Российские надводные корабли и суда

Погибаю, но не сдаюсь

С этим позорным решением многие были не согласны. В их числе оказался и командир легкого крейсера «Изумруд», барон В.Н.Ферзен. Приказав дать полный ход, он прорвался между сходящимися вражескими колоннами и ушел от погони, пользуясь тем, что в японском флоте не было крейсера, способного угнаться за «Изумрудом».

Другие наши корабли, поодиночке двигавшиеся к Владивостоку, такого преимущества над врагом не имели. Но и их команды предпочли сдаче в плен смертельную схватку с противником без шансов на успех.

Наши матросы и офицеры, выжившие в смертельном бою, пользовались уважением японцев, взявших их в плен из воды. К «небогатовцам» отношение было демонстративно-презрительным.

И в первый день сражения было совершено множество подвигов. Командир броненосца «Ослябя» В.И.Бэр до последней секунды жизни руководил спасением команды с тонущего корабля, сам предпочтя погибнуть вместе с броненосцем. Даже А.С.Новиков-Прибой, с его пролетарской ненавистью к офицерству, отметил, что перед лицом смерти командир «Осляби» был великолепен.

wikimedia.org
Японские броненосцы ведут стрельбу по нашей эскадре.

Геройски вели за собой эскадру и погибли вместе с командами командиры броненосцев «Александр III» и «Бородино» Н.М.Бухвостов (потомок первого солдата Преображенского полка) и П.И.Серебренников.

Команда тонущего броненосца «Князь Суворов» до последнего вела огонь по миноносцам врага из единственной оставшейся целой малокалиберной пушки и даже из винтовок!

На этом фоне заслуживает глубокого презрения Н.В.Баранов, командир миноносца «Бедовый», до войны бывший в любимчиках у Николая II за свое умение подойти красивым строевым шагом и бодро отдать рапорт. Он без боя сдал корабль всего лишь одному японскому миноносцу. На «Бедовом» находился тяжелораненый З.П.Рожественский, и Баранов оправдывал свое решение тем, что боевой корабль фактически был «госпитальным судном», а он посчитал, что жизнь адмирала дороже любого корабля.

wikimedia.org
Общая схема дневной фазы Цусимского сражения.

Автор трилогии о Цусиме «Расплата» В.И.Семёнов, не имея возможности ходить из-за тяжелых ранений в ноги, выполз на палубу на руках и пытался воспрепятствовать сдаче, но ничего не смог поделать. Так Баранов, наряду с Небогатовым, опозорил Андреевский флаг.

Но все же тех, кто храбро сражался с врагом и до последней возможности оставался верен воинскому долгу, было несравнимо больше. В память о погибших при Цусиме на народные пожертвования была построена в Петербурге церковь Спаса-на-Водах. В 1932 году ее взорвали, несмотря на тысячи собранных в защиту храма подписей.

Но память о Цусиме невозможно вытравить. Мы всегда должны помнить о людях, отдавших жизнь за Отечество! Независимо от того, добились они победы или потерпели горькое поражение. «Мертвые срама не имут»! А еще мы должны делать из поражений выводы и не допускать повторения приведших к ним ошибок! Никогда больше Цусима не должна повториться!

Силы противников к моменту столкновения

Русской эскадрой в Цусимском сражении руководил Зиновий Рожественский. С японской стороны командующим флота выступил Того Хэйхатиро.

Что касается соотношения сил обеих сторон, оно оказалось далеко не равным. К маю 1905 года в эскадре России состояло:

  • 3 старых броненосца и 5 новых;
  • 3 броненосца, отвечающих за береговую охрану;
  • 8 крейсеров;
  • 1 броненосный крейсер;
  • 9 эсминцев;
  • 5 крейсеров вспомогательного назначения.

Центральную силу составляли 12 броненосцев, которые руководство разделило на 3 отряда — в каждом из них значилось по 4 корабля. Также 2 отряда сформировали из крейсеров: один стал разведывательным, второй — крейсерским. Рожественский находился на броненосце «Суворов».

Во флоте Японии состав кораблей выглядел следующим образом:

  • 6 броненосцев, отвечающих за береговую охрану;
  • 4 броненосца;
  • 63 эскадренных миноносца;
  • 8 броненосных крейсеров;
  • 16 крейсеров;
  • 24 крейсера вспомогательного назначения.

Корабли разделили на 8 подразделений — первым из пары основных руководил Того, второй возглавлял адмирал Камимура Хиконодзё.

Из приведенной статистики видно, что по числу броненосцев расхождение оказалось минимальным. Но при этом русский флот заметно уступал врагу в плане качества. У Японии вдобавок было больше средне- и крупнокалиберных орудий. Неприятельская артиллерия была более скорострельной, а снаряды на японском вооружении взрывчатой начинки содержали в 5 раз больше, чем в фугасах у русских.

По тактическим и техническим параметрам броненосцы японцев превосходили соответствующие корабли России. У врага значилось заметно больше крейсеров, а также миноносцев. Наконец, неприятель обладал более богатым боевым опытом по сравнению с российской эскадрой, которой к тому же пришлось сразу вступать в бой после долгого морского перехода.

Цена беспечности

Россия не смогла в той войне наказать японцев за их коварное нападение. Нашему народу еще только предстояло пережить героическую оборону и позорную сдачу Порт-Артура, нелепое поражение при Мукдене и страшную катастрофу в Цусимском проливе, первую русскую революцию и поистине роковой для дальнейшей судьбы Российской империи Портсмутский мир.

Почему же, имея намного более сильную армию и в совокупности более многочисленный флот, наша страна проиграла ту войну? Разве русские солдаты и матросы воевали хуже, чем обычно? Разве не совершали они подвигов?

И воевали не хуже, да и подвигов было больше, чем достаточно! Только вот не готовилась по-настоящему страна к войне! И эта вопиющая беспечность обошлась России очень и очень дорого!

Фото из архива
Генерал-адмирал великий князь А.А.Романов.

Ярким примером равнодушия к судьбе страны, уклонения от исполнения служебных обязанностей, преступной халатности и казнокрадства служит дядя императора Николая Второго, великий князь Алексей Александрович Романов. Он занимал пост главного начальника русского военно-морского флота, будучи его генерал-адмиралом. Но флот мало интересовал Алексея Александровича. Гораздо больше его занимали хорошенькие женщины и Париж, без недельных поездок в который он не представлял себе жизни.

Кроме преступной коррупции и казнокрадства, были еще некомпетентность, расхлябанность, волокита в делопроизводстве, бюрократия, косность, надуманные предлоги и неуместное теоретизирование в условиях неизбежно надвигающейся войны и явная недооценка противника.

Все это, а также приоритет личной наживы у власть предержащих перед государственными интересами, наносящий стране ущерб, бессовестная торговля кровью будущих жертв, стали важнейшими составляющими позорного поражения!

И главное — в столь сложный период во главе России стоял человек, не вполне способный к той роли, которую должен был играть волею судьбы по праву рождения!

…Давно отгрохотали залпы русско-японской войны. Мы добились потом реванша в 1939-м на Халхин-Голе, и еще более убедительного — в 1945-м. Никогда, однако, нельзя забывать о поражениях! Анализ их причин позволяет не допускать подобных ошибок в будущем.

Великий русский историк Василий Осипович Ключевский писал на этот счет: «история не учительница, она ничему не учит. Она надзирательница и наказывает за плохо выученные уроки!».

Отплытие русских кораблей

27 января 1904 года японские миноносцы атаковали и заблокировали путь Первой Тихоокеанской эскадры, находившейся в Порт-Артуре. Так начиналась русско-японская война. Так как русским на Дальнем Востоке нужна была помощь, из Кронштадта в качестве подкрепления в конце августа того же года отплыла Вторая Тихоокеанская эскадра во главе с вице-адмиралом Зиновием Рожественским.

Мощь эскадры составляли два броненосных отряда. Броненосцы «Князь Суворов» (флагман), «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл» вошли в состав первой. Во втором же отряде числились корабли «Ослябя» (флагман), «Сисой Великий», «Наварин», крейсер «Адмирал Нахимов». Также силы эскадры составляли крейсера, имевшие не менее гордые и патриотические названия. Во время плавания по Балтике эскадре помогал пробираться по замёрзшим водам ледокол «Ермак».

Примерно месяц Вторая Тихоокеанская эскадра стояла в Ревеле, затем ради получения запасов угля перешла в Либаву, покинутую 2 октября. Через несколько дней русские корабли уже были у мыса Скаген, где произошла погрузка угля. При переходе через Северное море эскадра была разделена на шесть отрядов, чтобы создать расстояние, позволяющее не попасть в какие-либо ловушки всей команде сразу. К сожалению, это привело к тому, что спустя пару дней из-за не самого лучшего освещения броненосцы открыли огонь по судам британских рыбаков, принятых русскими моряками за вражеские корабли. Погибли мирные люди. Также выстрелы чуть не подбили отечественные крейсеры «Аврора» и «Дмитрий Донской». Эти события вошли в историю как Гулльский инцидент. Следствием этого события стала недельная задержка первого броненосного отряда в порту Виго. Там русские моряки ждали разрешения инцидента. Другие же части эскадры поплыли по указанному маршруту самостоятельно.


Поход русской эскадры: синий цвет — путь отряда Рожественского, жёлтый — отряда Добротворского, красный — отряда Небогатова. (wikipedia.org)

21 октября первый отряд был уже в Танжере. Там его ожидали другие суда, входившие в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Контр-адмирал Дмитрий Фёлькерзам, возглавлявший несколько броненосцев, приказал отплыть через Средиземное море и Суэцкий канал в сторону Мадагаскара. Ранее по этому же маршруту уплыли миноносцы. Оставшаяся часть эскадры, возглавляемая Рожественским, отправилась к Мадагаскару вокруг африканского континента. За время пути эскадра посетила Дакар, бухты Африки и пережила в начале декабря шторм, продолжавшийся несколько дней.

К середине декабря корабли Фёлькерзама были на Мадагаскаре. Спустя сутки, 16 декабря, Рожественский тоже прибыл к острову, однако объединение кораблей и восстановление эскадры в первичном её составе состоялось лишь спустя 11 дней. На Мадагаскаре моряки благодаря почтовым сообщениям узнали о разгроме Первой Тихоокеанской эскадры, формировании Третьей Тихоокеанской. В конце декабря Рожественский получил телеграмму, содержащую приказ ждать «догоняющий отряд». Он дошёл до Второй Тихоокеанской эскадры в начале февраля 1905 года. Также к эскадре Рожественского присоединились крейсеры «Урал», «Кубань» и «Терек». Во время пребывания на Мадагаскаре пять раз проводились тренировочные стрельбы, показавшие плохие результаты.

К маю эскадра пересекла воды Индокитая. По пути к театру военных действий к кораблям, подчинявшимся Рожественскому, присоединился отряд вице-адмирала Николая Небогатова.

Российские линейные корабли – от русско-японской до Первой мировой

Гибель Второй Тихоокеанской эскадры в Цусимском сражении и поражение России в русско-японской войне пагубно сказалось на положении Российского императорского флота, лишившегося своих лучших кораблей.

При восстановлении Балтийского флота приоритетом пользовались миноносцы – из-за их относительной дешевизны и возможности быстрой постройки. Строительство современных линейных кораблей было отложено «до лучших времен». В итоге Россия опоздала к началу «дредноутной гонки» – первые российские дредноуты вошли встрой уже после начала мировой войны.

УСТАРЕВШИЕ КОРАБЛИ

К моменту начала Первой мировой войны самыми мощными кораблями Российского императорского флота были полудредноуты «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». Их постройка началась в 1904-1905 годах как шестого и седьмого кораблей типа «Бородино». По опыту русско-японской войны в конструкцию внесли существенные изменения, увеличив калибр средней артиллерии со 152 до 203 мм, а противоминной – с 75 до 120 мм. Доработки задержали ввод кораблей в строй до 1912 года, когда они уже морально устарели. В состав Балтийского флота входили два еще более старых линкора. Один из них – «Слава» – был пятым кораблем типа «Бородино». Он был введен в строй в октябре 1905 года, не успев к Цусиме и, благодаря этому, уцелел (в отличие от своих четырех «собратьев»). Второй корабль – «Цесаревич» – был построен во Франции в 1903 году, став прототипом линкоров «Бородино».

Читать: Советский малый танк Т-34

На Черном море два «антикварных» броненосца «Синоп» (1889 год) и «Георгий Победоносец» (1893 год), формально числясь линкорами, на деле использовались только как штабные корабли, стоявшие на мертвых якорях. В строю находились линкоры «Три святителя» (1895) и «Пантелеймон» (1905; бывший «Князь Потемкин Таврический»), а также относительно новые корабли «Евстафий» и «Иоанн Златоуст». Последние были заложены в 1904 году по улучшенному проекту «Потемкина», но внесение изменений, учитывавших опыт русско-японской войны, задержало их вступление в строй до 1911 года. Кроме того, в строю находился линкор «Ростислав» – корабль, специально предназначенный для действий в мелководных районах. В отличие от других линкоров, он нес не 305-мм, а 254-мм орудия главного калибра. В марте 1916 года российское правительство выкупило у Японии ряд бывших русских кораблей, захваченных во время русско-японской войны. В их числе был и линкор «Полтава» (типа «Бородино»). Корабль вернули в состав Российского императорского флота, присвоив название «Чесма» и введя в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

Читать: Крылатая ракета Х-55 — симметричный ответ

ДРЕДНОУТЫ

В один день, 3 июня 1909 года, для Балтийского флота было заложено сразу четыре линкора – «Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава».

Корабли, ставшие первыми русскими дредноутами, вошли в строй в течение октября – декабря 1914 года. Корабли, проект которых разработали на Балтийском заводе под руководством академика А. Н. Крылова, отличались мощным артиллерийским вооружением (12 х 305-мм длинноствольных орудий в четырех трехорудийных башнях) и высокой скоростью хода. Однако мореходность их была невысокой, а броневая защита – недостаточной. Эти недостатки попытались исправить в проекте дредноута для Черноморского флота, получившего усиленное бронирование, противоминную артиллерию увеличенного калибра (130 вместо 120 мм) и другие изменения. Три корабля этого типа – «Императрица Мария», «Императрица Екатерина Великая» и «Император Александр III» – были заложены в Николаеве 17 октября 1911 года.

Первые два вошли в строй в 1915 году (соответственно, в мае и октябре), третий же – только в июне 1917 года, уже под новым названием «Воля». В июне 1914 года был заложен четвертый дредноут для Черноморского флота – «Император Николай I», с еще более усиленным бронированием и другими усовершенствованиями. Его спустили на воду 5 октября 1916 года, но так и не достроили.

Читать: 57-мм береговая пушка Норденфельда

Наиболее мощными кораблями Российского императорского флота должны были стать линейные крейсера типа «Измаил». При полном водоизмещении около 37 тыс. т они должны были нести 12 356-мм и 24 130-мм орудий и развивать скорость не менее 26,5 узлов. «Измаил», «Кинбурн», «Бородино» и «Наварин» были заложены в Петрограде 19 декабря 1913 года. В 1915-1916 годах их корпуса спустили на воду, но так и не достроили. После революции их продали на металл.

Раскрыты причины поражения в Цусимском сражении

27.05.2020

472

Фото: polzam.ru

Поражение в Цусимском сражении произошло из-за непрофессионализма командующего Второй тихоокеанской эскадры, неудачного стечения обстоятельств и злого рока. Об этом заявил эксперт Российского военно-исторического общества Никита Буранов

«Бой русских кораблей с японским флотом, разыгравшийся 115 лет назад у острова Цусима, стал последним этапом русско-японской войны 1904-1905 годов. В Советское время разгром русской эскадры в этой битве ассоциировали с началом краха царского режима в России», — рассказал Никита Буранов.

«В действительности одной из главных причин самого провального морского сражения в истории России стали ошибочные действия командующего Второй тихоокеанской эскадры адмирала Зиновия Рождественского. Он не предвидел развитие событий и не подготовил флот к сражению должным образом», — подчеркнул учёный.

Историк отметил, что фактически командующий эскадры действовал вопреки директиве императора Николая II, в которой указывалось, что задача Второй эскадры состоит не в том, чтобы прорваться во Владивосток, а в том, чтобы завладеть Японским морем. Русские корабли перед боем построились в одну кильватерную колонну — они шли один за другим, что сужало сектор обстрела.

«В отличие от Рождественского командующий объединённым флотом Японии адмирал Того Хэйхатиро, хорошо знавший тактику русского флота, продумал план своих действий до мелочей. Он разбил свои корабли на группы, которым заранее были определены секторы обстрела. Огонь орудий перемещался с ходом кораблей», — заявил Буранов агентству «РИА Новости».

Второй причиной поражения русской эскадры стала слишком малая средняя скорость кораблей. Она не могла быть больше из-за неоднородного состава флота, куда входили старые суда, техническое состояние которых после дальних походов оставляло желать лучшего. Средняя скорость русской эскадры составляла всего 9 узлов, тогда как у японцев — 15.

«Русско-японская война стала чередой случайностей, которые как злой рок были направлены против нашего флота. В тоже время, русские моряки демонстрировали феноменальную храбрость и стойкость в борьбе с превосходящими силами противника», — подчеркнул историк.

Цусимское сражение произошло 27 мая 1905 года в районе острова Цусима.

В ходе  сражения противник потопил шесть русских эскадренных броненосцев, броненосец береговой обороны, три крейсера, вспомогательный крейсер и три эскадренных миноносца. Получили тяжелые повреждения и были затоплены своими экипажами броненосный крейсер, крейсер и два эскадренных миноносца. Сдались в плен два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и эскадренный миноносец.

Всего в Цусимском сражении погибли 5045 русских моряков и более 800 были ранены.

В России 27 мая является Днём памяти российских моряков, погибших в Цусимском сражении.

#пс_дс

Причины поражения в Цусимском сражении

Карта Цусимского сражения. 14–15.05.1905

В ночь на 14 мая, на 224-й день похода, 2-я эскадра Тихого океана вошла в Корейский пролив. И уже к утру завязалось сражение, длившееся почти сутки и получившее название Цусимского.

Мощнейшее соединение превосходного Балтийского флота после длительного океанского перехода в 14 000 миль, вступив в бой с примерно равными по числу силами японского флота, начисто битву проиграло. Почему? Об этом исследователи спорят до сих пор.

Не вдаваясь в подробности боя, хорошо известного по научной и художественной литературе, остановимся на причинах, по которым русский флот понес самое сокрушительное за свою историю поражение.

Боевым кораблям 2-й эскадры Тихого океана предстояло сражение с японским Соединенным флотом, в состав которого входило 4 броненосца, 8 броненосных крейсеров, 12 крейсеров, 13 вспомогательных крейсеров, 21 эсминец, 43 миноносца. В принципе, силы были примерно равными, даже с некоторым перевесом у русской стороны по причине лучшего бронирования новейших броненосцев и эффективности их бронебойных снарядов.

Японский броненосный крейсер «Ниссин» на якоре. 1905. Этот наиболее совершенный корабль периода Русско-японской войны в Цусимском сражении получил самые серьезные повреждения среди всех японских кораблей

Свои плюсы были и у японцев

Их базы располагались рядом с районом сражения, и, самое важное, русскую эскадру ждал Соединенный флот — 3 эскадры из 6 боевых отрядов, 5 отрядов эсминцев и 8 отрядов миноносцев. Пока русские совершали свой тяжелейший переход, японцы полностью отремонтировали свои корабли, усилили их вооружение, боезапас и защиту с учетом опыта недавних боев, а моряки усиленно занимались боевой подготовкой

Необходимо отметить, что российской эскадре противостоял флот, имевший богатый боевой опыт тяжелого противостояния с 1-й эскадрой Тихого океана.

Однако не это было главное. Талантливый японский адмирал Того Хэйхатиро верно разглядел слабые стороны русской эскадры и обратил мощь своего флота против них. Их было предостаточно. Во-первых, русские моряки устали от тяжелейшего 7-месячного перехода и хотели как можно скорее прийти во Владивосток. Значит, первую фазу боя следует организовать в ночи или ближе к рассвету. Во-вторых, флагманы на российских кораблях находились во главе своих отрядов. Следовательно, при повороте на 180° управление флотом собьется, ибо на концевом корабле, который станет начальным, адмирала не будет. Для того чтобы флагман вновь оказался впереди, русской эскадре придется описать большую циркуляцию.

Того Хэйхатиро все это учел и посадил младшего флагмана на концевой корабль своих отрядов. В итоге при любом повороте во главе японской корабельной колонны стоял адмирал. Стратегический же замысел японского командующего сводился не к уничтожению всего российского флота в линейном и бесперспективном для японцев бою, а к охвату головы противника. Именно это и было, к неожиданности русских адмиралов, совершено у Цусимы.

Наконец, все русские корабли были перегружены больше положенного. Того Хэйхатиро понимал, что худшие по качеству японские бронебойные снаряды будут смертоносными лишь в случае попадания ниже ватерлинии. Шансов на это было крайне мало. Тогда вопреки существующим правилам японцы запланировали стрелять по русским кораблям фугасными снарядами, которые были начинены сверхмощным взрывчатым веществом менилитом, или, как называли его в Японии, шимозой.

Броню такие снаряды не пробивали, но разрушали разнообразные надстройки и заливали вражеские корабли тоннами воды, одновременно осыпая их килограммами осколков. В результате перегрузка усиливалась, и корабли 2-й эскадры Тихого океана уходили на дно или бронированный корабль превращался в небоеспособную бронированную коробку, ибо стрелять прицельно он уже не мог: все наблюдательные, командные и корректировочные посты русских кораблей с их дальномерами были разбиты.

Одним словом, японцы переиграли русских моряков и тактически, и технически, что предопределило их победу. Само Цусимское сражение привело к окончательному проигрышу России в войне с Японией и вызвало в стране первую революцию 1905-1907 гг., в которой флот принял довольно своеобразное участие. Корабли не воевавшего с Японией Черноморского флота — эскадренный броненосец «Князь Потёмкин Таврический» и бронепалубный крейсер «Очаков», на которых вспыхнули восстания моряков, — навсегда вошли в историю.

Поделиться ссылкой

Итоги Цусимского сражения

Цусимское сражение

15 мая в бою с японскими кораблями погибли 1 броненосец, 1 броненосец береговой обороны, 3 крейсера и 1 миноносец. 3 миноносца были потоплены своими командами, а 1 миноносец интернирован в Шанхае.

В том же 1905 г. все сдавшиеся корабли вошли в состав японского флота под названиями «Ивами», «Ики», «Мисима», «Окиносима» и «Сацюки». Крейсеры «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» были интернированы в Маниле, миноносец «Бодрый» — в Шанхае. Во Владивосток прибыли только крейсер 2 ранга «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный».

Личный состав 2-ой Тихоокеанской эскадры перед Цусимским сражением составлял 16 170 чел. Из них были убиты, либо утонули 5 044 чел.: офицеров — 208, кондукторов — 75, нижних чинов — 4 761. Более 800 чел. были ранены и контужены. Часть из них умерли в японском плену. На интернированных кораблях остались 2 110 чел. Прорвались во Владивосток 870 чел. Были отпущены в Россию японцами 540 человек.

Финансовые убытки России, понесенные в Цусимском сражении, составили 185 миллионов рублей, из них 135 миллионов — это стоимость утраченных и взятых в плен боевых кораблей.

Потери Японии составили 88 человек убитыми, 22 раненых умерли на кораблях, 7 умерли в госпиталях, 50 раненых после выздоровления были признаны негодными к военной службе и уволены с флота. 396 раненых выздоровели на своих кораблях. 136 человек, получивших тяжелые ранения, вылечились в госпиталях и вернулись на флот.

4 японских броненосных корабля, 8 броненосных крейсеров получили повреждения в сражении.

Когда мир облетела весть о разгроме 2-ой Тихоокеанской эскадры у островов Цусима, реакцию всех сведущих в военно»морском деле можно было определить однозначно — изумление

Действительно, в течение года войны Россия действовала крайне нерешительно, но и Япония — чрезмерно осторожно. Самым эффективным оружием были якорные мины и крупнокалиберные сухопутные орудия, а корабельная артиллерия Японии не потопила ни одного русского крейсера или броненосца

И вдруг — полный разгром, гибель более 5 тыс. русских моряков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: