров стратегического назначения;
  • боевое обеспечение РПК СН для придания им боевой устойчивости с начала войны;
  • поиск и слежение за атомными подводными лодками, вооруженными баллистическими ракетами (пларб) иностранных ВМС, в готовности к их уничтожению с началом войны;
  • слежение за авианосными (и другими) группировками иностранных ВМС в регламентированных районах в готовности к применению оружия по главным целям с начала войны.
  • прогнозирование характера, форм и способов вооруженной борьбы на море, а также целей и задач ВМФ, вытекающих из них;
  • выбор критериев эффективности решения задач силами ВМФ;
  • обоснование требований к боевым свойствам и уровню развития характеристик боевых систем, кораблей, летательных аппаратов и других образцов вооружения ВМФ;
  • прогнозирование возможного состава перспективных систем и образцов вооружения, а также достижимых уровней развития их характеристик;
  • сравнительный анализ развития вооружения ВМФ и ВМС высокоразвитых морских держав мира;
  • оценка перспективности и определение качественного состава вооружения ВМФ;
  • определение целесообразного количественного состава вооружения ВМФ;
  • сбалансирование состава вооружения ВМФ и целесообразного распределения ресурсов на его развитие.

Атомная
многоцелевая подводная лодка
пр. 671РТМ

Высадка десанта
с КВП пр. 1232.2 «Зубр»

Эскадренный
миноносец пр. 956

Высадка десанта
с БДК
пр. 1174 «Иван Рогов»

Улучшенный проект 1155.1 «Фрегат»

В конце 80-х началась модернизация проекта 1155. Улучшенная версия получила обозначение 1155.1. Разработчики ставили перед собой задачу создать корабль с большей степенью универсальности, который бы более гармонично сочетал в себе противолодочные, противокорабельные и противовоздушные функции.

В модернизированном варианте две 100-мм артиллерийские установки были заменены одной 130-мм спаренной, также корабль получил противолодочный комплекс «Водопад», благодаря чему появилось место для размещения восьми ПКР «Москит». Кроме того, зенитные орудия АК-630М заменили комплексом (ЗРАК) «Кортик», что серьезно усилило противовоздушные возможности БПК. Также корабли модернизированного проекта получили новый, еще более совершенный гидроакустический комплекс.

Большой противолодочный корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко»

Первоначально планировалось построить десять кораблей проекта 1155.1, первый из них – «Адмирал Чабаненко» – был заложен в 1990 году. В следующем году началась постройка второго корабля серии, а также был сделан предварительный заказ на еще два корабля. Однако вскоре СССР приказал долго жить, и все эти планы остались нереализованными. Достроить сумели только головной корабль – «Адмирал Чабаненко», второй БПК этого проекта был разобран на стапеле.

В целом, проект 1155.1 получился весьма удачным. Его можно назвать дальнейшим развитием концепции ракетных крейсеров проекта 1134, которые, кроме мощного противолодочного вооружения, имели на борту и противокорабельные ракеты. Единственным его слабым местом можно назвать отсутствие на борту системы ПВО дальнего действия.

Описание конструкции

Корпус

Особенности стального корпуса кораблей проект 1155, имеют удлиненный полубак (простирается на 2/3 длины корпуса), и большой развал шпангоутов в носовой части. Что компенсировало негативное влияние обтекателя ГАК «Полином». Двойное дно по всей длине использовано для хранения топлива. Установлена система успокоения бортовой качки (гасится в три раза).

Помещения разделены огнеупорными переборками с применением негорючих материалов. Использовалась стационарная система пенотушения.

Три группы надстроек изготовлены из легких алюминиевых и магниевых сплавов. Расположены в средней и кормовой частях. Конструкторы улучшили эксплуатационные характеристики корабля.

Обитаемость

Для использования корабля в различных климатических условиях, улучшили обитаемость БПК. Одно- и двухместные каюты для старшего офицерского состава, двух- и четырехместные каюты для мичманов, кубрики на 12 и 14 человек для матросов. Также имелись помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.

Энергетическая установка

Две главные энергетические установки М9 работают, каждая на свою линию вала. Управляется с помощью пневмо-электрической системы. На корабли проект 1155 устанавливали 4 газотурбинные установки общей мощностью 63000лс, 2 маршевые установки ГТД Д090 мощностью 9000лс, 2 форсажных ГТД ДТ59 мощностью 22500лс.

Такое разделение позволяло экономить топливо, так как для газовых турбин экономия достигалась на больших оборотах. Таким образом можно использовать оптимальные турбины в зависимости от условий. Для энергообеспечения корабля устанавливали 4 ГТГ по 1250кВт, 1 ДГ АДГР-200/1500 200кВт. Которые имеют утилизационные котлы, работающие на теплоотдаче. Что повышает производительность паровых котлов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: