Подводные лодки проекта 671 «ерш»

Подводные лодки

Атомные ПЛ

Атомные ПЛ

С баллистическими ракетами

Проект 667БДР

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 «Петропавловск-Камчатский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 «Зеленоград»

Проект 667БДРМ

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула»

Проект 941

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 «Архангельск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 «Северсталь»

Проект 955

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Александр Невский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах»

Проект 955А

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Генералиссимус Суворов»

С крылатыми ракетами

Атомный ракетный подводный крейсер «Казань»Атомный ракетный подводный крейсер «Новосибирск»Атомный ракетный подводный крейсер «Красноярск»

Проект 949А

Атомная подводная лодка К-119 «Воронеж»Атомная подводная лодка К-266 «Орел»Атомная подводная лодка К-410 «Смоленск»Атомная подводная лодка К-456 «Тверь»Атомная подводная лодка К-132 «Иркутск»Атомная подводная лодка К-186 «Омск»Атомная подводная лодка К-150 «Томск»Атомная подводная лодка К-442 «Челябинск»

С ракетно-торпедным вооружением

Проект 671РТМК

Атомная подводная лодка «Даниил Московский»Атомная подводная лодка «Тамбов»Атомная подводная лодка Б-138 «Обнинск»Атомная подводная лодка Б-388 «Петрозаводск»

Проект 971

Атомная подводная лодка К-157 «Вепрь»Атомная подводная лодка К-295 «Самара»Атомная подводная лодка К-317 «Пантера»Атомная подводная лодка К-461 «Волк»Атомная подводная лодка К-331 «Магадан»Атомная подводная лодка К-328 «Леопард»Атомная подводная лодка К-154 «Тигр»Атомная подводная лодка К-419 «Кузбасс»Атомная подводная лодка К-263 «Барнаул»Атомная подводная лодка К-391 «Братск»Атомная подводная лодка К-322 «Кашалот»

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард»

АС-31

Атомные подводные лодки специального назначения

КС-129 «Оренбург»

Дизельные ПЛ

Проект 877

Дизельная подводная лодка Б-187 «Комсомольск-на-Амуре»Дизельная подводная лодка Б-394 «Нурлат»Дизельная подводная лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец»Дизельная подводная лодка Б-459 «Владикавказ»Дизельная подводная лодка Б-402 «Вологда»Дизельная подводная лодка Б-190 «Краснокаменск»Дизельная подводная лодка Б-177 «Липецк»Дизельная подводная лодка Б-471 «Магнитогорск»Дизельная подводная лодка Б-345 «Могоча»Дизельная подводная лодка Б-401 «Новосибирск»Дизельная подводная лодка Б-260 «Чита»Дизельная подводная лодка Б-808 «Ярославль»Дизельная подводная лодка Б-806 «Дмитров»Дизельная подводная лодка Б-227 «Выборг»Дизельная подводная лодка Б-494 «Усть-Большерецк»Дизельная подводная лодка Б-464 «Усть-Камчатск»

Проект 677 «Лада»

Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург»Дизель-электрическая подводная лодка «Кронштадт»

Проект 636.3

Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск»Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону»Дизель-электрическая подводная лодка «Старый Оскол»Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар»Дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород»Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино»Дизель-электрическая подводная лодка «Петропавловск-Камчатский»Дизель-электрическая подводная лодка «Волхов»Дизель-электрическая подводная лодка «Магадан»Дизель-электрическая подводная лодка «Уфа»

Советские подводные лодки проекта 671 РТМ «Щука»

Только одна подводная лодка класса «Огайо» обладала вооружением равным по мощности всем бомбам, сброшенным во время второй мировой войны. Одновременно в США строились убийцы кораблей знаменитые атомные подводные лодки класса «Лос-Анджелес». Кроме противолодочного и противокорабельного оружия они несли высокоточные крылатые ракеты «Томагавк» для поражения важных объектов Советского Союза: ракетные шахты и командные пункты системы ПВО. Для борьбы с подобными кораблями нужны были субмарины нового качества. Но советские подводные лодки третьего поколения еще только создавались и могли войти в строй не раньше середины 80-х. Конструкторы КБ «Малахит» предложили неожиданный выход. Использовать удачную конструкцию атомной подводной лодки «Семга» для размещения нового комплекса оборудования и вооружений.

Немедленно был вызван главный конструктор, и в один день было принято решение создавать эту подлодку. Новая субмарина кроме акустики получила новый навигационный комплекс и еще ряд новинок. Она явилась переходной моделью между подводными лодками второго поколения, но с вооружением третьего поколения. В этом и заключалась ее особенность. Многоцелевая атомная подводная лодка стала самой массовой и самой любимой, как конструкторами, так и подводниками.

Подводная лодка проекта 671 РТМ получила шифр «Щука». Даже по сегодняшним меркам это первоклассный боевой корабль. В нем сосредоточились все достижения, накопившиеся за годы строительства этого проекта подводных лодок. На строительство головного корабля понадобилось менее года. Первая подводная лодка была заложена 7 мая 1977 года, а уже 28 декабря 1977 вошла в состав ВМФ СССР. На атомной подводной лодке «Щука» был установлен гидроакустический комплекс «Скат», который в три раза превышал параметры предыдущего. В его состав входила буксируемая антенна, которая позволила увеличить дальность обнаружения кораблей противника в несколько раз. Она размещалась в специально обтекаемой «гондоле» на вертикальном оперении, что надолго поставило в тупик специалистов «натовского» флота. Подводные лодки класса «Щука» получили различные типы вооружений. Кроме различных торпед и ракето-торпед она могла брать на борт мины, а также спецсредства, которые до сих пор являются военной тайной.

Атомная подводная лодка проекта 671 РТМ Щука

Советская подлодка проект 671 РТМ и эсминец ВМС США USS Peterson (DD-969)

Одним из главных секретов атомной подводной лодки «Щука» является высокоскоростная ракета «Шквал». Ее скорость более 200 км/час и ей нет равных в мире. С 1984 года на подводной лодке проекта 671 РТМ были размещены стратегические ракеты «Гранат» превосходящие ракеты «Томагавк».

Американцы продолжали наращивать свое присутствие в мировом океане. На каждую советскую подводную лодку приходилось четыре корабля противника, и этот разрыв продолжал увеличиваться. Но еще больше советских руководителей беспокоил качественный рост ВМС США. Из-за недостаточного финансирования строительство советских подводных кораблей шло медленно. В середине 90-х годов подводные лодки проекта 671 РТМ «Щука» стали постепенно покидать строй. За более чем тридцатилетнюю историю эксплуатации на подводных лодках 671 проекта не было ни одной аварии, и они до сих пор находятся в боевом строю ВМФ РФ.

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 671 РТМ «Щука» («Victor III»):

  • Водоизмещение — 7 250 тонн
  • Длина — 107 м
  • Ширина — 10,8 м
  • Осадка — 8,0 м
  • Глубина погружения — 400 тонн
  • Судовая силовая установка — атомная, мощность турбин 30 000 л.с.
  • Скорость — 30,5 узла
  • Экипаж — 100 человек
  • Автономность — 90 суток.

Вооружение подводной лодки проекта 671 РТМ:

  • Торпедные аппараты 650 мм — 4
  • Торпедные аппараты 533 мм — 2
  • Ракета «Шквал» BA-111 — 2
  • Мины — 36
  • Ракеты SS-N-15 — 4
  • Ракеты SS-N-16 — 6
  • Ракеты SS-N-22 — 6.

Задача поставлена

Да, именно эти семь субмарин были первыми на Дальнем Востоке. Да что там — первыми во всей России! Владивосток вписал себя в историю как колыбель российского подводного флота.

Отряд миноносцев продолжал прирастать новыми единицами.

В начале 1905 года во Владивосток железной дорогой прибыла еще одна субмарина американского производства — «Осётр» (ранее — Protector), но спуск ее на воду и ввод в состав отряда миноносцев произошел только в июне. 7 июля 1905 года во Владивосток прибудет еще одна «американка» — «Кефаль», но на воду ее спустят только 5 августа.

Подводная лодка «Кефаль» в Золотом Роге. Фото: портал «Старый Владивосток»

Пока же в боевом строю отдельного отряда действовали семь субмарин.

Базой для них была выбрана удобная, хорошо укрытая от волн, бухта Улисс в окрестностях города. В бухте были построены небольшие временные ремонтные мастерские и казармы для личного состава. Нередко, особенно зимой, гостили субмарины и в редко замерзающем Золотом Роге, откуда выводились на учения ледоколом «Надежный». Не раз вместе с ними за ледоколом следовали крейсера владивостокского отряда, чтобы отработать задачи по совместным действиям при нападении противника.

ПЛ «Сом» во Владивостоке. Фото: портал «Старый Владивосток»

29 января 1905 года во Владивостоке на крейсере «Громобой» состоялось секретное совещание.

Председательствовал на нем начальник отряда крейсеров, контр-адмирал Иессен, доклад делал лейтенант Плотто. На совещании обсуждали план активного применения пока только двух испытанных лодок совместно с миноносцами в районе Цугарского (Сангарского) пролива. Совещание приняло два варианта возможного применения субмарин, причем оба носили наступательный характер и предусматривали операции по нарушению японского судоходства в Корейском проливе.

По первому предполагалось, что, используя промежуточную базу в бухте Ольга, в которую перейдет также и один из транспортов, подлодки, по возможности, на буксире у миноносцев, будут подведены к берегам Японии, откуда самостоятельно проникнут в японские порты и атакуют их.

По второму — все боеготовые субмарины идут на буксире миноносцев к корейским берегам, пополняя запасы с приданного парохода. Базируясь на порт Шестакова, лодки будут вести операции против судоходства в Корейском проливе. Первый план предлагалось привести в действие по получении торпед лодкой «Сом», второй — по готовности всех подлодок.

Подготовка масштабных операций наступательного характера была смелым и решительным шагом, но не соответствовала уровню подготовки экипажей и техническому состоянию подлодок того времени.

По этим причинам оба плана не были претворены в жизнь. Никто реально не представлял, на что способны лодки и как они должны действовать. Опыт пробного плавания субмарин в заливе Петра Великого показал, что они «слишком малы для непрерывного крейсерства в открытом море».

Учитывая это, перед командирами подлодок ставилась другая, не менее важная задача — оборона порта Владивосток и прибрежных районов от набегов японского флота. Такой случай представился совсем скоро.

Дальнейшая судьба 13 первых подводных лодок Владивостока

ПЛ «Форель»(Германия) — после затопления в 1910 году была поднята, но в строй больше не вернулась. Скорее всего, была разобрана на металлолом.

ПЛ «Касатка» (Россия) — после убытия из Владивостока участвовала в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1925 году разобрана на металлолом в Баку.

ПЛ «Скат» (Россия) — в составе Черноморского флота участвовала в Первой мировой войне. В апреле 1919 года затоплена близ Севастополя англичанами.

ПЛ «Налим» (Россия) — в составе Черноморского флота участвовала в Первой мировой войне. В апреле 1919 года затоплена близ Севастополя белогвардейцами.

ПЛ «Фельдмаршал граф Шереметьев» (Россия) — в августе 1917 года получила имя «Кета». С 1918 года хранилась в порту Петрограда, в 1924 году во время наводнения затонула у стенки. Была поднята и разделана на металл.

ПЛ «Сом» (США) — погибла в Аландском море при подводном столкновении со шведским пароходом «Онгерманланд» 10 мая 1916 года.

ПЛ «Дельфин» (Россия) — в июне 1916 года перевезена в Мурманск, в августе 1917 года исключена из списков кораблей, в 1920-х годах корпус «Дельфина» был разделан на металл.

ПЛ «Осётр» (США) — в июле 1913 года ПЛ «Осётр» была выведена из боевого состава флота, а в августе — исключена из списков кораблей. В 1922 году была разделана на металл.

ПЛ «Кефаль» (США) — в апреле 1916 года «Кефаль» была выведена из боевого состава флота, исключена из списков кораблей, была сдана порту для разборки. Хранилась, пока в 1922 году не была разделана на металл.

ПЛ «Щука» (Россия) — с 1914 года служила в Одессе, Николаеве, Петрограде, Ревеле. 24-25 февраля 1918 года в разобранном виде была захвачена в Ревеле немецкими войсками, после чего вывезена и разделана на металл.

ПЛ «Плотва» (США) — 11 ноября 1913 года «Плотва» была выведена из боевого состава флота, 16 ноября исключена из списков кораблей, 10 марта 1914 года была сдана порту для разборки. В 1922 году была разделана на металл.

ПЛ «Палтус» (США) — 11 ноября 1913 года ПЛ «Палтус» была выведена из боевого состава флота, 16 ноября исключена из списка кораблей Сибирской флотилии, 10 марта 1914 года была сдана порту для разборки. В 1922 году был разделана на металл.

ПЛ «Бычок» (США) — 11 ноября 1913 года ПЛ «Палтус» была выведена из боевого состава флота, 16 ноября исключена из списка кораблей Сибирской флотилии, 10 марта 1914 года была сдана порту для разборки. В 1922 году была разделана на металл.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала председателя Общества изучения Амурского края Алексея Буякова.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Надувные лодки Язь

Эти плавсредства, популярные у рыбаков, производятся в Ярославле ЗАО «Ярославль-Резинотехника». Среди них есть одно- и двуместные модели. Отличаются заостренным носом, который позволяет легче преодолевать заросли водной растительности. Есть модели с заостренной кормой – такие лодки обладают отличной маневренностью при движении не только вперед, но и назад.

Нос у лодок приподнятый, у всех них достаточная высота борта – 24, 29 или 30 см. Все это обеспечивает нормальный вход плавсредства в волну и достаточно, чтобы вода не заливала лодку.

Надувные лодки Лисичанка Язь достаточно легкие. В их изготовлении используется прочная прорезиненная ткань, которая имеет светоозоностойкое покрытие. В собранном виде надувные «Язи» компактны, размещаются в специальном чехле, который не занимает много места в багажнике автомобиля, необременительно перевозится городским транспортом, велосипедом, переносится вручную.

Собрать надувной Язь можно всего за десять минут прямо у водоема. Из-за малого веса их легко спускать на воду, переносить, если требуется, через препятствия.

Всего производителем выпускается три класса лодок Язь. Самый обширный – первый (индекс «1»). Среди них почти все одноместные, выполнены шириной 105 см, но разной (170, 190, 200 см) длины. Они изготовлены из двух отсеков и рассчитаны на пребывание в них одного человека. Укомплектованы жестким или надувным сидением.

Из первой группы выделяется модель Язь 1 в исполнении 3. У нее увеличенная до 215 см длина и до 125 см ширина. Изделие рассчитано на двух пассажиров, снабжено по дну реечным настилом. Имеет транец, к которому можно крепить лодочный мотор.

Резиновые лодки Язь 2 составляют вторую группу изделий. Они посерьезнее предыдущей: почти все двуместные, имеют большую (250, 270 см) длину и ширину в 110 см. Комплектуются жесткими, надувными сидениями.

Исключением является лодка исполнения 3, которая трехместная. У нее 2,7-метровая длина, увеличенная до 130 см ширина. По дну имеется реечный настил, а на корме – транец для подвески лодочного мотора.

«Язь» 3 самая длинная (3 м) из выпускаемых. У нее ширина 125 см, три надувных отсека и надувное дно. Рассчитана на 3 человек, имеет жесткие сидения. На корме устроен транец, который может сниматься и устанавливаться по необходимости.

На страх Камимуре

Наличие в русском флоте подводных лодок послужило хорошим сдерживающим фактором для японского флота. При планировании набеговых операций к берегам Приморья этот факт не мог не учитываться, так как боевые возможности субмарин в то время были мало исследованы ввиду отсутствия опыта их применения в военных целях.

К слову, о формировании во Владивостоке подводной флотилии в Японии хорошо знали задолго до столкновения миноносцев Микадо с субмаринами близ бухты Преображения.

Так, еще в конце марта 1905 года корреспондент газеты «Русское слово» телеграфировал своему изданию из Токио следующее:

«Сообщают, что русские во Владивостоке производят теперь опыты с шестью подводными лодками. Все лодки иностранного происхождения — французского, английского и американского типа»,

— писал он.

Стоит сказать, что военные историки считают, что командующий японским флотом в Русско-японской войне адмирал Того знал о появлении на вооружении у русского флота в дальневосточных водах столь грозного по тем временам оружия от агентуры во Владивостоке.

Можно предположить, что именно сам факт наличия почти десятка русских субмарин во Владивостоке сдерживал и намерения командующего японским отрядом крейсеров адмирала Камимуры нанести еще один удар по Владивостоку, подобный тому, что случился 6 марта 1904 года.

Специалисты сходятся во мнении, что подводная флотилия сыграла одну из определяющих ролей в предупреждении японского нападения на крепость Владивостока.

В документе тех лет — акте «Комиссии по исследованию состояния и боеспособности подводных лодок, находящихся во Владивостоке, за 1905 год», есть слова подтверждающие их роль и значения в жизнедеятельности русского флота:

Комиссия полагает, что, несмотря на недавнее существование в России подводных лодок, уже вполне выяснилось, что необходимо всеми силами стремиться к развитию и усовершенствованию этого дела. Опыты и минные атаки показали, что подводные лодки в настоящее время представляют собой серьезное боевое средство…

Командир «Сома» князь Владимир Трубецкой писал:

С приходом лодок во Владивосток неприятельская эскадра ни разу к нему не подошла. Между тем, лодки есть одно из самых сильных средств береговой обороны. При умении ими пользоваться, подводными лодками можно наносить ужасный вред неприятелю в его же портах и своим там появлением наводить нравственный страх и переполох.

Подводная лодка «Касатка». 1905 год, Владивосток. Фото: предоставлено А.М.Буяковым

Окраска

Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалями Tamiya , Gunze Mr. Color. Особо рассказывать нечего: сначала WL, затем подводная часть и, наконец, надводная. Следы эксплуатации — пудреницы Tamiya, жидкости АК.
Декали использовал из набора. Подложка у декалей
тонкая, они хорошо позиционируются и привариваются спецжидкостями, я пользовался Tamiya Mark fit Strong, результатом доволен. Но в данном наборе есть пару обидных косяков.

1-ый: линеек марок углубления только 2 пары, а нужно 3, т.к. они располагаюся не только в носу лодки и на кормовом оперении, но и в средней части корпуса, сразу за ограждением рубки. Поскольку у меня есть еще одна РТМ-ка, то взял декали оттуда.
2-ой: Декали марок углубления сделаны все на один борт и если для декалей № 2 это не проблема (они симметричны по высоте и их можно перевернуть вверх ногами) то для дек № 1, которые размещаются на кормовом оперении это заметно.
Итак, коллеги

Атомная лодка-охотник второго поколения, ориентированная в первую очередь на борьбу с субмаринами противника.

Первое поколение советских атомоходов (лодки проектов и ) было заточено главным образом под борьбу с надводными кораблями. Однако уже ближе к концу 1950-х годов флот потребовал себе современный массовый «охотник», который должен был заняться главным образом задачами противолодочной обороны.

В 1958 году был проведен широкомасштабный конкурс проектов на атомоходы второго поколения. В результате были отобраны три эскизных проекта лодок для серийного строительства: с баллистическими ракетами — проект 667, с крылатыми ракетами — проект 670 и лодка-охотник — проект 671.

Разработчик лодки — СКБ-143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), главный конструктор Георгий Чернышев. Техническое задание на проект утвердили в 1959 году, технический проект закончили к концу 1960 года, а в апреле 1963 года в Ленинграде на Ново-Адмиралтейском заводе (ныне «Адмиралтейские верфи») заложена головная лодка проекта К-38 .

Фото: navy.su

В проекте был реализован целый ряд новшеств: обтекаемый корпус лодки в виде тела вращения, полное подчинение архитектуры лодки задачам подводного плавания и пр. Лодка получила одновальную энергоустановку с двумя водо-водяными реакторами ОК-300 .

Водоизмещение надводное/подводное 3500/4700 тонн. Длина корпуса 93 метра, ширина свыше 10 метров. Рабочая глубина погружения 320 метров, предельная 400 метров. Максимальная скорость хода под водой до 32 узлов, надводная 11−12 узлов. Экипаж по разным данным 68−76 человек, автономность по провизии 50−60 суток.

«Ерши» получили мощный гидроакустический комплекс «Рубин» с макимальной дальностью обнаружения целей 50−60 км. Одним из сложных элементов технического задания состоял в том, чтобы вписать габаритный комплекс (объемом порядка 70 кубометров и весом 20 тонн) в носовую часть субмарины. С 1976 года вместо «Рубина» на лодки начали в порядке модернизации ставить новый комплекс «Рубикон» с максимальной дальностью обнаружения до 200 км.

Лодка была вооружена шестью носовыми 533-мм торпедными аппаратами, обеспечивавшими стрельбу на глубинах до 250 метров. В боекомплект входило 18 торпед (типа 53−65К или СЭТ-65) или противолодочных ракет (типа 81Р комплекса РПК-2 «Вьюга-53» ; для лодок проекта 671В). Также лодка могла брать морские мины: 18 ПМР-1 , ПМР-2 или ПМТ либо 36 РМ-2Г. Постановка мин выполнялась на скорости хода до шести узлов.

Фото: navy.su

Всего было построено 15 лодок проекта 671, основная их часть служила на Северном флоте.

Три субмарины, строившиеся для Тихого океана, были построены по измененному проекту 671 В (с оснащением комплексом управляемого противолодочного вооружения РПК-2 «Вьюга-53»). Лодка К-323 была в 1984 году модернизирована по проекту 671К и получила возможность применять стратегические крылатые ракеты С-10 «Гранат» (советский аналог американских ракет типа Tomahawk).

Все лодки проекта 671 были выведены из состава флота с 1989 по 1997 годы и к настоящему времени утилизированы.

На базе проект 671 «Ерш» были созданы другие проекты многоцелевых атомных лодок — 671РТ «Семга» и 671РТМ/РТМК «Щука».

«Основы» прикроют РПКСН

Первым и очевидным направлением является качественное усиление корабельного состава наших флотов. Меры в этом направлении принимаются. Однако совершенно очевидно, что в приемлемые сроки, диктуемые нарастающей военной напряженностью в мире, увеличить до необходимого уровня количественный состав наших флотов невозможно, а значит, и обеспечить за счет этого боевую устойчивость наших РПКСН.

Поэтому надо признать, что только военно-техническими и оперативными мерами решить задачу обеспечения боевой устойчивости РПКСН невозможно. Необходимы военно-политические меры. И новая редакция «Основ государственной политики в области ядерного сдерживания» это позволяет сделать. Такой мерой может стать объявление «красной ядерной линией» уничтожение даже одного нашего РПКСН. То есть сделать официальное заявление, что уничтожение даже одного нашего РПКСН рассматривается как неприемлемый удар по нашим СЯС, по итогам которого мы переходим к полномасштабному применению ядерного оружия.

Основанием для заключения о гибели подводной лодки может считаться двух-трехкратный невыход ее на плановый сеанс связи. С установлением гибели первого же РПКСН Россия должна заявить о решимости применить ядерное оружие, если противолодочные силы противника не будут выведены из районов нахождения наших РПКСН, и показать эту решимость демонстративным ядерным ударом по пустынным районам, например по областям вблизи Северного полюса. Если противник не отреагирует на этот шаг (что весьма маловероятно), то Россия должна быть готова к нанесению полноценного упреждающего удара. Если же противник выведет свои противолодочные силы, то угроза гибели РПКСН будет в основном устранена.

Так как РПКСН всплывает на сеанс связи раз в несколько часов, то факт его гибели станет ясным уже через полсуток-сутки. За это время противник сможет уничтожить максимум еще один РПКСН. То есть Россия к моменту перехода к применению ядерного оружия (или прекращения боевых действий) будет иметь полноценную боеспособную группировку МСЯС.

Такой вариант развития ситуации имеет место при существующих принципах применения РПКСН. Однако в случае объявления о решимости перейти к пусканию в ход ядерного оружия после гибели первого же РПКСН, возможно, имеет смысл использовать иные способы их боевого патрулирования. В частности, перейти к действиям по обеспечению боевой устойчивости на принципе силы. При таком подходе РПКСН патрулирует в составе корабельного ордера, находясь в позиционном положении с выдвинутыми антеннами РЭС и поддерживая в непрерывном режиме связь с кораблями охранения. В этой ситуации возможности вскрыть РПКСН на фоне шумов кораблей охранения у противолодочной подводной лодки противника практически нет, а соответственно нет возможности и атаковать его. Наличие кораблей охранения позволит существенно повысить боевую устойчивость РПКСН от минного оружия. В случае атаки ордера силами ударной авиации и ПКР РПКСН имеет возможность своевременно погрузиться и скрытно выйти из зоны боя, сохранив боевую устойчивость. Если же в силу неблагоприятных обстоятельств РПКСН окажется под ударом и погибнет, то факт его уничтожения будет выявлен немедленно, это станет основанием применения ядерного оружия. Надо отметить, что для разгрома ордера кораблей нужно выделить соответствующий и достаточно многочисленный наряд сил. Необходима должная организация удара. То есть сам процесс уничтожения РПКСН в ордере выливается в сложный бой, учитывая тот факт, что корабельная группа будет прикрываться в общей системе обороны флота. Таким образом, боевая устойчивость РПКСН может быть радикально повышена, достигнув показателей, характерных для американских ПЛАРБ. Естественно, в статье возможно представить только идею нового подхода. Более детальная информация может носить закрытый характер.

Таким образом, следует констатировать, что с применением новых способов обеспечения боевых действий РПКСН с привлечением правовых и политико-дипломатических инструментов их боевая устойчивость может быть достаточно высокой, существенно превосходящей остальные компоненты российских СЯС.

От редакции

В РФ слишком увлеклись строительством новых АПЛ, не озаботившись вводом в строй достаточного количества кораблей противолодочной обороны, способных прикрыть районы патрулирования наших РПКСН («Беззащитные стратеги»).

Наши начальники не озаботились тем, чтобы ликвидировать отставание русского подплава в гидроакустических комплексах.

Наконец, у стран НАТО и у Японии есть скрытные подлодки с анаэробными силовыми установками, способные топить наших «стратегов».

Есть о чем поразмыслить, прежде чем строить огромные подводные крейсера.

Константин Сивков, заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук

Газета «Военно-промышленный курьер», опубликовано в выпуске № 27 (840) за 21 июля 2020 года

Первый в мире подводный бой

В конце апреля 1905 года русское командование получило агентурные сведения о готовящемся походе японских крейсеров к бухте Преображения.

29 апреля туда срочно отправили отряд, состоящий из подлодок «Дельфин», «Касатка» и «Сом». Две первые шли вместе, а «Сом» отстал и совершал поход самостоятельно. В 70 милях от Владивостока, у мыса Поворотный, сигнальщик «Сома» заметил два японских миноносца. Командир субмарины лейтенант Владимир Трубецкой приказал начать погружение, на что потребовалось около 5 минут.

Подводная лодка «Сом» во Владивостоке. 1905 год. «Летопись русско-японской войны 1904-1905 гг.». Фото: предоставлено А.М.Буяковым

Во время погружения для начала атаки «Сом» сам был обнаружен японцами и обстрелян одним из миноносцев, правда безуспешно. Резко погрузившись на глубину 12 метров, «Сом» начал маневрировать для выхода в атаку. Подняв через несколько минут перископ, командир увидел, что миноносцы уходят. Лодка всплыла, чтобы продолжить атаку в позиционном положении, но неожиданно опустившийся туман скрыл миноносцы, которые уже на всех парах отходили в южном направлении. Плохая видимость и высокая скорость кораблей противника не позволили русской подлодке осуществить пуск торпеды.

Это был первый в мировой истории случай боевого применения подводных лодок и единственный во всей Русско-японской войне.

И хотя полноценного боевого столкновения не получилось этот эпизод имел немаловажные последствия: японцы убедились, что русские подводные лодки выходят далеко в море, а значит, надо держать ухо востро.

Успехи и неудачи

Ближе к концу Русско-японской войны во Владивостоке находилось уже 13 подводных лодок.

К уже находящимся во Владивостоке субмаринам к сентябрю 1905 года присоединились подлодки «Щука», «Бычок», «Плотва» и «Палтус». Большинство подлодок флотилии постоянно находились в ремонте, но благодаря усилиям экипажа и командиров как минимум две субмарины всегда были готовы выйти в море.

Подводники постепенно приобретали бесценный опыт, совершая все более смелые походы. Даже в таких труднейших условиях отряд подводных лодок выполнял поставленные командами задачи.

21 февраля отряд выполнил первый боевой выход на поиски неприятеля в акватории залива Петра Великого.

13-16 марта ПЛ «Дельфин» выходила к острову Аскольд. 9 апреля «Касатка» совершила семидневный поход к берегам Кореи.

Командование, понимая, что Япония, купив несколько подводных лодок Голланда, может направить их к Владивостоку, по предложению капитана дальнего плавания Розена изготовило специальную сеть и установило ее при входе на Владивостокский рейд в проливе Босфор Восточный. Сеть поставили и у минных заграждений в Амурском заливе, причем позднее на сети навесили подрывные патроны, а некоторые мины установили на глубине, опасной для находящихся под водой подлодок неприятеля.

ПЛ во Владивостоке. 1905 г. Фото «Летопись войны с Японией 1904-1905 гг.». Фото: предоставлено А.М.Буяковым

Лодки занимались стрельбами и погружениями, производили учебные атаки. Одновременно их личный состав знакомился с береговой чертой, испытывался ресурс живучести субмарин. Так, 8 мая «Скат» погрузилась и пробыла на дне 5 часов. «Сом» провела в море 8 суток, из них под водой 16 часов, но подряд не более полутора.

Интенсивность использования лодок нарастала, и они все больше времени проводили в море, но встреч с противником не было.

Отсутствие реального результата в виде уничтоженных кораблей, отсутствие опыта и непонимание специфики подводных сил приводили к досадным неприятностям и авариям.

Наиболее серьезная авария произошла 5 мая 1905 года на «Дельфине». При вентилировании лодки для удаления паров бензина произошел взрыв, и лодка затонула. «Дельфин» медленно погрузился кормой вперед в воду на глубину 14 метров. Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения лодки. В результате аварии погиб один человек. Когда подлодку начали поднимать произошел новый взрыв гремучих газов — лодку снова притопили. Взрывы повторялись и при последующих попытках поднять субмарину. Когда же это все-таки удалось сделать, выяснилось, что подводному судну нужен капитальный ремонт. Он закончился лишь в конце года после окончания войны.

Первая подводная лодка России «Дельфин». Фото: предоставлено А.М.Буяковым

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: