Пограничные сторожевые корабли нового поколения проекта 22460

Пограничный вариант

«Пургу» и её собрата, способного преодолевать почти двухметровые льды, на Выборгском судостроительном заводе заказала Погранслужба ФСБ России. Патрульные корабли (полное водоизмещение по проекту — 8.500 тонн) по внешнему облику, параметрам и техническим характеристикам один в один с кораблями, которые были построены под шифром «Арктика» для ВМФ России. Отличия разве что в наборе вооружений. Контракт на два патрульных ледокола для морских пограничников стоимостью 18 миллиардов рублей (сроком сдачи конец 2024 года и конец 2025 года) знаменует новую веху в истории Погранслужбы — «Пурга» станет первым крупнотоннажным судном ледового класса в составе береговой охраны.

mil.ru
Патрульный ледокол «Иван Папанин» был спущен на воду 25 октября 2019 года.

Конкуренты

Фактически тогда произошла смена эпох: ибо одновременно был поднят флаг на сторожевом катере типа «Светляк» (заводской номер 310). Морским пограничникам передали последний ПСКР 2-го ранга в серии из 10 единиц, построенных на «Алмазе». Катера этого проекта также строились в ОАО «Восточная верфь» и на Ярославском судостроительном заводе. Всего и Погранслужба ФСБ, и зарубежные заказчики закупили 36 «Светляков».

ПСКР «Светляк» был спроектирован в 80-х годах прошлого века и к началу XXI столетия уже не удовлетворял всем требованиям пограничников. К тому времени перед ними встали новые задачи: требовалось охранять экономическую зону, следить за порядком рыболовства и оберегать биоресурсы. Теперь понадобились более эффективные корабли, обладающие большей дальностью плавания и автономностью, с экипажами меньшей численности. Вместе с тем надлежало обеспечивать возросшие требования к обитаемости личного состава.

Как отметил руководитель Пограничной службы генерал армии Владимир Проничев, море активно используется трансграничными преступными группировками, в частности, для пиратства и нелегальной миграции. «Угрозы приобрели широкомасштабный характер, и для того чтобы противостоять им, необходимо создать эффективную систему береговой охраны», – сказал он.

Разработка и строительство новых ПСКР стали осуществляться в рамках Концепции развития корабельного состава пограничных органов Федеральной службы безопасности в целях унификации и создания для подразделений береговой охраны многофункционального корабельного состава с повышенной автономностью и дальностью плавания, скоростными характеристиками и улучшенными условиями жизнеобеспечения экипажа.

В 2006 году Северное ПКБ с проектом 22460 «Рубин» (главный конструктор Алексей Наумов) выиграло тендер Федеральной пограничной службы РФ на пограничный сторожевой корабль нового поколения. Одним из условий конкурса была небольшая стоимость постройки корабля, кроме того, по оценкам специалистов, победу обеспечил административный ресурс Северного ПКБ.

Основным конкурентом «Рубина» на тендере являлся ПСКР проекта 22100 ЦМКБ «Алмаз» с двумя газовыми турбинами. По новой программе предполагалось строительство патрульных кораблей для ФПС вести крупной серией и на нескольких предприятиях.

На тендере для ФПС имелось и другое предложение ПСКР от Северного ПКБ с вертолетом Ка-226 и 57-мм артиллерийской установкой (АУ) А-220М – развитие патрульного корабля проекта 22300. Это же бюро подготовило модификацию экспортного катера (патрульно-сторожевого корабля прибрежной зоны) ПС-500 с таким же составом вооружения. Модель одного из вариантов несколько раз демонстрировалась на выставке «Интерполитех» в Москве и Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. На основном варианте ПС-500 предусмотрена установка 100-мм корабельной арт-установки А-190Э, восьми ТПК с ракетами Х-35 (комплекс «Уран») и 30-мм автомата типа АК-630М.

ЦМКБ «Алмаз» для пограничников подготовило проект (обозначение – 12300П) патрульного корабля с вертолетом и одной 76-мм пушкой АК-176М, а также пулеметами. Базовый вариант – ракетно-артиллерийский корабль проекта 12300 «Скорпион» (главный конструктор Ю. В. Арсеньев) оснащен боевой информационно-управляющей системой «Сигма-12301», инерциальной системой навигации и стабилизации «Ладога-МЭ-12300», автоматизированным комплексом связи типа «Буран», изделием 6730-7 системы госопознавания, интегрированной навигационной системой «Горизонт-25». Набор этих средств типичный для российских кораблей малого водоизмещения. Основное вооружение «Скорпиона» – ракетный комплекс «Яхонт», 100-мм артустановка А-190 и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан».

Стандартное вооружение проекта 1135

Типовой сторожевой корабль проекта 1135 оснащался следующим вооружением:

  • Двумя спаренными 76-мм башенными артиллерийскими установками. Размещались они на корме. Боекомплект предполагал 500 снарядов на один ствол. Их доставка проводилась из погреба, который располагался под башней. Артустановки были бронированными. Толщина брони — 5 мм. Обеспечивали темп стрельбы в 40-45 выстрелов одним стволом, который следовало потом охлаждать в течение 3 минут забортной водой. Сам ствол установки до полного выхода из строя должен был выдерживать 3000 выстрелов.
  • Двумя ЗРК малой дальности «Оса-М». Один размещался в носовой части корабля, второй — в кормовой. Они находились в специальных погребах палубы, там же размещался и боевой комплект (24 зенитные управляемые ракеты на каждый комплекс). Ракеты устанавливались в 4 барабанах, по 5 штук в каждом. Перезаряд производился за 20 секунд. Скорострельность комплекса — 2–2,8 выстрела в минуту, в зависимости от видов цели (воздушная, надводная). Комплекс обнаруживал цели на дальности 25-30 км, при этом высота обнаружения соответствовала 3,5-4 км. Минимальная высота, на которой гарантировалось поражение цели, составляла 60 м над уровнем моря.
  • Одного противоположного комплекса УРПК-4 «Метель», который располагался в носовой части СКР. Комплект составлял 4 ракеты-торпеды. При пуске торпеды она в заданной точке отделялась от ракеты и осуществляла парашютное приводнение. Потом погружалась на глубину, осуществляя поиск цели системы самонаведения. Глубина ее рассчитана на 400 м, скорость в поисковом режиме 23 узла, а при наведении на цель 40 узлов. Дальность действия 8 км.
  • Двумя реактивными бомбометами РБУ-6000 «Смерч-2». Находились в носовой части судна. Боекомплект находился в погребе, заряжание стволов осуществлялось дистанционно. Дальность работы по цели от 300 до 5800 м. Поражалась цель на глубине от 15 до 450 м. Подводная лодка гарантированно разрушалась при подрыве бомбы на расстоянии до 7 метров.
  • Двумя 533-мм торпедными аппаратами ЧТА-53-1135. Находились они по бортам корабля. Боевая часть торпеды весила 500 кг, а сама торпеда 2,1 тонны. Скорость ее была в диапазоне 40-43 узлов. Дальность 19 км, глубина 12 м. Каждая торпедная установка имела боезапас по 8 штук на один аппарат.
  • 16 минами ИГДМ-500. Для упрощения установки мины при движении корабля применялись специальные рельсы. Диапазон глубин в месте их постановки составлял от 8 до 35 м.

Также корабли проекта 1135 оснащались установками постановки помех, различными системами управления огнем, радиационными станциями и иным необходимым оборудованием.

Реализованные в проекте 1135 «Буревестник» основные ТТХ: водоизмещение СКР — стандартное 2810 тонн, полное 3200 тонн; длина судна 123 м, ширина 14,2 м; автономность плавания — 15 суток. Экипаж проекта 1135 в стандартном исчислении – 191 человек, из которых 22 офицера, 27 мичманов.

Строительство

Директор ФСБ России Александр Бортников на церемонии подъёма флага на головном корабле береговой охраны «Рубин» проекта 22460 на ОАО «Судостроительная «. Россия, Санкт-Петербург Общее количество кораблей в серии ожидается около 30. Директор ФСБ России Александр Бортников на торжественной церемонии подъёма флага кораблей, судов и плавсредств БО ПС ФСБ на ПСКР «Рубин» 12 мая 2010 года, заявил, что запланировано построить только в Санкт-Петербурге не менее 25 кораблей этого проекта.

Первый корабль «Рубин» (зав. № 501) проекта 22460 базируется на Чёрном море. Принял участие в обеспечении безопасности во время проведения Олимпиады 2014 года в Сочи.

25 ноября 2011 года ПСКР «Бриллиант» проекта 22460 (зав. № 502), второй в серии или первый серийный корабль, был спущен на воду. После достройки и прохождения испытаний был принят в состав Каспийского погрануправления ФСБ РФ.

В мае 2012 года на Восточной верфи были заложены два ПСКР для Северо-Восточного погрануправления ПС ФСБ РФ — «Сапфир» (зав. № 300) и «Коралл» (зав. № 301). Тем самым Восточная верфь стала вторым предприятием, где строятся корабли проекта.

В период до 27 июля 2014 года были построены и вошли в строй ещё два ПСКРа постройки Санкт-Петербургского — «Жемчуг» (зав. № 503) и «Изумруд» (зав. № 504).

В декабре 2014 стало известно о заключении контракта стоимостью 2,374 миллиарда рублей с ОАО «Восточная верфь» на постройку еще одного ПСКР для Северо-Восточного погрануправления ПС ФСБ РФ (зав. № 302).

По состоянию на 8 ноября 2014 года Федеральная служба безопасности России разместила заказ на строительство очередных трех пограничных сторожевых кораблей проекта 22460 с заводскими номерами 509—511.

Разработка проекта

ПСКР проекта 10410 был спроектирован в 80-х годах XX века Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» для замены ПСКР проектов 205П и 1241-2. С наступлением XXI столетия повысились требования к пограничным катерам: нужны более эффективные корабли, обладающие большей дальностью плавания и автономностью, с экипажами меньшей численности и улучшенными условиями жизнеобеспечения экипажа. Разработка нового ПСКР стали осуществляться в ЦМКБ «Алмаз» в рамках Концепции развития корабельного состава пограничных органов Федеральной службы безопасности в целях унификации на основе проекта 10410, и получившим обозначение 10412.

Основным конкурентом в тендере на новый ПСКР являлся ЦКБ «Рубин». По новой программе предполагалось вести строительство патрульных кораблей для ФПС крупной серией на нескольких предприятиях.

2 сентября 2015 года пограничный сторожевой корабль ПСКР-312 проекта 10410Б покинул акваторию ОАО «Судостроительная фирма „Алмаз“» и ушёл в Кронштадт на ходовые испытания. Корабль с заводским № 312 спущен на воду 29 мая этого года и стал последним, 40-м кораблём в серии.

Планировалось, что заменой данному проекту станут ПСКРы проекта .

Однако, пограничная служба ФСБ России решила возобновить строительство ПСКР проекта 10410, выдав в 2016 году заказы на постройку ещё четырёх единиц — двух на АО «Восточная верфь» во Владивостоке (заводские номера 414 и 415), одного — на ПАО «Ярославский судостроительный завод» (заводской номер 809), и одного — на ПАО Судостроительная фирма «Алмаз».

8 июня 2018 года на ПАО «Судостроительная фирма „Алмаз“» в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду строящегося для Пограничной службы ФСБ России пограничного сторожевого корабля ПСКР-933 «Керчь» проекта 10410 (шифр «Светляк», разработчик АО «Центральное морское конструкторское бюро „Алмаз“») с заводским номером 313. Это первый пограничный сторожевой корабль (ПСКР) проекта 10410, построенный в России после возобновления серийного строительства этого проекта.

Киев и Минск — тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 и 1143.2

Иногда получались довольно причудливые гибриды. Таким гибридом был и заложенный в 1970 г. головной корабль проекта 1143 «Кречет», под названием «Киев». Первоначаль­но корабль классифицировался как «противолодочный крейсер с авиационным вооружением», но с июля 1975 г. значился уже как «тяжелый авианесущий крейсер».

Сама идея «тяжелого авианесущего крейсера» была прекрасной — обладая мощным противолодочным и артиллерийским вооружением, корабль мог бы эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а располагая собственным авиакрылом из самолетов с вертикальным взлетом-посадкой, не менее эффективно, мог обеспечивать воздушное прикрытие группировки советских кораблей в любой точке океана.

Однако прекрасную идею подвела техника. Доступные флоту самолеты вертикального взлета — Як-38, были очень ограничены в боевых возможностях. Небольшая скорость, скромное вооружение, отсутствие РЛС — всё это не позволяло использовать их как полноценные истребители. А в качестве легкого штурмовика атаковать в современном морском бою надводный корабль, означало бы гарантированную потерю самолета. Вся надежда была на перспективу — на полноценные истребители вертикального взлета Як-141, однако перспектива эта была отнюдь не близкой — в середине 1970-х от Як-141 было готово только название.При этом, использовать тот же «Киев» в качестве противолодочного корабля, было бы слишком расточительно — те же упомянутые выше БПК проекта 1134Б несли практически такой же комплект вооружения, но при этом уступали водоизмещением «Кречетам» почти в пять раз.

ТАКР «Минск» — заложен 28.12.1972 на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 30.09.1975 г., в строю с 27.09.1978 г.. списан 30.06.1993 г.

Рисунок тяжелого авианесущего крейсера «Киев»

Таким образом, первые «Кречеты» проекта 1143 представляли собой довольно странные боевые корабли: несущие слишком мало летательных аппаратов для своего водоизмещения, они, тем не менее, были излишне перегруженные другими боевыми системами. Всё это было бы вполне терпимо, если бы не другие недостатки:

Размеры надстройки затрудняли полеты летательных аппаратов, высокое расположение погребов боезапаса и цистерн с авиационным топливом снижало боевую живучесть корабля, угловая палуба при сильном волнении заливалась водой. Но главной проблемой была не рациональная система обогрева помещений, из-за чего постоянно образующийся конденсат разрушал внутренние конструкции корабля. Чтобы как-то бороться с этой напастью силовая установка тяжелого авианесущего крейсера «Киев» вынуждена была «молотить» круглосуточно, что естественно серьезно снижало её ресурс.

ТАКР «Новороссийск» — заложен 30.09.1975 г. на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 26.12.1978 г., в строю с 14.08.1982 г., списан 30.06.1993 г.

Исторические факты

В ноябре 1975 года командир корабля СКР «Сторожевой» В. Саблин поднял флаг «грядущей коммунистической революции». Он фактически захватил корабль и предпринял попытку зайти в Ленинград и стать на якорную стоянку на Неве. Выдвинул требования дать ему возможность выступить в прямом эфире по Центральному телевидению, так как хотел донести до народа правду о ситуации в стране. Однако 9 ноября «Сторожевой» окружили пограничные корабли, препятствовали его движению путем сброса бомб по курсу, произвели его артиллерийский обстрел. Саблина арестовали, доставили в Москву, судили и расстреляли.

Другой известный случай связан с СКР «Беззаветный». 12 февраля 1988 года в территориальные воды СССР вблизи города Ялта (Крым) зашли два американских корабля «Йорктаун» и «Кэрон». После безуспешных предупреждений о недопустимости пересечения границы СССР и требований покинуть территориальные воды командир СКР «Беззаветный» предпринял два навала на корму «Йорктауна», причинив тому повреждения оборудования и обшивки бортов. По результатам инцидента американские корабли покинули территориальные воды СССР.

СКР «Задорный» (Северный флот) известен тем, что совершал за время своей службы до 2005 года многочисленные походы к берегам Америки. Многократно признавался лучшим кораблем Северного флота.

Вооружение

Основное вооружение

Корабли проекта 22460 оснащены скорострельной шестиствольной 30-мм автоматической пушкой АК-630М. Разработанная в Тульском конструкторском бюро приборостроения, установка серийно выпускается предприятием «Туламашзавод». Пушка спроектирована для вооружения кораблей. Она может уничтожать противокорабельные ракеты, самолёты, вертолёты, БПЛА , также эффективно поражать маломерные надводные цели и плавающие мины. Также пушка применяется для поражения сухопутных объектов: живой силы противника, укреплённых огневых точек.

Начальная скорость снаряда составляет 875 м/с, охлаждение стволов жидкостное, автономное. Разрабатывался проект 22460 и с возможностью размещения одной пушки А-220М, калибра 57 мм. При необходимости судостроители смогут выпустить корабль проекта 22460 в комплектации с пушкой А-220М вместо АК-630.

Дополнительное вооружение

В качестве дополнительного вооружения на патрульных кораблях проекта 22460 размещены два пулемёта «Корд» на одиночных станках по бокам боевой рубки. При необходимости экипаж может вооружаться переносными ракетно-зенитными комплексами «Игла». На корабле предусмотрено размещение четырёх противокорабельных ракет Х-35, однако в базовой комплектации они не устанавливаются.

Авиационное вооружение

Корабли проекта 22460 оснащены вертолётной площадкой, на которой может базироваться палубный вертолёт. С 2015 года холдинг «Вертолеты России» занимается модернизацией вертолёта Ка-226Т. Техническое задание предусматривает переоснащение вертолёта в палубный вариант. Одним из требований к вертолёту является наличие складывающихся лопастей винта.

Рассматривается возможность размещения на вертолёте крепежей для установки на них вооружения калибром до 7,62 мм, планируется оснастить экипажи вертолётов очками ночного видения.

На кораблях проекта 22460 не предусмотрено ангара для хранения вертолётов, винтокрылые машины будут базироваться на открытой вертолётной площадке.

Базовая модель вертолёта Ка-226, является развитием вертолёта Ка-26 и создана в 1996 году. Получив сертификат, модель серийно выпускается с 2003 года. Вертолёт Ка-226Т оснащён двигателем производства Франции — Arrius 2G. Данная модель вертолёта сертифицирована в 2010 году, дата начала производства неизвестна.

Особенности

Основная отличительная черта судна «Рубин» – наличие взлетно-посадочной площадки для нетяжелого вертолета. Для него же на судне может быть оборудован ангар. Удивительно, что все это помещается на корабле водоизмещением до 700 тонн. К примеру, аналогичное по водоизмещению шведское судно Visby, долгое время считавшееся самым малым боевым судном, может похвастаться только наличием на борту вертолета, без ангара.

Важнейшей особенностью корабля является то, что в его кормовой части находится наклонный слип, на который можно установить быстроходный надутый катер. Такие катера применяются, например, для доставки досмотрщиков на судно, нарушившее те или иные правила. 2 катера и вертолет на борту в значительной мере расширяют возможности судна.

Сторожевой корабль проекта 22460 отличается также высоким уровнем модернизационного ресурса. Благодаря применению технологий трехмерного моделирования на всех стадиях проектирования, разработчикам удалось максимально рационально разместить механизмы и системы в корпусе. Это обеспечивает высокую ремонтопригодность и возможность быстрой модернизации. Судно «Проект 22460» выглядит очень современно. В его внешнем виде воплощены технологии stealth. Заметность во всех диапазонах излучения минимальна, как и уровень физических полей.

Конструкторы учли, что судно будет эксплуатироваться в разных климатических условиях. Максимум, на что оно способно, – работа в битом льду толщиной не более 200 мм.

Конструкция

Корабль предназначен для несения службы в пограничной службе ФСБ РФ, контроля государственной границы, соблюдением иностранными судами экономической зоны страны, охраны природных ресурсов в пределах этой зоны, охраны прибрежных коммуникаций и искусственных сооружений, защиты судов от нападения диверсантов-террористов, а также отражения вооружённого нападения воздушного и подводного противника — подводных лодок и пловцов.

Оптимальные обводы корпуса в сочетании с автоматизированной дизельной установкой делают корабль простым и экономичным в эксплуатации, имеющим высокую скорость полного хода (3 дизеля типа М520ТМ5) — свыше 30 узлов и большую дальность плавания экономическим ходом — 2200 миль, водоизмещением 375 тонн. В качестве основных источников электроэнергии установлены дизель-генераторы: один дизель-генератор ДГР2А-200/1500 мощностью 180 кВт и два дизель-генератора ДГФ2А-100/1500 мощностью 95 кВт каждый.

Корабли серии

Тактический № Наименование Зав. № Судостроительный завод Закладка Спуск на воду Ввод в строй
ПСКР-900 затем «Корсаков» 401 «Восточная верфь» 1987 1988
ПСКР-901 402 «Восточная верфь» 1989
ПСКР-902 затем «Ставрополь» (с 1997) 801 Ярославский ССЗ 1990
ПСКР-903 затем «Холмск» 403 «Восточная верфь» 1990
ПСКР-904 404 «Восточная верфь» 1989
ПСКР-905 затем «Расул Гамзатов» (с 28.01.2004) 802 Ярославский ССЗ 1991
ПСКР-906 затем «Сочи» (с 1996) 803 Ярославский ССЗ 11.04.1991 8.02.1992
ПСКР-907 405 «Восточная верфь» 1990
ПСКР-908 406 «Восточная верфь» 05.1991
ПСКР-909 затем «Выборг» 301 СФ «Алмаз» 05.1991 31.07.1992
ПСКР-910 затем «Бриз» 804 Ярославский ССЗ 1993
ПСКР-911 затем «Рубин», затем «Подольск» 805 Ярославский ССЗ 1992 1993
ПСКР-912 затем «Анатолий Королёв» (с 15.11.2001) 302 СФ «Алмаз» 11.1992
ПСКР-913 затем «Алмаз» (с 26.05.1998) 303 СФ «Алмаз» 15.10.1993
ПСКР-914 затем «Корсаков» 407 «Восточная верфь»
ПСКР-915 затем «Невельск» 408 «Восточная верфь» 28.11.1990 09.1993
ПСКР-916 806 Ярославский ССЗ 1993 1994
ПСКР-917 затем «Нептун» 304 СФ «Алмаз» 1995
ПСКР-918 затем «Южно-Сахалинск» 409 «Восточная верфь» 1992 1994
ПСКР-919 затем «Дербент» 305 СФ «Алмаз»
ПСКР-920 затем «Бриллиант» затем «Сыктывкар» 306 СФ «Алмаз» 22.11.1995
ПСКР-921 затем «Кизляр» 307 СФ «Алмаз» 26.08.1992 6.12.1996 23.12.1997
ПСКР-922 410 «Восточная верфь» 1994 27.09.2003 2003
ПСКР-923 Так и остался без названия 411 «Восточная верфь» 2004 бортовой номер 126 Сентябрь 2005 г,
ПСКР-924 затем «Валентин Пикуль» 308 СФ «Алмаз» 25.05.2000 27.06.2001
ПСКР-925 затем «Ямалец» (с 03.2005) 310 затем 309 СФ «Алмаз» 15.10.2004
ПСКР-926 412 «Восточная верфь» 2001 15.07.2006 05.2007
ПСКР-927 «Адлер» 310 СФ «Алмаз» 3.10.2007.
ПСКР- 807 Ярославский ССЗ
ПСКР- 808 Ярославский ССЗ
ПСКР- 413 «Восточная верфь»

На страже морских рубежей

Предлагаю Вашему вниманию фотообзор корабельно-катерного состава Береговой охраны Федеральной пограничной службы ФСБ России. Так получилось, что на сайте «Сделано у нас» ВМФ России уделяется достаточно много внимания, а пограничники остались «в тени». Я решил исправить эту ошибку!

Обзор не претендует на роль справочника, из которого можно узнать исчерпывающую информацию о всех типах кораблей, катеров и вспомогательных судов, их количестве и ТТХ. Однако получить первоначальные знания о разнообразии и современном облике кораблей, охраняющих морские и речные рубежи нашей Родины — можно!

1. Пограничный сторожевой корабль проекта 11351 «Нерей»:

Водоизмещение: 3642 тонны

Максимальная скорость хода: 31 узел

На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

Такую окраску имели пограничные корабли и катера в 90-е годы:

2. Пограничное патрульное судно проекта 850285:

Водоизмещение: 2553/2684/2695 тонн

Максимальная скорость хода: 19 узлов

На судне имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

3. Пограничный корабль обеспечения проекта 1595 «Певек»:

Водоизмещение: 4040 тонн

Максимальная скорость хода: 18 узлов

4. Пограничный сторожевой корабль проекта 97П:

Водоизмещение: 3525 тонн

Максимальная скорость хода: 15 узлов

На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

5. Пограничный сторожевой корабль проекта 745П:

Водоизмещение: 1620 тонн

Максимальная скорость хода: 13 узлов

6. Пограничный сторожевой корабль проекта 12081 «Слепень»:

Водоизмещение: 450 тонн

Максимальная скорость хода: 23 узла

7. Пограничный сторожевой корабль проекта 1248/12481 «Москит»:

Водоизмещение: 213 тонн

Максимальная скорость хода: 17,5 узлов

8. Пограничный сторожевой корабль (корабль управления) проекта 1249:

Водоизмещение: 225 тонн

Максимальная скорость хода: 17 узлов

9. Пограничный сторожевой корабль проекта 12412/1241ПЭ «Молния»:

Водоизмещение: 475/495 тонн

Максимальная скорость хода: 32,8/30,5 узлов

10. Пограничный сторожевой корабль проекта 10410 «Светляк»:

Водоизмещение: 375 тонн

Максимальная скорость хода: 32 узла

11. Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 «Ропит-Марс-06»:

Водоизмещение: 670 тонн

Максимальная скорость хода: 24,8 узла

На корабле имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

12. Пограничное патрульное судно ледового класса проекта 22120 «Пурга»:

Водоизмещение: 1066 тонн

Максимальная скорость хода: 24 узлов

На судне имеется взлётно-посадочная площадка для приёма вертолёта.

13. Пограничное патрульное судно проекта 6457С «Спрут»:

Водоизмещение: 835 тонн

Максимальная скорость хода: 21,5 узел

14. Пограничный сторожевой корабль проекта 14310/14310М «Мираж»:

Водоизмещение: 120 тонн

Максимальная скорость хода: 50 узлов

15. Пограничный сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»:

Водоизмещение: 57,5 тонн

Максимальная скорость хода: 48 узлов

Пицунда, Абхазия, 24 июня 2011 года:

16. Пограничный сторожевой катер проекта 12150 «Мангуст»:

Водоизмещение: 27,2 тонн

Максимальная скорость хода: 52 узла

Кроме указанных типов, в составе БО ФПС ФСБ России имеется ещё несколько типов сторожевых катеров (более мелких), СВП, а также большое количество вспомогательных судов различного назначения. Общее количество кораблей, катеров и судов всех типов, используемых пограничниками, в т.ч. маломерных, достигает четырёх сотен!

Ближайшая перспектива.

ПСКРы пр. 12412 «Молния» — постепенное списание по мере поступления кораблей новых проектов.

ПСКРы пр. 10410 «Светляк» — завершение серийного строительства.

ПСКР пр.10410 (зав. №808) в достройке на Ярославском ССЗ — 32-й корабль серии:

ПСКРы пр. 22460 «Ропит-Марс-06» — серийное строительство на 2-х ССЗ — Судостроительная (Санкт-Петербург) и «Восточная верфь» (Владивосток).

ПСКР «Бриллиант» в достройке на СФ «Алмаз» — 1-й серийный корабль:

ПСКА пр. 12200 «Соболь» и 12150 «Мангуст» — продолжение серийного строительства.

Транспортировка ПСКА типа «Соболь» из Санкт-Петербурга на Дальний Восток:

В ближайшее время на Зеленодольском ССЗ должна состоятся закладка первого ПСКРа нового проекта 22100 «Океан». Пограничные сторожевые корабли этого типа должны прийти на смену ПСКРам проектов 11351 и 97П.

Про подготовке материала использованы фотографии:

Владимира Сергеевича с сайта russianplanes.net

И. Казимирчика с сайта fleetphoto.ru

Baltiec на Яндекс.Фотках https://fotki.yandex.ru/users/baltiec/

а также с сайтов forums.airbase.ru и docklife.ucoz.ru

Характеристики кораблей можно посмотреть здесь: https://russian-ships.info/pogran/

История строительства

Строительство кораблей ведётся на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького. Церемония закладки головного сторожевого корабля проекта 22100 (заводской № 111) состоялась 30 мая 2012 года. В 2014 году на «БИЗНЕС Online»

появилась информация, что зеленодольский завод им. Горького получил заказ на пять кораблей этого проекта.

В апреле 2020 года был согласован контракт на строительство двух кораблей проекта. Стоимость каждого корабля составила 8,66 млрд руб. (заводской № 112 и заводской № 113). Их закладка прошла 15 июля 2020 года.

Планируется, что после создания конструкторской и прочей документации строительство кораблей серии будет производиться быстрее, чем головного.

Примечания

  1. 12 Пограничный сторожевой корабль проекта 22100 «Океан» // А. В. Карпенко, ВТС «Бастион»
  2. РИА Новости. Состоялась закладка пограничного корабля для ФСБ России (рус.). Архивировано 29 октября 2012 года.
  3. Пограничный сторожевой корабль Проект 22100, шифр «Океан»
  4. Курсом в океан
  5. В Зеленодольске спустили сторожевой корабль «Петропавловск Камчатский». ВЕСТИ-ТАТАРСТАН. 1.6.2018
  6. ФСБ всерьез взялась за завод им. Горького
  7. ФСБ заказала поставку двух пограничных сторожевых кораблей «Океан»
  8. Информация о контракте № 1770236131415000251
  9. Информация о контракте № 1770236131415000252
  10. Головной сторожевой корабль «Океан» торжественно спущен на воду. 21.5.2014
  11. Новый сторожевой корабль «Полярная звезда» передан пограничникам
  12. .

  13. (стр. № 112). fleetphoto
  14. Пресс-релиз по случаю спуска на воду пограничного сторожевого корабля проекта 22100
  15. 12 Завод имени Горького: отложенный «Океан», курс на Азию и главный мушкетер России на юбилее

БПК пр.1134Б «Азов»

БПК «Азов» заложен 21.06.1972 г. на стапеле завода им.61 Коммунара в Николаеве. Спущен на воду 14.09.1974 г. 21.06.1975 г. на корабле был поднят Государственный флаг СССР.

10 мая 1977 г. БПК убыл в Николаев для установки комплекса УМРК С-300Ф, в испытаниях которого корабль был задействован до декабря 1980 г.

В мае 1985 г. корабль выполнил программу летно-конструкторских испытаний ЗРК «Шторм-Н», также был задействован в отработке стрельб УМРК С-300Ф по нескольким ракето-мишеням на высотах от 3 до 50 метров.

10-17.03.1986 г. «Азов» в составе 30 ДиНК участвовал в проверке главной ин­спекции МО СССР по выполнению боевых упражнений ПТ-2, РС-70ПХ, АС-70ПХ. Из-за сброса «высокого» напряжения АРЛС «Турель» правого борта артиллерий­ский комплекс АК-726 не смог выполнить артиллерийскую стрельбу на самоуправ­лении по РМ-35, за что получил оценку «неудовлетворительно». Общая инспек­торская оценка — «неудовлетворительно».

с 4 по 14.06.1986 г. принимал участие в штабных учениях кораблей 5-й флотилии с выходом в Средиземное море. Задачу выполнил с оценкой «отлично». 14-17.09.1987 г. повторная проверка главной инспекцией МО СССР. В ходе проверки проводились учения двухстороннего встречного боя в составе КПУГ 21 БрПК и выполнение опытовой ракетной стрельбы РС-70 по 7 ракето-мишеням, которые совершали «звездный налет» на ордер кораблей. В результате применения УМРК 4 мишени были уничтожены. По итогам 1987 г. БПК был признан лучшим кораблем флота по ПВО, ракетной, артиллерийской и противолодочной подготовкам.

20.01-16.06.1988 г. выполнял задачу по несению боевой службы в Средиземном море. Во время БС принимал участие в учении «Осень-88»,с дружественными визитами посетил порты Тартус (Си­рия) и Триполи (Ливия). Последний заход осуществлялся под флагом главноко­мандующего ВМФ СССР адмирала флота В.М.Чернавина.

В 1989 году «Азов» завоевал Приз Главкома ВМФ СССР по ракетной подготовке. с 28 мая по 25 декабря 1990 г. выполнял задачу по несению боевой службы в Средиземном море. Под флагом командующего 5 ОПЭСК контр-адмирала Горбунова совершил визит в порт Тартус (Сирия), а с 25 июня по 1 июля 1990 года побывал в кубинском порту Гавана.

С 27 мая по 3 июня 1991 г. снова БС в Средиземном море, с 27 ноября 1992 по 8 ноября 1993 гг. БПК «Азов» принимал участие в выпол­нении специальных задач при объявлении чрезвычайного положения в Абхазии. В 1994 году БПК «Азов» завоевал приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке. Принял участие в параде в честь 300-летия флота России.

12.06.1997 г. состоялась церемония спуска флага ВМФ СССР и подъема Андреевского флага ВМФ России. Вскоре последовало решение о сдаче корабля на слом в связи с «нецелесообразностью ремонта и утратой первоначальных тактических характе­ристик». 1.11.1998 г. «Азов» вывели из состава ВМФ, а 10.12.1998 г. в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом, на нем торжест­венно спустили Андреевский флаг. Имя «Азов» было передано БДК пр. 775, входящего в состав 30 ДиНК ЧФ РФ.

На проданном с аукциона и стоящем на разборке «Азове» 21.03.2000 г. возник сильный пожар, который удалось ликвидировать к утру 22 марта. Пожарные предотвратили взрыв остатков ГСМ и возможность экологического загрязнения бухты мазутом. Вскоре после пожара началось быстрое срезание остатков надстроек «Азова», а сам кор­пус был отбуксирован в устье Черной речки и там окончательно утилизирован.

Носил бортовые номера: 532 (с постройки), 717 (в процессе службы), 701 (последний бортовой номер).

В разное время кораблем командовали:

  • капитан 3 ранга А.А.Лысенко (10.1974- 08.1979 гг.)
  • капитан 3 ранга Волобуев (1979 г.)
  • капитан 3 ранга В.Васюков
  • капитан 3 ранга Зайков
  • капитан 3 ранга Михеев
  • капитан 2 ранга А.Челпанов (01.1990 г.)
  • капитан 2 ранга А.К.Фармазов (06.1991-1992 гг.)
  • капитан 2 ранга А.Василяускас (09.1995 г.)
  • капитан 2 ранга А.Богданов (12.1998 г.).

Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Петропавловск»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: