Деньги в воду: почему сша продолжают строить авианосцы, а россия от них отказалась

Клубок сомнений

Одной из важнейших проблем, в которой соединились военно-технические и экономические аспекты, стал выбор палубного истребителя. На авианосцах класса Invincible Британия использовала Harrier — самолет с вертикальным взлетом собственного производства, но он, увы, безнадежно устарел. Когда в Британии начали делать первые шаги к реализации нового авианосного проекта, за океаном была близка к завершению программа создания многофункционального истребителя 5-го поколения Joint Strike Fighter, в рамках которой конкурировали конструкции X-32 от Boeing и X-35 от Lockheed Martin. В 2001 году Великобритания стала партнером программы и также получила право голоса в вопросе окончательного выбора конструкции. Как известно, победу одержал проект Lockheed Martin, который отныне стал называться F35 Lightning II. В 2002 году английское военное ведомство объявило, что в качестве летательного аппарата с фиксированным крылом для будущих авианосцев выбран F35 в модификации «B».

Оружие

Авианосцы России: 6 забытых проектов


Традиционный способ строительства корабля — от килевой балки до верхней палубы — сейчас при создании больших кораблей заменен на модульную сборку. Именно так, из больших модулей, сваривают теперь авианосцы, контейнеровозы и супертанкеры.

На практике это означало, что англичане остановились на схеме STOVL: базирующиеся на авианосцах самолеты будут взлетать с укороченным разбегом и садиться вертикально (как раз для такого режима эксплуатации построен F35B). Для взлета после укороченного пробега в конструкции QE предусмотрен трамплин, который типичен для авианесущих кораблей советского производства, но совершенно нетипичен для авианосцев США. Впрочем, хоть «британец» и короче «Нимицев» (280 м против 333), конструкция палубы QE позволяет оборудовать ее под взлет и посадку обычных палубных истребителей. В 2009 году в британском руководстве обсуждался вариант оснащения обоих авианосцев (или одного из них) катапультой (возможно, новейшей электромагнитной, которую американцы поставили на авианосец Gerald R. Ford) и аэрофинишером. Это позволило бы заменить истребители F35B на F35С — более дешевые и при этом имеющие больший радиус действия и большую полезную нагрузку. Однако, посчитав, во сколько обойдутся катапульта и аэрофинишер и как это скажется на и без того растянутых сроках, военные все же вернулись к первоначальному варианту. Впрочем, срок службы авианосца оценивается в 50 лет, и дооснащение его оборудованием для взлетов и посадок обычных палубных самолетов вроде того же F35C в будущем не исключается.

До последнего времени была неясна судьба систершипа «Королевы Елизаветы» — авианосца Prince of Wales. В 2010 году вышел новый правительственный доклад, посвященный вопросам обороны и безопасности, где говорилось о том, что наверняка на вооружение поступит лишь один из двух кораблей. Строительство второго может быть заморожено, с тем чтобы при необходимости быстро его достроить. Рассматривался также вариант продажи «Принца Уэльского» одному из союзников по НАТО. Однако покупателя, похоже, не нашлось, а отмена контракта могла обойтись британскому налогоплательщику еще дороже, чем достройка корабля, — по причине неустоек. Точку (на сегодняшний день) поставил британский премьер Дэвид Кэмерон, объявив в минувшем году, что «Принцу Уэльскому» во флоте ее величества быть.

Как уже говорилось, никогда прежде Британия не строила такого крупного военного корабля. В соответствии с современными тенденциями в кораблестроении сначала собирали крупные модули, а затем их сваривали в единую конструкцию. Для строительства модулей пришлось задействовать семь верфей четырех компаний в разных городах, и лишь одной из этих верфей — в Розите — досталась финальная сборка.


Поскольку отдельные модули для QE строились на разных верфях в разных городах Великобритании, доставлять их в шотландский Розит приходилось по воде. Главной технической сложностью стало точное позиционирование гигантских модулей при сварке.

Первая мировая война подорвала финансы

Огромное финансовое бремя Первой мировой войны сильно ударило по Королевскому флоту Великобритании. Что позволило морским силам Японии и США догнать Королевский флот по возможностям. Великобритания знала, что ей будет трудно выиграть новую гонку военно-морских вооружений. Из-за долга, возникшего при финансировании Первой мировой войны.

Кроме того, в 1921 году ВВП страны составлял всего 87,1% от уровня 1913 года.

Этот вопрос был решен в Вашингтонском военно-морском договоре. Который дал возможность избежать гонки вооружений. Нежелание Британии инвестировать в свой военно-морской флот означало, что она пренебрегала своей основной военной силой.

Потому что, в отличие от своих континентальных соседей, основная часть британской мощи всегда принадлежала Королевскому флоту. Увы, договор мало что сделал для предотвращения войны. И обернулся крахом для Империи.

Самый большой авианосец Второй мировой войны

Наибольший корабль-участник боевых действий 1939-1945 года, «Синано» изначально планировалось построить как линкор. В Российский авианосец «Шторм»авианосец же его было принято решение переоборудовать после фатальной для Страны восходящего солнца морской битвы за атолл Мидуэй (июнь 1942 года). В ней Япония потеряла четыре ударных авианосца.

Размеры судна:

  • Длина – 266 м;
  • Максимальная ширина – 53 м;
  • Осадка – 10,8 м.

Полное водоизмещение – 71 890 т, мощность силовой установки – 153 тысяч лошадиных сил.

В состав авианосной группы «Синано» в первом боевом походе вошли 18 истребителей, 12 ударных летательных аппаратов и 6 разведывательных самолётов. Уникальный боевой корабль, спущенный на воду 5 ноября 1944 года, провёл на плаву всего 17 часов. 29 ноября в 10:55 он утонул, атакованный вечером предыдущего дня шестью торпедами американской подводной лодки SS-311 «Арчерфиш».

Авианосец «Синано» позволил Японии в течение 15 лет после войны оставаться страной, обладавшей самым большим кораблём этого типа. В 1961 году её сменили США, когда в состав военно-морского флота вошёл первый в мире авианосный корабль с ядерной силовой установкой «Энтерпрайз» (CVN-65) полным водоизмещением 73 858 т.

Авианосцы Японии

Японский авианосный флот Второй мировой войны по боевой мощи уступал только Корабли Военно-Морских Сил Соединённых Штатов Америки в Чёрном мореармаде кораблей США. В данном классе – суда трёх типов: тяжёлые, лёгкие и эскортные. К 7 декабря 1941 года, последнему дню перед нападением японцев на Перл-Харбор, в составе императорского флота насчитывалось 10 кораблей лёгкого класса:

  • Тип «Сорю» («Сорю», «Хирю»);
  • Тип «Сёкаку» («Сёкаку», «Дзуйкаку», «Кага», «Акаги», «Хосё», «Рюдзё»);
  • Тип «Сёхо» («Сёхо», «Дзуйхо»).

В составе вспомогательной авианосной группы – два гидроавианосца («Ниссин», «Мидзухо») и восемь плавбаз. В 1941-1944 годах на воду было спущено ещё 12 авианосцев пяти типов – «Хиё» («Хиё», «Дзюнъё»), «Тайё» («Тайё», «Каньё», «Унъё»), «Унрю» («Амаги», «Унрю», «Кацураги») и «Тайхо». Корабли водоизмещением 20-40 тыс. т. несли по 70-90 боевых самолётов и представляли серьёзную боевую силу против США в Тихом океане.

Махатма Ганди и независимость колоний

Власть Империи начала ослабевать с начала 1930-х годов. Но заметная смена политики произошла в 1935 году с принятием Закона о правительстве Индии. Который предоставил определенную степень самоуправления Индийскому субконтиненту. Этот акт был, возможно, самым значительным поворотным моментом в истории британской администрации в Индии.

Партия противников закона не скупилась на слова в своей оценке акта. Назвав его “конституцией рабов, пытавшейся укрепить и увековечить экономическое рабство Индии”. Не успокоился и Махатма Ганди, бывший член партии Конгресс.

Юрист, получивший образование в Лондонском университете, Ганди был лицом и лидером индийского национализма. Организовав три кампании за независимость в 1920–22, 1930–34 и 1940–42 годах.

Идеи Ганди о ненасильственном национализме находили отклик у людей не только в рамках жесткой кастовой системы Индии. Но и в Великобритании, Европе и во всем мире.

Борьба за независимость Индии активизировала колонии по всей империи. Включая Бирму; Гану; Британскую Малайю; Кипр; Нигерию; Сингапур; Сьерра-Леоне; Уганду и Кению.

Одна за одной, колонии объявляли независимость. Эта модель будет наблюдаться по всей Британской империи сразу после войны.

Тяжелый авианосец ВМС Великобритании «Арк Ройал»

Корабль ВМС Великобритании R09 «Арк Ройал», близкий по конструкции авианосцу «Игл», был построен в 1955 году и обладал более современной конфигурацией. Он был оснащен двумя паровыми катапультами. 5,5* угловой полетной палубой,зеркальной светотехнической посадочной системой и расположенным на левом борту подъемником, обслуживавшим только верхний ангар. Первоначально авиагруппа корабля состояла из 50 летательных аппаратов, включая «Си Хок», «Си Веном», самолеты ПЛО «Ганнет» и ДРЛО «Скайрейдер», а также несколько вертолетов общего назначения. В 50-х годах к авиагруппе были добавлены самолеты «Уайверн». В 1956 году были удалены расположенные на правом борту корабля 114-мм АУ, а в 1959 году удален бортовой самолетоподъемник. Когда в 1960 году авианосец вновь вышел в море, его авиакрыло дополнили самолеты «Симитер», «Си Виксен» и самолеты ДРЛО «Ганнет». Часть 127-мм АУ была удалена в 1964 году, а оставшиеся орудийные башни и последние 40- мм пушки «Бофорс» — в ходе модернизации 1967-1970 годов.

Это должно было позволить применять на авианосце истребители «Фантом». Были установлены 8,5* угловая полетная палуба, новые катапульты и аэрофинишер. Остров был также перестроен, и одновременно с усовершенствованием старых РЛС были добавлены новые станции. Численность авиагруппы сократилась с 48 до 39 летательных аппаратов и оставалась неизменной до окончания активной эксплуатации корабля. Обычно она включала 12 самолетов FG.Mkl «Фантом», 14 S.Mk2 «Буканир», 4 AEW.Mk3 «Ганнет», 6 вертолетов ПЛО HAS.Mkl «Си Кинг» (позже HAS.Mk2), 2 вертолета ПСС Mkl «Уэссекс» и палубный транспортный самолет «Ганнет». Количество самолетов «Буканир» в авиагруппе удвоилось с появлением самолетов-заправщиков, и дальних самолетов-разведчиков с устанавливаемой в бомбоотсеке фотоаппаратурой. Отставка В 60-х годах «Арк Ройал»6ыл сначала модернизирован под применение тактических атомных бомб «Ред Биэд», а затем — «Грин Паррот». Испытывая в течение всего срока эксплуатации технические проблемы, «Арк Ройзл» был снят с эксплуатации в 1978 году. После жарких дебатов относительно его будущего корабль в 1980 году был направлен на утилизацию. Характеристики: Авианосец ВМС Великобритании «Арк Ройал» Водоизмещение: 43060 тонн стандартное, 50786 тонн полное. Размерения: длина — 275,6 м, ширина — 34,4 м, осадка -11м, ширина полетной палубы – 50,1 м. ГЭУ: четырехвальная паротурбинная суммарной мощностью 113 346 кВт (152 000 л.с. ). Скорость: 31,5 узла Авиагруппа: 39 (см. текст). Экипаж: 2637 человек. Вооружение: четыре четырехконтейнерных ПУ GWS22 для ЗУР «Си Кэт». Радиоэлектронное вооружение: по две РЛС обнаружения воздушных целей типа 965М и типа 982; две РЛС определения высоты воздушных целей типа 963: одна РЛС обнаружения надводных целей типа 993; одна РЛС управления заходом самолетов на посадку SPN-35; одна навигационная РЛС типа 974 и одна станция радиотехнической разведки (РТР).

Британская империя была слишком большой и дорогой

Управление огромными территориями и около 538 миллионами человек имело значительную цену. Еще в 1880 году Британская империя приносила экономическую отдачу ниже, чем инвестиции в самой Британии. В то время как для ее сохранения британские налогоплательщики платили в два с половиной раза больше. Чем граждане других развитых стран.

Невозможность сохранения такого обширного массива суши стала очевидной во время Второй мировой войны. Когда приходилось направлять так много ресурсов на войну в Европе, а также в Африке и на Ближнем Востоке. Мало что можно было выделить на войну в Юго-Восточной Азии. И история нападения Японии на Сингапур выявила неспособность Великобритании финансировать вооруженные силы всей империи.

Wundefwaffe

Гибель «Арк Ройяла»

10 ноября началась обычная, по крайней мере, все так думали, операция по переброске истребителей на Мальту. Вечером этого дня Соединение Н снялось с якорей и вышло из Гибралтара. На древний «Аргус» и «Арк Ройял» были по­гружены 37 «Харрикейнов». На следующее утро небо над авиа­носцами оказалось чистым, и самолеты могли бы взлететь, однако бомбардировщики Королевских ВВС, которые дол­жны были привести истребители на остров, стояли в Гиб­ралтаре, прикованные к земле нелетной погодой. Итальянский самолет следил за соединением, но из-за того, что па­лубы авианосцев были забиты «Харрикейнами», они не могли поднять истребители, чтобы отогнать итальянца. На следую­щий день погода в западной части Средиземного моря улуч­шилась, и бомбардировщики сумели вылететь из Гибралта­ра. «Харрикейны» стартовали с авианосцев и полетели вслед за ними на Мальту. 3 истребителя разбились по дороге, но 34 благополучно сели на острове.

Технические характеристики

В авианосце «Джеральд Форд» характеристики по ряду направлений не сильно отличаются от кораблей серии «Нимиц». Это обусловлено попыткой снизить расходы на проектирование и сборку нового корабля. Однако последующие корабли серии могут получить новые разработки и существенно отличаться по характеристикам от головного авианосца.

Радиоэлектронное оборудование и вооружение

Авианосец имеет современную двухдиапазонную радиолокационную систему DBR. В нее входят многофункциональный радар AN/SPY-3 X-диапазона и радар объемного обзора S-диапазона. Первый осуществляет обнаружение и сопровождение целей включая их подсветку для ракетного удара.

VSR обеспечивает целеуказание для других радаров на дальних дистанциях. В итоге радиолокационная система авианосца позволяет управлять не только собственным вооружением, но и ракетами кораблей сопровождения. Это делает радиоэлектронное оборудование частью общего вооружения всей авианосной группы.

Энергетическая установка

Для авианосца «Джеральд Форд» разрабатывали новые силовые установки. Два реактора A1B способны производить на четверть больше электроэнергии, чем их аналоги на кораблях предыдущих поколений. При этом сложность обслуживания установок сокращена на половину.

Используемый ядерный реактор обеспечивает мощностью все электрооборудование корабля, включая катапульты и аэрофинишеры. Без замены топливных стержней он может работать в течение 50 лет — именно на этот срок рассчитана эксплуатация авианосца.

Дальность плавания

Авианосец «Джеральд Р. Форд» не имеет ограничений в дальности плавания. Это позволяет кораблю покрывать любые расстояния. Автономность хода составляет 120 суток. Скорость — до 30 узлов.

Водоизмещение

Водоизмещение авианосца «Джеральд Форд» не сильно отличается от кораблей серии «Нимиц» и составляет 98,425 тыс. т. Осадка — 12 метров. Ожидается, что полное водоизмещение дальнейших кораблей линейки будет варьироваться в пределах 112 тыс. т.

Габариты и вес

Габариты нового авианосца имеют следующие технические характеристики:

  • длина корабля — 337 м;
  • высота — 76 м;
  • ширина по ватерлинии — 41 м, наибольшая — 78 м;
  • вес корабля соответствует водоизмещению — 98,425 т.

Стандартная комплектация подразумевает 2500-2700 членов экипажа, около 2500 человек авиагруппы и 70 человек штабного командования. На борту «Джеральд Форд» размещается 4660 человек — сокращения экипажа удалось достигнуть за счет автоматизации многих процессов.

Вторая Мировая война

Конфликт не только поставил под угрозу британскую экономику. Стране пришлось договориваться о ссуде в размере 3,75 миллиарда долларов от Соединенных Штатов и Канады в марте 1946 года. Ссуда ​​была окончательно выплачена лишь 60 лет спустя, в декабре 2006 года.

Когда Великобритания обанкротилась и устала от войны, внимание нации было обращено внутрь, а не вовне. Более двух миллионов домов в Соединенном Королевстве были повреждены или разрушены

Отрасли промышленности, от авиации, которая теперь была слишком большой, до горнодобывающей промышленности и железных дорог, которые были истощены.

А с двумя новыми сверхдержавами в лице США и СССР, обе из которых были враждебны европейскому колониализму, положение Британской империи стало несостоятельным.

Конечно, Великобритания вышла победителем в войне. Но это произошло после череды поражений в начале конфликта. Среди худших из них было падение Сингапура, которое произошло с 8 февраля 1942 года.

В течение этих жестоких семи дней японские войска разгромили более крупные британские силы. Уничтожив все представления о европейском превосходстве. Позднее Черчилль назвал это “самой страшной катастрофой и капитуляцией в истории Британии”.

Адмирал Кузнецов

Единственный авианосец России с 2017 г. стоит на приколе, его модернизация осуществляется на судоремонтном заводе г. Мурманска. Обновление завершится к 2021 году, её осуществление позволит оставить корабль на вооружении ВМС России ещё на 20 лет. Авианосец «Адмирал Кузнецов» обладает удобной сквозной взлётной палубой и трамплином для обеспечения взлёта боевых машин. Площадь палубы – 14 800 м², угол наклона 14,3°. По оценкам иностранных экспертов слабым местом корабля является слабая мощность двигателя.

Технические характеристики:

  • Дата постройки: 04.12.1987
  • Сдан в эксплуатацию: 20.02.1991
  • Водоизмещение: 61 390 тонны
  • Длина: 306,45 м
  • Возможности по размещению боевой техники: до 52 летательных машин.
  • Численность экипажа: 1980 человек
  • Численность авиаперсонала: 626 человек

Новый баланс

Если не брать в расчет стратегические ядерные силы, сегодня Королевский флот, безусловно, слабее американского, китайского, российского, французского, японского, индийского, и по некоторым параметрам уступает итальянскому, с которым сравним по численности. С относительным успехом он может выполнять противолодочные задачи в Атлантике, а также поддерживать присутствие в Средиземном море, но говорить о его возможностях как инструмента проецирования военной мощи сегодня не приходится. Как эта ситуация могла бы измениться? Brexit в сочетании с разворачивающимся глобальным кризисом выкидывает Великобританию в новую политическую реальность, где Соединенному Королевству, по сути, предстоит заново определить свою роль в мире. Простейшим способом продолжить существование будет следование в фарватере США, для которых Лондон остается удобным младшим союзником и партнером по военно-техническому сотрудничеству. Эта роль, реализация которой весьма вероятна, достаточно скучна и не слишком почетна. Какой могла бы быть иная реальность?

Британия по-прежнему остается лидером Содружества наций, почти все участники которого являются или действующими партнерами Лондона по тем или иным программам ВТС, или, во всяком случае, открыты для потенциальных предложений. Ряд членов Содружества на сегодня сталкивается с проблемой дефицита безопасности, реального или предполагаемого, что облегчает продажу им услуг в данной сфере. Отчасти подобная схема уже реализуется, например, в случае с фрегатом типа 26, эксплуатантами которого помимо британского, должны стать также канадский и австралийский Королевские флоты. Учитывая опыт НАТО в создании совместных структур эксплуатации сложных дорогостоящих систем, таких как самолеты ДРЛО, или военно-транспортной авиации, подобная схема в перспективе теоретически могла быть реализована в рамках «флота Содружества», основу которого мог бы составить Королевский флот. Сложение финансовых ресурсов в данном случае означало бы как увеличение количества закупаемых боевых единиц, так и возможность более щедрого финансирования НИОКР и создания общих структур управления проектами. В свое время эта система уже работала — крупнейшие доминионы Британской империи, неся свою долю расходов, имели в составе своих флотов современные боевые корабли, вплоть до линейного класса.

Разумеется, воссоздать на этой основе тот Королевский флот, что некогда был морской силой, более глобальной, нежели сегодняшние ВМС США, невозможно. Но создание определенной сетевой структуры с относительно небольшим, но мощным боевым ядром, способным на самостоятельные операции без привлечения внешних сил, вполне представимо. Насколько это реализуемо — отдельный вопрос, касающийся в первую очередь целеполагания.

Конструктивные особенности нового боевого корабля США

Длина авианосца «Джераль Форд» составляет сумасшедшие 337 метров, при максимальной точке ширины в 78 метров. Такая махина действительно может преодолеть совершенно любую морскую дистанцию, благодаря наличию двух ядерных реакторов типа Bechtel A1B – дальность плавания неограниченна. Однако, лимит авиационного топлива и провизии не бесконечен, по этим показателям сохранить полную автономность удастся в течении 30 и 100 суток соответственно.

Управлять самым огромным кораблем в мире будет экипаж из 4660 человек, что практически на тысячу меньше нежели на борту «Нимица». Сократить количество людей удалось за счет автоматизации большинства процессов. Что касается общих габаритов нового авианосца, то они мало чем отличаются от модели прошлого поколения.

Водоизмещение авианосца «Джеральд Форд» действительно составляет порядка 100 тыс. тон, этот показатель контролируется на постоянной основе передовыми системами. Также они непрерывно следят за устойчивостью корабля.  Капитанская рубка размещается возле правого борта, в ее конструкцию интегрированы технологии, позволяющие обеспечивать безопасный взлет и посадку боевых самолетов. Именно размер островка или надстройки, как кому удобно, устанавливает окончательную высоту всего корабля, которая составляет 76 метров. Вес одной только рубки – это 555 тонн металла. Неудивительно, что именно по ней вражеские радары смогут идентифицировать авианосец.

Также на борту нашлось место двум транспортным автомобилям C-2 Greyhound и многоцелевым вертолетам МН-60R/S. Огромное значение придается боевым беспилотникам, ведь именно они уже в скором будущем должны стать основой авиагруппы. Однако, пока в экипаже имеются исключительно заправщики и разведчики. Авианосец «Джеральд Форд» характеристики которого, действительно находятся на высочайшем уровне, гарантирует стабильных 160 взлетов за сутки при стандартном режиме работы. Если же, во время боевых действий необходимо будет ускориться, за тот же отрезок времени воздушный запуск проведут 220 раз.

Европейский колониализм

Антиимпериалисты всего мира видели в Советском Союзе маяк. Это потому, что антиимпериализм был центральным элементом большевистской политики. Например, Владимир Ленин обозначил империализм как высшую стадию капитализма. Добавив, что “империализм – это та стадия капитализма, когда последний, выполнив все, что в его силах, начинает приходить в упадок”.

К концу войны, в 1945 году раскол между Британской империей и СССР начал расширяться. Кульминацией которого стал Берлинский воздушный мост в июне 1948 года. Который большинство историков считает первым крупным инцидентом холодной войны.

Сталин стремился расширить сферу влияния. В результате чего китайцы называли Советы “социал-империалистической сверхдержавой”. Этот новый империализм возник за счет как Соединенных Штатов. Так и, что наиболее разрушительно, Британской империи.

Последняя капля

Действительно, с определенного времени гордость ВМС США — авианосцы все реже и реже стали появляться в различных уголках Мирового океана. Как оказалось, это связано отнюдь не с отсутствием желания нести «ценности западной демократии» всем сопротивляющимся «недемократическим» странам, а с возникшими проблемами в оборонном комплексе США, в частности с кораблестроительными фирмами.

Факты, связанные с техническими проблемами у авианосца «Джеральд Форд», эсминца «Замволт» и проблемы с сварными швами при строительстве атомных подлодок типа «Вирджиния», оказались лишь вершиной айсберга, подводную часть которого удавалось долго скрывать за ширмой дорогостоящих проектов. Пока американским адмиралам предлагали «чудо-оружие» в виде авианосца-невидимки («Джеральд Форд») или корабля с рельсотроном («Замволт»), ремонтные доки заполнились до отказа кораблями, которые составляют костяк ВМС США.

Именно авианосцы стали последней «каплей», которая вскрыла неудовлетворительное состояние военного флота США, и, может быть, именно поэтому Дональд Трамп заговорил о возможной скорой отставке Джеймса Мэттиса. Это неудивительно: выступая на предвыборных дебатах, Трамп обещал американцам за счет ввода в строй новых надводных кораблей и подводных лодок нарастить мощь флота страны до 355 единиц. Под эти обещания Пентагону был выделен рекордный бюджет — 716 млрд долларов.

И вдруг такой прокол! Авианосцы ломаются — как новые, так и старые. Союзники негодуют, русские вместе с китайцами — смеются. А еще при этом сведения о том, что в России есть гиперзвуковые противокорабельные ракеты, оказываются достоверными…

Ситуация с авианосцами схожа с положением дел в ВВС США, где 60% авиапарка требует срочного ремонта. При этом новые самолеты F-35 тоже постоянно ломаются, вызывая скепсис у потенциальных заказчиков. Да и баллистические ракеты «Минитмен-3» при проверке показали себя не лучшим образом.

Лёгкие авианосцы типа «Индепенденс»

Серия быстроходных небольших кораблей состояла из 9 единиц. Все они были введены в боевой состав военно-морского флота США в 1943 году. Полный список авианосцев водоизмещением 14 751 т, не считая головного судна под номером 21:

  • «Принстон» (CVL-22);
  • «Белло Вуд» (CVL-23);
  • «Коупенс» (CVL-24);
  • «Монтерей» (CVL-25);
  • «Лэнгли» (CVL-26);
  • «Кэбот» (CVL-27);
  • «Батаан» (CVL-28);
  • «Сан-Джасинто» (CVL-29).

Четыре винта, водотурбинные котлы и паровые турбины GE мощностью 100 тысяч лошадиных сил обеспечивали судам скорость хода до 31,6 узлов. Толщина брони на поясе и траверзах: 127 мм. Палубы кораблей были защищены полуметровым слоем прочной стали. Суда длиной 190 м при полной загрузке давали осадку свыше 7 метров.

Авиагруппу, состоявшую из 30 самолётов, защищали зенитные пушки и пулемёты. При крейсерской скорости 15 узлов основные лёгкие авианосцы тихоокеанского театра военных действий были способны проплавать автономно свыше 8 тысяч миль. Лишь один корабль («Принстон») был потоплен японской авиацией за время боевых действий в Тихом океане. Остальные продолжали боевую службу после окончания войны.

10.Чакри Нарубет

Небольшой, по меркам авианосцев, но мобильный и лёгкий испанский корабль состоит на содержании армии Таиланда. Его основной функцией является обеспечение воздушного сопровождения поисково-спасательных операций. Впрочем, из-за недостатка финансирования корабль практически всегда стоит на приколе, развлекая любознательных туристов. В редкие выходы в море на палубе почти всегда присутствуют члены королевской семьи Таиланда, за что авианосец прозвали семейной королевской яхтой.

Технические характеристики:

  • Дата постройки: 20.01.1996
  • Сдан в эксплуатацию: 27.03.1997
  • Водоизмещение: 11 485 тонн
  • Длина: 183 м
  • Возможности по размещению боевой техники: до 14 единиц
  • Численность экипажа: 455 человек

Тяжёлые авианосцы типа «Эссекс»

Основой авианосного флота США во время Второй мировой войны стали 17 кораблей с полным водоизмещением 34 881 т. Они были на 76 м длиннее (265,9 м) и на 12 м шире (45 м) лёгких кораблей класса «Индепенденс». Силовая установка с вдвое большим количеством котлов развивала мощность 150 тысяч лошадиных сил. При одинаковой крейсерской скорости суда класса «Эссекс» могли ходить без пополнения запасов топлива уже не 8, а 15 тысяч морских миль.

Кроме палубы, пояса и траверзов на авианосцах тяжёлого класса бронёй укрыты основные коммуникации – крыша боевой рубки, румпельное отделение, кожухи электрических кабелей и элеваторов. В качестве защиты от авиации и морских сил противника применено новейшее на то время оборудование – РЛС обнаружения серий SC и SK. Зенитные пушки:

  • Малокалиберные – 20 мм «Эрликон» и 40 мм «Бофорс»;
  • Крупнокалиберные – 127 мм «Марк» Mk.12.

Хорошо вооружённые американские тяжёлые авианосцы полностью господствовали на театрах военных действий: ни один корабль не был потоплен за время Второй мировой войны. Четыре из них («Йорктаун», «Интерпид», «Хорнет» и «Лексингтон») установлены в различных портах США в качестве музейных экспонатов.

Чакри Нарубет | 183 метра

“Чакри Нарубет” (Тайланд) – лёгкий авианосец открывает десятку самых больших кораблей в мире, состоящих на вооружении. Он же является самым малым современным авианосцем. Основными задачами тайландского судна являются поисково-спасательные операции и обеспечение воздушной поддержки. Низкая боеспособность корабля связана с недостатком финансирования и нечастыми выходами в море. Длина “Чакри Нарубет” составляет 183 метра. На корабле способно разместиться более 600 членов экипажа. Так как авианосец большую часть времени неактивен, его могут посетить приезжие туристы. Помимо этого, “Чакри Нарубет” прозван как самая большая в мире королевская яхта, так как во время выходов в море, на нём очень часто присутствует королевская семья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: