Истребители-бомбардировщики и штурмовики

Боевое применение

В 1968 году «Скайхоуки» стали поставляться в Израиль, где использовались с большой эффективностью в боевых действиях 1973 года.

В 1982 году, в ходе англо-аргентинской войны «Скайхоуки» понесли значительные потери, которые, отчасти, объясняются неправильной стратегией аргентинцев.

На закате своей «карьеры» «Скайхоуки» США стали использоваться для обучения, имитируя истребители Миг-17. Частично «Скайхоуки» применялись для обучения зенитных расчетов кораблей США, а скоростные показатели штурмовика оказались аналогичными маловысотным противокорабельным ракетам советского производства типа П-15.

История создания

В начале 1950-х годов генеральный конструктор фирмы Эд Хайнеманн обратил внимание на тенденцию к увеличению массы современных истребителей. В частном порядке фирма разработала проект истребителя массой всего около 3000 кг

Проект не заинтересовал американское военное ведомство, так как в это время уже существовали несколько истребительных программ, однако ВМС США предложили фирме разработать палубный штурмовик. В октябре 1952 года прошла макетная комиссия, после которой началась уже основная работа над проектом.

Контракт с ВМС от 21 июня 1952 года предусматривал поставки 20 серийных самолетов (которым был присвоен индекс A4D-1), способных выполнять бомбометание с пикирования, изоляцию района боевых действий и оказание непосредственной авиационной поддержки. Самолёт планировался, в том числе, для доставки ядерного оружия (одна ядерная бомба свободного падения Mk 8, Mk 12 или Mk 91) и должен обладать следующими характеристиками: максимальная скорость — 800 км/ч, боевой радиус действия — 550 км, боевая нагрузка — 900 кг, масса пустого — не более 13 600 кг. Через несколько недель фирма «Дуглас» представила новый проект. Требуемые характеристики были превзойдены: самолёт оказался вдвое легче заданного параметра (5400 кг), имел скорость 965 км/ч и радиус действия 740 км. Позднее масса самолёта несколько возросла из-за новых требований к дальности полёта.

«Скайхок» проектировался под влиянием опыта применения штурмовой авиации в Корейской войне. Основным принципом при его создании была простота конструкции фюзеляжа. Это был лёгкий и компактный самолёт, которому для базирования на авианосце даже не требовались складывающиеся консоли крыла. В случае отказа гидравлической системы и невозможности выпустить шасси «Скайхок» мог совершить аварийную посадку на два подвесных топливных бака, использовавшихся почти всегда.

Факторами, оказывающими положительное влияние на боевую живучесть A-4, являлись возможность перехода на ручное управление при отказе основной и вспомогательной гидравлических систем, трёхлонжеронное крыло и протектированный фюзеляжный топливный бак. Кабина пилота бронирована, наружная стальная броня по внешним обводам кабины, лобовое бронестекло. Обеспечение защиты пилота от наземного огня ЗПУ 14,5 мм с дистанции 300 м. Масса бронирования составляла 450 кг, или 5,5 процентов от нормальной взлётной массы. A-4 стал первым самолётом, оборудованным системой дозаправки в полёте самолётов своего типа, и последним сильнобронированным штурмовиком 1950—1960 гг.

Новый самолёт впервые поднялся в воздух с авиабазы «Эдвардс» 22 июня 1954 года, пилотируемый Робертом Раном (Robert Rahn). Серийное производство машины продолжалось четверть века, до 27 февраля 1979 года, когда из сборочного цеха был выкачен последний из 2960 «Скайхоков».

Палубный штурмовик Макдоннелл-Дуглас А-4 «Скайхок» — характеристики и особенности конструкции

Кратко об истории создания

В начале 1952 года начались работы по созданию нового легкого штурмовика, оснащенного тактическим ядерным оружием, альтернативы поршневого палубного самолета Дуглас AD «Скайрейдер». Эд Хейнеманн (ведущий конструктор компании «Дуглас») тоже участвовал в конкурсе на лучший проект. Он поставил себе цель — снизить взлетную массу машины почти в два раза. Многие восприняли эту идею как авантюру, не особо веря в ее воплощение. Конструкторам, настроенным пессимистически, было предложено уволиться, зато те, кто остались работали с небывалым энтузиазмом, став фанатами нового штурмовика. За короткое время был создан проект самолета, а в июне 1954 года опытный образец ХА4D-1 был поднят в воздух летчиком-испытателем Боб Рахном.

В основе проекта нового штурмовика было наибольшее упрощение машины, снижение ее веса, а также облегчение бортового оснащения. Конструкторы смогли снизить вес кресла для катапультирования, изменить комплектацию и функционирование систем кондиционирования и наддува, а также некоторые другие узлы и оборудование. Некоторые системы были преобразованы в единые комплексы, что исключало дублирование их деятельности.

По маневренности он не уступал истребителю «Сейбр», был прост в управлении, из кабины пилота открывался прекрасный обзор, причем сам самолет занимал небольшое пространство на палубе авианосца.

Особенности штурмовика

В сравнении с огромным палубным самолетом А3D «Скайрейдер», новая модель была способна базироваться на любых кораблях, независимо от класса. В основном, на авианосцах типа «Эссекс», которых в 50-е годы было больше всего. Это и способствовало успеху новой конструкции, то есть главный конструктор сделал правильный расчет. Транспортируя крупнокалиберную бомбу весом 1 360 килограмм либо противотанковую торпеду, штурмовик, работая в хороших погодных условиях, представлял бы серьезную угрозу для советских кораблей, строительство которых было запланировано на начало 50-х годов. Предполагалось, что ночью «Скайхоук» будет действовать в сочетании с самолетом А3D, занимающим основную позицию и обозначающим цель светящимися авиа-снарядами.

Поскольку программа «Большого флота» в Советском Союзе так и не была внедрена, «Скайхоку» пришлось совершать ракетно-бомбовые атаки по другим целям.

Осенью 1955 года было произведено 146 штурмовиков данной модели, впоследствии (в период с 1956 по 1958 гг) было выпущено 542 самолета A-4B, снабженных дублированной гидросистемой, которая была установлена по желанию заказчика, с целью продления боевой жизнеспособности самолета. При этом наивысшая эксплуатационная перегрузка составила показатель -7. Кроме того, штурмовики A-4B были оборудованы специальным устройством (фиксированной штангой) для осуществления дозаправки в полете и рядом других систем. Максимально возможная взлетная масса машины увеличилась до 10 205 килограммов.

В период с 1959 по 1962 год было выпущено 738 штурмовиков, которые были приняты на вооружение не только на корабельные авиакрылья, но также и в американскую морскую пехоту, при этом двигатели J65 были заменены на более экономичные Пратт-Уитни J52-P-2. Эти самолеты способны были действовать в любое время суток и в любых погодных условиях.

Последней одноместной версией «Скайхоука» стал самолет A-4F, который был разработан для американской палубной авиации (за год — с 1967по 1968 гг., было выпущено 148 единиц). В 1969 году часть машин А-4С и Ф-4F были переоборудованы в версию Ф-4L, с более современным БРЭО.

К концу 60-х годов на вооружении появились новые самолеты А-7 «Корсар»2, которые потеснили на палубах авианосцев США своих предшественников.

Тактико-технические характеристики

Приведённые данные соответствуют варианту A-4E.

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 12,6 м
  • Размах крыла: 8,4 м
  • Высота: 4,6 м
  • Площадь крыла: 24,06 м²
  • Масса пустого: 4365 кг
  • Масса снаряжённого: 8300 кг
  • Масса максимальная взлётная: 10 410 кг
  • Двигатель: 1× ТРД Pratt & Whitney J52-P-6A (1× 3855 кгс)
  • Максимальная скорость у земли: 1083 км/ч
  • Крейсерская скорость: 800 км/ч
  • Скорость сваливания: 224 км/ч
  • Боевой радиус с 2 ПТБ: 1094 км
  • Перегоночная дальность: 3430 км
  • Боевой потолок: 12 200 м
  • Эксплуатационная перегрузка: −3/+8 g
  • Пушки: 2×20 мм (Colt Mk.12); боезапас — 100 патронов на пушку
  • Точек подвески: 5
  • Боевая нагрузка: до 3720 кг

Douglas A-4 Skyhawk. Фото. Характеристики.

США

Тип: однодвигательный реактивный штурмовик или двухместный учебно-тренировочный самолет или самолет передового авиационного управления (FAC)

Экипаж: один пилот (на штурмовике) или два пилота, расположенных друг за другом (учебно-тренировочный самолет/самолет передового авиационного управления (FAC)

Отвечающий тенденции начала 1960-х годов создания все более крупных боевых самолетов, А-4 был оригинальной идеей главного инженера Эда Хейнеманна, который также несет ответственность за самолеты предыдущего десятилетия А-26 и А-1. Имея вес меньше 13 608 кг, заданных ВМС США, новый реактивный бомбардировщик-штурмовик тем не менее способен был выполнять все задачи, возлагавшиеся на него. А-4 был вскоре прозван «Fleinemann’s Hot Rod» («Лихач Хайнеманна») благодаря его выдающимся летно-техническим характеристикам.

Первые самолеты А-4 (позже получившие обозначение A4D-1) поступили на флот в октябре 1956 года, и к началу вьетнамской войны все авиационные соединения, базирующиеся на авианосцах, имели, по крайней мере, по две эскадрильи самолетов «Скайхок». Модификации В, С и Е показали рост возможностей (и веса) самолета А-4 с момента постройки первых экземпляров, а самолет стал основным для выполнения задач ВМС и Морской пехоты США по штурмовке джунглей Юго-Восточной Азии. Самолет «Скайхок» (Skyhawk — небесный ястреб) имел также и экспортный успех, большое количество самолетов продали Индонезии, Австралии, Малайзии, Сингапуру, Новой Зеландии, Кувейту, Израилю и Аргентине. Самолеты в трех последних странах также принимали участие в боевых действиях. В 1965 году компания Douglas создала двухместную модификацию самолета «Скайхок», получившую обозначение ТА-4.

Впоследствии было построено 555 этих самолетов для вооруженных сил США и для экспорта. Большое количество самолетов из общего числа штурмовиков — 2405 экземпляров, построенных с 1954 до 1979 года, — все еще находится на службе в рядах боевой авиации.

Основные данные

Размеры (для самолета модификации А-4В/С):

  • Длина: 12,04 м
  • Размах крыла: 8,38 м
  • Высота: 4,57 м

Вес:

  • Пустого: 4211 кг
  • Максимальный взлетный: 9979 кг

Летно-технические характеристики:

  • Максимальная скорость: 1088 км/ч без подвески
  • Дальность полета: 1480 км без внешних топливных баков

Силовая установка: J65-16A (на модификациях А-4В/С) или 352- Р-8А (на модификации TA-4J)

Мощность:33,8 кН и 41,4 кН тяги соответственно

Дата первого полета:

22 июня 1954 года

Сохранившиеся годными к полетам модификации: А-4В/С и TA-4J

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: