Малые противолодочные корабли проекта 1331-м

Особенности СКР

Сторожевой корабль проекта 1135 обеспечивал хождение на дальность до 4000 морских миль при скорости 14 узлов. Максимальная скорость хода находилась в диапазоне 32 узлов при водоизмещении 2800 тонн. СКР оснащались современными газотурбинной и энергетической установками.

Новым кораблям предписывалось обеспечить приемлемые условия для экипажа. Проект предусматривал наличие двухместных кают для офицеров и мичманов, двух матросских столовых, камбуз. Для матросов в носовых и кормовых отсеках создавались кубрики для размещения от 10 до 15 человек в каждом.

Созданные корабли заслужили высокую оценку специалистов. СКР прекрасно всходят на волну, их заливаемость и забрызгиваемость во всех диапазонах скоростей минимальная. Использование вооружения возможно без проблем на любой скорости, в том числе и при волнении моря в 4 балла. При задействовании устройств успокоителей качки вооружение можно применять при волнении более 5 баллов.

Непотопляемость СКР достигалась тем, что корпус корабля поделен на 14 водонепроницаемых отсеков. Специалистами закладывались условия, чтобы корабль мог обеспечивать плавучесть, если затоплены 3 смежных отсека или 5 не смежных.

СКР оснащались достаточными средствами спасения: моторным катером; 6-весельным ялом; 20 аварийными плотами ПСН-310.

Двигательная система — два газотурбинных агрегата М-7К. Мощность каждого — 24 000 лошадиных сил. Они размещались попарно в смежных машинных отделениях.

Кроме этого, имелась система энергообеспечения: газотурбинный агрегат, состоящий из маршевой турбины мощностью 6000 лошадиных сил; форсажная газотурбинная установка мощностью 18 000 лошадиных сил.

Запас топлива максимальный, находился в диапазоне от 450 до 550 тонн. Если корабль использовал полный ход, то топлива расходовалось 390 кг на милю, при этом дальность достигала 1300 миль.

Мал противолодочный корабль, да удал

Корабли тактической группы противолодочных кораблей под командованием капитана 2 ранга Анатолия Остапенко уже не первый раз по плану летней боевой учёбы вышли в морской полигон и приступили к интенсивной отработке учебно-боевых задач. Малые противолодочные корабли тактической группы, проведя ряд подготовительных упражнений и тренировок, приняли участие в двустороннем зачётном тактическом учении, сдав предварительно курсовую задачу К-2.

Малые противолодочные корабли типа «Альбатрос» при их создании рассматривались в качестве «морских охотников». В этой роли они и вышли в категорию кораблей-долгожителей. Причём, как показывает практика, время не снижает их боевую эффективность. Конечно, к этому необходимо постоянно прикладывать в ходе постоянной модернизации мысль разработчиков, руки мастеров корабелов и оружейников, а ещё — профессионализм тех, кто служит, а практически и живёт на этих компактных, но довольно насыщенных вооружением кораблях.

mil.ru
Огонь по воздушным целям.
Фото автора
Вахта БЧ5.

Экипаж малого противолодочного корабля «Касимов» Новороссийской военно-морской базы на каждом выходе в море стабильно показывает достойные результаты решения учебно-боевых задач по прямому предназначению корабля. С особой ответственностью моряки подошли к выполнению курсовой задачи К-2. На одном из этапов корабельного учения экипаж МПК «Касимов» под командованием капитана 3 ранга Максима Семенника отработал элементы противолодочного охранения отряда кораблей с использованием различных способов поиска подводных лодок условного противника. Противолодочники на практике применили эффективный алгоритм действий по обнаружению и слежению за субмариной «супостата», а также выполнили комплекс корабельных учебных упражнений с условным применением торпедного оружия и реактивного бомбомёта.

В дуэльном варианте учебного противостояния с одной из новейших дизель-электрических подводных лодок проекта 636,3 из состава Новороссийской военно-морской базы касимовцы провели комплексное противолодочное учение, все параметры которого были максимально приближены к реалиям боевого морского поединка. Корабельный противолодочный расчёт МПК сумел на предельной дистанции обнаружить подводную цель. А ведь даже не очень-то щедрые на похвалу наших кораблей зарубежные военные эксперты называют подводные лодки этого типа «чёрной дырой» за их высокую скрытность плавания.

Фото автора
Комендоры не подведут!

Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации

Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан» — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.

Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).

С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток

Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях

Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.

Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).

При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.

Стандартное вооружение проекта 1135

Типовой сторожевой корабль проекта 1135 оснащался следующим вооружением:

  • Двумя спаренными 76-мм башенными артиллерийскими установками. Размещались они на корме. Боекомплект предполагал 500 снарядов на один ствол. Их доставка проводилась из погреба, который располагался под башней. Артустановки были бронированными. Толщина брони — 5 мм. Обеспечивали темп стрельбы в 40-45 выстрелов одним стволом, который следовало потом охлаждать в течение 3 минут забортной водой. Сам ствол установки до полного выхода из строя должен был выдерживать 3000 выстрелов.
  • Двумя ЗРК малой дальности «Оса-М». Один размещался в носовой части корабля, второй — в кормовой. Они находились в специальных погребах палубы, там же размещался и боевой комплект (24 зенитные управляемые ракеты на каждый комплекс). Ракеты устанавливались в 4 барабанах, по 5 штук в каждом. Перезаряд производился за 20 секунд. Скорострельность комплекса — 2–2,8 выстрела в минуту, в зависимости от видов цели (воздушная, надводная). Комплекс обнаруживал цели на дальности 25-30 км, при этом высота обнаружения соответствовала 3,5-4 км. Минимальная высота, на которой гарантировалось поражение цели, составляла 60 м над уровнем моря.
  • Одного противоположного комплекса УРПК-4 «Метель», который располагался в носовой части СКР. Комплект составлял 4 ракеты-торпеды. При пуске торпеды она в заданной точке отделялась от ракеты и осуществляла парашютное приводнение. Потом погружалась на глубину, осуществляя поиск цели системы самонаведения. Глубина ее рассчитана на 400 м, скорость в поисковом режиме 23 узла, а при наведении на цель 40 узлов. Дальность действия 8 км.
  • Двумя реактивными бомбометами РБУ-6000 «Смерч-2». Находились в носовой части судна. Боекомплект находился в погребе, заряжание стволов осуществлялось дистанционно. Дальность работы по цели от 300 до 5800 м. Поражалась цель на глубине от 15 до 450 м. Подводная лодка гарантированно разрушалась при подрыве бомбы на расстоянии до 7 метров.
  • Двумя 533-мм торпедными аппаратами ЧТА-53-1135. Находились они по бортам корабля. Боевая часть торпеды весила 500 кг, а сама торпеда 2,1 тонны. Скорость ее была в диапазоне 40-43 узлов. Дальность 19 км, глубина 12 м. Каждая торпедная установка имела боезапас по 8 штук на один аппарат.
  • 16 минами ИГДМ-500. Для упрощения установки мины при движении корабля применялись специальные рельсы. Диапазон глубин в месте их постановки составлял от 8 до 35 м.

Также корабли проекта 1135 оснащались установками постановки помех, различными системами управления огнем, радиационными станциями и иным необходимым оборудованием.

Реализованные в проекте 1135 «Буревестник» основные ТТХ: водоизмещение СКР — стандартное 2810 тонн, полное 3200 тонн; длина судна 123 м, ширина 14,2 м; автономность плавания — 15 суток. Экипаж проекта 1135 в стандартном исчислении – 191 человек, из которых 22 офицера, 27 мичманов.

Примечания

  1. Данный объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных международным сообществом границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. Судостроительная отрасль Крыма — перспективы возрождения
  3. Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
  4. Zaliv shipyard will purchase the shipbuilding assets from Bergen Group ASA (Norway) // JSC Shipyard Zaliv website
  5. . Дата обращения 20 февраля 2020.
  6. . Дата обращения 20 февраля 2020.
  7. (недоступная ссылка). crimea vector

    . Дата обращения 20 февраля 2020.

  8. Елена Лесина.

    . КерчьИНФО: новости Керчи и Крыма. Дата обращения 26 апреля 2016.

  9. ↑ (недоступная ссылка). fleetphoto.ru. Дата обращения 25 июня 2017.

Проектирование и строительство малых противолодочных кораблей

К началу 60-х потребность советского флота в новых эскортных кораблях и противолодочных кораблях ограниченного водоизмещения резко возросла. Новые боевые корабли должны были обеспечить развертывание подводных лодок, осуществлять охрану военно-морских баз, соединений ударных кораблей и конвоев в прибрежных районах. Этому способствовало появлению в ведущих морских державах субмарин нового поколения с дизельными и ядерными силовыми установками. Резко возросла подводная угроза во всех операционных зонах советского военно-морского флота — в том числе и ближней зоне.

Главком ВМФ СССР С. Горшков дал указание начать разработку нового малого противолодочного корабля с повышенными возможностями противовоздушной и противолодочной обороны. Предполагалось получить новый мощный противолодочный корабль для ближней и прибрежной морских зон, как развитие проекта 204. Впервые на практике военно-морского судостроения небольшой корабль должен был получить на вооружение зенитно-ракетный комплекс самообороны и мощную буксируемую гидроакустическую станцию.

В 1963 году Зеленодольскому ЦКБ -340 было выдано техническое задание на проектирование малого противолодочного корабля под шифром «Альбатрос». Главным конструктором корабля был назначен руководитель бюро Ю.А. Никольский

В ходе конструкторских работ главное внимание было уделено выбору наиболее оптимальных обводов корпуса будущего надводного корабля. Специалисты Зеленодольского ПКБ были скованы жесткими рамками предложенного задания и, чтобы добиться требуемой 35 узловой скорости полного хода при стандартном водоизмещении 800 тонн, предложили так называемые комбинированные обводы корпуса

Основной трудностью при проектировании корабля стала необходимость оптимизации мореходных качеств корпуса, и его ходкости при условии наличия большого подкильного обтекателя гидроакустической станции. В опытовом бассейне ЦНИИ имени А. Н. Крылова была проведена серия буксировочных испытаний моделей корпуса будущего боевого корабля, подтвердившая скоростные качества спроектированных обводов корпуса. Поведение военного судна на волнении изучалось в бассейне на самоходной модели.

Надводный корабль получил гладкопалубную архитектуру с развитой носовой надстройкой во всю ширину палубы, что придавало МПК неповторимый внешний облик. Сплошная протяженная надстройка в сочетании с изящной седловатостью не только повышала высоту надводного борта, но и позволила получить солидные дополнительные объемы внутри корпуса. Уже в июне 1964 года командование ВМФ и руководство министерства судостроительной промышленности рассмотрели представленный эскизный проект нового малого противолодочного корабля проекта 1124.

Малый противолодочный корабль проекта 1124

Сторожевой корабль «Татарстан»

В самом начале 80-х появилась острая необходимость разработать новый сторожевой военный корабль. В первую очередь это обусловлено было тем, что ранее, существующий корабль под названием «Неустрашимый» в то время не достаточно оснащался необходимыми функциями. Российский военно-морской флот хотел от корабля добиться определённой мощности, а этого можно было получить с помощью установки мощнейшей акустической станции. Водоизмещение корабля должно быть около 2 тысяч тонн. В то же время появился новый корабль проекта «Алмаз», имеющий сильные вертолёты и противокорабельные ракеты. Началось соперничество между двумя военными кораблями. Зеленопольское бюро, на тот момент, разработало несколько видов сторожевых кораблей. Первый вариант назывался «Гепард», зародился он ещё в 1993 году. И было бы всё хорошо, и новое «творение» завода увидело бы свет, если бы не прекратилось финансирование. Но уже в 2001 году он вышел в мир под названием «Татарстан», через два года стал входить в Каспийскую флотилию. Через 5 лет выпустили второй корабль, названного в честь ещё одного города – «Дагестан».

Назначение и особенности

«Татарстан» служит в целях борьбы со всеми видами противников. Это могут быть, как «представители» воздушной, подводной либо надводной среды. А самое главное в его круг деятельности входит решение ряда следующих задач: охрана морской экономической зоны и масштабных государственных границ страны, ответственное несение дозорной службы и экспортирование конвоев, морских кораблей и судов. Надо отметить, что конструкция корабля необычная. На корабле расположены 10 отсеков, не пропускающих воду и надстройки, сделанные из магниво-алюминиевых сплавов. Какова же структура энергетической установки? Она представляет собой две турбины газовые, их мощность 29 тысяч лошадиных сил, и дизель-генератора. Функция двигателя – обеспечить все режимы крейсера, а турбины позволяют совершать полный ход корабля до 28 узлов. Вообще, энергетическая установка включает относительно габаритных три генератора, у каждого мощность 600 кВт. Благодаря увеличению водоизмещения значительно повысилась его автономность до 15 дней, а дальность стала достигать три с половиной тысячи миль. На крейсере установили новейший ракетную систему «Уран». Она имеет высокий потенциал, что увеличивает боевые особенности сторожевого корабля.

Защита корабля от врагов

26.08.2016 К другим записям

История службы

15 февраля 1992 года «Иркутский комсомолец» переименован в «МПК-107»

До 1993 года МПК-107

года имел бортовой номер 342.

В 1999 году МПК-107

в составе КПУГ завоевал Приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке.

В сентябре 2000 года МПК-107

принял участие в совместных российско-японских военно-морских учениях в районе Авачинской губы.

5 марта 2005 года коснулся грунта обтекателем антенны гидроакустического комплекса МГК-335МС у восточной кромки мели Раковой.

Летом 2014 года МПК-107

принял участие в дальнем походе в южную часть Охотского моря. В ходе него было пройдено более 4000 миль и выполнен полный комплекс упражнений и задач боевой подготовки в условиях удалённости от пункта базирования. В ходе несения службы боевой противолодочный расчет корабля обнаружил и поддерживал контакт с иностранной субмариной, осуществляющей слежение за отрядом российских кораблей. МПК-107 и малые ракетные корабли «Мороз» и «Разлив» в Золотом Роге, 14 декабря 2020 года В феврале—марте 2020 года соединение кораблей охраны водного района (МПК-82, МПК-107

, МРК «Иней», МРК «Мороз», МРК «Смерч» и тральщики) отработали учебные задачи по противовоздушной и противодиверсионной обороне Камчатки.

С 16 июня по 3 августа 2020 года проходил боевую службу в районе южных курил. А с 5 по 15 ноября в составе 114 БрКОВР совершил переход во Владивостокскую ВМБ для выполнения задач боевой подготовки.

С 16 июня по 18 июля 2020 года МПК-107

принял участие в морских учениях под Владивостоком и выполнял задачи боевой службы на южных курилах. 20 июля корабль прибыл в Петропавловск-Камчатский — в постоянный пункт базирования. И уже в сентябре в акватории Авачинского залива совместно с МПК-82 выполнил учебные ракетные стрельбы ЗРК «Оса-М» по воздушной целе — ракете выпущенной с берегового комплекса «Рубеж».

По состоянию на октябрь 2020 года МПК-107

находится в боевом составе Тихоокеанского флота, входит в состав 117-го дивизиона кораблей охраны водного района 114-ой бригады кораблей охраны водного района Камчатской флотилии разнородных сил. Бортовой номер 332.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: