Противокорабельные ракеты россии: перечень, виды, описание с фото

«Гранитный» удар подводного крейсера «Томск»

Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»

Экипаж атомного подводного крейсера «Томск» Тихоокеанского флота сегодня в Охотском море успешно произвел пуск крылатой ракеты по береговой цели.

Вроде бы ничего особенного. В море экипаж выполнил более десятка боевых упражнений, в том числе скрытное перемещение под водой на позицию пуска и уход от огневого поражения условного противника после стрельбы. И все же «Томск» впервые нанес удар сверхзвуковой крылатой ракетой «Гранит» из подводного положения по наземной мишенной позиции на полигоне Кура на Камчатке. Это уникальный опыт применения противокорабельной ракеты.

Экипаж «Томска» известен высоким профессионализмом, награжден переходящим кубком командующего ТОФ за победу в состязании на первенство флота по тактической подготовке и переходящим кубком «Союза моряков-подводников ТОФ» за высокую профессиональную подготовку и боевую выучку. В 2021 году «Томск» победил в состязаниях на первенство ВМФ России между многоцелевыми подводными лодками по уничтожению крылатыми ракетами морских целей. Однако сегодня достигнута новая технологическая и профессиональная вершина.

Результат озадачит любого потенциального противника, ведь подводный крейсер действует скрытно, может без предупреждения оказаться в любой точке Мирового океана и отработать крылатыми ракетами с конвенционными или ядерными боеголовками по кораблям и береговым объектам. Ранее столь же нестандартно ВМФ применил противокорабельные ракеты в Заполярье и Сирии.

Противокорабельные особенности

Атомный подводный ракетный крейсер «Томск» проекта 949А «Антей» предназначен для борьбы с соединениями надводных кораблей противника, прежде всего — для уничтожения авианосных ударных групп. «Антеи» несут на борту наибольшее количество сверхзвуковых ракет — по 24 «Гранита». Для сравнения: флагман Северного флота, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», имеет 20 таких ракет.

Кроме проекта 949, «Гранитами» вооружены надводные корабли проектов 1144 «Орлан» и 1143.5 «Кречет». Ракеты П-700 «Гранит» не самые новые и не применялись в реальных боевых действиях, однако их эффективность у специалистов не вызывает сомнения.

Семитонные крылатые ракеты летают в два с половиной раза быстрее звука (до 2800 километров в час), по комбинированной траектории — очень высоко (до 17 тысяч метров) и низко над водой (25 метров). «Гранит» доставляет к цели проникающую боевую часть весом в 750 килограммов (в ядерном снаряжении — мощностью 500 килотонн). К тому же П-700 — ракета высокоинтеллектуальная: после запуска поднимается на большую высоту, засекает цель, прокладывает комбинированный маршрут и снижается — летит над волнами — до поражения цели (ПВО противника практически бессильна).

Ракета П-700 способна выбрасывать ложные цели и ставить радиолокационные помехи и по праву считается лучшей противокорабельной ракетой в мире. «Гранит» превосходит, к примеру, американскую ПКР «Гарпун» в два раза как по скорости, так и по массе боевой части, и к тому же имеет в пять раз большую дальность поражения (более 550 километров). Еще убедительнее разница в характеристиках с французской ПКР «Экзосет».

После аналогичной стрельбы крылатой ракетой подводного крейсера «Смоленск» на Северном флоте (в 2021 году) специалисты поговаривали, что аппаратура ПКР «Гранит» не слишком приспособлена для низковысотного полета над сушей (как системы КР 3М14 комплекса «Калибр»), и морская ракета может атаковать наземную цель только с высотной траектории, оказываясь под прицелом ПВО противника. Однако ВМФ не в первый раз успешно проецирует тактические возможности ПКР, в том числе «Гранитов», по береговым целям. Вероятно, все технологические (береговые) слабости противокорабельных ракет преодолены. Это намного усложнит задачи ПВО-ПРО вероятного противника.

«Трапп» П-500

Данная ракета советского производства была создана в 1975 году на противостояния мощным корабельным группировкам и авианосцам. Изначально ПКР П-500 вооружали подлодки (проекты 675 МК и 675 МУ). Помощью два года ракетами начали комплектовать тяжелые авианесущие крейсеры (план 1143), а в 1980 году – крейсеры «Атлант» 1164. П-500 делают с сигарообразным фюзеляжем, в котором перевода нет складываемое треугольное крыло. Ракету оборудовали турбореактивным двигателем КР-17-300. Местом его расположения стала кормовая дробь в фюзеляже. Для изготовления корпуса использовали жаропрочные материалы.

Стартует метеор из ТПК, в котором на корме есть два ускорителя. В длину возлюбленная не более 11,7 метра. П-500 с диаметром 88 см и размахом крыла 2,6 м рассчитана бери дальность 5 тыс. метров. Выйдя на маршевый участок, звездолет набирает высоту 5 тыс. метров, а приблизившись к цели, снижается прежде 50 метров. Таким образом она заходит за радиогоризонт, в рассуждении сего ее не могут засечь радары. Весит ракета 4800 кг.

С целью поражения цели в ней имеется полубронебойная или фугасная боевая купон (вес от 500 до 1 тыс. кг) и ядерная 300 мощностью кт. Пораньше П-500 использовались советскими ПКРК, а позже противокорабельными ракетными комплексами России. П-500 послужила основой на создания более улучшенной модели ПКР П-1000. Данная версия входит в состав противокорабельного ракетного комплекса «Вулкан». Подалее мы представим его характеристики.

Полет ракеты

После пуска ракета делает «горку», поднимаясь на значительную высоту. Затем она снижается до 10-20 метров над гребнем волны. На этой высоте ракета проходит маршевый участок пути. Приближаясь к цели, она опускается еще ниже (до 7 метров от гребня волны), чтобы оставаться незаметной для средств противовоздушной обороны. При необходимости ракета «Москит» может совершать противозенитные маневры с высокой интенсивностью и перегрузками более 10g. На расстоянии 9 км до цели она прекращает маневры и набирает ход. Благодаря огромной кинетической энергии, ракета способна пробить корпус любого корабля. Взрыв происходит внутри судна и приносит непоправимые последствия. Удар одной ракеты при хорошем попадании может потопить крейсер, не говоря уже о судах среднего класса. 15-17 выстрелов из ПКР «Москит» хватит, чтобы уничтожить целую корабельную группу.

С момента подачи электропитания на ракеты до старта первой из них проходит порядка 50 с. В состоянии повышенной готовности этот показатель сокращается до 11 с. При залповой стрельбе ракеты запускаются с интервалом 5 с.

Конструкция

Пассажирский салон теплохода Ракета-269

Ходовая рубка теплохода Ракета-269
 

Клёпаные корпус и надстройка изготовлены из дюралюминия, за исключением некоторых стальных деталей. Корпус разделён водонепроницаемыми переборками на семь отсеков. За форпиком начинается пассажирский салон; в нём установлены 66 кресел авиационного типа — рядами по три с каждого борта. Ближе к корме расположено машинное отделение. В кормовой части судна расположена открытая прогулочная палуба; с неё можно попасть в санузел, а также — по трапу — на тентовую палубу. Ходовая рубка, полуутопленная в машинное отделение, расположена в кормовой части тентовой палубы, там же находятся швартовые кнехты и трап-сходня для пассажиров.

Крыльевое устройство

Теплоход оснащён носовым и кормовым крыльями плоско-выпуклого профиля с заострённой передней кромкой. Крылья крепятся к корпусу разборными стойками: нижняя часть стоек приварена к крылу, а верхняя болтами крепится к корпусу. Фланцевое соединение стоек допускает использование клиньев для изменения угла атаки крыла. Крыльевые устройства закреплены на трёх стойках, функцию центральной стойки заднего крыла выполняет кронштейн гребного вала.

Силовая установка

На первых «Ракетах» устанавливали 12-цилиндровые V-образные судовые дизели М50-6 правого вращения мощностью 1000 л. с. при 1700 об/мин, на последующих — М50Ф-3 мощностью 1200 л. с. при 1850 об/мин. Система охлаждения двигателя — двухконтурная, водомасляная. Запуск двигателя пневматический; производится при помощи пускового крана в рубке. 40-литровые баллоны со сжатым воздухом находятся в специальных карманах в носовой части рубки. Для вспомогательных систем на судне установлен дополнительный дизель 2Ч8,5/11 мощностью 10 л. с. при 1500 об/мин.

Выхлопные трубопроводы расположены с обоих бортов, и выхлоп главного двигателя можно переключать с одного на другой, чтобы предотвратить задымление причала или использовать при швартовке реакцию выхлопной струи. Выхлопная система охлаждается впрыскиваемой забортной водой.

Эксплуатанты и носители[ | ]

«Ониксы» изначально планировались как универсальный комплекс для размещения на самолётах, надводных и подводных кораблях и береговых установках.

Россия Россия — «Оникс» Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион». Малый ракетный корабль проекта 1234.7 — «Накат» КСФ ВМФ РФ. Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» — три МРК в составе Каспийской флотилии, два в составе Черноморского флота. МПЛАТКР проекта 885 «Ясень». ПЛАРК проекта 949А Антей — в перспективе. Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». В ходе ведущегося ремонта вместо ранее установленных ПКР П-700 «Гранит» установлены ПКР П-800 «Оникс». Спуск на воду запланирован на 2020 год. По неподтверждённым данным аналогичная модернизация предстоит остальным крейсерам проекта 1144. Вьетнам Вьетнам — «Яхонт» Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион» — два комплекса поставлены в июне 2010 года. Сирия Сирия — «Яхонт» Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион» — два комплекса поставлены в конце 2011 года. Индия Индия — «BrahMos» (вариант ракеты «Оникс», разработанный совместно с министерством обороны Индии) Эсминец проекта 61МЭ — «Раджпут» — 1×4 ПУ БраМос Фрегаты типа «Тальвар» — 1×8 ПУ БраМос Фрегаты типа «Шивалик» — 1×8 ПУ БраМос Эскадренные миноносцы типа «Калькутта» — 4×4 ПУ БраМос БраМос-А: на Су-30МКИ (до трёх ракет) и Ту-142 (до шести) БПРК с ракетами «БраМос». Индонезия Индонезия — «Яхонт», поставка в первой половине 2010 г., количество неизвестно Фрегаты типа «Ван Спейк». Фрегат «Освалд Сиахаан» (индон.) Хезболла́

Облегченный, но не беззубый

Решение разработчиков нового российского БРК отказаться от белорусского шасси МЗКТ-7930 вызвало у «диванных экспертов» множество околополитических инсинуаций, увязываемых с неким «охлаждением отношений» между Москвой и Минском.

Заместитель генерального директора АО «Тайфун» Дмитрий Кушнерев в беседе с корреспондентом ФАН решительно опроверг эти предположения.

Он подчеркнул, что одной из основных причин создания «Рубежа-МЭ» именно на камазовском шасси являлось стремление разработчиков дать новому «облегченному» БРК возможность свободно передвигаться по дорогам общего пользования. Пусковые установки «Бала» на увесистом шасси МЗКТ-7930, как известно, такой возможностью не обладают.

Ну и, конечно, не стоит забывать о стоимости. КамАЗ-6560 стоит дешевле, чем МЗКТ-7930.

Еще раз подчеркнем, «Рубеж-МЭ» — это «эконом-версия» «Бала». Она будет востребована там, где нет денег на «Бал» или где «Бал» с его огневой мощью банально избыточен.

Но это вовсе не означает, что «Рубеж-МЭ» — «беззубый» БРК. Один дивизион БРК «Рубеж-МЭ» — это восемь самоходных пусковых установок, то есть 32 современных дозвуковых ПКР в залпе, обладающих дальностью 260 км. Добавим сюда реализованную концепцию «ракетного катера на колесах» и поймем, что даже одна пусковая «Рубежа-МЭ» способна на многое.

Стоит держать в уме и то, что для перезарядки пусковой установки «Бала» требуется специальная транспортно-перегрузочная машина, а для пусковой «Рубежа-МЭ» сгодится любой подходящий по грузоподъемности кран. А также то, что потенциальный противник, даже обнаружив пусковую установку «Рубежа-МЭ», может сразу и не понять, что перед ним такое: использование шасси КамАЗ-6560 придало пусковым установкам БРК «Рубеж-МЭ» весьма «цивильный» вид.

Таким образом, новый БРК обладает достаточным количеством достоинств, чтобы всерьез заинтересовать иностранных покупателей. Ну, а у Российской армии есть «Бал».

В данный момент БРК «Рубеж-МЭ» проходит заводские испытания. Разработчики надеются, что комплекс успешно закончит их к концу следующего года.

Может ли «Гранит» уничтожить современный АУГ

Споры относительно возможности П-700 поразить авианосец ведутся довольно давно. Теоретически противокорабельные ракеты «Гранит» представляют большую опасность для любого военного корабля, в том числе и для авианосца. Но есть одна проблема, которая сводит все преимущества данной ракеты практически на ноль. Это целеуказание.

При стрельбе на большие расстояния головка самонаведения П-700 не может самостоятельно захватить цель, она нуждается в целеуказании, которое теоретически может производиться с воздушных летательных аппаратов или из космоса.

Чтобы уничтожить вражеский АУГ с помощью «Гранита», российская подводная лодка или надводный корабль должен обнаружить и классифицировать цель, подойти к ней на расстояние залпа, выпустить ракеты, которые смогут поразить корабли противника. При этом не стоит забывать, что авианосные ударные группы являются весьма сложной целью. Они предельно защищены самыми разнообразными средствами ПВО, ПРО и РЭБ, постоянно маневрируют, имеют мощную авиационную группу, прикрываются подводными лодками. Поразить эту цель (и даже сблизиться с ней на расстояние ракетного залпа) очень непросто.

Нынешний российский флот крайне ограничен в вопросе обнаружения целей. Радиус их обнаружения обычно ограничен пределами радиогоризонта. Вертолеты, которыми располагают некоторые российские боевые корабли, для решения этой проблемы пригодны мало, прежде всего, по причине своего небольшого радиуса действия. Производить его с помощью самолета Ту-95РЦ неэффективно, так как разведчику для прибытия в определённый район Мирового океана иногда необходимо большое количество часов.

Во времена СССР использование подводных атомных крейсеров, оснащенных ПКР «Гранит», опиралось на мощную систему военно-морской разведки, которая располагала информацией о вероятном противнике во всех зонах океанского ТВД.

Ее основой были наземные центры радиотехнической разведки, расположенные как на территории СССР и за его пределами. Можно вспомнить подобные центры, расположенные на Кубе, во Вьетнаме (Камрань), в Южном Йемене. Сегодня ничего этого нет.

Кроме наземных баз Советский Союз располагал эффективной системой космической разведки и целеуказания, которая могла обнаружить вражеский корабль практически в любой точке Мирового океана. И не только обнаружить: эта система постоянно наблюдала за АУГ вероятного противника и в случае войны могла дать целеуказания для ракетного оружия.

ПКР «Гранит» можно назвать только одной из составляющих советской системы уничтожения авианосцев, вторым ее элементом была космическая система целеуказания «Легенда». Ее начали разрабатывать в середине 70-х годов под руководством академика Келдыша.

Проект «Легенда» заключался в создании на околоземной орбите спутниковой группировки, способной передавать информацию о передвижении надводных целей и производить целеуказания для ракетного оружия. В состав этой группировки входили аппараты как активной (радиолокация), так и пассивной (пеленг объектов) разведки. Система «Легенда» была способна навести советские ракеты в любой точке земной поверхности.

Однако в настоящий момент «Легенда» уже давно стала историей. В 1998 году закончил свою работу последний аппарат спутниковой группировки. В настоящее время в стадии формирования находится аналогичная система «Лиана».

Поэтому любой российский корабль, оснащенный ПКР «Гранит», будет обнаружен намного раньше, чем он сможет подойти на расстояние пуска этих ракет. Если говорить о запуске ракет с подводной лодки, то здесь есть свои сложности.

Чтобы произвести успешный залп ракетами П-700 подлодка должна войти в ближнюю зону противолодочной обороны ордера, где вероятность обнаружения подводного корабля будет весьма высокой. Даже при успешном запуске ракет далеко не все из них смогут достичь своих целей, так как АУГ имеет весьма сильную ПВО и ПРО.

На сегодняшний день вероятность уничтожения американского авианосца любыми средствами нападения, которыми располагает ВМФ РФ, кажется весьма маловероятным. Без реанимации системы глобальной разведки сделать это весьма проблематично. Разве что на ракеты будет установлены ядерные боевые части.

Теория. Как работают подводные крылья

Принцип работы подводных крыльев

Суда на подводных крыльях стали продолжением так называемых глиссирующих кораблей или глиссеров: малогабаритных лодок, катеров и даже в досках для сёрфинга.

Подводные крылья стали логичным развитием идеи: они заставляют корабль приподниматься при достижении определённой скорости, снижая сопротивление воды и улучшая динамику движения.

Самолёт буквально «взлетает» в толще воды, используя её подъёмную силу.

Схема судна на подводных крыльях

На стоянке и при следовании с малой скоростью судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно.

Уменьшается площадь контакта с водой, сопротивление воды, что позволяет развивать более высокую скорость.

Крейсерская скорость достигает 100 км/ч, а для ряда военных судов — даже 180 км/ч. Примерно в 2-5 раз быстрее обычных кораблей.

При больших скоростях крыло «закипает» из-за резкого понижения давления перед ним. Возникает эффект «кавитации», которую используют суда с воздушной каверной.

История создания

Работы по созданию дальнобойной сверхзвуковой крылатой ракеты подводного старта в СССР были начаты постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 539—186 от 10 июля 1969 года в ЦКБМ МОМ. К этому времени на вооружении подводных лодок уже состояла сверхзвуковая крылатая ракета П-6; однако запуск ее был возможен только с поверхности, что сильно повышало уязвимость субмарины, и с учетом демаскирующего эффекта ракетного залпа подвергало лодку значительному риску. Кроме того, П-6, спроектированная еще в конце 1950-х, спустя десятилетие уже не удовлетворяла требованиям по скорости, дальности и высоте полета.

Однако П-500 «Базальт» была также непригодна к запуску из-под воды. Требовалось создать полностью новую ракету. Проект получил обозначение П-700 «Гранит». В дальнейшем было принято решение разрабатывать новую ракету для применения не только с подводных лодок, но и с надводных кораблей, дублировав разработку П-500.

Этап летно-конструкторских испытаний ракеты проходил с ноября 1975 года. Государственные испытания комплекс «Гранит» прошел в период с 1979 по июль 1983 годов. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 686—214 от 19 июля 1983 года комплекс был принят на вооружение следующих кораблей:

  • атомных подводных лодок проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей»;
  • тяжелых атомных ракетных крейсеров проектов 1144 «Орлан» и 1144.2 «Орлан»;
  • тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.5 «Кречет».

Разработчики:

  • Головная организация — НПО машиностроения. Главный конструктор — Владимир Челомей (с 1984 г. — Герберт Ефремов).
  • Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена коллективом ученых и конструкторов ЦНИИ «Гранит» под руководством его генерального директора Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии В. В. Павлова.
  • Маршевый турбореактивный двигатель КР-93 разработан в КБ Уфимского моторостроительного ПО под руководством главного конструктора Сергея Гаврилова; система управления двигателем на основе нейрокомпьютерного моделирования разработана на кафедре «Техническая кибернетика» Уфимского авиационного института.
  • Вариант ракеты с опытным сверхзвуковым прямоточным двигателем 4Д 04 разработан в ОКБ-670 под руководством Михаила Бондарюка.
  • Теоретические основы построения космической системы целеуказания, взаимное положение спутников на орбитах, параметры их орбит разработаны непосредственно с участием академика М. В. Келдыша.
  • За участие в создании комплекса «Гранит» Ленинская премия СССР была присуждена А. А. Саркисову (заместителю генерального конструктора ОКБ-100); Государственная премия СССР была присуждена С. А. Сиротину (заместителю главы ЦИАМ).

Основные образцы[ | ]

  • Италия: «Си Киллер», Otomat
  • Норвегия: «Пингвин»
  • СССР, Россия: П-15 «Термит», П-270 «Москит», П-70 «Аметист», П-120 «Малахит», П-500 «Базальт», П-700 «Гранит»,Х-35 «Уран», 3М54Т /К, 3М54Т1 /К1, П-800 «Оникс», «Циркон» (в разработке).
  • США: «Гарпун», «Мэйвэрик», TASM, AGM-158C LRASM.
  • Франция: «Экзосет»
  • Швеция: Robot 04, Robot 08, RBS-15
Год Страна Название Изображение (в маршевой полётной конфигурации) Макс. дальность, км Макс. скорость, Мах Длина, м Диаметр, м Масса, кг Масса БЧ, кг Тип наведения Носитель ПУ
1943 Германия Henschel Hs 293 18 0,55 3,82 0,47 1045 295 Радиокомандное Сам
1944 США KSD-1 «Гаргойл» 13 0,78 3,1 0,508 688,1 453,5 Радиокомандное Сам
1945 Япония MXY7 Ohka Цветок сакуры 40 0,55 6,06 0,76 2120 1200 Камикадзе Сам
1945 США ASM-N-2 «Бэт» 32 0,5 (планер) 3,63 0,3 850 450 АРЛ ГСН Сам
1960 СССР П-15 Термит 80 0,95 6,5 0,76 2523 513 ИНС + АРЛ/ИК НК, НПУ
1968 СССР П-70 Аметист 80 0,95 7 0,55 2900 200 кт 1000 кг ИНС + АРЛ ПЛ
1972 Норвегия AGM-119 Пингвин 55 0,95 3,6 0,28 370 130 ИК / Л Сам, Вер, НК
1972 СССР П-120 «Малахит» 150 0,9 8,84 0,8 5400 до 2 Мт 800 кг ИНС + АРЛ/ИК МРК, ПЛ
1975 СССР П-500 Базальт 550 2,5 11,7 0,88 4800 350 кт 500 (1000) кг ИНС + АРЛ НК
1975 Франция Экзосет 180 0,95 4,7 0,35 670 165 ИНС + АРЛ Сам, НК
1976 Германия AS.34 Kormoran 30 0,9 4,4 0,34 660 160 ИНС + АРЛ Сам
1980 США Гарпун 280 0,9 3,84 0,34 667 225 ИНС + АРЛ/ИК Сам, НК, ПЛ, НПУ
1980 Япония ASM-1 65 0,9 4 0,35 600 150 ИНС + АРЛ Сам, НПУ
1983 СССР П-700 Гранит 625 2,5 10 0,85 7000 до 500 кт 518-750 кг ИНС + АРЛ НК, ПЛ
1983 СССР П-750 Метеорит 5500 3 12,8 0,9 6380 ? ок. 1000 кг ИНС + АРЛ Сам, НК, ПЛ, НПУ
1984 СССР П-270 Москит 240 2,8 9,75 0,76 4450 300 кг (320) ИНС + АРЛ Сам, НК, НПУ
1984 Франция AS.15TT 17 0,95 2,3 0,187 100 30 ИНС + АРЛ Вер, НК, НПУ
1985 Швеция RBS-15 250 0,95 4,33 0,5 800 200 ИНС + СП + АРЛ Сам, НК, НПУ
1985 Великобритания Sea Eagle 110 0,95 4,1 0,4 600 230 ИНС + АРЛ Сам
1968 СССР Х-22 600 3,5-4,6 11,67 0,92 5780 1000 ИНС + АРЛ Сам
1987 СССР П-1000 Вулкан 700 2,5 11,7 0,88 5800 350 кт 500 кг (ВВ) ИНС + АРЛ НК
1987 Италия Marte-2 20 0,95 2,85 0,27 147 35 ИНС + АРЛ Вер, НПУ
1989 СССР Х-31 АД 160 3,1 5,34 0,36 715 110 ИНС + АРЛ Сам
1993 Япония ASM-2 100 0,9 4 0,35 600 150 ИНС + ИК Сам, НПУ
1993 Россия 3М-54Э (параметры экспортного варианта) комплекс Калибр 220 0,8-2,9* 8,22 0,533 2300 200 (вариант ВС РФ) ИНС + АРЛ НК, НПУ, ПЛ
1993 Россия 3М-54Э1 (параметры экспортного варианта) комплекс Калибр 300 0,8 6,2 0,533 1800 400 (вариант ВС РФ) ИНС + АРЛ НК, НПУ, ПЛ
1995 Россия Х-35 300 0,85 4,4 0,42 600 145 ИНС + АРЛ/ИК Сам, Вер, НК, НПУ
1996 Китайская Республика Сюнфэн 2Е 80 0,9 3,9 0,34 520 225 ИНС + АРЛ + ИК Сам, НК
2002 Россия П-800 Оникс («Яхонт» Yakhont экспортный вариант) 500-300-120** 2,6 8 0,67 3000 300 (вариант ВС РФ) ИНС + АРЛ Сам, НК, НПУ, ШПУ, ПЛ
2006 Республика Корея Хэсон 150 0,85 4,8 0,34 718 ИНС + АРЛ НК
2007 Норвегия Naval Strike Missile 185 0,95 3,95 0,32 410 125 ИНС + СП + ИК Сам, НК, НПУ
2018 США AGM-158C LRASM Более 370 км 0,85 4,27 0,55 1020 450 ИНС + СП + АРЛ + ИК + двусторонний канал обмена данными Сам, НК (в перспективе)

*На маршевом участке пути дозвуковая скорость, на конечном участке сверхзвуковая.

**Макс. дальность зависит от траектории полёта. При высотной траектории дальность максимальная, при маловысотной минимальная. При комбинированной траектории усреднённая.

٭Фугасно-кумулятивная боевая часть, совмещающая в себе два типа поражающего воздействия — фугасное и кумулятивное. Заряд такого типа предназначен для поражения двух типов целей — кораблей и площадных. Большая масса боевой части (500—1000кг) обеспечивает хорошее поражающее фугасное воздействие.

Условные обозначения:

  • — ракета может оснащаться специальной (ядерной) боевой частью.
  • ИНС — инерциальная навигационная система
  • АРЛ — активное радиолокационное наведение
  • ИК — инфракрасная головка самонаведения
  • Л — лазерная ГСН
  • СП — спутниковая система коррекции траектории

Дизайн

ИНС Чамак (К95) из ВМС Индии запускает ракету P-15 Termit

Первым вариантом был Р-15 с неподвижным крылом. Базовая конструкция ракеты, сохраненная для всех последующих модификаций, отличалась цилиндрическим корпусом, закругленной носовой частью, двумя дельта-крылья в центре и три руля в хвосте. Он также был оснащен твердотопливным ускорителем под днищем. Этот дизайн был основан на Як-1000 Опытный истребитель 1951 года постройки.

Оружие должно было быть дешевым, но в то же время способным дать обычную ракетный катер тот же «удар», что и залп линкора. Бортовая электроника была построена по простой аналоговой конструкции с самонаводкой. коническое сканирование радар датчик. В нем использовался более надежный ракетный двигатель с кислым топливом, чем турбореактивный.[нужна цитата ]

Некоторые недостатки так и не были устранены полностью из-за жидкого топлива в ракетном двигателе: кислотное топливо постепенно разъедало фюзеляж ракеты. Запуск невозможен за пределами диапазона температур от -15 до 38 ° C (от 5 до 100 ° F).

Ракета весила около 2340 килограммов (5160 фунтов), имела максимальную скорость 0,9 Маха и дальность полета 40 километров (25 миль). Разрывная боеголовка находилась за топливным баком, и, поскольку ракета сохраняла большое количество несгоревшего топлива во время удара, даже на максимальной дальности, она действовала как зажигательное устройство.

Сама боеголовка представляла собой полый заряд массой 500 кг (1100 фунтов) (ВЫСОКАЯ ТЕМПЕРАТУРА ), больше, чем БЧ типичная для противокорабельных ракет. Запуск обычно производился с помощью электронные меры поддержки (ESM) снаряжение и Гарпун радар на расстоянии от 5,5 до 27 километров (3,4 и 16,8 миль) из-за ограничений системы наведения. Дальность Гарпуна против эсминца составляла около 20 километров (12 миль).

Бортовой датчик была активирована на расстоянии 11 км (6,8 миль) от удара, ракета начинала снижаться под углом 1-2 ° к цели, поскольку схема полета находилась на высоте от 120 до 250 метров (от 390 до 820 футов) над уровнем моря. В боях с минимальной дальностью была возможность использовать активные датчики на более коротких дистанциях, всего 2,75 км (1,71 мили).В П-15У был представлен в 1965 году с улучшенной авионикой и складывающимися крыльями, что позволило использовать контейнеры меньшего размера. Его заменил П-15М в 1972 году, который был дальнейшим развитием П-15У, с расширенными возможностями (его экспортные упрощенные варианты были обозначены П-21 и П-22, в зависимости от установленного датчика и всей экспортной системы обозначалось как П-20М).[нужна цитата ]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: