Подводный меч

ТТХ семейства ракет «Калибр»

ТТХ серии «Калибр», стоящих на вооружение ВС РФ, дополнительно неизвестны. Дальность стрельбы «Калибр» по наземным целям (по данным от 2012 год) составляет 2600 км, по морским – 375 км.

По другим сообщениям, дальность 3М14 в термоядерном боевом оборудовании – от 2000 до 2600 км.

Весной 2016 года на фрегате «Адмирал Григорович» прошла церемония поднятия Андреевского флага, на которой командующий Черноморским флотом ВМФ России заявил, что этот корабль имеет область боевого воздействия в 7 млн кв. км по стрельбе по наземным целям и в 800 000 кв.км при стрельбе по морским целям. Это говорит о том, что корабль может поражать надводные цели в радиусе примерно 500 км, а наземные – в радиусе примерно 1500 км (с неядерной боевой частью). Но неизвестно, имел ли ввиду адмирал именно ракету 3М54 «Калибр», говоря про уничтожение морских целей.

Осенью 2017 года, выступая в клубе «Валдай» в рамках дискуссии, Верховный главнокомандующий ВС России президент В.В. Путин рассказал о предельной дальности полета «Калибр» морского базирования – 1400 км.

В начале февраля 2019 года высокопоставленные источники в государственных структурах сообщили, что дальность ракеты «Калибр-НК» в случае переноса на сушу – до 2,6 тыс. километров.

Тактико-технические характеристики ракет в экспортной модификации

Ракета

3М-54Э

3М-54Э1

3М-14Э

91РЭ1

91РТЭ2

Длина, м

8,22

6,20

6,20

7,65

6,20

Диаметр, мм

533

533

533

533

533

Стартовая масса, кг

2300

1800

1770

2100

1200

Боевая часть

Проникающая фугасная
200 кг

Проникающая фугасная
400 кг

Осколочно-фугасная или проникающая фугасная
450 кг

Торпеда АПР-3МЭ

Торпеда МПТ-1УМЭ

Дальность полёта

220 км

300 км

300 км

50 км

40 км

Скорость полёта, в числах Маха (М)

На марше: 0,8
У цели: 2,9

0,8

0,8

2,5

2,0

Траектория (высота полета)

На марше: 20 м
У цели: 10 м

20 м

Над морем: 20 м
Над сушей: 50-150 м

Баллистическая

Баллистическая

Система управления

ИНС + РЛГСН

ИНС + РЛГСН

ИНС + РЛГСН
+ коррекция по данным
ГЛОНАСС или GPS

ИНС

ИНС

Носители

Ракетами серии «Калибр-НК» и «Калибр-ПЛ» оборудуются следующие корабли иностранных и российских флотов

  • Фрегаты проекта 22350;
  • Фрегаты проекта 11356;
  • Фрегаты типа «Тальвар»;
  • Фрегаты типа «Шивалик»;
  • Корветы проекта 20385;
  • Ракетные корабли проекта 11661 (в зависимости от модификации);
  • Малые ракетные корабли проекта 21631;
  • Малые ракетные корабли проекта 22800;
  • Патрульные корабли проекта 22160 (в зависимости от модификации);
  • Подводные лодки проекта 955 «Борей» (в качестве неосновного вооружения);
  • Подводные лодки проекта 885 «Ясень»;
  • Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»;
  • Подводные лодки проекта 677.

По словам Виктора Чиркова, бывшего главнокомандующего ВМФ в скором будущем большинство кораблей ВМФ России советской постройки, в том числе и крейсер проекта 1144, эсминцы проекта 956 и противолодочные корабли проекта 1155, после модернизации, получили на вооружение ракетные комплексы с ракетами Оникс и Калибр.

В последние годы создано, сдано или сдается в эксплуатации ПО и средства загрузки для ракетных комплексов 3К14, 3М55, 9К, 3К96 и для малогабаритного торпедного комплекса «Пакет», находящихся на современных кораблях ВМФ РФ. Семейство вертикальных ПУ надводных кораблей типа 3С14 обеспечивает размещение на НК проектов 1161К, 21631, 11356М изделия комплекса 3К14, а на НК проектов 22350, 20385, 11442М, к тому же еще и изделий комплексов 3М55 и 9К ОКБ. КБСМ является создателем и поставщиком серийно изготавливаемых транспортно-пусковых стаканов из композиционных материалов, имеющих разрушаемую крышку для изделий комплекс 9К и 3К14. Для загрузки изделий указанных комплектов в ПУ НК разработаны комплексы средств погрузки типа СМ-456.

Вряд ли неприменимость ПКРК «Оникс» в некоторых УКСК как-то связана с размерами боеприпасов, так как 3М14 и 3М55 имеют приблизительно одинаковую длину (по некоторой информации около 8,1 и 8,6 метров). Вероятней всего боевой комплект 3С14 за счет системы управления урезается искусственно. Особенно нелепо это выглядит с 20385 (с «Ониксом») и 11356 (без «Оникса).

Операторы

  • Россия.
  • Китай.
  • Индия.

Характеристики лодок ПВХ Касатка

В продаже представлены моторные лодки Касатка с надувным дном низкого давления (НДНД). Если раньше производители комплектовали продукцию жестким пайольным настилом, то сейчас ему на смену пришли герметичные полимерные сегменты, в которых поддерживается более низкое, чем в лодочных баллонах, давление. В результате дно приобретает необходимую прочность, и плавсредство не теряет устойчивости на воде. Кроме того, отказ от металлического пола позволил улучшить некоторые параметры изделий:

  • уменьшить вес, за счет чего они стали удобнее в транспортировке и хранении;
  • сократить время, требуемое на подготовку к спуску на воду до 15 минут: раньше подготовительные процедуры могли занимать около часа;
  • повысить комфорт пассажиров во время движения: полимерное дно гасит удары мелких волн и снижает вибрацию всей конструкции;
  • продлить срок службы за счет продольных швов, увеличивающих жесткость изделия.

Надежность и ремонтопригодность моторных лодок зависит от качества ПВХ. В Касатка используется поливинилхлорид с плотностью 1000 г./м2. Это хороший показатель, обеспечивающий высокую сопротивляемость полотна точечному механическому воздействию: материал практически невозможно случайно проколоть. Еще одно его преимущество — стойкость к износу. Постоянная сборка и разборка, транспортировка в багажнике не истончает слой ПВХ, благодаря чему исключается вероятность разрыва изделия.

История создания

Ракеты семейства «Калибр» созданы на основе 2 проектов: разработанной на протяжении 1975 до 1984 год в СМКБ «Новатор» стратегической ядерной крылатой ракеты 3М10 с боевым радиусом 2,5 тыс. км и конкурса противокорабельных ракет «Альфа» (ОКР «Бирюза»).

Изначально в конкурсе ОКР «Бирюза» принимала участие лишь сверхзвуковая ракета ПКР «Яхонт», но ее создание затянулось, в результате чего ракета получилась весьма дорогой. Тога у проекта 3М10 появились проблемы из-за Договора о сокращении ракет малой и средней дальности. В 1986 году ОКБ «Новатор» в инициативном порядке предложил неядерную версию морского варианта ракеты «КС-122» на конкурс. Но по причине дозвуковой скорости атаки она не устроила приемную комиссию. Работы продолжились, и в 1990 году появилась новая версия со сверхзвуковым финишным ускорителем для успешно преодоления систем обороны врага. Но начавшийся развал СССР приостановил внедрение такого продукта. Ракеты семейства «Калибр» были разработаны на основе 2 проектов: созданной на протяжении периода с 1975 по 1984 год стратегической ядерной крылатой ракеты 3М10 с боевым радиусом 2,5 тыс. километров и конкурса противокорабельных ракет «Альфа» (ОКР «Бирюза») в СМКБ «Новатор».

Кроме того одновременно осуществлялась разработка противолодочного комплекса, построенного на базе «КС-122» для замены морально устаревших и громоздких комплексов «Раструб-Б» и «Водопад». Последний вариант ракеты этого направления продемонстрировали еще в 1997 году.

Ракеты семейства «Калибр» были представлены широкой публики на МАКС-93.

В начале 2018 года в СМИ появилась информация о начале работ по созданию модифицированной версии ракеты «Калибр-М». Журналисты заявили, что для ВМФ разрабатывалась нова высокоточная крылатая ракета «Калибр-М» корабельного базирования, имеющая максимальную дальность стрельбы больше 4500 км. Разработка ракеты проходила на этапе научно-исследовательских работ, а в качестве спонсора выступало Министерство обороны. Также стало известно, что новая ракета будет принципиально отличаться от тех, что уже входят на вооружение «Калибров». Основные отличия будут заключаться в габаритах и дальности стрельбы. Ракета окажется намного больше, а масса ее боевой части будет приближена к одной тонне. По мнению собеседника агентства, новой ракетой собираются оборудовать крупные надводные корабли: от фрегатов и атомные подлодки. «Калибр-М» используется для уничтожения сухопутных объектов и сможет нести как обычную, так и ядерную боевую часть.

На вооружении ВМФ РФ, по состоянию на 2019 год, стоит РК «Калибр». По информации из открытых источников, показатель максимальной дальности стрельбы крылатой ракеты 3М14 из состава такого комплекса, летящей на дозвуковой скорости, достигает примерно 2000 км. Для надводных кораблей создана модификация комплекса «Калибр-НК», тогда как для подлодок – «Калибр-ПЛ». В частности «Калибром», вооружаются корветы проекта 21631 «Буян-М», отечественные фрегаты проекта 22350, неатомные субмарины проектов 636.3 и 877, многоцелевые атомные подлодки проекта 885 «Ясень» и прочие корабли.

5 февраля 2019 года Минобороны Сергей Шойгу заявил о потребности в создании наземной модификации комплекса «Калибр» в течение двух следующих годов в связи с приостановкой участия США в ДРСМД.

советская подлодка К-77 в качестве корабля музея

 

 
подлодка музей «Juliett U484»

 
Подлодки проекта 651 «Джульетта» продолжали успешно бороздить просторы мирового океана и решать боевые задачи, вплоть до наступления «перестройки». Несомненно, к этому времени былые технические новшества утратили свою новизну, а корабли за двадцать лет интенсивной эксплуатации изрядно поизносились.
 
В 1987 году две подлодки «К-67» и «К-318» перешли на Черноморский флот, а остальные несколько субмарин соединения были переброшены на Балтику, с базированием в Лиепае. Но едва подводники обжились на новом месте, как некогда могучего Советского Союза, защите которого они отдали столько сил, распался. Передовая база Советского ВМФ превратилась в осажденный осколок «империи» на территории независимой Латвии. Следуя поспешно данным обязательствам по выводу соединений и частей из Прибалтики, тогдашнее политическое руководство так стремительно подало приказ об «отступлении», что в акватории лиепайской военно-морской базы осталось в разной степени затопления 22 подводных лодки.
 
Вскоре командование уже начало задумываться — куда же девать устаревшие подлодки. К тому времени в Лиепае оставалось еще две подлодки проекта 651, одной из которых была «Б-77», которая находилась на плаву и в относительно хорошем состоянии. Так случилось, что пост атташе по торговле в Советском посольстве в Финляндии в то время занимал отставной командир советской подлодки. Он то и стал посредником в первой операции по приобретению подводной лодки проекта 641 «Фокстрот» в качестве памятника эпохи «холодной войны».
 
Весной 1994 года подлодку «Фокстрот» сменила более крупная субмарина «К-77», в которой удалось поместить бар и ресторан. Последний органично вписался в одну из обширных аккумуляторных ям. Лодка была переименована в «Джульетта U484».
 

Подлодка «Джульетта», хоть и не была золотой жилой, но доход обеспечивала вполне стабильный. Особенно по выходным на нее устремлялись сотни посетителей, среди которых частыми гостями были и бывшие противники — подводники из Франции, США и даже Австралии. Их стремление поглазеть на советскую субмарину, что-то пощупать, казалось какой-то манией.
 
Через несколько лет за 1 миллион долларов, подлодка К-77 стала киносъемочной площадкой к ленте «К-19, оставляющая вдов» о трагической судьбе одноименной советской подводной лодки. Для этого подлодке предстоял 2000-мильное морское путешествие в канадский порт Галифакс.
 
На борту подводной лодки были установлены генераторы для функционирования холодильников, обогревателей, освещения и вентиляторов, а также микроволновая печь, что позволило сделать субмарину вполне обитаемой.
 

Подводная лодка «Джульетта U484» благополучно прибыла в Галифакс и была помещена в док. Корпус был удлинен 25-метровой насадкой в корме, увенчанной характерным гребнем, а поверх оригинальной закрепили огромную пластиковую рубку, в которой подразумевались три баллистические ракеты. С большой дистанции силуэт дизельной лодки действительно стал напоминать «К-19».
 
Мысли о съемках внутри подлодки «К-77» были решительно отметены, отчасти из-за неприглядного вида отсеков субмарины, которую было совершенно невозможно выдать за новостройку, а отчасти из-за технических трудностей в размещении аппаратуры. Поэтому было принято решение построить береговой макет в натуральную величину, декорировав его подлинными приборами с «К-77».
 
По окончании съемок «К-77» была выставлена для всеобщего обозрения. В день открытия публичного доступа билет стоил 50 долларов, а мероприятие было обставлено соответствующей помпезностью.
 
Когда интерес горожан к макету «К-19» стал спадать, городские власти решили продать подлодку компании, которая снимала фильм, однако последние отказались.
 
Новый поворот в судьбе бывшей «К-77» наступил, как повелось, внезапно. Ею заинтересовался расположенный в американском городе Провиденс Фонд музея авианосца «USS Saratoga». Для привлечения средств на реализацию проекта не хватало изюминки. Ею по замыслу президента фонда Франка Леннона и должна была стать «Джульетта-484». С августа 2002 года советскую подлодку «Juliett U484» посетило более 10 тысяч человек.
 

Представители

Всего планировалось построить 36 лодок, однако серия ограничилась 16 кораблями. Два головных были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, остальные — на в Горьком.

Название Место постройки Заводской номер Дата закладки Дата спуска Дата вступления в строй Флот Примечания
K-156 Балтийский завод 552 16 ноября 1960 31 июля 1962 10 декабря 1963 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-156, переведена в Балтийский флот сдана на слом в 1988
K-85 Балтийский завод 553 25 октября 1961 31 января 1964 30 декабря 1964 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-124, переведена в Балтийский флот сдана на слом в 1988
K-63 «Красное Сормово» 513 25 апреля 1962 26 июля 1963 31 декабря 1964 Тихоокеанский флот, с 1977 переименована в Б-63 сдана на слом в 1991
K-70 «Красное Сормово» 514 25 марта 1962 6 февраля 1964 31 декабря 1964 Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-270 сдана на слом в 1991
K-24 «Красное Сормово» 511 15 октября 1961 15 июля 1962 31 октября 1965 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-24, переведена в Балтийский флот, продана в Германию в 1994, экспонируется в Пенемюнде под обозначением U461
K-68 с 1977 Б-68 с 1990 БС-68 «Красное Сормово» 512 25 января 1962 30 апреля 1963 28 декабря 1965 Северный флот, с 1977 Балтийский флот В 1985 году модернизирована по проекту 651Э В 1992 передана в резерв и поставлена на отстой, в 2004 (или 2005?) передана на утилизацию на в Мурманской области.
K-77 «Красное Сормово» 515 31 января 1963 11 марта 1965 31 октября 1965 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-77, переведена в Балтийский флот, продана в Финляндию, затем — в США, в 2000—2001 годах снялась в роли К-19 в одноимённом фильме, затем около 5 лет использовалась как музей в городе Провиденс (столица американского штата Род-Айленд), 18 апреля 2007 года затонула, поднята в июле 2008 года, восстановление музея оценили в 1 млн долларов. Денег не нашлось, в мае 2010 лодка разрезана на металлолом.
K-81 «Красное Сормово» 522 20 ноября 1963 7 августа 1964 14 декабря 1965 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-81, переведена в Балтийский флот в 1981 г., Модифицирована в 1971 или 1972 г. по проекту 651К. По другим данным, изначально была достроена по модифицированному проекту. Проект 651К отличался от базового наличием антенны и аппаратуры для космического целеуказания комплексу крылатых ракет. В апреле 1991 года выведена из боевого состава и поставлена на прикол в бухте г. Лиепая. Подверглась разграблению цветных металлов. В октябре 1991 затонула у пирса. В 1994 году при выводе российских войск из Латвии брошена в полузатопленном состоянии, позже поднята латвийской фирмой и разделана на металл.
K-58 «Красное Сормово» 521 15 июля 1963 декабрь 1966 23 сентября 1966 Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-58 Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом.
K-73 «Красное Сормово» 523 11 августа 1964 31 мая 1966 15 декабря 1966 Тихоокеанский флот, с 1977 — переименована в Б-73 сдана на слом в 1991
K-67 «Красное Сормово» 524 31 января 1965 29 октября 1966 30 сентября 1967 Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-67 сдана на слом в 1994
K-78 «Красное Сормово» 525 25 июля 1965 30 марта 1967 11 января 1967 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-478, переведена в Балтийский флот, Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл
K-203 «Красное Сормово» 531 25 декабря 1965 30 июня 1967 2 декабря 1967 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-203, переведена в Балтийский флот сдана на слом в 1994
K-304 «Красное Сормово» 532 6 августа 1966 24 января 1967 21 сентября 1968 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-304 сдана на слом в 1994
K-318 «Красное Сормово» 533 29 марта 1966 29 марта 1968 29 сентября 1968 Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-318 сдана на слом в 1994
K-120 «Красное Сормово» 534 25 марта 1967 11 июля 1968 26 декабря 1968 Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-120 сдана на слом в 1991

Тактико-технические характеристики

Несмотря на то, что выражение «не имеет аналогов» зачастую используется в ироничном ключе, про подводные лодки проекта «Антей» иначе не сказать. Поколение американских субмарин, появившееся в те же годы, включало в себя два типа кораблей – стратегические ракетоносцы «Огайо» и многоцелевые ударные лодки «Лос-Анджелес».

Подводные крейсера, способные самостоятельно уничтожать советские эскадры, просто не разрабатывались. С другой стороны, в 2000-х годах самые старые лодки класса «Огайо» переоборудовали в носители крылатых ракет «Томагавк», став достаточно близким аналогом «Антеев», перевооружённых ракетами «Оникс».

Проект 949АМ ПЛАРК класса «Огайо»
Водоизмещение, тонн 14700/24000 16764/18750
Длина, метров 154 170
Ширина, метров 18 13
Скорость, узлов 32 25
Экипаж, человек 130 155
Вооружение 2 торпедных аппарата калибра 650мм, 4 торпедных аппарата калибра 533мм, 72 КР «Оникс» 4 торпедных аппарата калибра 533мм, 154 КР «Томагавк»

Понятно, что в шахтах от баллистических ракет «Трайдент» удалось разместить больше крылатых ракет, чем на месте «Гранита». В то же время американская подлодка и сохранила сравнительно невысокую скорость хода, и уступает «Антею» по глубине погружения. Всё-таки носителю стратегических ракет не было необходимости незаметно следить за кораблями и быстро уходить от преследования. Да и при обстреле береговых и наземных целей эти качества решающими не станут.

Большего от старых лодок и не требуют – лишь бы дослужили срок. А вот перевооружённый «Антей» должен сохранить и возможности противодействия ударным группам флота, и насколько высоки они будут – неизвестно.

Представители

Всего планировалось построить 36 лодок, однако серия ограничилась 16 кораблями. Два головных были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, остальные — на в Горьком.

Название Место постройки Заводской номер Дата закладки Дата спуска Дата вступления в строй Флот Примечания
K-156 Балтийский завод 552 16 ноября 1960 31 июля 1962 10 декабря 1963 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-156, переведена в Балтийский флот сдана на слом в 1988
K-85 Балтийский завод 553 25 октября 1961 31 января 1964 30 декабря 1964 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-124, переведена в Балтийский флот сдана на слом в 1988
K-63 «Красное Сормово» 513 25 апреля 1962 26 июля 1963 31 декабря 1964 Тихоокеанский флот, с 1977 переименована в Б-63 сдана на слом в 1991
K-70 «Красное Сормово» 514 25 марта 1962 6 февраля 1964 31 декабря 1964 Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-270 сдана на слом в 1991
K-24 «Красное Сормово» 511 15 октября 1961 15 июля 1962 31 октября 1965 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-24, переведена в Балтийский флот, продана в Германию в 1994, экспонируется в Пенемюнде под обозначением U461
K-68 «Красное Сормово» 512 25 января 1962 30 апреля 1963 28 декабря 1965 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-68, переведена в Балтийский флот, В 1985 году закончена модификация по проекту 651Э, которая заключалась в установке малогабаритной дополнительной атомной энергетической установки, позволявшей длительно идти в подводном положении, правда, с относительно низкой скоростью. Так и осталась единственным реально выполненным примером подобной модификации. В 1990 году переименована в БС-68, в 1992 передана в резерв и поставлена на отстой, в 2004 (или 2005?) передана на утилизацию на в Мурманской области.
K-77 «Красное Сормово» 515 31 января 1963 11 марта 1965 31 октября 1965 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-77, переведена в Балтийский флот, продана в Финляндию, затем — в США, в 2000—2001 годах снялась в роли К-19 в одноимённом фильме, затем около 5 лет использовалась как музей в городе Провиденс (столица американского штата Род-Айленд), 18 апреля 2007 года затонула, поднята в июле 2008 года, восстановление музея оценили в 1 млн долларов. Денег не нашлось, в мае 2010 лодка разрезана на металлолом.
K-81 «Красное Сормово» 522 20 ноября 1963 7 августа 1964 14 декабря 1965 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-81, переведена в Балтийский флот в 1981 г., Модифицирована в 1971 или 1972 г. по проекту 651К. По другим данным, изначально была достроена по модифицированному проекту. Проект 651К отличался от базового наличием антенны и аппаратуры для космического целеуказания комплексу крылатых ракет. В апреле 1991 года выведена из боевого состава и поставлена на прикол в бухте г. Лиепая. Подверглась разграблению цветных металлов. В октябре 1991 затонула у пирса. В 1994 году при выводе российских войск из Латвии брошена в полузатопленном состоянии, позже поднята латвийской фирмой и разделана на металл.
K-58 «Красное Сормово» 521 15 июля 1963 декабрь 1966 23 сентября 1966 Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-58 Затонула во время стоянки в 1992 и была сдана на слом.
K-73 «Красное Сормово» 523 11 августа 1964 31 мая 1966 15 декабря 1966 Тихоокеанский флот, с 1977 — переименована в Б-73 сдана на слом в 1991
K-67 «Красное Сормово» 524 31 января 1965 29 октября 1966 30 сентября 1967 Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-67 сдана на слом в 1994
K-78 «Красное Сормово» 525 25 июля 1965 30 марта 1967 11 января 1967 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-478, переведена в Балтийский флот, Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл
K-203 «Красное Сормово» 531 25 декабря 1965 30 июня 1967 2 декабря 1967 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-203, переведена в Балтийский флот сдана на слом в 1994
K-304 «Красное Сормово» 532 6 августа 1966 24 января 1967 21 сентября 1968 Северный флот, с 1977 — переименована в Б-304 сдана на слом в 1994
K-318 «Красное Сормово» 533 29 марта 1966 29 марта 1968 29 сентября 1968 Черноморский флот, с 1977 — переименована в Б-318 сдана на слом в 1994
K-120 «Красное Сормово» 534 25 марта 1967 11 июля 1968 26 декабря 1968 Тихоокеанский флот, с 1987 переименована в Б-120 сдана на слом в 1991

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)

Советские дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (по классификации НАТО: «Juliett» — «Джульетта») поступили на вооружение флота в конце 1950-х годов. В своем роде это были уникальные корабли — первые и единственные в советском ВМФ дизельные подводные лодки, построенные специально для вооружения крылатыми ракетами с ядерным боезарядом.

В отличие от атомных «Китов» проекта 627, на которые пытались приспособить фактически уже имеющиеся сухопутные крылатые ракеты, каждый дизельный ракетоносец проекта 651 располагал 4-я ракетами П-5 (разработана в КБ Челомея), созданными специально для подводных лодок. Ракеты П-5 были оснащены системой складывающихся крыльев «АРК-5», которая позволяла запускать ракету из компактной пусковой установки, имеющей относительно малый диаметр, и прекрасно подходящей для стесненных условий субмарины.

Чертеж корпуса советской дизель-электрической подводной лодки проекта 651

Наступательное вооружение подводных лодок проекта 651 состояло из двух типов ядерных ракет:

  • Крылатых ракет П-5, предназначавшихся для уничтожения неподвижных береговых целей. Ракета П-5 не отличалась особой точностью — «погрешность» попадания составляла 3 км на 500 км пути. Зато она несла боеголовку РДС-4 весом в 930 кг., что компенсировало любую неточность наводки.
  • Крылатых ракет П-6, предназначавшихся для уничтожения морских маневрирующих целей, в первую очередь — авианосцев противника. Эта ракета была управляемой, для повышения точности, её траектория полета могла корректироваться не только персоналом подводной лодки, но также экипажами специально оборудованных стратегических бомбардировщиков Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, или корабельным вертолетом Ка-25РЦ.

Учитывая, что на момент создания обе ракеты были весьма совершенны и могли с легкостью «взломать» американскую систему ПВО — как наземную, так и морскую, строить «Джульетт» предполагалось с размахом: первоначальный заказ составил аж 36 штук. Однако, в связи с появлением более совершенного варианта дизель-электрической подводной лодки проекта 675 (дальнейшего развития проекта 651, на вооруженного не 4-я, а 8-ю ракетами), построено было 16 субмарин.

Модель подводной лодки проекта 651 с открытыми пусковыми установками крылатых ракет

Особенности пусковой установки крылатых ракет

Специалисты Китайской кораблестроительной промышленной корпорации (ККПК) отмечают, что не только сами крылатые ракеты серии «Калибр» обладают уникальными возможностями. Пусковые установки (ПУ) УКСК 3С14, предназначенные для вертикальных пусков ракет, по многим параметрам превосходят американскую вертикальную ПУ Мк 41.

ПУ вертикального пуска УКСК 3С14

Конструкция УКСК позволяет устанавливать ее на малый ракетный корабль (МРК) проекта 21631, средний ракетный корабль (СКР) проекта 11661К, фрегаты проектов 11356 и 22350.

Известно, что 3С14 разрабатывали для перспективной модернизации противолодочных кораблей проекта 956У и комплектования планировавшихся им на замену больших противолодочных кораблей проекта 11000. ПУ также предназначалась для модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 11442М «Адмирал Нахимов».

Крейсер проекта 11442М Адмирал Нахимов

Китайские аналитики отмечают, что при использовании УКСК такой корабль, как фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков», может быть вооружен как КР для стрельбы по береговым целям на дальности до 2500 км, так и ПКР для стрельбы по надводным целям на дальности до 400 км. Бортовая аппаратура наведения СКР проекта 11661К, который ниже классом, чем фрегат «Адмирал Горшков», и российская версия 3М-54 позволяют уничтожать корабли на этой дальности. Кроме того, 16 закрытых ячеек в УКСК, в верхней части которых отсутствуют устройства для отвода газов, не оставляют шансов иностранным разведкам определить реальные «ракетные возможности» любого современного российского корабля.

*ИГ – исламское государство. Террористическая организация, запрещенная в России.

Видео пусков крылатых ракет «Калибр»

Настоящая статья является отрывком из монографии «Сирийский конфликт в контексте реализации национальных интересов акторов международной политики: трактовка китайских специалистов».

Автор – востоковед-филолог кандидат политических наук Максим КАЗАНИН.

Исходный текст адаптирован, исходя из требований поисковой оптимизации (SEO). Внесенные изменения и публикация отрывка проведены с разрешения автора.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал и получайте мгновенное сообщение о новых публикациях!

6. Современный статус

14 из 16 лодок пошли на слом. Две оставшиеся проданы за границу: Б-24 продана в Германию в 1994 году. Используется как музей с неверным обозначением U-461 на корпусе. По состоянию 2010 г. — единственная сохранившаяся. Б-77 продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан, затем перепродана американской фирме, отбуксирована в США. C 1997 года лодка использовалась как туристический аттракцион в городе Санкт-Петербург, штат Флорида, США. В 2000—2001 годах снималась в роли К-19 в одноимённом фильме, с 2002 по 2007 год была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484. В результате шторма 17 апреля 2007 года была повреждена и на следующий день затонула. Поднята лишь 15 месяцев спустя, ремонт оценён в 1 млн долларов, который так и не нашли, поэтому в мае 2010 лодка разделана на металлолом.

Модели на 10 л.с.

Модели на 10 л.с компания изготавливает с различными кокпитами. В данном случае ширина лодок в среднем равняется 1500 мм. Непосредственно баллонов у моделей имеется два. Диаметр их в среднем составляет 430 мм. Герметичных отсеков в устройстве предусмотрено четыре. Весит резиновая лодка «Касатка» на 10 л.с. в районе 45 кг. Толкатели у моделей используются обычные. Некоторые модификации оснащены для удобства струбциной. Если говорить про мотор в данных конфигурациях, то внимания заслуживают качественные топливные насосы. Стартеры устанавливаются хорошие, и фиксаторы во всех моделях имеются.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: