Пифагор

Звучание сфер

Пифагор.

Пифаго́р Са́мосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; около 570—490 годов до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Пифагор не оставил сочинений, в связи с чем точная реконструкция его первоначального учения, а также отделение от более поздних напластований весьма затруднительны. Пифагору приписывали все открытия пифагореистов. Вне зависимости от авторства тех или иных утверждений, учение Пифагора стало основой для открытий в области математики, астрономии, теории музыки. Пифагореизм оказал воздействие на философию Платона, а через платонизм на философию Нового и Новейшего времени. О влиянии учения Пифагора на развитие науки и их собственные открытия говорили среди прочих Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн.

Эдуард Шюре (французский писатель из Эльзаса, философ и музыковед, автор романов, пьес, исторических, поэтических и философских сочинений) поставил Пифагора в один ряд с Великим посвященными.

О Пифагоре можно рассуждать бесконечно. К сожалению, большинство из нас знают о нем лишь как об авторе знаменитой теоремы, где квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Но мы — о музыке.

Пифагор в своей школе мудрости изучал музыку и математику, причем музыку он изучал не как искусство, а как науку о числах. В его школе музыка и математика дополняли друг друга и упорядочивали хаотичность мышления, так как гармония чисел сродни гармонии звуков. Пифагорейский музыкальный строй,, основанный исключительно на математике, определил историю европейской музыки на столетия.

«Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки, основанную на свидетельстве чувств. Он утверждал, что достоинства её должны восприниматься умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии и находил достаточным ограничить изучение музыки пределами одной октавы.»Плутарх

В основе учения Пифагора лежит число, как основа космической меры. Именно такое числовое начало пифагорейцы нашли в музыке и поэтому понимали космос как музыкально-числовую гармонию.

Суть музыкального строя Пифагора заключается в том, что благозвучно звучат те струны, длины которых находятся в определенной пропорции друг к другу.

Музыка сфер

Кстати, именно Пифагор, как считается, первым описал Землю как шар, то есть, как сферу. И считал, что она вращается вокруг Центрального огня, а пять планет, Солнце и Луна вращаются вокруг Земли. При этом, они выстраиваются относительно земли в некоторое подобие семиструнной лиры. Также он справедлив полагал, что звук рождается от движения, и считал, что каждая «планета» издает свой собственный звук, который зависит от скорости её движения.

При этом он определил как наиболее гармоничный музыкальный интервал — диапазон /современная октава/ — как расстояние от сферы Земли до сферы «неподвижных звезд» /или иначе от абсолютной материи до абсолютного Духа/ и разделил его на 6 тонов. Впоследствии каждый тон поделили пополам и современная октава составляет 12 полутонов.

Кроме того, Пифагор рассчитал, что основные музыкальные интервалы, такие как октава, чистая квинта и чистая кварта, возникают, когда длины колеблющихся струн соотносятся, как 1:2, 2:3 и 3:4.

Философское учение

Учение Пифагора следует разделить на две категории:

  • Научный подход
  • Религиозность и мистика

К сожалению, далеко не все труды Пифагора удалось сохранить. А все из-за того, что ученый практически не делал никаких записей, передавая знания ученикам в устной форме.

Пифагор был вегетарианцем и побуждал к этому своих последователей. Он не разрешал ученикам употреблять пищу животного происхождения, запрещал им пить спиртные напитки, сквернословить и вести себя непристойно.

Философ проповедовал, что человек может сохранить свою душу лишь при условии физического и нравственного очищения.

Интересен и тот факт, что Пифагор не обучал простых людей, которые стремились получить лишь поверхностные знания. Он принимал в ученики только тех, в ком видел избранных и просвещенных индивидов.

ссылки

  1. «Пифагореизм». Jesui. Получено 27 мая 2017 г. на сайте cyberspacei.com.
  2. Аллен, Дон (1997), «Пифагор и пифагорейцы». Техасский университет A & M Математика. Получено 27 мая 2017 г. на math.tamu.edu.
  3. Burnyeat, M.F. (2007), «Другие жизни». Лондонский обзор книг. Получено 27 мая 2017 г. на сайте lrb.co.uk.
  4. Хаффман, Карл (2011), «Пифагор». Стэнфордская энциклопедия философии. Получено 27 мая 2017 г. на сайте plato.stanford.edu.
  5. Крис (2008). «Дерево Пифагора». Phidelity. Получено 27 мая 2017 г. на phidelity.com.
  6. О’Коннор, Дж.Дж. и Е.Ф. Робертсон (1999), «Пифагор Самосский». MacTutor Архив истории математики. Получено 27 мая 2017 г. в .history.mcs.st-andrews.ac.uk.
  7. Порфирий, «Об воздержании от животной пищи». Библиотека прав животных. Получено 27 мая 2017 г. на animal-rights-library.com.
  8. skullsinthestars (2012). «Физические демонстрации: кубок Пифагора». Черепа в звездах. 
  9. Смит, Уильям (1870), словарь греческой и римской биографии и мифологии. Бостон: Литтл, Браун и Компания. (Том 3) 616-625 стр..

Чаша Пифагора

Легенда гласит, что Пифагор создал чашу, которая способствовала справедливости и наказывала жадность. Это не что иное, как контейнер, который полностью опорожняется, если вы пытаетесь наполнить его выше определенного отмеченного уровня.

Это устройство называется чашей ярмарки или чашей Пифагора, а на Самосе, его родном острове, ее можно купить в любом сувенирном магазине.

Он состоит из полого цилиндра в центре стакана, который, благодаря принципу, который Паскаль провозгласил столетия спустя, создает эффект сифона, опорожняющий содержимое.

Хотя мы не можем проверить достоверность рассказа, он служит примером пифагорейской идеи о том, что математика присутствует везде, даже в повседневных предметах.

Философское учение Пифагора

Современные историки разбивают учение Пифагора на 2 части:

  • религиозно-мистический образ жизни;
  • научный подход к постижению мира.

К примеру, Аристотель характеризует Пифагора как основоположника полурелигиозного культа, запрещающего есть бобы. А вот Платон относился к математику с глубоким почтением. Фактически Пифагор создал тайное общество, ставившее перед собой не только политические цели, но и работавшее над нравственным и физическим очищением. В частности, пифагорейцы считали, что душа переселяется с небес в тело животного или человека, пока не заслужит права снова вернуться на небо.

Среди заслуг пифагорейцев стоит выделить пропагандирование идеи о количественных закономерностях развития мира. Пифагор считал, что в основе мироздания лежит число. По его мнению, познание мира состоит в познании управляющих им чисел. В результате пифагорейцы разработали различные числовые отношения во многих областях человеческой деятельности.

Семья

Данные о том, кем были его родители, были получены из биографий философа Порфирио и Ямблико. Мнесарко — это имя отца Пифагора, который работал купцом в ливанском городе Тир.

Есть анекдот, рассказанный Порфирио, в котором он указывает, что Мнесарко сыграл важную роль в то время, когда на острове Самос обрушился сильный голод.

Мнесарко прибыл с большим количеством семян, которые были полезны и даже спасли жителей Самоса. Говорят, что в результате этого действия Мнесарко получил гражданство этого греческого острова.

Имя матери было Пифай, и, согласно найденным данным, можно сказать, что она была родом из Самоса, места, где родился Пифагор. Что касается его братьев, некоторые источники указывают, что у него было двое, а другие утверждают, что у него было трое.

Первые годы жизни Пифагора характеризовались множеством путешествий, так как его отец брал его с собой по разным местам, которые он посетил благодаря своей работе купцом.

Об их внешности и характере в раннем возрасте информации мало. Однако несколько источников согласились описать, что у Пифагора была большая родинка на бедре.

Освобождение и возвращение на родину

По прошествии 12 лет в неволе Пифагора отпускает на свободу сам царь Персии, до которого уже дошли слухи о выдающемся ученом. Пифагор отправляется домой и по прибытию начинает делиться знаниями со своими соотечественниками.

Ученый быстро нашел общий язык с ними и обрел среди них большую популярность. В то время женщинам не разрешалось присутствовать на обоих собраниях. Но даже они приходили послушать лекции Пифагора. Именно на одном из таких собраний он встретил свою будущую супругу.

Образованному ученому пришлось обучать людей, которые не могли похвастаться высоким уровнем образования. Многие из них не выделялись еще и высоким уровнем нравственности. Но Пифагору удалось стать примером для них и прослыть человеком образованным и воспитанным.

Со своими лекциями и нравоучениями ему приходилось выступать прямо на городских улицах, а в последствии образовательный процесс проходил в его доме. Проходить обучение под руководством Пифагора было трудной задачей. Ученикам предлагалось первоначально пройти испытательный срок, который длился от 3 до 5 лет. На занятиях запрещалось вести разговоры, задавать вопросы преподавателю, что воспитывало в них терпение и прилежание.

Краткая биография

Пифагор – древнегреческий философ-идеалист, математик, основатель пифагореизма, политический, религиозный деятель. Его родиной был остров Самос (отсюда и прозвище — Самосский), где он появился на свет приблизительно в 580 г. до н. э. Его отцом был резчик по драгоценным камням. Согласно древним источникам, Пифагор с рождения отличался удивительной красотой; когда стал взрослым, носил длинную бороду и диадему из золота. Его одаренность также проявилась в раннем возрасте.

Образование у Пифагора было очень хорошим, юношу обучало много наставников, среди которых были Ферекид Сиросский и Гермодамант. Следующим местом, где Пифагор совершенствовал познания, стал Милет, там его ждало знакомство с Фалесом, ученым, посоветовавшим ему поехать в Египет. У Пифагора было с собой рекомендательное письмо самого фараона, однако жрецы поделились с ним секретами только после успешного прохождения трудных испытаний. Среди наук, которых он хорошо освоил в Египте, была и математика. Следующие 12 лет он прожил в Вавилоне, где также с ним делились своими познаниями жрецы. Согласно легендам, Пифагор побывал и в Индии.

Возвращение на родину состоялось примерно в 530 г. до н. э. Статус полупридворного-полураба при тиране Поликрате не казался ему привлекательным, и он какое-то время жил в пещерах, после чего переехал в Протон. Возможно, причина его отъезда крылась в философских взглядах. Пифагор являлся идеалистом, приверженцем рабовладельческой аристократии, а в его родной Ионии были весьма популярны демократические взгляды, их приверженцы имели немалое влияние.

В Кротоне Пифагор выступил организатором собственной школы, которая была одновременно и политической структурой, и религиозно-монашеским орденом со своим уставом и очень строгими правилами. В частности, все члены пифагорейского союза не должны были употреблять мясную пищу, раскрывать другим учение своего наставника, отказывались иметь личную собственность.

Прокатившаяся в то время волна демократических восстаний в Греции и колониях докатилась и до Кротона. После победы демократии Пифагор с учениками переселяется в Тарент, позднее в Метапонт. Когда они прибыли в Метапонт, там бушевало народное восстание, и в одном из ночных побоищ Пифагор погиб. Тогда он был глубоким старцем, ему было почти 90. Вместе с ним прекратила существование и его школа, ученики рассредоточились по всей территории страны.

Поскольку Пифагор считал свое учение тайной и практиковал только устную передачу его ученикам, собрания сочинений после него не осталось. Некоторые сведения все-таки стали явными, однако разграничить истину и выдумки невероятно сложно. Ряд историков сомневаются в том, что знаменитая теорема Пифагора была доказана именно им, аргументируя это тем, что она была известна другим древним народам.

Имя Пифагора всегда было окружено большим количеством легенд даже при жизни. Считалось, что он мог управлять духами, умел прорицать, знал язык животных, общался с ними, птицы под влиянием его речей могли изменить вектор полета. Предания приписывали Пифагору и умение исцелять людей, в том числе с помощью прекрасного знания лекарственных растений. Его влияние на окружающих было сложно переоценить. Рассказывают такой эпизод из биографии Пифагора: когда однажды он рассердился на ученика, тот от горя покончил жизнь самоубийством. С тех пор философ взял за правило больше никогда не выплескивать на людей свое раздражение.

Помимо доказательства теоремы Пифагора, этому математику приписывают подробное изучение целых чисел, пропорций и их свойств. Пифагорейцам принадлежит значительная заслуга в придании геометрии характера науки. Пифагор являлся одним из первых, кто был убежден, что Земля – это шар и центр Вселенной, что планеты, Луна, Солнце движутся по-особому, не как звезды. В определенной степени идеи пифагорейцев о движении Земли стали предтечей гелиоцентрического учения Н. Коперника.

Ссылки

  1. «Пифагореизм». JE Sui. Проверено 27 мая 2017 г. с сайта cyberspacei.com.
  2. Аллен, Дон (1997), «Пифагор и пифагорейцы». Математика Техасского университета A&M. Проверено 27 мая 2017 г. с сайта math.tamu.edu.
  3. Бурнеат, М.Ф. (2007), «Другие жизни». Лондонское обозрение книг. Проверено 27 мая 2017 г. на lrb.co.uk.
  4. Хаффман, Карл (2011), «Пифагор». Стэнфордская энциклопедия философии. Получено 27 мая 2017 г. с сайта plato.stanford.edu.
  5. Крис (2008). «Дерево Пифагора». Верность. Получено 27 мая 2017 г. с сайта phidelity.com.
  6. О’Коннор, Дж. Дж. и Э. Робертсон (1999), «Пифагор Самосский». Архив истории математики MacTutor. Проверено 27 мая 2017 г. на .history.mcs.st-andrews.ac.uk.
  7. Порфирий, «О воздержании от животной пищи». Библиотека прав животных. Проверено 27 мая 2017 г. с сайта animal-rights-library.com.
  8. черепаsinthestars (2012). «Физические демонстрации: чаша Пифагора». Черепа в звездах.
  9. Смит, Уильям (1870), Словарь греческой и римской биографии и мифологии. Бостон: Little, Brown & Company. (Том 3) 616-625 с.

Наследие Пифагора

Наиболее ранние полные сообщения о жизни Пифагора и основанной им традиции относятся к третьему и четвертому векам н.э. и содержатся в работах Диогена Лаэртского, и неоплатоников Порфирия и Ямвлиха. Эти поздние работы возникают в той духовной атмосфере, когда нужно было найти святого человека, кому боги открыли истину. Пифагор, знаменитый мудрец, не оставивший сочинений, которые могли бы опровергнуть последующую традицию, замечательно подходил на эту роль. Ямвлих называет его «божественным Пифагором» (О пифагорейском образе жизни 1), а Порфирий сообщает, что «еще ни о ком не думали столь великих и выдающихся вещей» (Жизнь Пифагора 12.28). Такое представление о Пифагоре перешло через Прокла в средние века и ренессанс, когда неоплатонизм был широко распространен.

Джованни Пико делла Мирандола (1463 — 1494) называл себя пифагорейцем. Гуманист Иоганн Рейхлин (1455 — 1522) ставил перед собой задачу открыть идеи Пифагора своим современникам, чье учения, согласно Рейхлину, совпадало с учением каббалы. При этом, по мнению Рейхлина, и каббала, и пифагорейство берут свое начало в тайном учении Моисея. В своем диалоге De verbo mirifico (1494) Рейхлин сравнил пифагорейский Тетрактис с невыразимым Божественным Именем Тетраграмматон, приписывая каждой из его четырех букв символическое значение в соответствии с мистическим учением Пифагора. Джордано Бруно (1548 — 1600) утверждал, что методы Пифагора «лучше и чище», чем методы Платона.

Примерно в это же время, создается образ Пифагора, как великого мага и знатока тайных наук. Корнелий Агриппа (1486 — 1535) в своей «Оккультной философии» часто ссылается на Пифагора и, в частности, сообщает, что тот совершал чудеса и практиковал искусство гидромантии (гадание по воде). Гримуар «Арбатель», написанный не ранее 1536 года, сообщает о «пифагорейской магии, которая работает лишь при помощи духов, сведущих в физике, медицине, математике, алхимии и других подобных искусствах».

Пифагорейский нумерологический символизм акивно использовался в розенкрейцерской и масонской традициях. Английский мистический философ и теософ Роберт Фладд (1574 — 1637), считал, что его собственные музыкальные произведения были вдохновлены Пифагором. Его соотечественник астроном и алхимик Джон Ди (1527 — 1608) находился под сильным влиянием пифагорейского учения, особенно учения о том, что в основе всех вещей лежат числа. Немецкий ученый и основатель иллюминатов Адам Вейсгаупт (1748 — 1830) был горячим поклонником Пифагора и в своей книге «Пифагор» (1787) выступал за реформирование общества, чтобы оно больше походило на коммуну Пифагора в Кротоне. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791) включил масонскую и пифагорейскую символику в свою оперу «Волшебная флейта». Французский писатель и философ Сильвен Марешаль (1750 — 1803), в своей шеститомной биографии «Путешествие Пифагора» (1799), объявил, что все революционеры всех времен являются «наследниками Пифагора».

История[]

По мнению историка математики Морица Кантора, в Древнем Египте во времена царя Аменемхета I (около XXIII век до н. э.) было известно о прямоугольном треугольнике со сторонами 3, 4, 5 — его использовали гарпедонапты — «натягиватели верёвок». В древневавилонском тексте, относимом ко временам Хаммурапи (XX век до н. э.), приведено приближённое вычисление гипотенузы. По мнению Ван-дер-Вардена, очень вероятно, что соотношение в общем виде было известно в Вавилоне уже около XVIII века до н. э.

Рисунок из книги Чжоу би суань цзин (500—200 лет до нашей эры)

В древнекитайской книге «Чжоу би суань цзин», относимой к периоду V—III веков Шаблон:Донэ, приводится треугольник со сторонами 3, 4 и 5, притом изображение можно трактовать как графическое обоснование соотношения теоремы. В китайском сборнике задач «Математика в девяти книгах» (X—II веков Шаблон:Донэ) применению теоремы посвящена отдельная книга.

Общепринято, что доказательство соотношения дано древнегреческим философом Пифагором (570—490 до н. э.). Имеется свидетельство Прокла (412—485 н. э.), что Пифагор использовал алгебраические методы, чтобы находить пифагоровы тройкиШаблон:ПереходШаблон:Sfn, но при этом в течение пяти веков после смерти Пифагора прямых упоминаний о доказательстве его авторства не находится. Однако, когда такие авторы, как Плутарх и Цицерон, пишут о теореме Пифагора, из содержания следует, будто авторство Пифагора общеизвестно и несомненноШаблон:Sfn. Существует предание, сообщённое Диогеном Лаэртским, согласно которому Пифагор якобы отпраздновал открытие своей теоремы гигантским пиром, заклав на радостях сотню быков.

Приблизительно в 400 году до н. э., согласно Проклу, Платон дал метод нахождения пифагоровых троек, сочетающий алгебру и геометрию. Около в 300 года до н. э. в «Началах» Евклида появилось старейшее аксиоматическое доказательство теоремы Пифагора.

Пифагорейский союз

Известность Пифагор получил, проживая в Кротоне. В этот город он попал, желая сбежать от тирании правителя Поликарпа. Здесь он основал Пифагорейский союз, который стал не только философской школой, но и политической и религиозной организацией, которая стремилась влиять на нравственные взгляды современников мыслителя.

Умея привлекать к себе внимание за счет харизмы и незаурядных личных качеств, Пифагор быстро набрал учеников. Он был талантливым политическим оратором и проповедовал высокие нравственные идеи и жизненные принципы

Будучи мистиком, Пифагор придумал специальные таинства для посвящения новых членов в пифагорейское братство. Пройдя жесткий отбор, новые последователи получали право слушать Пифагора издалека, не задавая никаких вопросов и видя его только через занавес. Их развитие осуществлялось через прослушивание очищающей музыки и аскетическую жизнь. Новички принимали обет молчания, чтобы получить возможность больше думать.

Пифагорейцы придерживались следующих жизненных принципов, которые Пифагор провозглашал как основу нравственности:

  • избегание хитростей;
  • отсечение невежества от души и болезней – от тела;
  • отказ от роскошества;
  • пресечение любых ссор.

Добиваться в жизни следовало только трех вещей:

  • прекрасного и славного;
  • полезного;
  • приносящего наслаждение, но наслаждение праведное, а не пошлое.

Пифагор требовал от последователей соблюдения общечеловеческих ценностей, поощряемых и в наши дни различными конфессиями. Был список дел, которые ученики философа должны были делать по утрам:

  • чтение стихов;
  • выполнение мнемонических упражнений;
  • встреча восхода солнца у моря;
  • купания и прогулки;
  • воздаяние почестей божествам.

В Пифагорейском союзе можно было выучиться психологии и медицине. Там были выработаны методики для развития ума, наблюдательности и памяти. Пифагор считал важным способствовать не только физическому, но и духовному развитию людей. Он выработал понятие «калокагатии», которое означает идеал гармоничного человека, в котором сочетаются прекрасное, или эстетическое, и этическое начала.

Список литературы

  1. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф., Асмус. 2-е изд. — М .: Высшая школа, 1977.   
  2. Кохановский, В. П. Философия: Учебник / В. П. Кохановский. — Ростов н / д .: Феникс, 2006.  
  3. Ламин, А.С. Античная философия / А.С. Ламин. / СПб. : Триада-С, 2005.   
  4. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г., Спиркин. — М .: Гардарики, 2002.  
  5. Чанышев, А. Н. Курс лекций по античной и средневековой философии / А. Н. Чанышев. — М .: Высшая школа, 1992.  
  • Реферат на тему: Философские учения Древнего Востока
  • Реферат на тему: Философские идеи Фейербаха
  • Реферат на тему: Научная деятельность Н.И.Вавилова
  • Реферат на тему: Особенности и основные школы античной философии
  • Реферат на тему: Теория межотраслевого баланса В. Леонтьева
  • Реферат на тему: Философские основания феминистского движения
  • Реферат на тему: З.Фрейд  Недовольство культурой
  • Реферат на тему: Философский смысл прав человека
  • Реферат на тему: Астрономическая картина мира
  • Реферат на тему: Философская система И. Канта
  • Реферат на тему: Мифологическое сознание и его основные черты
  • Реферат на тему: Расцвет средневековой философии. Схоластика

Нумерология Пифагора

В биографии Пифагора имеется примечательная вещь: его всю жизнь чрезвычайно сильно интересовали числа. С их помощью он старался познать природу вещей и явлений, жизни и смерти, страданий, счастья и прочих важных вопросов бытия.

Цифру 9 он связывал с постоянством, 8 – со смертью, а еще уделял огромное внимание квадрату чисел. В этом смысле совершенным числом была 10

Десятку Пифагор называл символом Космоса.

Пифагорейцы первыми разделили числа на четные и нечетные. У четных чисел, по мнению математика, было женское начало, а у нечетных – мужское.

В те времена, когда не существовало науки как таковой, люди познавали жизнь и мироустройство, как могли. Пифагор, как великий сын своего времени, старался искать ответы на эти и другие вопросы с помощью цифр и чисел.

Философское учение

Учение Пифагора следует разделить на две категории:

  • Научный подход
  • Религиозность и мистика

К сожалению, далеко не все труды Пифагора удалось сохранить. А все из-за того, что ученый практически не делал никаких записей, передавая знания ученикам в устной форме.

Кроме того, что Пифагор был ученым и философом, его можно по праву назвать и религиозным новатором. В этом на него немного был похож Лев Толстой (интересные факты о Толстом мы публиковали в отдельной статье).

Пифагор был вегетарианцем и побуждал к этому своих последователей. Он не разрешал ученикам употреблять пищу животного происхождения, запрещал им пить спиртные напитки, сквернословить и вести себя непристойно.

Философ проповедовал, что человек может сохранить свою душу лишь при условии физического и нравственного очищения.

Интересен и тот факт, что Пифагор не обучал простых людей, которые стремились получить лишь поверхностные знания. Он принимал в ученики только тех, в ком видел избранных и просвещенных индивидов.

Личная жизнь

Изучая биографию Пифагора, может сложиться ошибочное впечатление, что времени на личную жизнь у него не было. Однако это не совсем так.

Когда Пифагору было около 60 лет, на одном из своих выступлений он повстречал красивую девушку по имени Феана.

Они поженились, и от этого брака у них родились мальчик и девочка. Так что выдающийся грек был семейным человеком.

Смерть

Как это ни удивительно, но ни один из биографов не может однозначно сказать, каким образом умер великий философ и математик. Существует три версии его смерти.

Согласно первой, Пифагора убил один из учеников, которого он отказался обучать. В порыве гнева, убийца поджег Академию ученого, где тот и погиб.

Вторая версия рассказывает о том, что во время пожара, приверженцы ученого, желая спасти его от смерти, создали мост из собственных тел.

Но самой распространенной версией кончины Пифагора считается его гибель во время вооруженного конфликта в городе Метапонт.

Великий ученый прожил более 80 лет, умерев в 490 г. до н. э. За свою долгую жизнь он успел сделать очень многое, и его вполне справедливо считают одним из самых выдающихся умов в истории.

Если же вам вообще нравятся краткие биографии, истории из жизни великих людей и просто интересные факты – обязательно подписывайтесь на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Краткая биография Пифагора

Точная дата рождения математика неизвестна. Предположительно, это был 570 г. до н.э., когда философ родился на острове Самос. Отец мыслителя – Мнесарх, работал камнерезом. Первый портрет Пифагора чеканился на монетах Афинского союза в 5 в. до н.э. Годы жизни ученого – около 570 – 490 г. до н.э.

Биография Пифагора переполнена легендами. Одна из них говорит, что, когда он достиг совершеннолетия, то отправился в путешествие в Египет. Целью поездки было обучение у жрецов. В Египте будущий философ в течение 20 лет занимался изучением математики. Затем он оказался в плену в Вавилоне у персидского царя Камбиса. Там он прожил еще 12 лет, общаясь с магами, прежде чем вернулся в Грецию.

Здесь он начал распространять свои знания среди местного населения. Его считали умнейшим человеком в мире. Со всех сторон Греции люди ехали на Самос, чтобы увидеть и услышать мудреца.

Точной информации о последних днях ученого нет, как и о его смерти. Вероятно, что он умер из-за кровавых мятежей на юге Италии. Недоброжелатели, решив свести счеты с пифагорейцами, заодно убили и их руководителя.

Другая версия рассказывает о том, что недоброжелатель, ненавидящий Пифагора, решил поджечь его академию. Спасая от смерти своих учеников, философ погиб. Иные же источники говорят, что сами ученики попытались вытащить своего учителя из огня. Он не смог смириться с гибелью своих последователей, отчего и скончался в возрасте 80 – 90 лет.

Пифагорейская школа

В Кротоне у Пифагора было много приверженцев и последователей, называвших себя математиками. Это были члены созданного им общества, для которых характерно совместное проживание, вегетарианство и отсутствие частной собственности.

Математикои можно считать привилегированными, поскольку они имели доступ к учению Пифагора. Однако, чтобы получить эти уроки, они должны были соблюдать очень строгие правила.

Помимо математиков существовала и внешняя группа, называемая аккузматиками. Они не жили с первыми все время, а жили в своих домах и владели имуществом. Днем они ходили в школу, и вегетарианство для них не обязательно.

Философия и мистика

Хотя точные детали учений и философии Пифагора не вполне ясны, всё-таки можно кратко восстановить общую схему и содержание его идей. Подробно об учении пифагорейцев пишет древнегреческий философ Аристотель, но непосредственного упоминания основателя школы нет. Одной из главных доктрин мыслителя, по-видимому, был метемпсихоз — вера в то, что все души бессмертны и просто переселяются в новые тела, когда предыдущее умирает. Между прочим, на это учение ссылается даже Геродот. Однако ничего не известно о природе или механизме, с помощью которого происходит метемпсихоз.

Согласно записям Аристотеля, пифагорейцы использовали математику исключительно в мистических целях, лишённых практического применения. Они верили, что всё сделано из цифр, например:

  • Один (монада) — представлял происхождение всех вещей.
  • Два (диада) — материя.
  • Три — идеальное число, поскольку имеет начало, середину и конец.
  • Четыре — число сезонов и элементов.
  • Семь — священное число. Столько планет и струн на лире, в конце концов, это день рождения Аполлона.

По мнению пифагорейцев, нечётные числа были мужскими, а чётные — женскими. Пятёрка представляла брак, поскольку это сумма двух и трёх. Пифагору приписывают разработку тетрактисов — треугольной фигуры, состоящей из четырёх рядов, которые в сумме составляют идеальное число — 10. Последователи мыслителя считали этот символ священным. В целом нумерология и квадрат Пифагора и сейчас используются в эзотерических целях.

Современные учёные спорят, является ли первоначалом этих учений разработки самого философа. В своём исследовании Уолтер Беркерт утверждает, что Пифагор был харизматичным политическим и религиозным учителем, но он вообще никогда не имел дела с цифрами, уже не говоря о том, чтобы внести какой-либо заметный вклад в математику. Пифагорейцы занимались простой арифметикой. Именно это имело значение в науке.

«Золотые стихи» Пифагора


Рукопись «Золотых стихов» 1491 года

Пифагорейским произведением, оказавшим наибольшее влияние на западную эзотерику стала небольшая дидактическая поэма «Золотые стихи», размером в 71 строку, появившаяся, очевидно, в III веке до н. э., и представлявшая перечень запретов и поучений раннего пифагореизма. Поэма состоит из двух частей. В ее первой части (до 49-го стиха) даются советы о том, как жить философской жизнью: следует почитать богов, своих родителей и родственников, бережно заводить друзей, а затем хранить их дружбу, тщательно обдумывать все слова и дела заранее, стойко переносить судьбу, повелевать своими страстями и каждый вечер подводить итоги дня, отмечая, что сделано, а что нет. Вторая часть описывает читателю результаты такого образа жизни, когда человек обретает освобождение от страдания через понимание его причин. Это возможно, потому что смертные божественны по своей природе и поэтому способны к такому пониманию. Души тех, кто исполнят эти советы, покинув тело после смерти, достигнут «чистейшего эфира» и обретут божественность.

Впервые цитаты из «Золотых стихов» приводит философ-стоик Хрисипп в III веке до н. э. Неоплатоник и неопифагореец Ямвлихи из Халкиды составил комментарий на часть из них. В средние века «Золотые стихи» несколько раз переводились на арабский язык; самый старейший из этих переводов засвидетельствован еще в IX веке. На Западе «Золотые стихи» обрели популярность с эпохи Возрождения, когда в 1494 году греческий ученый-неоплатоник Константин Ласкарис (1434 — 1501) опубликовал их перевод на латынь.

Первое поселение

Вскоре после возвращения в Сомас из плена Пифагор отправился на Крит, где посвятил себя изучению правовой системы этого города. После недолгого пребывания на Крите он вернулся в Сомас.

Там Пифагор создал школу, получившую название Полукруг. Согласно историческим свидетельствам Диогена, эта школа была сосредоточена на обсуждении политических вопросов.

Кроме того, было личное пространство для отражений Пифагора, которое располагалось в пещере, расположенной на окраине Сомаса. Говорят, что в этом пространстве он более глубоко размышлял о математике и ее различных применениях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: