Оценка проекта
Концепция танкетки, «бронированного самоходного пулемёта», дешёвого и массового, устарела к середине 1930-х годов. Оказалось, что танк такого небольшого размера в принципе не может быть сбалансированным. Он также не был и дешёвым.
Т-27 критиковалась за очень плотную компоновку, неудобное расположение членов экипажа из-за размещения двигателя в середине корпуса без какого-либо ограждения между местами водителя и стрелка. Жёсткая ходовая часть создавала сильную тряску на большом ходу. Из-за стеснённости мест экипажа приходилось подбирать для Т-27 малорослых людей. Большим недостатком являлось отсутствие средств связи. Бронирование танкетки было удовлетворительным для конца 1920-х годов, но к середине 1930-х в армиях различных стран стали появляться в больших количествах малокалиберные противотанковые пушки, не оставлявшие танкеткам никаких шансов.
К моменту же производства Т-27 вполне соответствовала мировому уровню, что неудивительно, поскольку её прототипом была танкетка, признаваемая лучшей в своём классе. Ни польская TKS, ни итальянская CV3/33 или чешская LT vz.33 не имели перед Т-27 особых преимуществ. В вермахте некоторым аналогом танкеток был PzKpfw I, но он был вдвое крупнее, сильнее вооружён и бронирован. Впрочем, к 1939 году и он безнадёжно устарел.
На 1941 год реальные боевые возможности Т-27 были невелики. Его броня пробивалась с дистанции порядка 200—300 м бронебойными немецкими винтовочными пулями S.m.K.H. калибра 7,92 мм, то есть даже при отсутствии у противника специальных противотанковых средств приближаться к нему на Т-27 было рискованно. Против же имевшихся в большом количестве в вермахте 7,92-мм противотанковых ружей PzB 39, не говоря уже о противотанковых пушках, Т-27 была беззащитна на дистанциях их эффективной стрельбы.
Однако не стоит считать, что Т-27 к 1941 была совершенно бесполезной машиной. Она вполне могла применяться для патрулирования, охраны штабов, как бронированный тягач и транспортёр (так, например, вермахт широко использовал устаревшие немецкие и французские танки для охраны мостов, аэродромов и т. п., а также для борьбы с партизанами). Низкий силуэт Т-27 способствовал её маскировке, что позволяло достаточно эффективно применять её в обороне.
Некоторое количество танкеток Т-27 было захвачено вермахтом в 1941 году. В ряде источников, например, иллюстрированном справочнике И. П. Шмелёва, утверждается о использовании Т-27 вермахтом для вспомогательных целей (патрулирование, тягач для противотанковых пушек). Согласно той же книге, Т-27 передавались союзникам нацистской Германии, например, Венгрии было поставлено 9 экземпляров, несколько досталось Румынии и использовались в их вооружённых силах. Кроме того, 10 танкеток было поставлено в Монголию.
Танкетка Т-27 была лёгкой, что позволяло её использовать в десантных войсках. А также при наступлении, по быстро сделанным мостам и переправам. Танкетку можно было протащить через горы и болота, чего с более тяжёлыми аппаратами сделать куда сложнее. Также мосты в те времена в сельской местности часто имели грузоподъёмность 2-3 тонны. Т-27 незаменим для поддержки пехоты в наступлении, когда танки просто не смогли проехать к месту сражения.
Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919—1937.
М. Барятинский. Танкетка Т-27 и другие. — Моделист-конструктор. — (Бронеколлекция, выпуск 3, 2008).
Г. Л. Холявский. Энциклопедия танков
Т-17 — Википедия
Чертёж танкетки Т-17 | |
Т-17 | |
---|---|
Боевая масса, т | 3,0 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 2 |
История | |
Количество выпущенных, шт. | 5 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 4100, 4960 с «хвостом» |
Ширина корпуса, мм | 1740 |
Высота, мм | 2140 |
Клиренс, мм | 410 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 14 мм |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 14 мм |
Борт корпуса, мм/град. | 7 мм |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 7 мм |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 7 мм |
Днище, мм | 7 мм |
Крыша корпуса, мм | 7 мм |
Вооружение | |
Пулемёты | 1 х 7,62 |
Подвижность | |
Тип двигателя | рядный 2-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 20 |
Скорость по шоссе, км/ч | 20 |
Запас хода по шоссе, км | 60 |
Тип подвески | блокированная на листовых рессорах |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,60 |
Преодолеваемый подъём, град. | 45 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Преодолеваемый ров, м | 1,3 |
Преодолеваемый брод, м | 1,8 с «хвостом» |
Т-17 «Лилипут» — советская легкая танкетка.
С самого начала создания, танкетку Т-17 задумывали использовать в качестве машины разведки, сопровождения, охранения и связи . Начало проектирования официально началось в 1926 году: ГКБ ОАТ под руководством С. П. Шукалова, при участии Заславского В. И. начало проектирование лёгкого одноместного разведывательного танка «Лилипут». Проектирование шло медленно и неохотно. Итоговый вариант требовал полной переработки ходовой части и двигателя. 3 марта 1928 года под командованием зав. моторной лаборатории А. П. Кушки и при содействии Л. Э. Пальмен, инженеров С. А. Гинзбурга и Э. Гроте случилась защита плана новой танкетки Опытный образец был изготовлен на заводе «Большевик» в Ленинграде лишь осенью 1929 года.
За основу ходовой ходовой и трансмиссионной части был взят танк сопровождения Т-16. Корпус, взятый у несостоявшегося проекта танка «Лилипут», был исключительно клепаный на каркасе. Броневая защита была противопульной, броневые листы толщиной 7 и 14 мм. Двигатель конструкции А. А. Микулина, являвшийся модернизацией мотоциклетного двигателя ГоМВ Pz-12, был карбюраторным двухцилиндровым, с воздушным охлаждением и горизонтальным расположением цилиндров. Мощность двигателя составляла 20 л. с. Двигатель и трансмиссия составляли единый силовой блок. Ёмкость топливного бака составляла 47 литров. Гусеничная цепь была поставлена резинометаллическая. Экипаж машины — 1 чел. Этот человек должен был быть и водителем танкетки и стрелком из пулемёта. Первые испытания пробегом прошла в январе 1930 года, а в июне 1930 танкетка Т-17 показала лучшую подвижность даже чем танк Т-18. Однако ещё на предварительных испытаниях Т-17 сразу было видно, что одноместный кузов, не дававший возможность совмещать вождение машины и стрельбу из пулемёта, станет главной проблемой этой танкетки. В связи с этим, по решению испытательной комиссии, танкетка была отправлена на доработку.
Представленный ГКБ в январе 1931 года переработанный проект Т-17 был очень похож на своего предшественника. Только с той разницей, что новый Т-17 стал двухместным и имел вместо резинометаллической гусеничной цепи, резиновую, типа «Кегресс». Серийное производство танкетки Т-17 сочли ненужным, но проект оставили на доработку. Также комиссия выдвинула требования, чтобы в улучшенном Т-17 было место для двух человек и чтобы для проектирования бралась конструкция и стандарты танка Т-18. Тем не менее, было заказано ещё три опытных экземпляра Т-17, один из которых предполагалось модифицировать, установив два рабочих места для водителя и стрелка. Вскоре, однако, от этих прототипов отказались в пользу других более перспективных проектов. Впоследствии единственный экземпляр машины был переоборудован в танкетку Т-21
Позже на основе Т-17 ГКБ ОАТ под руководством С.П.Шукалова и В.И.Заславского были разработаны проекты самоходной батальонной пушки и танкетки Т-21 (Л-IV) с экипажем из двух человек В том же 1930 году с учётом опыта работ над танкеткой Т-17, были разработаны двухместные танкетки Т-22 и Т-23. Модернизированные танкетки классифицировались как «большие танкетки сопровождения».
- ↑ «Первые советские танки», Армада № 1, М.Свирин и А.Бескурников
Танкетка Т-17 — BATTLEFIELD.RU — всё о Великой Отечественной войне
Впервые опубликовано 20.09.2005 19:40
Последняя редакция 27.09.2011 12:58
Материал читали 20881 человек
Согласно трехлетней программе танкостроения, в рамках «плана минимум», предусматривалось создание до декабря 1930 года батальона «пулеметок сопровождения», как именовали в этом документе танкетки. Поэтому в 1926 году КБ ОАТ начинает работы по проекту легкого одноместного разведывательного танка «Лилипут». Проект был неплохо сбалансирован, но требовал создания специальной ходовой части и двигателя.
К проекту возвращались неоднократно, но дальше его обсуждения на разных уровнях дело не двигалось. 3 марта 1928 года под руководством зав. моторной лаборатории А.П. Кушка при участии Л.Я. Лальмена, а также инженеров С.А.Гинзбурга и Э.Гроте состоялась защита проекта новой танкетки. В качестве базы для нее использовали узлы ходовой части и трансмиссии опытного танка сопровождения Т-16. Бронекорпус был заимствован от танка
«Лилипут». В качестве силового агрегата использовался двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, являвшийся как бы «половинкой» двигателя Т-16. Гусеничная цепь была резинометаллической.
Корпус танкетки, получившей индекс Т-17 (часто именовавшейся, как и предшественник, «Лилипут»), был клепаный на каркасе. В рубке располагался водитель, являвшийся одновременно и стрелком из пулемета, который монтировался правее продольной оси (был также пушечный вариант танкетки).
Изготовление первого образца Т-17 затянулось, и он был готов лишь к осени 1929 года. Несмотря на неполадки, танкетка была испытана пробегом в январе 1930 года, а затем — в июне того же года, и показала лучшую подвижность, чем танк Т-18, однако одним из наиболее крупных недостатков танкетки стал одноместный кузов. Поэтому одна из трех танкеток, заказанных к лету 1930 года, должна была стать уже двухместной. Второй вариант Т-17 имел резиновую гусеницу типа
«Кегресс». Серийное производство Т-17 сочли нецелесообразным, и было принято решение о продолжении работ над двухместной танкеткой с использованием стандартных узлов Т-18.
65
(6 голосов, среднее 4.50 из 5)
Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии.
Конструкция
Т-27 являлась классической танкеткой, не имеющей башни. Компоновка танкетки отличалась большой плотностью. В передней части корпуса находилась трансмиссия, в средней части — двигатель и в задней части — экипаж, состоящий из 2 человек (механика-водителя и командира-пулемётчика). В верхней части корпуса имелось 3 откидывающихся колпака, закрывающих доступ к местам механика-водителя, командира-пулемётчика и к силовой установке.
Бронирование
Броневая защита танкетки изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, соединённой болтами и заклёпками на уголковом каркасе (на части машин применялась сварка). Броневые листы корпуса размещались по большей части вертикально, без наклона (за исключением части лобовой брони и верхних колпаков). Толщина брони в основном 10 мм (колпаки, кроме лобовой части, 6 мм). Бронирование обеспечивало защиту только от пуль стрелкового оружия и осколков мин и снарядов, да и то не во всех случаях.
Вооружение
Танкетка была вооружена одним 7,62-мм пулемётом ДТ, расположенном в переднем щитке корпуса справа. Боекомплект пулемёта составлял 2520 патронов (40 магазинов), впоследствии боекомплект уменьшили до 28 магазинов (1764 патрона).
Приборы наблюдения и связи
Т-27 не имела каких-либо приборов наблюдения и связи. Наблюдение в боевой обстановке осуществлялось механиком-водителем через смотровую щель, а пулемётчиком — через прицел пулемёта. Связь с другими машинами предполагалось поддерживать с помощью сигнальных флажков.
Подвижность
Танкетка была снабжена четырёхтактным четырёхцилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Форд-АА (ГАЗ-АА) мощностью 40 л. с., установленным маховиком вперёд. Трансмиссия (заимствовалась у грузового автомобиля Форд-АА/ГАЗ-АА) механическая, состояла из сухого однодискового сцепления, четырёхступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего) механизм поворота обеспечивал машине поворот на месте (минимальный радиус поворота при 1-й и 2-й передачах), простого дифференциала с колодочными тормозами и двух бортовых редукторов. Танкетка имела блокированную подвеску полужёсткого типа, состоящей из шести на борт сдвоенных опорных катков, сблокированных попарно в тележки. Упругим элементом подвески являлись листовые рессоры. Гусеничный движитель танкетки состоял из мелкозвенчатой цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, двух направляющих колёс заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусеницы, 12 опорных катков с наружной амортизацией, двух ведущих колёс переднего расположения цевочного зацепления и двух мелкозвенчатых гусеничных цепей шириной 150 мм.
Электрооборудование
Электрооборудование представляло собой однопроводную сеть напряжением 6 В. Система зажигания — батарейная, пуск двигателя производился электрическим стартером из отделения управления или снаружи (с помощью пусковой рукоятки).
Модификации и машины на базе
- Carden-Lloyd Mk.IV (Карден-Ллойд Мк IV) — английский прототип. Закуплено 20 шт. К 1938 осталось 4 шт., которые были переданы в укрепрайоны для использования в качестве бронированных несамоходных огневых точек.
- Т-27 — серийный образец, в ходе производства вносились небольшие изменения (менялось крепление пулемёта, применялась сварка для сборки корпуса)
- Т-27М — опытный вариант САУ с 37-мм пушкой Гочкиса. Разработан в 1931 году под руководством К. К. Сиркена. Изготовлены две машины: одна с 37-мм пушкой Гочкиса и пулемётом ДТ (в результате, масса увеличилась до 2920 кг) и одна с 37-мм пушкой Гочкиса. Для перевозки боекомплекта использовался небольшой гусеничный прицеп. Машины испытаны, но не переданы в войска. Одна из построенных списана после испытаний, сведений о судьбе другой найти не удалось.
- огнемётная танкетка Т-27 (опытная) — разработана в 1930 году в инициативном порядке Г. К. Кратировым, в мае 1931 года начато производство первой машины, всего изготовлено 12. Вооружены пулемётом ДТ и ранцевым огнемётом с двумя 16-литровыми баками для огневой смеси. В результате испытаний установлено, что 32 литров огневой смеси хватает на 24-26 выстрелов, дальность выстрела 24-28 метров в зависимости от метеоусловий
- ОТ-27/ХТ-27 (БХМ-4) — огнемётная (химическая) танкетка образца 1932 года, с огнемётом КС-1 (пулемёт ДТ демонтирован, вместо него стрелка вооружали автоматической винтовкой). Максимальная дальность огнеметания 25 м. Выпускалась в 1932—1933 в количестве 187 шт. Первый огнемётный танк в РККА. Вооружение — огнемёт. На 1 июня 1941 в войсках ещё оставались 33 огнемётные танкетки.
- МЗ-27. Минный заградитель обр.1934 года на базе Т-27, вооружённый пулемётом ДТ (с боекомплектом 2500 патронов) и 170 минами в барабане массой 480 кг. Выпущено не менее 5 шт.
- танкетка снабжения — опытная, разработана в 1932—1933 гг. под руководством Н. И. Коротконожко. По бортам танкетки установлены два боковых кармана для транспортировки 40 патронных ящиков (880 кг) и 24 снаряженных пулемётных дисков. В результате, масса машины в боевом положении увеличилась до 3,5 тонн, что отрицательно сказалось на её надёжности и проходимости. После испытаний, в 1934 году изготовлен модифицированный образец ЗР («зарядный ящик») для транспортировки в боковых карманах 32 патронных ящиков общей массой 680 кг. На вооружение не приняты.
- Т-27 тягач. Приспособлены для буксировки 45-мм противотанковых пушек. Переоборудовались из линейных Т-27. Как правило, вооружение сохранялось, сверху приваривались поручни для перевозки расчёта. На 1 июня 1941 года 182 танкетки-тягача, некоторое количество переделано уже в ходе войны.
- ТТ-27 — телеуправляемая танкетка (выпущена опытная партия — 5 машин, 1932 год)
- КТ-27 (СУ-76) — самоходная артиллерийская установка с 76-мм полковой пушкой для сопровождения конных и моторизованных соединений. Разработана в 1933—1934 гг. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчёт — на другой. Такое разделение создавало угрозу отрыва в бою расчёта и боеприпасов от орудия. Выпущено 3 опытных образца. Машина оказалась перегруженной и не могла двигаться вне дорог. Проект остановлен.
- СУ-3 — самоходная установка с 76-мм безоткатной пушкой Курчевского. Разработана в 1933 году. Войсковые испытания установка не прошла из-за сильного демаскирующего действия орудия при выстреле, плохой баллистики и опасности в обращении.
- Т-27ПХ — танкетка подводного хождения с воздухозаборником, герметизированным корпусом и изменённой конструкцией выхлопной трубы. Танкетка преодолевала по дну водные преграды глубиной до 3 метров и могла находиться под водой до 30 минут. В 1934 году изготовлен 1 опытный образец.
- АС-Т-27 — аэродромный тягач на базе Т-27, оснащённый автомобильным стартёром КАС-2 для запуска авиационных двигателей. Разработан в 1938 году под руководством А. Сафронова, в течение 1939 года в АС-Т-27 переоборудованы несколько пулемётных танкеток Т-27
Морской калибр
В 1940-м специалисты Ижорского и Кировского заводов провели успешный эксперимент по установке 130-миллиметрового корабельного орудия Б-13-IIс на сухопутное шасси. С началом Зимней войны Красной армии срочно потребовалась самоходка для борьбы с бронированными дотами и другими фортификационными сооружениями финских войск.
Самоходная артиллерийская установка СУ-100 Y
Пушку, предназначенную для крейсеров и мощных береговых батарей, установили на шасси опытного тяжелого танка Т-100, смонтировав на нем вместо двух штатных башен бронированную рубку клиновидной формы. Самоходка получила обозначение СУ-100-Y. Ее орудие обеспечивало снаряду начальную скорость свыше 800 метров в секунду и позволяло вести огонь на дальность около 20 километров. Боекомплект самоходки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания.
Повоевать самоходка не успела. Ее привезли в Карелию уже после окончания войны. Однако пушку все же испытали на остатках оборонительной линии финнов, уничтожая ДОТы обстрелом с большой дистанции по настильной траектории. Самоходка так и осталась в единственном экземпляре. Крест на программе поставило принятие на вооружение танков КВ-1 и КВ-2. Последний был вооружен 152-миллиметровой гаубицей М-10, более подходящей для уничтожения полевых укреплений, чем корабельное орудие СУ-100-Y. Прототип самоходки хранится в музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.
Модификации
Огнеметная танкетка ОТ-27 (ХТ-27)Вместо пулемёта устанавливался брандспойт огнемёта КС
АС-Т-27 — авиастартер, тягач и средство патрулирования в условиях полевого аэродрома
Танкетка подводного хождения Т-27ПХ
Испытания танкетки Т-27ПХ на глубине 0,5 м. НИАБТ полигон, 1934 г.
Танкетка Т-27 на подвеске ПД-Т под бомбардировщиком ТБ-1.Чаще всего для транспортировки использовался бомбардировщик ТБ-3, поскольку у ТБ-1 возникал перегруз и приходилось снимать все лишнее.
Т-27 тягач. Приспособлена для буксировки орудий и грузов в РККА
Минный заградитель МЗ-27 устанавливает мины
Двигатель и ходовая часть
В качестве силовой установки танкетки Т-27 использовался четырёхтактный карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель Форд-АА (в советском варианте – ГАЗ-АА) с жидкостным охлаждением, который развивал максимальную мощность в 40 лошадиных сил, что позволяло танкетке развивать максимальную скорость при движении по шоссе до 40 километров в час. Запас хода по шоссе составлял 110 км, а по пересеченной местности — 60 км. Боевая масса равнялась 2,7 т.
Ходовая часть Т-27
Механическая трансмиссия состояла из:
- однодискового сухого сцепления;
- механической четырёхступенчатой коробки передач (при 4 передачах переднего хода и одной заднего);
- механизма поворота, который обеспечивал поворот машины на месте;
- дифференциала с тормозами колодочного типа;
- двух бортовых редукторов.
Подвеска этой миниатюрной машины отнесена по классификации к блокированным полужёсткого типа. Она состояла из шести тележек со сдвоенными опорными катками. Основным упругим элементом конструкции подвески являлись рессоры из листовой стали. Гусеничный движитель танкетки включал в себя мелкозвенчатую цепь с цевочным зацеплением и открытым шарниром, два направляющих колеса заднего расположения, оснащенные кривошипным механизмом для натяжения гусениц, двенадцати опорных катков для наружной амортизации, два ведущих колеса с передним расположением и цевочным зацеплением, а так же две мелкозвенчатые гусеничные цепи, которые имели ширину трака в 150 миллиметров.
Обрезиненные катки
История создания
Интерес руководства РККА к танкеткам проявился еще в конце 1919 года. Примерно с этого периода датированы первые неудачные попытки проектирования таких машин. В серьез этим вопросом занялись в средине 20-х годов, но несколько проектов, которые были предложены в этот период, не были приняты правительственными комиссиями.
В феврале 1930 года в Великобританию выехала делегация советских инженеров с целью ознакомления с передовыми технологиями и конструкторскими решениями в области танкостроения. Советские инженеры в ходе поездки ознакомились с британской танкеткой Carden-Loyd Mk. IV и закупили 20 ее единиц, лицензию на производство в СССР и техническую документацию. На руководство страны и РККА британская танкетка произвела впечатление, что стало причиной ее серийного производства.
Танкетка Карден-Ллойд Модель VI (Carden-Loyd Mk.), состоящая на вооружении армии Великобритании
После внесения в конструкцию машины незначительных доработок, 3 ноября 1930 года был собран первый прототип танкетки, который после полигонных испытаний был отправлен на доработку. В начале января уже следующего года был собран образец, который Комитет обороны СССР принял на вооружение РККА в августе под индексом «Т-27»
Танкетка Карден-Ллойд Модель VI внутри
Серийный выпуск танкеток Т-27 начали в конце 1931 года на производственных площадях завода «Большевик», где было произведено 45 машин. После «Большевика» производство Т-27 было организовано заводом № 37 и автосборочным заводом № 1. Всего за время серийного выпуска из сборочных цехов заводов в общей сложности было произведено для нужд РККА 3295 единиц.
Применение в бою
Изначально планировалось использовать Т-27 для сопровождения тяжелых танков, а также для связи и разведки. Машина не подошла для этих целей, и ее передали в кавалерийские и стрелковые дивизии. Достаточно быстро Т-27 стали рассматривать не как боевые, а как учебные машины. Очень часто танкетки использовали на маневрах и парадах, а также для экспериментов, например по авиационной транспортировке.
Т-27 участвовала в боях в Средней Азии против басмачей, а около сотни машин приняли участие в советско-финской войне.
В целом танкетка показала себя неприхотливой и простой машиной, но она значительно уступала новым разработанным танкам, да и ее выпуск оказался трудоемким и дорогим, что и привело в итоге к исчезновению танкеток как класса.
В мае 1941 года Т-27 полностью сняли с вооружения, хотя несколько машин еще остались в армии – на них часто готовили механиков водителей либо использовали их во вспомогательных целях. Часть танкеток участвовала в боях Великой Отечественной войны. В последний раз они упоминаются в отчетах о боях под Москвой и в Крыму.
Т-17 (танк) – Уикипедия
Танкета Т-17 | |
---|---|
Тактико-технически данни | |
История на производство и служба | |
Опитен образец | 1929 г. |
На въоръжение | не е одобрен — до днес |
На въоръжение в | СССР |
Габаритни характеристики | |
Тегло | ? t |
Дължина | ? m |
Ширина | ? m |
Височина | ? m |
Основно въоръжение | 1 x картечница |
Допълнително въоръжение | няма |
Технически данни | |
Силова установка | 4-цилиндров с въздушно охлаждане? к.с. (? kW) |
Окачване | ? |
Макс. скорост | ? km/h (по шосе)? km/h (прес. терен) |
Запас от ход | ? km (по шосе) |
Ширина на ров | ? m |
Вертикално препятствие | ? m |
Екипаж | 1 човек |
Танкета Т-17 в Общомедия |
Съгласно приетата през 1926 г. тригодишна програма за развитие на танковите войски в Червената армия е предвидено създаването на батальони «картечници за съпровождение». Първоначално в съветските документи е използван този термин, а не танкети. Работата по създаване на лек едноместен разузнавателен танк започва още през 1926 г., когато в конструкторското бюро ОАТ започва работата по проекта «Лилипут». Проектираната машина е била нелошо балансирана, но възниква необходимост от създаването на специална ходова част и двигател. Към обсъждането на този проект конструкторите се връщат неколкократно, но работата по проекта така и не напуска чертожната маса.
През март 1928 г. е представен и защитен нов модел на танкета, получила името Т-17. За база при проектирането ѝ са използвани ходовата част и трансмисията на опитния танк за съпровождение Т-16. Корпусът е заимстван от проекта «Лилипут», от ковани стоманени листове, нитовани един към друг. Използван е 2-цилиндров бензинов двигател с въздушно охлаждане и хоризонтално разположение на цилиндрите. Веригите са гумено-металически. Екипажът се състои от един човек, койте едновременно е механик-водач и стрелец с картечницата. Т
Эксплуатация и боевое применение
Т-27 первоначально предполагалось использовать для разведки, связи и сопровождения в бою тяжёлых танков. Но для этого они оказались не очень подходящими. Танкетки поступили в стрелковые и кавалерийские дивизии для разведки и сопровождения конницы. В войсках Т-27 быстро стали рассматриваться скорее как учебные, а не боевые машины. В 1930-е годы они активно использовались для подготовки кадров автобронетанковых частей, часть изношенных танкеток передана в ОСОАВИАХИМ. Танкетки часто применяли на маневрах, парадах, а также в разных экспериментах, в частности, по авиационной транспортировке на внешней подвеске (устройство для подвески разработал А. Ф. Кравцев) самолёта и беспарашютному десантированию с малой высоты. Состояла на вооружении первого подразделения воздушно-десантных войск России советского периода — авиационного моторизованного десантного отряда (Авиамотодесантный отряд) (нештатный, опытный), сформирован в 1931 году по директиве от 18 марта 1931 года, в Ленинградском военном округе (ЛВО) и предназначался для исследования вопросов оперативно-тактического применения и наиболее выгодных организационных форм авиационных десантных (воздушно-десантных) подразделений, частей и соединений. Эксплуатация танкетки в войсках показала, что она была достаточно простой и неприхотливой машиной.
Бомбардировщик ТБ-3 с танкеткой Т-27, 1935 год
В боях Т-27 впервые участвовала в начале 1930-х в операциях по борьбе с басмачами в Средней Азии. Более 100 Т-27 участвовало в советско-финской войне, несколько при этом потеряно.
К 1938 году танкетка и машины на её базе уже рассматривались как устаревшие и планируемые к снятию с вооружения. Официально Т-27 сняты с вооружения 8 мая 1941 года. К началу войны имелось 2343 (по другим данным, 2147 или 2558) танкеток Т-27, из них 930 в западных округах. Войну Т-27 встретила в самых разных подразделениях — они входили в механизированные корпуса (МК; так, в 35-й танковой дивизии 9-го МК на 1 июня 1941 года семь танкеток Т-27), как штатно, так и вне штата (использовались для подготовки механиков-водителей новых танков для сбережения их моторесурсов и для обеспечения боевой подготовки. Например, в 10-й танковой дивизии было 40 внештатных танкеток Т-27. Некоторое количество танкеток имелось в стрелковых дивизиях и укрепрайонах. Значительная часть танкеток требовала ремонта.
Большая часть танкеток западных округов оставлена неисправными в местах дислокации (как 40 Т-27 10-й танковой дивизии) и захвачена противником, но часть участвовала в боях. В 1941 году часть Т-27 брошена в бой и потеряна. Последние встречающиеся упоминания об их боевом применении — бои под Москвой (где Т-27 использовались и как танки поддержки пехоты, и как тягачи для противотанковых пушек), и в Крыму в конце 1941 года.
ТММ Легкий танк сопровождения пехоты
Разработчик: группа инженеров ВАММ Год начала работ: 1931 Год выпуска первого прототипа: 1932
Пока на заводе “Большевик” шло освоение конструкции легкого танка Vickers Mk.E, уже получившего обозначение В-26, группа инженеров ВАММ им.Сталина разработала альтернативный проект “танка малой мощности” – ТММ, основываясь на той же конструкции “виккерса”. Вполне естественно, что при отсутствии равноценного аналога советским танкостроителям хотелось сделать свой вариант танка сопровождения пехоты, который, с одной стороны, был бы конструктивно проще Т-19, а с другой — использовал бы опыт британских танкостроителей.
Главным «камнем преткновения» являлась ходовая часть, которую почти без изменений заимстствовали от “виккерса”. ПРименительно на один борт она состояла из следующих компонентов:
— 8 опорных катков сблокированных попарно в четыре тележки, две передние и две задние тележки соединялись в общие блоки с подвеской на листовых рессорах;
— 4 поддерживающих ролика;
— переднее ведущее колесо зубового зацепления;
— заднее направляющее колесо;
— мелкозвенчатая гусеница с литыми стальными траками
Наибольшим доработкам подвергся корпус, который для ооих варианта был практически сделан заново. Танк первого проекта (ТММ-1
) оснащался 6-цилиндровым американским двигателем Hercules мощностью 95 л.с. Место механика-водителя на нем перенесли на левую сторону. Справа от него вначале планировали установить 37-мм пушку, которую должен был обслуживать четвертый член экипажа, но затем остановились на обычном курсовом пулемете ДТ. Толщина брони лобовой части корпуса и башни довели до 15-20 мм. Башни и основное вооружение (два 7,62-мм пулемета с водяным охлаждением) и трансмиссия были полностью заимствованы от В-26. Второй опытный образец (ТММ-2 ), помимо выше перечисленных доработок, оснащался улучшенной КПП и механизмом поворота без бортовых фрикционов. На нем также предполагалась установка курсового пулемета, однако прототип его так и не получил. Танк ТММ-2 внешне отличался от ТММ-1 только немного измененным корпусом, где была удалена выдвинутая далеко вперед рубка механика-водителя. После проведенных доработок высота танка уменьшилась до 1990 мм, а длина — до 4270 мм.
Пока шло проектирование и сборка танков в техническом управлении УММ РККА верх взяла точка зрения о большей целесообразности производить лицензионный вариант “виккерса”, чем разрабатывать “гибридные” проекты (здесь имелся в виду Т-19
“улучшенный”) на его базе. В добавок к этому, представители завода “Большевик” и ХПЗ откровенно негативно высказались против отечественных разработок, мотивируя это тем, что в производстве танки типа ТММ и Т-19, а также двигатели к нем, будут сложнее В-26.
Как оказалось, проходившие испытания в начале 1932 г. танки ТММ-1 и ТММ-2 не смогли показать каких-либо преимуществ перед “виккерсом”. Даже наоборот, американский мотор сильно перегревался, а маневренность утяжеленных танков стала заметно хуже. Единственным плюсом была только усиленная бронезащита, но и она не спасала от огня артиллерии любого калибра. В связи с этим, в сентябре 1932 г., УММ РККА и представители Мобилизационного Управления отказались от дальнейших работ по танкам ТММ.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕХОТЫ ТММ-1 обр.1932 г.
БОЕВАЯ МАССА | 7960 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 4 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 4610 |
Ширина, мм | 2530 |
Высота, мм | 2058 |
Клиренс, мм | 260 |
ВООРУЖЕНИЕ | три 7,62-мм пулемета ДТ (два башенных и один курсовой) |
БОЕКОМПЛЕКТ | ~3000 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | оптические пулеметные прицелы |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — 20 мм борта корпуса — 10 мм корма корпуса — ? башни — 10 мм крыша — 6 мм днище — 4 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | «Hercules», карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 94 л.с. при 2400 об\мин. |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 8 опорных катков сблокированных попарно в 4 тележки, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница |
СКОРОСТЬ | 25 км\ч по шоссе |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 130 км по шоссе |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | ? |
Высота стенки, м | ? |
Глубина брода, м | ? |
Ширина рва, м | ? |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | — |