Подлодка «ясень» против подлодки «вирджиния»

Российский «Каньон»

Изначально эта АПЛ относилась к проекту 949А «Антей» (аналог «Курска»), потом его переработали, убрав пусковые установки для крылатых ракет, в проект 09852 специально для системы «Посейдон». Глухо проходили сообщения об АПЛ «Хабаровск» — штатном носителе «Посейдонов». О характеристиках этой подлодки почти ничего не известно.

Соцсети
АПЛ проекта 09852 (в центре) — самая большая из когда-либо построенных в России. Однако её водоизмещение уступает аналогичному параметру лодок проекта 941 «Акулы». В нижней части изображения — атомная станция АС-12 «Лошарик».

О создании самого подводного аппарата «Посейдон» впервые сообщил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию в марте 2018 года. Такие беспилотники, сказал он тогда, могут оснащаться как обычными, так и ядерными зарядами. Это позволит им поражать широкий спектр целей: авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру. Беспилотник получил неограниченную дальность хода. Глубина, на которую он может погружаться, более километра.

В американских СМИ со ссылкой на информацию Пентагона прошло сообщение о создании Россией беспилотной подлодки, способной нести мощный ядерный боезаряд. Главной целью подводного дрона, утверждали аналитики, должны стать базы американских субмарин и важные объекты на океанском побережье.

Разработка получила от американских военных кодовое наименование Kanyon («Каньон»). Под ним подразумевалась ударная беспилотная подводная лодка с термоядерным боеприпасом мощностью в несколько десятков мегатонн. Она способна скрытно и очень быстро перемещаться на большие расстояния.

Поводом к разного рода суждениям стал репортаж на российском телевидении о совещании по развитию ОПК в ноябре 2015 года. В совещании участвовал президент Путин. В видео «случайно» попали документы о системе «Статус-6» — подводном дроне «мегатонного класса». Примерно через полгода представитель «Объединённой судостроительной компании»  подтвердил участие в разработке беспилотного подводного робота, способного нанести неприемлемый ущерб территории США. Это было частью возможного асимметричного ответа России.

Соцсети
В конце 1950-х предполагалось «смыть» восточное побережье США подводным ядерным зарядом.

Для ясности: «Статус-6» и морской беспилотник «Посейдон» — единая разработка. Дрон может погружаться на глубины более километра и передвигаться на расстояние примерно 10 000 км со скоростью около 130-200 км/ч. Он «умеет» поражать цели в любой точке Мирового океана и на его побережье. Посейдон способен быть носителем морского вооружения или, главное, самому стать скоростной торпедой.

«Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»

Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.

Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.

Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.

К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.

Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.

Конструктивные особенности

Подводная лодка «Протектор»

При наибольшей длине 20,6 м, ширине 3,4 м (с ограждением рулей — 4,32 м), высоте от верха перископа до выдвинутых колес — 7,33 м надводное водоизмещение составляло 136 т, в «боевой осадке» — 157,1 т, подводное — 174,4 т.

Прочный корпус рассчитывался на глубину погружения 45,7 м, в легкой надстройке, повторявшей в плане обводы корпуса, размещалась часть балластных, топливных, масляные цистерны и баллоны сжатого воздуха. На 3 торпедных аппарата (один в корме) приходилось 5 торпед Уайтхеда (три в трубах, две в жилом помещении). Заряжались ТА либо снаружи, либо через люки со снятыми зарядными отделениями. Лейк считал, что наличие водолазного отделения с откидным люком в нижней части давало возможность перерезать телефонные кабели, уничтожать минные заграждения, а в случае необходимости — спастись экипажу.

Два полых чугунных колеса диаметром 0,86 м и толщиной 0,25 м убирались внутрь с помощью гидравлических механизмов в специальные ниши в нижней части корпуса. Колеса позволяли ПЛ с небольшой отрицательной плавучестью идти по дну даже на предельной глубине погружения, не подвергаясь влиянию подводных течений, и более точно удерживать курс, 2 подводных якоря из чугуна весом по 200 кг выбирались электролебедками. Внутри боевой рубки (длина 3,1 м, ширина 1,4 м), частично выполненной из бронзы, находились навигационные приборы и средства управления ходом, погружением и всплытием. На каждом борту вровень с палубной надстройкой устанавливались по два «гидроплана», защищенных стальными отводами и перекладывавшихся одновременно в одну сторону специальной рулевой машинкой. В кронштейнах верхней части ахтерштевня располагался горизонтальный руль площадью 1 кв. м, для аварийного всплытия предусматривался сбрасываемый чугунный киль весом 4 т.

Аккумуляторная батарея состояла из 60 элементов фирмы Гоулда типа «Плантэ» (емкость при 8-часовом заряде достигала 2240 А-ч, при часовом заряде — вдвое меньше). Стальные 4-хлопастные винты оказались неудачными (скольжение достигло 35%), поэтому их заменили трехлопастными бронзовыми (диаметр 1,24 м, шаг 1,22 м). Производительность компрессора составляла 1,7 куб. м в минуту, давление — 147,7 кг/ кв. см.

В корпусе ПЛ располагались 3 носовые трюмные цистерны общей емкостью 6,28 т, 4 кормовые цистерны (емкостью 13,76 т) и одна средняя цистерна емкостью около 2 т. Рубку окружали 2 кольцевые цистерны (емкость около 1 т). В надстройке размещались еще 2 (носовая на 11 т и кормовая на 15 т) цистерны, наполнявшиеся самотеком или помпами. Собственные кингстоны имели только средняя и кольцевые цистерны, остальные заполнялись через общую магистраль.

На испытаниях со старыми винтами при совместной работе бензинового двигателя и электромоторов надводная скорость достигала 9,5 уз (под одними бензиновыми двигателями — 8,6 уз), а замерить подводную скорость не удалось. Запас топлива обеспечивал расчетную надводную дальность плавания 350 миль (полным ходом под водой — 20 миль, экономичным ходом — около 30 миль).

С помощью «гидропланов», погашавших остаточную плавучесть, подводная лодка погружалась «на ровный киль» и точно удерживала глубину. Омнископ (перископ) имел круговой обзор, но поднимался лишь на 0,6 м. В целом ПЛ «Протектор» вполне отвечал основному требованию, изложенному в циркуляре Морского департамента США, — безопасности плавания, но поддержки в правительственных кругах С.Лейк не нашел.

Подводная лодка «Осетр»

ПЛ «Осетр» по сравнению с прототипом увеличили длину корпуса на 1,02 м, а диаметр на 0,08 м. Водоизмещение возросло на 25 т. Усилили кронштейны гребных валов, изменили конструкцию газовыхлопного устройства с глушителем, сделали более совершенной аккумуляторную батарею, применили новый компрессор большей производительностью. Повышение мореходности удалось достичь благодаря увеличению объема надстройки, кормовые обводы которой сделали к тому же и более полными. На трубе воздухозаборника ввели автоматический клапан для использования бензиновых моторов в позиционном положении, улучшили конструкцию крышек минных аппаратов — сами трубы уже не выходили за пределы надстройки.

Огайо | Длина 170 метров

Американские субмарины типа «Огайо» входят в число самых больших подводных лодок в мире. Они относятся к подлодкам третьего поколения и оснащены 24 баллистическим ракетами «Трайдент». Их особенность – разделяющиеся головные части и индивидуальная система наведения на цель. Сегодня субмарины типа «Огайо» составляют ядро американских ядерных сил. Они несут боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океанах.

Размеры подлодки: подводное водоизмещение – 18 750 тонны, длина корпуса – 170, 7 метра, ширина – 12, 8 метра. Максимальная глубина погружения – 55о метров. Первая субмарина этого типа вступила в строй в 1981 году.

Интересный факт: в 2009 году во время боевого дежурства экипаж субмарины USS Rhode Island спас четырех мужчин и мальчика, которые потерпели крушение и четверо суток находились в море без надежды на спасение.

Радиоэлектроника и гидроакустика

В этом вопросе обе лодки близки.

Цифровые интегрированные системы боевого управления открытой архитектуры с графическими интерфейсами, гидроакустические комплексы с носовыми антеннами большой площади, протяжённые конформные антенны по бортам, буксируемые антенны и т. д, и т. п, и др.

Оборудование обоих типов лодок регулярно совершенствуется, при этом оно уже доказывало работоспособность, причём не только на испытаниях. Есть и свои фишки — например, «Вирджиния» не имеет традиционного перископа. Вместо этого на подлодке установили штангу с видеокамерами. Видеокамеры есть и у «Ясеня», но оптический канал остался. Кроме того, управление лодкой в целом на «Ясене» значительно более автоматизировано — что традиционно для отечественных атомных субмарин начиная с 1960-70-х годов.

Рейтинг:

«Ясень» — 5 «Вирджиния» — 4,5

Какие еще пополнения будут у ВМФ России?

В программу на следующие два года входит передача ВМФ РФ атомных подлодок многоцелевой направленности 885М «Ясень-М» и ракетных атомоходов 955А «Борей-А».

Проект «Борей»

Проект начали создавать еще в 1980-х годах. Новые атомоходы заменят советские корабли 3 поколения. К последним относятся:

  • 667БДР «Кальмар». Вариант с межконтинентальной жидкостной ракетой;
  • 667БДРМ «Дельфин». Отличаются вооружением в виде баллистических ракетных установок;
  • 941 «Акула». Тяжелые крейсеры стратегической направленности.

Сейчас известно, что на «Севмаше» – корпорации по судостроительству, имеются 3 модели:

  1. Главный корабль под название «Юрий Долгорукий» – он включен в состав Северного флота.
  2. «Александр Невский» – входит в Тихоокеанский флот.
  3. «Владимир Мономах».

Строительство «Бореев» будет завершено в 2023 году. В перспективе предполагается разработка новых субмарин. Было принято решение, что последние будут иметь крылатые ракеты с возможностью поражать цели на большой дальности.

Проект «Ясень»

Также уже завершилось строительство и передача флоту «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». Сейчас испытания проходит субмарина «Казань» и еще 5 новых подводных лодок России 2020, которые еще строят.

Представление участников

С американской стороны: атомная подводная лодка типа «Вирджиния». Субмарины этого типа делают для ВМС США с 1999 года, головная — SSN-774 Virginia — вошла в строй в 2004 году. За прошедшие 13 лет флоту передали 15 лодок трёх серий, четыре находятся на разных стадиях постройки. В общей сложности планируется построить 48 субмарин, 33 из них — до 2030 года. Они должны полностью заменить в составе флота подлодки типа «Лос-Анджелес» и «усовершенствованный Лос-Анджелес» 1970-1990-х годов.


USS Virginia (SSN-774)

«Вирджиния» — многоцелевая подлодка, но её основное назначение — борьба с подводными целями и проведение специальных операций.

С российской стороны: атомная подводная лодка проекта 885 (шифр «Ясень»). Головной «Ясень» был заложен ещё в 1993 году, но работы практически сразу встали из-за недофинансирования. Строительство возобновилось уже во второй половине 2000-х годов после коренной переработки проекта под новое оборудование и вооружение. Атомный подводный крейсер К-560 «Северодвинск» спустили на воду в 2010 году и передали флоту в 2014-м. Заложенная в 2009 году АПЛ К-561 «Казань» в настоящее время проходит испытания. Ещё пять субмарин, заложенные в 2013-17 гг., находятся на различных стадиях постройки — их передадут флоту в 2019–2023 годах.

К-560 «Северодвинск» (фото: Олег Кулешов)

«Ясень» — тоже многоцелевая лодка, но её главная задача — борьба с надводными кораблями противника и уничтожение наземных целей крылатыми ракетами разных типов.

Сравнивать участников конкурса будем по нескольким основным параметрам: скрытность, ударные возможности, мобильность и энерговооружённость, уровень бортовых систем, способность выполнять различные задачи, комфорт для экипажа и, конечно, серийность.

Поехали.

Типа «Огайо»

Американские стратегические атомные подводные лодки 3-го поколения вводились в эксплуатацию с 1981 по 1997 годы и являются основой стратегических наступательных ядерных сил США. Кроме того, с 2002 года это единственный тип ракетоносцев на вооружении ВМФ США.

Длина составляет 170,7 метров, ширина 12,8, а водоизмещение 18 750 тонн. При этом максимальная скорость в надводном положении равна 17 узлам (31,4 километра в час), в подводном 25 узлов (46,3 километра в час), а рабочая глубина 365 метров.

Что касается вооружения, то «Огайо» несет на себе 24 баллистические ядерные ракеты или 154 крылатые ракеты.

Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»

Самая тяжеловооруженная субмарина в мире несет 24 баллистических ракетоносителя типа «Трайдент-2». Даже у «Акул» меньше, ведь они несут носители, аналогичные наземным. У «Огайо» они компактные, для подводных лодок.

Вместо них несколько лодок этого класса получили боезапас в 154 крылатые ракеты «Томагавк», которых хватит на целую локальную войну. Впрочем, боеголовок ракет одного «Огайо» хватило бы, чтобы стереть начисто небольшую страну.

Удивительно, но эта махина звучит «всего» на 102 дБ, то есть чуть громче раскатов грома. Для подводного судна это сущие пустяки, которые едва ли распознаваемы при максимальном погружении «Огайо» на 550 метров.

Создаваемая одновременно с «Акулой», «Огайо» оказалась намного перспективнее, дешевле и многофункциональнее. Судя по всему, это единственный подводный ракетоносец, умеющий и ракеты, и торпеды, и боевых пловцов, и глубоководные аппараты запускать.

Ходят упорные слухи, что одна или две лодки этого типа переоборудованы в подводные транспорты для перевозки грузов особо важного назначения. Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать

3. «Огайо» – 170,7 х 12,8 м

Эти великаны — самые крупные подлодки в США и основа американских стратегических наступательных ядерных сил. Им регулярно приходится нести боевое патрулирование, проводя в море 60% времени. Размер «Огайо» составляет 170,7 метра и 12,8 метра (длина и ширина соответственно).

Первая субмарина этой серии была введена в эксплуатацию в ноябре 1981 года. Все остальные подводные лодки получили имена в честь американских штатов, за исключением USS Henry M. Jackson, которая была названа в честь одного из сенаторов.

Эти подводные громадины способны перевозить свыше двадцати ракет Трайдент II и свыше 150 крылатых ракет «Томагавк». Их вооружение также включает в себя четыре 533 мм торпедных аппарата.

Тип «Вэнгард»

Если тебе кажется, будто Великобритания давно не владычица морей, ты ошибаешься как минимум потому, что на ее вооружении стоят четыре атомные стратегические подлодки типа «Вэнгард». Это достаточно крупные, хоть и уступающие по размеру российским и американским аналогам подводные лодки длиной 149,9 метров, шириной 12,8 метров и водоизмещением 15 900 тонн. Вся эта махина приводится в движение ядерным реактором мощностью 15 тысяч лошадиных сил и двумя турбинами мощностью 27,5 тысяч лошадиных сил.

Интересно то, что британцы отказались от разработки собственных средств доставки ядерных боеголовок и взяли американскую систему Trident II D5. Всего на борту расположено 16 ракет.

Атомная подлодка «Князь Владимир»

12 июня сайт Министерства обороны оповестил о том, что новая подводная лодка России «Князь Владимир» принята в состав Главного флота РФ.

В качестве основы для построения подлодки использовался 955А «Борей-А». Ее назвали в честь великого князя Владимира, при котором происходило крещение Руси. Все работы, связанные со строительством начались давно, если в 2009 году был создан корпус, но датой официальной церемонии закладки субмарины принято считать 30 июля 2012 года. 17.11.17 года ее спустили на воду, а спустя 3 года, приняли в состав ВМФ, в частотности Северного флота Российской Федерации.

Основные технические и тактические преимущества субмарины

Атомный корабль, как и другие подводные лодки России 2020 года, был создан по передовым технологиям и с учетом современных знаний ученых и кораблестроителей. Экипаж владеет навыками и умениями, которые приобрел благодаря обучению по новым программам. Успешные испытания позволяют с уверенностью сделать вывод, что подлодка готова к эксплуатации.

«Князь Владимир» является четвертой по счету атомной подлодкой проекта «Борей». Основными отличительными особенностями субмарины выступают:

  • отличные маневренные характеристики;
  • эффективная система управления вооружением;
  • низкая шумность;
  • способность погружения на глубину до 400 м;
  • продолжительность автономного плавания – 3 месяца.

Такие технические характеристики позволяют скрыть лодку от противолодочной авиации врага. Более того, скрытность поможет незаметно выйти на необходимую позицию и запустить ракеты.

Экипаж состоит из 107 человек. Не смотря на внушительные габариты субмарины, управление довольно легкое – она оснащена бортовой информационной управляющей автоматизированной системой, благодаря которой любые задачи в сфере управления кораблем выполнять намного легче.

Вооружен ракетами «Булава»

Отдельного внимания заслуживает вооружение подлодки. «Князь Владимир» содержит шесть аппаратов с торпедами калибра 533 м и шестнадцать ракет «Булава». В каждой из последних имеется шесть ядерных блоков, поэтому наведение позволяет поражать цель на расстоянии 10 тыс.км. Вероятное отклонение всего лишь от 120 до 350 м. Аналитики считают, что атомоходы такой категории – один из значительных компонентов ядерной триады Российской Федерации и важный фактор глобального сдерживания. Поэтому, противник вряд ли будет ожидать ракетных ударов такой силы.

Проект 955 ʺБорейʺ

Работа над проектом нового поколения началась в 1978 году, но заложен он был после развала СССР в 1996 году. При строительстве использовались заделы по недостроенным проектам 971 “Щука-Б” и 949А “Антей”.

Длина корпуса корабля 170 м, ширина − 13,5 м. Надводная скорость достигает 15 узлов, подводная − 29. В автономном режиме подлодка находится 90 суток. “Борей” уходит на глубину 400 м, а максимально погружается на 480 м. Подводное водоизмещение составляет 24 000 т, надводное превышает 14 000 т.

На вооружении ракетоносца числятся торпеды, крылатые ракеты, в том числе “Оникс” и “Калибр”,16 ПУ комплекса “Булава” и шесть ТА 533 мм. Численность экипажа 107 человек. Сегодня три АПЛ несут боевые дежурства, еще четыре модели в стадии разработки.

Читайте:

9 самых крутых машин мира

Проект 955 «Борей»

Вторые по величине подлодки. К настоящему моменту построено 3 подводные лодки этого проекта в первой версии, а в 2020 была спущена на воду первая модель по модернизированному проекту 955А «Борей-А». Всего же запланировано строительство 10 подлодок этого класса. На данный момент на вооружении ВМФ России стоит 5 кораблей.

При длине в 170 метров и ширине в 13,5 метров она имеет водоизмещение в 24 тысячи тонн и развивает до 15 узлов (27,7 километров в час) в надводном состоянии, и до 29 узлов (53 километра в час) в подводном.

«Борей» напичкан различным вооружением, таким как минно-торпедное, ПВО и, конечно же, ракетное, представляющее собой 16 ядерных ракет.

Проект 949А «Антей»

Проектирование подлодок проекта 949А «Антей» началось еще в конце 60-х годов, а в строю они находятся с 1986 года. Эти ракетные подлодки 3-го поколения имеют длину 154 метра, ширину 18,2 метра и водоизмещение 14 700 тонн. И способны развивать до 15 узлов (27,7 километров в час в надводном положении) и до 32 узлов (59,2 километра в час) в подводном, что делает ее одной из самых быстрых подлодок в мире.

Вопреки мнению, будто все подлодки на вооружении ВМФ России несут ядерное оружие, в проекте 949А «Антей» не предусмотрено такой функции. Это противокорабельный комплекс, который предназначен для поражения крейсеров, авианосцев и других крупных надводных объектов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: