Серия десантных катеров проекта 21820

Разработка проекта

В 1998 году на Нижегородском «Центральном Конструкторском Бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева» был подготовлен проект скоростного десантного катера тип «Шельф», предназначенный для транспортировки 3-х БМП или БТР. Но из-за финансовых трудностей и отсутствия заказа от ВМФ проект реализован не был. С наступлением 2000-х годов стало очевидным, что современный флот нуждается в более скоростных судах, обладающих значимой десантовместимостью и грузоподъемностью. Это привело к переработке начального проекта с использованием наработок по проекту 11770 «Серна». Так появился новый проект транспортно-десантного катера для действий в морях и на крупных озерах в странах с разными климатическими условиями на воздушной каверне с пропульсивной установкой получивший шифр «Дюгонь».

По заявлению Андрея Щербаня, замначальника отдела надводных кораблей департамента Минобороны по обеспечению государственного оборонного заказа — на каждом флоте планируется иметь по 4-5 таких кораблей.

В 2011 году Главнокомандующим ВМФ РФ было принято решение увековечить память офицеров Гвардейского морского экипажа, отличившихся в боевых действиях с иноземными захватчиками и прошедших путь от Смоленска и Бородино до Парижа в годы Отечественной войны 1812 года в наименованиях десантных катеров этой серии.

LCS (L) Mk.3 / LSSL

В Десантный корабль поддержки (Большой) или «LCS (L) Mark 3» был построен в Соединенных Штатах. Эти корабли были построены на стандартном корпусе LCI, но были модифицированы, чтобы добавить оборудование для огневой поддержки и жилые помещения. Они были вооружены одним Пистолет калибра 3 дюйма / 50 и / или две спаренные 40-мм пушки и многочисленные 20-мм пушки. Эти корабли преобладали во время большинства крупных вторжений на Тихоокеанский театр военных действий, начиная с конца 1944 года. Тип был реклассифицирован как Поддержка десантного корабля, большой (ЛССЛ) в 1949 году. Всего было построено сто тридцать машин этого типа.

Выжившие LCI

Частично отреставрированный USSLCI (L) -713 в Портланд, штат Орегон, в 2012.

Есть несколько LCI, которые все еще существуют и доступны для всеобщего обозрения.

В LCI (L) -713, (круглый коннектор, носовая аппарель) находится в Портланд, штат Орегон возле моста I-5 через реку Колумбия. В настоящее время он принадлежит и восстанавливается некоммерческой организацией. 501c3 группа «Мемориальный музей десантных войск». Год постройки 1944 в Непонсет, Массачусетс, корабль был переведен в Тихоокеанский театр военных действий, где совершил два штурмовых десанта: Замбоанга, Филиппины в марте 1945 г. и Бруней Бэй, Борнео в июне 1945 г. (в составе Битва при Северном Борнео ). Первоначально приобретенный в качестве военных излишков для использования в качестве буксира для перевозки бревен, двигатели были сняты, и он был передан плавучему хранилищу в Стивенсоне, штат Вашингтон, до конца 1950-х годов, когда он был заброшен и затонул в речной грязи на берегу реки Колумбия. . В конце 1970-х корабль был снят с мели и началось восстановление. LCI (L) 713 сменил собственника, пока, наконец, не был продан AFMM в 2003 году. LCI (L) 713 был постоянно реставрирован с целью стать исторически правильным действующим музейным судном.

Другой выживший LCI (L) -1091 (также круглый коннектор, носовая рампа). Пришвартован в Эврика, Калифорния, она принадлежит и управляется Музеем авиации и моря Гумбольдт-Бэй. Корабль использовался в Корейская война в 1951–1953 годах как «Корабль по борьбе с инфекционными заболеваниями». Ее интерьер был изменен, чтобы вместить большую команду, в которую входили десять врачей и лаборантов. В конце 1950-х годов судно было продано в качестве излишка для использования в качестве рыболовного судна на Аляске. 30 лет спустя 1091 был куплен и доставлен в Эврика, штат Калифорния, в 1990-х годах Ральфом «Доком» Дэвисом для использования в качестве частного рыболовного судна. Док Дэвис продал корабль музею, возглавляемому г-ном Лероем Маршем, и они вместе работают над восстановлением LCI-1091 к действующему музейному судну.

Несколько бывших корпусов LCI были приобретены и модифицированы для использования в качестве экскурсионных судов после Второй мировой войны Нью-Йоркской «Кольцевой линией». Круговая линия 7 (бывшаяLCI-191), Круговая линия 8 (экс-LCI 179) все сейчас на пенсии. Circle Line X в настоящее время находится на действительной службе с Circle Line 42nd Street на пирсе 83 Нью-Йорка.

Несколько других корпусов LCI были обнаружены по всему миру. В аргентинском флоте есть как минимум три, которые использовались по состоянию на 1998 год. LCI (L) -653, переименованный в Husky II, использовался в качестве лоцманского катера, а затем в качестве рыболовного тендера на Аляске, прежде чем был разбит Гомер, Аляска в 2010 году. Три заброшенных корпуса LCI остаются на Статен-Айленде, штат Нью-Йорк, в .

Только один LCS (L) Mk.3, бывший LCS-102, все еще сохраняется в исходной конфигурации. Она пришвартована в Остров Мэр, Калифорния, где добровольцы восстанавливают ее внешний вид во время Второй мировой войны.

Японский подход

А вот на другом конце Евразии всё было совсем по-другому. Для островной Японии любая война автоматом означала переброску войск морем. Японская армия тоже достаточно нахлебалась при высадках в ходе как японо-китайской и русско-японской войн, так и в Первую мировую при штурме немецкой колониальной крепости Циндао. Так что к вопросу десантно-высадочных средств там в межвоенный период подошли со всей серьёзностью.

Хотя флот сразу отморозился. Дескать, не наши это проблемы.

Лужи, отделяющие Японские острова от нежно любимых соседей, — они совсем другого масштаба, чем Ла-Манш и даже европейские «внутренние» моря. Поэтому японцы, как и англичане, сделали ставку не на крупные, но мелкосидящие десантные корабли и баржи с их никакой мореходностью, а на небольшие десантные катера, доставляемые в далёкий район высадки на чём-то более солидном — от войсковых транспортов до эсминцев.

Японский 14-метровый десантный катер дайхацу. От западных аналогов отличался лучшей мореходностью и управляемостью — за счёт оригинальной формы днища с «катамаранным» носом

Разработка велась по линии Транспортного управления сухопутных сил, и в 1925 году армейцы уже испытывали пробную партию. В 1930-м был начат крупносерийный выпуск увеличенной версии с улучшенной мореходностью, а спустя два года последовал последний штрих — у катеров были усилены палуба и аппарель. Теперь они могли нести не только 70 десантников или 12 тонн груза, но и бронетехнику уровня «среднего» танка обр. 89 «И-Го».

Изделие незатейливо обозвали «большая моторная лодка»

По-японски — «дай хацудо-тэй», или сокращённо «дайхацу». Новинку сразу же засекретили, и о её существовании на Западе узнали лишь спустя семь лет. Впервые десантные катера массово применили в начавшейся в 1937 году очередной японо-китайской войне, где они отлично себя проявили. Включая битву за Шанхай, где катера и «срисовали» любознательные американские морпехи.

Один из снимков дайхацу, сделанных в 1937 году в Шанхае лейтенантом морской пехоты США Виктором Крулаком

Что характерно — несмотря на то, что морская пехота традиционно была самым воюющим родом войск США, на начало Второй мировой специализированных десантно-высадочных средств у них тоже ещё не было.

Аппетит приходит во время еды

Испытав «Синсю-мару» в боевых условиях, Императорская армия захотела ещё. Подкопив денег, летом 1941 года она реквизировала недостроенный лайнер, и в январе 1942 года второй десантный корабль вступил в строй под именем «Акицу-мару». На этот раз армейские смогли реализовать свои хотелки и оснастили судно полётной палубой почти на всю длину, что позволяло поднимать самолёты своим ходом.

Но посадка опять-таки не предусматривалась.

Кроме 27 дайхацу и 20 самолётов корабль нёс ещё и пару автожиров «Каяба» Ка-1. Так что его можно считать в некотором роде ещё и первым десантным вертолётоносцем в истории.

Первый в мире авианесущий десантный корабль «Акицу-мару»

После 1942 года ни о каких японских десантных операциях речь уже не шла. Но Императорская армия с упорством, достойным лучшего применения, продолжала штамповать десантные суда. Построив в общей сложности аж десять единиц. Никакого воздействия на ход войны они, естественно, оказать уже не могли.

Строительство

Было 3 основных типа LCI (L), которые различались в основном расположением аппарелей и формой боевой рубки. Все эти корабли имели одинаковые корпуса. Корпус всех LCI (L) имел длину 158 футов (48 м) с шириной 23 фута, что делало их относительно длинными и узкими.

Три основных типа LCI (L) обычно называются: а) квадратная рубка, боковая рампа (оригинальный стиль) б) круглое соединение, боковая рампа в) круглое соединение, носовая рампа.

В классе LCI (L) 1-349 (Square Conn, Side Ramps) палуба была шире, чем носовая часть, и два прохода по обе стороны от носа вели на пару спусков, которые были опущены, и по которым должны были высадиться войска. Класс LCI 350 имел единственную закрытую носовую рампу с двумя распахивающимися носовыми створками. Причина перемещения пандуса внутрь заключалась в том, чтобы обеспечить некоторую защиту войскам, когда они высадились на берег, хотя бы за счет того, что они скрыли их от глаз врага. Кроме того, низкая квадратная боевая рубка была модернизирована на более поздних моделях (LCI (L) 350 и выше) с более высокой круглой боевой рубкой, которая обеспечивала немного больший обзор с мостика.

Крутизна и узость носовых пандусов любого типа делали LCI непрактичным для высадки войск в рамках первоначального штурма защищенного пляжа, и иногда они использовались для последующих волн после приземления лодок LCA или LCPL. Однако они были включены в первые волны при многочисленных вторжениях, таких как Анцио, Нормандия, Южная Франция, Эльба, Сайпан, Филиппины, Иводзима, Гуам и Окинава.

Движение

Все LCI (L) имели двухвальный привод от двух рядов Детройт Дизель 6-71 «Квадратный» Дизель двигатели общей мощностью 1600 л.с. Эти двигатели были целесообразной во время войны конструкцией, в которой использовались существующие и легко доступные двигатели. Четыре 2-тактный Детройт Дизель 6-71 (рядный 6-цилиндровый с рабочим объемом 71 кубический дюйм на цилиндр) с Воздуходувка корней были соединены для создания группы для каждого из двух гребных валов. 4 двигателя на группу были соединены вместе с помощью отдельных приводных муфт, отсюда и название «Quad Diesel». Если бы один двигатель вышел из строя, сломанный двигатель можно было отсоединить от агрегата через его муфту и отремонтировать, пока остальные 3 двигателя все еще работали. General Motors Corporation Электро-двигательный отдел поставлены редукторы, гребные винты, карданные валы и блоки управления. Каждый из двух гребных винтов был гребным винтом с изменяемым шагом, что позволяло гребному валу вращаться только в одном направлении для работы вперед или назад. Это, в сочетании с использованием кормового якоря, сбрасываемого при приближении корабля к берегу, использовалось для отталкивания корабля от берега после высадки пехоты. Два вспомогательных двигателя Detroit Diesel 2-71 приводят в действие два судовых вспомогательных генератора постоянного тока мощностью 30 кВт, 120 В.

Вооружение

LCI (L) изначально были вооружены от четырех до пяти 20-мм автоматических пушек Oerlikon. Каждое орудие устанавливалось внутри круглого орудийного корпуса со встроенным противоосколочным экраном. По мере развития войны несколько LCI (L) были модифицированы в LCI Gunboats. У этих канонерских лодок, получивших название LCI (G), три из установленных вперед 20-мм пушек Oerlikon были удалены и заменены более тяжелыми одноствольными. 40 мм Bofors пушки. Кроме того, у нескольких LCI (L) были добавлены различные типы стоек для ракетных установок вместо боковых аппарелей и внутри колодцев. Эти корабли иногда обозначались как LCI (R) для ракетных кораблей. Еще один LCI (L) был модифицирован для установки трех 4,2-дюймовых тяжелых минометов. Они были обозначены как LCI (M).

Оперативно-стратегическими объединениями

Оперативно-стратегическими объединениями ВМФ России являются:

Балтийский флот со штабом в Калининграде. Корабельный состав: 3 дизельные подводные лодки, 2 эсминца, 3 корвета, 2 сторожевых корабля, 4 малых ракетных корабля, 7 малых противолодочных кораблей, 7 ракетных катеров, 5 базовых тральщиков, 14 рейдовых тральщиков, 4 больших десантных корабля, 2 малых десантных корабля на ВП, 6 десантных катеров. Итого: подводные лодки – 3, надводные корабли – 56.

  • Северный флот со штабом в Североморске. Корабельный состав: 10 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 3 атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, 14 многоцелевых атомных подводных лодок, 9 атомных подводных лодок спецназначения, 1 дизельная подводная лодка спецназначения, 6 дизельных подводных лодок, 1 тяжелый авианесущий крейсер, 2 тяжелых атомных ракетных крейсера, 1 ракетный крейсер, 5 БПК, 1 эсминец, 3 малых ракетных корабля, 1 артиллерийский катер, 6 малых противолодочных кораблей, 4 морских тральщика, 6 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера. Итого: подводные лодки – 43, надводные корабли – 39.
  • Черноморский флот со штабом в Севастополе. Корабельный состав: 2 дизельные подводные лодки, 1 ракетный крейсер, 2 БПК, 3 СКР, 7 МПК, 4 МРК, 5 ракетных катеров, 7 морских тральщиков, 2 базовых тральщика, 2 рейдовых тральщика, 7 больших десантных кораблей, 2 десантных катера. Итого: подводные лодки – 2, надводные корабли – 41.
  • Тихоокеанский флот со штабом во Владивостоке. Корабельный состав: 3 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, 5 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 5 многоцелевых атомных подводных лодок, 8 дизельных подводных лодок, 1 тяжелый атомный ракетный крейсер, 1 ракетный крейсер, 4 больших противолодочных корабля, 3 эсминца, 8 малых противолодочных кораблей, 4 малых ракетных корабля, 11 ракетных катеров, 2 морских тральщика, 7 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера. Итого: подводные лодки – 21, надводные корабли – 50.
  • Каспийская флотилия со штабом в Астрахани. Корабельный состав: 2 сторожевых корабля, 4 малых артиллерийских корабля, 5 ракетных катеров, 5 артиллерийских катеров, 2 базовых тральщика, 5 рейдовых тральщиков, 7 десантных катеров. Итого: надводные корабли – 28.

Северный и Тихоокеанский флоты являются полноценными океанскими флотами. Их корабли могут проводить все виды военно-морских операций в дальней океанской зоне. Только эти два флота ВМФ России располагают ПЛА и ПЛАРБ. Также здесь сосредоточены все российские ракетные крейсера кроме флагмана Черноморского флота РКР «Москва».

Оправдали ли первые образцы проекта 21820 ожидания?

На этот вопрос можно ответить однозначно: десантные катера проекта 21820 оправдали вполне. Еще в 2011 году первенец серии «Атаман Платов» участвовал в боевых учениях под названием «Центр-2011». Учения проводились в акватории Каспийского моря. На этих учениях «Атаман Платов» показал себя, что называется, в полной красе. Катер с успехом доставил морскую пехоту вместе с бронетехникой на берег, продемонстрировав в ходе учений все свои уникальные боевые свойства.

Исходя из первых впечатлений о катерах, сегодня сложилось устойчивое мнение, что они хорошо справляются с выполнением той боевой роли, которая им предназначена, а потому их строительство будет продолжено. Новыми катерами вооружат три российских флота – Балтийский, Тихоокеанский и Черноморский. При строительстве они могут быть подвергнуты изменениям и улучшениям в плане их технических, а также боевых характеристик.

История службы

«Д-144» был построен в 2007 году на «Судостроительном в Нижнем Новгороде, и в этом же году был переведен в Новороссийск для проведения сдаточных испытаний. Экипаж этого десантного катера (5 человек) был сформирован и прошел подготовку на Каспийской флотилии, где к тому времени уже имелись ДКА данного проекта. 19 февраля 2008 года десантный катер «Д-144» поднял Андреевский флаг и вошел в состав Черноморского флота Российской Федерации.

На январь 2009 года 4 катера данного проекта состояли на вооружении Каспийской флотилии, один катер — на вооружении Черноморского флота России, ещё один катер — на вооружении Балтийского флота.

8 октября 2010 года в распоряжение Тихоокеанского флота был сдан новый десантный катер «Д-107» шифр «Серна». Новый катер войдет в состав соединения десантных кораблей, которое базируется в заливе Стрелок. Десантный катер «Д-107» заложен на стапеле «Восточной верфи» во Владивостоке 11 декабря 2008 года, спущен на воду — 15 апреля 2010 года, к государственным испытаниям корабль предоставлен 30 мая 2010 года.

История обслуживания

Войска приступают к USSLCI (L) -196 из DUKW, возле Скоглитти, Сицилия, 11 июля 1943 г.

Большой пехотный десантный корабль ВМС США USSLCI (L) -551 в мае 1945 года, приспустив знамя в честь недавно скончавшегося президента Франклин Д. Рузвельт. Передано в Советский флот 29 июля 1945 г. во время Проект Хула, она стала DS-48 и участвовал в советской вторжение на Курильские острова. Советский Союз вернул ее Соединенным Штатам в 1955 году.

Большой пехотный десантный корабль USSLCI (L) -585 и USSLCI (L) -591 в Cold Bay, Территория Аляски весной 1945 г. в ожидании перевода во время Проект Хула к Советский флот, в котором они стали DS-45 и DS-35, соответственно. Советы вернулись LCI (L) -585 в США в 1955 году; DS-35 был утилизирован в СССР.

Первые LCI (L) поступили на вооружение в 1943 году в основном Королевским флотом (RN) и ВМС США. Ранние модели были способны нести 180 военнослужащих, позже это количество было увеличено до 210. Корабли, находящиеся на вооружении двух флотов, имели некоторые вариации в зависимости от национальных предпочтений. Около 923 LCI были построены на десяти американских верфях и 211 предоставлены по ленд-лизу Королевскому флоту. В службе Королевского флота они были известны как «HM LCI (L) — (вымпел номер)». В течение Проект Хула, Соединенные Штаты в июне и июле 1945 г. тайно передали 30 LCI (L) Советский флот, который обозначил тип как Desantiye suda («десантный корабль») или DS; они видели действия против японцев после Советского Союза вступил в войну против Японии в августе 1945 г., а пять — DS-1 (бывший-USSLCI (L) -672 ), DS-5 (бывший-USSLCI (L) -525 ), DS-9 (бывший-USSLCI (L) -554 ), DS-43 (бывший-USSLCI (L) -943 ), и DS-47 (бывший-USSLCI (L) -671 ) — из 16 участвовавших погибли 18 августа 1945 г. высадки на Шумшу. Советский Союз в конечном итоге вернул Соединенным Штатам 15 уцелевших LCI (L), все в 1955 году.

В эксплуатации флот LCI использовался для множества миссий. Одним из важных применений была установка дыма, чтобы скрыть вторгающийся флот от вражеской артиллерии или авиации. Третьи использовались для обеспечения огневой поддержки солдат, только что высадившихся на берег. В одном из таких эпизодов восемь LCI (G) были использованы за два дня до вторжения в Иводзиму для защиты Подводная команда по сносу команды по установке и составлению карт пляжа. Японские защитники ошибочно приняли их за основное вторжение и обстреляли многочисленные ранее скрытые крупнокалиберные артиллерийские орудия береговой обороны (до 8 дюймов). Три из этих LCI (G) были потоплены и все получили повреждения. Лейтенант (j.g) Руфус Дж. Херринг (CO LCI Force) получил Медаль за отвагу для этого действия.

В другом случае лейтенант. Алек Гиннесс RNVR совершил множество поездок в качестве командира HMS. LCI (L) -124 доставка войск на пляж рядом Мыс Пассеро маяк 9 июля 1943 г. во время Союзное вторжение на Сицилию. Он пропустил приказ своего командира отложить посадку и приземлился на 25 минут раньше, чем остальная часть флотилии LCI. Когда он возвращался с пляжа пустым, его упрекнул его командир флотилии, который думал, что он дезертировал из боя, когда он сообщил командиру, что возвращается, чтобы получить больше войск после того, как однажды уже высадился.

Большинство LCI (L) были выведены из эксплуатации как Королевским флотом, так и ВМС США в 1946 году и были переведены в резерв, проданы, списаны или использованы в качестве кораблей-мишеней. Помимо 30 LCI (L), переданных Советскому Союзу в рамках проекта Hula, Соединенные Штаты также передали LCI (L) в Аргентина (15), республика Китай (13), Франция (14), Индонезия (7), Чили (6), Доминиканская Республика (3), Филиппины (3), Израиль (2), Таиланд (2), а Республика Корея (1).

В феврале 1949 года США реклассифицировали оставшиеся LCI как «Пехотные десантные корабли» (LSI). Пехота десантных кораблей — это термин, который использовался во время войны примерно с 1941 года британцами для обозначения различных судов, таких как переоборудованные паромы и пассажирские суда, которые могли перевозить 800–1800 военнослужащих близко к берегу, причем последняя передача осуществлялась на небольших лодках . ]

Выжившие LCI

Частично отреставрированный USSLCI (L) -713 в Портланд, штат Орегон, в 2012.

Есть несколько LCI, которые все еще существуют и доступны для всеобщего обозрения.

В LCI (L) -713, (круглый коннектор, носовая аппарель) находится в Портланд, штат Орегон возле моста I-5 через реку Колумбия. В настоящее время он принадлежит и восстанавливается некоммерческой организацией. 501c3 группа «Мемориальный музей десантных войск». Год постройки 1944 в Непонсет, Массачусетс, корабль был переведен в Тихоокеанский театр военных действий, где совершил два штурмовых десанта: Замбоанга, Филиппины в марте 1945 г. и Бруней Бэй, Борнео в июне 1945 г. (в составе Битва при Северном Борнео ). Первоначально приобретенный в качестве военных излишков для использования в качестве буксира для перевозки бревен, двигатели были сняты, и он был передан плавучему хранилищу в Стивенсоне, штат Вашингтон, до конца 1950-х годов, когда он был заброшен и затонул в речной грязи на берегу реки Колумбия. . В конце 1970-х корабль был снят с мели и началось восстановление. LCI (L) 713 сменил собственника, пока, наконец, не был продан AFMM в 2003 году. LCI (L) 713 был постоянно реставрирован с целью стать исторически правильным действующим музейным судном.

Другой выживший LCI (L) -1091 (также круглый коннектор, носовая рампа). Пришвартован в Эврика, Калифорния, она принадлежит и управляется Музеем авиации и моря Гумбольдт-Бэй. Корабль использовался в Корейская война в 1951–1953 годах как «Корабль по борьбе с инфекционными заболеваниями». Ее интерьер был изменен, чтобы вместить большую команду, в которую входили десять врачей и лаборантов. В конце 1950-х годов судно было продано в качестве излишка для использования в качестве рыболовного судна на Аляске. 30 лет спустя 1091 был куплен и доставлен в Эврика, штат Калифорния, в 1990-х годах Ральфом «Доком» Дэвисом для использования в качестве частного рыболовного судна. Док Дэвис продал корабль музею, возглавляемому г-ном Лероем Маршем, и они вместе работают над восстановлением LCI-1091 к действующему музейному судну.

Несколько бывших корпусов LCI были приобретены и модифицированы для использования в качестве экскурсионных судов после Второй мировой войны Нью-Йоркской «Кольцевой линией». Круговая линия 7 (бывшаяLCI-191), Круговая линия 8 (экс-LCI 179) все сейчас на пенсии. Circle Line X в настоящее время находится на действительной службе с Circle Line 42nd Street на пирсе 83 Нью-Йорка.

Несколько других корпусов LCI были обнаружены по всему миру. В аргентинском флоте есть как минимум три, которые использовались по состоянию на 1998 год. LCI (L) -653, переименованный в Husky II, использовался в качестве лоцманского катера, а затем в качестве рыболовного тендера на Аляске, прежде чем был разбит Гомер, Аляска в 2010 году. Три заброшенных корпуса LCI остаются на Статен-Айленде, штат Нью-Йорк, в .

Только один LCS (L) Mk.3, бывший LCS-102, все еще сохраняется в исходной конфигурации. Она пришвартована в Остров Мэр, Калифорния, где добровольцы восстанавливают ее внешний вид во время Второй мировой войны.

РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК БНК

Тенденции в развитии энергетичес­ких установок для БНК основных клас­сов, наметившиеся в конце XX века, со­хранятся и в XXI веке. Так, в связи с не­обходимостью получения высокоэконо­мичных ГЭУ, будет нарастать «дизелизация». При этом, вероятно, только на довольно крупных ЭМ будут применять­ся исключительно ГТУ. В общем, так можно оценить применимость следую­щих типов ГЭУ: ЭМ – ГТУ или ДГТУ, ФР или КРВ – ДГТУ или ДУ.

В ряде случаев возможно также частичное электродви­жение. Правда, некоторые специалис­ты считают, что для многих БНК основ­ных классов целесообразнее примене­ние электродвижения в полном объеме, что связано с необходимостью перехо­да на принципиально новую компонов­ку энергетических отсеков с одновре­менным сокращением газоходов (за счет размещения генераторной части в надстройке). Тем не менее это не по­влияет на стоимость таких ГЭУ по срав­нению с традиционными и вряд ли про­изойдет повышение их эффективности, однако боевая живучесть будет, конеч­но, снижена. В качестве движителей, вероятно, останутся обыкновенные гребные винты, хотя для части КРВ воз­можно применение и водометных дви­жителей, которые позволят им уверен­но двигаться на мелководье и в опре­деленных секторах резко (в 10-50 раз) снизить уровень собственных помех для гидроакустики. Скорости хода БНК с любыми ГЭУ сохранятся на уровне 25-35 узлов.

LCS (L) Mk.3 / LSSL

В Десантный корабль поддержки (Большой) или «LCS (L) Mark 3» был построен в Соединенных Штатах. Эти корабли были построены на стандартном корпусе LCI, но были модифицированы, чтобы добавить оборудование для огневой поддержки и жилые помещения. Они были вооружены одним Пистолет калибра 3 дюйма / 50 и / или две спаренные 40-мм пушки и многочисленные 20-мм пушки. Эти корабли преобладали во время большинства крупных вторжений на Тихоокеанский театр военных действий, начиная с конца 1944 года. Тип был реклассифицирован как Поддержка десантного корабля, большой (ЛССЛ) в 1949 году. Всего было построено сто тридцать машин этого типа.

Конструкция[править | править код]

Корпус катера сделан из коррозионностойких алюминиево-магниевых сплавов. Длина катера 45 метров, ширина 8,6 метра, осадка 1,9 метра. Экипаж 6 человек. Полное водоизмещение 280 тонн.

ГЭУ состоит из двух дизелей типа М507А-2Д мощностью по 9000 л. с. каждый. Производитель дизелей — ОАО «Звезда» (Санкт-Петербург). Скорость полного хода — до 50 узлов. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны, мощными дизелями и вентилируемыми водомётными движителями.

Максимальная скорость хода при высоте волны 0,75 м — 35 узлов. Дальность плавания — 500 миль. Десантные катера проекта 21820 могут использоваться в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров.

На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла».

Размеры грузового трюма — 27 × 6,8 × 2,34 метра.

От Илиона до Дарданелл

Высадку войск с моря придумали в незапамятные времена. Достаточно вспомнить самый распиаренный морской десант всех времён и народов — операцию 1-го ахейского корпуса по захвату плацдарма около укрепрайона «Троя».

Тогда всё было проще: мелкосидящие кораблики древних греков и прочих викингов не могли похвастаться выдающейся грузоподъёмностью и мореходностью, зато они умели запросто причалить к любому мало-мальски пригодному побережью и высадить свою «морскую пехоту».

Но всё хорошее когда-то заканчивается.

Суда и их осадка увеличивались, и процесс высадки становился всё более геморройным. Теперь надо было либо захватывать порт с причалами — что его хозяева часто воспринимали без восторга и всячески пакостили в процессе, либо вставать на якорь на безопасной глубине, а затем очень медленно и печально высаживаться с помощью шлюпок или вообще плотов.

Высадка французских и британских войск неподалёку от Севастополя в ходе Крымской войны

Секретный «коневоз»

Разработкой и постройкой судна нового класса опять занялась армия. В 1933 году состоялась закладка корабля, и 15 декабря 1934 года он был принят в состав Императорской армии под именем «Синсю-мару». Сам корабль был не особо внушительным — 8100 тонн водоизмещения. Самое интересное было у него внутри.

Плавбаза десантных катеров «Синсю-мару» (神州丸)

Весь трюм занимала та самая доковая камера для десантных катеров. Всего судно могло нести до 29 дайхацу плюс до 25 катеров поменьше — десятиметровых сёхацу на 30 человек. Этого хватало, чтобы высадить всех 2200 десантников, которых перевозило «Синсю-мару», а также их артиллерию и лёгкую бронетехнику. Для непосредственной поддержки десанта служили четыре артиллерийских бронекатера «АБ-тэй» с парой 57-мм орудий каждый.

Для выпуска катеров судно было снабжено огромными «воротами» — лацпортом — в корме. Перед высадкой корма «притапливалась» с помощью балластных цистерн. Затем специальными лебёдками стоящие на тележках дайхацу перемещали к корме, после чего скатывали в воду по специальным направляющим. Для ускорения процесса могли также использоваться расположенные чуть выше ватерлинии большие люки в бортах.

Боковая проекция и разрез «Синсю-мару»

Над док-камерой находись кубрики для десанта, а над ними — самое интересное: ангар для 12 армейских истребителей и разведчиков-корректировщиков. Поначалу конструкторы хотели оборудовать «Синсю-мару» ещё и небольшой полётной палубой. Но флотские порекомендовали им урезать осётра.

При максимальной скорости судна в 20 узлов ни о каком взлёте своим ходом речь идти не могла, так что флот поделился со своими армейскими «заклятыми друзьями» парой авиационных катапульт. О посадке обратно на корабль думать тоже, конечно, не приходилось. Самолёты планировалось сажать где-нибудь на берегу или в крайнем случае на воду.

Свою новую игрушку японцы, естественно, засекретили. Причём на том же уровне, что и суперлинкор «Ямато». Никаких фотографий или просто упоминаний в прессе. Даже в боевых приказах оно фигурировало под вымышленными именами. А странные «ворота» в корме и подозрительную надстройку «объяснили» тем, что это экспериментальное судно, сконструированное для упрощения перевозки… лошадей.

Справедливости ради, катера дайхацу вполне могли перевозить и лошадей тоже

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: