Как появились и как выглядели первые подводные лодки

Форсированные пушки

Гораздо интересней был другой путь решения задачи — при сохранении калибра и массы снаряда разогнать его побыстрее. Было придумано много разнообразных вариантов, но настоящим шедевром инженерной мысли оказались противотанковые пушки с коническим каналом ствола. Их стволы состояли из нескольких чередующихся конических и цилиндрических участков, а снаряды имели специальную конструкцию ведущей части, допускающую уменьшение ее диаметра по мере продвижения снаряда по каналу. Таким образом обеспечивалось наиболее полное использование давления пороховых газов на дно снаряда за счет уменьшения площади его поперечного сечения.


2,8/2-см осколочная граната обр. 41

Это остроумное решение было придумано еще до Первой мировой войны — первым патент на ружье с коническим каналом ствола получил немец Карл Руфф в 1903 году. Проводились опыты с коническим каналом ствола и в России. В 1905 году инженер М. Друганов и генерал Н. Роговцев предложили патент на ружье с коническим каналом ствола. А в 1940 году в конструкторском бюро артиллерийского завода № 92 в Горьком были испытаны опытные образцы стволов с коническим каналом. В ходе экспериментов удалось получить начальную скорость 965 м/с. Однако В.Г. Грабину не удалось справиться с рядом технологических трудностей, связанных с деформацией снаряда во время прохождения канала ствол, и добиться нужного качества обработки канала. Поэтому еще до начала Великой Отечественной войны Главное артиллерийское управление приказало прекратить опыты со стволами с коническим каналом.

Сумрачный гений

Немцы же продолжали свои опыты, и уже в первой половине 1940 года было принято на вооружение тяжелое противотанковое ружье s.Pz.B.41, ствол которого имел в начале канала калибр 28 мм, а у дула — 20 мм. Ружьем система называлась по бюрократическим соображениям, но на самом деле это была классическая противотанковая пушка с противооткатными устройствами и с колесным ходом, и мы будем называть ее пушкой. С противотанковым ружьем ее сближало лишь отсутствие механизмов наведения. Ствол вручную наводил наводчик. Орудие могло разбираться на части. Огонь можно было вести с колес и с сошек. Для воздушно-десантных войск изготовили облегченный до 118 кг вариант пушки. У этой пушки отсутствовал щит, а в конструкции лафета применили легкие сплавы. Штатные колеса заменили на маленькие катки без всякого подрессоривания. Вес пушки в боевом положении составлял всего 229 кг, а скорострельность — до 30 выстрелов в минуту.

В боекомплект входили подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником и осколочный. Вместо медных поясков, применяемых в классических снарядах, оба снаряда имели по два центрирующих кольцевых выступа из мягкого железа, которые при выстреле сминались и врезались в нарезы канала ствола. За время прохождения всего пути снаряда по каналу диаметр кольцевых выступов уменьшался от 28 до 20 мм.

Появление подлодок в России

На самом деле проект подобного судна появился ещё в XVIII веке. Крестьянин Ефим Никонов подал Петру I челобитную, в которой высказал идеи о «потаённом судне», двигающемся на глубине. И Пётр I в 1718 году одобрил проект. Лодка разрабатывалась Никоновым около трёх лет. В 1721 году она впервые была спущена на воду.

Реконструкция лодки крестьянина-самоучки Ефима Никонова: она похожа на бочку

В 1724 году появилась вторая модель подлодки Никонова. Но с этой субмариной произошёл несчастный случай — она ударилась о дно, в результате чего возникла течь. Лишь ценой огромных усилий подлодку вместе с её создателем удалось спасти. Потом Пётр I умер, а конструктора Никонова разжаловали и отправили в адмиралтейство Архангельска.

Снова вернулись к этой теме в России лишь в XIX веке, когда на престол взошёл Николай I. Он поддержал идею о создании в нашей стране судна, которое свободно бы плавало под водой. И на просторах империи нашёлся специалист, который мог бы воплотить это в реальность, — талантливый изобретатель Карл Шильдер.

Шильдер внимательно отнёсся к уже имеющемуся заграничному опыту и на его основе создал свою уникальную подводную лодку. Данная субмарина обладала скромными габаритами, не могла опускаться слишком уж глубоко, но зато имела отличное вооружение. На ней располагались не только мины, но и ракеты.

Схема проекта Карла Шильдера

И в 1834 году с подлодки Шильдера был осуществлён запуск ракет прямо из-под воды (впервые в истории). Несмотря на существенные затраты, проект было решено продолжать. Впрочем, у Шильдера в скором времени появился серьёзный недоброжелатель — министр Чернышёв. Через какое-то время этот высокопоставленный чиновник добился того, чтобы проект Шильдера закрыли — довести его до логического завершения не получилось.

В 1866 году появилась ещё одна российская подлодка. Её построили на Балтийском заводе в Кронштадте по проекту инженера Ивана Александровского. Данная субмарина имела экспериментальный характер — у неё был пневматический двигатель и она носила невиданный ранее вид оружия — торпеду (её тоже изобрёл Александровский). Однако в ходе испытаний, проведённых летом того же 1866 года, были выявлены некоторые недостатки конструкции, и работа над подлодкой затянулось ещё 6 лет.

Иван Александровский и одно из его творений

В результате многие характеристики подлодки были значительно улучшены. Вот только её скорость по-прежнему оставляла желать лучшего. Под водой она не превышала 1,5 узла, а максимальная дальность плавания равнялась всего 3 милям. Но как бы там ни было, в конечном счёте подводную лодку Александровского зачислили в минный отряд — впервые такое судно стало частью вооружённых сил Российской империи.

Фильм: история субмарин.

Видео: история создания и применения подводных лодок в царской России.

https://youtube.com/watch?v=x64g3wYMGwU

Автор книги: Александр Широкорад

Технические науки

сообщить о нарушении

В начале 1908 г. началось переустройство Охтинского завода взрывчатых веществ. Необходимые для этого суммы (по приблизительному расчету 102 400 руб.) выделили за счет полного прекращения закупок фенола (сырья для производства мелинита) и уменьшения производства самого мелинита. В феврале 1909 г. Охтинский завод ВВ начал валовое производство отечественного тротила по 7 пудов в день и за год изготовил 2414 пудов (39,5 т).

20 апреля 1909 г. генерал-инспектор артиллерии великий князь Сергей и начальник ГАУ утвердили журнал КПВВ о введении тротила для 10-дюймовых фугасных бомб к береговым пушкам. Затем постепенно было разработано снаряжение боеприпасов других калибров. За 1910 г. (первый год валового снаряжения снарядов тротилом) на Охтинском заводе взрывчатых веществ было снаряжено около 58 тыс. тротиловых бомб и гранат к десяти системам от 3-дюймовых до 11-дюймовых и около 54 тыс. мелинитовых снарядов. В гранатах к долевым 3-дюймовым пушкам превалировал еще мелинит◦– 47 340 мелинитовых гранат против 6730 тротиловых.

В 1912 г. вступил в строй второй в России казенный завод взрывчатых веществ◦– Сергиевско-Самарский, который строился как чисто тротиловый. Завод получил на этот год наряд в 7,5 тыс. пудов тротила, но из-за отсутствия оборудования не смог изготовить его в окончательном виде (рафинированным), гранаты же снаряжал тротилом Шлиссельбургского частного завода.

С 1910 г. до начала Первой мировой войны (на 11 июля 1914 г.) Охтинский завод снарядил 709 289 бомб и гранат калибра от 3-х до 12 дюймов. Сергиевско-Самарский завод с 1912 г. по 1 марта 1914 г. снарядил 431 805 снарядов калибра от 3 дюймов до 48 линий.

Увы, это была «капля в море». Причем из приведенного числа снарядов более 90 % приходилось на малые калибры орудий (менее 152 мм).

Кратко рассмотрев историю создания новых взрывчатых веществ, вернемся к русским крепостям. Руководство Военного ведомства и ГВИУ сравнительно быстро отреагировало на появление новых фугасных снарядов. Первые опыты с фугасными бомбами в России были произведены в 1889 г. в Николаеве. Здесь еще во время Крымской войны была построена батарея, защищавшая вход в Днепро-Бугский лиман. В ней имелись казематы с известняковыми сводами, которые были усилены бетоном с прослойкой из песка. Но бетон был набит всего за 17 дней до начала опытов, а известняк был плохого качества. Кроме того, и сами испытания проводились «при больших несовершенствах по артиллерийской части», что не позволило комиссии по испытаниям сделать какие либо определенные выводы.

Модификации


Противоштурмовая пушка обр. 1910 в Новодевичьем монастыре

  • 76,2-мм противоштурмовая пушка образца 1910 года — переработанный вариант 3-дюймовой горной пушки образца 1909 года. Ствол и казённая часть старого орудия были установлены на новый лафет, более легкий, чем у предшественницы, но, в отличие от неё, неразборный. В боекомплекте использовались снаряды от горной пушки образца 1909 года, но с уменьшенным зарядом пороха, вследствие чего орудие имело меньшую отдачу и откат ствола. Серийное производство орудия началось на Путиловском заводе в 1911 году и продолжалось до середины 1915 года. Всего за этот период было выпущено 407 орудий в рамках двух партий. Орудия подобного типа использовались в различных фортификационных сооружениях и предназначаясь как для обороны, так и для огневой поддержки «своих» войск при вылазках. Кроме того, 76,2-мм противоштурмовая пушка образца 1910 года устанавливалась на пушечно-пулемётные бронеавтомобили «Гарфорд-Путилов».
  • 3-дюймовая короткая пушка обр. 1913 года (под «длинной» при этом подразумевалась 3-дюймовая пушка обр. 1902 г. с длиной ствола 30 калибров). Конструктивно орудие было создано на базе 76-мм горной пушки обр. 1909 г. Была изготовлена, испытана и поставлена на производство на Путиловском заводе в 1914 году. Принята на вооружение в том же году.

История эксплуатации

120-мм пушка Канэ на бронепалубном крейсере 2 ранга «Новик» Пушки Канэ всех модификаций активно применялись Российской Империей, а затем и СССР с момента принятия на вооружение в 1982 году, вплоть до снятия с вооружения в начале 60-х годов. Этими пушками были оснащены броненосцы типов «Андрей Первозванный» , «Император Александр II», «Три Святителя», броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Сенявин». Также ими вооружались броненосные крейсера «Рюрик», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», бронепалубные крейсера типа «Жемчуг», «Новик», «Боярин», «Алмаз», канонерские лодки типов «Гиляк II», «Вогул» и «Карс», эскадренные миноносцы типа «Лейтенант Шестаков», а также аргентинский броненосец «Almirante Brown». Кроме того использовались как орудия береговой обороны. В 1917 году в Севастопольском порту было снаряжено 4000 химических (удушающих) 120/45-мм снарядов. Снаряды 120/45-мм и 120/50-мм пушек, были взаимозаменяемы. История создания и применения 120/50-мм береговых пушек, с полным основанием можно назвать внебрачным дитем японской войны. В ходе войны генерал Куропаткин запросил у Морского ведомства 120/45-мм пушки Кане для использования их на поле боя в качестве полустационарных артсистем (по типу осадных орудий). По каким-то причинам Морское ведомство не захотело передавать 120/45-мм корабельные пушки на сухопутный фронт и попросту наврало, что свободных 120/45-мм пушек нет. К 22.06.1941 в боекомплекте 120/45-мм пушек имелось 3785 фугасных снарядов и 1868 шрапнельных.

Описание

В начале 1891 года во Франции русской делегации была продемонстрирована стрельба из 120-мм/45 и 152-мм/45 пушек системы Канэ. Стрельба из них производилась унитарными патронами, и французы ухитрились получить огромную скорострельность — 12 выстр./мин — из 120-мм пушек и 10 выстр./мин из 152-мм

Управляющий Морским министерством решил ограничиться приобретением у Канэ чертежей, не заказывая образцов орудий. 10 августа 1891 года был заключён договор с обществом Forges et Chantiers de la Mediterranes, согласно которому Канэ представил чертежи станков к ним, снарядов, гильз и трубок (взрывателей

).

В 1893—1894 годах в сухопутной артиллерии проводились опыты с 6″/50 пушкой Канэ. Но в 1895 году на вооружение береговых крепостей приняли 6″/45 пушку Канэ. Пушки Канэ являлись первыми в России патронными орудиями среднего калибра

В ходе войны 1904—1905 годов было отмечено несколько разрывов дульной части 152-мм/45 пушек, поэтому после войны развернули производство 152-мм/45 орудий, скрепленных до дула. Параллельно продолжалось производство старых 152-мм/45 пушек взамен расстрелянных. Всего ОСЗ в 1909—1916 годах изготовил 215 152-мм/45-кал пушек, а в 1917 году планировалось сдать 21 пушку. Пермский завод в 1914—1916 годах выпустил 89 152-мм/45 орудий, из них 9 скрепленных до дула. Последний заказ Морского ведомства Пермскому заводу был на 23 орудия со сроком сдачи с 1 сентября 1917 по 1 июля 1918 года. После февраля 1917 года производство резко упало

К 25 ноября 1916 года на Балтийском флоте имелось 170 152-мм пушек. К 1 апреля 1917 года на Черноморском флоте насчитывалось 132 152-мм пушки, из них на судах 110, в действующей армии 14 и на складах 8

Особенностями устройства пушки Канэ являются: 1) затвор, требующий двух приёмов для открывания: нажатия ручки и поворота рукояти (первый приём производится так быстро и слитно со вторым, что практически можно эти два приёма считать за один); закрывание также производится в один приём; 2) патронное заряжание; 3) быстро и легко действующие механизмы наводки. Впервые, пожалуй, учтена необходимость большой скорости наводки при стрельбе по быстро двигающимся целям. Механизмы наводки в предшествующих системах мало удовлетворяли требованиям даже при малых скоростях движения, которыми обладали тогда корабли. Поэтому береговые мортиры преимущественно стреляли способом стрельбы ‘по времени’, при котором не нужно было непременно следить за целью. В системе был принят тормоз отката с подвижным дном оригинальной конструкции

Система очень компактная, удобная для обслуживания, была принята одновременно для вооружения флота и береговых батарей. Во флоте она так и устанавливалась на кораблях. На береговых же батареях её устанавливали за брустверами высотой в 7 фт (2, 13 м). Для возможности стрелять прямой наводкой по быстро движущимся целям из-за столь высокого бруствера пришлось сконструировать особую тумбу, к станку приспособить платформу для орудийного расчёта и на ней кран для подъёма патронов на столь большую высоту. В результате всего этого получилось неудобное положение расчёта на тесной зыбкой платформе, расчёт не получил никакого закрытия, скорострельность несколько понизилась (7-8 выстрелов в минуту

).

Первоначально заряжание было унитарным, но затем перешли к раздельному. Журналом МТК от 4 июня 1901 года для этого ввели укороченную на 19, 3 мм гильзу, которая только касалась дна канала. Длина новых гильз составляла 1095 мм, вес от 14, 5 до 15, 46 кг. Интересно, что в береговых 152-мм/45-кал пушках оставили унитарное заряжание

«Атака века»

С такой вот историей за плечами Маринеско в ночь на 30 января 1945 года оказался вблизи Данцга, наблюдая движение «Вильгельма Густлова» и его конвоя. Видимость была отвратительная – буран, снеговые хлопья. Однако, Маринеско в перископ углядел направление и принял решение догонять лайнер. Субмарина шла на скорости более 19 узлов в то время, как предельными для этого класса считаются 18 узлов. Чад от дизельных двигателей был такой, что люди не выдерживали, падали в обморок.

Однако, С-13 догнала-таки немецкий конвой. Здесь Маринеско решился на лихой маневр – атаковать «Густлова» со стороны берега, откуда немцы, разумеется, не ждали беды. Глубина здесь была небольшая, и в случае обнаружения спрятаться было бы сложно. Но Маринеско был человеком рисковым. Лодка всплыла и подошла ближе. Одно из судов конвоя заметило какие-то огни и стало посылать сигналы.

Подводники, не обращая внимания на это обстоятельство, поставили субмарину в положение атаки и выпустили четыре торпеды. Три попали точно в цель, поразив лайнер ниже ватерлинии. Четвертая застряла в торпедном аппарате, и морякам просто чудом удалось затянуть ее обратно и избежать детонации.

«Густлов» накренился на левый борт и меньше, чем через полчаса пошел на дно вместе с грузом и пассажирами. Погибло более 4800 человек. Иногда Маринеско на этом основании пытаются обвинить в военном преступлении – мол, потопил судно с гражданскими. Однако, это не так.

На «Вильгельме Густлове» Восточную Пруссию покидали военные моряки, среди которых большая часть состояла из учеников и преподавателей учебных дивизионов подводного флота. Школы подводников покидали Восточную Пруссию с имуществом и учебными материалами. Продолжить обучение и планирование морской блокады Великобритании они должны были уже на борту «Густлова». Были там, разумеется, и высшие чиновники, бежавшие из осажденного Кенигсберга и их семьи. Однако, на этом основании винить Маринеско в преднамеренном убийстве гражданских не приходится. «Вильгельм Густлов» был в камуфляжной окраске, имел на борту артиллерию и шел в сопровождении военных судов, то есть, был законной добычей нашей субмарины.

Если потопление лайнера можно, отчасти, счесть результатом неизменного везения Маринеско, то уход нашей лодки от погони ничем иным, как высочайшим профессионализмом не объяснить. Дочь Маринеско Леонора Александровна в одном из интервью рассказывала, что по словам сослуживцев, ее отец несколько часов просидел, приложив ухо к борту лодки. Опасность он слышал раньше, чем о ней докладывали акустики. За субмариной устремились в погоню крейсеры и миноносцы сопровождения, они пытались взять С-13 в кольцо, однако, подлодке удалось увернуться от погони сквозь настоящий град из глубинных бомб. Маринеско применил хитрость: оторвавшись от погони, он вернулся к месту гибели лайнера и лодка несколько часов лежала на дне среди обломков, пока погоня рыскала на многие мили дальше.

H. L. Hunley — подводная лодка конфедератов

1863 год, Гражданская война в США в самом разгаре. Сорокалетний амбициозный изобретатель Хорас Лоусон Ханли лелеет мечту создать секретное супероружие, которое поможет южанам выиграть войну на море и снять морскую блокаду северян. Три предыдущие попытки оказались провальными: созданные им субмарины не прошли испытаний. Четвертый прототип из суеверия решили даже не называть. Жестокая ирония заключается в том, что в итоге он получил имя своего создателя — H. L. Hunley, после того, как убил его. 

В июне 1863 труды Хораса увенчались успехом: «Ханли» прошла испытания и была одобрена министерством обороны. Видимо, к этому моменту конфедераты уже достаточно отчаялись. Проект обошелся недешево, и при этом был чистейшим безумием. При испытаниях субмарины погиб командный состав, после чего ее подняли и снова представили командованию. Это была настоящая машина для самоубийства, так что можно сказать, что концепцию камикадзе придумали американцы. 

Миноносная лодка — морской «гладиатор»

После изобретения морской мины — водной ловушки, способной в одиночку уничтожить большой корабль, — появились суда, оснащенные подобным оружием. Первые миноносные корабли представляли собой небольшие катера с 1—2 минами, насаженными на шесты. Предназначением этих «гладиаторов» было скоростное сближение с вражеским кораблем и втыкание в его корпус шестов с минами.

Полотно А. П. Боголюбова. Атака турецкого парохода миноносной лодкой «Шутка» 16 июня 1877 г.

Таким кораблем, например, была русская миноноска «Бычок» водоизмещением 16 т, спущенная на воду в 1877 г. Паровой двигатель мощностью 220 л. с. позволял развивать скорость хода до 11,5 узла. 2 шестовые мины крепились на носу. В 1884 г. «Бычок» вместе со своей «одноклассницей» «Черепахой» был подарен освобожденной от турок Болгарии. Оба корабля действовали в составе австро-венгерской Дунайской военной флотилии. В 1938 г., спустя более 70 лет со дня спуска на воду, миноноски были сданы на слом.

Впервые в реальных боевых действиях минные катера были использованы во время Гражданской войны в США. 5 октября 1863 г. паровой катер конфедератов «Давид» атаковал броненосец федерального флота «Нью айронсайдс». В носовой части катера был закреплен шест длиной 7,62 м с зарядом пороха массой 27,2 кг. Хотя взрыв не привел к потоплению броненосца, однако корабль на год вышел из строя. После этого обе воюющие стороны построили еще несколько подобных катеров с шестовыми минами.

Британский миноносец «Лайтнинг»

В 1876 г., то есть в год начала серийного производства самодвижущейся торпеды Р. Уайтхеда, был построен британский миноносец «Лайтнинг», ставший первым в мире специализированным торпедным кораблем. Вооружение состояло из 2 торпед, опускавшихся в воду с помощью рам. Впоследствии рамы заменили трубным торпедным аппаратом — пусковой установкой современного типа.

Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. по предложению лейтенанта (впоследствии — адмирала) С. Макарова в состав русского Черноморского флота также были введены катера с шестовыми минами. В ночь с 14 на 15 мая 1877 г. 4 русских катера «Джигит», «Ксения», «Царевна» и «Царевич» в устье Дуная атаковали отряд турецких кораблей. Катера потопили турецкий речной монитор и сорвали атаку турок. Таким было начало «карьеры» нового класса малых боевых кораблей.

Русская миноносная «Бычок»

Автоматическое орудие Максима-Норденфельда — один из первых видов автоматического морского оружия

Масса и скорость

Оставим кумулятивные боеприпасы в стороне — мы рассказывали о них в предыдущих номерах «ПМ». Бронепробиваемость классических, кинетических снарядов зависит от трех факторов — силы удара, материала и формы снаряда. Увеличить силу удара можно увеличением массы снаряда либо его скорости. Увеличение массы с сохранением калибра допустимо в очень небольших пределах, скорость можно наращивать повышением массы метательного заряда и увеличением длины ствола. Буквально за первые месяцы войны стенки стволов противотанковых пушек утолщились, а сами стволы удлинились.

Простое увеличение калибра также не было панацеей. Мощные противотанковые пушки начала Второй мировой делали в основном так: брали качающиеся части зенитных орудий и ставили на тяжелые лафеты. Так, в СССР на базе качающейся части корабельной зенитной пушки Б-34 была создана 100-мм противотанковая пушка БС-3 с весом боевой части 3,65 т. (Для сравнения: германская 3,7-см противотанковая пушка весила 480 кг). БС-3 у нас даже постеснялись назвать противотанковой пушкой и назвали полевой, до этого полевых пушек в РККА не было, это дореволюционный термин.


4,2/2,8-см бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд обр. 41

Немцы на базе 8,8-см зенитной пушки «41» создали два типа противотанковых пушек весом 4,4−5 т. На базе 12,8-см зенитной пушки были созданы несколько образцов противотанковых пушек с совсем запредельным весом 8,3−12,2 т. Для них требовались мощные тягачи, а маскировка была затруднительна из-за больших габаритов.

Эти пушки были крайне дорогими и выпускались не тысячами, а сотнями и в Германии, и в СССР. Так, к 1 мая 1945 года в Красной армии состояло 403 единицы 100-мм пушек БС-3: 58 — в корпусной артиллерии, 111 — в армейской артиллерии и 234 — в РВГК. А в дивизионной артиллерии их не было вовсе.

Сын бедового кочегара становится моряком

В 1913 году в солнечной Одессе появился на свет мальчик Саша – дитя любви украинки с Херсонщины Татьяны Коваль и румынского матроса Иона Маринеску. Ион был парнем горячим и склонным влипать в истории. У себя на родине он ходил на судах кочегаром, и как-то, не стерпев разноса от своего начальника, поколотил его. Да не просто поколотил, а здорово, как говорят, отделал той самой лопатой, которой бросал уголь в топку. Пришлось уходить не только с судна, но и бежать из Румынии, от греха подальше. Обосновавшись в Одессе, Маринеску свел дружбу с местными контрабандистами и очень скоро стал среди них своим. Фамилия его утратила румынское окончание, Ион превратился в натурального одесского «жигана» Маринеско. Впрочем, женившись на Татьяне, он угомонился и сделался добропорядочным портовым рабочим.

Александр Маринеско буйный нрав своего родителя унаследовал в полной мере. Рос Саша в одесском дворе, среди воришек, жуликов и прочей живописной публики. И вполне возможно со временем пополнил бы ряды уголовников, если бы не мечта. Саша мечтал о море. Он видел себя капитаном торгового судна, бороздящим моря и океаны, и красиво сходящим на берег в портах далеких экзотических стран.

Верный своей мечте, Саша после 6 класса средней школы сбежал из дома и устроился помощником матроса на один из кораблей. Убедившись в несомненном рвении парнишки, капитан дал ему рекомендацию для поступления в школу юнг, каковую Александр Маринеско с успехом окончил, получив к 17 годам звание матроса первого класса. В 1930 году матрос Маринеско поступает в Одесский мореходный техникум, и учится более чем успешно. Через три года Александр, имея в кармане диплом с отличием, поднимается на палубу корабля «Красный флот». Он – помощник капитана! До исполнения мечты – меньше одного шага.

Однако, счастье Александра Маринеско длилось недолго. В те годы была распространена система комсомольских путевок — так восполняли недостаток рабочих рук и руководящих мозгов в тех отраслях, которые особенно в этом нуждались. Ослушаться подобного рода назначения было невозможно. Не проплавав и нескольких месяцев, Александр Маринеско получил комсомольскую путевку на спецкурсы командного состава военного флота. Хорошие моряки молодому советскому военно-морскому флоту были очень нужны. После курсов Маринеско был направлен на службу на Балтику, штурманом подводной лодки Щ-306.

Первый и последний морской бой

«Хаусатоник»

17 февраля 1864 года «Ханли» наконец отправилась в свой первый бой. Он же стал для нее последним. Лодку привезли в порт Чарльстон, который заблокировал флот северян. Экипажу было приказано взорвать самую опасную цель — 12-пушечный винтовой шлюп «Хаусатоник» и вернуться на базу. Поначалу все шло просто отлично: субмарина проплыла какое-то расстояние на поверхности, а затем нырнула и подплыла к противнику незамеченной. Надо сказать, в это время над водой уже разгорелся бой, так что миссия оказалась еще опаснее.

Зарисовка очевидцев

«Ханли» подплыл к «Хаусатонику», взорвал мину и дал сигнал на берег с помощью синего «бенгалького огня». Миссия была выполнена и, казалось, все прошло как нельзя успешнее. Судно северян затонуло за считанные минуты, хотя из 160 членов экипажа погибло только пятеро — остальные спаслись на шлюпках. Это был первый в истории случай успешного боевого применения субмарины. Однако на базу она так и не вернулась, и 130 лет было неизвестно, почему.

Опыт применения

Береговые 152-мм пушки Канэ предназначались, главным образом, для содействия прочей артиллерии, имея задачей обстрел наиболее дальних и притом важных в боевом отношении целей и борьбу с дальнобойной и крупной артиллерией противника (наибольшая дальность пушки Канэ 13, 2 км). Для разрушения окопов 152-мм пушки Канэ непригодны ввиду ничтожного фугасного действия бомбы (гранаты) — лишь 2, 86 кг тротила

Кроме флота пушки Канэ применялись и в армии. Дело в том, что при крайне устаревших орудиях крепостной и осадной артиллерии и отсутствии новых орудий 6″ калибра, русская армия оказалась в крайне невыгодном положении. Старые пушки обр. 1877 г. в 120 и 190 пудов имели недостаточную дальность стрельбы, значительный износ, что делало их практически бесполезными в борьбе с дальнобойной осадной артиллерией противника. Так, крепость Осовец обстреливали 420- и 305-мм немецкие мортиры, позиции которых находились вне пределов досягаемости устаревших крепостных орудий (только своевременное появление двух пушек Кане позволило пресечь дальнейшие попытки обстрела крепости

).

В этих условиях возникла острая необходимость в скорейшем получении современных 6″ пушек с дальностью стрельбы 13-15 км. Кроме как в крепостях, пушки Канэ нашли применение и при атаке крепостей, но, в особенности, при обороне долговременных позиций и защите побережья. Дальнобойность и мощность огня этих пушек позволяла решать также задачи по поражению важных объектов, расположенных в тылу войск противника

Опыт применения пушек Канэ был получен ещё при обороне Порт-Артура, когда снятые с кораблей орудия устанавливались на сухопутных оборонительных позициях. Тогда же была подтверждена высокая эффективность и полезность орудий такого типа для сухопутных войск, но этот опыт учтён не был — в войну армия и крепости вступили с пушками обр. 1877 г. Устранить недостатки системы вооружения во время войны в полной мере не удалось, а потому спешное приспособление морских и береговых пушек Кане к условиям сухопутного фронта стало всё же паллиативной мерой

Первая подлодка, сумевшая потопить корабль

Американцы и здесь стали первопроходцами. Первая подлодка, применённая в бою с успешным результатом, была создана человеком по имени Хорас Ханли. И наименована она была в честь него — «Ханли». Эту подлодку использовал флот конфедератов во время Гражданской войны в Штатах 1861–1865 гг.

Субмарина «Ханли» была, конечно, гораздо совершенней «Черепахи». Гребной винт-движитель вращался здесь при помощи коленчатого вала, на который воздействовали семь матросов. А управлялась подлодка командиром, у которого было своё отдельное место. Вооружена «Ханли» была миной, укреплённой на шесте на самом краю судна. Также здесь были две башенки с люками, из которых можно было наблюдать за окружающей обстановкой, входить и выходить членам экипажа.

Подлодка «Ханли» была рассчитана на 8 человек

В атаку «Ханли» отправилась 17 февраля 1864 года. Целью подлодки был находящийся в прибрежной акватории Чарльстона шлюп «Хаусатоник» с водоизмещением 1240 тонн. Шлюп располагался в восьми километрах от береговой линии.

Экипажу «Ханли» под руководством Джорджа Диксона удалось атаковать корабль. Он за несколько минут ушёл на дно, а находившиеся на нём моряки были вынуждены спасаться на шлюпках. Затем подлодка подала сигнал о своём возвращении, погрузилась в воду и пропала.

Только в 2000 году подлодку с телами погибших подняли со дна, благодаря чему эксперты даже смогли установить, из-за чего погиб её экипаж. Причиной стала ударная волна, распространившаяся от взрыва мины. Таким образом, «Хаусатоник» стал первым кораблём, потопленным субмариной, а моряки, находившиеся в «Ханли», — первыми погибшими в реальном сражении подводниками.

«Ханли» подняли со дна в 2000 году — она довольно хорошо сохранилась

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: