Муса джалиль

Обида первая

Червенские города. Русский князь Владимир I Святославич ознаменовал начало своего правления Киевом с того, что совершил большой поход против Польши. В ходе похода были захвачены населенные пункты в верхнем течении Западного Буга, которые в летописях назывались «Червенскими городами».

Надо сказать, что связи Польши и Руси в эпоху раннего средневековья были весьма прочными. По традиции старшие сыновья великих князей женились на польских принцессах. Поэтому польские короли периодически вовлекались в междоусобные войны на Руси. В благодарность за помощь Святополк Окаянный вернул эти города своему тестю польскому королю Болеславу I Храброму. Но Ярослав Мудрый отвоевал их обратно. Обидно? А как же!

Анализ стихотворения «Варварство» Джалиля

Произведение татарского поэта Мусы Джалиля «Варварство» — поэтический документ преступлений немцев во Второй Мировой войне.

Стихотворение написано в октябре 1943 года. Его автору в этот момент было 37 лет, а жить оставалось меньше года. На войне он был корреспондентом. После тяжелого ранения попал в плен. Чтобы отвести от себя подозрение и помочь подпольной группе, вступил в немецкий легион, организованный в целях поощрения национализма в коренных народах оккупированных территорий. Поэт участвовал в подготовке восстаний. После разоблачения был схвачен гестапо и казнен. В СССР некоторое время считался пособником фашистов, затем стали доступны обличительные стихи поэта, послужившие основанием для пересмотра отношения к нему. По жанру – военная лирика, трагедия, по размеру – ямб со сложной рифмовкой, деления на строфы нет. Обвинение – в самом названии стихотворения. Композиция сюжетная. Интонация горькая, взволнованная, гневная. Пафос произведения поднимается до вершин народного плача, песни. «Они» — другого нет названья, разве что «кучка дикарей», «варвары» или «враги». Несколько восклицаний и многоточие в финале. Идет уничтожение селенья. Нацисты расстреливают женщин и детей. Не желая марать руки, заставляют рыть яму самих приговоренных. «У края бездны»: метафора близкой насильственной смерти. Стремительный диалог матери и сына. Мальчик болен, еще недавно мать с любовью ухаживала за ним. Теперь же они вместе выведены в сгустившуюся мглу. Ребенок описан с помощью уменьшительных суффиксов, живых просторечий: головку, мальчуган, малютка. Она уговаривает его не бояться, не метаться тщетно перед хохочущим врагом. «Заалела кровь»: убиты «две жизни и одна любовь!» Вся природа ужаснулась содеянному. Эпитеты: бессильных, худеньких (уменьшительный суффикс усиливает беспомощность невинных жертв). Сравнения: как дети, как лист, как нож. Олицетворения: плакали реки, солнце поцеловало, ветер свистнул, лес обезумел. Инверсия: шумел лес, бушевала листва. Фольклорный мотив: мать-земля. Вековой дуб рухнул, как грозный знак. Междометие: о! Обращение: земля моя, скажи, страна моя. В заключительной части поэт взывает к земле, которой за «миллионы лет» не доводилось видеть такого «позора и варварства». Метафорично обращение к стране, всему народу, поднявшемуся на смертный бой с неправдой. Поэт призывает проклятья на голову убийц, карателей, захватчиков. Две завершающие строки о том, чего нельзя позабыть: кровь детей, кровь матерей.

Книга «Моабитская тетрадь» М. Джалиля – свидетельство и завещание поэта всему человечеству.

Обида шестая

В конечном итоге освободили Польшу от Гитлера советские солдаты совместно с бойцами польской Армии Людовой. В Польше на тот момент действовала и другая организация Сопротивления – Армия Крайова. Формально она была подчинена польскому правительству, убежавшему в Лондон. Армия Людова опиралась на поддержку СССР, а Армия Крайова – на поддержку западных стран. Результативность действий Армии Крайовой была весьма скромной.

Вся тяжелая работа была сделана советскими войсками и бойцами Армии Людовой, которая была преобразована в Войско польское (помните фильм «Четыре танкиста и собака?»).

Современные польские власти ориентированы на Запад. Поэтому им очень обидно, что Польшу от гитлеровцев освободили не их идейные предшественники. Очень обидно – в этом все дело.

Обида третья

Разделы Польши. Во II половину XVIIIв. Польша вошла весьма ослабленной. Причем, причины этой слабости были сугубо внутренние. Несмотря на наличие короля, Польша считалась республикой: Rzeczpospolita – Речь Посполита, собственно, по-польски и означает «республика». Все важные решения принимались сеймом, в котором действовало право «либерум вето». То есть, любой шляхтич без объяснения причин мог заблокировать любое решение. Это сделало государственную систему Польши крайне неповоротливой. Этим незамедлительно воспользовались соседи.

В 1772 г. король Прусский Фридрих II Великий, австрийские Габсбурги и русская императрица Екатерина II Великая договорились между собой, и отрезали от Польши по кусочку. Каждый со своей стороны. Поляки надеялись на помощь Англии и Франции, но она не последовала. Когда генерал, будущий генералиссимус А.В. Суворов занял Краковский замок, французский гарнизон и не подумал сопротивляться. Сопротивление самих поляков было быстро подавлено. Было обидно.

Затея понравилась соседям, но не понравилась полякам. Они, видя, что все идет как-то не так и не туда, попытались собраться, провести реформы, найти новых союзников. Патриотические силы Польши попытались заручиться поддержкой прусского короля Фридриха Великого. Логики в этом было немного. Ведь Фридрих принимал участие в первом разделе. Но уж очень хотелось противопоставить что-нибудь России. В итоге в 1793 г. произошел второй раздел Польши, в котором снова участвовали Фридрих и Екатерина. И снова было очень обидно.

В ходе второго раздела Россия не тронула исконно польские земли. От Речи Посполитой были отторгнуты лишь земли, в прошлом входившие в Древнерусское государство. Но полякам, как было сказано, все равно было обидно. Они подняли восстание под предводительством Тадеуша Костюшко. Россия и прочие соседи воспользовались восстанием как поводом. В 1795 г. был произведен третий раздел Польши, в ходе которого России досталась Прибалтика. Обидно.

Наполеон Бонапарт на некоторое время восстановил польскую государственность. Им было учреждено герцогство Варшавское, вассальное королю Саксонии. Но лучше бы он этого не делал. Ибо после его поражения, Польша окончательно исчезла с политической карты, будучи окончательно разделена между Австрией, Пруссией и Россией. Коренные польские земли с самой Варшавой достались России. В составе Российской империи эта территория стала называться Царством Польским. Царем, соответственно, был российский император. Польша жила по особым законам. Даже деньги были свои. На польских разменных монетах номинал был написан двояко: в копейках и в злотых. Свободу Польше удалось получить только после Великой русской революции. И это, конечно, тоже было обидно.

Обида четвертая

Пакт Молотова-Риббентропа и секретные протоколы к нему. В Советском Союзе понимали опасность нацистской угрозы. Советские дипломаты пытались создать антигитлеровскую коалицию. Но европейские державы выбрали стратегию умиротворения Гитлера. После Мюнхенского соглашения 1938 г., ценой которого Англия и Франция надеялись купить мир, СССР остался один на один с набирающей мощь Германией. Худой мир лучше доброй ссоры. Сталин тоже попытался замириться с Гитлером, раз никто больше в мире не хотел против него воевать. В Союзе понимали, что справиться с Гитлером будет очень трудно. Поэтому заключенный Пакт о ненападении казался на тот момент удачей советской дипломатии. Подлинность секретных протоколов под большим вопросом. Но что было по факту?

По факту и сама Польша пыталась воспользоваться помощью Гитлера для оккупации Чехословакии. Но просчитались абсолютно все. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу (которая как и все прочие надеялась, что её-то «пронесет»). Не пронесло. Гитлер захватил Варшаву. Союзники Польши – Англия и Франция, как обычно, ничем ей не помогли. Польша как самостоятельное государство исчезло.

Только после этого СССР ввел войска на территорию западной Украины и Белоруссии. Тогда в состав БССР и, соответственно, СССР вошла легендарная Брестская крепость. Эти земли оставались под польским господством после падения Российской империи. Лучше было оставить их Гитлеру? Вроде бы нет. Но полякам все равно обидно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: