Ракетный корабль на воздушной подушке «самум»

Проект 12300: Ракетный-артиллерийский катер «Скорпион»

В 2001 году в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества «Вымпел» состоялась церемония закладки ракетно-артиллерийского катера нового поколения «Скорпион».Назначение и особенности

Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности. По мнению главного конструктора ЦМКБ «Алмаз» Юрия Арсеньева, развитие ракетных катеров велось по двум основным направлениям — усиление вооружения и улучшение мореходных качеств. На сегодняшний день «Скорпион» — вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой «Яхонт» вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. «Яхонт» имеет дальность стрельбы 300 км, массу боевой части — 200 кг.

Что касается корпуса, то он у «Скорпиона», по словам Юрия Арсеньева, очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения «Молния», имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то «Скорпион» с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.

Катер имеет комбинированную силовую установку, состоящую из двух дизельных двигателей для маршевых режимов плавания и газовой турбины ГТУ-12, предназначенной для выхода на скорость перехвата. ГТУ-12 приводит в движение вентилируемый водомет, разработанный в ЦМКБ «Алмаз». Он состоит из обечайки, в которой на больших оборотах работает полупогруженный винт.

Артиллерийское вооружение «Скорпиона» состоит из установки калибра 100 мм А-190-5П-10. Для воздушной обороны на ближнем рубеже, то есть на дальности 5-6 километров, служит зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-1». Корабль оснащен активной трехкоординатной РЛС общего обнаружения надводных и воздушных целей «Позитив-МЭ1». Она может обнаруживать на дальности до 150 км и сопровождать одновременно до 50 целей, обеспечивает их классификацию и выдачу целеуказания сопряженным системам управления огнем.

Управление ракетной стрельбой осуществляется РЛС «Гарпун-Б» 3Ц-25Э. Активный канал этой станции использует сложный модулированный сигнал, который имеет способность, работая в приводном слое, огибать поверхность земли. Тем самым дальность обнаружения в зависимости от условий радионаблюдаемости составляет до 250 км, а в ходе испытаний в Индийском океане, как рассказал Юрий Арсеньев, была получена дальность 400 км. Таким образом, «Скорпион» имеет возможность загоризонтного целеуказания прямо на борту, без привлечения каких-то внешних систем.

Базовые ТТХ

Водоизмещение, т: стандартное — нет данных, полное: 465 Размеры, м: длина — 56,7, ширина — 10,3, осадка — 2,7, Скорость полного хода, уз. – 38, Дальность плавания, эконом. ход – 12 узлов — 2000 миль, Автономность, сут. — 10 Силовая установка: 2х5000 л.с., 2 дизеля М-530, 1х15000 л.с., ГТУ, 2 ДГ по 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт, Вооружение: 2х2 ПУ ПКР «Яхонт», 1 ЗРАК «Каштан-1» (4 ЗУР с 2000 снарядов), 1х1 100 мм А-190Э (80 снарядов) – 5П-10А («Пума»), РТВ: РЛС «Позитив-М1.1», «Монумент-12301», «Ладога-МЭ-12300», СН-3101, «Буран», изделие 6730-7 системы госопознавания, «Горизонт-25», комплекс помех ПК-10 (4 ПУ), ГАС ПДСС «Анапа»; Экипаж, чел. – 37.

ЗРАК Каштан-М.

Возможные модификации: проект 12300П – пограничный сторожевой корабль с взлётно-посадочной площадкой, проект 12301 — вариант с ПКР «Оникс», А-190, БИУС «Сигма», проект 12301П – пограничный сторожевой корабль, проект 12302 – вариант с ПКР «Уран».

Планировалось построить головной катер в 2005 году, а затем строить серию для ВМФ РФ — 10, для ФПС РФ – 10 и до 30 катеров на продажу, катером заинтересовались страны АТР и ряд других. К сожалению, проект «заглох», не достроили даже головной ракетно-артиллерийский катер.

Перспективный проект ЦМКБ Алмаз — пр.12300 «Скорпион». Главная особенность — наличие ВПП, позволяющая применять с корабля вертолеты легкого класса,а в дальнейшем — и БПЛА.

История строительства

В тендере на строительство кораблей проекта 21631 участвовало девять судостроительных предприятий, выиграл его Зеленодольский ССЗ 17 мая 2010 года, а уже 28 мая был подписан контракт на строительство пяти кораблей данной серии.

Всего планировалось построить 8-10 кораблей этого проекта для пополнения корабельного состава Каспийской флотилии и Черноморского флота России. В дальнейшем появилась информация, что серия будет состоять из 9 кораблей — 3 для Каспийской флотилии и 6 для Черноморского флота.

На церемонии закладки головного корабля «Град Свияжск» присутствовали премьер-министр Республики Татарстан И. Ш. Халиков, командующий Каспийской флотилией контр-адмирал В. В. Куликов, заместитель Начальника департамента ВМФ ФГУП «Рособоронэкспорт» В. Ю. Комаров, главный наблюдающий от ВМФ проекта 21631 С. Н. Михеев и другие.

22 июля 2011 года на предстапельной площадке цеха № 18 ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А. М. Горького» был заложен первый серийный корабль проекта 21631 «Углич» (заводской № 632) — второй в серии.

В 2014 году, в связи с введением санкций против России, немецкая компания MTU

в конце года приостановила поставку двигателей, предусмотренных проектом. Тем не менее, по словам представителя Зеленодольского ССЗ, «замена дизелям уже найдена и строительство кораблей приостанавливаться не будет». Двигатели для этих кораблей стали поставлять «Коломенский из Санкт-Петербурга.

Военно-морской флот России до 2020 года получит порядка 10 малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 «Буян-М», вооруженных крылатыми ракетами «Калибр».

В сентябре 2020 года, в ходе международного военно-технического форума «Армия-2016» между министерством обороны и Зеленодольским судостроительным заводом был подписан контракт на постройку дополнительных трех малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М». При этом предполагается, что корабли, которые планируются к закладке на 2020 год, оснастят новой РЛС с активной фазированной решеткой и зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-СМ», который, по мнению проектировщиков, должен обеспечить кораблям достаточный уровень защищенности.

Куда пропали корабли на подводных крыльях?

Военные катера на подводных крыльях списаны большинством эксплуатантов и не планируются к реализации вновь. Однако, заменить пассажирские суда оказалось нечем.

Единичные прогулочные экземпляры в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, плавающие по паре часов в день, вызывают только недоумение и раздражение: когда-то автор еженедельно плавал на судах этого типа между поволжскими городами.

Гибель речного пароходства в постперестроечное время сократило количество, но для удалённых регионов ничего лучше не придумали: в Сибири не только эксплуатируются советские суда второго поколения, но и появляются новые.

Обновлённое пассажирское судно проекта 23160 «Комета 120М» на 120 человек было заложено в августе 2013 года. К сожалению, спущенный в 2017 корабль стал единственным в серии: сказалось отсутствие импортных двигателей.

В 2015 году на седьмом Международном военно-морском салоне (МВМС-2015) ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева показало проект модернизированного быстроходного ракетно-артиллерийского катера на подводных крыльях проекта 133РА «Антарес РА».

Разработанный в инициативном порядке «стелс»-катер с новым корпусом и оборудованием очень понравился военным. Но в серию так и не пошёл.

В конце сентября 2017 года в Чкаловске спущено на воду спроектированное в СПК имени Алексеева малое судно проекта «Валдай 45Р» вместимостью 45 человек. До 2020 года было создано ещё 4 судна этого типа.

В линейке проектов судов на подводных крыльях, разработанных ЦКБ им. Алексеева, есть газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров.

В 2019 года был заложен первый модернизированный «Метеор 120Р» проекта 03580, который должен не только заменить старые «Метеоры», но и освоить брошенные маршруты.

Кроме того, конструкторские бюро в России предлагают проекты и малых, и больших СПК (вплоть до 320 тонн водоизмещения для скоростей выше 70 узлов), в том числе для трансокеанских маршрутов.

Основная информация

Надводные силы – род сил Военно-Морского Флота. В организационно-штатном отношении входят в состав объединений и соединений кораблей (флотилия, эскадра, дивизия, бригада и др.). Надводные боевые корабли ВМФ России делятся на следующие классы: авианесущие, ракетные корабли (ракетный крейсер, ракетный катер и др.), противолодочные корабли (противолодочный крейсер, сторожевой корабль и др.), артиллерийско-торпедные корабли (крейсер, эскадренный миноносец, артиллерийский катер и др.), противоминные корабли (морской тральщик и др.), десантные корабли и др.

На большинство надводных кораблей при строительстве штатно устанавливаются дизельные или газо-турбинные маршевые двигатели, на некоторых кораблях главным силовым агрегатом является атомная энергетическая установка, что обеспечивает им практически неограниченную дальность плавания при высоких скоростях хода.

Главные свойства надводныхсил – большая ударная мощь, высокая маневренность, широкий пространственный размах действий. Универсальность вооружения надводных кораблей позволяет им выполнять разнообразные боевые задачи: вести поиск и уничтожать подводные лодки, наносить удары по надводным силам противника, высаживать морские десанты и подавлять огнем береговые огневые точки, осуществлять постановку минных заграждений и уничтожать мины противника, поддерживать сухопутные войска при ведении боевых действий на примерных направлениях, охранять транспорты и десантные корабли на переходе морем.

Технические характеристики

Пассажирский теплоход “Метеор” обладает завидными техническими характеристиками. Порожнее водоизмещение составляет 36,4 тонны, а полное 53,4 тонны.

Длина судна 34,6 метра, ширина девять с половиной метров при размахе конструкции подводными крыльями. Высота при стоянке – 5,63 метра, при ходе на крыльях – 6,78 метра.

Осадка также различается при стоянке и ходе на крыльях. В первом случае 2,35 метра, во втором – 1,2 метра. Мощность варьируется от 1 800 до 2 200 лошадиных сил. Скорость катера “Метеор” максимально может достигать 77 километров в час, как правило, эксплуатируется на скорости 60-65 километров в час. Автономно судно может проплыть около 600 километров.

Один из минусов “Метеора” – расход топлива. Изначально он составлял около 225 литров в час, однако благодаря использованию новых современных двигателей сегодня его удается существенно сократить – примерно на 50 литров топлива в час.

Экипаж небольшой – всего три человека.

Конструкция[ | ]

В отличие от своего прототипа — малого артиллерийского корабля проекта 21630 — малый ракетный корабль (МРК) проекта 21631 имеет почти в два раза большее водоизмещение (949 тонн против 500 тонн).

Изначально предусматривалась установка четырёх 16-цилиндровых двигателей MTU 16V4000M90 немецкой компании MTU Friedrichshafen, но после введения антироссийских санкций, они были заменены на дизельные четырёхтактные -20, с «Common Rail» и турбонаддувом, двигатели CHD622V20STC китайской компании HND.

Со временем на корабли планируется устанавливать аналогичные двигатели производства «Коломенского из Санкт-Петербурга.

Имеет программное обеспечение на базе ОС Linux.

Вооружение

Корабль оборудован установкой вертикального пуска (УВП) 3С14 на 8 крылатых ракет«Оникс» , в перспективе 3M22 «Циркон»,а так же «Калибр», позволяющей наносить удары этими ракетами по наземным целям на расстояние до 1500 км (с неядерной боевой частью), по другим данным до 2000 км. ; Противокорабельные ракеты из состава комплекса «Калибр» могут поражать морские цели на расстоянии до 500 км .

Артиллерийское вооружение корабля представлено одной 100 мм артиллерийской установкой А-190 и одной 30 мм артиллерийской установкой «Дуэт». МРК также вооружён двумя пусковыми установками ЗУР 3М47, двумя 14,5 мм и тремя 7,62 мм пулемётами.

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Настоящее и будущее

Так как катер «Ракета» (скорость судна – до 70 км/ч) показал такие отличные параметры, он быстро приобрел популярность. Наименование этого судна в народе практически сразу стало нарицательным. Эта традиция сохранилась и до наших дней – сегодня «ракетами» зовут все корабли, напоминающие классический советский теплоход.

В советский период речной катер «Ракета» был доступен далеко не каждому. Обеспеченные семьи могли позволить себе поездку на выходных в какие-нибудь красивые края: лоцманы доставляли своих пассажиров в очаровательные заливы и бухты, недоступные для путешествующих по суше. Но цена на подобный круиз кусалась. Скажем, электрички, на которых можно было уехать на такое же расстояние от города, обходились дешевле в несколько раз. Тем не менее лучшего отдыха на воде для всей семьи, нежели катер «Ракета», представить себе было просто невозможно.

В наши дни этот корабль и используется ежедневно. Например, его можно увидеть на речном вокзале Нижнего Новгорода. Изо дня в день верные судна перевозят пассажиров между городами и катают туристов по экскурсионным маршрутам.

Служба

С 18 ноября 1993 года по настоящее время ракетный катер «Заречный» входит в состав 1-го гвардейского дивизиона ракетных катеров 36-й Краснознамённой ордена Нахимова бригады ракетных катеров Балтийской военно-морской базы Балтийского флота.

За 26 лет службы катер принял участие в 30-ти сбор-походах кораблей Балтийского флота, выполнил несколько десятков боевых упражнений артиллерийскими комплексами, средствами радиоэлектронной борьбы и переносными зенитно-ракетными комплексами, отстоял более 45 боевых дежурств в составе дежурных сил Балтийского флота, прошёл более 15 тысяч миль, в том числе:

  • октябрь, 2011 года: сдача задач К-2, морские учения в рамках летнего периода обучения, обеспечение запуска двух ПКР «Термит» с РКА Р-129;
  • май, 2012 год: участвовал в совместных ракетных стрельбах по сложной мишени, имитирующей отряд боевых кораблей противника;
  • апрель, 2015 год: сдача задач К-2, корвет «Сообразительный» на учениях в Балтийском море отбил атаку ракетных катеров Р-257, «Димитровград» и «Заречный».

12 августа 2016 года совместно с МРК «Гейзер» и РКА «Моршанск» отработал элементы боя по отражению атаки малоразмерных целей с моря с артиллерийскими стрельбами и электронными ракетными пусками по группе целей. Также выполнено отражение воздушного нападения с малых высот.

Катер — участник парадов в честь Дня военно-морского флота и Дня Победы: в апреле-мае, 2015 года в год 70-летия Победы РКА «Заречный» совершил переход из Балтийской в Ленинградскую военно-морскую базу и принял участие в праздновании Дня Победы в городе Санкт-Петербурге.

Посещение высшим командным составом вооруженных сил:

  • сентябрь 1990 года — Министр Обороны СССР маршал Советского Союза Язов, Дмитрий Тимофеевич.
  • февраль 1993 года — Министр Обороны Российской Федерации маршал Грачев, Павел Сергеевич.
  • февраль 1993 года — Главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Громов, Феликс Николаевич.

Боевое применение

7 октября 2020 года, в ходе военной операции России в Сирии, три МРК проекта 21631 («Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг») и РК проекта 11661К «Дагестан» из акватории Каспийского моря обстреляли позиции террористической организации «Исламское государство» в Сирии. Было произведено 26 пусков крылатых ракет морского базирования 3М14 «Калибр» по 11 наземным целям, находящимся на удалении около 1500 км.

20 октября 2020 года Каспийская флотилия нанесла второй удар по объектам ИГИЛ; в операции участвовали те же корабли, что и 7 октября. Четыре корабля выпустили 18 крылатых ракет «Калибр-НК» с фугасной боевой частью, поражены 7 целей.

19 августа 2020 года из района огневых позиций в восточной части Средиземного моря малыми ракетными кораблями Черноморского флота «Зеленый Дол» и «Серпухов» в ходе боевого маневрирования выполнено 3 пуска крылатых ракет морского базирования «Калибр» по целям оппозиционной группировки «Джебхат ан-Нусра» на территории Сирии.

Страны распространения “Метеора”

В настоящее время серийное производство “Метеоров” прекращено, поэтому новых судов подобного типа больше не появляется. Но их эксплуатация продолжается и сегодня. В частности, их использует речной флот РФ, также они распространены в других странах.

До сих пор их можно увидеть в Венгрии, Греции, Вьетнаме, Италии, Египте, Китае, Казахстане, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.

Эти речные суда на подводных крыльях активно использовались в Болгарии примерно до 1990 года, в Латвии до 1988 года, на Украине вплоть до 2000 года, в Нидерландах до 2004 года, а в Германии до 2008. Сейчас в этих странах им на смену пришли более современные транспортные средства.

НОСИТЕЛИ РАКЕТ

Советский Союз стал основоположником такого класса кораблей, как ракетные катера. Катера проекта 183 под египетским флагом и проекта 205 под индийским нанесли заметные потери флотам Израиля и Пакистана, применив противокорабельные ракеты (ПКР) П-15. Это вызвало всемирный всплеск интереса к ракетным катерам и ПКР. Больше всего таких катеров было построено именно для ВМФ СССР, а также для ВМС НОАК. Постепенно выяснилось, что слабость ПВО очень существенно ограничивает потенциал ракетных катеров в реальном бою, но ко времени этого осознания их было уже построено несколько сотен.

В отечественном флоте катера проектов 183 и 205 давно ушли в прошлое, их сменили более мощные катера проекта 1241. Первый их вариант, проект 1241Т, нес те же четыре ПКР П-15, дозвуковые и большие по размерам, то есть весьма уязвимые для ПВО. Артиллерийское вооружение катеров проекта 1241 было заметно усилено (76-мм артустановка АК-176, две 30-мм АК-630), появились ПЗРК «Игла», что, однако, лишь незначительно усилило ПВО (впрочем, на 183-х и 205-х она была, по сути, нулевой). В настоящее время в строю ВМФ РФ остается пять катеров проекта 1241Т: Р-129 «Кузнецк» и Р-257 на Балтийском, Р-71 «Шуя» на Черноморском, Р-79 на Тихоокеанском флотах, а «Ступинец» – на Каспии. Кроме того, в составе Каспийской флотилии имеется аналогичный катер без ПКР, он числится малым артиллерийским кораблем под названием МАК-160. В Севастополе под контролем России находится ракетный катер проекта 1241Т ВМС Украины U-155 «Приднепровье».

Несоответствие ПКР П-15 современным требованиям было очевидно, поэтому в дальнейшем вместо них катера проектов 12411 и 1241М получили по четыре ПКР «Москит». Эти ПКР имели высокую сверхзвуковую скорость и значительную массу, что, во-первых, делало их почти неуязвимыми от средств ПВО, во-вторых, один «Москит» мог потопить даже фрегат одной кинетической энергией удара, без взрыва боевой части. Четыре «Москита», то есть боекомплект одного катера, практически гарантированно отправляли на дно крейсер. Это придавало катерам огромный ударный потенциал, вот только ПВО оставалась весьма слабой.

В настоящее время в составе ВМФ РФ имеется 18 ракетных катеров проекта 12411 и 1241М (по четыре на Балтийском и Черноморском флотах, 10 – на Тихоокеанском флоте). На Балтфлоте это Р-2 «Чувашия», Р-187 «Заречный», Р-291 «Димитровград», Р-293 «Моршанск». На Черноморском – Р-60 «Буря», Р-109 «Бриз», Р-239 «Гроза», Р-334 «Ивановец». А на Тихом океане – Р-11, Р-14, Р-18, Р-19, Р-20, Р-24, Р-29, Р-261, Р-297, Р-298.

Таким образом, всего в составе ВМФ РФ имеется 23 «полноценных» ракетных катера (не считая украинского) и один «бывший», ставший чисто артиллерийским. Все ракетные катера Балтийского флота базируются в Балтийске, Черноморского – в Севастополе, Тихоокеанского – во Владивостоке, а Каспийской флотилии – в Каспийске. Постепенно они списываются.

Задумка о создании корабля

Первые мысли о создании подобного корабля возникли еще во времена Второй мировой войны, когда в 1942 году немцы прорывались на Кавказ. В Москве на совете обсуждался проект ракетчика-конструктора Челомея. Его предложение – установить на ракетные катера торпедные установки для поражения крупных целей противника. Все согласились, что проект действительно перспективный, но временно отложили.

Только после войны по указанию Сталина в 1949 году было создано ВМКБ «Алмаз». Сотрудникам было поручено разработать проекты кораблей на воздушной подушке, это была секретная, совершенно новая тема. Целью являлось создание сверхбыстрых ракетных катеров. Детищем этого проекта в будущем и стал «Бора» – корабль на воздушной подушке.

Командиры ракетного катера

  • капитан 3-го ранга Шорохов Сергей Михайлович (01.11.1987—24.11.1989)
  • старший лейтенант Скорочкин Константин Валентинович (24.11.1989—15.08.1991)
  • гвардии старший лейтенант Смотрин Юрий Иванович (15.08.1991—27.07.1994)
  • гвардии капитан-лейтенант Зуев Вадим Анатольевич (27.07.1994—11.08.1997)
  • гвардии капитан-лейтенант Кравцов Игорь Владимирович (11.08.1997—17.08.2000)
  • гвардии капитан-лейтенант Карташов Алексей Петрович (17.08.2000—13.08.2003)
  • гвардии капитан-лейтенант Ярыгин Александр Александрович (13.08.2003—01.12.2005)
  • гвардии капитан-лейтенант Хусаинов Андрей Радикович (01.12.2005—25.09.2006)
  • гвардии старший лейтенант Чуев Павел Александрович (25.09.2006—27.03.2007)
  • гвардии капитан-лейтенант Жеребненко Максим Анатольевич (27.03.2007—25.07.2009)
  • гвардии капитан 3-го ранга Александров Александр Сергеевич (25.07.2009—01.12.2011)
  • гвардии старший лейтенант Плужник Алексей Александрович (01.12.2011—10.08.2012)
  • гвардии капитан 3-го ранга Латко Максим Николаевич (10.08.2012 по н/в)
  • Гвардейский ракетный катер «Заречный» апрель 2012 года.

  • Табличка на ракетном катере «Заречный».

  • Сувенирный гюйс матросов РКА «Заречный».

  • Корма ракетного катера «Заречный».

История

Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырёхсот теплоходов. Первое экспериментальное судно на подводных крыльях «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Свой первый рейс, в составе Волжского объединённого речного пароходства, «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов, на борту находилось тридцать пассажиров. На одном из ходовых испытаний судна на подводных крыльях «Ракета-1», организованных Р. Е. Алексеевым, присутствовал в качестве гостя конструктор космической техники С. П. Королёв. Несколько раз ходовые испытания судна на подводных крыльях «Ракета-1» выполнял прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.

В Москве «Ракета-1» появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. Судно привёл в столицу главный конструктор — Р. Е. Алексеев — и лично продемонстрировал её Н. С. Хрущёву.

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 года по 1976 год было построено 389 «Ракет», в том числе более тридцати на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись ленинградским заводом «Звезда».

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве и Московской области в качестве общественного транспорта велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали городские маршруты на Москве-реке и пригородные маршруты на канале имени Москвы от Северного речного вокзала до Чиверёво, Пирогово, Аксаково, Тишково, Чёрной речки и других пристаней. С 2007 года в Московском регионе «Ракеты» эксплуатировались только на прогулочных маршрутах. В настоящее время эксплуатация «Ракет» в качестве общественного транспорта сохранилась только на реке Лене.

«Ракеты» эксплуатировались на необычных и интересных маршрутах между городами Тарту на реке Эмайыги и Псков на реке Великая, на озере Ильмень, как регулярный маршрут Новгород — Старая Русса и обратно, между городами Кёльном и Дюссельдорфом на реке Рейне, между городами Лондоном и Грейвзендом на реке Темзе.

Несколько «Ракет» использовались в качестве водного транспорта для обслуживания правительственных делегаций, приезжающих в СССР. Одна «Ракета» находилась в распоряжении КГБ СССР.

Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 метров. Подача воды — 800 м³/час. В 2003 году был выведен из эксплуатации последний экземпляр «Ракеты-П». Судно получило серьёзные повреждения при выполнении спасательной операции. В 2011 году после проведения ремонтных работ судно было установлено на территории учебной базы МЧС в Санкт-Петербурге. Используется в качестве музейного экспоната.

«Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их упоминали в песнях и стихах. Название «Ракета» стало нарицательным, и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов пассажиры получили возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты» от всех остальных речных судов на подводных крыльях является наличие большой открытой площадки в кормовой части.

«Ракеты» обладают выдающимся внешним видом и поэтому многие из них не утилизировались после списания, а устанавливались на берегах водоёмов, в парках и т. п. и внутри переделывались под кафе, музеи и др.

На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе за создание первых в мире пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета», а также пассажирского катера «Волга» завод «Красное Сормово» был награждён Большой золотой медалью.

ОСОБЫЕ ЗАДАЧИ

Командование отечественного ВМФ в конце концов осознало, что корабли подобного класса имеют полное право на существование, если не ставить перед ними заведомо нерешаемой задачи ПЛО, а строить их для борьбы с надводными кораблями и катерами того же класса и для поддержки десантов. По этой гораздо более разумной концепции в 2004–2012 годы было построено три малых артиллерийских корабля проекта 21630 («Астрахань», «Волгодонск», «Махачкала»), все они вошли в состав Каспийской флотилии с базированием на Астрахань. Их основным оружием являются 100-мм артустановка А-190 и морской вариант реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Град» А-215 «Град-М». У кораблей слабая ПВО (морской вариант ПЗРК «Игла»), но для контролируемого Россией Каспия это не принципиально.

В составе той же Каспийской флотилии также с базированием на Астрахань продолжают нести службу несколько бронекатеров проекта 1204 (АКА-201, АКА-209, АКА-223, АКА-248 и, возможно, АКА-224). Эти катера строились в 1967–1972 годы для службы на озерах, реках и в прибрежных акваториях внутренних морей. Их основным вооружением является 76-мм пушка (башня танка ПТ-76) и РСЗО БМ-14-17, прямая наследница «Катюши». Еще некоторое количество таких катеров служит на границе на Амуре и на Чудском озере. Весной 2018 года АКА-201 и АКА-248 перешли с Каспийского моря на Азовское в связи с обострением отношений с Украиной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: