Как воспитывали детей в древней спарте: основные принципы

Небольшая гендерная разница

Спартанских мальчиков забирали из семей в 7-8 лет, и они росли и жили фактически на казарменном положении до 30 лет, когда им разрешалось завести семью. Юных спартанок из дома не забирали, на этом, фактически и заканчивалось основное различие в методах воспитания. Именно воспитания, а не образования — в Спарте с недоверием относились к учёности, считая её излишней обузой в жизни. А как же Ксенофонт, лидер 10 000 спартанских наёмных гоплитов, написавший «Анабасис» об их пути домой через половину тогдашнего мира? Ксенофонт был афинянином по происхождению, в родном городе его и научили читать и писать.

Впрочем, вернёмся к воспитанию девушек

Государство обращало на них внимание в том же возрасте, что и на юношей — в 7 или 8 лет, когда начинались ежедневные занятия спортивными упражнениями, пишет Плутарх. Как и юноши девушки занимались обнажёнными, поэтому их «спортзалы» были отдельными и находились в довольно укромных местах

Встречались подростки обоего пола только на публичных состязаниях и играх, где демонстрировали свои умения. Слыша от девушек похвалы или насмешки, юноши ещё интенсивнее занимались спортом и воинской подготовкой. Вот и ещё одно отличие — спартанских женщин никто, разумеется, не учил владеть оружием и биться в составе фаланги.

Спарта

Спарта (Лакедемон) — это древнегреческое государство, расположенное на полуострове Пелопоннес в области Лакония.

Древняя Спарта. Карта.

Древняя Спарта обладала военным могуществом в античном мире и в V в. до н. э. считалась наиболее сильным государством.

Появление такого военизированного государственного устройства, обусловлено историческими событиями. В те далекие времена, у человечества еще не было таких знаний, которые бы позволили защищаться от враждебных племен с помощью научных достижений. Войны дикарей происходили непосредственно между людьми, примитивным способом.

Для своего выживания, общество Спарты объединилось и создало военную систему, которая позволила им занять доминирующую позицию в своем жизненном пространстве. Появление такого военного государства, свидетельствует о том, что его соседи не уступали по жестокости спартанцам.

Древняя Греция. Ваза. Воины.

Если посмотреть на древнюю Спарту с точки зрения психологии, то в период своей военной мощи, устройство Спарты, может послужить примером государственного образования созданного тиранами, а ее систему воспитания «агогэ», можно назвать «школой жестокости» или «системой травмирования».

1.1 История спартанского образования

     Спарта,
непревзойденный источник сведений
об архаике, естественно составляет
следующий этап нашей истории. На
этом этапе мы наблюдаем, как гомеровское 
рыцарское образование, не прерываясь,
начинает постепенно изменяться. Напротив,
для нее делом чести будет оставаться
городом полуграмотных. Хотя ее мелочное
законодательство регламентирует практически
все стороны жизни, включая супружеские
отношения, орфография — замечательное
исключение! — никогда не будет там унифицирована.

     Спарта,
наряду с Критом — также консервативным,
аристократическим и воинственным государством,
— занимает особое место в истории греческого
образования и культуры в целом: она позволяет
нам представить архаический этап античной
культуры, ее преждевременный расцвет
в эпоху, о которой Афины, к примеру, ничего
не могут нам сообщить, поскольку никакой
роли еще не играли.

     С
VIII века искусство уже процветало в Лакедемоне,
VІІ век — век величия Спарты, а высшая
точка приходится примерно на 600 год.

     Это
так, потому что это преждевременное развитие
было резко остановлено: Спарта, некогда
возглавлявшая прогресс, окажется в противоположной
роли — теперь это Государство консервативное
по преимуществу, упрямо придерживающееся
древних обычаев, от которых все остальные
уже отказались. Для всей Греции она становится
краем парадоксов, легко возбуждая возмущение,
а у теоретиков-утопистов — страстное
восхищение.
   

     1.2
Государственное образование
в Спарте
 

     В
своей классической форме Спартанское 
образование имело совершенно определенную
цель: «выучку» гоплита (именно тяжелая
пехота создала военное превосходство
Спарты, которая будет побеждена лишь
в результате тактических нововведений
афинянина Ификрата и великих фиванских
полководцев IV века, продвинувших вперед
военное дело). Организованное исключительно
в интересах государства, это образование
целиком находится в его руках. Быть образованным
как положено, было необходимым, если и
не достаточным условием пользования
гражданскими правами.

     Педантичный
закон озабочен ребенком еще до его
рождения: в Спарте ведется настоящая
евгеническая политика. Сразу по рождении
ребенок должен предстать на Лесхе перед
комиссией старейшин: будущего гражданина
принимали только если он был красив, хорошо
сложен и силен; хилых и увечных сбрасывали
в пропасть Апотеты.

     Пока 
ребенку не исполнится семь лет, государство 
доверяет свои полномочия семье: по представлениям
греков, воспитание еще не началось
— до семи лет речь идет только о «вскармливании»,
спартанские женщины искони были в нем
искусны. Лаконские кормилицы пользовались
на рынке наибольшим спросом и особенно
ценились в Афинах.

     По 
достижении семи лет маленький спартанец 
переходил непосредственно в 
ведение государства — отныне
он принадлежит ему беспредельно
до самой смерти. Образование в 
собственном смысле слова продолжалось
с семи до двадцати лет. За него непосредственно
отвечало специальное должностное лицо,
настоящий комиссар народного образования.
Ребенка принимают в юношескую организацию,
чья иерархия представляет некоторые
аналогии со скаутизмом, а еще более –
с юношескими движениями тоталитарных
государств фашистского типа

Сложная
и живописная лексика, служившая для обозначения
годичных классов, привлекала внимание
эрудитов как в древности, так и в новое
время

     В
двадцать или двадцать один год молодой
человек, завершив свое образование, но
еще не вполне удовлетворяя требованиям
неумолимого тоталитарного государства,
входил в формирования взрослых мужчин,
прежде всего «игроков в мяч».

     Аналогию 
со скаутизмом можно продолжить: спартанские 
дети распределялись по единицам, аналогичным
«стаям» или «отрядам». Во главе их стояли
также взрослые юноши, двадцатилетние
старшие из иренов. Эти отряды подразделялись
на малые группы, аналогичные «шестеркам»
или «патрулям», руководимые самым бойким
из ее членов, получавшим завидное звание
«начальник патруля».

     Итак,
государственное образование — 
коллективное, оно изымает ребенка 
из семьи, чтобы поместить его 
в сообщество сверстников. Впрочем,
переход происходит постепенно: первые
четыре года «волчата» собирались только
для игр и упражнений. Лишь с двенадцати
лет юноша подчинялся более суровой дисциплине
и оставлял отчий дом для интерната, вернее,
казармы, которую уже не мог покинуть,
даже женившись, до тридцати лет.

Система воспитания спартанцев

Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы – это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.

Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.

Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья. Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.

Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.

Воспитание спартанских девочек

Женщины Спарты тоже получали образование, которое было направлено на развитие физической силы. Они занимались спортом: бегом, борьбой, владением оружием. Поэтому спартанские женщины легко переносили роды. Спартанские женщины должны были уметь сражаться, как и мужчины. Это умение должно было им пригодиться в случае осады Спарты во время отсутствия воинов-мужчин. Многие спартанок сравнивают с амазонками, и это недалеко от истины.

Как и мальчиков, девочек учили петь и танцевать. Во время праздников они танцевали обнажёнными или в короткой одежде. Женщины Спарты не были затворницами. Спартанки были самыми красивыми женщинами Древней Греции. В отличие от Афин спартанки выходили замуж в более зрелом возрасте примерно в 18 – 25 лет. Афинские девушки становились жёнами в 14.

Основные этапы, которые проходили будущие воины

Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.

Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап

Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших

Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.

  • Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками.

Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.

Процесс обучения

Будущих воинов учили быть жестокими. Это считалось необходимым качеством бойца-мужчины. Мальчики повторяли за учителем различные действия и приёмы. Это помогало мальчикам повзрослеть, стать серьёзными, что сейчас редко встречается среди молодого поколения. Детей не учили считать и читать. Они не должны были задумываться о тайнах бытия. Будущий солдат должен был подчиняться приказам беспрекословно и не задумываясь. Поэтому знание наук считалось ненужной роскошью.

Спартанцы считали, что такие знания делают их слабее. На публичных мероприятиях мальчиков проверяли на стойкость. Их ставили перед зрителями и пороли кнутами.

Дети должны были выдержать такие пытки и не показать свою слабость.

Государство Спарта отличалось военной культурой и сильным государственным аппаратом. Всё их образование было разработано и направлено для подавления окружающих людей. Также спартанцы хотели сохранить собственную безопасность. Поэтому такое желание выжить породило очень жестокую систему с точки зрения простого обывателя. Но для Спарты такой образ жизни был спасительной благодатью.

  • Аргументируйте суждение о том что жуковский новатор в области балладного жанра что он создал кратко

      

  • Проект берегите птиц в детском саду

      

  • Шиворот навыворот какие педагогические способности продемонстрировал школьный учитель в мультфильме

      

  • Что должен делать учитель на перемене в школе беларусь

      

  • Пилотный проект в доу

Общая характеристика воспитательной системы Античности

Процесс воспитания и его развитие в эпоху античности во многом зависели от достижений и открытий в области педагогики в Древней Греции, Риме и иных эллинистических государствах.

Большое влияние на процесс воспитания оказало появление пиктографической письменности. С этого времени в привычное воспитание входит процесс обучения письменности. Со временем от пиктограмм человечество переходит к алфавитному письму. Воспитание и обучение в античные времена в основном осуществлялось на базе храмов и дворцовых хозяйств.

Основные направления воспитательной системы Античности:

  1. Основная (конечная) цель воспитания заключалась в том, чтобы воспитанник превзошел славой своего отца.
  2. Воспитательный процесс ориентирован на идеальный образ совершенного человека, который является всесторонне развитой личности.
  3. Применение традиционных методов и приемов воспитания, направленных на стимуляцию подобающего поведения.
  4. В процессе воспитания каждый ученик должен стремиться быть самым лучшим.

Основа системы воспитания Античности была заложена в Афинах и Спарте. Именно системы воспитания Афин и Спарты, были наиболее яркими и выдающимися системами того времени.

Ликург Спартанский

Ликург Спартанский.

Ликург Спартанский происходит из царского рода Спарты, который восходит к потомству мифического Геракла. Геракл, в припадке безумия, лишил жизни своих сыновей.

Геракл. Миф о Геракле погубившем своих сыновей.

Подобно Гераклу, спартанские правители били и уничтожали сыновей своего народа, если считали их физически слабыми.

Созданный правителями Спарты уклад жизни в государстве, в долгосрочной перспективе, способствовал вырождению и упадку. Получив недолгое преимущество перед противниками, Спарта сошла с политической арены. Потому, что если в основании государственности стоит жестокость, неразвитость научной мысли, то оно неминуемо приходит в упадок. Спарта осталась в истории как музейный экспонат.

Законодатель Ликург Спартанский, сам жил и воспитывался в другом общественном укладе, и лишь теоретически мечтал о государстве, которое он попытался создать. Надо отметить и тот факт, что общество тогда, еще не знало христианской мысли, а языческая культура весьма жестока.

История Спарты, учит человечество тому, что жестокость не может быть основой стабильного, мощного, процветающего государства в долгосрочной перспективе. Некоторые законы древнего государства Спарта, являются преступными по отношению к людям.

Воспитание молодежи от 7 до 20 лет

В лагерях спартанцы спали на подстилках из соломы, а одежду им разрешали носить только с 12 лет. В лагерях они занимались физическими упражнениями, учились владеть мечом и копьём. Кормили их скудно, зато подростки учились незаметно воровать пищу.

За детьми постарше следил педон — надзиратель из числа достойных граждан. В возрасте 20 лет из юношей выбирали ирена, который считался самым достойным и выносливым и должен был командовать младшими, а заодно учить их добродетели.

Детей в подростковом возрасте учили говорить кратко и лаконично. Подростки принимали участие в криптиях, то есть в грабежах деревень, где жили земледельцы-илоты, а также в облавах на них.

Домой спартанцы возвращались в возрасте 17 лет и должны были пройти ещё одно испытание — добраться до высокогорного храма Артемиды. В нём им предстояло «принести жертву» — вытерпеть порку мокрыми розгами. Проводя её, жрец ставил целью отсечь слабых. Подросток должен был вытерпеть порку, не издав ни звука.

После 17 лет спартанец мог принимать участие в военных походах, но ему запрещалось заниматься ремеслом и торговлей. Вероятно, поэтому у Лакедемона был слабый флот и только одна колония — Тарент на юге Италии основанный около 700 года н. э. Взрослые спартанцы также жили отрядами, занимались воспитанием молодёжи и соблюдали строгую дисциплину в отношениях с женским полом.

Суровое спартанское образование привело к тому, что войско Лакедемона считалось одним из лучших в Греции и имело обычай никогда не отступать с поля боя. Например, в 480 году до н. э. спартанский царь Леонид и 300 его воинов погибли в битве с персами в Фермопильском ущелье. Достойно показали они себя и в Пелопонесской войне против Афинского морского союза, начавшейся в 431 году до н. э.

Воспитание девочек отличалось. Иногда от них требовали обучиться пользоваться оружием, а ещё заставляли много заниматься спортом. В других греческих полисах воспитание подростков было менее суровым, так как стояла цель подготовить не только воинов, но и людей других профессий.

Рис. 3. Древняя Спарта.

О воспитании и обучении в Спарте и в Афинах в эпоху античности можно рассказать в докладе или сообщении для 5 класса.

Что мы узнали?

Спартанское воспитание в эпоху античности было суровым, его целью было подготовить отважных и закалённых воинов. С самого детства дети фактически были собственностью государства, мальчики с 7 до 17 лет воспитывались вне дома в лагерях.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Воспитание спартанских мальчиков

Обучение мальчиков заключалось в том, что в них развивали в основном физическую силу. Их забирали у матерей в семилетнем возрасте и помещали в казармах. Детей плохо кормили и одевали. Обувь для спартанских мальчиков была непозволительной роскошью – они ходили босиком. Пищу спартанских детей в современном мире можно назвать помоями. Голодные и постоянно мёрзнущие мальчики промышляли воровством. Кражи поощрялись их воспитателями, так как считалось, что кражи учат будущих воинов скрытности. Если же маленького воришку ловили, то его строго наказывали не за кражу, а за неумение скрываться.

Умение быть незаметным – качество, которое помогает сохранить жизнь во время военных походов. Также поощрялись и драки среди детей. Часто взрослые специально провоцировали их для этого. Дурь из детей выбивали кнутом. Если родитель ребёнка узнавал, что его чадо подверглось порке, то он обязан был выпороть его ещё раз. Баловать и жалеть детей в Спарте было запрещено. Иногда среди мальчиков проводили соревнования. На алтарь богини Артемиды клали небольшой кусочек сыра. Мальчики боролись друг с другом за обладание едой. Взрослые подстёгивали их плетьми при этом. Мужчинам было весело смотреть, как дети в борьбе за сыр калечили друг друга.

Большое внимание уделялось гимнастике, борьбе и владению оружием. Исключая кражи, спартанцам прививали моральные качества

Дети должны были контролировать свой аппетит, уважать старших и своих родителей, стойко переносить страдания и лишения. Постыдным считалась потеря контроля над своими эмоциями и поведением. Пьянство считалось недопустимым. Но не только военному искусству обучали молодых спартанцев. Жители Спарты очень любили музыку. В свободное время они развивали свои музыкальные навыки. Их песни были о войне и славных подвигах.

Воспитание спартанских мальчиков

Обучение мальчиков заключалось в том, что в них развивали в основном физическую силу. Их забирали у матерей в семилетнем возрасте и помещали в казармах. Детей плохо кормили и одевали. Обувь для спартанских мальчиков была непозволительной роскошью – они ходили босиком. Пищу спартанских детей в современном мире можно назвать помоями. Голодные и постоянно мёрзнущие мальчики промышляли воровством. Кражи поощрялись их воспитателями, так как считалось, что кражи учат будущих воинов скрытности. Если же маленького воришку ловили, то его строго наказывали не за кражу, а за неумение скрываться.

Умение быть незаметным – качество, которое помогает сохранить жизнь во время военных походов. Также поощрялись и драки среди детей. Часто взрослые специально провоцировали их для этого. Дурь из детей выбивали кнутом. Если родитель ребёнка узнавал, что его чадо подверглось порке, то он обязан был выпороть его ещё раз. Баловать и жалеть детей в Спарте было запрещено. Иногда среди мальчиков проводили соревнования. На алтарь богини Артемиды клали небольшой кусочек сыра. Мальчики боролись друг с другом за обладание едой. Взрослые подстёгивали их плетьми при этом. Мужчинам было весело смотреть, как дети в борьбе за сыр калечили друг друга.

Большое внимание уделялось гимнастике, борьбе и владению оружием. Исключая кражи, спартанцам прививали моральные качества

Дети должны были контролировать свой аппетит, уважать старших и своих родителей, стойко переносить страдания и лишения. Постыдным считалась потеря контроля над своими эмоциями и поведением. Пьянство считалось недопустимым. Но не только военному искусству обучали молодых спартанцев. Жители Спарты очень любили музыку. В свободное время они развивали свои музыкальные навыки. Их песни были о войне и славных подвигах.

Процесс обучения

Будущих воинов учили быть жестокими. Это считалось необходимым качеством бойца-мужчины. Мальчики повторяли за учителем различные действия и приёмы. Это помогало мальчикам повзрослеть, стать серьёзными, что сейчас редко встречается среди молодого поколения. Детей не учили считать и читать. Они не должны были задумываться о тайнах бытия. Будущий солдат должен был подчиняться приказам беспрекословно и не задумываясь. Поэтому знание наук считалось ненужной роскошью.

Спартанцы считали, что такие знания делают их слабее. На публичных мероприятиях мальчиков проверяли на стойкость. Их ставили перед зрителями и пороли кнутами.

Дети должны были выдержать такие пытки и не показать свою слабость.

Государство Спарта отличалось военной культурой и сильным государственным аппаратом. Всё их образование было разработано и направлено для подавления окружающих людей. Также спартанцы хотели сохранить собственную безопасность. Поэтому такое желание выжить породило очень жестокую систему с точки зрения простого обывателя. Но для Спарты такой образ жизни был спасительной благодатью.

Из этой статьи вы узнаете

Спартанское воспитание

Воспитание нового поколения в Спарте имело особенности, характерные для условий в которых наиболее вероятно появление деструктивных людей. С самого детства, спартанский ребенок был поставлен в условия выживания, борьбы за свое существование, подвергался телесным наказаниям. Развитие сочувствия, эмпатии, творческой мысли в таких условиях крайне затруднительно.

Отбор детей в Спарте. Жан-Пьер Сен-Урс.

В древней Спарте существовала система отбора младенцев после рождения. Решением старейшин, от физически слабых младенцев избавлялись. Далее, ребенок вводился в особую систему воспитания «агогэ», где выживали только физически сильные. Таким образом, общество лишалось части интеллектуального потенциала и разнообразия, который не зависит от физического развития тела.

В истории существует масса примеров того, что физическая слабость, компенсируется мощным интеллектом и наоборот, физическая сила иногда бывает у тех, кто слабо развит интеллектуально. Получая физически сильную армию, спартанское общество утрачивало интеллектуально преимущество, что привело его к падению перед более интеллектуально сильным противником.

В Спарте, после достижения примерно семилетнего возраста, детей отправляли в специальные поселения, где они учились выживать. Слабые погибали. Спартанский ребенок был поставлен в такие условия, при которых его инстинктивная часть должна была овладеть им. А интеллектуальная, созидательная часть, для которой необходимо тонко чувствовать мир и нужна способность к эмпатии, почти не развивалась.

Отношение родителей и детей было холодным. Дети с детства отдавались на воспитание в специальные военные лагеря. Что способствовало появлению эмоциональной тупости, не развитому эмоциональному интеллекту.

Мужчины заключали союз с женщинами только для рождения детей. Тесных эмоционально близких контактов у них было мало. У спартанцев существовало почти полное отсутствие собственности и частной жизни. Дети граждан считались государственным достоянием. Подрастающее поколение не имело полноценного общения со своей семьей, не получало опыт семейной жизни.

Жизнь спартанца

В период обучения в лагерях молодым мальчишкам часто устраивали бои без правил друг с другом. Здесь со своим противником можно было делать все, что угодно, только не применять никакой вид оружия. Ареной выступала площадка, которая была окружена рвом с водой. Побеждал тот, кто сбрасывал своего противника в этот ров.

Воспитание спартанских детей в период пребывания их в лагерях давало им не только силу мужского духа, но и практически всю военную грамоту, начиная от боевых искусств и заканчивая умением шпионить. Если они изучали песни, то они были патриотической направленности, танцы и музыка – это одна из составляющих подъема боевого духа, настроя воина на постоянную борьбу.

Образ жизни спартанцев:

  • жизнь как в военном лагере;
  • постоянные военные действия или подготовка к ним;
  • дети не принадлежали своим родителям;
  • полная изоляция от мира;
  • незнания ремесел, наук.

К женщинам спартанцы относились как рыцари. Их уважали и ценили. Они всегда были олицетворением чистоты и достойны уважения мужчин, так как разделяли их увлечение военным делом.

Жениться спартанец мог только если это ему позволит вся община. При этом после свадьбы молодые не жили вместе довольно долгое время, и часто женщина рожала малышей не от своего мужа. Дети спартанцев относились к ущелью, и если был замечен хоть один изъян, ребенка убивали. Так воспитывалось не одно поколение воинов.

Это интересно: История стиральной машинки — разбираем основательно

Особенности спартанского воспитания

Система спартанского воспитания сложилась в Спарте в VII-III вв. до н.э. Особенности данной системы воспитания связаны с историей государства, которое находилось в тот момент в состоянии постоянной и нескончаемой войны. От других античных государств Спарта отличалась большим военным потенциалом и стабильностью политической системы.

Замечание 1

Цель спартанского воспитания: подготовка сильного, выносливого и мужественного воина.

Основа спартанского воспитания – военная подготовка, воспитание мужчины, основным смыслом жизни которого была война. Все законы и принципы воспитания были рассчитаны на войну. Условия воспитания максимально приближены к военным. Система воспитания предполагала разделение мальчиков и девочек.

Система спартанского воспитания для мальчиков осуществлялась в несколько этапов:

  • 1 Этап. Первые 7 лет дети воспитывались в семье. Однако методы и формы семейного воспитания строго контролировались со стороны государства. Детей нельзя было пеленать, пища должна быть неприхотлива и проста. Пресекалось своенравие, боязнь темноты, одиночества и т.д.
  • 2 Этап. В возрасте от 7 до 15 лет. Дети передавали на обучение государству. На этом этапе детей обучали основам грамоты (письмо и чтению). Основой воспитания выступала физическая подготовка. Детей закаляли, учили драться, жить в общине, быть неприхотливыми в быту и пище, стойко переносить все тяготы и лишения.
  • 3 Этап. В возрасте от 15 до 20 лет в обучение добавляли пение и музыку (в основном пение военных песен, с целью поднятия боевого духа). На этом этапе значительно ужесточались методы физического воспитания. По итогам данного этапа воспитания юношу посвящали в воины.
  • 4 Этап. Заключительный. Молодые люди постепенно приобретали статус полноценных членов спартанского общества.

Целью воспитания девочек была подготовка здоровых, физически сильных и неприхотливых женщин, которые способны воспроизвести на свет крепкое потомство.

Девочки, девушки и женщины были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины. В процессе воспитания девочки помимо усвоения знаний о том, как вести домашнее хозяйство, так же проходили физическую подготовку. Физическое воспитание предусматривало бег, метание копья и диска. Для воспитания боевого духа часто проводились соревнования между девушками, а также между девушками и юношами.

Таким образом, особенностью спартанской системы воспитания является сильный перекос в сторону физической подготовки. Еще одной особенностью можно назвать то, что спартанское воспитание направлено на воспитание воина, весь процесс происходит в условиях, максимально приближенных к военным.

Молодежь до 20 лет

Воспитание в Спарте имело целью натренировать подростков, чтобы они были привычные к трудностям военного дела. В лагерях много времени они проводили, занимаясь физическими упражнениями, обучаясь владеть оружием, мечом и копьем. Спали они не очень много и на тонких жестких подстилках. Кормили их тоже совсем небольшим количеством пищи. При этом их поощряли проявлять изворотливость и незаметно красть еду.

Большое значение придавалось обучению подростков кратко выражать свои мысли. Поэтому спартанцы отличались немногословностью. Находящиеся в лагерях участвовали в криптиях – периодических нападениях на илотов с целью держать их в постоянном страхе.

Для, формирования чувства единства спартанцы имели общественный прием пищи, то есть кушали они все вместе своими отрядами за одним столом. Самые выделяющиеся на тренировках получали себе в подчинение других более младших и начинали тоже обучать их. Одежду детям разрешали носить только с 12 лет.

В результате Спарта имела одно из самых сильных войск в древней Греции. Оно проявило себя в нескольких войнах. Например, известно фермопильское сражение спартанцев против большого персидского войска, когда небольшие их количество долго удерживало наступление персов. Спарта находилась во главе союза полисов Пелопоннесского полуострова. Уже взрослые спартанцы продолжали в целом соблюдать суровые правила, к которым были приучены с детства.

Еще на тему Спарты:

Периэки

Жизнь спартанца

В период обучения в лагерях молодым мальчишкам часто устраивали бои без правил друг с другом. Здесь со своим противником можно было делать все, что угодно, только не применять никакой вид оружия. Ареной выступала площадка, которая была окружена рвом с водой. Побеждал тот, кто сбрасывал своего противника в этот ров.

Воспитание спартанских детей в период пребывания их в лагерях давало им не только силу мужского духа, но и практически всю военную грамоту, начиная от боевых искусств и заканчивая умением шпионить. Если они изучали песни, то они были патриотической направленности, танцы и музыка – это одна из составляющих подъема боевого духа, настроя воина на постоянную борьбу.

Образ жизни спартанцев:

  • жизнь как в военном лагере;
  • постоянные военные действия или подготовка к ним;
  • дети не принадлежали своим родителям;
  • полная изоляция от мира;
  • незнания ремесел, наук.

К женщинам спартанцы относились как рыцари. Их уважали и ценили. Они всегда были олицетворением чистоты и достойны уважения мужчин, так как разделяли их увлечение военным делом.

Жениться спартанец мог только если это ему позволит вся община. При этом после свадьбы молодые не жили вместе довольно долгое время, и часто женщина рожала малышей не от своего мужа. Дети спартанцев относились к ущелью, и если был замечен хоть один изъян, ребенка убивали. Так воспитывалось не одно поколение воинов.

Особенности афинского воспитания

Замечание 2

Целью афинского воспитания, в отличие от спартанского, было воспитание и развитие, в первую очередь души и духовных качеств человека.

Данная цель преследовала воспитание гражданина, который был бы прекрасен не только телом, но и своей душой.

Система афинского воспитания так же проходила в несколько этапов:

1 Этап. До 7 лет, все свободнорожденные воспитывались в семье. Воспитанием ребенка занимались мать, нянька и раб-дядька.
2 Этап. С 8 до 16 лет. Девочки по-прежнему воспитывались в семье. Мальчики начинают посещать платные школы. Ступени обучения предусматривали посещение нескольких школ: мусическая школа (литературное и музыкальное воспитание) и палестра (физическое воспитание: бег, плавание, метание диска и т.д.)

Большое внимание в процессе воспитания уделялось различного рода искусствам. Одним из главных являлся танец, которым ученик должен был уметь передать различные чувства или гамму чувств

Свои успехи в танцах воспитанника показывали на гуляниях и зрелищах. Во время гуляний проходили встречи с выдающимися людьми города, во время которых ученики принимали участие в беседах.
3 Этап. Период с 16 до 18 лет. Ученики посещали гимнасии. В Афинах было организовано три гимнасии: Академия, Киносарг и Ликей. В процессе воспитания в данных гимнасиях юноши совершенствовали и оттачивали свои знания, полученные на предыдущем этапе. Так же гимнасии могли посещать и взрослые мужчины для того чтобы послушать выступления философов, поделиться новостями или своими мыслями (взглядами).
4 Этап. Возраст с 18 до 20 лет, ученики посещали эфебии. Эфебии – это государственные военные организации, где в течение двух лет юношей обучали военному делу.

Таким образом, система воспитания в Афинах была достаточно свободной. На это указывает то, что занятия могли посещать не только ученики, но и все желающие. Любой мужчина мог прийти и послушать речь философа или посетить выступления ораторов, а также принять в них участие. В целом воспитание осуществлялось не только специальными заведениями, но и в семье, посредством встреч с известными и прославленными людьми.

Афинская система воспитания является основой для многих систем воспитания. Разработанные педагогические идеи данной системы остаются актуальными и сегодня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: