От «кометы» до «кинжала»: как совершенствовались отечественные противокорабельные ракеты

Оценка проекта

Ракета «Москит» традиционно считается достаточно эффективным оружием, способным поражать цели, оставаясь при этом незамеченным для систем ПВО (противовоздушной обороны) суден. Последняя особенность достигается за счет комбинации сверхзвуковой скорости полета, его малой высоты, а также активного маневрирования. Стандартные зенитные ракеты с радиокомандным или полуактивным наведением, используемые в средствах ПВО, в условиях морского сражения бессильны против атаки «Москита». Большую часть своего пути к цели ракета, за счет малой высоты полета, скрывается за пределами радиогоризонта. И, даже попав в радиус обнаружения вражеских радаров, она настолько быстро преодолевает оставшийся отрезок, что сбить ее практически невозможно.

Главным недостатком ракеты в условиях предполагаемого морского сражения является относительно небольшая дальность действия. При запуске «Москита» исключительно по малой высоте, дальность полета будет ограничиваться 90-120 километрами, что меньше, чем у большинства современных дозвуковых ракет. Причина в том, что во время полета на сверхзвуковой скорости, при малой высоте, ракета сталкивается с очень высоким сопротивлением воздуха. Теоретически «Москит» может лететь и 250 километров, но такая дальность достигается за счет полета на большей высоте, при прохождении маршевого участка. В таком случае ракета оказывается выше радиогоризонта и становится заметной для радаров. Поэтому боевое применение ракеты «Москит» на большой высоте сопряжено с риском сделать ее легкой добычей для дальнобойных ЗРК. Еще одним существенным минусом, сказывающимся в том числе на дальности полета ракеты, являются ее крупные габариты и внушительный вес.

24 октября 2014 года, в рамках испытаний американской зенитной ракеты SM-6, последней удалось перехватить низколетящую сверхзвуковую мишень, которая по своим летным параметрам аналогична «Москиту», за исключением лишь того факта, что российская ракета способна маневрировать при подлете к цели. Перехват был произведен за радиогоризонтом, после внешнего предупреждения, с применением активной РЛ головки самонаведения. В ходе данных испытаний была впервые продемонстрирована возможность эффективной борьбы со сверхзвуковыми низколетящими ракетами. Тем не менее тот факт, что характеристики ракеты «Москит» позволяют ей активно маневрировать на огромной скорости, делает ее поражение крайне сложной задачей для противника.

Эксплуатанты и носители[ | ]

«Ониксы» изначально планировались как универсальный комплекс для размещения на самолётах, надводных и подводных кораблях и береговых установках.

Россия Россия — «Оникс» Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион». Малый ракетный корабль проекта 1234.7 — «Накат» КСФ ВМФ РФ. Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» — три МРК в составе Каспийской флотилии, два в составе Черноморского флота. МПЛАТКР проекта 885 «Ясень». ПЛАРК проекта 949А Антей — в перспективе. Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». В ходе ведущегося ремонта вместо ранее установленных ПКР П-700 «Гранит» установлены ПКР П-800 «Оникс». Спуск на воду запланирован на 2020 год. По неподтверждённым данным аналогичная модернизация предстоит остальным крейсерам проекта 1144. Вьетнам Вьетнам — «Яхонт» Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион» — два комплекса поставлены в июне 2010 года. Сирия Сирия — «Яхонт» Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион» — два комплекса поставлены в конце 2011 года. Индия Индия — «BrahMos» (вариант ракеты «Оникс», разработанный совместно с министерством обороны Индии) Эсминец проекта 61МЭ — «Раджпут» — 1×4 ПУ БраМос Фрегаты типа «Тальвар» — 1×8 ПУ БраМос Фрегаты типа «Шивалик» — 1×8 ПУ БраМос Эскадренные миноносцы типа «Калькутта» — 4×4 ПУ БраМос БраМос-А: на Су-30МКИ (до трёх ракет) и Ту-142 (до шести) БПРК с ракетами «БраМос». Индонезия Индонезия — «Яхонт», поставка в первой половине 2010 г., количество неизвестно Фрегаты типа «Ван Спейк». Фрегат «Освалд Сиахаан» (индон.) Хезболла́

Базирование

Ракета П-35 запускалась с ряда различных пусковых установок. На ракетных крейсерах проекта 58 устанавливалась счетверенная поворотная пусковая установка СМ-70. Расположенная на вращающемся основании, установка могла поворачиваться в сторону цели, тем самым облегчая наведение ракет на начальной стадии полета. Установка также имела возможность перезарядки в море из ракетных погребов, где хранился запасной боекомплект — но из-за сложности такелажных работ с тяжелыми ракетами, на перезарядку нельзя было положиться.

Модификация ПКР, предназначенная для подводных лодок, ракета П-6 запускалась из контейнерной пусковой установки СМ-49. Запуск был возможен только в надводном положении, при скорости субмарины не более 8 узлов и волнении моря не более 4 баллов. Перед запуском, пусковая установка (смонтированная в корпусе) поднималась на угол до 15 градусов.

Характеристики противокорабельной крылатой ракеты «Яхонт»

ПКР «Яхонт» характеризуется полной автономностью боевого применения, высокой сверхзвуковой скоростью на всех участках полета, возможностью выбора различных траекторий (низковысотной и комбинированной), полной унификацией для широкого ряда морских, авиационных и наземных носителей, а также использованием технологии «стелс», обеспечивающей высокую степень незаметности для современных радиолокационных средств обнаружения. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складывающимся крылом и оперением, комбинированной системой наведения (инерциальной на маршевом и активной радиолокационной на конечном участке траектории полета) и высокоэнергетической двигательной установкой (маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно‑реактивный двигатель (СПВРД) с интегральным стартовым твердотопливным ускорителем) с носовым осесимметричным воздухозаборником и центральным конусом. Хорошая аэродинамика планера и эффективная силовая установка обеспечили высокую маневренность ПКР и ее низкую уязвимость от средств противоракетной обороны противника.

Конструктивно ракета выполнена как совмещенная с планером силовая установка, у которой все внутренние объемы, в т. ч. и воздушный тракт прямоточного двигателя, заполнены маршевым топливом и встроенной стартово‑разгонной ступенью. Блоки системы управления, антенна бортовой радиолокационной станции (РЛС) самонаведения и боевая часть размещены в центральном конусе воздухозаборника.

ПКР «Яхонт» находится в герметичном транспортно‑пусковом контейнере (ТПК), в котором будучи полностью готовой к боевому применению, она покидает завод‑изготовитель, транспортируется, хранится и выдается на носитель для боевого применения. Техническое состояние ракеты контролируется через специальный разъем без извлечения ее из ТПК, в котором она размещена при почти полном отсутствии зазоров между корпусом ПКР и внутренней поверхностью контейнера. После выхода ракеты «Яхонт» из ТПК включается твердотопливный разгонный блок, установленный в камере сгорания маршевого двигателя, и за несколько секунд работы разгоняет ракету до скорости 2 маха. После окончания работы он выбрасывается набегающим потоком воздуха и начинает работать маршевый двигатель, обеспечивающий автономный полет ПКР на скорости в 2,5 маха по данным бортового источника целеуказания.

Радиолокационная головка самонаведения (РГСН) ракеты может захватить надводную цель типа «крейсер» на дальности до 75 километров. После захвата цели бортовая РЛС выключается и ракета снижается до высот 5‑10 метров, что резко снижает возможности средств ПВО противника по своевременному ее обнаружению и перехвату. Повторно РГСН включается на конечном участке полета для захвата цели, ее сопровождения и наведения ракеты. Малое полетное время и большая дальность действия РГСН позволяют использовать целеуказание невысокой точности.

Одно из главных достоинств ПКР «Яхонт» — бортовая «интеллектуальная» программа, которая особенно эффективна при залповом пуске ракет

В этом случае программа самостоятельно распределяет и классифицирует по важности цели, выбирает тактику атаки и план ее проведения. При этом учитываются возможность применения противником средств радиоэлектронной борьбы и выбираются приемы уклонения от огня средств ПВО

При уничтожении главной цели, остальные ракеты направляются на другие корабли и исключают возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. Это обеспечивается наличием в бортовой вычислительной машине ракеты электронных портретов всех современных классов кораблей и других сведений, что позволяет определить тип корабельной группы (конвой, авианосец, десантная группа) и атаковать главные цели.

Технические характеристики: Длина ракеты — 8 м (корабельная), 6,1 м (авиационная) Длина ТПК — 8,9 м (авиационная) Дальность стрельбы максимальная ‑ до 300 км Высота полета — 5‑15000 м Скорость полета — до 750 м/с (2,6 М) Траектория — комбинированная и низковысотная Система управления — инерциальная с РГСН Стартовая масса ракеты — 2500 кг (авиационная), 3000 кг (корабельная) Масса в ТПК — 3900 кг Боевая часть: тип/масса — проникающая/до 300 кг Срок службы — до 10 лет.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

«Баллистики» против «Бури»

В 1950-е годы развернулось нешуточное соревнование между баллистическими и крылатыми ракетами за место беспилотного межконтинентального носителя ядерного или термоядерного заряда.

В СССР приняли к разработке оба типа межконтинентальных ракет — и баллистические, и крылатые. Теоретические исследования, проведенные в НИИ-1 Минавиапрома под руководством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, показали, что двухступенчатый сверхзвуковой беспилотный крылатый аппарат может достичь межконтинентальной дальности с приемлемой точностью доставки «спецзаряда». Крылатые ракеты со скоростью полета более 3М (более трех местных скоростей звука) и высотой более 20 км казались отличной заменой пилотируемых стратегических бомбардировщиков. В 1954 году официально началась разработка двух КР с дальностью 8 000 км — тяжелой «Буран» (индекс «40», ОКБ-23 Владимира Михайловича Мясищева) и средней «Буря» (индекс «350», ОКБ-301 Семена Алексеевича Лавочкина). В США еще с 1950 года сверхзвуковую КР XSM-64А «Навахо» той же дальности до 8 000 км разрабатывала фирма «Норт Америкэн, Райт». Все разработчики сверхзвуковых межконтинентальных КР выбрали маршевые сверхзвуковые прямоточные двигатели, жидкостные ракетные ускорители в качестве первой ступени, системы наведения с использованием автоматической астронавигации. Ракеты стартовали вертикально с последующим отделением ускорителей и выходом на аэродинамический полет уже на больших высотах. Над целью КР должна была сбросить боевую часть, и та достигала бы цели самостоятельно.

Маршевые двигатели для «Бури» и «Бурана» разработали в ОКБ-670 под руководством Михаила Макаровича Бондарюка. По системам астронавигации большую работу провел Израэль Меерович Лисович. В межконтинентальных КР отработали и другие перспективные направления — новые сплавы и технологии производства планера, новые методы проектирования.

Успешные испытания в СССР ракеты Р-7 и запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли возвестили начало эры межконтинентальных баллистических ракет, а сбитый в 1960 году над Уралом самолет-разведчик U-2 продемонстрировал, что большие высоты перестали надежно защищать крылатые летательные аппараты. Крылатые ракеты стремительно теряли свои достоинства в глазах заказчиков. Средства ПВО явно опережали их в своем развитии, уже располагая ЗРК большой дальности, комплексами дальнего радиолокационного обнаружения, сверхзвуковыми высотными истребителями. «Проигрышу» крылатых ракет первого послевоенного поколения способствовали их радиолокационная заметность, а также громоздкость и энергопотребление систем наведения, которым приходилось работать не 5— 7 минут, как у баллистической ракеты, а 2—3 часа.

Конец 1950-х — начало 1960-х годов стали критическим периодом развития управляемого реактивного оружия. В 1957 году в СССР прекратили работы по «Бурану», а в США — по «Навахо» (из 11 ее пусков 10 оказались аварийными). Работы по «Буре» прекратили в 1960 году. Из всех сверхзвуковых межконтинентальных КР «Буря», главным конструктором которой был Наум Семенович Черняков, пожалуй, «продвинулась» дальше всех как по результатам опытных пусков (из 18 только 3 аварийные), так и по достигнутой в них дальности — 6 500 км с отклонением от заданной траектории не более 4—7 км. В том же 1960 году волевым решением поставили крест и на проектах стратегических крылатых ракет С-30 Цыбина, П-20 ильюшинского ОКБ-240, «С» туполевского ОКБ, бомбардировщика М-56К с ракетой Х-44 мясищевского ОКБ-23.

Единственной поступившей на вооружение межконтинентальной КР стал американский дозвуковой «беспилотный бомбардировщик» SM-62 «Снарк» фирмы «Нортроп» с турбореактивным двигателем и дальностью до 8 000 км. Его скорость и высота полета — 960 км/ч и 15—16,7 км — уступали новым сверхзвуковым истребителям, и на вооружении «Снарк» оставался лишь в течение 1960—1961 годов.

Подводные лодки также предпочли вооружать баллистическими ракетами. Стратегические КР стали первой жертвой баллистических конкурентов. Но «баллистикам» отдали предпочтение и на меньших дальностях. Это было отчасти обосновано возможностями самих КР и ожидаемым ростом возможностей ПВО. Оперативно-тактические и тактические КР первого послевоенного поколения совершали полет, как правило, на высотах не менее 300—500 м с небольшими маневрами, по кратчайшему пути к цели. Это облегчало их обнаружение и поражение средствами ПВО. Однако справедливость остановки в начале 1960-х ряда новых разработок КР поныне вызывает споры. Как бы то ни было, но именно тогда КР большой дальности — за исключением противокорабельных — покидают сцену.

Крылатая ракета подводных лодок П-120 «Малахит»

Разработка крылатой ракеты «Малахит» велась ОКБ-52 по Постановлению СМ № 250–89 от 28 февраля 1963 года (по одному постановлению с «Базальтом»). В новой ракете было применено много технических решений, использованных в конструкции «Аметиста». Принципиальным отличием «Малахита» стал универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность как подводного старта с подводной лодки, так и старта с надводных кораблей. Кроме того, «Малахит» снабжался более совершенной системой управления АПЛИ-5 (разработки НИИ-101), которая, сохраняя принцип автоматического наведения, имела улучшенные характеристики по помехозащищенности и избирательности. Для повышения помехозащищенности на конечном этапе самонаведения была введена дополнительная тепловая головка самонаведения. Дальность полета ракеты при дозвуковой скорости увеличилась примерно в полтора раза по сравнению с «Аметистом».

В подводном положении «Малахит» мог запускаться с глубины до 50 метров. Старт «мокрый». К числу недостатков «Малахита» следует отнести длинный черный шлейф, оставляемый его твердотопливным двигателем.

Аванпроект «Малахита» был закончен в сентябре 1963 года, а эскизный проект в феврале 1964 года. В начале 1968 года завод № 301 им. Лавочкина изготовил первые образцы «Малахита».

Первый этап летно-конструкторских испытаний проводился с 25 сентября 1968 года по февраль 1969 года. Ракета запускалась без радиотехнической аппаратуры с наземной пусковой установки на Черном море. С июля по октябрь 1969 года состоялось 3 пуска со стенда ПСА, переделанного по проекту ПСП-120, с глубины 50 м. Результаты положительные.

Второй этап летно-конструкторских испытаний проведен в июле-октябре 1969 года. В ходе него выполнено четыре пуска с береговой установки. С марта по август 1970 года сделано шесть пусков с малого ракетного корабля (МРК) «Буря» проекта 1234. Всего из десяти пусков отмечено пять прямых попаданий.

Совместные испытания «Малахита» проводились с 10 сентября 1970 года по 1972 год, в ходе которых с МРК «Буря» было сделано 14 пусков.

Для выдачи целеуказания ракетам «Малахит» на МРК была установлена система пассивного загоризонтного обнаружения надводных кораблей. Она работала по излучению радиотехнических средств противника.

Постановлением См. от 17 марта 1972 года комплекс «Малахит» принят на вооружение малых ракетных кораблей проекта 1234.

Постановлением См. от 21 ноября 1977 года комплекс «Малахит» принят на вооружение подводных лодок проекта 670М. По этому проекту было построено 6 лодок. Кроме того, планировалось вооружить атомные подводные лодки проекта 705А двенадцатью ракетами «Малахит».

Всего с 1968 года по 1975 год было произведено 44 пуска ракет «Малахит». В ВМФ «Малахиту» были присвоены индексы П-120 и 4К-85.

Существенным недостатком комплексов «Аметист» и «Малахит» выступало то, что дальность обнаружения целей гидроакустическими комплексами (ГАК) подводных лодок-носителей была намного ниже дальности стрельбы ракет. Так, ГАК МГК-100 «Керчь», принятый на вооружение в 1967 году, имел дальность обнаружения цели всего 20 км, а ГАК МГК-300 «Рубин», принятый на вооружение в 1968 году, до 60 км. Лишь в 1976 году был принят на вооружение ГАК МГК-400 «Рубикон» (модернизация «Рубина») с дальностью обнаружения цели до 200 км, а в 1978 году ГАК «Скат» с дальностью обнаружения чуть больше 200 км.

Применение

Сегодня ПКР «Оникс» стоят на вооружении сразу нескольких стран. В России этот комплекс установлен на ракетный корабль проекта 1234.7 «Накат», на корабли проекта 21631 «Буян-М», а также на МПЛАТКР «Северодвинск». В 2014 году эта ракета была установлена на 35 самолетов Су-30 СМ. Кроме того, именно «Оникс» является основой берегового комплекса «Бастион».

Кроме России ракетный комплекс «Оникс» стоит на вооружении Вьетнама (2 единицы), Сирии (количество неизвестно) и Индонезии (количество неизвестно). Модификациями ракеты «Оникс» (BrahMos) вооружены эсминцы и фрегаты ВМФ Индии, также этими ракетами вооружены индийские Су-30 МКИ.

Описание

P-35 представляет собой полумобильную РЛС, состоящую из прицепа с кабиной управления и антенна оборудование, оборудование, перевозимое автотранспортом. Антенная система Р-35 состоит из двух усеченных открытых рамок. параболическая антенна выполнение обоих коробка передач и прием, когда обе антенны питаются от сложенного луча, состоящего из шести рупоров. В радаре используются две антенны с механическим сканированием по азимуту, но в отличие от предыдущего P-30 обе антенны расположены горизонтально, радар не использует систему V-луча для определения высоты цели. Правая сторона верхней антенны несла антенную решетку МКФ вторичный радар, который использовался для идентификации обнаруженного самолета как друга или врага.

Модернизация.


1234Э до модернизации и 1234ЭМ после модернизации В середине 1990-х годов в руководстве Алжирских ВМС решили провести ремонт и модернизацию проекта 1234Э, поставленных Алжиру из СССР. Проект модернизации, получивший номер 1234ЭМ, разрабатывался в ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Ю. В. Арсеньева. Устаревший П-20 заменялся на 3К24Э «Уран-Э» с 4 счетверенными пусковыми установками с 16 противокорабельными ракетами «Уран-Э». Зенитное вооружение усиливалось шестиствольной 30-мм АК-630М, размещенной в кормовой надстройке, а вместо «Рангоут-Э» на крыше рубки устанавливалась антенна радиолокационного комплекса «Гарпун-Э», и на мачте — трехкоординатная общего обнаружения типа «Позитив-МЭ», система управления стрельбой корабельной артиллерии «Ласка», оптико-электронная система управления огнем артиллерии «Ракурс» и радионавигационная система «Горизонт-25». Совместимость работы российского радиотехнического вооружения с зарубежным обеспечивала система обмена данными типа -1234ЭМ. Помимо установки новых вооружений, на корабле заменялись устаревшие виды электрооборудования и судовых систем.

Противокорабленый ракетный комплекс «Уран-Э»

В 1997-2000 годах корабль 802 Salah Reïs

проходил модернизацию по проекту 1234ЭМ на Кронштадтском морском заводе, при этом модернизация сопровождалась срывом сроков и претензиями к качеству работ. В связи с этим дальнейшая модернизация и модернизация двух других алжирских кораблей осуществлялась по отдельному контракту 2006 года с «Рособоронэкспортом», и новым исполнителем в лице «Северной верфи» (г. Санкт-Петербург), причем по упрощенному варианту. В октябре 2007 года по этому же проекту на судостроительном предприятии «Северная верфь» была начата модернизация второго алжирского корвета, а в 2008 году — третьего. Малый ракетный корабль 801Rеïs Hamidou после модернизации на «Северной верфи» был передан алжирской стороне в феврале 2011 года, затем предприятие приступило к модернизации третьего корабля серии (803Reïs Ali. ). В 2012 работы наReïs Ali завершены и он был передан заказчику. В Алжире на 802Salah Reïs установили китайскую систему NRJ-6A и две китайских шестиствольных пусковых установкиPJ46 для постановки пассивных помех, вместо демонтированных при модернизации советских ПК-16.

Список модернизаций по проекту 1234ЭМ

802 Salah Reïs

проходил на Кронштадтском морском заводе (1997-2000 гг), на «Северной верфи» (2006), получил:

  • 4х4 3М24Э «Уран-Э» вместо П-20 «Термит»;
  • 1х6 30 мм АК-630М (3000 выстрелов);
  • «Ласка-Э» и опто-электронную СП-521 «Ракурс» вместо МР-103 «Барс»;
  • 3Ц-25Э «Гарпун-Э»;
  • общего обнаружения «Позитив-МЭ1» вместо «Рангоут»;
  • «Горизонт-25».

801 Raïs Hamidou

проходил на «Северной верфи» (2007-2011 гг);803 Raïs Aliпроходил на «Северной верфи» (2011-2012 гг); получили:

  • 4х4 3М24Э «Уран-Э» вместо П-20 «Термит»;
  • «Ласка-Э» и опто-электронную СП-521 «Ракурс» вместо МР-103 «Барс»;
  • общего обнаружения «Позитив-МЭ1» вместо «Рангоут»;
  • «Горизонт-25».

Модернизация 802 Salah Raïs


802 Salah Raïs

. МРК-23 после модернизации в составе ВМС Алжира

1 – Зенитный ракетный комплекс «Оса-М» 2 – Система управления огнем 4Р-33 11 – 57-мм артиллерийская установка АК-725 12 – Счетверенная ПУ KT-184Э противокорабельных ракет 3М24Э «Уран-Э» 13 – Радиолокационный комплекс 3Ц-25Э «Гарпун-Э» 14 – Система радиоэлектронной борьбы NRJ-6A китайского производства 15 – РЛС общего обнаружения «Позитив-МЭ1» 16 – Оптико-электронная система управления огнём артиллерии СП-521 «Ракурс» 17 – Шестиствольная пусковая установка PJ46 для постановки пассивных помех китайского производства 18 – Система управления стрельбой корабельной артиллерии «Ласка-Э» 19 – 30 мм артиллерийская установка АК-630М

Противокорабельное перевооружение

Новые противокорабельные ракеты появляются не только в Европе. В 2018 году Военно-морские силы США приняли на вооружение ракету Naval Strike Missile (NSM), изготовленную норвежской компанией Kongsberg в тандеме с американским концерном Raytheon.

NSM имеют дальность стрельбы около 200 км и осуществляют полёт на малых высотах для ухода от радарного обнаружения. Naval Strike Missile обладает инфракрасной системой обнаружения цели для наведения на индивидуальную цель в плотной группе кораблей противника.

  • Запуск американской ракеты Naval Strike Missile с борта корабля USS Coronado

Кроме того, согласно бюджетным документам ВМС США на 2021 год, Соединённые Штаты намереваются оснастить палубные истребители морской авиации F/A-18E/F Super Hornet противокорабельными крылатыми ракетами дальнего действия LRASM (Long-Range Anti-Surface Missile).  

Эти ракеты, как и испытываемые европейским концерном MDBA ракеты Sea Venom, способны выделять и уничтожать отдельные цели среди групп кораблей и судов. При этом, согласно заявлениям разработчиков, они могут выполнять эти боевые задачи в условиях подавления GPS-сигналов и связи.

Дальность поражения LRASM составляет до 930 км, а одна ракета может потопить корабль водоизмещением до 9 тыс. тонн. 

В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов заявил, что страны Запада обновляют арсенал ракетного вооружения морского базирования в том числе и из-за укрепления ВМФ России.

«Среди западных морских держав есть тенденция на обновление противокорабельного арсенала, потому что Россия активно обновляет свой флот. Кроме того, их беспокоит, что у Москвы в скором времени появится ракета «Циркон», у которой есть гиперзвуковая боевая часть. Франция, Великобритания и США сейчас пытаются совместно создать нечто подобное, потому что в сфере гиперзвука они довольно сильно отстают», — пояснил эксперт.  

Также по теме

Триада сдерживания: против кого будет направлен обновлённый ядерный арсенал США

Дорогостоящая модернизация ядерных сил нужна Вашингтону, так как и Россия, и Китай развивают собственные стратегические вооружения. Об…

Тенденция западных морских держав на обновление противокорабельного арсенала появилась довольно давно, отметил в разговоре с RT военный эксперт Алексей Леонков.

«На протяжении последних пяти лет они пересматривают свои средства вооружения, выбирают более перспективные ракеты. Однако Россия продолжила развивать научно-технический задел, который был в СССР и был на равных со странами НАТО. Продолжила, сделала лучше, создала более перспективные и современные образцы, что сильно беспокоит западные державы. У Москвы есть уже противокорабельная ракета Х-35, которая после недавней доработки летает в два раза дальше и стала более манёвренной», — рассказал эксперт.   

Очевидно, что новое противокорабельное вооружение испытывается западными странами с прицелом на противодействие России и КНР, считает Алексей Леонков.  

«В качестве противника западные страны всегда рассматривают либо Россию, у которой противокорабельное оружие может устанавливаться в том числе и на подводные лодки, либо Китай, который по количеству надводных кораблей превзошёл США», — полагает эксперт.

П-35

На смену дозвуковым ракетам была разработана новая сверхзвуковая ракета П-35, которая была способна уничтожать и наземные объекты. Под эту ракету были спроектированы ракетные крейсера проекта 58 и подводные лодки проекта 675.

П-35 имели дальность 300 км и скорость полета 1,8 Маха. В тот момент ракета представляла собой революционный вид оружия. ПВО США были не способны сбить залп из 6-7 таких ракет.

После этого в Америке была создана противокорабельная ракета «Гарпун» с дальностью полета 80 км. Но в настоящее время это всего лишь средняя дозвуковая ракета, которую легко уничтожат современные комплексы ПВО России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: