Китайские самолеты и вертолеты

Ретроспектива

После событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году страны Запада ввели в отношении КНР санкции на поставку вооружения, военной техники и технологий двойного назначения, которые могут положительно повлиять на укрепление обороноспособности Китая. Следует отметить, что за три года до разгона антиправительственной демонстрации, а именно в 1986 году ВВС США направляли в КНР пилотажную группу Thunderbirds, выступающую на легких истребителях F-16, поскольку официальный Вашингтон рассчитывал на крупный контракт с Пекином на поставку истребителей этой модели для ВВС НОАК.

В ходе переговоров американская сторона выдвинула условия по контролю за обслуживанием, ограниченным объемом сменно-запасных частей и авиационных средств поражения. Очевидно, что уже на тот момент американские военные и промышленники осознавали опасность нелегального копирования китайцами их продукции.

События 1989 года привели к разрыву военно-технических контактов между США и КНР и официальный Пекин был вынужден в 1990-м обратится к СССР с контрактом о закупке 24 истребителей серии Су-27, а именно 20 самолетов Су-27СК и четыре Су-27УБК. После проведенных переговоров российская сторона в феврале 1991 года направила группу истребителей Су-27 для выполнения демонстрационных полетов в районе аэродрома Наньюань (Пекин), который входит в список пунктов базирования подразделений ВВС НОАК.

Необходимо отметить, что первоначально российская сторона предложила китайским военным рассмотреть возможность приобретения партии истребителей МиГ-29, поскольку ранее ОПК КНР вполне удачно скопировало МиГ-19 и МиГ-21, а их эксплуатация в ВВС НОАК отмечена малой аварийностью. Именно в период знакомства с возможностями КБ «МиГ» китайские специалисты приобрели документацию на МиГ-33 (ОКР под шифром 412), которая впоследствии была использована при разработке истребителя JF-17.

Шэньчжоу или программа 3

Третья программа пилотируемых космических полетов КНР начинается в 1992 году. Стартуют разработки по созданию беспилотного космического корабля “Шэньчжоу-1”. Технически аппарат имеет сходство с советским “Союзом”. Он также разделен на три отсека: приборно-агрегатный, бытовой и сам спускаемый аппарат, но его размеры чуть превышают аналог.

20 ноября 1999 года состоялся первый удачный запуск “Шэньчжоу-1”. Совершив 14 витков вокруг Земли, примерно через 21 час после выхода на орбиту, спускаемый модуль успешно приземлился. В качестве РН выступила модернезированная “Чанчжэн 2F” (CZ-2F) – двухступенчатая ракета, которая будет эксплуатироваться для вывода на орбиту последующих кораблей серии “Шэньчжоу”.

В 2001-2002 годах состоялись еще три успешных запуска. В первом случае на борту находились мухи-дрозофилы и мыши, во втором и третьем манекены тайконавта и аппаратура по контролю жизнедеятельности человека. 

15 октября 2003 года с Космодрома Цзюцюань стартует космический аппарат “Шэньчжоу-5” с первым тайконавтом на борту – 38 летним Ян Ливэем, полковником армии КНР. Полет продлился примерно 21 час, после чего спускаемый модуль успешно приземлился. С этого момента Китай стал третьей страной после СССР и США, которая совершила пилотируемый полет в космосе. Через 33 года после запуска первого спутника, КНР добилась своей цели. Совершив успешный полет, Ян Ливэй получил почетное звание “Герой космоса”. 

Полемика

J-10 внешне похож на IAI Lavi.

В 2006 году инженеры СибНИА считали, что самолет является «более или менее версией» Lavi, включающей в себя «плавильный котел иностранных технологий и приобретенных методов проектирования». В 2008, Джейнс заявили, что для J-10 использовалась техническая информация проекта Lavi, со ссылкой на старших российских инженеров, которые сказали, что слышали это от китайских коллег. Мемуары Гу Сунфэня, одного из конструкторов J-10, косвенно подразумевают помощь Исреали.

В 2007 году Сун Вэньцун, главный конструктор самолета, отрицал какую-либо связь с Lavi, указывая на сходство с предыдущим J-9 Chengdu 1960-х годов. Это подтвердил майор НОАК Чжан Вэйган в интервью 2012 года.

Не было никаких публичных заявлений или официальных заявлений по этому поводу; к 2000 году, однако, открыто разглашенная передача передовых технологий любого происхождения стала анафемой для Соединенных Штатов, что вынудило Израиль отменить продажу Phalcon самолеты дальнего радиолокационного обнаружения.

«Объект 279»

Экспериментальный тяжёлый танк, названный «Объект 279», вопреки заблуждению, разрабатывался вовсе не для того, чтобы выдерживать ударную волну ядерного взрыва и воевать в зонах радиоактивного заражения. Этот танк в первую очередь предназначался для прорыва подготовленной обороны и действий на труднопроходимых участках местности. Его броня была очень толстой для того времени и составляла в максимуме 305 миллиметров. Благодаря сферической форме корпуса и противокумулятивным экранам, он должен был выдерживать попадание 122-миллиметрового бронебойного и 90-миллиметрового кумулятивного снарядов в лобовую часть.

Помимо формы, необычной была и ходовая часть с четырьмя гусеничными лентами, по две на каждую сторону. Благодаря этому танк смотрится футуристично даже сейчас.

Дальнейшее развитие

Далее китай планомерно продолжает развивать третью программу пилотируемой космонавтики. В 2005 на орбиту выводится “Шэньчжоу-6” уже с двумя тайконавтами на борту. В 25 сентября 2008 стартует “Шэньчжоу-7”, состав экипажа на этот раз 3 человека. 27 сентября китайский тайконавт Чжай Чжиган впервые выходит в открытый космос. 

29 сентября 2011 года КНР выводит на орбиту “Тяньгун-1” – первый китайский аппарата класса орбитальная станция. Его масса 8,5 т, длина 10,4 м, ширина по солнечным батареям 17 м, жилой объем 15 кубометров. Уже в октябре этого же года производится запуск беспилотного “Шэньчжоу-8” и отрабатывается его стыковка с “Тяньгун-1”.  

После, в 2012 и 2013, стартуют две миссии “Шэньчжоу-9” и “Шэньчжоу-10” соответственно. Экипаж каждого корабля состоял из трех человек, включая по одной женщине-тайконавту. В ходе этих миссий отрабатывалась ручная стыковка с “Тяньгун-1” и проводились эксперименты в невесомости. В 2016 году связь со станцией прервалась, а в 2018 она вошла в атмосферу Земли и практически полностью сгорела в ней над южной частью тихого океана.

15 сентября в 2016 году все той же “Чанчжэн-2F” на орбиту была выведена так называемая космическая лаборатория или “Тяньгун-2”. Ее основной целью была проверка систем жизнеобеспечения тайконавтов. 16 октября был совершен запуск “Шэньчжоу-11” с двумя членами экипажа. После дистанционной корректировки орбиты 18 октября состоялась автоматическая стыковка с космической лабораторией, в которую перешли тайконавты. Пробыв здесь 30 дней,18 ноября экипаж успешно вернулся на Землю.     

В 2017 году с космической лабораторией состыковался экспериментальный грузовой корабль “Тяньчжоу-1”. Отрабатывались различные варианты стыковки, а также дозаправка“Тяньгун-2” доставленным топливом. 12 сентября грузовой корабль был сведен с орбиты. Спустя два года после завершения своей миссии та же участь постигла и космическую лабораторию. 

Следующий шаг развития китайской космической программы – создание собственной орбитальной станции. В 2021 году планируется запуск базового модуля “Тяньхэ”, к которому будут пристокованы модули “Вэньтянь” и “Мэнтянь” созданные на базе космической лаборатории “Тяньгун-2”. Первый дублирует функции управления и предназначен для хранения грузов, а во втором планируется проводить эксперименты. Со станцией будут стыковаться пилотируемые корабли “Шэньчжоу” и грузовые “Тяньчжоу”. Ориентировочный год ввода в эксплуатацию – 2022.

Есть мнение, что к созданию собственной орбитальной станции китайцев подтолкнуло США. В 2011 году Конгресс запретил NASA сотрудничать с Китайским национальным космическим управлением (CNSA). Как следствие – это запрет на использование МКС китайцами, поскольку КНР формально не участвовала в создании станции.

Но поскольку срок службы МКС заканчивается в 2024 году, от такой политики могут проиграть сами США (хотя рассматривается использование МКС и до 2028 и 2030). В 2017 году КНР и ООН подписали соглашение, которое предусматривает открытие китайской станции для всех желающих членов организации, США может не попасть в этот список, учитывая теперешнее обострение отношений с Китаем. Но делать предположения – это одно, а что будет на самом деле – абсолютно другое. 

Программа Китая амбициозна, но в принципе, выполнима, учитывая успешные запуски последних десяти лет и создание модернизированных ракет семейства “Чанчжэн”. Если все пойдет по плану, уже через год-два станция КНР будет выведена на орбиту, что станет знаковым событием для Китая и может привести к перераспределению сил и влияния в космической отрасли. Но загадывать наперед дело не совсем благородное, поэтому, как говорится – поживем, увидим.

История создания штурмовика Ил-10

Использующийся армией СССР Ил-2 сумел хорошо себя показать в ведении боевых действий, но он имел ряд недостатков, которые делали его уязвимым. Несмотря на бронированный корпус и присутствие воздушного стрелка, защищающих самолет от попадания малокалиберных пуль и нападения истребителей, под зенитным обстрелом риск уничтожения был крайне высоким.

Ударная сила Ил-2 также не отличалась хорошими показателями, так как нести крупнокалиберные бомбы он не мог, а подвеска малокалиберных не давала полной боевой нагрузки. Поэтому встал вопрос о создании нового штурмовика, который бы дал преимущество советским войскам в небе.

Изначально предполагалось конструировать сразу два самолета. Первый должен был получить схожее вооружение и заменить Ил-2. Второй планировался тяжелым штурмовым бомбардировщиком с повышенной толщиной брони и усиленным оружием. Созданием первого начал заниматься П. Сухой и уже к 1942 году представил прототип Су-6.

Параллельно с этим С. Ильюшин стал продумывать улучшение имеющегося Ил-2. Оба самолета должны были оснастить двигателем М-71, но его установка требовала больше времени. Поэтому С

Ильюшин обратил внимание на АМ-42, ставший улучшенной версией применявшегося в Ил-2 АМ-38, и начал разработку своего легкого штурмовика. При проектировании он опирался на опыт работы с предыдущим самолетом и сконцентрировался на повышении живучести и боевой силы

В 1943 году ВВС СССР решило отдать предпочтение разработке Сухого, взяв на вооружение Су-6. Самолеты должны были начать поступать в войска к 1944 году. Но нарком по авиапромышленной отрасли отметил высокий риск срыва выпуска Ил-2 и авиационных двигателей при запуске производства авиации, разработанной с нуля и не имеющей ничего общего со старыми машинами. Поэтому отказываться от проекта Ильюшина не стали

Но идея создания бомбардировщика ушла на второй план, а все внимание было сконцентрировано на штурмовиках

Весной 1944 года оба самолета поступили на сравнительные тесты. Су-6 должен был летать на двигателе М-71, но для испытаний получил АМ-42, что негативно сказалось на его характеристиках. Он показал средние результаты, по многим параметрам уступив разработке Ильюшина, которая уже тогда получила наименование Ил 10. Поэтому выбор был сделан в пользу последнего. Его испытания были успешно завершены всего за один месяц, а технические характеристики оказались намного выше ожидаемых. Штурмовик сразу отправился на конвейер для массового производства.

Самолёт-невидимка

Когда в наше время говорят «самолёт-невидимка», подразумевают его незаметность для радаров. Но в XX веке действительно пытались создать невидимые для глаз самолёты. Советский профессор Сергей Козлов взял самолёт АИР-4 и заменил покрытие фюзеляжа и крыльев прозрачным пластиком собственного изобретения. После этого он покрасил те части, которые остались непрозрачными, смесью белой краски и алюминиевой пыли, что делало самолёт буквально невидимым на фоне неба.

Проект был достаточно удачным и, возможно, пошёл бы в серийное производство в качестве самолёта-шпиона, если бы не тот факт, что краска легко притягивала грязь и пыль. В итоге через какое-то время после взлёта самолёт был уже достаточно сильно заметен. Кроме того, алюминий в составе краски давал блики на солнце. Ещё командование опасалось за прочность самолёта, ведь он был сделан, по сути, из пластика. Поэтому проект было решено закрыть.

Модификации

Базовая модель была выпущена в 1944 году, но уже к 1945 были представлены первые модифицированные версии. Они отличались улучшенными характеристиками и основным предназначением.

Всего было выпущено 4 модификации:

  • Ил-10 «Пушечный» – модель получила усиленное артиллерийское вооружение, представленное в виде четырех пушек НС-23, установки БТ-20, бомб и ракетных снарядов;
  • Ил-10У – учебный вариант самолета, он был предназначен для обучения летчиков штурмовика, кабину стрелка в нем заменили специальным отделением для инструктора, также с машины сняли часть брони с вооружением;
  • Ил-10М – вторая военная модифицированная версия Ил-10 была создана для применения в Корейской войне, самолет стал чуть крупнее и получил улучшенное бортовое оборудование для полетов в сложных условиях;
  • Avia B-33 – последняя модифицированная модель выпускалась Чехословакией после получения ею соответствующей лицензии, был аналогичен версии от СССР и распространялся среди стран ОВД.

Авиация Китая – путь к «Цзянь-16»

В
течение последних 50 лет  подразделения
штурмовой авиации ВВС и ВМС Национальной освободительной армии Китая (НОАК)
комплектовались самолетами, которые по своим характеристикам не позволяли вести
одновременно наступательные и оборонительные действия на большом удалении от аэродромов
и пунктов базирования. На протяжении последних 30 лет основным штурмовиком ВМС
НОАК оставался «Цзянь-5», модернизацию которого на разных этапах проводили
специалисты из Италии и Франции.

Штурмовик «Цзянь-5»

Благодаря
сотрудничеству с европейскими государствами, китайские штурмовики получили
новые радиолокационные станции, лазерные дальномеры, радиовысотомеры, датчики
предупреждения о радиолокационном облучении, центральные вычислительные системы
и другое радиоэлектронное оборудование.

Морская
авиация Китая сделала серьезный прорывом в тактических возможностях после
принятие на вооружение тяжелого двухместного двухмоторного истребителя
Су-30МКК. Китайские летчики были приятно удивлены открывшимся возможностями
совершать полеты на дальность 3500 км без дозаправки и на 5000 км с одной
дозаправкой в воздухе. Полная боевая нагрузка Су-30МКК составляла 8000 кг, а в
случае размещения боеприпасов суммарной массой 2000 кг боевой радиус самолета
достигал 1300 км.

Поставка Су-30МКК как этап истории

Именно
благодаря поставкам Су-30МКК, китайские конструкторы получили для анализа и
последующего копирования такие боеприпасы, как Х-29Л/Т, Х-59М, Х-31П, КАБ-500
Л/КР, КАБ-1500 Л/Л-Ф, а также бомбы с телевизионным управлением. Китайские
специалисты признают, что копирование советских и российских технологий помогло
им сократить 30 лет технического отставания.

Российский Су-30МКК

Поставка
Су-30МКК заняла четыре года (к 2004 г.). Китайским военным потребовалось еще
два года, чтобы подразделения, укомплектованные этими боевыми самолетами,
обрели полную боевую готовность. В течение последующих пяти лет специалисты по
тактике действий военной авиации Китая вносили коррективы в наставления по
нанесению ударов по наземным объектам вероятного противника.

Для
сравнения следует отметить, что первые подразделения, укомплектованные
истребителями «Цзянь-10А», достигли полной боевой готовности только в 2009 г.,
а подразделения, оснащенные «Цзянь-11В», только в 2012 г. Китайские специалисты
указывают, что технические проблемы самолетов национального производства
обусловили контракт на поставку Су-30МК2, а в последующем и контракт на Су-35С.

Еще
в 2005 г. российский ОПК предложил новейшую модификацию истребителя под
обозначением Су-30МК3, который уже тогда оснащался РЛС с ФАР. Однако, высокая
стоимость машины (50 млн долл. США) и проблемные моменты с вооружением,
стойкостью к направленным радиоэлектронным помехам, низкие возможности к
действиям в сложных погодных условиях и отставание от западной радиоэлектроники
поставили крест на поставках этого самолета в КНР.

Истребитель «Цзянь-10В»

Разработка «Цзянь-16»

По
данным китайских источников, именно истребители Су-30МКК и МК2 послужили
основой для создания нового истребителя-бомбардировщика «Цзянь-16», который
серийно выпускают на авиастроительном предприятии в г. Шэньян.

Китайские
инженеры критически проанализировали конструкцию российских боевых самолетов. При
разработке собственной модели они увеличили долю титановых сплавов, а также
более активно использовали углеволоконные материалы, что позволило снизить
массу планера. Кроме того, за счет увеличения доли деталей из титановых сплавов
китайские конструкторы повысили прочность планера и отдельно усилили внешние
точки подвески вооружения.

Специалисты
ВВС Китая провели ресурсные тесты Су-30МКК с шестью противорадиолокационными
ракетами Х-31П. Испытания показали, что одновременная установка такого
количества тяжелых ракет и продолжительные полеты с ними оказывают пагубное
действие на прочность крыльев и мест их креплений к центроплану. 

Шугуан или программа 1

Еще в 1966 году были представлены и утверждены планы на 10-летнее развитие космической программы КНР. Основной целью было создание возвращаемого разведывательного спутника и разработка первого пилотируемого космического аппарата.

Уже в январе 1968 года проект по созданию пилотируемого корабля получил название “Шугуан-1”, в буквальном переводе “Рассвет”. С этого момента начались детальные исследования и разработки, которые помогли бы воплотить идею в жизнь. Велись работы по проектированию защитного экрана, изучалась траектория спуска, началось конструирование системы торможения и т. д.

5 октября 1970 года начался первый в Китае отбор космонавтов (тайконавтов)

Важным критерием была политическая благонадежность, после этого во внимание принимались остальные характеристики. По аналогии с СССР, в качестве претендентов рассматривались летчики-истребители до 30 лет, имеющие высшее образование

При оценке рапортов из летных школ, предпочтение отдавалось тем, кто имел больший опыт полетов в неблагоприятных условиях. 

Отбор завершился 15 мая 1971 года. В итоговую группу вошли 19 человек. Несмотря на то, что проект не был реализован, за неудавшимися тайконавтами наблюдали 30 лет. За это время никто из них серьезно не заболел, большинство заняли высокие посты в вооруженных силах. Эти факты свидетельствовали о правильном подходе при отборе. 

Целевая подготовка тайконавтов для полета должны была стартовать в ноябре 1971 года. Но в сентябре был раскрыт заговор маршала Линь Бяо (курировал проект “Шугуан-1”) против Мао Цзэдуна. Попытка Бяо сбежать в СССР окончилась неудачей – самолет потерпел крушение в Монголии.

После этого по приказу Мао были произведены аресты многих сотрудников, которые участвовали в разработке “Шугуана” и хоть как-то были связаны с мятежным маршалом. Тем не менее, попытка продолжить работы всё же была, но проекту не хватало финансирования. С просьбой о выделении средств обратились непосредственно к Мао Цзэдуну. Он же в своем ответе заявил, что для начала надо разобраться с земными проблемами, а после лететь в космос. К тому же оставшиеся работники были обвинены в растрате средств, которые предназначались для проекта. Окончательно работы по первому пилотируемому кораблю “Шугуан” были остановлены 13 мая 1972 года.

К сожалению, точных чертежей, изображений или технических характеристик “Рассвета” не сохранилось. В большинстве источников указывается, что проект китайского корабля был схож с американским “Джемини”.

“Шугуан-1” имел примерную массу около 2,5 т и был разделен на два отсека. Первый предназначался для двух тайконавтов и был оборудован системой катапультируемых кресел. Во втором находились топливные баки, двигатели ориентации и прочее оборудование. При схождении с орбиты, отсеки разъединялись. На момент закрытия проекта до конца не была разработана система мягкой посадки.  

Выводить корабль на орбиту предполагалось РН “Чанчжэн-2A” (CZ-2A), которую разработали на базе баллистической ракеты DF-5. Специально для этих пусков начали постройку второго космодрома в Китае – Сичан. Но после закрытия программы “Шугуан-1”, строительство было заморожено и завершилось только в 1984 году. О запуске человека в космос Китай, как-будто на время, позабыл.

Оценка стратегии

Кроме того, китайские специалисты прорабатывают варианты размещения в хвостовой балке вспомогательной силовой установки – копии с российской ТА-14-130-35. И они крайне заинтересованы в получении нескольких образцов данной ВСУ и полного комплекта конструкторской и ремонтно-технической документации на соответствующих предприятиях ОПК РФ (НПП «Аэросила»). Вариант размещения ВСУ в хвостовой балке «Цзянь-11» прорабатывается в разрезе размещения дежурных сил ВВС НОАК на четырех авиационных базах в Тибете, где недостаточное количество предпусковых обогревателей и крытых обогреваемых ангаров для самолетов.

Для замены Су-27 УБС на авиастроительном предприятии в Шэньяне (завод № 112) был организован выпуск «Цзянь-11BS» (учебно-боевой самолет). Строение двухместной кабины было скопировано с российского Су-30МК2, поскольку ее конструкция обеспечивает двум членам экипажа отличную обзорность.

Гарантирована возможность переключения управления между пилотом и штурманом-оператором для повышения живучести в воздушном бою. Отметим, что еще в 2009 году представители ОПК КНР отвергли критику российской стороны в нарушении лицензионного соглашения по Су-27 и указали, что не станут отвечать по искам, если таковые будут предъявлены. Известно, что истребители «Цзянь-11В/BS» ВВС НОАК и «Цзянь-11BH/BSH МА» ВМС НОАК оснащают всеракурсной системой предупреждения о ракетном обстреле.

Новейшей модификацией истребителя «Цзянь-11» является вариант «Цзянь-11BG» (J-11BG), которые впервые приняли участие в учениях «Красный меч-2019» в составе эскадрильи. Данные самолеты можно опознать по носовому радиопрозрачному обтекателю белого цвета, под которым установлена РЛС с АФАР с воздушным охлаждением от 607-го НИИ. Система воздушной дозаправки отсутствует, поскольку данный самолет будет поступать только в подразделения ВВС НОАК.

Известно, что китайские конструкторы работали над модификацией «Цзянь-11С» (J-11C) и даже был присвоен шифр ОКР «J-17» – малозаметная версия самолета. Однако по различным причинам, в первую очередь из-за ограниченных возможностей классического фюзеляжа от Су-27 по снижению радиолокационной заметности данная разработка не получила воплощения в металле.

«Царь-бомба»

Пожалуй, самое известное ядерное оружие в мире, которое было приведено в действие 30 октября 1961 года на полигоне «Сухой нос» на острове Новая Земля. Бомба была создана в единичном экземпляре. Её предназначение — наглядно показать, что, если понадобится, СССР может наклепать таких устройств и накидать их Дяде Сэму за шиворот. Побочным эффектом было осознание того, что с помощью многоступенчатой конструкции можно создать бомбу буквально неограниченной мощности.

Мощность взрыва составила 58,6 мегатонны. Чтобы ты понимал, бомба, которую сбросили на Хиросиму, составляла от 13 до 18 килотонн, что примерно в 3 800 раз меньше. Ядерный гриб поднялся на высоту 67 километров, а его диаметр достиг 95 километров в верхнем ярусе. Вспышка была видна на расстоянии более тысячи километров, а облако — за 800 километров от места взрыва. Взрыв был такой мощный, что взрывная волна трижды обогнула планету.

До сих пор это оружие остаётся культовым и обрастает новыми слухами. Возможно, именно благодаря «Царь-бомбе» США не решились на атаку на СССР, на которой военное командование этой страны настаивало ещё с начала холодной войны.

Лазерный комплекс 1К17 «Сжатие»

Нет, речь не пойдёт о футуристичном танке, способном прожигать броню мощным лазером. Но эта разработка не менее удивительна, ведь ещё в конце 80-х годов советским инженерам удалось создать мобильный лазерный комплекс, который имел автоматический поиск и наведение на объекты и отключал оптико-электрическое оборудование на наземных и воздушных транспортных средствах, а также на ракетах.

Интересно то, что для фокусировки такого мощного лазера потребовалось вырастить искусственный рубин массой 30 килограммов. Проект был дорогим и критиковался за необходимость прямой видимости, низкую скорострельность и уязвимость на поле боя.

Летающая подводная лодка

Если тебе кажется странным сочетание самолёта и корабля, то что скажешь о летающей подводной лодке? С 1934 до 1937 годы Борис Ушаков работал над проектом гидросамолёта с возможностью погружения под воду. В 1936 году проект был передан на рассмотрение в РККА, но в 1939-м был приостановлен и возобновлён только в 1943-м. В итоге прототип был построен в 1947 году, но к тому моменту советская военно-морская доктрина поменялась, и проект был закрыт.

Предполагалось, что трёхмоторный самолёт при необходимости закрывал моторы металлическими пластинами, пикировал к воде, нырял и атаковал надводные или подводные цели двумя торпедами. Самолёт мог погружаться на 45 метров и развивал скорость до трех узлов, а в воздухе разгонялся до 185 километров в час.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: