Т-46

История создания и серийное производство

Был создан в рамках программы по повышению подвижности лёгкого танка сопровождения пехоты Т-26 путём перевода его на колёсно-гусеничный ход. Разработка танка была начата в 1933 году конструкторским бюро завода № 174. Руководили проектированием О. М. Иванов и М. В. Симонов.

Первый прототип танка был изготовлен в 1935 году. В том же году работы по Т-46 были переведены на Опытный завод спецмаштреста. После ряда доработок, 29 февраля 1936 года танк был принят на вооружение. Предполагалось, что Т-46 заменят в частях танки Т-26. Эталонный образец танка был сдан в марте 1937 года. В конце года было начато серийное производство, которое ограничилось только четырьмя машинами. Все они использовались исключительно для испытаний, которые выявили, что танк практически непригоден для эксплуатации. В апреле 1937 года все четыре серийных танка находились в ремонте.

15 августа 1937 года вышло постановление Комитета обороны при СНК СССР № 94сс «О типах танков для вооружения танковых войск РККА и о танках для производства в 1938 году». Согласно ему, Т-46 с вооружения снимался, а к работам по созданию нового танка, как конкурента, подключили КБ СТЗ.

Сохранившиеся экземпляры[править]

Ни один танк Т-46 в целом виде не сохранился, однако по состоянию на 2013 год известно о существовании по крайней мере двух частично сохранившихся танков Т-46 из числа использовавшихся советскими войсками в качестве долговременных огневых точек в системе укреплений на Карельском перешейке.

  • Центральный музей Великой Отечественной войны — танк Т-46 без ходовой части и элементов корпуса. Обнаружен в декабре 2001 года поисковым объединением «Высота» под руководством В. Н. Дудина на Карельском перешейке у посёлка Сосново Ленинградской области, после чего передан в дар Музею на Поклонной горе, отреставрирован 36 НИИИ Минобороны России (ходовая часть не восстанавливалась) и в декабре 2004 года включен в экспозицию.
  • Бронетанковый музей в Кубинке — корпус и башня танка Т-46-1. 29 июня 2013 года передан музею в Кубинке реставратором и коллекционером Дмитрием Бушмаковым. Ожидает реставрации.

ТТХ Т-46

Общая информация

  • Классификация – лёгкий танк;
  • Боевая масса – 17,5 т;
  • Компоновочная схема – классическая, с передним расположением трансмиссии;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы производства – 1936-1937;
  • Количество выпущенных – 4 штуки.

Бронирование

  • Тип брони – стальная катаная;
  • Лоб корпуса – 15-22 мм;
  • Борт корпуса – 15 мм;
  • Корма корпуса – 15 мм;
  • Днище – 8 мм;
  • Крыша корпуса – 8 мм;
  • Лоб башни – 16 мм;
  • Борт башни – 16 мм;
  • Корма башни – 16 мм;
  • Крыша башни – 8 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 45-мм 20К;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки – 101;
  • Пулемёты – 3 × 7,62-мм ДТ-29;
  • Другое вооружение – огнемёт КС-45.

Подвижность

  • Тип двигателя – V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 330 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 58 км/ч, 80 км/ч на колесах;
  • Запас хода по шоссе – 220 км, 400 км на колеса;
  • Запас хода по пересечённой местности – 110 км;
  • Удельная мощность – 18,9 л.с./т;
  • Колёсная формула – 8×4/2;
  • Тип подвески – типа Кристи;
  • Удельное давление на грунт 0,8 кг/см² ;
  • Преодолеваемый подъём – 40 град;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,0 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,0 м.

Недостатки и достоинства

Главный показатель, говорящий о том, что «танки наши быстры», все же впечатлял, на шоссе танк разгонялся до 80 км/ч, что обуславливалось мощным мотором (330 л. с.). На гусеницах он шел со скоростью 58 км/ч. Каждую тонну веса везли 19 «лошадок», что и для многих бронированных красавцев в XXI веке совсем неплохо. Хуже дело обстояло с надежностью. Сложная и тяжелая трансмиссия часто выходила из строя, что в совокупности с небольшим моторесурсом двигателя не позволяло использовать машину в длительных сражениях.

Вооружение впечатляло. Помимо упомянутой «сорокапятки» танк Т-46 был оснащен тремя пулеметами калибра 7, 62 мм или двумя и одним огнеметом.

ТТХ Т-46

Общая информация

  • Классификация  — лёгкий танк;
  • Боевая масса — 17,5 т;
  • Компоновочная схема  — классическая, с передним расположением трансмиссии;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы производства  — 1936-1937;
  • Количество выпущенных – 4  штуки.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная;
  • Лоб корпуса – 15-22 мм;
  • Борт корпуса – 15 мм;
  • Корма корпуса – 15 мм;
  • Днище – 8 мм;
  • Крыша корпуса – 8 мм;
  • Лоб башни – 16 мм;
  • Борт башни – 16 мм;
  • Корма башни – 16 мм;
  • Крыша башни – 8 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 45-мм 20К;
  • Тип пушки  — нарезная;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки  — 101;
  • Пулемёты — 3 × 7,62-мм ДТ-29;
  • Другое вооружение  — огнемёт КС-45.

Подвижность

  • Тип двигателя — V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 330 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 58 км/ч, 80 км/ч на колесах;
  • Запас хода по шоссе – 220 км, 400 км на колеса;
  • Запас хода по пересечённой местности – 110 км;
  • Удельная мощность — 18,9 л.с./т;
  • Колёсная формула — 8×4/2;
  • Тип подвески — типа Кристи;
  • Удельное давление на грунт 0,8 кг/см² ;
  • Преодолеваемый подъём – 40 град;
  • Преодолеваемая стенка — 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,0 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,0 м.

ТТХ Т-46

Общая информация

  • Классификация – лёгкий танк;
  • Боевая масса – 17,5 т;
  • Компоновочная схема – классическая, с передним расположением трансмиссии;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы производства – 1936-1937;
  • Количество выпущенных – 4 штуки.

Бронирование

  • Тип брони – стальная катаная;
  • Лоб корпуса – 15-22 мм;
  • Борт корпуса – 15 мм;
  • Корма корпуса – 15 мм;
  • Днище – 8 мм;
  • Крыша корпуса – 8 мм;
  • Лоб башни – 16 мм;
  • Борт башни – 16 мм;
  • Корма башни – 16 мм;
  • Крыша башни – 8 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 45-мм 20К;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки – 101;
  • Пулемёты – 3 × 7,62-мм ДТ-29;
  • Другое вооружение – огнемёт КС-45.

Подвижность

  • Тип двигателя – V-образный 8-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения;
  • Мощность двигателя – 330 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 58 км/ч, 80 км/ч на колесах;
  • Запас хода по шоссе – 220 км, 400 км на колеса;
  • Запас хода по пересечённой местности – 110 км;
  • Удельная мощность – 18,9 л.с./т;
  • Колёсная формула – 8×4/2;
  • Тип подвески – типа Кристи;
  • Удельное давление на грунт 0,8 кг/см² ;
  • Преодолеваемый подъём – 40 град;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,0 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,0 м.

Боевое применение

Дебют КВ-8 состоялся в августе 42-го на Волховском фронте, куда прибыло сразу три огнемётных батальона. В первых же боях была выявлена более высокая по сравнению с ОТ-34 эффективность машин оснащённых башенными АТО-41, однако было отмечено, что применение тяжёлых ОТ в лесисто-болотистой местности не слишком эффективно, так как пехота противника как правило, успевает разбежаться. Кроме того, отмечалось, что коль скоро артиллерийское вооружение танка слабее, нежели у линейных КВ, то будет рациональнее использовать их совместно или даже во втором эшелоне. При этом также были выявлены многочисленные «детские болезни» «восьмёрки», впрочем, вполне устранимые в процессе серийного производства и эксплуатации «коробочки».

Впоследствии огнемётные «Ворошиловы» активно использовались на Сталинградском и Южном фронтах, как в составе батальонов, так и в составе новообразованных инженерных бригад, снискав репутацию весьма эффективных в своём классе танков. Тем не менее, прекращение выпуска КВ с появлением более совершенного ИС поставило крест и на их карьере – в последний раз они массированно применялись при освобождении Новгорода, после этой операции их появление на фронте стало эпизодическим.

Немцы осматривают подбитый советский тяжелый огнеметный танк КВ-8, захваченный немцами на Волховском фронте

Оценка КВ-8

Для характеристики этой машины, прежде всего, должен отметить башенное расположение огнемёта, что обеспечивало более эффективное по сравнению с огнемётными «тридцатьчетвёрками» использование данного «инструмента»

Кроме того, хочу обратить ваше внимание на то, что практически неуязвимый на втором году войны КВ был идеальным шасси для установки на нём этого оружия ближнего боя

Однако с появлением у противника более мощных «антитанков» и панцеров a-la Pz. VI, он в значительной степени утратил преимущество в защищённости, поэтому предпочтение в конечном итоге было отдано более мобильному ОТ-34. Тем не менее, этот на момент своего появления не имевший аналогов ОТ, заслуживает самой высокой оценки, как лучшая в своём классе машина.

Сохранившиеся экземпляры

Ни один танк Т-46 в целом виде не сохранился, однако по состоянию на 2022 год известно о существовании по крайней мере трех частично сохранившихся танков Т-46 из числа использовавшихся советскими войсками в качестве долговременных огневых точек в системе укреплений на Карельском перешейке.

  • Центральный музей Великой Отечественной войны — танк Т-46 без ходовой части и элементов корпуса. Обнаружен в декабре 2001 года поисковым объединением «Высота» под руководством В. Н. Дудина на Карельском перешейке у посёлка Сосново Ленинградской области, после чего передан в дар Музею на Поклонной горе, отреставрирован 36 НИИИ Минобороны России (ходовая часть не восстанавливалась) и в декабре 2004 года включен в экспозицию.
  • Бронетанковый музей в Кубинке — корпус танка Т-46-1, башня от Т-26. 29 июня 2013 года передан музею в Кубинке реставратором и коллекционером Дмитрием Бушмаковым. Ожидает реставрацииhttps://tankist-31.livejournal.com/148431.html.
  • Выставочный комплекс «Сестрорецкий рубеж» — корпус Т-46-1https://tankist-31.livejournal.com/224735.html.
  • Танк Т-46 без ходовой части в ЦМ ВОВ.

  • Танк T-46-1 в музее бронетехники в Кубинке.

Описание конструкции танка Т-46-1

По схеме компоновки танк Т-46-1 подобен танку Т-26 с задним расположением в носовой части корпуса силовой передачи, боевого отделения в средней части корпуса и силовой установки – в кормовой части корпуса. Экипаж танка состоял из трёх человек, размещавшихся: командир танка – в башне слева от пушки, механик-водитель – в отделении управления слева в выступающей вперед броневой будке, заряжающий (башенный стрелок) – в башне справа от пушки.

Читать: Schwere Panzerspahwagen — тяжелые бронеавтомобили вермахта

Корпус танка был выполнен из броневых листов толщиной 8, 15 и 22 миллиметров. По проекту предполагалось изготовление корпуса при помощи сварки, но ввиду неготовности Ижорского завода к серийному производству сварных корпусов первые образцы Т-46-1 были клепаными.

Башня танка цилиндрической формы была увеличена для возможности свободной установки 45-мм или 76-мм пушки. Она изготавливалась из броневых листов высокой твердости толщиной 15 мм и имела развитую кормовую нишу для размещения части боекомплекта и радиостанции.

В состав основного вооружения танка Т-46-1 входили 45-мм пушка 20К, или 76,2-мм пушка ПС-3 (не устанавливалась), спаренный с ними пулемет ДТ. Кроме того, один пулемет ДТ находился в кормовой башенной установке и один — в запасной укладке (его можно было использовать для обороны танка с воздуха). Кроме того, справа от спаренной установки в шаровом яблоке был закреплен брандспойт пневматического огнемета КС-45. Огнемётное вооружение устанавливаюсь только на опытном танке Т-46. Боекомплект танка составляли 101 45-мм выстрел. 2709 патронов (43 пулемётных диска), бак с 50 литрами огнесмеси на 10-12 выстрелов из огнемета.

В силовой установке танка планировали использовать дизельный двигатель воздушного охлаждения ДМТ-5 мощностью 300 л.с, но ввиду его неготовности на танк установили четырёхтактный V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения МТ-5-1 мощностью 330 л.с, имевший те же габариты, что и дизель.

Читать: Ракеты «Калибр»

Трансмиссия танка включала в себя четырёхскоростную коробку передач, установленную в корме корпуса, трёхдисковый главный фрикцион (в сборе с двигателем), бортовые фрикционы, бортовые редуктора, карданный вал, размещённый под полом боевого отделения. При движении на колесном ходу две задние пары опорных катков были ведущими, а передняя пара — поворотной. Для управления танком в этом случае использовался простой дифференциал, отключавшийся при движении на гусеницах. При сваливании гусениц переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины при помощи рычагов на коробке передач.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного ведущего колеса цевочного зацепления переднего расположения, четырёх двухскатных опорных катков, одного направляющего колеса заднего расположения, двух поддерживающих роликов и мелокозвенчатой гусеницы. Опорные катки и поддерживающие ролики имели резиновую ошиновку. Подвеска танка – блокированная (по два опорных катка) пружинная.

Для тушения пожара служили три тетрахлорных огнетушителя, расположенных: один стационарный – слева от механика-водителя, два переносных – на левом борту башни. Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, размещенной в кормовой нише башни.

История создания и серийное производство

Был создан в рамках программы по повышению подвижности лёгкого танка сопровождения пехоты Т-26 путём перевода его на колёсно-гусеничный ход. Разработка танка была начата в 1933 году конструкторским бюро завода № 174. Руководили проектированием О. М. Иванов и М. В. Симонов.

Первый прототип танка был изготовлен в 1935 году. В том же году работы по Т-46 были переведены на Опытный завод спецмаштреста. После ряда доработок, 29 февраля 1936 года танк был принят на вооружение. Предполагалсь, что Т-46 заменят в частях танки Т-26. В конце года было начато серийное производство опытной партии из 50 Т-46, из которых были изготовлены по меньшей мере 4, поступивших в 1937 году на войсковые испытания.

В войсках танки получили в целом положительные оценки, но отмечалась недостаточная надежность их силовой передачи. Кроме того, танки имели неприемлемо высокую стоимость, приближавшуюся к стоимости среднего танка Т-28. Это привело к тому, что в конце 1937 года было принято решение о прекращении дальнейших работ над Т-46 и снятии его с вооружения.

Сохранившиеся экземпляры

Ни один танк Т-46 в целом виде не сохранился, однако по состоянию на 2013 год известно о существовании по крайней мере двух частично сохранившихся танков Т-46 из числа использовавшихся советскими войсками в качестве долговременных огневых точек в системе укреплений на Карельском перешейке.

  • Центральный музей Великой Отечественной войны — танк Т-46 без ходовой части и элементов корпуса. Обнаружен в декабре 2001 года поисковым объединением «Высота» под руководством В. Н. Дудина на Карельском перешейке у посёлка Сосново Ленинградской области, после чего передан в дар Музею на Поклонной горе, отреставрирован 36 НИИИ Минобороны России (ходовая часть не восстанавливалась) и в декабре 2004 года включен в экспозицию.
  • Бронетанковый музей в Кубинке — корпус и башня танка Т-46-1. 29 июня 2013 года передан музею в Кубинке. Ожидает реставрации.
  • ЦМ ВОВ. Танк Т-46 без ходовой части (СССР).jpg

    Танк Т-46 без ходовой части в ЦМ ВОВ.

  • T-46 in the Kubinka Museum Hull.jpg

    Танк T-46-1 в музее бронетехники в Кубинке.

Боевое применение[править]

Несколько изготовленных танков Т-46 ограниченно применялись в ходе начального периода Великой Отечественной войны. В частности, известно о применении танков в качестве неподвижных огневых точек. Кроме того, имеются отрывочные сведения о применении Т-46 в Советско-финской («Зимней») войне 1939-1940 годов. Подробной информации на этот счет нет, но то, что такой факт имел место не вызывает никакого сомнения. Так же при этом стоит отметить, что не один танк Т-46 из двух принявших участие в данной войне РККА потерян не был.

Дожившие до великой Отечественной войны 4 единицы (по другим данным три единицы серийного танка и прототип) танков Т-46 использовались частями РККА в качестве неподвижных огневых точек в Карелии. Именно там поисковиками в настоящее время и было обнаружено два корпуса с башнями танка Т-46 без ходовой части, которые пережили наступление финской армии в 1941-1942 годах, а потом были оставлены и забыты на прежних боевых позициях.

Серийное строительство. Особенности конструкции советских быстроходных танков

Первые модели легких танков БТ-2, сошедшие с заводского конвейера, уже осенью 1931 года были продемонстрированы Высшему руководству страны и народу во время военного парада 7 ноября 1931 года. Танк имел хорошие скоростные характеристики и мог достаточно быстро прокатиться по ровной дороге. Все остальное, энерговооруженность, броня, огневые средства и средства управления нуждались в доработке. Сказывалась недостаточная квалификация советских инженеров в области современного танкостроения.

БТ-2

Самым слабым местом советской новой машины стала броня. С момента появления самого первого танка БТ-2 и до самых последних модификаций от этой детской болезни советские конструкторы так и не смогли избавиться. Были попытки усилить бронирование машины, однако обычное утолщение броневых листов не давало нужного результата. Существовавшее ограничение по массе бронированной машины и слабый двигатель не позволяли наращивать толщину брони. Одной из основных причин слабости бронирования быстроходных советских танков БТ являлась конструкция и конфигурация корпуса машины. Противопульная броня, которая являлась на тот момент основной для всех бронированных машин, вполне удовлетворяла боевым задачам. Ни одна страна в мире не имела эффективных противотанковых средств борьбы, соответственно надобность установки на боевые машины противоснарядной брони отсутствовала. На новых советских быстроходных танках серии БТ броня составляла всего 10-13 мм. При этом угол наклона броневых листов практически был равен нулю.

БТ-2 БТ-5

Танк БТ-2 стал первым, пробным звеном в последующей линейке советских быстроходных танков. Машина выпускалась всего два года, с 1931 по 1933 год. Было выпущено более 600 экземпляров. На танке была установлена 37 мм пушка и один пулемет калибром 7,62 мм. Танк, как и его американский прототип, оснащался авиационным двигателем мощностью 400 л.с.

Далее последовали этапы модернизации машины, итогом которых стало появление более новой модели танка с индексом БТ-5. Сказать, что машина была серьезно модернизирована, нельзя. Единственным существенным изменением стала установка более экономичного и выносливого танкового двигателя. В сравнении со своим предшественником танком БТ-2 новая машина получила и новое вооружение. Главный калибр был представлен 45-мм пушкой. По своим огневым характеристикам советский танк явно превосходил все существующие на тот момент зарубежные аналоги. Ни у немцев, ни у англичан, ни у французов не было машины с таким вооружением. Новая модификация также выпускалась недолго — с 1933 по 1934 год. Всего было выпущено 1884 машины. Однако этим машинам пришлось впервые пройти испытания реальными боевыми действиями. Именно в Испании советские быстроходные танки БТ-5 прошли боевое крещение.

Бт-5 в Испании

Советские танки, вооруженные 45 мм пушкой и способные стремительно передвигаться из города в город, позволяли республиканским войскам быстро и эффективно наносить удары по мятежным войскам. Усиленное бронирование, которое было опробовано на этой пятой модификации, только временно решало проблему. На этой модели советские конструкторы и военные опробовали все возможные варианты технического усовершенствования машины, начиная со средств управления и заканчивая вариантами защитного и огневого усиления.

История создания[править]

Разработанный и производимый советский легкий танк Т-26 в однобашенной компоновке по мнению руководства РККА хотя и имел достаточную для того времени огневую мощь, но не отличался скоростными и динамическими характеристиками. С целью улучшения этих качеств танка Т-26 была утверждена специальная программа модернизации машины. В рамках данной программы предлагалось создать легкий танк для поддержки пехоты при наступательных действиях на колесно-гусеничном ходу.

Несмотря на то, что проект КТ-26 не принес желаемого результата от идеи поставить Т-26 на колесный ход ни в коем случае не отказывались. В 1933 г. КБ завода им. Ворошилова начало проектные работы над машиной Т-26А, получившей в начале 1934 г. новый индекс Т-46. Кроме колесно-гусеничной ходовой части предполагалась установка дизельного двигателя, а также усиление вооружения и бронирования. Его проект был выполнен под руководством С. Гинзбурга. Ведущим конструктором танка стал В. Симский.

В конструкции танка, с целью облегчения серийного производства, заимствовались многие узлы от танка Т-26 образца 1933 г. Согласно техническому заданию Т-46 должен был иметь усиленное пушечное вооружение и боевую массу до 10 тонн. Но прежде всего планировалось существенное улучшение ходовых качеств танка.

Опытный образец танка был построен в 1935 г., но оказался сильно перетяжелен. Его вес почти наполовину превысил положенные 10 т, и потому КПП и бортредуктора, спроектированные для него, уже не справлялись с возросшими нагрузками. Было принято решение по доработке танка, боевой вес которого разрешили поднять до 14— 15 т. Продолжала работы над Т-46 (проекты №№ 46-1, 46-2, 46-3) конструкторская группа нового КБ Опытного завода Спецмаштреста им. Кирова (бывшего ОКМО) под руководством О. Иванова, так как С. Гинзбург был отстранен приказом замнаркома вооружений М. Тухачевского. При рассмотрении проектов Т-46 для постройки эталона был выбран проект № 46-3, который под индексом Т-46-1, постановлением СТО от 29 февраля 1936 г., был принят на вооружение РККА.

Столь большая спешка объяснялась тем, что серийные Т-26 от серии к серии только набирали массу, при откровенно небольшом росте боевого потенциала и снижении ходовых качеств. Поэтому, принятие на вооружение более скоростного и лучше вооруженного танка было одной из приоритетных задач.

Эталон же танка был готов в ноябре 1936 г. Он прошел цикл дополнительных испытаний, и с декабря 1936 г. началось его серийное производство на заводе № 174 им. Ворошилова. Этот вариант, по сравнению с прототипом Т-46, потяжелел еще больше. Его боевой вес составлял уже 17,5 т, что произошло во многом потому, что танк получил новый двигатель МТ-5 мощностью 300 л.с, а также усиленную броню (толщина вертикальных листов брони теперь составляла 15 мм, а не 10—14, как прежде), вооружение дополнялось огнеметом пневматического типа с баком огне-смеси, танк получил усиленную трансмиссию.

Испытания Т-46-1 прошли вполне успешно. Танк обладал значительно большей скоростью и подвижностью на гусеницах, чем Т-26, а на колесах его максимальная скорость достигала 72 км/ч. Также упростилась управляемость танка, за счет использования новой трансмиссии. По вооружению Т-46-1 вполне соответствовал требованиям РККА, однако от установки огнемета впоследствии отказались. Решение о запуске танка в серийное производство было получено ещё до окончания его испытаний.

Вооружение


Т-46-1 с пушкой Л-10 автор BaddAss (скрин игры World of Tanks). В реальности такая пушка на Т-46 не ставилась


Т-46-1 с пушкой Л-10 автор BaddAss (скрин игры World of Tanks). В реальности такая пушка на Т-46 не ставилась

В состав основного вооружения танка Т-46-1 входили 45-мм пушка 20К, или 76,2-мм пушка ПС-3, спаренный с ними пулемет ДТ. Кроме того, один пулемет ДТ находился в кормовой башенной установке и один — в запасной укладке (его можно было использовать для обороны танка с воздуха). Кроме того, справа от спаренной установки в шаровом яблоке был закреплен брандспойт пневматического огнемета КС-45.

Боекомплект танка составляли 101 выстрел к 45-мм орудию, 43 магазина (2709) патронов к пулеметам ДТ, бак с 50 л огнесмеси на 10-12 выстрелов из огнемета КС-45.

Эксплуатация и боевое применение Т-26

Т-26 принимали участие в боях гражданской войны в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, в польской кампании и советско-финской войне.

Наряду с БТ, танки Т-26 составляли основу советского танкового парка перед началом и Великой Отечественной войной и в ее начальный период. Следует отметить, что танки типа Т-26 в свое время были популярны, но отсутствие координации в танковых частях (порой в танке просто не было рации) и тихоходность Т-26 делали его легкой добычей для танков противника. Но было несколько приемов, характерных именно для Т-26, которые превращали его в мясорубку на передовой. Вот что известно из хроник: «Танки Т-26, снабженные двумя башнями, использовались как танки огневой поддержки пехоты. Длина (колесной) базы была около 2 метров. Ширина окопов пехоты была около 50—70 см. Это позволяло использовать Т-26 в первой линии атаки и зачищать окопы противника. Танк вставал на окоп, разворачивал башни под 90 градусов к курсу, так чтобы правая башня прикрывала правый бок танка, аналогично для левой. Потом пулеметчики вели плотный прицельный огонь по пехоте, простреливая весь окоп одной очередью.».

Броню на последних моделях сделали толще и поставили под более острым углом (считалось, что это способствует рикошету пуль и снарядов, что далеко не всегда выручало). У однобашенных Т-26 сварная башня была смещена влево. Орудие и пулемет монтировались в спаренной установке, защищенной бронемаской. Часть танков получила дополнительный пулемет в кормовой нише башни, который также мог устанавливаться в качестве зенитного на турели командирского люка башни. Но после модернизации танк стал тяжелее (броня толще) и незначительно потерял в скорости. При этом бронирование танка оставалось противопульным. Несмотря на слабую бронезащиту, танк был живуч из-за того, что двигатель и баки располагались в кормовом отделении за выгородкой. У этого танка был рекордный для того времени боезапас — 230 37-мм снарядов, как бронебойных, так и зажигательных.

  • Гражданская война в Испании. В ходе Гражданской войны в Испании, 29 октября 1936 года Семеном Осадчим на танке Т-26 был совершен первый в мире танковый таран, столкнув в лощину итальянскую танкетку «Ансальдо».
  • Бои у озера Хасан и на Халхин-Голе. В ходе боев у озера Хасан было потеряно 77 Т-26 из них безвозвратно 1 ХТ-26 и 10 Т-26, причем один Т-26 из 40-го отб, пропавший без вести на территории противника, обнаружен так и не был. Еще 2 танка были уничтожены в боях у реки Халхин-Гол.
  • Польский поход Красной армии. В ходе освободительного похода в Польшу было безвозвратно потеряно 10 Т-26 с 45-мм пушкой.
  • Советско-финская война. В Зимней войне Красная Армия лишилась 23 2-х башенных и 253 однобашенных танков.
  • Великая Отечественная война. — На правом фланге, в нейтральной полосе, движется к нам Т-26, ведя на буксире другой, подбитый. Пушка подбитого смотрит вниз, его корма чуть дымится. К медленно ползущему буксиру быстро приближается вражеский танк. Он идет ему строго в затылок, а за ним вдалеке остановилось несколько других немецких машин. Я понимаю его маневр: прикрываясь подбитым, буксируемым танком, он стремится подойти ближе, Чтобы затем, развернувшись в сторону, с ходу расстрелять буксирующую машину. Из башни буксира один за другим вываливаются двое. Перепрыгнув с кормы на буксируемый танк, они исчезают в открытом отверстии люка механика-водителя. Пушка подбитого танка дрогнула, поднялась навстречу преследователю и дважды блеснула пламенем. Немецкий танк споткнулся и замер…— Из воспоминаний Г. Пенежко, Героя Советского Союза. Наиболее интенсивное использование танков этого типа было в ходе Зимней войны на финском фронте в 1940 году, а также в начале Великой отечественной войны в 1941 году. Танки Т-26 были наиболее многочисленными в советской армии на начало Великой отечественной войны. В первые же месяцы войны большинство этих танков (наряду с танками других, более совершенных моделей) было потеряно. По состоянию на 28 октября 1941 года на Западном фронте имелся 441 танк, из них 33 КВ-1, 175 Т-34, 43 БТ, 50 Т-26, 113 Т-40 и 32 Т-60. Последний раз Т-26 применялся в 1945 году против Квантунской армии в Маньчжурии.

Сохранившиеся экземпляры

Ни один танк Т-46 в целом виде не сохранился, однако по состоянию на 2013 год известно о существовании по крайней мере двух частично сохранившихся танков Т-46 из числа использовавшихся советскими войсками в качестве долговременных огневых точек в системе укреплений на Карельском перешейке.

  • Центральный музей Великой Отечественной войны — танк Т-46 без ходовой части и элементов корпуса. Обнаружен в декабре 2001 года поисковым объединением «Высота» под руководством В. Н. Дудина на Карельском перешейке у посёлка Сосново Ленинградской области, после чего передан в дар Музею на Поклонной горе, отреставрирован 36 НИИИ Минобороны России (ходовая часть не восстанавливалась) и в декабре 2004 года включен в экспозицию.
  • Бронетанковый музей в Кубинке — корпус и башня танка Т-46-1. 29 июня 2013 года передан музею в Кубинке реставратором и коллекционером Дмитрием Бушмаковым. Ожидает реставрации.
  • Танк Т-46 без ходовой части в ЦМ ВОВ.
  • Танк T-46-1 в музее бронетехники в Кубинке.

Схема современная, но… устаревшая

Краткий обзор Т-46 позволяет сделать выводы о том, что конструкторы Кировского завода в период проектных работ еще не нашли главной основополагающей компоновочной схемы, ставшей в дальнейшем правилом для всех советских танков. Трансмиссия была передней, пятнадцатимиллиметровое лобовое бронирование предохраняло экипаж и механизмы только от пуль и осколков, двигатель работал на бензине. Масса машины превышала 17 тонн. Калибр орудия был по тем временам вполне приличным, 45-мм, его хватало на то, чтобы поразить любой иностранный танк того времени, включая перспективные образцы. Был и еще один признак, указывающий на недостаточную революционность конструкции Т-46. Фото этого танка наглядно демонстрируют отсутствие даже попыток располагать броневые плиты наклонно, чтобы увеличить вероятность рикошета при попадании снаряда. На условия активного артиллерийского противодействия этот танк явно не рассчитан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Т-46 был воплощением всех передовых идей мирового танкостроения своего времени, а в конструкции ходовой части и обгонял их, но на тот момент в СССР уже появились куда более прогрессивные идеи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: