Евгений ружицкий: американские самолеты вертикального взлета

Технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-100D:

  • Двигатель: Pratt & Whitney J57-P21 турбодвигатель, тягой 7711 кг
  • Максимальная скорость: 1390 км/час
  • Максимальная дальность: 3210 км
  • Практический потолок: 13716 м
  • Максимальный взлетный вес: 15800 кг
  • Вес пустого: 9525 кг
  • Размах крыльев: 11,81 м
  • Длина: 15,09 м
  • Высота: 4,95 м
  • Площадь крыла: 33,77 кв.м
  • Вооружение: 4 автоматических пушки M39 калибра 20 мм
  • 6 подкрыльных пилонов позволяющих нести до 3402 кг бомбового или другого вооружения
  • F100corseweb.jpg

    F100 D E.C 3/11″corse»

  • F100navarreweb.jpg

    F100 D E.C 1/3″navarre

  • F100juraweb.jpg

    F100 D E.C 4/11″Jura»

  • F100Cskyblazweb.jpg

    F100 C Skyblazers Aerobatic Team

Журналы и бланки

Автодороги, дорожное хозяйствоАЗС и АЗГСАптекиАрхивыАттракционыБанкиБассейныБухгалтерияГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМГеодезия, геологияГостиницы, общежития, хостелыГрузоподъемные механизмыДелопроизводствоДокументы, относящиеся к нескольким отраслямДрагметаллыЖКХЖурналы для медицинских учрежденийЖурналы для образовательных учрежденийЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетовЖурналы и бланки для армии, вооруженных силЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФ, РосгвардииКадровая работа: Журналы, бланки, формыКанатные дороги, фуникулерыКладбищаКомплекты документов и журналовКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоЛифтыМетрологияМЧСНефтебазыНефтепромысел, нефтепроводыОбложки для журналов и удостоверенийОхрана труда и техника безопасностиПожарная безопасностьПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиПромышленностьПсихологияРаботы с повышенной опасностьюРегулирование алкогольного рынкаСамокопирующиеся бланкиСвязьСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоТепловые энергоустановки, котельныеТранспортТуризмУчреждения культуры, библиотеки, музеиШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияЭксплуатация зданий и сооруженийЭлектроустановкиЭнергетика

Война и новые возможности

Тем временем в Европе гремела Первая мировая война, в ней Боинг увидел потенциал для сбыта и попытался заинтересовать американскую армию своим продуктом, устроив авиашоу, на котором были сброшены картонные бомбы. Изобретение гидросамолетов помогло Боингу получить первые заказы — этой разработкой заинтересовались в Морском ведомстве. Ведущий инженер компании Вонг в кратчайший срок сконструировал гидроплан Model С:

После того как эти самолеты были испытаны на военно-морской базе в Пансаколе (Флорида), компания Boeing получила заказ на изготовление гидропланов (51 учебный самолет) для американской армии. Рабочим приходилось трудиться в три смены, чтобы выполнить его.

Гидроплан Model С

Wikipedia

После войны компании пришлось пережить не лучшие времена: ее продукция перестала быть востребованной. Боингу пришлось бы увольнять людей, которые работали на компанию с первых дней ее основания, но ему очень не хотелось терять коллектив профессионалов — он верил, что компанию ждет светлое будущее. И Боинг сохранил самое главное, что у него было: сработавшуюся команду. Он пережил кризис, изготавливая одежду, мебель и лодки и продолжая выплачивать своим сотрудникам зарплату. Это позволило удержаться на плаву, не сворачивая полностью испытаний самолетов. Некоторое время зарплату Боинг платил из своих сбережений.

Изобретение гидросамолетов помогло Боингу получить первые заказы — этой разработкой заинтересовались в Морском ведомстве. Ведущий инженер компании Вонг в кратчайший срок сконструировал гидроплан Model С

Wikipedia

Следующей разработкой стал самолет С-700, созданный Боингом в 1918 году. Этот самолет осуществил первую почтовую перевозку из Канады в Сиэтл, по тем временам это было невиданно. Уильям Боинг в очередной раз сам принял участие в грандиозном начинании, пролетев вместе со вторым пилотом над американской границей. С этого исторического перелета началась эпоха международной авиапочты.

Одно время компания Боинга производила лодки, так называемые водные сани, оснащенные самолетными двигателями. Эти лодки были очень популярны среди контрабандистов.

Вскоре после Первой мировой войны была разработана маленькая летающая лодка Boeing Model 6, также известная как B1. Самолет служил для перевозки почты или грузов, мог нести одного пилота и двух пассажиров. На Model 6 стоял двигатель мощностью 200 или 400 лошадиных сил. Первый полет самолет совершил 27 декабря 1919 года, а затем восемь лет использовался международной авиапочтой и курсировал между Сиэтлом и Вашингтоном, Викторией и Британской Колумбией.

Вскоре армия вновь ощутила нужду в самолетах, и с начала 1920-х годов заказы посыпались один за другим. Основными конкурентами Боинга была компания Curtiss Aeroplane and Motor Company Гленна Кёртисса — пионера американского авиастроения, на самолете которого Боинг в свое время впервые поднялся в воздух. Но, опять-таки, доходы Боинга от торговли древесиной и его личное богатство имели решающее значение для победы над конкурентами.

Boeing Model 6, также известная как B1. Самолет служил для перевозки почты или грузов, мог нести одного пилота и двух пассажиров

Wikipedia

«ЕВРОФАЙТЕР EF-2000 ТАЙФУН» — интернационалист

Многоцелевой истребитель (Германия, Великобритания, Италия, Испания)

«Тайфун» ВВС Великобритании на боевом дежурств

К началу 1980-х годов на вооружении западноевропейских стран состояли преимущественно истребители первого и второго поколений, в основном американские «Локхиды» и «Фантомы». Когда вопрос об их замене приобрел остроту, американцы предложили своего «Боевого сокола» F-16 и еще один истребитель четвертого поколения «Макдоннел-Дуглас F/A-18 Хорнет».

Ничего подобного у европейцев тогда не было. Однако у них взыграло чувство национальной гордости: неужели на старом континенте нет собственных рук и голов? Да и американские монстры предназначались по большей части для нападения, а не для обороны, что также не устраивало европейцев. Заокеанский «Боевой сокол», например, вообще не имел на вооружении ракет средней дальности, предпочитая разить врага с безопасного расстояния.

У EF-2000 диаметр каждого сопла автоматически регулируется в зависимости от тяги двигателя

В 1970-х годах перспективный боевой самолет, способный противостоять, в том числе, советским Су-27 и МиГ-29, начали создавать в Великобритании. Вскоре похожими проектами занялись Германия и Франция. Сходство результатов и общность цели наводили на мысль объединить усилия.

В 1981 году об этом договорились авиастроительные фирмы Англии, Германии и Италии. Через два года Англия вплотную приступила к проектированию «общеевропейского» самолета, которому было присвоено имя ЕАР. В финансировании работ участвовали Германия и Италия. Самолет обладал высокой маневренностью, сверхзвуковой скоростью и имел аэродинамическую схему «утка» — с передним расположением горизонтального оперения.

В 1983 году к работам присоединились Испания и Франция (последней для этого пришлось свернуть деятельность по созданию собственного истребителя). Проект получил название «Еврофайтер», его штаб-квартира переместилась в Мюнхен, а перспективная машина стала именоваться EFA. К1986 году формирование облика этого истребителя было в основном завершено. В отличие от американских машин, его предполагалось оснастить в первую очередь ракетами средней дальности, а для ближнего боя — мощной встроенной пушкой.

Дозаправка в воздухе EF-2000 ВВС Великобритании

Во второй половине 1980-х годов интерес к созданию «общеевропейского» истребителя стали проявлять Бельгия, Дания, Нидерланды и Норвегия. Однако с ослаблением, а затем и распадом СССР эти страны охладели к проекту.

Германия также выразила желание свернуть программу, особенно после того, как с прекращением действия Варшавского договора в состав ее Военно-воздушных сил вошел советский истребитель МиГ-29, почти не уступавший EFA по летным характеристикам. И все же программа была продолжена.

В 1992 году министры обороны Германии, Великобритании, Италии и Испании согласовали конкретные сроки поставки истребителя в летные части. Ему был определен срок службы до 2035 года, а новое имя звучало как «Еврофайтер EF-2000». Эту машину впервые представили в 1992 году в немецком городе Оттобрюн. Через два года она поднялась в воздух.

«Тайфун» уже доказал свою высокую эффективность, когда в учебном воздушном бою два испанских EF-2000 сбили восемь F-15C ВВС США, которые считались одними из лучших истребителей в мире

По словам изготовителей, боевые качества EF-2000 в пять раз превосходят возможности самолета МиГ-29. По мнению же представителей ОКБ Микояна и Гуревича, усовершенствованной модификации МиГ-29М «Еврофайтер» уступает процентов на 20. Первоначально этот многоцелевой истребитель создавался только для собственных нужд стран-участниц проекта, однако в 1998 году было принято решение о его экспорте, после чего имя машины дополнилось словом «Тайфун».

Боевое применение

ВВС США

В 1965-1971 годах F-100 весьма широко (наибольшее количество самолёто-вылетов среди всех самолётов) применялись во Вьетнаме в качестве истребителя-бомбардировщика. На их счету тысячи тонн сброшенного на Вьетнам напалма. 4 апреля 1965 года F-100, эскортирующий бомбардировщики F-105 вступил в бой с северо-вьетнамскими МиГ-17, в результате один МиГ был заявлен как сбитый(в подтверждении воздушной победы высказываются сомнения). Это первые воздушные бои авиации США во Вьетнаме. Всего война обошлась США в 442 потерянных «Супер Сейбра», потерь в воздушных боях не было.

ВВС Турции

9 августа 1964 года турецкие F-100 атаковали греческие патрульные катера возле кипрского порта Гемиконаги. В результате атаки два катера загорелось, однако ответным огнём был сбит один турецкий F-100D.

F-100 ВВС Турции принимали участие в вооружённом конфликте на Кипре в 1974. В основном применялись против наземных целей. При этом понесли наибольшие потери среди других турецких машин — потеряно не менее семи «Супер Сейбров». Очень необычная атака с их участием произошла 21 июля, когда около 50 турецких самолётов по ошибке разбомбили свой конвой из нескольких эсминцев и боевых катеров. В результате которой один турецкий эсминец затонул(погибло 80 турецких моряков) и два получили тяжелые повреждения. Турецкий флот ответным огнём сбил два-три турецких «Супер Сейбра».

24 августа 1976 года пара турецких F-100 вторглась в воздушное пространство СССР. Один истребитель был сбит советским ЗРК.

В январе 1983 года два турецких F-100 было сбито иракскими истребителями Mirage F1.

Последние годы

В 1942 году Boeing и его семья переехали в штат Вашингтон на ферму Aldarra Farms площадью 500 акров в Фолл-Сити — небольшом городке к востоку от Сиэтла. Боинг заинтересовался животноводством и выращивал здесь крупный рогатый скот и овец. Он модернизировал ферму и построил завод по дегидратации травы, чтобы обеспечить выпас скота круглый год (это был единственный некоммерческий завод по дегидратации в штате), а заодно продолжал заниматься торговлей и производством пиломатериалов.

В последние годы жизни он уединился на своей яхте близ Канадского побережья, где и умер 28 сентября 1956 года.

В конце жизни Уильям Боинг вспоминал: «Мы стали первопроходцами в теории и практике индустрии авиастроения. Все проблемы, с которыми нам приходилось сталкиваться, были новыми — никто до нас их еще не решал. И мы не имели права останавливаться и поворачивать назад — мы должны были решать их. Мы не могли позволить себе отвергнуть ни одну идею и ни один проект из-за того, что “их воплощение невозможно”. Мы изо всех сил старались превратить в реальность всё, что считали нужным».

В 1966 году Боинг был включен в Национальный зал славы авиации.

Секреты успеха от Уильяма Эдварда Боинга выглядят просто:

1. Заработайте денег там, где это сделать легко.


2. Найдите увлечение, которое станет для вас смыслом жизни.


3. Не бойтесь создавать что-то своими руками.


4. Прежде чем действовать, найдите всю доступную информацию.


5. Делайте свое изобретение достаточно универсальным.


6. Не стесняйтесь быть первооткрывателями.


7. Выходите из трудных ситуаций за счет смежных областей.


8. Уходите на пике славы.

Истребители 4-го поколения: основные параметры

Главной отличительной особенностью истребителей этого поколения являлась улучшенная маневренность. К этому можно добавить:

·     Статическую неустойчивость.

·     Оснащение авионикой нового типа.

·     Наличие вооружения управляемого типа.

·     Применение турбореактивных двигателей с низкой степенью двухконтурности системы.

Дифференциальная система управления истребителем, привычная для машин предыдущих поколений, была заменена на более технологичную и быстродействующую электродистанционную. Новые двигатели обеспечили больший коэффициент тяговооруженности (>1), меньший расход топлива, а интегральная схема фюзеляжа – отличные показатели виражей, предельных по тяге, а также возможность выхода на углы атаки более 30º.

Машины этого поколения примерно на 15% состоят из композитных материалов.

Работы по усовершенствованию истребителей шли непрерывно, благодаря чему они с полным правом стали называться многофункциональными боевыми машинами. Конструкторы работали над улучшением боеспособности самолетов в различных условиях, над модернизацией средств поражения как по наземным, так и по воздушным целям.

Российское семейство истребителей этого поколения представлено марками Су-30/Су-35, а также легендарными МиГ-29/МиГ-35.

Из зарубежных в перечень входят, прежде всего, истребители F-15, F-16 и F-18 (США), J‑10 Vigorous Dragon (КНР), Rafale (Франция), JАS‑39 Gripen. Детищем совместного производства нескольких стран является машина Eurofighter Typhoon.

Ниже приведем небольшой обзор некоторых семейств истребителей 4-го поколения, выпускаемых за рубежом.

Дизайн

С момента начала производства F-86 Sabre в году внимание уделялось разработке его преемника. Руководство North American решило построить сверхзвуковой истребитель новой конструкции

Самолет был оснащен Pratt & Whitney J57 -7 после сгорания реактора . Базовое вооружение состояло из четырех пушек Pontiac 20  mm M39. Строился до 1959 года .

Первый заказ на две предсерийные копии был размещен на 1 — й Ноябрю 1951 года, т.е. до первого полета, который состоялся только в 25 мая 1953 г.. Первые серийные аппараты были приняты на вооружение в ноябре того же года, но были быстро остановлены, поскольку некоторые самолеты вышли из строя в полете. Проблема была в заднем стабилизаторе, и все уже изготовленные самолеты пришлось доработать. Поставка продолжалась в начале 1955 года, но постоянный и быстрый технический прогресс означал, что F-100A уже устарел. С года эта версия была передана Национальной гвардии .

F-100B был модифицированной версией, чтобы иметь лучшую аэродинамику, затем для роли истребителя-бомбардировщика, а затем для получения нового Pratt & Whitney J75 . Окончательно переименованный в F-107A в 1954 году, он будет заброшен в конце 1950-х годов.

Начиная с версии F-100C, Super Sabre больше не использовался как чистый истребитель, а как истребитель-бомбардировщик . Самолеты этой версии имели шесть пилонов вооружения на 2270  кг груза и могли дозаправляться в полете. В20 августа 1955 г.Самолет этого типа установил мировой рекорд скорости, набрав в  среднем 1323,03 км / ч на высоте 12 192 метра над уровнем моря на трассе длиной 20  км .

Варианты

  • YF-100  : 2 прототипа s / n 52-5754 и 5755;
  • YQF-100  : 9 испытательных дронов, 2 модели D, 1 YQF-100F модели F и шесть других;
  • F-100A  : первая серийная версия (203 экземпляра) Модель NA-192;
  • РФ-100А  : разведывательный вариант (6 доработанных самолетов);
  • F-100B  : см. Североамериканский YF-107 Ultra Sabre  ;
  • F-100C  : улучшенный вариант истребителя-бомбардировщика типа (476 шт.) 70 НА-214 и 381 НА-217. дополнительные баки в крыльях, дозаправка в полете первый полет вМарт 1954 г. ;
  • TF-100C  : двухместный учебно-тренировочный (1 модифицированный самолет);
  • F-100D  : новые крылья и улучшенная авионика (1274 шт.) Первый полет24 января 1956 г. ;
  • F-100F  : двухместный учебно-тренировочный (339 единиц) первый полет7 марта 1957 г. ;
  • DF-100F  : обозначение, данное F-100F, используемому в качестве пилота дрона;
  • NF-100F  : три F-100F, используемых для испытаний, префикс N указывает, что модификации запрещают возврат в рабочее состояние;
  • TF-100F  : 14 F-100F экспортированы в Данию в 1974 году, специальное обозначение, позволяющее отличить их от 10 F-100F, поставленных в период с 1959 по 1961 год;
  • QF-100  : 209 моделей D и F преобразованы в настоящие радиомишени, заказанные для испытаний и уничтожения ракетами класса «воздух-воздух»;
  • F-100J  : всепогодный истребитель, предназначенный для Японии, так и не построенный;
  • F-100L  : с двигателем J57-P-55 никогда не строился;
  • F-100N  : версия с упрощенной авионикой не строилась;
  • F-100S  : французское производство предлагается с двухпоточным двигателем Rolls-Royce Spey .

F/A‑18

Истребитель-бомбардировщик, который разрабатывался в 70-х годах прошлого столетия, на данный момент является основным боевым самолетом, состоящим на вооружении ВМС США.

Аббревиатура без косой черты в данный момент используется только в ВВС Финляндии, а официальным обозначением семейства с 1982 года является именно F/A‑18.

Всего было выпущено более 2 тысяч самолетов, при этом около 450 единиц поставлено на экспорт. Группа высшего пилотажа ВВС США «Голубые ангелы» использует истребители F/A‑18.

Взлет палубного истребителя F\A-18ESuper Hornet из эскадрильи VFA-14 «Tophatters» ВМС США с авианосца

Существует 18 модификаций, в том числе и Super Hornet, который не получил особого признания. Более того, этот истребитель оказался неконкурентным и уступил на бразильском конкурсе ВВС знаменитому Gripen (Швеция).

Новый толчок развитию программы по выпуску истребителей этого семейства был дан после прихода к власти в США администрации во главе с Д. Трампом. Связано это с тем, что данная программа боле экономична, по сравнению с программой по выпуску F‑35С.

Кроме того, эксперты прогнозируют дополнительные закупки F‑18 для ВМС страны, так как работы по достижению полной боевой готовности истребителем F‑35С будут идти вплоть до 2019 года, а то и дольше.

Интерес к F‑18 высказали ВВС Канады (на вооружении этой страны уже имеются такие истребители), планирующие закупить 18 самолетов, а также ВВС Кувейта. В эту страну может быть поставлено 40 боевых единиц.

Исходя из таких обстоятельств, речь о свертывании выпуска истребителей F‑18 не идет, скорее всего, все программы будут продлены до 2020 года.

«Курс на милитаризацию»

Stratolaunch впервые продемонстрировали публике 31 мая 2017 года. Генеральный директор Stratolaunch Systems Джин Флойд отметил, что самолёт «станет важным рубежом на пути к созданию удобного, надёжного и привычного способа доставки грузов на низкую околоземную орбиту».

После презентации начались наземные испытания машины. В сентябре 2017 года состоялся запуск двигателя, в декабре — первая рулёжка по взлётно-посадочной полосе. В 2018 году Stratolaunch совершил несколько «пробежек» по аэродрому для отработки взлёта. Пуск ракеты-носителя во время полёта запланирован на 2020 год.

«Американцам предстоит ещё много работы. Продемонстрированные во время первого полёта результаты ни о чём не говорят. На текущий момент США только доказали, что могут поднять такую огромную машину в воздух. Важнейшие испытания ещё впереди. Это будут пуски ракет-носителей и десятки полётов различной степени сложности для получения различных сертификатов», — подчёркивает Попов. 

  • Stratolaunch Model 351 на взлётно-посадочной полосе
  • Twitter

Как полагает эксперт, негативное влияние на проект оказывают очень высокие расходы — только одна ракета-носитель стоит порядка $40 млн. По мнению Попова, опытно-конструкторские работы растянутся как минимум на несколько лет, а затраты на их выполнение могут составить несколько миллиардов долларов.

В августе 2018 года издание Quartz обратило внимание на отсутствие потенциальных заказчиков у Stratolaunch Systems и усомнилось в экономической целесообразности проекта. Журналисты предполагают, что проект курирует и финансирует Минобороны США

В частности, Пентагон якобы рассматривает Stratolaunch как платформу для применения противоспутникового оружия.

В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что объекты Stratolaunch Systems посещали вице-президент Майк Пенс и министр ВВС Хизер Уилсон. Кроме того, одним из членов совета директоров компании (до перехода на работу в Пентагон) был нынешний заместитель министра обороны США по исследованиям и разработкам Майкл Гриффин.

В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов выразил мнение, что высокотехнологичный проект Stratolaunch не может реализовываться без участия Пентагона. По его словам, Минобороны США рассчитывает использовать различные модификации самолёта для запусков спутников и баллистических ракет. Также аналитик не исключает, что Stratolaunch будет выпускаться в транспортной модификации для ВВС США.

Без разбега

Эксперты подсчитали: полет на такой машине обойдется дороже, чем на бизнес-джете. Зато время в пути сократится раз в пять.

На создание самолета-«вертикалки» у компании ушло шесть лет. Еще столько же понадобится, чтобы машина и весь сервис прописались в небе. Пока компания только начала общение с регуляторами рынка, чтобы добиться разрешения на полеты. И ожидает получить его к 2024 году.

Надо сказать, что авиастроители разных стран давно пытаются совместить вертикальный взлет и посадку с возможностью полетов на высоких скоростях и большие расстояния. И эта идея уже реализована в военной авиации. Основной принцип, если совсем просто: самолет оснащен двумя поворотными винтами на каждом крыле. Они могут вращаться как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.

— Гибрид самолета и вертолета возможен, это доказано, — говорил в интервью «РГ» выдающийся авиаконструктор, дважды Герой Соцтруда академик РАН Генрих Новожилов. — Как самолет, он имеет крылья. Но на концах этих крыльев расположены два турбовинтовых двигателя с большими пропеллерами.

В качестве примера можно привести самолет V22 Osprey. Этот единственный серийно выпускаемый конвертоплан разрабатывался в США более тридцати лет. Его два двигателя, расположенные на концах крыльев в гондолах, поворачиваются почти на 98 градусов.

Вообще различные образцы самолетов-«вертикалок» разрабатывались, как правило, в одном или двух вариантах. По словам инженеров, фюзеляж в таких летательных аппаратах может быть расположен как вертикально, так и горизонтально. Но в обоих случаях не исключаются модели реактивные и с винтами. В нашей стране первым серийным самолетом вертикального взлета и посадки стал военный Як38. А в 1991 году на авиасалоне в Ле-Бурже настоящую сенсацию вызвало появление Як141, который первым в мире среди машин такого класса преодолел скорость звука. Дальнейшим развитием мог бы стать Як201 — его проектированием ОКБ имени Яковлева занималось в середине 90х в инициативном порядке. Но проект так и остался в эскизах.

Так сумеют ли авиаинженеры «научить» безопасно взлетать и садиться вертикально пассажирский самолет? В том, насколько велико это желание, могли убедиться зрители на одном из последних авиасалонов в Фарнборо. Пилот японской авиакомпании показал невероятный трюк: поднял 254тонный Boeing 787 Dreamliner на взлете почти вертикально. Выглядело захватывающе.

Аналитики считают: перспектива заполучить для гражданской авиации «вертикалку» заманчивая. Однако у такой технологии, если говорить не о военных самолетах, множество минусов. Возьмем хотя бы лопасти винтов, которые и помогают вертикально взлетать. Они не только очень большие, но и вместе с мощными двигателями создают невообразимый шум. Рассказывают: в свое время среди «вертолетных лайнеров» появился очень неплохой аппарат, однако его двигатели «били по ушам».

Среди других минусов — то количество топлива, которое при этом будет сжигаться, неоправданно не только для коммерческой, но и боевой авиации. Невозможно отменить и ограничение по скорости, которое идет от «вертолетной составляющей».

Тем не менее патенты на гражданские «гибриды» с вертикальным взлетом и посадкой есть уже и у Boeing, и у Airbus. Дойдут ли все эти проекты до пассажира, покажет время.

Истребители F-5 в учебно-тренировочных эскадрильях ВМС США

После ликвидации Организации Варшавского договора и развала СССР в связи со снижением международной напряженности авиационные подразделения «Красные орлы» и «Агрессоры», существовавшие в американских военно-воздушных силах и в морской авиации, были ликвидированы. Однако с учётом того, что для самолётов палубной авиации риск столкновения с истребителями противника гораздо выше, чем самолётов, базирующихся на сухопутных аэродромах, адмиралы решили возродить эскадрильи, оснащённые истребителями, отличающимися от состоящих на вооружении в ВВС и ВМС.

Это было сделано для того, чтобы строевые лётчики могли тренироваться в учебных воздушных боях с истребителями, которые им не были знакомы, что должно было выработать способность противостоять нестандартному воздушному противнику. Уже в 1996 году флотскую эскадрилью VFC-13, базирующуюся на авиабазе Фаллон в штате Невада, где также находится центр подготовки пилотов ВМС США TOPGUN, перевооружили на переоборудованные и облегчённые истребители F-5E/F.

В настоящее время предельно изношенные F-5E/F постройки второй половины 1970-х годов практически полностью вытеснены модернизированными самолётами F-5N. По состоянию на 2018 год в VFC-13 числилось 23 самолёта.

Истребитель F-5N из состава VFC-111 на авиабазе Ки Уэст. Снимок сделан в 2014 году

Во второй половине 2006 года на авиабазе ВМС США Ки Уэст во Флориде была сформирована эскадрилья VFC-111, в настоящее время оснащённая семнадцатью одноместными F-5N и одним двухместным F-5F. Истребители этого типа имеются также в составе учебной эскадрильи истребителей КМП США VMFT-401 на авиабазе Корпуса морской пехоты Юма в Аризоне.

Рассказывая о действующих эскадрильях, предназначенных для обозначения в ближнем воздушном бою истребителей противника, стоит подробней рассмотреть самолеты, на которых они летают. Традиционно с середины 1970-х годов ВВС, ВМС и КМП США использовали лёгкие истребители F-5E/F Tiger II. По своим манёвренным характеристикам «Тигры» оказались наиболее близкими к

МиГ-21

. В эскадрильи «Агрессоров» отбирались лучшие летчики и неудивительно, что они довольно часто побеждали в тренировочных схватках с куда более современными F-14, F-15 и F-16.

Самые свежие F-5E/F фирма Northrop сдала в 1987 году. На сегодняшний день возраст самолетов перевалил за три десятка лет и для поддержания их в лётном состоянии требуются большие вложения. К тому же большая часть имеющихся «Тигров» по причине выработки эксплуатационного ресурса находится в завершающей стадии жизненного цикла.

В связи с бюджетными ограничениями американские военно-воздушные силы расстались с последними «Тиграми» в начале 1990-х. После этого F-5E/F эксплуатировались только во флотских тренировочных эскадрильях. Для поддержания необходимой минимальной численности истребительного парка в подразделениях «Агрессоров» в 2000 году было решено выкупить у Швейцарии снимаемые там с вооружения «Тайгеры».

Самолёты F-5E/F, построенные в Швейцарии по лицензии, находились в очень хорошем техническом состоянии и имели относительно небольшой налёт. Первоначально была приобретена партия из 32 самолетов, но после того как в Ки Уэст решили создать ещё одну тренировочную эскадрилью, в 2004 году командование ВМС подписало соглашение на дополнительную поставку 12 самолетов.

Модернизацией бывших швейцарских F-5E занималась корпорация Northrop Grumman. В ходе восстановительных работ производится замена части фюзеляжа. В состав бортового радиоэлектронного оборудования введена новая навигационная система и интегрированный многофункциональный дисплей. Это позволяет значительно улучшить возможности по навигации и пониманию пилотом ситуационной осведомленности. С самолёта демонтировано вооружение и аппаратура, необходимая для его применения, что сэкономило вес.

На модернизированные самолёты дополнительно установлены системы фиксации различной полётной информации, имитации вооружения с возможностью распределения точек запуска ракет, фиксацией цели и оценки эффективности применения имитируемого оружия.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты F/А-18, F-5N и Hunter Mk.58 на стоянке авиабазы Ки Уэст

Первый модернизированный самолёт поднялся в воздух 25 ноября 2008 года и поступил в 401-й учебную истребительную эскадрилью морской пехоты (VMFT-401) 9 декабря 2008 года, второй F-5N поставлен 111-й смешанной эскадрилье в Ки-Уэст. В конце 2010 году руководство Northrop Grumman Corporation объявило о выполнении контракта на капитальный ремонт и модернизацию самолётов F-5N.

История марки

Fokker – одна из самых известных компаний-производителей летательных аппаратов XX столетия. Основанная Энтони Фоккером в 1912 году, она быстро завоевала большой сегмент авиационного рынка благодаря удачным моделям военных самолетов. В Первую мировую войну «Фоккеры» были основными боевыми единицами в армии Германии.

1920-1930 годы стали звездным временем авиастроительной фирмы. Модель Fokker F.VII заняла около половины рынка Европы и Северной Америки в классе пассажирских и почтовых авиаперевозок.

Во Вторую мировую войну Германия оккупировала Голландию. Фабрики Э. Фоккера были конфискованы и переориентированы на выпуск военных самолетов для Люфтваффе. В конце 1944 года они были сильно повреждены в результате бомбардировок союзников и позже окончательно уничтожены немцами при отступлении.

После войны авиационный рынок был перенасыщен самолетами. Военные модели переделывались в транспортные и гражданские. Компания Fokker переживала жестокий кризис. Выход был найден в выпуске тренировочных самолетов S-11 и S-14, а позже – одних из первых реактивных истребителей.

В 1958 году представлен гражданский турбовинтовой самолет серии F-27/28. Он оказался на редкость удачным, став самым продаваемым в своем классе. Всего было произведено свыше 800 единиц. Стремясь закрепить успех, фирма в 1980 годах разработала улучшенную турбореактивную версию Fokker 100.

Су-27

В 70-х годах между СССР и США шла, помимо ядерной, еще и скоростная гонка, затрагивающая, в основном, истребители. США немного опередили Советский Союз, создав McDonnell Douglas F-15 Eagle. Тогда в ответ на это перед ВПК СССР был поставлен грандиозный план по разработке не просто равного, а превосходящего по характеристикам самолета.

Создание велось в условиях строжайшей секретности, и первый полет Су-27, а точнее, прототипа под кодовым названием Т-10-1, прошел 20 мая 1977 года, всего через 5 лет от начала разработки. Уже в 1982 году серийные версии Су-27 стали поступать в военные части, а с 1985 началась массовая эксплуатация. Однако несмотря на этот факт, самолет оставался секретным долгое время, вплоть до принятия на вооружение 23 августа 1990 года.

Этот многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжелый истребитель на высоте 11 тысяч метров способен развивать скорость до 2500 километров в час, и до 1400 у земли, имеет большое количество вооружения и может, в том числе, нести тактические ядерные боеприпасы. Даже сегодня, спустя 37 лет с начала эксплуатации, этот истребитель остается актуальным и занимает третье место по численности среди самых распространенных боевых самолетов мира.

Как и в случае с Lockheed U-2, несмотря на снятый гриф секретности, характеристики некоторых модифицированных частей Су-27 остаются недоступными для широкой публики.

Дизайн

Жители Восточной Европы при взгляде на фото Fokker 100 наверняка найдут много общего с отечественным самолетом Як-42. И это неслучайно – воздушные суда относятся к одному классу реактивных региональных лайнеров. Видимые отличия заключаются разве что в линейных размерах и дополнительном воздухозаборнике центрального двигателя на «Яках».

Внешний вид и компоновка Fokker 100 базируется на оригинальном дизайне F28. От предшественника отличается новой авионикой, переделанным крылом и двумя турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Tay нового поколения. Наиболее заметным отличием является более длинный фюзеляж, который увеличен на 65 %. Это позволило повысить вместимость с 65 в первоначальных сериях F28 до 107 человек в трехместной бюджетной компоновке. Крылья стали на 30 % более эффективными.

В кокпите была обновлена электронная система ручного управления Rockwell Collins DU-1000. Как и Fellowship, Fokker 100 сохранил двойные задние фюзеляжные двигатели и конфигурацию T-tail, аналогичную конструкции семейства Douglas DC-9.

Первый самолет в мире и России

Первым, кто изобрел самолет во всем мире, стал Энтони Фоккер. Это событие произошло в 1910 году. Он поднял в небо первый de Spin. К сожалению, летательный аппарат не преодолел большого расстояния. Он врезался в дерево. Фоккер на этом не остановил свои эксперименты.

Энтони Фоккер

В 1911 году он создал компанию, которая уже в 1915 году выпускает первый самолет-истребитель. Именно благодаря этой воздушной машине Германии удалось изменить ход Первой мировой войны.

Характеристики воздушного судна:

  1. Размах крыла авиасудна достигал 8,53 м;
  2. Длина фюзеляжа — 6,76 м, а высота — 2,89 м;
  3. Самолет развивал крейсерскую скорость 132 км/ч.

Примечание. Компания просуществовала до 1996 года.

Первым, кто придумал самолет в России, стал Александр Можайский. Произошло это в 1876 году. В то время он проводил испытания с маленькой лодочкой, на которой были монтированы крылья. Светскую прессу того времени заинтересовало необычное сооружение. О нем появились публикации в различных изданиях.

Александр Можайский

Это изобретение не оставил без внимания и Дмитрий Иванович Менделеев. На тот момент ученый был известен всему миру. Именно он убедил комиссию Главного инженерного управления спонсировать опыты.

Примечание. На тот момент в стране было скептическое отношение к изобретателям такого рода. По этой причине Можайскому не удалось закончить свои опыты.

1881-1886 гг. — начало испытаний летательного аппарата. Все попытки продержаться в воздушном пространстве как можно дольше не увенчались успехом. В 1890 году конструктор умер, так и не закончив свои труды. Многие утверждают, что если бы у него было больше времени и финансов, современные летательные аппараты появились бы гораздо раньше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: