Война без правил

Идея-фикс

Однако мысль о сверхдальнобойной пушке упала в плодородную почву. Уже в 1918 году французы построили так называемую «ответную пушку» такого же калибра — 210 мм с длиной ствола 110 калибров. Ее снаряд массой 108 кг при начальной скорости 1 450 м/с должен был лететь на 115 км. Установку смонтировали на 24-осном железнодорожном транспортере с возможностью стрельбы прямо с колеи. Это было время расцвета железнодорожной артиллерии, единственной способной оперативно маневрировать орудиями большой и особой мощности (тогдашний автотранспорт и дороги, по которым он передвигался, и близко не могли конкурировать с железнодорожным сообщением)… Французы, правда, не учли того, что «ответную пушку» не выдержит ни один мост.

Тем временем итальянская фирма «Ансальдо» в конце 1918 года сконструировала 200-мм пушку с начальной скоростью снаряда около 1 500 м/с и дальностью стрельбы 140 км. Англичане, в свою очередь, надеялись поражать со своего острова цели на континенте. Для этого они разработали 203-мм пушку с начальной скоростью 109-кг снаряда в 1 500 м/с и дальностью до 110—120 км, но реализовывать проект не стали.

Уже в начале 1920-х годов французские и германские специалисты обосновывали необходимость иметь орудие калибра около 200 мм с дальностью стрельбы до 200 км. Стрелять такая пушка должна была по стратегически важным и желательно (из-за рассеивания попаданий) площадным целям. Это могли быть районы сосредоточения противника, административные и промышленные центры, порты, железнодорожные узлы. Противники суперпушек резонно замечали, что те же задачи вполне могла решить бомбардировочная авиация. На что сторонники сверхдальнобойной артиллерии отвечали, что пушки, в отличие от авиации, могут поражать цели круглосуточно и в любую погоду. К тому же с появлением военной авиации родились и системы ПВО, а сверхдальнобойной пушке ни истребители, ни зенитки помешать не могли. Появление дальних высотных самолетов-разведчиков и развитие методов баллистических расчетов давало надежду на повышение меткости сверхдальней стрельбы, за счет более точной информации о координатах цели и возможности корректировки стрельбы. Поскольку количество и скорострельность таких орудий были невелики, о «массированном» обстреле речи не шло. Самым важным в данном случае считался психологический фактор, возможность держать противника в напряжении угрозой внезапных обстрелов.

Способы увеличения дальности стрельбы хорошо известны — повышение начальной скорости снаряда, подбор угла возвышения, улучшение аэродинамической формы снаряда. Для повышения скорости увеличивают метательный пороховой заряд: при сверхдальней стрельбе он должен был в 1,5—2 раза превосходить снаряд по массе. Чтобы пороховые газы смогли произвести большую работу, удлиняют ствол. А для повышения среднего давления в канале ствола, определяющего скорость снаряда, применяли прогрессивно горящие пороха (в них по мере выгорания зерна увеличивается поверхность, охваченная пламенем, отчего возрастает скорость образования пороховых газов). Изменение формы снаряда — удлинение головной части, сужение хвостовой — имело целью улучшить его обтекаемость потоком воздуха. Но при этом уменьшались полезный объем и мощь снаряда. Кроме того, потери скорости из-за сопротивления воздуха можно сократить увеличением поперечной нагрузки, то есть отношения массы снаряда к площади его наибольшего поперечного сечения. Другими словами, снаряд в этом случае необходимо удлинить. При этом нужно было гарантировать его устойчивость в полете, обеспечив высокую скорость вращения. Были и другие специфические проблемы. В частности, в дальнобойных орудиях обычные медные ведущие пояски снарядов часто не выдерживали очень высокого давления и не могли правильно «вести» снаряд по нарезам ствола. Вспомнили полигональные (в форме закрученной винтом продолговатой призмы) снаряды, с которыми экспериментировал Витворт в 1860-е годы. После Первой мировой войны видный французский артиллерист Шарбонье трансформировал эту идею в снаряды с готовыми выступами («нарезные»), форма которых повторяла нарезы канала ствола. Опыты с полигональными и «нарезными» снарядами начали в ряде стран. Снаряд удавалось удлинить до 6—10 калибров, а поскольку затраты энергии на форсирование и трение были меньше, чем при ведущих поясках, удавалось получать большие дальности даже при более тяжелых снарядах. Во второй половине 1930-х считалось вполне вероятным, «что в ближайшем будущем появятся орудия калибром 500—600 мм, стреляющие на дистанцию в 120—150 км». При этом просто «дальнобойными» считали буксируемые орудия с дальностью стрельбы до 30 км и железнодорожные — с дальностью до 60 км.

210 H 17 (Langer 21 cm Morser 16, Германия)

Немецкая 21-см тяжёлая гаубица — результат многолетней работы компаний Friedrich Krupp AG и Rheinmetall-Ehrhardt, начатой в 1902 году. К ноябрю 1909 года проект перешел на стадию испытаний прототипов, а производство 211-мм тяжелой мортиры обр. 1910 года началось в следующем году. Минимальная дальность огня составляла 2,6 км. Скорострельность – 1 выстрел в две минуты. Расчёт – 15 человек. Снаряд покидал ствол с начальной скоростью 225 метров в секунду. К началу Первой Мировой войны немецкая армия получила 256 тяжёлых гаубиц 21 см Morser 10 на конной тяге, которые пошли на оснащение 28 артиллерийских батарей. Первым заметным эпизодом стало применение четырёх орудий этого типа при штурме фортов бельгийской крепости Льеж. Впрочем, осаждавшие достигли успеха лишь 10 августа 1914 года, когда подтянули 305 и 420-мм осадные орудия.

Модификации

  • Vickers Mk 1 — базовая версия 1963 года, изготовлено 160 единиц
  • «Виджаянта» — лицензионная версияVickers Mk 1 с незначительными изменениями, производилась в Индии с 1965 года.
  • Vickers Mk 2 — прототип с двумя пусковыми установками ПТУР «Swingfire»
  • Vickers Mk 3 — модификация 1975 года с новой башней, двигателемDetroit Diesel 12V-71T , стабилизированным в двух плоскостях 105-мм орудием L7A1, системой управления огнём EFCS 600, наличием лазерного дальномера«Simrad LV352» и увеличенным до 50 выстрелов боекомплектом. Всего изготовлено более 184 единиц.
  • Vickers Mk 3(I) — улучшенная версия с новыми системой управления огнём, двигателем и трансмиссией
  • Vickers Mk 3(M) — модификация для Малайзии.
  • Vickers Mk 4 «Valiant» — опытный экспортный вариант, разработанный в 1977 году и представленный в 1980 году (изготовлен один экземпляр). На танке была установлена «универсальная башня» новой конструкции («Universal Turret» ) с «адаптивным бронированием», позволявшая установить 105-мм английское орудие; 120-мм английское нарезное орудие L11A5 (от танка «Челленджер»); 120-мм гладкоствольное немецкое орудие «Rheinmetall» L44 или 120-мм гладкоствольное французское орудие GIAT CN-120 F1. На танке была установлена итальянская система управления огнём «Centaur» производства .
  • Vickers Mk 5 (проектVFM5 ) — опытный лёгкий танк, создававшийся в сер. 1980-х гг. совместно с американской корпорацией FMC International для экспорта в третьи страны, в продажу не поступал.
  • Vickers Mk 7 — опытный вариант, разработанный в 1985 году совместно с западногерманской (изготовлен один экземпляр). Боевой вес — 54,6 тонн. На танке была установлена «универсальная башня» («Universal Turret» ) от модификации «Вэлиант» с модифицированным «адаптивным бронированием»: броневая защита была усилена за счет применения в передней и боковой частях башни многослойной брони «чо́бэм». Танк был оснащен 120-мм нарезным орудием L115A1 (с боекомплектом 40 выстрелов) и спаренным 7,62-мм пулемётом (с боекомплектом 2000 патронов), кроме того, на башне танка были установлены два пятиствольных дымовых гранатомёта. Танк использовал ходовую часть немецкого танка «Леопард-2» с установленным 12-цилиндровым дизельным двигателемMB-873Ka501 (1500 л. с.). Для наведения орудия у наводчика имелось два прицела: основной — телескопический L30 и дополнительный перископический GS-10 на крыше башни (оба производства компании Vickers Instruments, ещё один, дневной панорамный прицелSFI/M VS 580-10 , поставлявшийся французской компанией SFIM, имелся у командира). Также, танк был оборудован гиростабилизированным тепловизионным ночным прицелом второго поколения «Philips» UA9090, системой управления огнём «Кентавр-1» , и автоматической системой пожаротушения ., ым прицелом SFIM L30 day sight и Philips

Восточный фронт

17 августа русская армия перешла границу и начала наступление на Восточную Пруссию. Сначала действия русской армии были успешными, но командование не сумело воспользоваться результатами победы. Движение других русских армий замедлилось и не было согласовано, этим воспользовались немцы, ударившие с запада на открытый фланг 2-й армии. Этой армией в начале Первой мировой войны командовал генерал А.В. Самсонов, участник Русско-турецкой (1877-1878), Русско-японской войн, наказной атаман Войска Донского, Семиреченского казачьего войска, Туркестанский генерал-губернатор. В ходе Восточно-Прусской операции 1914 г. его армия потерпела тяжёлое поражение в битве при Танненберге, часть её была окружена. При выходе из окружения близ города Вилленберга (ныне Вельбарк, Польша) Александр Васильевич Самсонов погиб. По другой, более распространённой версии, считается, что он застрелился.

Генерал А.В. Самсонов

В этом сражении русские разбили несколько немецких дивизий, но в общем бою проиграли. Великий Князь Александр Михайлович в своей книге «Мои воспоминания» написал, что 150-тысячная русская армия генерала Самсонова была жертвой, сознательно брошенной в расставленную Людендорфом ловушку».

Галицийская битва (август-сентябрь 1914 г.)

Это одно из крупнейших сражений Первой мировой войны. В результате этой битвы русские войска заняли почти всю восточную Галицию, почти всю Буковину и осадили Перемышль. В операции участвовали 3-я, 4-я, 5-я, 8-я, 9-я армии в составе русского Юго-Западного фронта (командующий фронтом – генералН. И. Иванов) и четыре австро-венгерские армии (эрцгерцог Фридрих, фельдмаршал Гётцендорф) и германская группа генерала Р. Войрша. Захват Галиции воспринимался в России не как оккупация, а как возвращение отторгнутой части исторической Руси, т.к. в ней преобладало православное славянское население.

Н.С. Самокиш «В Галиции. Кавалерист»

Итоги 1914 г. на Восточном фронте

Кампания 1914 г. сложилась в пользу России, хотя на германской части фронта Россия потеряла часть территории Царства Польского. Поражение России в Восточной Пруссии также сопровождалось большими потерями. Но и Германия не смогла достичь запланированных результатов, все её успехи с военной точки зрения были весьма скромными.

Преимущества России: удалось нанести крупное поражение Австро-Венгрии и захватить значительные территории. Австро-Венгрия превратилась для Германии из полноправного союзника в слабого партнёра, требующего непрерывной поддержки.

Сложности для России: война к 1915 г. перешла в позиционную. Русская армия начала ощущать первые признаки кризиса снабжения боеприпасами. Преимущества Антанты: Германия была вынуждена сражаться на двух направлениях одновременно и производить переброску войск от фронта к фронту.

В войну вступает Япония

Антанта (в основном Англия) убедила Японию выступить против Германии. 15 августа Япония предъявила Германии ультиматум, требуя вывести войска из Китая, а 23 августа объявила войну и начала осаду Циндао – германской военно-морской базы в Китае, которая окончилась сдачей германского гарнизона.

Затем Япония приступила к захвату островных колоний и баз Германии (Германской Микронезии и Германской Новой Гвинеи, Каролинских островов, Маршалловых островов). В конце августа войска Новой Зеландии захватили Германское Самоа.

Участие Японии в войне на стороне Антанты оказалось выгодным для России: её азиатская часть была в безопасности, а Россия не имела необходимости тратить ресурсы на содержание армии и флота в этом регионе.

Азиатский театр военных действий

Турция вначале долго колебалась, вступать ли ей в войну и на чьей стороне. Наконец она объявила «джихад» (священную войну) странам Антанты. 11-12 ноября турецкий флот под командованием германского адмирала Сушона обстрелял Севастополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск. 15 ноября Россия объявила Турции войну, за ней последовали Англия и Франция.

Между Россией и Турцией образовался Кавказский фронт.

Русский аэроплан в кузове грузовика на Кавказском фронте

В декабре 1914 — январе 1915 гг. состоялась Сарыкамышская операция: русская Кавказская армия остановила наступление турецких войск на Карс, разгромила их и перешла в контрнаступление.

Но Россия вместе с этим потеряла самый удобный путь сообщения со своими союзниками – через Чёрное море и проливы. Только два порта было у России для перевозки большого количества грузов: Архангельск и Владивосток.  

Разработка

Flak 18/36/37/41 8,8 см

Повышение эффективности авиации в конце Первой мировой войны создало спрос на артиллерию, способную ей противостоять. После нескольких более или менее успешных переделок (или даже использования вражеских орудий, таких как французское 75 mle 1897 ), немецкий генеральный штаб начал проект, изученный Krupp AG, который объединил усилия со шведской Bofors сначала на основе австрийского 77. мм, но без особого успеха.

При этом с 1915 года 9-см орудия ВМФ были адаптированы для наземного использования на стационарной установке. В 1917 году приспособление на колесной повозке позволило ему обрести подвижность. По его модели будут разрабатываться все последующие модели.

Прототип орудия был изготовлен в 1928 году, а в 1933 году началось его серийное производство под названием 8,8  cm Flak 18 L56, последняя цифра определяла длину ствола (в 56 раз больше калибра). Он успешно использовался во время гражданской войны в Испании, но имел незначительные дефекты и слишком большой вес, требующий двух осей. 8,8 cm Flak 36 появился в 1936 году, в него были внесены различные усовершенствования, в том числе опыт, полученный в Испании. Оснащенный новым шасси, его можно быстрее вставить в аккумулятор, но эта модификация снижает его. Для защиты слуг установлен щит, так как теперь эта часть используется также в наземном бою. Flak 37 имеет улучшения в отношении ведения огня.

Снаряды Flak 18/36/37 могли поражать цели на высоте 8-9 км, что показалось немцам с 1939 года недостаточным. Для увеличения дальности при том же калибре проще всего увеличить начальную скорость. и для этого Rheinmetall создает вариант Flak 41 8,8 см, длина ствола которого составляет 71 калибр, а потолок достигает более 11 км. Более сложный и дорогой, он, тем не менее, стреляет с большей скоростью, от 20 до 25 ударов в минуту, по сравнению с 15-20 ранее, и имеет более сдержанный силуэт. Крупп пытается продолжить проект, и, если его предложение будет отклонено, оно, тем не менее, попадет на Pak43 .

  • 88 мм FlaK 18, 36, 37 и KwK 36 L / 56 (88x571R)
    • Дальность: 15 км при напряженном огне, 8-9 км по высоте.
    • Масса: 7,2 т с поездом, 5 т в статическом положении
    • Масса снаряда  : 9,4 кг
    • Начальная скорость: 820  м / с
    • Скорострельность: от 15 до 20 выстрелов в минуту.
    • Слуги / Мужчины: 11

Pak43 8,8 см

  • 88 мм PaK 43 и KwK 43 (88x822R)
    • Масса снаряда  : 10,4 кг
    • Начальная скорость: 1100  м / с
  • 88мм Flak 41 (88x855R)
    • Масса снаряда  : 9,4 кг
    • Начальная скорость: 1000  м / с

Начало карьеры

Кинг родился в 1929 году в семье, которая по американским меркам того времени достигла почти максимально возможного для чернокожих успеха в обществе. Его отец служил пастором баптистской церкви, прихожанами которой были наиболее обеспеченные чернокожие жители Атланты.

Мартин Лютер Кинг получил хорошее образование, окончив колледж в 1948 году. Ещё во время студенчества он получил рукоположение в священный сан, хотя до этого не раз отрицал церковные догматы и считал себя религиозным скептиком.

Однако церковная карьера была наиболее подходящей для сына священника, поэтому Кинг продолжил образование в духовной семинарии, по окончании которой стал бакалавром теологии. Позднее ему была присуждена докторская степень.

В 1954 году Кинг переехал на юг — в город Монтгомери. Именно здесь зародилось Движение за гражданские права, а Кинг стал его идейным вдохновителем.

Боеприпасы

Бронебойный снаряд Тип 91. В период перед Второй мировой войной специалисты японского флота упорно искали новые, часто необычные способы добиться качественного преимущества своих вооружений перед лицом численного превосходства потенциальных противников. К подобным мерах относились и боеприпасы орудия Тип 94. В особенности это относилось к бронебойному снаряду Тип 91. Именно на него японские моряки возлагали большие надежды в предполагаемом генеральном сражении с линейными силами американского флота.

Бронебойный снаряд Тип 91

Идея разработки бронебойного снаряда принципиально новой конструкции появилась у японских специалистов после проведённых в 1923 году опытов по обстрелу недостроенного линкора «Тоса». В ходе стрельб новейшими 410-мм снарядами один из них упал в воду примерно в двадцати метрах от борта «Тоса» и пройдя под водой попал в незащищённый борт на 3,5 метра ниже ватерлинии, пробил его и взорвался в снарядном погребе. Поскольку погреб был пуст, линкор не погиб, но набрал около 3000 тонн воды. Однако в боевых условиях подобное попадание стало бы гибельным для корабля. Считая такие попадания достаточно вероятными, японские артиллеристы приступили к разработке специальных снарядов, способных поражать корабли противника при недолётах. Одним из таких образцов стал Тип 91 .

Конструктивная схема бронебойного снаряда Тип 91.

Масса снаряда Тип 91 составляла 1460 кг и он оказался самым тяжёлым снарядом, реально применённым в морских боях Второй мировой войны. Содержание взрывчатого вещества — тринитроанизола составляло 1,5 % от веса снаряда — около 22 кг . Следует заметить, что это был далеко не предел возможной массы для боеприпаса калибра 460 мм. Американские специалисты отмечали, что будь этот снаряд спроектирован по принятому у них образцу, его вес составил бы около 1780 кг . Можно заметить также, что 457-мм снаряд для проектировавшихся после Второй мировой войны в СССР линкоров, должен был весить 1720 кг. Но основной особенностью Типа 91 был не его вес.

Снаряд Тип 91 мод 3.

Снаряд был специально спроектирован как ныряющий и должен был сохранять траекторию движения под водой. Для этой цели он получил особую конструкцию. Бронебойный наконечник снаряда состоял из двух частей. Внешняя была обычной для бронебойных снарядов формы и скреплялась с внутренней тонкими стержнями, которые ломались при попадании в воду, после чего внешний наконечник отваливался, открывая внутренний. Последний был особой плоской формы, что позволяло снаряду пройти под водой до 50 метров, прежде чем он начинал тонуть. Вся эта двойная конструкция закрывалась сверху тонким баллистическим колпачком.

Ещё одной важной особенностью снаряда было очень значительное замедление взрывателя — 0,4 секунды. Предполагалось, что это позволит снаряду успешно пробить борт и взорваться даже после 50-метрового пути в воде

Однако при попадании не в воду, а сразу в корабль, снаряд взрывался лишь после того, как успевал пролететь 120—150 метров, уже пробив слабозащищённую цель насквозь и удалившись на безопасное расстояние от неё. В целом, снаряд Тип 91 был бы очень хорош для стрельбы на недолётах, хорошо пробивал толстую броню за счёт огромной массы и хороших баллистических характеристик, но был весьма неэффективен против слабобронированных и небронированных частей корабля.

Осколочно-зажигательный снаряд Тип 91 мод. 3

Действие осколочно-зажигательного снаряда Тип 91 мод. 3. Весьма необычной конструкцией отличался и другой 460-мм снаряд, известный как «обыкновенный» (англ. common) тип 91 мод. 3. Фактически он представлял собой зенитный шрапнельный снаряд массой 1360 кг. Он представлял собой полый тонкостенный цилиндр, заполненный восемью слоями цилиндрических поражающих элементов. Осколочные элементы представляли собой стальные стержни, зажигательные — полые трубки с зажигательной смесью. Всего в снаряде содержалось 900 зажигательных и 600 осколочных элементов. Головной дистанционный взрыватель имел время установки от 0 до 55 секунд. При срабатывании взрывателя активировался заряд, находившийся в концевой части снаряда, взрыв которого разбрасывал поражающие элементы на значительное расстояние. Зажигательные элементы загорались примерно через 0,5 секунды и давали язык пламени до 5 метров, с температурой около 3000°. Разрыв снаряда тип 91 мод. 3 производил большое зрительное впечатление, но реальное поражающее действие было скромным. Японский флот имел целый ряд снарядов такого типа различных калибров, но американские пилоты, против которых эти снаряды применялись, характеризовали их как «эффектные, но неэффективные».

Смерть проповедника

К 1968 году Мартин Лютер Кинг был одним из самых влиятельных политиков США. Он стал безусловным харизматичным лидером для многочисленного чернокожего населения Соединённых Штатов. К этому времени влияние консерваторов на Юге уже свелось к нулю, а либеральная администрация президента Джонсона полным ходом демонтировала систему сегрегации.

Несмотря на то что у Кинга было множество врагов, положение его было таково, что наладить с ним дружеские отношения стремились самые влиятельные люди США. Отчасти поэтому убийство Кинга стало одним из самых резонансных в американской истории.

4 апреля 1968 года Кинг находился в Мемфисе, где поддерживал забастовку чернокожих рабочих. Он остановился в недорогом мотеле «Лорейн», который принадлежал его другу, также темнокожему. Выйдя вечером на балкон своего номера, Кинг был убит одним выстрелом из винтовки.

Спустя три месяца после покушения лондонская полиция задержала американца Джеймса Эрла Рея с фальшивыми документами. После ареста он сознался в преступлении и был выслан в США. Экспертиза отпечатков пальцев показала, что убийцей Кинга был именно Рей.

«Кинг своей жизнью заплатил за убеждения, которые исповедовал. Его трагическая гибель превратила политика в настоящего героя современной Америки», — считает Батюк.

Проектирование[ | ]

Первый наработки появились ещё в 1930-е годы, когда были предложены несколько вариантов линкора с 406-мм и 457-мм артиллерией главного калибра, самым большим из которых стал вариант с четырьмя счетверенными 457-мм установками (также годом позднее были проекты линкоров и с орудиями ещё большего калибра — 500 и 530 мм). Но только в 1940-е годы, когда началось проектирование линейных кораблей Проекта 24, орудие было детально проработано в проекте.

В проекте вес снаряда мог составлять от 1580 до 1720 кг, вес заряда составлял 620 кг, начальная скорость снаряда варьировалась от 820 до 850 м/с, дальнобойность — от 49 до 52 км.

Сравнительная таблица 457-мм орудий разных стран:

Страна СССР США США Япония Великобритания Франция
Год создания проекта 1940-е 1920 1920 1939 1920 1930-е
Марка орудия Mk.I Mk.A Тип 94 Mk.II* Нет данных
Длина ствола, клб 55 48 47 45 45 Нет данных
Вес снаряда, кг 1580-1720 1315 1746,3 1460 1506 1400
Вес заряда, кг 620 403,7 403,7 360 367 Нет данных
Начальная скорость снаряда, м/с 820-850 823 732 780 762 875
Дальнобойность, км 49-52 Около 39 около 39 45 38 Нет данных, не менее 40
Скорострельность, в/м 2 1,5-1,75 1,5-1,75 1,5-2 1,5-2 Нет данных, не менее 1,5

Различные источники дают различные анные по этому орудию, в связи с большим разнообразием снарядов для этого орудия в разные годы — 1920, 1921 и 1922.

Как видно из таблицы, советское орудие было наиболее поздним из 18-дюймовых орудий, но и наиболее мощным. Другие орудия либо имеют либо тяжелый снаряд, но низкую начальную скорость, либо имеют легкий снаряд, но высокую начальную скорость.

Description


Two, twin-gun turrets on IJN Hyuga

The 36 cm/45 Type 41 is a Japanese 356 mm naval cannon. It is a very capable naval weapon in War Thunder, often able to take down enemy destroyers or light cruisers with a single salvo (even if only by flooding). Even the default SAP shells will penetrate everything but the heaviest armour on battleships and battlecruisers.

Like all high-calibre guns, the Type 41 is best used against large, predictable targets, as the base 39-second reload time (decreased down to 30 seconds with and qualifications) makes it tricky to correct for maneuvering targets, such as destroyers or coastal vessels. These are better left for the secondary, or even anti-air guns.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: