Гонка вооружений. холодная война между ссср и сша

Особенности конструкции

Согласно публикациям, АПЛ США типа «Колумбия» имеет длину 171 м и диаметр корпуса 13 м. Это в значительной степени соответствует размерам АПЛ типа «Огайо». Водоизмещение нового корабля лежит в пределах 20 500 т, что на 2 000 т больше, чем у «Огайо».

Сообщается, что «Колумбия» имеет максимальную модульность конструкции. С одной стороны, такой подход должен экономить время и деньги. С другой, использование более крупных модулей в качестве основных элементов корпуса должно увеличить прочность корабля. Подобная технология успешно применялась при разработке и строительстве подводных лодок типа «Вирджиния» (VIRGINIA).

Около 70 процентов компонентов, а также различных элементов дизайна АПЛ США типа «Вирджиния» предполагается перенять или модифицировать для использования на подводной лодке нового поколения. К ним относятся:

  • поглощающее покрытие корпуса корабля;
  • особый привод гребного винта, уменьшающий кавитации и сигнатуру шума, а также повышающий маневренность;
  • расположенный на корме X-образный направляющий руль высоты (обеспечивает большую скорость движения и лучшую маневренность в надводном положении);
  • мачты с цифровыми сенсорами вместо перископа, что исключает возникающую при сквозной установке перископа структурную уязвимость в корпусе и позволяет передавать картину с датчиков на различные рабочие станции АПЛ;
  • широкоапертурная антенна ГАС (Large Aperture Bow Array) в сферическом носе корабля с тысячью активных и пассивных датчиков; компоненты антенны не подлежат замене в течение всего 42-летнего срока службы корабля;
  • навигационная система корабля, цифровое управление с помощью джойстика, электронные системы;
  • система охлаждения.

Атомные подводные лодки проекта 667А

Для ракетных шахт были сделаны вырезы диаметром 2 метра

Сварка швов, обеспечивающая герметичность, была выполнена с требуемой ювелирной точностью и вниманием. Эту работу поручили женщинам-сварщикам

Для увеличения надежности атомных реакторов Сергей Ковалев добился сокращения в них количества трубопроводов и замены нержавеющей стали на титан. Это исключило вероятность радиационных аварий, которые случались на первых советских атомных подводных лодках. Для повышения живучести субмарины главный конструктор разнес ходовые турбины в разные отсеки. В строительстве ракетоносца первого поколения приняли участие свыше 300 предприятий-смежников. Неслучайно он был создан в невиданные короткие сроки — всего за 3 года. 25 августа 1966 года состоялся спуск на воду головной атомной подводной лодки проекта 667А. В процессе испытаний АПЛ показала высокие ходовые и маневренные качества с хорошей управляемостью на всех скоростях хода, а также весьма устойчивым поведением при ракетных и торпедных стрельбах. 5 ноября 1967 года правительственная комиссия под председательствованием вице-адмирала Пителина приняла в состав ВМФ СССР головной подводный ракетоносец проекта 667А, которому было присвоено наименование «Ленинец».

Этот подводный космодром поражал всех. Его высота достигала размеров шестиэтажного дома. Впервые появилась характерная ракетная палуба, скрывавшая ядерный боезапас и рубочные рули для удержания глубины атомной подводной лодки во время залпа. Резко были улучшены условия обитаемости экипажа, например, впервые появилось помещение для курения личного состава. В целом уверенность конструкторов в надежности оборудования была столь велика, что они не побоялись поместить каюты и столовую рядом с ракетными шахтами.

Подводный крейсер проекта 667А Ленинец

Подводные лодки проекта 941 «Акула» — видео

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции. Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС.

Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ. В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей. 27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт. В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Многоцелевые подлодки

ПЛАРБ типа «Огайо» выполняют функцию сдерживания и, в принципе, в большом количестве не требуются, поэтому основную часть подводного флота США составляют многоцелевые атомные подводные лодки. В настоящее время большие расходы по содержанию кораблей данного класса заставляют командование ВМС сокращать численность ПЛА в составе флота. Ожидается, что к 2025 году их количество уменьшится с 55 до 44 единиц. К этому времени в составе ВМС США будут находиться многоцелевые атомные подводные лодки «Лос-Анджелес» (с продлением срока службы до 33 лет), «Сивулф», «Вирджиния», и, возможно, после 2023 года флот пополнится ПЛА нового поколения NSSN.

МАПЛ типа «Лос-Анджелес» SSN 722. Фото с сайта www.naval-technology.com

До 2025 года в составе ВМС будут преобладать ПЛА типа «Лос-Анджелес». В связи с этим командование ВМС принимает ряд мер, направленных на повышение их боевых возможностей в соответствии с новыми концепциями применения сил флота. В частности, реализуется программа модернизации системы управления стрельбой. Разработана и испытана новая система управления стрельбой крылатыми ракетами (ATWCS -Advanced Tomahawk Weapon Control System), позволяющая сократить время реакции, повысить универсальность и эффективность боевого применения КР «Томагавк». Внедрение этой системы на ПЛА началось в 2000 году.

В период с 2000 по 2007 год на ПЛА типа «Лос-Анджелес» были установлены новые буйковые антенны для обеспечения двусторонней связи с берегом в диапазоне метровых и дециметровых волн. Их можно использовать при скорости хода лодки в шесть узлов на глубине погружения до 90 метров. Прием информации в миллиметровом диапазоне обеспечивают терминалы спутниковых систем связи с фазированной антенной решеткой типа HDR (High Data Rate), размещенной на выдвижном устройстве.

В 1997-1998 годах в состав ВМС США были введены две ПЛА типа «Сивулф». Третья — «Джимми Картер», построенная по видоизмененному проекту, передана флоту в 2004 году. ПЛА этого типа были изначально предназначены для ведения длительного слежения за российскими ракетными подводными крейсерами стратегического назначения в любых районах Мирового океана. Намечалось построить 29 таких подводных лодок, однако в связи с их высокой стоимостью и коренными изменениями в военно-политической обстановке в мире программа была пересмотрена и ограничена тремя кораблями.

ПЛА типа «Сивулф» SSN21. Фото с сайта www.naval-technology.com

Впервые в американской практике на ПЛА этого типа установлены восемь 660-миллиметровых торпедных аппаратов (ТА), позволяющих осуществлять бесшумный запуск торпед самовыходом. Для пуска крылатых ракет ТА оснащены малошумной пневмогидравлической системой стрельбы.

Отказавшись от продолжения строительства крупной серии ПЛА типа «Сивулф», военно-политическое руководство США приняло решение разработать новый проект подводной лодки, которая по своим боевым возможностям была бы сопоставима с ПЛА типа «Сивулф», но стоила бы дешевле.

Головная ПЛА нового проекта — «Вирджиния» — вошла в состав ВМС США в 2004 году. Две последующие вступили в строй в 2006-2007 годах. Строительство четвертой, пятой и шестой ведется в настоящее время на верфях фирм General Dynamics Electric Boat и Newport News Shipbuilding. Кораблестроительной программой предусмотрено финансирование постройки последующих ПЛА (по одной лодке ежегодно), а, начиная с 2012 года, командование ВМС рассчитывает строить по две ПЛА в год. При этом суммарные расходы на строительство всей серии (из 30 единиц) должны составить 67 миллиардов долларов.

ПЛА «Вирджиния» SSN 774. Фото с сайта www.naval-technology.com

В состав вооружения лодки этого типа входят расположенные вне прочного корпуса 12 установок вертикального пуска для крылатых ракет «Томагавк» и четыре 533-миллиетровые ТА с боекомплектом из 26 торпед Мк 48, часть из которых может заменяться противокорабельными ракетами (ПКР) «Гарпун» или минами «Кэптор».

Для транспортировки и высадки подразделений сил специальных операций ПЛА оборудуется шлюзовой камерой, вмещающей девять человек, и устройствами, позволяющими на период выполнения боевой задачи устанавливать палубный контейнер с доковой камерой DDS или подводное средство доставки боевых пловцов ASDS. За счет демонтажа части стеллажей, на которых хранится боезапас, в отсеке могут быть размещены 40 боевых пловцов, а при ведении минной разведки вместо шести торпед в нем устанавливается система обнаружения мин LMRS.

ПЛА типа «Вирджиния» оснащены новой ядерно-энергетической установкой с реактором S9G. Кампания активной зоны реактора составляет 33 года, что рассчитано на эксплуатацию в течение всего планируемого срока службы корабля.

4-е место. Российская АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»

В свой рейтинг The National Interest включил атомную подлодку проекта 667БДРМ «Дельфин» — как отмечает издание, эти субмарины на текущий момент составляют основу российского стратегического флота. Вооружение «Дельфина» — 16 жидкостных трехступенчатых ракет «Синева», они могут нести до восьми боеголовок. Как отмечает журнал, субмарина обладает способностью вести круговой огонь в любом направлении.

Авторы статьи также указывают, что «Дельфин» способен «запускать баллистические ракеты с глубины 55 метров при скорости в шесть-семь узлов».

Скриншот youtube.com/Оружие. Клуб настоящих мужиков

Российская АПЛ типа «Дельфин»

Принципиальное устройство подводной лодки

Любой подводный аппарат действительно очень похож на звездолёт: плотная среда, склонная к турбулентности при малейшем возмущении, заставляет разработчиков применять сложные формы для оптимизации движения.

Классическая подводная лодка с дизельным или дизель-электрическим агрегатом заимствует многое от надводных кораблей современного типа: есть палуба и остеклённая рубка и даже ватерлиния, разделяющая корпус на 2 части: надводную и подводную.

Такая лодка большую часть времени — при долгих морских переходах, «на марше», — находится в надводном положении; под водой проходит только скрытное выполнение задачи.

Рубка когда-то использовалась по назначению

Кроме внешнего («легкого») корпуса для формирования обводов, подводная лодка имеет внутренний («прочный») корпус, который и выдерживает возрастающее с глубиной забортное давление воды.

Для движения дизельных лодок под водой придумали шноркель — трубу, которая позволяет двигателю забирать воздух, необходимый для его работы, над поверхностью воды.

Палуба сохранилась и на современных атомных подводных лодках

Она позволяет увеличить продолжительность подводного хода, но для его реализации требуется достаточно низкая скорость, отсутствие волнения и небольшая глубина погружения.

Для больших глубин используются аккумуляторы, заряжающиеся от дизельного движителя во время его работы.

Основные периоды противостояния

Заявление премьер-министра Великобритании позволило создать военный союз западных стран, получивший поддержку США. Возникновение НАТО накалило отношения между странами, заставив лидеров Советского союза активно искать союзников. Во время попыток установления идеологического баланса на политической карте мира была спровоцирована кровопролитная Гражданская война в Китае, разделившая страну на 2 лагеря.

НАТО использовало политику сдерживания:

  • накладывая экономические санкции на противника;
  • поощряя полное прекращение торговых отношений с бывшим союзником.

Крайне напряженные годы холодной войны охватили период с 1953—1962 гг., причиной оказалось создание Организации Варшавского договора, в которую вступили страны Восточной Европы, поддерживающие СССР. Основными предпосылками обострения международных отношений являлись Суэцкий кризис и антикоммунистические восстания в Польше, Венгрии. На этом этапе угроза ядерной войны характеризовалась, как наиболее вероятный сценарий развития событий.

Угроза военных действий ослабела после демонстрации СССР военной силы в виде запуска межконтинентальной баллистической ракеты. Испытания означали намек на способность страны нанести ответный удар. Конец этого периода пришелся на Берлинский кризис.

Генеральный секретарь был обеспокоен и участившимися случаями переманивания советских ученых, от ядерной войны мир спасли личные переговоры глав 2 стран. Основным итогом встречи стало возведение стены, разделявшей Германию.

Гонка вооружений и обострение отношений

Подписанные договоры об ограничении применения ядерного оружия не заставили США и СССР отказаться от разработки и производства новых видов вооружения. Начальный этап нового витка международных отношений проявился Кубинским кризисом.

Результатом размещения советских ракет на Кубе могло стать появление возможности нанесения удара по любому городу Америки, но стороны договорились о невмешательстве в политику Кубы и выводе войск из Турции, что должно было ознаменовать снятия «руки с красной кнопки».

К понятию «холодная война» относится и битва за космос.

В период снижения накала отношений была разработана первая совместная программа Союз-Аполлон. Некоторые аналитики утверждали, что запуск объекта может значить выбор курса на мир, но появление советских военных в Афганистане вновь обострило ситуацию. Ответным шагом происходит размещение в 1983 году американских баллистических ракет в странах Европы. Военное влияние США охватывает Данию, Англию, Италию, что заставило СССР выйти из европейских переговоров и начать работу над проектами, обеспечивающими противокосмическую оборону.

К этому времени СССР начал проигрывать в гонке вооружений, усилить удар по экономике страны помогло введение санкций европейскими странами.

Кризис перестройки

Дата прихода к власти М. Горбачева связывается в истории с глобальными переменами внутренней и внешней политики. Определение «холодная война» в то время означало безжалостную бомбардировку экономики Советского Союза, который уже не мог оказывать поддержку другим социалистическим странам.

Непродуманные реформы, проводимые дополнительно, усугубили ситуацию, почему и была распущена Организация Варшавского договора, а советские войска выведены из европейских стран.

Попытки освежить идеологическую идею, чтобы заставить ее еще послужить на благо государства, провалились. Неспособность экономики поддерживать коммунистический режим и гонку вооружений стала признанием поражения в холодной войне. Европейским символом победы стало падение Берлинской стены. Удручающим последствием противостояния стал распад Советского Союза в 1991 году.

Цель [ править ]

Дополнительная информация: Второй удар и Ядерная триада.

В этом разделе не процитировать любые источники

. Пожалуйста, помогите улучшить этот раздел , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален .( Июнь 2013 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Подводные лодки с баллистическими ракетами отличаются по назначению от ударных подводных лодок и подводных лодок с крылатыми ракетами . Ударные подводные лодки специализируются на боях с другими судами (в том числе с подводными лодками противника и торговым флотом), а подводные лодки с крылатыми ракетами предназначены для атаки крупных военных кораблей и тактических целей на суше. Однако основная задача баллистической ракеты — ядерное сдерживание . Они служат третьей опорой ядерной триады в странах, которые также используют ядерные ракеты наземного базирования и самолеты. Соответственно, основная задача подводной лодки с баллистическими ракетами — оставаться незамеченной, а не агрессивно преследовать другие суда.

Баллистические ракеты подводных лодок предназначены для скрытности для обнаружения избежать любой ценой, что делает ядерную энергетику, что позволяет практически весь патруль будет проводиться под водой, очень важно. Они также используют многие конструктивные элементы, снижающие шум, такие как безэховые плитки на поверхности корпуса, тщательно спроектированные силовые установки и оборудование, установленное на опорах для гашения вибрации

Незаметность и мобильность ПЛАРБ предлагают надежное средство сдерживания атаки (за счет сохранения угрозы второго удара ), а также потенциальную возможность внезапного первого удара .

Сравнение с другими проектами

Подводные лодки типа Ohio являются крупнейшими атомными субмаринами, когда-либо построенными для нужд ВМС США. Большее водоизмещение имеют подводные лодки флота Российской Федерации двух классов: созданного еще во время существования СССР проекта 941 «Акула» и разработанного уже в России проекта 955 «Борей». Российская «Акула» в два раза больше, чем Ohio. «Борей» превышает американскую подлодку на 25 %, однако последняя несет больше ракет и боеголовок, чем любая другая АПЛ. На борту Ohio 24 ракеты, тогда как «Борей» оснащен 16 ракетами, а «Акула» — 20.

Субмарина USS Florida SSGN-728 типа Ohio в волах базы подводных лодок «Кингс Бэй»

Путь создания подводных ракетоносцев

В начале 80-х годов гонка вооружений подтолкнула инженера Виктора Макеева, ученика Сергея Королева, создать уникальную морскую ракету на жидком топливе с дальностью 2 500 км. Она впервые позволяла атаковать цели, не всплывая на поверхность воды. Этим оружием было принято решение вооружить ракетоносцы, которые получили шифр 667. Мало кто знает, что первоначально конструкторы предлагали разместить 8 ракет по бортам подводной лодки в горизонтальном положении. Перед стартом двадцатитонные изделия должны были разворачиваться на 90 градусов. Была даже изготовлена модель такой подводной лодки для показа ее генеральному секретарю Н. С Хрущеву. Но в самый ответственный момент демонстрационное устройство отказало, и Хрущев едко высмеял конструкторов. Сам того не ведая он избавил подводников от сложнейшей предстартовой операции под водой. После этого главный конструктор Сергей Ковалев настоял на вертикальном расположении ракет внутри корпуса в два ряда. Эта схема позволила увеличить боекомплект — вдвое и стала в мировом кораблестроении классической.

4 июля 1965 года в Ялте новый глава страны Леонид Брежнев, впервые выслушал Министра судостроения о перспективах развития отрасли

Тема отставания от США была настолько важной, что на совещание пригласили главного конструктора подводных лодок Сергея Ковалева. Он смог убедить высшее руководство страны в реальности создания атомной субмарины с 16 баллистическими ракетами

Брежнев тут же приказал составить план работы корабелов на 10 лет вперед и обеспечил неограниченное финансирование.

Проектирование и разработка рабочих чертежей головного подводного ракетного крейсера К-137 было выполнено в Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин». Строительство производилось на Северном машинно-строительном предприятии. Многотысячный коллектив предприятия под руководством Е. П. Егорова наладил крупно-поточное строительство атомных ракетоносцев и внес большой творческий вклад в создание грозной боевой техники для ВМФ СССР.

Замена

В Министерство обороны США предполагает постоянную потребность в стратегические ядерные силы морского базирования. Первый из нынешних Огайо Ожидается, что РПКСН будут выведены из эксплуатации к 2029 г. так что замененная подводная лодка к тому времени должна быть мореходной. Замена может стоить более 4 миллиардов долларов за единицу по сравнению с Огайо‘s 2 миллиарда долларов. ВМС США рассматривают два варианта. Первый вариант Вирджиния-учебный класс атомные подводные лодки. Второй — специализированная ПЛАРБ, либо с новым корпусом, либо на основе капитального ремонта нынешней Огайо.[нужна цитата ]

В 2007 году в сотрудничестве с Electric Boat и Newport News Shipbuilding ВМС США начали исследование по контролю затрат. Затем, в декабре 2008 года, ВМС США заключили контракт с Electric Boat на разработку ракетного отсека. Огайо-классная замена, стоимостью до 592 млн долларов. Ожидается, что Newport News получит около 4% от этого проекта. ВМС США еще не подтвердили Огайо-классовая программа замены. В апреле 2009 г. Министр обороны США Роберт М. Гейтс заявил, что ВМС США должны были начать такую ​​программу в 2010 году. Планировалось, что новое судно войдет в фазу проектирования к 2014 году. Если будет использована новая конструкция корпуса, программа должна быть запущена к 2016 году, чтобы уложиться в срок до 2029 года.

В Колумбия-класс был официально назначен 14 декабря 2016 года министром ВМФ. Рэй Мабус, а головная подводная лодка будет USSКолумбия (РПКСН-826). ВМС хотят закупить первую лодку класса Columbia в 2021 финансовом году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: