Танкетка cv38

Источники[править]

Бронетехника Италии

Тяжёлые танки:

Trasportatore Isotta-FrasciniTestuggine Corazzata Ansaldo Turrinelli (Modello I) • Fiat 2000

Сверхтяжёлые танки:

AutofortezzaAnsaldo Torpedino

Бронеавтомобили:

Fiat mod.1906 • Autoblindo Fiat • Fiat Arsenale Mod.1912

Другие разработки:
Cantono

Танкетки:

CV29 • CV33 • Ansaldo MIAS • Ansaldo MORAS • CV35 • CV38

Лёгкие танки:

Fiat 3000A • Fiat 3000B • Fiat 3000A IIa serie • L6/40 • Carro Armato Tipo 2 • Carro d`Assalto 5t mod.36 • Carro Cannone 5t mod.36

Средние танки:

Carro Armato da 9 T • M11/39 • М13/40 • М14/41 • Celere Sahariano • М15/42 • М16/43 • Carro P • Carro P75 • P40 da 75/18 • P40 da 75/34 • P26/40 • P43P43 bisP44 Pantera

Тяжёлые танки:

Ansaldo GL-4Fiat-Ansaldo P.71Fiat-Ansaldo P.32Ansaldo P.65 • Carro Pesante P75 • Carro Armato P43 • Carro d’assalto P.88

Сверхтяжёлые танки:

Carro 7000-tonnellateAnsaldo GL-149Ansaldo GL-203

Истребители танков:

Semovente L3 da 47/32 • Semovente L6/40 da 47/32 • Semovente M43 da 75/46 • Semovente da 90/53 • Semovente Sahariano

Зенитные самоходные установки:

Semovente da 75/27 CK • M15 Contraereo • Semovente da 102/44 • 90/53 su Breda 52 • 90/53 su Lancia 3Ro • 102/35 su Fiat 634N • 90/53 Mod. 39 • 65/17 su Morris CS8 • Semovente da 75/46

Штурмовые орудия:

Semovente M40 da 75/18 • Semovente M42 da 75/18 • Semovente M41 da 75/32 • Semovente M42 da 75/34 • Semovente M42М da 75/34 • Semovente M43 da 75/34 • Semovente da 105/25 • Semovente da 149/40

Самоходные гаубицы:
100/17 su Lancia 3Ro

Бронеавтомобили:

Fiat-Terni Tripoli • Fiat 501 • Fiat 604 • Nebiolo • AB 40 • AB 41 • Autoblindo T.L.37 • AB 43 • Fiat 611A • Fiat 611B • AS42 Sahariana • SPA-Viberti AS43 • Lince • Vespa

Бронетранспортёры:

Fiat-SPA S37 • SPA Dovunque 35 protetto • Fiat 665NM Scudato

Мотоциклы:

Benelli 36 • Bianchi Supermil 500 • Gilera Mercurio 500 • Mototriciclo Guzzi 32 • Mototriciclo Guzzi tipo U • TriAlce • Gilera Marte • Moto Guzzi Alce Attrezzato • Benelli 37 • Benelli 40 • Bianchi 500 M • Frera 250 • Gilera 500 LTE • Gilera 500 VT • Moto Guzzi Airone • Alce • Moto Guzzi GT 17 • Moto Guzzi 500 GTV • Sertum 250 • Sertum500 • Volugrafo Aermoto 125

Легковые автомобили:

Alfa Romeo 6C 2500 Coloniale • Bianchi S4 • Bianchi S6 • Bianchi S9 Coloniale • Bianchi VM 6C • Lancia Aprilia Berlina • Lancia Aprilia Coloniale • Lancia Artena Militare • Fiat 500 • Fiat 508 Berlina • Fiat 508M • Fiat 508CM • Fiat 518 Coloniale • Fiat 1100 • Fiat 1500 • Fiat 2800 CMC

Грузовые автомобили:

Alfa Romeo 500DR • Alfa Romeo 500 • Alfa Romeo 800 • Bianchi Mediolanum-36 • Bianchi Mediolanum-38 • Bianchi Miles • Breda 51 • Ceirano 47 CM • Ceirano 50 CM • Fiat 508M camioncino • Fiat 1100 • Fiat 618C • Fiat 621 • Fiat 626 • Fiat 632 • Fiat 633 NM • Fiat 634N • Fiat 666 • Fiat Dovunque 33 • SPA Dovunque 35 • SPA Dovunque 41 • Fiat-SPA 36R • Fiat-SPA 38R • Fiat-SPA AS37 • 25 C/10 • SPA CL39 • Fiat-SPA T40 • Isotta Fraschini D65 • Isotta Fraschini D70M • Isotta Fraschini D80 • Lancia Ro • Lancia 3Ro • Lancia Esaro • OM 4OMF • OM Taurus • OM Ursus • OM Autocarretta • Camionetta desertica AS37 • Fiat-SPA AS42 «Sahariana» • Fiat-SPA AS43

Артиллерийские тягачи:

Fiat 4000 • Breda TP32 • Breda TP33 • Breda TP40 • Breda TP41 • Fiat-SPA TL37 • SPA TM40 • SPA TM41 • Pavesi Mod. 26 • Pavesi Mod. 30 • Pavesi TL31 • Daimler C-Zug • Breda 61 • Fiat 727 • Fiat 40 Boghetto • Fiat-OCI 708 CM • Fiat 700 C

Спец. машины:
CV3 Rampa Semovente

Средние танки:

Progetto M40 mod. 65Carro Combattimento 45t

Тяжёлые танки:

Progetto CC55 mod. 54 AProgetto CC55 mod. 54 BProgetto C50 mod. 66 Tipo 1Progetto C50 mod. 66 Tipo 3Bisonte C45Rinoceronte

Основные боевые танки:

Lion • OF-40

Истребители танков:

Semovente Controcarro Mod. 1956ViperaControcarro Mod. 67Controcarro 1 Mk. 2Minotauro

Самоходные гаубицы:

SP70 • Palmaria

Зенитные самоходные установки:

SIDAM 25 • Otomatic 76/62

Бронетранспортёры:

Fiat 6614 • Fiat 6616 • C-13

Боевые машины пехоты:

VCC-1 Camillino • Dardo

РСЗО:
FIROS

Грузовые автомобили:

Astra BM20 • Astra BM300 • Bianchi Audax • Bianchi CL51 • Bianchi CM51 • Bianchi CM54 • Bremach GR

Основные боевые танки:
C1 Ariete

Бронеавтомобили:

Iveco LMV • Centauro • Centauro II MGS 120/105 • Shield

Бронетранспортёры:

Terrier • Puma

Боевые машины пехоты:

VCC-1 Camillino • Dardo IFV • Freccia IFV

Зенитные ракетные комплексы:
Spada

Реактивные системы залпового огня:
FIROS

Курсивом отмечены нереализованные проекты и вымышленные танки.

История создания танкетки CV3 (L3)

В 1929 г. итальянское правительство купило у англичан лицензию на производство танкетки «Карден-Лойд» Mk.VI, с расчетом уже в следующем году запустить её в серийное производство на своих заводах.

Первоначально образец запущенный в производство носил индекс Carro Veloce CV29 (вся серия носила общий индекс L3) и отличался от оригинала только итальянским вооружением и откидными колпаками над местами членов экипажа. Однако CV29 был вариантом промежуточным — в 1933 г. в производстве была освоена новая модель Carro Veloce CV33 (CV3/33), представляющая собой глубокую модернизацию оригинальной танкетки.

Чертеж итальянской танкетки CV3/33

В этом варианте, с некоторыми модификациями, танкетку производили с 1933 по 1944 год, всего изготовив за это время 1400 машин. Значительное количество танкеток было поставлено в Афганистан, Албанию, Австрию, Боливию, Бразилию, Болгарию, Венгрию, Испанию, Ирак и Китай.

Когда будет добавлена итальянская ветка?

В игровом сообществе не затихают обсуждения того, когда выйдет итальянская ветка танков. Чтобы избежать слухов отвечаем, прокачиваемая ветка будет включена в игру вместе с патчем обновления, которое последует за грядущим 1.0. Ветка Италии в WoT определённо внесёт в геймплей новую струю. Уровни с 1-го по 7-ой включительно станут настоящей экскурсией в историю итальянского танкостроения, где безусловно были довольно интересные проекты.

Однако главная фишка поджидает игроков на 8-ом уровне. Начиная с этой машины и до ТОПа ветки, танки оснащаются принципиально новым вооружением, которого не было в игре. Здесь будут установлены барабанные орудия с автоматическим досылателем снаряда: после выстрела ствол начинает заряжать недостающий снаряд, что в целом обеспечивает непрерывное ведение огня.

Чехословацкие танки и бронетехника

Чехословацкая танковая промышленность, сконцентрированная в основном в двух и «Шкода», была перед захватом Чехословакии Германией высокоразвитой отраслью, ориентированной прежде всего на экспорт. Если в конце двадцатых и начале тридцатых годов она производила бронетанковую технику в основном по лицензии фирм других стран (например, танкетки на основе английских машин «Карден-Лойд»), то в середине тридцатых годов были созданы и выпускались танки и танкетки собственной конструкции LТ-34, АН-IV, Р-1, TNH и LT. Эта техника поставлялась в основном на экспорт. Сама же чехословацкая армия к моменту оккупации имела 418 танков и танкеток. Это была очень неплохая для того времени техника. Состоявшие на вооружении танковых батальонов чехословацкой армии 10,5-тонные танки LT-35, вооруженные 37-мм полуавтоматической пушкой и двумя пулеметами, оценивались как лучшие в своем классе. Количество этих танков составляло 228 единиц. Кроме того, имелось 50 танков LT-34 и 70 малых танков (танкеток) ТС-33 образца 1933 года, вооруженных двумя пулеметами.

Согласно планам Генерального штаба чехословацкой армии, в случае войны эти танки предусматривалось использовать не массировано, а по-батальонно в качестве средства поддержки боевых действий так называемых «подвижных» дивизий и армейских корпусов. Это отчасти объясняется тем, что граница Чехословакии с наиболее вероятным противником — Германией была надежно прикрыта линией закрепленных районов, по своему вооружению и прочности оборонительных сооружений не уступавшей знаменитой линии Мажино. Поэтому танки планировалось применять лишь для ликвидации прорывов на отдельных участках обороны. После оккупации Чехословакии бронетанковая техника ее армии была взята на вооружение вермахта, а танковая промышленность Чехословакии начала работать на нужды третьего рейха.

Оценка проекта

Трудно дать положительную оценку танкетке «Фиат-Ансальдо» L3: будучи максимально облегченной и относительно быстроходной, танкетка, конечно, больше подходила для разведки и охранения пехоты, чем для боя. Её вооружение (пулеметы) было эффективно только против живой силы на дистанции до 400 м, и то лишь при условии, если стрелять на небольшой скорости. Отсутствие вращающейся башни делало танкетку особенно уязвимой для атак с тыла. Видимость с закрытыми люками была ограничена, а очень слабое бронирование не защищало даже от огня пулеметов, снаряженных бронебойными патронами. Выход экипажа из подбитой танкетки из-за расположения люков был практически невозможен во время боя. С точки зрения подвижности танкетка, хотя и была маневренной и легко управляемой, но не всегда могла преодолевать препятствия на труднопроходимой местности. Недостаточный запас хода был ещё одним слабым местом танкетки. Из-за этого в Ливии, когда приходилось преодолевать большие расстояния в пустыне, экипажи были вынуждены возить дополнительно по три 20-литровых канистры бензина на внешней броне.

Однако нельзя сказать, что танкетки L3 были бесполезны как боевые машины. Генерал Бабини, командовавший бронетанковыми силами итальянского добровольческого корпуса (CTV) в Испании в 1937-39 годах (эти силы включали 149 танкеток L3 разных модификаций) писал в докладе Comando Supremo (штабу итальянской армии), что хотя L3 имеют недостатки (слабое вооружение и бронирование, недостаточный запас хода), но даже так они «помогали выигрывать сражения и полностью оправдали себя при правильной тактике их применения», то есть прежде всего как разведывательная машина, но не танк прорыва. На последнюю роль танкетка L3 не подходила, даже с таким импровизированным улучшением, как установка 20-мм пушки «Бреда» 20/65 или 20-мм противотанкового ружья Solothurn S18-100, достаточных для пробития брони советского танка Т-26, составлявшего основу бронетанковых сил Испанской Республики.

История корабля

Заложен 1 марта 1944 года на верфи New York Naval Shipyard. Спущен на воду 5 мая 1945 года. Вступил в строй 2 марта 1946 года. 16 июня 1950 года выведен в резерв. 1 марта 1952 года введен в строй после модернизации по проекту SCB-27A. Служил на Тихом океане в составе 7-го флота США. С 11 августа 1952 года по 17 марта 1953 года участвовал в боевых действиях в Корее. 1 октября 1952 года переклассифицирован в CVA-ЗЗ. В январе 1957 года вступил в строй после модернизации по проекту SCB-125, и 1 октября 1958 года переклассифицирован в CVS-ЗЗ.

В октябре 1959 года эвакуировал около 6000 человек при оказании помощи жителям Нагой (Япония), пострадавшим от тайфуна. 7 марта 1960 года снял с дрейфующей баржи Т-36 советских военнослужащих А.Зиганшина, Ф.Поплавского, А.Крючковского и И.Федотова, которые провели 49 дней на барже, унесенной в океан во время шторма.

В период с 19 июня 1964 по 16 декабря 1964, с 9 июня 1966 по 20 декабря 1966, с 17 августа 1967 по 6 апреля 1968 и с 29 марта 1969 по 4 сентября 1969 года принимал участие в боевых действиях в войне во Вьетнаме[источник не указан 3237 дней

]. В июле 1967 года, находясь у берегов Калифорнии, незначительно пострадал от пожара.

15 января 1970 года выведен из боевого состава флота. Списан 1 мая 1973 года и сдан на слом.

Боевое применение танкетки CV3 (L3)

В начальный период Второй мировой войны танкетки CV3 (L3) составляли основу бронетанкового парка итальянской армии, организационно входя в 26 батальонов и 3 группы эскадронов.

Машина была подвижной и маневренной, однако к началу 1940-х г.г. её самостоятельная боевая ценность на поле боя стояла под вопросом — противостоять танкам она не могла никак. Поэтому, на всех основных направлениях, танкетки CV3 при первой возможности заменяли танками. Впрочем, как средство для борьбы с партизанами, CV3 применялись вплоть до выхода Италии из войны.

Огнеметная CV3/33 с прицепом с огнесмесью

Служба и боевое применение

После вторжения в СССР в августе 1941 года на Восточный фронт было отправлено около 60 танкеток этого типа, которые были сведены в лёгкую танковую группу «Сан Джорджио», подчинявшуюся мобильной дивизии «Принц Амедео герцог д’Аоста». Однако, как и в боях в Африке, эти танкетки показали свою абсолютную неэффективность против танков противника. К весне 1942 года у дивизии д’Аоста оставалось три десятка танкеток L3/35.

Танкетки этого типа состояли на вооружении следующих стран:

  •  Австрия — 72 шт. CV-33/35 закуплены в 1935—1937 гг.
  •  Афганистан — несколько танкеток закуплено в 1937—1939 гг. На 2022 год как минимум одна танкетка в ходовом состоянии находится на вооружении «Талибана».
  • Болгария — в 1934 году было принято решение о покупке 14 танкеток C.V.3/33 (вооружённых 8-мм пулемётом «шварцлозе»), транспорт с техникой прибыл в порт Варна 1 марта 1935 г. Танкетки поступили на вооружение 1-й танковой роты
  •  Боливия
  •  Бразилия — 23 шт. CV-35 II серии закуплены в Италии в 1938 г.18 из них имели 7,62-мм пулеметы Madsen, а 5 — 13,2-мм пулеметы Breda.
  •  Венгрия — в августе 1935 года в Италии была закуплена одна танкетка CV 3/33 (Н-101), после чего с сентября 1935 по декабрь 1936 года было поставлено ещё 150 танкеток CV-35 (Н-102 — Н-251), получивших венгерское обозначение 35М. На танкетки были установлены венгерские 8-мм пулемёты 34/37М; летом 1941 года, только в составе отдельного подвижного корпуса венгерской армии, направленного на Восточный фронт, насчитывалось 56 танкеток, к которым, вскоре, в качестве пополнения, добавилось ещё 9 машин.
  •  Греция — три трофейные танкетки, захваченные английскими и греческими войсками во время боёв в Греции в апреле 1941 года, использовались в подразделениях греческой армии
  •  Ирак — несколько танкеток поставлено в 1938 году
  • Франкистская Испания — C.V.-33/35 поставлялись из Италии для франкистов. Первые пять C.V.3/35 (с итальянскими экипажами) были получены 26 августа 1936 года в порту Виго. За весь период войны 36 из 149 танкеток, переданных Италией франкистам, было уничтожено и безвозвратно утрачено в боях, по техническим и иным причинам
  •  Вторая Испанская Республика — некоторое количество трофейных танкеток использовалось республиканцами (так, в марте 1937 года в ходе боёв под Гвадалахарой были захвачены восемь исправных CV-3), при этом подбитые и не подлежащие восстановлению машины служили источником запасных частей.
  •  Королевство Италия
  •  Италия — несколько танкеток находилось на вооружении итальянской полиции в первые послевоенные годы
  •  Китайская Республика — около 100 шт.
  •  Никарагуа — две танкетки приобретены в 1930-е годы, одна состояла на вооружении вплоть до 1979 года.
  •  Парагвай
  •  Сальвадор — три танкетки C.V.3/33 были получены в 1938 году, они поступили в распоряжение национальной полиции и находились на вооружении по меньшей мере до 1950-х годов
  •  Нацистская Германия — после аншлюса Австрии в 1938 году, танкетки австрийской армии поступили на вооружение вермахта. После выхода Италии из войны в сентябре 1943 года, в распоряжение немецких войск (разоруживших капитулировавшие итальянские части) поступило ещё 148 танкеток, в следующие месяцы — ещё некоторое количество (часть из них передали на вооружение итальянских частей «Республики Сало»). Несколько C.V.35 были переданы на вооружение танкового батальона «Адриа», ещё некоторое количество было передано полиции и в организацию Тодта. Ещё одну C.V.3 передали подразделению NSKK в Верхней Каринтии. В 1944 году от промышленности было получено еще 17 машин.
  •  Эфиопия — в ходе войны 1935—1936 гг., 11 ноября 1935 года при нападении из засады на подразделение итальянцев была захвачена одна танкетка C.V.35. Всего, по разным данным, было захвачено от 11 до 18 танкеток, однако полноценно ввести их в строй эфиопы не смогли по причине отсутствия подготовленных экипажей. Большая часть захваченной техники была вынужденно уничтожена эфиопами.
  •  Королевство Югославия
  • Независимое государство Хорватия — после немецкой оккупации Югославии в 1941 году и провозглашения «независимого государства Хорватия» несколько танкеток поступили на вооружения хорватских вооружённых сил. Осенью 1942 года их было 10, 1 декабря 1944 — 26. Танкетки этого типа поставляли Хорватии не только итальянцы, но и немцы

Японские танки и бронетехника

Далекоидущие захватнические планы правящих кругов Японии требовали от вооруженных сил проведения активных маневренных действий. Потенциальные возможности Японии не обеспечивали стране возможности ведения затяжной войны. Захватить противника врасплох путем развертывания боевых действий без объявления войны, нанести внезапный удар и добиться решающего успеха — вот те основные принципы, которые составляли основу всех оперативных планов армии, отражавших наступательную направленность устремлений Японии. Однако, как и в случае Италии, моторизации вооруженных сил и созданию бронетанковых войск не уделялось должного внимания. Кроме причин экономического характера, таких как недостаток сырьевых ресурсов и ограниченные мощности оборонной промышленности, на развитии бронетанковых войск сказалось соперничество между армией и флотом за приоритетность развития, а также то, что основным средством достижения победы считался высокий моральный дух. В связи с изложенным выше в японские войска в начале и середине тридцатых годов поставлялись малые танки (танкетки) «Текей» типа 92 и «Теке» типа 97, а также легкие танки «Хаго» типа 95. Они имели вполне удовлетворительные боевые характеристики для ведения боевых действий против китайских войск, однако столкновение с советскими войсками у озера Хасан (1938 г.) и на реке Халхин-Гол (1939 г.) окончилось для них печально.

Японские танки предвоенного и военного производства отличались малым весом, легким бронированием, удовлетворительной подвижностью, но недостаточной механической надежностью, малым внутренним объемом и недостаточными средствами связи. Характерным для предвоенного и военного периода является создание семейства 6-, 8- и 12-цилиндровых дизельных двигателей воздушного охлаждения и широкое использование их в танках. Эти двигатели имели общую размерность цилиндров поршневой группы, что упрощало снабжение войск запасными частями и проведение ремонта техники.

К концу 1943 года танковый парк японской армии насчитывал немногим более 2000 машин, большую часть которых составляли легкие и малые танки. Максимальный уровень производства танков в Японии был достигнут в 1942 году, когда было выпущено 1300 танков. В дальнейшем производство танков непрерывно уменьшалось. Японские бронетанковые войска состояли из отдельных рот и полков (в составе 3-4 рот), которые придавались пехотным дивизиям и использовались исключительно как средство непосредственной поддержки пехоты. Бронетанковые соединения начали создаваться в японской армии после 1938 года. С учетом опыта боев на Халхин-Голе было принято решение о формировании десяти танковых дивизий. Однако в действительности к началу войны на Тихом океане не было создано ни одной танковой дивизии. Они появились в конце второй мировой войны и были или разгромлены советскими войсками в августе 1945 года, или расформированы в связи с капитуляцией Японии.

Armaments

Main armament

20 mm Fucile Controcarri S Mod.39 antitank rifle

Shoulder stabilizer
Reduces the swing of the gun in one plane while moving

Ammunition110 rounds

Belt capacity10 rounds

Reloadbasic crew → aces

7.8 → 6.0 s

Fire rate60 shots/min

Vertical guidance-15° / 15°

Horizontal guidance-10° / 10°

Main article: Fucile Controcarri S Mod.39 (20 mm)

Wielding an anti-tank rifle with a 10 round magazine capable of launching a small APHE shell every second, the L3/33, in the hands of a competent commander, is able to deal with multiple lightly-armoured vehicles in quick succession. The only thing holding this quick-firing gun back is a lack of effective penetration to deal with all tanks at its battle rating, requiring the commander of this vehicle to be up close and personal and/or flank in order to deal with well-armoured targets (M3 Stuart, Pz.38(t) F, T-70). Certain heavy targets (B1 bis) should be avoided altogether.

20 mm Fucile Controcarri S Mod.39 Turret rotation speed (°/s) Reloading rate (seconds)
Mode Capacity (Belt) Fire rate Vertical Horizontal Stabilizer Stock Upgraded Full Expert Aced Stock Full Expert Aced
Arcade 110 (10) 60 ±15° ±10° Vertical 17.6 24.4 29.6 32.7 34.8 7.80 6.90 6.36 6.00
Realistic 11.9 14.0 17.0 18.8 20.0

Ammunition

Penetration statistics
Ammunition Type ofwarhead Penetration @ 0° Angle of Attack (mm)
10 m 100 m 500 m 1,000 m 1,500 m 2,000 m
Perforante mod.35 APHE 38 36 27 19 14 10
Shell details
Ammunition Type ofwarhead Velocity(m/s) ProjectileMass (kg) Fuse delay(m) Fuse sensitivity(mm) Explosive Mass(TNT equivalent) (g) Ricochet
0% 50% 100%
Perforante mod.35 APHE 832 0.14 1.2 9 1.7 47° 60° 65°

Ammo racks

Fullammo 1strack empty 2ndrack empty 3rdrack empty 4thrack empty 5thrack empty 6thrack empty 7thrack empty 8thrack empty 9thrack empty 10thrack empty 11thrack empty Visualdiscrepancy
11 10 (+1) (+2) (+3) (+4) (+5) (+6) (+7) (+8) (+9) (+10) (+11) No

Ammo racks of the L3/33 CC

Средний танк *

Тип Изображение Принят на вооружение Количество выпущенных, шт. Примечания
M11/39 1939 ок. 100 «M11/39» являлся дальнейшим развитием английского танка викерс 6-тонный, от которого он унаследовал конструкцию ходовой части. Большинство танков было потеряно уже к 1941 году, став в том числе и трофеями для британцев. Последний раз несколько единиц применялось в Италии примерно осенью 1943 года.
M13/40 1940 799 Стал самым массовым итальянским танком Второй мировой, за время серийного производства в 1940—1942 годах было произведено 799 машин.
M14/41 1941 752 «M14/41» был слегка усовершенствованным вариантом танка «Fiat M13/40».
M15/42 1943 128 «M15/42» был усовершенствованным вариантом танков «Fiat M13/40» и «M14/41».

* — Средние танки по национальной итальянской классификации, но по массе фактически лёгкие.

Служба и боевое применение

После вторжения в СССР в августе 1941 года на Восточный фронт было отправлено около 60 танкеток этого типа, которые были сведены в лёгкую танковую группу «Сан Джорджио», подчинявшуюся мобильной дивизии «Принц Амедео герцог д’Аоста». Однако, как и в боях в Африке, эти танкетки показали свою абсолютную неэффективность против танков противника. К весне 1942 года у дивизии д’Аоста оставалось три десятка танкеток L3/35.

Танкетки этого типа состояли на вооружении следующих стран:

  •  Австрия — 72 шт. CV-33/35 закуплены в 1935—1937 гг.
  •  Афганистан — несколько танкеток закуплено в 1937—1939 гг. На 2022 год как минимум одна танкетка в ходовом состоянии находится на вооружении «Талибана».
  • Болгария — в 1934 году было принято решение о покупке 14 танкеток C.V.3/33 (вооружённых 8-мм пулемётом «шварцлозе»), транспорт с техникой прибыл в порт Варна 1 марта 1935 г. Танкетки поступили на вооружение 1-й танковой роты
  •  Боливия
  •  Бразилия — 23 шт. CV-35 II серии закуплены в Италии в 1938 г.18 из них имели 7,62-мм пулеметы Madsen, а 5 — 13,2-мм пулеметы Breda.
  •  Венгрия — в августе 1935 года в Италии была закуплена одна танкетка CV 3/33 (Н-101), после чего с сентября 1935 по декабрь 1936 года было поставлено ещё 150 танкеток CV-35 (Н-102 — Н-251), получивших венгерское обозначение 35М. На танкетки были установлены венгерские 8-мм пулемёты 34/37М; летом 1941 года, только в составе отдельного подвижного корпуса венгерской армии, направленного на Восточный фронт, насчитывалось 56 танкеток, к которым, вскоре, в качестве пополнения, добавилось ещё 9 машин.
  •  Греция — три трофейные танкетки, захваченные английскими и греческими войсками во время боёв в Греции в апреле 1941 года, использовались в подразделениях греческой армии
  •  Ирак — несколько танкеток поставлено в 1938 году
  • Франкистская Испания — C.V.-33/35 поставлялись из Италии для франкистов. Первые пять C.V.3/35 (с итальянскими экипажами) были получены 26 августа 1936 года в порту Виго. За весь период войны 36 из 149 танкеток, переданных Италией франкистам, было уничтожено и безвозвратно утрачено в боях, по техническим и иным причинам
  •  Вторая Испанская Республика — некоторое количество трофейных танкеток использовалось республиканцами (так, в марте 1937 года в ходе боёв под Гвадалахарой были захвачены восемь исправных CV-3), при этом подбитые и не подлежащие восстановлению машины служили источником запасных частей.
  •  Королевство Италия
  •  Италия — несколько танкеток находилось на вооружении итальянской полиции в первые послевоенные годы
  •  Китайская Республика — около 100 шт.
  •  Никарагуа — две танкетки приобретены в 1930-е годы, одна состояла на вооружении вплоть до 1979 года.
  •  Парагвай
  •  Сальвадор — три танкетки C.V.3/33 были получены в 1938 году, они поступили в распоряжение национальной полиции и находились на вооружении по меньшей мере до 1950-х годов
  •  Нацистская Германия — после аншлюса Австрии в 1938 году, танкетки австрийской армии поступили на вооружение вермахта. После выхода Италии из войны в сентябре 1943 года, в распоряжение немецких войск (разоруживших капитулировавшие итальянские части) поступило ещё 148 танкеток, в следующие месяцы — ещё некоторое количество (часть из них передали на вооружение итальянских частей «Республики Сало»). Несколько C.V.35 были переданы на вооружение танкового батальона «Адриа», ещё некоторое количество было передано полиции и в организацию Тодта. Ещё одну C.V.3 передали подразделению NSKK в Верхней Каринтии. В 1944 году от промышленности было получено еще 17 машин.
  •  Эфиопия — в ходе войны 1935—1936 гг., 11 ноября 1935 года при нападении из засады на подразделение итальянцев была захвачена одна танкетка C.V.35. Всего, по разным данным, было захвачено от 11 до 18 танкеток, однако полноценно ввести их в строй эфиопы не смогли по причине отсутствия подготовленных экипажей. Большая часть захваченной техники была вынужденно уничтожена эфиопами.
  •  Королевство Югославия
  • Независимое государство Хорватия — после немецкой оккупации Югославии в 1941 году и провозглашения «независимого государства Хорватия» несколько танкеток поступили на вооружения хорватских вооружённых сил. Осенью 1942 года их было 10, 1 декабря 1944 — 26. Танкетки этого типа поставляли Хорватии не только итальянцы, но и немцы

Итальянский штурмовой танк «Carro di Rottura».


Итальянский танк «Carro di Rottura» и его экипаж. Еще до начала Итало-Абиссинской войны военное руководство Италии начало задумываться об обновлении танкового парка,основу которого составляли устаревшие легкие FIAT-2000,средние FIAT-3000 (снимаемые с вооружения) и танкетки Carro Veloce CV29. Ниша средних танков была не заполнена.Что восполнить этот пробел верховное командование итальянской армией распорядилось начать работы над «танком прорыва» (Carro di Rottura), обладающим хорошим бронированием и вооружением. Инженеры взяли за основу проект легкого танка ,разработанный в 1929 году.По компоновке эта машина была ближе к самоходке — отсутствие вращающейся башни,орудие в лобовой бронеплите.


Первый экземпляр нового танка, созданный по спецификации Carro di Rottura, был построен в 1935 г.Корпус был полностью клепанный из бронеплит следующей толщины — верхняя лобовая плита — 30 мм,нижняя лобовая и боковые — 15 мм,днище и задние бронеплиты — 8 мм.Общий вес танка составил около 9 тонн.

Ходовая часть, применительно на один борт, состояла из следующих элементов: 6 опорных катков с пластинчатыми рессорами (4 из них были сблокированы в 2 тележки и 2 были «независимыми»), 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо.Первоначально ходовая часть была открытой,но затем,в ходе производственных испытаний,её прикрыли 8-мм бронелистом с «окнами» для сброса грязи.

Экипаж этой машины состоял трех человек: механика-водителя, заряжающего-наводчика и командира танка. Вооружение – одна 65-мм пушка «Obice 65/17 mod.1908

и 8-мм пулемет » Fiat-Revelli mod.35″, которые устанавливались в лобовой части боевой рубки на шаровых опорах.Кроме того в боковых люках для посадки экипажа были предусмотрены шаровые установки под пулемет,для ведения флангового огня. Орудие танка представляло собой 65-мм полевое орудие обр 1908 года,приспособленное для установки в танк.


Итальянские артиллеристы у полевого орудия «Obice 65/17 mod.1908».

Боекомплект орудия состоял из 80 фугасных и бронебойных снарядов.Угол горизонтальной наводки составлял 11 градусов в каждую сторону,Вертикальной -17 градусов вверх и 20 градусов вниз.Темп стрельбы — 6 выстрелов в минуту. На испытаниях выяснилось, что короткоствольная 65-мм пушка слишком слаба для борьбы с новыми танками вероятного противника, а отсутствие башни сводит к минимуму все её боевые возможности. К тому же выявились серьёзные недостатки в работе двигателя и трансмиссии. В результате приняли решение полностью переработать корпус, оставив пушку в корпусе, а пулемет перенести в башню с круговых обстрелом.(Левая машина на фото ниже).


Дальнейшее развитие этой машины привело к созданию среднего танка «Carro Armato М1139». А проект «Carro di Rottura» в 1938 году был окончательно закрыт.

Оценка проекта

Трудно дать положительную оценку танкетке «Фиат-Ансальдо» L3: будучи максимально облегченной и относительно быстроходной, танкетка, конечно, больше подходила для разведки и охранения пехоты, чем для боя. Её вооружение (пулеметы) было эффективно только против живой силы на дистанции до 400 м, и то лишь при условии, если стрелять на небольшой скорости. Отсутствие вращающейся башни делало танкетку особенно уязвимой для атак с тыла. Видимость с закрытыми люками была ограничена, а очень слабое бронирование не защищало даже от огня пулеметов, снаряженных бронебойными патронами. Выход экипажа из подбитой танкетки из-за расположения люков был практически невозможен во время боя. С точки зрения подвижности танкетка, хотя и была маневренной и легко управляемой, но не всегда могла преодолевать препятствия на труднопроходимой местности. Недостаточный запас хода был ещё одним слабым местом танкетки. Из-за этого в Ливии, когда приходилось преодолевать большие расстояния в пустыне, экипажи были вынуждены возить дополнительно по три 20-литровых канистры бензина на внешней броне.

Однако нельзя сказать, что танкетки L3 были бесполезны как боевые машины. Генерал Бабини, командовавший бронетанковыми силами итальянского добровольческого корпуса (CTV) в Испании в 1937-39 годах (эти силы включали 149 танкеток L3 разных модификаций) писал в докладе Comando Supremo (штабу итальянской армии), что хотя L3 имеют недостатки (слабое вооружение и бронирование, недостаточный запас хода), но даже так они «помогали выигрывать сражения и полностью оправдали себя при правильной тактике их применения», то есть прежде всего как разведывательная машина, но не танк прорыва. На последнюю роль танкетка L3 не подходила, даже с таким импровизированным улучшением, как установка 20-мм пушки «Бреда» 20/65 или 20-мм противотанкового ружья Solothurn S18-100, достаточных для пробития брони советского танка Т-26, составлявшего основу бронетанковых сил Испанской Республики.

Other Variants Based On The L3 Chassis

While the majority of L3/33 or L3/35 tankettes were simple, medium machine gun-armed vehicles, the design involved other variants. The L3/38 represented a further evolution of the design but remained largely hypothetical. A new torsion bar suspension system replaced the bogie suspension system, and it received an armament of one heavy, 13.2 mm machine gun. However, interest in the tankette concept declined by 1938, and the L3/38 never entered mass production.

A Carro Veloce CV 33 also known as L3 33 Tankette momentarily airborne.

Additionally, there were anti-tank oriented variations. In Spain, the Nationalist-aligned forces were frequently troubled by the T-26 and BT-7 tanks of the Republicans. The Panzer I’s and L3 tankettes they possessed were simply outclassed, their machine guns incapable of retaliation. To solve the problem, Franco ordered tanks equipped with 20 mm guns. While the Italians began to prepare the order, it was ultimately canceled. Spanish leadership considered the Panzer I more suitable for the task, and a placed an order for up-gunned Panzer I’s.

Examples of L3 Variants.

In spite of that, a similar concept would see active use. One L3 variant mounted a semiautomatic 20 mm Solothurn anti-tank rifle, the L3 cc Anti-Tank. Their use was exclusive to North Africa but in small numbers. Although the 20 mm gun became obsolete against heavier British tanks, it was still effective against armored cars and light vehicles.

Finally, the L3 Lf (Lanciafiamme) tank carried a flamethrower and 520 liters of fuel. With the new armament, this L3 model had a much greater capability against entrenched opposition. One of the more widespread variants, the L3 Lf fought in Africa, Spain, France, and the Balkans.

L3 Lf Lanciafiamme (Flamethrower). Image: Luce

Боевое применение танкетки CV3 (L3)

В начальный период Второй мировой войны танкетки CV3 (L3) составляли основу бронетанкового парка итальянской армии, организационно входя в 26 батальонов и 3 группы эскадронов.

Машина была подвижной и маневренной, однако к началу 1940-х г.г. её самостоятельная боевая ценность на поле боя стояла под вопросом — противостоять танкам она не могла никак. Поэтому, на всех основных направлениях, танкетки CV3 при первой возможности заменяли танками. Впрочем, как средство для борьбы с партизанами, CV3 применялись вплоть до выхода Италии из войны.

Огнеметная CV3/33 с прицепом с огнесмесью

Варианты и модификации

  • C.V.33 (Carro Veloce Ansaldo) — танкетка обр. 1933 года, вооружённая 6,5-мм пулемётом Fiat Mod.14 (в дальнейшем, большинство танкеток были перевооружены 8-мм пулемётом Fiat Mod. 14/35);
  • C.V.33 II serie (Mod.34) — танкетка обр. 1934 года, вооружённая двумя 8-мм пулемётами Fiat Mod. 14/35 и улучшенной защитой. В 1938 году получила новое наименование — L.3/33
  • C.V.35 I serie и C.V.35 II serie — следующие модификации, имевшие незначительные технологические отличия (упрощённая верхняя часть корпуса, собранная на болтах вместо заклёпок у C.V.3/33)
  • L.3/38 — танкетка обр. 1938 года, с новой ходовой частью; вместо двух 8-мм пулемётов был установлен один 13,2-мм пулемёт Breda Mod. 31 Tipo Marina.
  • L.3/lf — огнемётная танкетка, отличалась заменой одного из пулемётов на пневматический огнемёт с дальностью огнеметания до 40 метров. Первый вариант, принятый на вооружение в 1935 году, был оснащён огнемётом Lanciafiamme modello 35 (с двумя резервуарами для огнесмеси), в 1940 году вместо него начали устанавливать огнемёт Lanciafiamme modello 40. Для L.3/lf был разработан легкобронированный буксируемый прицеп с дополнительным 500-литровым баком для огнесмеси, позднее вместо прицепа был создан вариант танкетки с установкой 60-литрового бака над моторным отделением.
  • L.3/r — командирская танкетка, оснащалась радиостанцией RF 3 CV или, в годы Второй мировой, улучшенной RF 1 CA и использовались командирами рот и батальонов; для размещения необходимого командиру полка оборудования размеры танкетки были сочтены недостаточными.
  • L.3 Zappatori — мостоукладчик на базе танкетки.
  • L.3/cc (controcarro) — танкетка с установленным 20-мм противотанковым ружьём Solothurn S18-100. В 1941 году в Северной Африке несколько машин были переоборудованы в войсках для борьбы с британской лёгкой бронетехникой
  • L.3 trattore leggero — прототип легкобронированного тягача для транспортировки 47-мм противотанкового орудия Cannone 47/32 обр. 1935 года.

Кроме того, некоторое количество танкеток было переоборудовано в самоходные миномёты, вооружённые 45-мм лёгким миномётом Brixia Mod. 35.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: