Юкатанская война рас

Начало войны. Культ «Говорящих крестов»

Начало восстанию положил возникший на востоке полуострова культ «Говорящих крестов». Огромный деревянный крест в одной из индейских деревушек якобы начал говорить. Он призвал выгнать с индейских земель чужаков. Впоследствии количество крестов увеличилось до трёх. Новая религия была далека от католицизма и обрядами больше походила на старинную майскую. Её последователи называли себя крусоб (Cruzob). Весной восставшие индейцы захватили почти весь Юкатан. В руках властей оставались только большие города — Кампече и Мерида и дорога между ними. Такой поворот оказался неожиданностью для юкатеков. Меридский губернатор Мигель Барбачано (Miguel Barbachano) подготовил даже указ об эвакуации города, но он не был оглашён якобы из-за неимения листа бумаги для официальных документов. В это время войска юкатеков перешли в наступление и сняли блокаду с Мериды. Это стало возможным благодаря тому, что индейские ополченцы, которые были простыми крестьянами, не воспользовались своей выгодной позицией и отступили из-за начала посевных работ.

Руководство юкатеков, забыв о притязаниях на независимость, обратилось к мексиканскому руководству с просьбой о вхождении Юкатана в состав Мексики в обмен на немедленную военную помощь. Мексика получила от США по мирному договору Гуадалупе-Идальго (Treaty of Guadalupe Hidalgo) большую контрибуцию в обмен на потерянные территории и решила, что может помочь юкатанским креолам. 17 августа Юкатан был официально включен в состав Мексики. К году мексиканцы контролировали большую часть полуострова, кроме юго-востока, защищенного практически непроходимым массивом джунглей.

На этой территории индейцы майя, последователи говорящих крестов построили столицу в деревне Чан, ставшую известной, как Чан-Санта-Круз. Было объявлено независимое государство с таким же названием. Для говорящих крестов в новой столице был построен храм. В году новое государство было признано Британской империей.Этим шагом она стремилась обезопасить Британский Гондурас (современный Белиз), вооруженные силы которого уступали в мощи индейцам. Одновременно Великобритания давала понять, что эта часть Юкатана входит в зону её интересов. Чан-Санта-Круз снабжался из британской колонии оружием, боеприпасами, другими товарами. 11 января в Белиз-Сити было подписано соглашение между вице-губернатором Юкатана и лидером крусоб Кресенсио Поот (Crescencio Poot) о признании суверенитета Мексики над Чан-Санта-Круз в обмен на признание законным действующего руководства, но в следующем году договор был расторгнут индейской стороной.

Говорил ли крест?

Многие
не верят в то, что крест действительно говорил, призывая индейцев
воевать за свою свободу. Действительно, официальная наука считает, что
говорящие кресты – всего лишь часть какого-то культа, призывающего
бороться с другими национальностями. И это объяснение выглядит
достаточно правдоподобно.

Ещё
в I тысячелетии нашей эры в религии майя, издавна населявших Юкатан,
присутствовал крест. Поэтому индейцы легко приняли католицизм. Но за все
эти тысячелетия у майя не появилось ни одной легенды, на которой мог
родиться «Культ говорящих крестов». То есть не было почвы, на которой
индейцы могли просто создать новую религию.

Когда
Юкатанская война рас только начиналась, правитель Юкатана, Мигель
Барбарено, решил доказать всем, в том числе и последователям крестов,
что всё это лишь выдумка. Одному из его шпионов удалось пробраться к
кресту. И он явственно слышал скрипучий голос. Доносился голос не из
толпы, а со стороны креста. Судя по описанию распятия, человек за ним
или в нём, спрятаться не мог. Улучив минутку, шпион Барбарено
внимательно осмотрел крест, но не обнаружил ничего, что могло бы
доказать ложность рассказов о говорящем распятии.

Под звон мечей

XIII и XIV века — разгар Реконкисты. Христианское население Пиренейского полуострова все больше осознает себя испанцами, католиками и верными подданными королей. Можно сказать, что в этот период отвоевание становится сознательным, целенаправленным движением, задача которого — окончательное вытеснение мусульман из Европы. Значительную роль в обороне недавно отвоеванных местностей начинают играть рыцарские ордена.

События той эпохи включают в себя немало подвигов и примеров доблести как с одной, так и с другой стороны. Измены, предательства, проявления крайней жестокости и фанатизма также оставили свой кровавый след в истории Реконкисты.

В 1292 году в течение полугода испанцы осаждали крепость Тарифа на Средиземном море. В конце концов измученные голодом арабы были вынуждены сдаться. Оборонять крепость в случае новых нападений вызвался рыцарь Алонсо Перес Гусман по прозвищу Добрый — Эль Буэно. Его имя прогремело на всю Испанию, но за это он заплатил воистину непомерную цену.

Мусульмане не заставили себя ждать: довольно скоро они осадили Тарифу, причем командовал ими испанец, некий дон Хуан, похвалявшийся, что малыми силами возьмет крепость одному ему ведомым и уже проверенным способом. Способ этот состоял в следующем: дон Хуан схватил сына Гусмана Доброго и, стоя под стенами крепости, во всеуслышание обещал перерезать ему горло, если комендант откажется открыть ворота. Алонсо Гусман не дрогнул при виде плачущего ребенка и ответил так: «Я растил сына на страх врагам, а не для того, чтобы он сделался орудием в их руках! Что медлишь? Может, у тебя ножа нет? На, возьми мой!» И он со стены презрительно швырнул шантажисту свой кинжал. Разъяренный дон Хуан в ярости у всех на глазах перерезал мальчику горло, а пришедшие в ужас мусульмане устыдились и отступили от стен крепости.

Правда, на этом злоключения Тарифы не кончились. В 1340 году она вновь подверглась осаде. На сей раз со стороны марокканцев. 30 октября христианские войска сошлись с противником на Рио-Саладо (Соленая река). Здесь произошло одно из крупнейших сражений Реконкисты, в котором мавры были полностью разбиты.

21 августа 1415 года португальские войска почти без боя взяли Сеуту — ту самую злополучную крепость, с которой начался семьсот лет назад захват Пиренейского полуострова.

А в 1487 году настал черед Малаги.

Виновница Ла Кава

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись», — заметил поэт спустя целую вечность после описываемых событий. Он не ошибся — поэты вообще редко ошибаются. У Запада и Востока разные мироощущения, различная философия — в этом смысле они и впрямь несхожи. Если же говорить об истории человечества, то Востоку иной раз доводилось сходиться с Западом, точнее, сшибаться лбами, кипеть в едином котле, выплавляя из стали и воска человеческих отношений новые, невиданные формы культуры и быта.

К моменту вторжения арабов на полуостров никакого понятия «Испания», разумеется, не существовало. Здесь в ту пору располагалось королевство вестготов. О них известно немногое. Скажем, то, что это были не те дикие пришедшие с севера германцы, которые громили античный Рим, а племена, этим самым Римом уже перемолотые и частично окультуренные. Еще в IV веке вестготы приняли христианство, правда, не каноническое, а арианского толка, где на первый план выдвигалась человеческая природа Христа. Вести свой род от готов почетно. До сих пор, говоря о древности рода и о его несомненном благородстве, испанец скажет: этот из готов. Последним правителем этого загадочного народа был злосчастный король Родриго.

Сантьяго — Матаморос

Испанский философ Ортега-и-Гассет был склонен сомневаться в наличии у своих соотечественников боевого духа. Он не без ехидства отмечал, что у народа, наделенного жаждой ратного подвига, отвоевание собственной страны не растягивается на восемь веков. С этим можно не согласиться хотя бы потому, что испанского народа как такового в первые века Реконкисты еще не существовало. Это было иберо-романо-готское население. В качестве народа, наделенного неповторимыми национальными особенностями, испанцы сформировались именно в процессе Реконкисты. Борьба с общим врагом закалила и сплотила их, наложила отпечаток и на тип характера. Говорят «горд, как испанец», с чего бы это? Практически все путешественники по Испании отмечали свободу испанцев от сословных предрассудков: крестьянин в этой стране всегда держался с достоинством гранда, а в отношении слуги к господину никогда не замечалось ни следа униженности или заискивания. Вообще разграничение на крестьян, ремесленников и рыцарей не было в Испании столь очевидным, как в других странах средневековой Европы. Причины следует искать именно во временах Реконкисты, когда все слои общества сражались с мусульманами на равных, а города и крестьянские общины, оказавшиеся на границе и вынужденные эту границу охранять, получали особые права и свободы, закрепленные в сводах законов — фуэросах. Свободные от феодальной зависимости крестьяне образовывали самостоятельные союзы — бегетрии. Вольный и непокорный дух бегетрий заложил основы независимого народного характера. Словом, пороками крепостного права эта страна искалечена не была.

Для объединения нужно было некое общее знамя, единая святыня

Вот почему так важно в истории Реконкисты обретение в IX веке мощей святого Иакова — Сантьяго, в Галисии, в местечке Компостела. Святой Иаков делается знаменем Реконкисты

«Сантьяго!» — боевой клич христиан. Мирный апостол получает прозвание «Сантьяго-Матаморос», то есть «Сантьяго-Истребитель мавров». Он и поныне считается небесным покровителем Испании.

На Сантьяго-де-Компостела был совершен набег. Арабы разрушили церковь, посвященную Сантьяго, но саму гробницу не осквернили, не тронули даже монаха, ее охранявшего. «Что ты здесь делаешь?» — спросили его. «Молюсь святому», — был спокойный ответ. Нападавшие оценили мужество инородца и отнеслись с уважением к христианской святыне. Правда, колокола с колокольни были сняты и на плечах рабов-христиан доставлены в Кордову для переплавки на лампы знаменитой мечети. Когда 29 июня 1236 года король Кастилии Фернандо III наконец взял Кордову, светильники, отлитые из колоколов, были отправлены обратно в Сантьяго — уже на плечах мусульманских рабов.

Постепенное затухание боевых действий

В году Великобритания подписывает с Мексикой договор, по которому признает за последней суверенитет над всем Юкатаном, кроме Белиза. Причина этому — британские инвестиции в экономику Мексики и заинтересованность в хороших отношениях с ней. Граница Белиза со страной Чан-Санта-Крус была закрыта. Это было большим ударом для индейцев, так как торговля с англичанами являлась единственным источником боеприпасов.

5 мая 1901 года мексиканские войска под руководством генерала Игнасио Браво (Ignacio Bravo) овладели городом Чан-Санта-Крус. Это был третий поход мексиканцев, до этого два других окончились неудачей.
Но говорящие кресты — свою главную святыню — крусоб успели эвакуировать. Теперь центр сопротивления переместился на побережье, штаб находился в древнем городе Тулум, до этого пустовавшем не менее ста лет. Тулум находился на известняковой скале, возвышавшейся над топким морским побережьем, и был единственным майяским городом, имевшим каменные стены. Жители побережья по-прежнему убивали всех испаноязычных, кто решался зайти на эту территорию.

В 1915 году восстание вспыхнуло с новой силой. На короткий период крусоб снова захватили свою бывшую столицу и разрушили железную дорогу (длина — около 30 км), построенную мексиканцами от этого городка до побережья залива Вознесения (Bahia de la Ascension). Пристань была сожжена. Дорога и пристань не были восстановлены и позднее — а в настоящее время побережье залива включено в биосферный заповедник Сиан-Каан (Sian Ka`an). Правительством Мексики на Юкатан был послан генерал Сальвадор Альварадо (Salvador Alvarado). Однако крупных столкновений более не было, последняя кровопролитная перестрелка случилась в апреле 1933 года у деревни Джула (Dzula) — погибли пять майя и два мексиканских солдата.

В 1935 году вожди крусоб Майо и Кочуа на самолёте были доставлены в Мехико, где подписали договор о почётном мире. Майо была выдана генеральская форма и назначено жалование.

После 1952 года говорящие кресты были перевезены из Тулума в городок Чомпон (Chumpon), раз в год их на неделю привозят в Тулум. В 90-х годах XX века в Чомпоне был открыт музей, посвященный борьбе индейцев.

В 2021 году президенты Мексики и Гватемалы попросили прощения у народа майя за репрессии и войну на истребление, начатую этими государствами.

Предпосылки Гражданской войны в США

Причины Гражданской войны в США можно разделить на три группы. 

1. Политические противоречия

Численность населения Северных штатов пополнялась свободными эмигрантами, а Юга — ввозимыми из-за рубежа рабами. Это привело к тому, что лишь четверть населения Южных штатов к началу 1860-х годов имела право голоса. Южане опасались, что при такой динамике все спорные политические вопросы в Конгрессе будут решаться в пользу Севера большинством голосов.

Кроме того, расположенное на Севере центральное правительство стремилось распространить влияние на все штаты, в то время как Южные территории желали сохранить местное самоуправление. 

2. Экономические разногласия

Вся промышленность страны была сосредоточена на Севере, в то время как хлопок, сахарный тростник, табак и другие производственные культуры заготавливали на Юге. Долгое время Южные штаты поставляли сырьё на Север, где местные фабриканты занимались его обработкой и экспортом товаров. Однако в определённый момент плантаторы поняли, что торговать с Европой без посредников гораздо выгоднее. Владельцы фабрик Севера рисковали остаться без поставок, а их товары на Юге вытеснялись европейскими. Желая защитить внутренний рынок, правительство обложило торговлю с Европой огромными налогами, вызвав недовольство Южан.

<<Форма демодоступа>>

3. Отношение к рабству

Всё сельское хозяйство Юга было основано на рабском труде, в то время как использование неквалифицированных рабов на заводах было неэффективно. Промышленники Севера нуждались в свободных рабочих руках и выступали за отмену рабства. Для Южных плантаторов это означало бы крах всей экономической системы, построенной на бесплатной рабочей силе. 

Немаловажной была и моральная сторона вопроса: многие общественные деятели Америки критиковали рабство как бесчеловечный пережиток прошлого и требовали его отмены. 

Гранада «цвета Исабель»

Рим тем временем требует от христианских правителей Испании более жестких мер по отношению к неверным на вновь завоеванных территориях: что это значит — не хотят целовать крест? Заставить любыми способами!

Но испанские государи колеблются и вовсе не по доброте душевной — им просто кажется противоестественным притеснять добрую половину своих подданных. Но все меняется с воцарением Фернандо Арагонского и Изабеллы Кастильской, вошедших в историю под именем Католических королей. Их брак в 1469 году объединил два крупнейших королевства христианской Испании. С этого времени испанские короли окончательно перестали быть «королями трех религий». Отныне они представляют лишь одну веру и полностью подчиняются Риму.

В 1487 году король Фернандо осаждает Малагу

Осада и взятие этого крупного порта — бесконечная череда отважных вылазок, геройских атак и столь же отважного сопротивления. Это нескончаемый список раненых, убитых и умерших от болезней в лагерях обоих противников, это голод в стенах Малаги, отдельные смертельно опасные попытки осажденных заключить сепаратное перемирие и даже провалившееся вооруженное покушение полубезумного мусульманского дервиша на жизнь королевы Изабеллы, явившейся поддержать своих рыцарей

Неожиданную военную и экономическую помощь христианам оказал гранадский эмир Боабдил, надеявшийся таким образом обезопасить себя в будущем. Но он плохо знал католических королей.

Помощь США и Мексики правительству Юкатана

Руководители креольского войска воспользовались передышкой. Они усилили укрепления городов, которые на Юкатане еще оставались в их руках, и очень интенсивно стали искать помощи за границами своего центрально- американского полуострова.

Помощь здешним креолам предоставили, как ни странно, совместно две страны, между которыми велась одна из самых памятных войн в Америке: Соединенные Штаты и Мексика.

Мексика, к которой Юкатан, собственно, относился, эту войну проиграла. Она потеряла в ней многие свои территории. Однако недавно заключенный мир дал Мексике возможность протянуть руку помощи юкатанским креолам в обмен на их отказ от планов на отделение.

Такую же помощь предоставила юкатанскому государству плантаторов и вторая сторона этого только что закончившегося конфликта — то есть Соединенные Штаты. Несколько сот американских солдат, которые, когда война завершилась, с удивлением обнаружили, что не знают, чем теперь заниматься, охотно приняли предложение юкатанского правительства истребить индейское население их страны в обмен на постоянную оплату, а после победы над индейцами — получение земельных наделов в триста двадцать акров на человека.

Это были, прежде всего, солдаты американской Тринадцатой пехотной дивизии под командованием капитана (который сам себя произвел в полковники) Джозефа Уайтама. Таким образом, креолы в период «тайм-аута» увеличили свои силы, а индейцы, наоборот, потеряли свое преимущество. К тому же правительство юкатанского государства избавлялось от своих пленников теперь очень непривычным и варварским способом.

Пленников, даже мирных жителей, которые вообще не участвовали в войне, оно продавало в рабство на Кубу для работы на сахарных плантациях. Цена одного индейца составляла тогда 25 песо-франко Гавана.

В то время, когда уже все страны мира отказались от торговли черными рабами, правительство одного из центральноамериканских государств избавлялось от своих собственных граждан только потому, что они были индейцами.

Мир с Юкатанским правительством

Юкатанское правительство объявило полную всеобщую мобилизацию. В армию призывались все без исключения мужчины от шестнадцати до шестидесяти лет. Естественно, только белые и метисы. А индейцы? Даже тех, кто продолжал верно служить белым, отправили в тюрьму, а многих — без какой-либо причины — расстреляли. Со своей стороны, и восставшие индейцы на заседании своего «генерального штаба» в Кулумпиче приняли решение вести войну без всякой пощады.

Так началась юкатанская война. Майя на первых порах везло.

В конце следующего года креолы воспользовались тем, что восставшие индейцы не имели единого верховного руководителя, и заключили с более уживчивым из трех вождей майя Патом мнимый всеобщий мир, удовлетворили многие требования индейцев, в частности, отменили личные налоги, ликвидировали долги всех работающих по найму индейцев, возвратили реквизированное оружие и т. д.

Одновременно этим соглашением креолы признавали Пата единственным высшим «гран касике де Юкатан» — верховным вождем юкатанских майя. Они даже направили в главный стан майя авторитетную делегацию, состоящую из высоких представителей юкатанских креолов, передавших Пату белоснежный флаг, на котором золотыми буквами был вышит присужденный ему властями высокий титул: «Эль гран касике де Юкатан».

Майя, казалось бы, победили. Они добились выполнения целого ряда своих требований. Однако креолы поступили хитро: они признали вождем индейцев только Пата, а двух других совершенно забыли, сознательно посеяли семена зависти и вражды между тремя главными руководителями майя.

Другие индейские формирования в регионе

Чан-Санта-Крус контролировал большую часть неподконтрольной Мексике территории Юкатана от древнего Тулума на севере до границы с Британским Гондурасом. Но в сельве действовали и другие независимые индейские общины, не признававшие власти говорящих крестов.Одна из них — Ишканха (Ixcanha), численностью около 1000 человек, оставалась преданной католицизму . Мексика вынуждена была номинально признать их независимость (до ) и снабжать оружием для защиты от крусоб. Другое индейское формирование — майя Икаиче (Icaiche Maya) дейстовало в джунглях центральной части полуострова. Они с воевали как с мексиканцами, так и с крусоб, а в под предводительством Маркоса Канул (Marcos Canul) напали на Британский Гондурас, захватив города Коросаль и Оранж-Уолк (). Британская армия в ответ совершила рейд против этих повстанцев, применив зажигательные ракеты. После смены лидера и эта группа заключила соглашение с Мексикой.

Главный военачальник майя

Индейцы все еще не имели единого верховного военного руководителя. Три вождя возглавляли по существу отдельные войска майя, объединенные общностью целей и задач, но не общим командованием. Первым из них был Пат, по воле креолов ставший «великим касиком Юкатана», вторым — Новело, который все пережил, а третьим — Чи, наиболее революционный и прозорливый.

Именно Чи суждено было погибнуть первым. И не на поле битвы. И не за свои идеалы. Совсем по другим причинам. В то время как этот самый значительный военачальник майя завоевывал одно креольское поселение за другим, его личный секретарь, метис, так же успешно завоевывал его жену. Чи, однако, начал кое-что замечать. Поэтому соблазнитель, чтобы избежать самого худшего, убил своего начальника неожиданным выстрелом сзади.

Коварное убийство, не осталось в тайне. Возмущенные майя решили сурово наказать убийцу. Тот защищался, пока мог. Но был быстро побеждён и затем разорван индейскими воинами на куски. Майя убили и неверную жену своего вождя. И бросили ее тело на растерзание стервятникам. Своего любимого полководца они одели в лучшие одежды и захоронили в полу храма в его родном городе Теиче.

Преемник Сесилио Чи — батаб Пеу — убил вскоре второго из главных вождей майя Хасинто Пата, которого подозревал в тайном сотрудничестве с креолами. Так что из четырех руководителей, которые готовили великую национальную войну юкатанских майя, уже троих не было в живых. Ай погиб от солдатской пули, Чи был застрелен любовником своей жены, Пат — убит военачальником другого отряда майя. А Новело воевал теперь с небольшим отрядом по своему разумению в области Вальядолида.

Главным военачальником все еще необъединенных майя теперь становится индеец, носящий испанское имя, — Хосе Мария Баррера, герой великой победы индейцев у Питуко, где майя в одном сражении захватили сотни нагруженных телег, семьдесят восемь мулов, много тонн боеприпасов, огромное количество оружия и где уничтожили около трехсот солдат креольской армии.

Баррера потом привел отряды майя на территорию малоизвестного и до сегодняшнего дня дикого восточного Юкатана, ныне — Кинтана-Роо.

И именно Кинтана-Роо стал потом на многие десятки лет основным полем боя.

Правители Юкатана

Их занимали тогда «более важные» проблемы: как захватить власть и вырвать ее из рук соперничающей политической клики и как порвать с Мексикой, частью которой Юкатан был со времени победоносного завершения антииспанской революции.

Таким образом, у этой малочисленной группы господствующих креолов, проживающих в основном в трех городах — Мериде, столице Юкатана, в крупном порту Кампече и Вальядолиде, было много дел: они без конца дискутировали, устраивали заговоры, развязывали войны.

Каждый раз, когда кто-нибудь из юкатанских генералов трубил поход, он посылал своих вербовщиков в индейские деревни, чтобы те собрали для его армии необходимое число солдат. И здешние майя, возглавляемые своим местным батабом-старостой, покорно шли проливать кровь в этих мини-войнах креолов против креолов.

Таких войн было несколько, но все они кончались одинаково: они приносили кратковременную победу одной из соперничающих сторон, а индейцам лишь благодарность на словах и ничего больше. Хотя — нет, кое-что еще: знание способов современного ведения войны, оружие, которое юкатанские майя уже не возвращали своим господам, и растущую уверенность в себе.

Свержение господ Вальядолида на полуострове Юкатан

Однажды, в начале 1847 года, опять пришли посланцы одного из генералов вербовать индейцев для участия в восстании против находящегося у власти Барбачано и его людей из Мериды. И случилось так, что индейцы разделались с отрядами из Мериды своими силами, без командования креольских генералов, которые их призывали к этому восстанию.

Когда майя поняли то, чего до сих пор не понимали, а именно — что они способны сами побеждать креольских господ, они не стали ждать чужих советов и повели наступление на самый ненавистный им город белых — на аристократический Вальядолид. И захватили его.

Майя убили военного начальника города, священника, надругались над всеми девушками из знатных семей и затем — обнаженных привязали их к решеткам окон родительских дворцов; грабили город, убивали самых ненавистных представителей местной знати, а потом якобы даже ели мясо своих жертв.

Это был социальный бунт. Восстание бедных против богатых. Победители шли по улицам города и кричали: «Уничтожим, раздавим тех, кто носит рубашки». Многих из плантаторов в тонких рубашках и в костюмах из английского сукна майя действительно лишили жизни.

Позже, когда прошло головокружение от полученной власти, они вернулись в свои бедные деревни и стали ждать наказания. Наказания не было! Потому как бедных индейцев майя на Юкатане было очень много, а богатых креолов — всего лишь горстка.

Драматические события, между тем, развивались. После незапланированного вальядолидского взрыва некоторые индейские вожди начали обдумывать и готовить новые боевые выступления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: