Подлодки типа «щука». зубастые лидеры подводного флота ссср

Содержание

  • 1 Российская Империя 1.1 Подводная лодка Шильдера
  • 1.2 Подводная лодка Александровского
  • 1.3 Подводная лодка Герна (четвёртый вариант)
  • 1.4 Подводная лодка Джевецкого (третий вариант)
  • 1.5 Подводная лодка Дельфин (миноносец № 150, миноносец № 113)
  • 1.6 Подводный минный заградитель «Краб»
  • 1.7 Подводные лодки типа «Барс»

2 Советский Союз

  • 2.1 Подводные лодки типа «Щ» («Щука»)

2.2 Подводные лодки типа «С» («Средняя», «Сталинец», в начале — «Н» — «Немецкая»)
2.3 Подводные лодки типа «К» («Крейсерская»)
2.4 Средние подводные лодки проекта 613
2.5 Малые подводные лодки проекта А615
2.6 Средняя подводная лодка С-99 проекта 617
2.7 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»
2.8 Атомная подводная лодка К-27
2.9 Атомные подводные крейсера 671, 671В, 671К, 671РТ, 671РТМ, 671РТМК
2.10 Атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проектов 667А, 667АУ, 667АМ, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ
2.11 Подводные лодки-мишени проекта 690 «Кефаль»
2.12 Атомная подводная лодка К-162 (К-222) проекта 661 «Анчар»
2.13 Атомные подводные лодки проектов 705, 705К «Лира»
2.14 Атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец»
2.15 Большие подводные лодки проектов 877 «Палтус» и 636 «Варшавянка»
2.16 Тяжёлые подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула»
3 Современная Россия

  • 3.1 Подводные крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей»

3.2 Многоцелевые подводные крейсера проекта 885 «Ясень»
4 См. также
5 Примечания
6 Ссылки

Примеры современных подводных лодок

955 «Борей» несёт на своем борту баллистическую ракету системы «Булава»

Россия никогда не была обделена подлодками. Ее морской флот активно развивался в этом направлении на протяжении многих десятилетий. За такой период времени стране все же удалось добиться значительных перемен в лучшую сторону в вопросах строительства и эксплуатации судов данного типа.

На вооружении России находится не менее 70 суден, которые предназначены для выполнения боевых задач.

Идет активная работа над важными проектами, которые способны усилить мощь отечественного ВМФ. Речь идет о 955 «Борей» и 855 «Ясень». Первое судно способно заменить собой 667 БДР «Кальмар», который на данный момент считается устаревшим.

Основную массу российского МВФ составляют именно атомные подлодки. Так указывает статистика. Но вся проблема в том, что большая часть данных суден в текущее время находится на ремонте. Также определенный процент лодок по веским причинам не готов к выполнению своих задач.

Несмотря на это, россияне все равно могут гордиться своими рекордами, которые устанавливают отдельные экземпляры субмарин. Именно России принадлежит самая быстрая подлодка. Также рекорд поставило судно, способное погрузиться на максимальную глубину. Стоит заметить, что она составляет целых 1027 км.

Россия активно занялась разработкой новой версии подлодок. На такой шаг ВМФ подтолкнул выпуск субмарины Соединенных Штатов Америки. Россия не смогла остаться в стороне и сразу же приступила к созданию новой боевой единицы, которая должна превзойти современную разработку США.

Новейшая субмарина, по предположениям, будет относиться к пятому поколению суден. Ее производство в многочисленном количестве требуется наладить к 2030 году. Именно такая задача была поставлена одной из первых на следующие несколько лет. Проект уже успел получить название «Хаски».

На текущий момент времени самой большой подлодкой является судно «Ясень». Хотят слухи, что разработка нового поколения существенно превзойдет его по своему размеру.

Новейший проект будет развиваться сразу в нескольких направлениях. А значит, российский флот пополнится двумя видами субмарин. Одна будет относиться к лодкам, которые эффективны при ведении боевых действий под водой. Субмарины второго типа больше подойдут для сражений с надводными судами крупного размера.

Отечественный ВМФ продолжит и дальше развиваться в запланированном направлении. В случае выполнение основных задач Россия вполне может стать полноправным лидером среди других государств по количеству подводных лодок, которые успешны в выполнении самых сложных операций.

https://youtube.com/watch?v=GAoBorGYpuY

Как вам статья?

Мне нравится712Не нравится278

Современный статус

По состоянию на 2007 год один корабль проекта 941 (ТК-202) утилизирован. ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 выведены из боевого состава российского флота и находятся на утилизации. В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний: броски с погружаемого стенда в Балаклаве, броски со специально переоборудованной опытной подводной лодки, на следующем этапе — серия пусков с наземного стенда, только после успешных пусков с наземного стенда ракета допускалась до летных испытаний с подводной лодки — ее штатного носителя.

Для бросковых и пусковых испытаний использовался модернизированный ТК-208 «Дмитрий Донской». Генеральный конструктор С. Н. Ковалёв так объясняет принятое решение: Сегодня Балаклавы у нас уже нет. Опытную подводную лодку строить дорого. Наземный стенд под Северодвинском не в лучшем состоянии. И под новый ракетный комплекс его надо приспосабливать, отстраивать заново. Поэтому с нашей подачи было принято довольно смелое – с точки зрения конструкторов – оправданное решение: все испытания баллистической ракеты (БР) «Булава» проводить с переоборудованной головной подводной лодки проекта 941У «Тайфун».

18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный для испытательных целей ТК-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2020 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

7 мая 2010 года главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что две атомные подлодки проекта «Акула» будут находиться в составе российского военно-морского флота до 2020 года в боевом состоянии. В то же время пока еще не принято решение о судьбе подводных лодок, в частности, не решен вопрос о сроках возможной модернизации. Однако модернизационные возможности у подводных лодок этого типа очень большие — отметил Высоцкий.

Рассматривается вариант переоборудования их для размещения крылатых ракет по аналогии с перевооружением ВМС США подводных лодок типа «Огайо».

Влияние на историю

Лодки серии «Барракуда» послужили основой для создания следующих поколений подводных кораблей, оснащенных модернизированными атомными энергетическими установками, улучшенным вооружением (включающим в себя не только торпеды, но и ракеты), а также доработанными системами управления под водой.

На базе проекта 945 были созданы лодки типа 945А «Кондор», вооруженные стратегическими крылатыми ракетами типа «Гранат», а также зенитно-ракетными комплексами «Игла».

Дальнейшим развитием проекта «Барракуда» должна была стать лодка «Марс», относящаяся к АПЛ четвертой генерации. Из-за распада СССР и резкого сокращения финансирования строительство корабля прекратили, а построенные узлы разобрали на металл.

В 2015 году работы приостановились из-за недостаточного финансирования. На сегодняшний день работы возобновлены, но сроки окончания не известны.

Вторая лодка К-276, имеющая на сегодняшний день обозначение Б-276 «Кострома», должна пройти ремонт и модернизацию на судостроительных верфях в Северодвинске.

Планируется замена электрооборудования, топливных сборок, установка ракетного вооружения. Соглашение о модернизации кораблей серии «Барракуда» (проектов 945 и 945А) было заключено еще в 2014 году, однако на сегодняшний день работы так и не начались.

Подводные крейсера в Первой мировой войне

История появления подводных крейсеров

Первые построенные боевые подводные лодки отличались малым водоизмещением, около 150 тонн, и крайне малой автономностью. Задачей нового вида оружия стала оборона рейдов и гаваней от тяжёлых кораблей противника. Затем появились средние подводные лодки, имевшие водоизмещение 400—700 тонн и предназначенные для позиционной борьбы в акваториях морей. Более крупные лодки, водоизмещением от 800 тонн, считались океанскими и уже могли совершать крейсерские походы. Первая мировая война почти сразу наглядно показала, что кроме уже поставленных задач подводные лодки могут успешно препятствовать торговому судоходству, для чего на субмаринах стали устанавливать артиллерийские орудия, как наиболее дешёвое и удобное средство потопления безоружных судов. Логичным продолжением развития этой концепции и стало создание по аналогии с лёгкими и вспомогательными крейсерами подводных крейсеров, как кораблей, способных совершать длительные автономные походы и топить торговые корабли на большом удалении от мест своего базирования. В силу специфики театра и соотношения сил воюющих сторон такая идея была прежде всего актуальна для Германии.

Подводные крейсера Первой мировой войны объединяет большое водоизмещение, как правило превышающее 1500 тонн, наличие крупнокалиберного артиллерийского вооружения, солидный запас торпед, большой запас хода и высокая скорость надводного хода.

Германские подводные крейсеры

В 1915 году в Германии началась проработка сразу нескольких типов крейсерских подводных лодок, характеризующиеся сочетанием мощного артиллерийского и торпедного вооружения (на каждой подлодке стояло 2 500-миллиметровых торпедных аппарата с боезапасом в 18 торпед). Помимо пары мощных 150-миллиметровых пушек немецкие подводные крейсеры имели бронирование рубки и подачи боеприпасов к орудиям 25-30-миллиметровыми железными листами, а сама тактика применения немецких подводных крейсеров носила название «ныряющей пушки».

Тип U-151, «Дойчланд»

Почтовая субмарина «Дойчланд»

Первенцами стали два корабля класса «Дойчланд»: «Дойчланд» и «Бремен», которые предназначались для прорыва британской блокады. Они имели водоизмещение более 1500 тонн, скорость над/под водой 12/5 узлов, и феноменальную автономность в 25 тысяч миль. «Дойчланд» совершил два успешных рейса с грузом почты в США, а затем был переоборудован для ведения боевых действий. Шесть последующих лодок того же проекта сразу достраивались как боевые.

Тип U-139

В 1918 году в строй вошли подводные крейсера типа U-139. Это были лодки водоизмещением 2000/2500 тонн, скоростью 15/7,5 узлов, автономностью более 12 500 миль, они предназначались для нарушения судоходства у берегов Южной Америки и Южной Африки, а их основным вооружением являлись два 6-дюймовых орудия (152 мм). Всего было построено 15 лодок, которые были отданы под командование лучших подводников Кайзеровского флота. Головным кораблём командовал знаменитый Лотар фон Арно де ла Перьер.

Типы U-117 и U-127

Условно к подводным крейсерам также можно отнести десять подводных минных заградителей (U-117 — U-126, 1150 тонн, 12 500 миль, три десятка мин) и 12 больших подлодок (U-127 — U-138, 1200 тонн, 17/8 узлов, 12000 миль), которые также предназначались для походов в Южную Атлантику.

Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»

Самая современная российская субмарина, вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава», навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».

Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».

Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.

Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.

Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

Торпедное вооружение подводных лодок

Торпедные аппараты подводный лодок первой половины тридцатых годов имели воздушный привод:  торпеда выстреливалась сжатым воздухом. Работающие таким образом торпедные аппараты  демаскировали лодку за счет образования при каждом торпедном выстреле воздушного пузыря.
В межвоенный период стали разрабатываться системы беспузырной торпедной стрельбы. Первыми в этом направлении были европейские страны — Голландия, Германия, Великобритания.
Принцип действия европейской системы беспузырной стрельбы заключался в том, что после того как торпеда приобретает необходимую скорость движения в аппарате (по прохождении двух третей длины трубы), автоматически открывается выпускной клапан и производится перепуск воздуха из торпедного аппарата внутрь прочного корпуса.
У германских подводных лодок типа VII, а также советских подводных лодок после 1937 года  для выталкивания торпеды использовался не непосредственно сжатый воздух, а пневматический поршень, что существенно упрощало устройство беспузырной торпедной стрельбы. Сжатый воздух, толкающий поршень, выпускался при этом не в воду, а в торпедный отсек.

Примеры современных подводных лодок

«Дмитрий Донской»

Подводный крейсер «Дмитрий Донской»

Из современных разработок России можно отметить выдающийся ТК-208 «Дмитрий Донской». Этот подводный крейсер побил много мировых рекордов, таких как: водоизмещение, мощность вооружения, длина, тишина хода и многое другое. Преимущество этой лодки в особой внутренней конструкции, которая представляет собой что-то похожее на катамаран с двумя прочными корпусами между которыми размещены 20 пусковых шахт с баллистическими ракетными установками межконтинентальной дальности. Эта лодка приспособлена даже к северным широтам Арктики и может с легкостью совершать тактические маневры во льдах и под ними. Эта субмарина уникальна и не перестает поражать свой мощностью, ее образ не раз использовался в боевиках, книгах и документальных фильмах. Американский журналист Марк Эпископос оценил невероятные мощности «Дмитрия Донского» назвав его «машиной судного дня».

«Князь Олег»

Еще одним примером современной подводной лодки России может послужить атомная подводная субмарина стратегического назначения К-552 «Князь Олег», проекта 955А «Борей-А». На данный момент «Князь Олег» входит в состав 25-й ДиПЛ ТОФ в Вилючинске. Эта лодка хоть и не может похвастаться сверхмощными параметрами «Дмитрия Донского», однако является отличным примером подводных лодок 4-го поколения. Спущен на воду «Князь Олег» 16 июля 2020 года.

«Ясень»

Подводная лодка «Ясень»

Эта АПЛ отличается от многих тем, что ее легкий стальной корпус покрыт резиной, что способствует очень низкой шумности передвижения и меньшей заметности для гидролокаторов. Также интересное отличие «Ясеня» в том, что его ракеты и торпеды находятся не на носу, а по бокам. У «Ясеня» имеется очень мощный атомный двигатель, который, как утверждают эксперты, может работать без смены топлива около 30-ти лет, как и сама субмарина. Разработало это чудо техники конструкторское бюро «Малахит», главным конструктором был В. Н. Пялов. При постройке «Ясеня» было принято много решений, раньше не использовавшихся в отечественном кораблестроении.

Виды подводных лодок ВМФ СССР и России

Подводная лодка «Наутилус»

Атомные подводные лодки

Атомные подводные лодки (АПЛ) имеют ядерную силовую установку для движения. Этот тип подводных лодок имеет широкую сферу применения, они могут использоваться как для поражения кораблей, так и для уничтожения военных баз, портов и других стратегически важных объектов противника. На данный момент АПЛ это самый распространенный тип субмарин. Первая атомная подводная лодка «Наутилус» была создана в США, 14 июня 1952 года конструктором Хайманом Риковером, которого на западе иногда называют «отцом атомного флота». Ее создание стало большим прорывом в мореплавании, так как теперь судна имели почти неограниченную дальность передвижения. Стоит отметить, что «Наутилус» стал первым судном, которому удалось посетить северный полюс.

Инициатором появления первой русской атомной подводной лодки стал А. П. Александров, который 19 августа 1952 года написал письмо И. Курчатову с предложением создать судно этого типа. Первой русской атомной подлодкой стала К-3 «Ленинский комсомол», технической частью ее создания руководили конструкторы Н. А. Доллежаль и В. Н. Перегудов, а общее руководство осуществлял академик А. П. Александров. Завершили ее строительство 4 июля 1958 года, тогда она впервые дала ход под атомной силовой установкой. Так как при ее создании делали упор именно на скорость подводного хода, то получилась она даже быстрее «Наутилуса», показав ход в 28 узлов даже при неполной мощности реакторов.

Дизельные подводные лодки

Дизельная подводная лодка — это лодка, оснащенная дизельным двигателем для надводного передвижения и электромоторами для передвижения под водой, такие лодки еще часто называют дизель-электрическими (ДЭПЛ). С 1910 до 1955 года почти все подлодки были дизель-электрическими, потому что такая система позволяла достичь наибольшей автономности плавания, а также такие судна были более безопасными, ведь исключался риск взрыва, который был на лодках с бензиновыми двигателями. Зачастую основным назначением таких лодок является защита атомных подводных лодок при выходе в открытый океан, дело в том, что атомные подлодки очень подвержены атаке многоцелевых подлодок.

Дизель-электрическая подводная лодка Палтус

Появление таких подводных лодок было очень важно, ведь до них в основном использовались аппараты на мускульной тяге экипажа, на передвижение которых уходило много сил и уплыть на них далеко вряд ли получилось бы. Да, прежде были лодки еще и бензиновыми и керосиновыми двигателями, но и у них тоже было очень много минусов, но от них помогли избавиться ДЭПЛ

Над созданием подлодок с дизельным двигателем конструкторы начали думать еще с момента появления таких моторов, но идеи не могли были быть воплощены в жизнь из-за ненадежности и громоздкости дизелей того времени. Первые ДЭПЛ начали появляться только к началу Первой мировой войны. В наше время такие подлодки теряют свою популярность из-за появления аналогов имеющих атомную силовую установку, которые превосходят этот тип субмарин почти по всем параметрам.

Виды ядерных подводных лодок

Существует несколько видов атомных подводных лодок:

  1. ПЛАТ (подводная лодка атомная торпедная). Этот класс подлодок характеризуется тем, что основным его достоинством является торпедное оружие. Эти лодки используются для уничтожения вражеских кораблей и подводных лодок путем торпедирования. Примерами такого вооружения СССР являются «627(А) КИТ», «671 ЕРШ», «685 Плавник». В современной России есть такие примеры как «К-123 Марс», «885 Ясень».
  2. ПЛАРК (подводная лодка атомная с ракетами крылатыми). ПЛАРК имеет на вооружении крылатые ракеты, которыми бьет по кораблям или береговым объектам. Примером лодок ПЛАРК Советского союза являются лодки серии «651» и «659». На вооружении Российской Федерации имеются такие примеры ПЛАРК как «Орел», «Смоленск», «Омск».
  3. ПЛАРБ (подводная лодка атомная с ракетами баллистическими). Такие субмарины имеют баллистические ракеты для удара по стратегически важным объектам противника. В СССР были такие ПЛАРБ как «658», «658М», «658Т» и т.д., В России есть такие примеры: «995 Борей», «К-223», «К-407».
  4. Атомные специального назначения. У этого типа субмарин есть много специальных задач, зачастую это исследования глубин океана. Примеры в СССР: «658У», «БС-64». Атомные подводные лодки специального назначения в Российской Федерации – «АС-21», «АС-23» и множество других моделей.
  5. АГС (атомные глубоководные станции). Они используются для исследования океана на большой глубине. В Советском Союзе были такие АГС как: «Нельма», «Архипелаг», в современной России используются АГС моделей «Белгород», «10830», «10830К».

Прототип:

Подводные лодки типа С, «Средняя» или «Сталинец» — общее наименование для советских подводных лодок серий IX, IX-бис и XVI, построенных
в 1936—1948 годах на базе проекта, разработанного по заказу советской стороны немецко-голландским конструкторским бюро IvS. Всего в строй вступила 41 субмарина, в том числе к началу войны было введено в строй 17 (18) лодок, в ходе войны — 17, а ещё 7 лодок, бывших на плаву к 22 июня 1941 года, вступили в строй уже после окончания войны. 30 участвовавших в Великой Отечественной войне подводных лодок типа «С» по подтверждённым обеими воюющими сторонами данным потопили 19 судов общим тоннажем 78 942 брт, 7 боевых кораблей, в том числе одну подводную лодку, повредили 6 транспортов (27 192 брт) и 6 боевых кораблей противника. Было потеряно 15 субмарин этого типа, в том числе все три лодки серии IX.
За боевые заслуги двум подводным лодкам присвоены гвардейские звания и шесть награждены орденом Красного Знамени, в том числе С-56 была удостоена обеих наград.
4 августа 1934 года было принято решение о серийной постройке средних подводных лодок серии IX и постепенной замены ими подводных лодок типа «Щука». Субмарины серии IX строились на Балтийском заводе.
В строительстве серии IX-бис участвовали заводы № 189 «Балтийский завод», 194 «им. Марти», 196 «Судомех» (все — Ленинград), 112 «Красное Сормово» (Горький), 198 «им. Марти» (Николаев), 202 «Дальзавод» (Владивосток),
402 (Молотовск), 638 «им. Сталина» (Астрахань).
К 22 июня 1941 года недостроенными оставались 25 лодок: 7 в Николаеве и по 6 в Ленинграде, Горьком и в Молотовске.
Серия IX состояла из трёх субмарин, С-1, С-2 и С-3, которые были построены в 1934-38 годах. В течение Советско-финской войны 1939—1940 годов эти лодки совершили по два похода, во время которых было произведено суммарно две торпедные атаки. Артиллерией потоплен один транспорт и сбит один самолёт.
«С-2» погибла в январе 1940 года на финской мине. 7 февраля 1940 года «С-1» награждена Орденом Красного Знамени.
Серия IX-бис состояла из 41 субмарины. Лодки этой серии строились с 1936 по 1948 год. От лодки к лодке вносились всё новые улучшения, не имевшие глобального характера, но обусловившие некоторые различия в характеристиках кораблей.
18 лодок строились цельносварными по проекту серии XVI (проект 97), но к началу войны все они находились на ранних стадиях строительства и ни одна из этих лодок не была достроена.

Проект 955 «Борей»

Вторые по величине подлодки. К настоящему моменту построено 3 подводные лодки этого проекта в первой версии, а в 2020 была спущена на воду первая модель по модернизированному проекту 955А «Борей-А». Всего же запланировано строительство 10 подлодок этого класса. На данный момент на вооружении ВМФ России стоит 5 кораблей.

При длине в 170 метров и ширине в 13,5 метров она имеет водоизмещение в 24 тысячи тонн и развивает до 15 узлов (27,7 километров в час) в надводном состоянии, и до 29 узлов (53 километра в час) в подводном.

«Борей» напичкан различным вооружением, таким как минно-торпедное, ПВО и, конечно же, ракетное, представляющее собой 16 ядерных ракет.

Особенности конструкции подводного ракетоносца проекта 941

Для непосвященных, лодка представляет собой огромную стальную сигару китообразной формы

Однако для специалистов особое внимание вызывают не столько размеры корабля, сколько его компоновка. Субмарина имеет двухкорпусную схему

За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус. Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы.

Пространство между двумя прочными корпусами заполнено шахтными пусковыми установками в количестве 20 штук. Боевая рубка смещена к хвостовой части лодки. Вся передняя палуба представляет собой одну большую стартовую площадку. Такое расположение пусковых установок предполагает возможность одновременного пуска всего боезапаса. При этом пуск ракет должен осуществляться с минимальным временным интервалом. Советский ракетоносец способен осуществлять пуски ракет из надводного и из подводного положения. Рабочая глубина погружения для осуществления пуска составляет 55 метров.

Корабль имеет 19 отсеков, каждый из которых имеет сообщение с другими. В легком корпусе носовой части лодки установлены горизонтальные рули. Боевая рубка имеет усиленную конструкцию, специально рассчитанную на экстренное всплытие корабля в условиях наличия сплошного ледового щита на поверхности. Повышенная прочность является основной отличительной особенностью советских ракетоносцев III поколения. Если американские АПЛ типа «Огайо» строились для патрулирования в чистых водах Атлантики и Тихого океана, то советские подводные лодки главным образом действовали в акватории Северного Ледовитого океана, поэтому и конструкция корабля создавалась с запасом прочности, способным преодолевать сопротивление ледового панциря 2-х метровой толщины.

Сердцем атомохода является два ядерных реактора ОК-650ВВ суммарной мощностью 380 МВт. В движение субмарина приводится уже посредством работы двух турбин мощностью 45-50 тыс. л/с каждая. Такой огромный корабль имел и соответствующего размера гребные винты – 5,5 м в диаметре. В качестве резервных двигателей на лодке были установлены два дизель-генератора мощностью 800Вт.

Гребные винты

Атомный ракетоносец в надводном положении мог развивать скорость хода 12 узлов. Под водой субмарина водоизмещением уже в 50 тыс. тонн могла двигаться со скоростью 25 узлов. Рабочая глубина погружения составляла 400 м. При этом лодка имела некоторый запас критической глубины погружения, составляющие еще дополнительные 100 м.

Экипаж

Кораблем таких больших размеров и с такими ТТХ управлял экипаж численностью 160 человек. Их этого числа треть приходилась на офицерский состав. Внутренние жилые помещения на подводной лодке были оборудованы всем необходимым для длительного и комфортного проживания. Офицеры и мичманы обитали в 2-х и 4-х местных комфортабельных каютах. Матросский и старшинский состав проживали в специально оборудованных кубриках. Все жилые помещения на лодке обслуживались системой кондиционирования воздуха. Во время длительных походов экипаж корабля, свободный от боевой смены, мог проводить время в спортивном зале, посещать кинотеатр и библиотеку. Следует отметить, автономность корабля превышала все существующие до этого времени нормативы — 180 суток.

Проект 949А «Антей»

Проектирование подлодок проекта 949А «Антей» началось еще в конце 60-х годов, а в строю они находятся с 1986 года. Эти ракетные подлодки 3-го поколения имеют длину 154 метра, ширину 18,2 метра и водоизмещение 14 700 тонн. И способны развивать до 15 узлов (27,7 километров в час в надводном положении) и до 32 узлов (59,2 километра в час) в подводном, что делает ее одной из самых быстрых подлодок в мире.

Вопреки мнению, будто все подлодки на вооружении ВМФ России несут ядерное оружие, в проекте 949А «Антей» не предусмотрено такой функции. Это противокорабельный комплекс, который предназначен для поражения крейсеров, авианосцев и других крупных надводных объектов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: