460-мм орудие тип 94

Конструкция

При создании орудий Тип 94 использовались как передовые, так и уже устаревшие артиллерийские технологии. Ствол состоял из четырёх скрепленных труб-цилиндров, причём внутренние изготавливались по методу центробежной отливки. Вместе с тем, внешние слои представляли собой конструкцию, подражавшую британским орудиям времён Первой мировой войны, и представлявшие собой стальные трубы, на которые была навита стальная проволока. Этот метод считался устаревшим в конце 1930-х годов, но в целом конструкция стволов оказалась достаточно прочной. Ствол имел 72 равномерных нареза, глубиной 4,6 мм.

Скорострельность орудия колебалась от 1,5 до 2 выстрелов в минуту. Это было связано с тем, что заряжание орудия осуществлялось при фиксированном угле +3° и требовалось время для возврата орудия на линию заряжания. Наведение орудий осуществлялось с помощью гидропривода. Готовый к бою боезапас располагался внутри основания башен и доставлялся к орудиям тремя элеваторами. В конструкции предусматривалось лишь ограниченное количество мер безопасности, но хорошо обученный персонал справлялся со своими задачами практически без замечаний. В целом, как артиллерийская система, орудие Тип 94 показало себя очень надёжным и не страдало характерными для новой техники «детскими болезнями».

Библиография

  • War Department TM-E-30-480 Handbook on Japanese Military Forces September 1944
  • Chamberlain, Peter and Gander, Terry. Infantry, Mountain and Airborne Guns . Macdonald and Jane’s (1975). ISBN 0-356-08225-3
  • Chant, Chris. Artillery of World War II , Zenith Press, 2001, ISBN 0-7603-1172-2
  • McLean, Donald B. Japanese Artillery; Weapons and Tactics . Wickenburg, Ariz.: Normount Technical Publications 1973. ISBN 0-87947-157-3.
  • Mayer, S.L. The Rise and Fall of Imperial Japan . The Military Press (1984) ISBN 0-517-42313-8
  • Nakanishi, Ritta. Japanese Infantry Arms in World War II . Dainipponkaiga (1998) ISBN 4-499-22690-2
  • US Department of War, TM 30-480, Handbook on Japanese Military Forces , Louisiana State University Press, 1994. ISBN 0-8071-2013-8

Боеприпасы

Бронебойный снаряд Тип 91. В период перед Второй мировой войной специалисты японского флота упорно искали новые, часто необычные способы добиться качественного преимущества своих вооружений перед лицом численного превосходства потенциальных противников. К подобным мерах относились и боеприпасы орудия Тип 94. В особенности это относилось к бронебойному снаряду Тип 91. Именно на него японские моряки возлагали большие надежды в предполагаемом генеральном сражении с линейными силами американского флота.

Бронебойный снаряд Тип 91

Идея разработки бронебойного снаряда принципиально новой конструкции появилась у японских специалистов после проведённых в 1923 году опытов по обстрелу недостроенного линкора «Тоса». В ходе стрельб новейшими 410-мм снарядами один из них упал в воду примерно в двадцати метрах от борта «Тоса» и пройдя под водой попал в незащищённый борт на 3,5 метра ниже ватерлинии, пробил его и взорвался в снарядном погребе. Поскольку погреб был пуст, линкор не погиб, но набрал около 3000 тонн воды. Однако в боевых условиях подобное попадание стало бы гибельным для корабля. Считая такие попадания достаточно вероятными, японские артиллеристы приступили к разработке специальных снарядов, способных поражать корабли противника при недолётах. Одним из таких образцов стал Тип 91 .

Конструктивная схема бронебойного снаряда Тип 91.

Масса снаряда Тип 91 составляла 1460 кг и он оказался самым тяжёлым снарядом, реально применённым в морских боях Второй мировой войны. Содержание взрывчатого вещества — тринитроанизола составляло 1,5 % от веса снаряда — около 22 кг . Следует заметить, что это был далеко не предел возможной массы для боеприпаса калибра 460 мм. Американские специалисты отмечали, что будь этот снаряд спроектирован по принятому у них образцу, его вес составил бы около 1780 кг . Можно заметить также, что 457-мм снаряд для проектировавшихся после Второй мировой войны в СССР линкоров, должен был весить 1720 кг. Но основной особенностью Типа 91 был не его вес.

Снаряд Тип 91 мод 3.

Снаряд был специально спроектирован как ныряющий и должен был сохранять траекторию движения под водой. Для этой цели он получил особую конструкцию. Бронебойный наконечник снаряда состоял из двух частей. Внешняя была обычной для бронебойных снарядов формы и скреплялась с внутренней тонкими стержнями, которые ломались при попадании в воду, после чего внешний наконечник отваливался, открывая внутренний. Последний был особой плоской формы, что позволяло снаряду пройти под водой до 50 метров, прежде чем он начинал тонуть. Вся эта двойная конструкция закрывалась сверху тонким баллистическим колпачком.

Ещё одной важной особенностью снаряда было очень значительное замедление взрывателя — 0,4 секунды. Предполагалось, что это позволит снаряду успешно пробить борт и взорваться даже после 50-метрового пути в воде

Однако при попадании не в воду, а сразу в корабль, снаряд взрывался лишь после того, как успевал пролететь 120—150 метров, уже пробив слабозащищённую цель насквозь и удалившись на безопасное расстояние от неё. В целом, снаряд Тип 91 был бы очень хорош для стрельбы на недолётах, хорошо пробивал толстую броню за счёт огромной массы и хороших баллистических характеристик, но был весьма неэффективен против слабобронированных и небронированных частей корабля.

Осколочно-зажигательный снаряд Тип 91 мод. 3

Действие осколочно-зажигательного снаряда Тип 91 мод. 3. Весьма необычной конструкцией отличался и другой 460-мм снаряд, известный как «обыкновенный» (англ. common) тип 91 мод. 3. Фактически он представлял собой зенитный шрапнельный снаряд массой 1360 кг. Он представлял собой полый тонкостенный цилиндр, заполненный восемью слоями цилиндрических поражающих элементов. Осколочные элементы представляли собой стальные стержни, зажигательные — полые трубки с зажигательной смесью. Всего в снаряде содержалось 900 зажигательных и 600 осколочных элементов. Головной дистанционный взрыватель имел время установки от 0 до 55 секунд. При срабатывании взрывателя активировался заряд, находившийся в концевой части снаряда, взрыв которого разбрасывал поражающие элементы на значительное расстояние. Зажигательные элементы загорались примерно через 0,5 секунды и давали язык пламени до 5 метров, с температурой около 3000°. Разрыв снаряда тип 91 мод. 3 производил большое зрительное впечатление, но реальное поражающее действие было скромным. Японский флот имел целый ряд снарядов такого типа различных калибров, но американские пилоты, против которых эти снаряды применялись, характеризовали их как «эффектные, но неэффективные».

Система управления огнём

Огнём главного калибра управляла наиболее сложная и, возможно, наиболее совершенная система доэлектронной эры: «тип 98». Она включала в себя следующие компоненты:

пять дальномеров, из них четыре с рекордной базой — 15,5 метров. Качество японской оптики соответствовало мировым стандартам;

2. два директора, выдававшие данные об углах вертикальной и горизонтальной наводки;

3. прибор слежения за целью;

4. устройство производства стрельбы;

5. электромеханический вычислитель, являвшийся «изюминкой» системы. Входившие в его состав три блока не только позволяли рассчитывать данные о курсе цели и углах наведения собственных орудий, но и позволяли вводить всевозможные поправки, включая даже географическую широту и зависимость от дня календаря.

В целом система была весьма эффективной и в условиях хорошей видимости ничуть не уступала аналогичным американским, основанным на применении радаров. Однако при плохой видимости, и тем более ночью японцы оказывались в крайне невыгодном положении, особенно под конец войны. После войны американские специалисты внимательно изучили эту систему.

Фото линкора «Ямато

Линкор «Ямато на дне

Похожее

Японский линкор «Ямато» — самый большой в мире

Адмирал Кузнецов — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг — бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» — самые большие в мире

Аскольд — бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Немецкий линкор «Бисмарк» — корабль Второй мировой войны

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Ракетный крейсер «Москва» (Слава) — флагман Черноморского флота России

Худ — британский линейный крейсер Второй мировой войны

Ляонин (бывший Варяг) — первый авианосец Китая

Французские линкоры типа «Ришелье» Второй мировой войны

Проект 1143 «Кречет» — тяжелые авианесущие крейсеры

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Джеральд Р. Форд — авианосец США

Ракетный крейсер «Варяг» (Червона Украина) — флагман Тихоокеанского флота России

Эскадренный миноносец «Настойчивый» — флагман Балтийского флота

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») — сторожевые корабли погранвойск

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Громобой — броненосный крейсер российского императорского флота

ССВ-33 «Урал» — корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

БДК типа «Иван Рогов» — большой десантный корабль

«Бора» и «Самум» — малые ракетные катера на воздушной подушке

Затонувшие корабли

Акаги — японский авианосец Второй мировой войны

Фото американских авианосцев. Подборка

Проект 641Б «Сом» — дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») — сторожевые корабли

Гнейзенау — германский линкор тип «Шарнхорст»

Проект 1135М «Буревестник» (тип «Резвый») — сторожевые корабли

Мистраль — десантные корабли-вертолетоносцы

Рональд Рейган — авианосец США

Россия — броненосный крейсер российского императорского флота

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») — сторожевые корабли (фрегаты)

Джордж Буш — авианосец США

«Императрица Мария» — русский линкор Первой мировой войны

Линкор «Фусо» — линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

«Дельфин» — первая российская подводная лодка

Американские линкоры типа «Айова» Второй мировой войны

«Адмирал граф Шпее» — германский линкор Второй мировой войны

Пересвет — броненосец российского императорского флота

АПКР К-18 «Карелия» — атомный подводный ракетный крейсер

КИК «Маршал Крылов» — корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Шарль де Голль — авианосец ВМС Франции

«Литторио» — итальянский линкор Второй мировой войны

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

Линкор «Ямасиро» — линейный корабль Японии 1917-1944 год

«Дюнкерк» — французский линкор Второй мировой войны

Космонавт Юрий Гагарин — научно-исследовательское судно

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

АК-726 — корабельная 76-мм артустановка

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» — десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков — русский броненосец

Кета — подводная лодка

Тип «Сом» — подводные лодки 1904 — 1906 годов

Форель — подводная лодка

Подводные лодки тип «Карп»

Тип «Осётр» — подводные лодки

Где используются крылатые ракеты

  • ракетный комплекс Калибр-НК (Club-N), который устанавливается на надводные корабли. Интегрирован в вертикальную ПУ 3С14;
  • ракетные комплексы Калибр-А (Club-A), которые устанавливаются на самолеты.
  • ракетный комплекс Калибр-ПЛ (Club-S), который устанавливается на подводные лодки. Интегрирован в 533-мм торпедные аппараты;
  • модульный ракетный комплекс Club-U, который устанавливается на надводные корабли.

При условии использования ракет, имеющих дальность больше 500 км, сухопутные варианты комплекса являются самыми дискуссионными, поскольку потенциально нарушают договор об РСМД. Американская разведка считает, что такие комплексы с КР «Калибр» разработаны в России не только в качестве прототипа, но и приняты на вооружение и пусковые системы и установки управления пуском созданы на базе ОТРК «Искандер». По мнению ЦРУ, сейчас на боевом дежурстве располагается два дивизиона таких комплексов, состоящих из восьми самоходных пусковых установок, имеющих большой запас этих ракет. Существует еще одна версия: ракета, применяемая данными комплексами, является наземным вариантом ракеты Х-101, а не Калибр.

  • контейнерный ракетный комплекс Club-K, который был интегрирован в 20- и 40 фунтовых ISO-контейнеры;
  • ОТРК «Искандер-К» (предположительно).

Суперпушки для суперлинкоров — Самые крупные морские орудия

К исходу XIX столетия общепринятым стандартом для орудий главного калибра линкоров стали 12 дюймов (305 мм) — компромисс между весом, скорострельностью и бронепробиваемостью. Новый виток роста калибров начался в начале нового века: внедрение электрических механизмов позволило обеспечить высокий темп перезаряжания, значительно возросло водоизмещение линкоров и нести огромные стволы им стало гораздо легче, совершенствование приборов управления огнем привело к значительному увеличению дистанции боя. Среди боевых кораблей Первой мировой войны носителем самых крупных пушек должен был стать заложенный в 1915 г. британский «линейно-легкий» крейсер Furious: его предполагалось оснастить двумя 457-мм орудиями. Пушка весила 150 т и могла раз в 2 мин посылать 1507-кг снаряд на 27,4 км. Правда, в 1917 г., так и не вступив в строй, крейсер был переоборудован в авианосец. Носовая башня была заменена взлетной палубой длиной 49 м. Демонтированное орудие было установлено на мониторе General Wolf и использовалось для обстрела береговых сооружений немцев. Конечно, установка такого колосса на судно водоизмещением 6100 т привела к тому, что сектор обстрела был всего 10° на правый борт.

Японская военно-морская доктрина требовала, чтобы каждый боевой корабль превышал по силе соответствующий корабль вероятного противника, поэтому японцы решили строить линкоры с приставкой «сверх». Начатая в конце 1937 г. постройка кораблей «Ямато» и «Мусаси» потребовала сосредоточения всех усилий промышленности страны. Эти линкоры стали крупнейшими и сильнейшими в мире артиллерийскими кораблями. Их огромные 460-мм пушки весом 158 т имели длину 23,7 м и стреляли снарядами весом от 1330 до 1630 кг (в зависимости от типа). При угле возвышения в 45° эти изделия длиной 193 см улетали на 42 км, при скорострельности 1 выстрел в 1,5 мин. Бронирование линкоров, сделанное по схеме «всё или ничего», включало 410-мм броневой пояс и самую толстую в истории палубу — 230 мм, а лобовая плита башни имела толщину 650 мм — самая толстая броня, когда-либо ставившаяся на боевом корабле! Это были мощные боевые машины, чрезвычайно опасные в бою для любого линкора. Однако сосредоточение брони в пределах цитадели привело к тому, что около двух третей длины корабля оказались почти неприкрытыми. Военная судьба суперлинкоров сложилась так, что им ни разу не выпало померяться силами с себе подобными. «Мусаси» был потоплен американской авиацией в море Сибуян 22 октября 1944 г., став одной из первых жертв японского флота в сражении за Филиппины. 5 апреля 1945 г. такая же судьба постигла «Ямато», направлявшийся к Окинаве для отражения американского десанта.

Примерно в это же время очень удачную пушку для своих последних линкоров удалось создать американцам. Их 406-мм орудие выпускало 1055-килограммовый снаряд со скоростью 820 м/с. Дальность стрельбы теоретически могла достигать 50,5 км.

Аналогичные по мощности орудия были спроектированы для линкора «Советский Союз», заложенного в 1939 г. в Николаеве. Шестнадцатидюймовка этого 65000-тонного великана выбрасывала свои 1000-килограммовые снаряды на 45 км. Когда осенью 1941 г. немецкие войска приблизились к Ленинграду, одними из первых с дистанции 45,6 км его встретили снаряды орудия Научно-исследовательского морского полигона — прототипа пушек главного калибра так и не построенного линкора.

В заключение упомянем о заложенном, но даже не спущенном на воду немецком линкоре Н-44. Он должен был иметь 139 277 т водоизмещения, скорость в 30 узлов и нести восемь 508-мм орудий.

Радиолокационная головка АРГС-54Э

АРГС-54Э используется для выявления и точного наведения КР на наводную цель противника на конечном участке траектории полета ракет 3М-54Э.

ТТХ АРГС-54Э

  • Может применяться как при групповом, так и при одиночном использовании ракет.
  • Обеспечивает наведение ракет в секторе углов по углу места – от +10° до −20° и по азимуту ± 45°.
  • Показатель максимальной дальности действия – до 65 километров.
  • Может использоваться в любое время суток при температуре −50 °C до +50 °C, в условиях тумана и дождя, волнении моря до шести баллов.

Массогабаритные характеристики:

  • длина – 700 мм;
  • максимальный диаметр – 420 мм;
  • масса без обтекателя – не больше 40 кг.

Радиолокационная головка АРГС-14Э

Она используется для точного наведения КР на наземные цели противника на конечном участке траектории полета ракет Club-N и Club-S в условиях противодействия.

Основные ТТХ:

  • Может применяться как при групповом, так и при одиночном использовании ракет.
  • Обеспечивает наведение ракет в секторе углов по углу места – от +10° до −20° и по азимуту ± 45° по разным траекториям.
  • Максимальная дальность действия составляет до 20 км.
  • Может использоваться в любое время суток при температуре −50 °C до +60 °C, в сложных метеорологических условиях на любой географической широте.

Массогабаритные характеристики:

  • длина – 660 мм;
  • максимальный диаметр – 514 мм;
  • масса без обтекателя – не больше 40 кг.

Где можно увидеть

Тип 94 в собрании музея военной базы Хукоу, Синьчжу.

Тип 94 , захваченный войсками США на Окинаве

До нашего времени сохранилось не менее 5 танков Тип 94

.

  • В экспозиции Парка «Патриот», Кубинка, Московская область. Тип 94 ранней версии, серийный номер 82.
  • Частная коллекция Кевина Уиткрофта, Уигстон-Магна, Лестершир. Тип 94 поздней версии. Ранее принадлежал австралийскому коллекционеру Кену Хагсу.
  • В экспозиции Танкового музея Китая, Пекин.
  • В собрании музея 542-й армейской бригады, военная база Хукоу. Хукоу, Синьчжу.
  • В экпозиции Военного Мемориала Австралии, Канберра. Тип 94 ранней версии.

Проектирование и производство[ | ]

12″/35 морская пушка была разработана германским концерном «Крупп» по заказу Морского министерства Российской империи. Контракт на поставку шести орудий для броненосца «Чесма» был подписан 30 апреля 1886 года. В 1888 году Обуховский завод спроектировал свой вариант пушки Круппа, имевший ряд конструктивных отличий от прототипа. В 1891 году первая 12″/35 пушка Обуховского завода была представлена на испытания. Всего Обуховским заводом было изготовлено 11 таких орудий: шесть установлено на броненосце «Георгий Победоносец», четыре на броненосце «Наварин» и ещё одно орудие было произведено для замены вышедшей из строя пушки броненосца «Чесма».

ТТХ семейства ракет «Калибр»

ТТХ серии «Калибр», стоящих на вооружение ВС РФ, дополнительно неизвестны. Дальность стрельбы «Калибр» по наземным целям (по данным от 2012 год) составляет 2600 км, по морским – 375 км.

По другим сообщениям, дальность 3М14 в термоядерном боевом оборудовании – от 2000 до 2600 км.

Весной 2016 года на фрегате «Адмирал Григорович» прошла церемония поднятия Андреевского флага, на которой командующий Черноморским флотом ВМФ России заявил, что этот корабль имеет область боевого воздействия в 7 млн кв. км по стрельбе по наземным целям и в 800 000 кв.км при стрельбе по морским целям.

Осенью 2017 года, выступая в клубе «Валдай» в рамках дискуссии, Верховный главнокомандующий ВС России президент В.В. Путин рассказал о предельной дальности полета «Калибр» морского базирования – 1400 км.

В начале февраля 2019 года высокопоставленные источники в государственных структурах сообщили, что дальность ракеты «Калибр-НК» в случае переноса на сушу – до 2,6 тыс. километров.

Тактико-технические характеристики ракет в экспортной модификации

Ракета 3М-54Э 3М-54Э1 3М-14Э 91РЭ1 91РТЭ2
Длина, м 8,22 6,20 6,20 7,65 6,20
Диаметр, мм 533 533 533 533 533
Стартовая масса, кг 2300 1800 1770 2100 1200
Боевая часть Проникающая фугасная
200 кг
Проникающая фугасная
400 кг
Осколочно-фугасная или проникающая фугасная
450 кг
Торпеда АПР-3МЭ Торпеда МПТ-1УМЭ
Дальность полета 220 км 300 км 300 км 50 км 40 км
Скорость полета, в числах Маха (М) На марше: 0,8
У цели: 2,9
0,8 0,8 2,5 2,0
Траектория (высота полета) На марше: 20 м
У цели: 10 м
20 м Над морем: 20 м
Над сушей: 50-150 м
Баллистическая Баллистическая
Система управления ИНС + РЛГСН ИНС + РЛГСН ИНС + РЛГСН
+ коррекция по данным
ГЛОНАСС или GPS
ИНС ИНС

Система управления огнём

Огнём главного калибра управляла наиболее сложная и, возможно, наиболее совершенная система доэлектронной эры: «тип 98». Она включала в себя следующие компоненты:

  1. пять дальномеров, из них четыре с рекордной базой — 15 метров. Качество японской оптики соответствовало мировым стандартам;

2. два директора, выдававшие данные об углах вертикальной и горизонтальной наводки;

3. прибор слежения за целью;

4. устройство производства стрельбы;

5. электромеханический вычислитель, являвшийся «изюминкой» системы. Входившие в его состав три блока не только позволяли рассчитывать данные о курсе цели и углах наведения собственных орудий, но и позволяли вводить всевозможные поправки, включая даже географическую широту и зависимость от дня календаря.

В целом система была весьма эффективной и в условиях хорошей видимости ничуть не уступала аналогичным американским, основанным на применении радаров. Однако при плохой видимости, и тем более ночью японцы оказывались в крайне невыгодном положении, особенно под конец войны. После войны американские специалисты внимательно изучили эту систему.

Номенклатура ракет

Приведем характеристики экспортного варианта ракетной системы «Калибр» (Club) (Э). Конечно, точных характеристик системы в свободном доступе нет, помимо публикации о ракетах для АПЛ проекта 885.

Противокорабельные ракеты (данные взяты из открытых источников для экспортной модификации)

  • 3М-54К/3М-54Т (3М-54КЭ/3М-54ТЭ) и 3М-54КЭ1/3М-54ТЭ1 (были укорочены под стандарт ТА NATO) – ракеты штатной комплектации, имеющие проникающую боевую часть фугасного действия, которые помещены в транспортно-пусковой контейнер/стакан;
  • 3М-54КЭК (3М-54ТЭК) и 3М-54КЭК1 (3М-54ТЭ1К) – ракеты, оснащенные контрольной комплектации с инертной боевой частью, используемые для учебных пусков, размещенные в транспортно-пусковой канал (транспортно-пусковой контейнер);
  • 3М-54КЭУД (3М-54ТЭУД), 3М-54КЭ1УД (3М-54ТЭ1УД), 3М-54КЭУС (3М-54ЭУС), 3М-54Э1УС, 3М-54КЭРМ (3М-54ТЭРМ) и 3М-54КЭ1РМ (3М-54ТЭ1РМ) – учебно-действующие, учебно-стендовые и учебно-разрезные матеры из состава УТС комплекса, находящийся в транспортно-пусковом стакане (транспортно-пусковом контейнере) для обучения и отработки навыков личного состава по техническому обслуживанию и эксплуатации ракет;
  • 3М-54КЭГВМ и 3М-54ТЭГВМ – габаритно-весовые макеты, используемые для обучения погрузочно-разгрузочным работам персонала.

Ракеты против наземных целей (технические характеристики экспортного варианта, взятые из свободного доступа)

  • 3М-14К/3М-14Т (3М-14КЭ/3М-14ТЭ) – ракета классической штатной комплектации с боевой частью фугасного действия, находящегося в транспортно-пусковом стакане/контейнере;
  • 3М-14КЭК (3М-14ТЭК) – ракета контрольной комплектации с инертной боевой частью, которая предназначается для учебных пусков, размещенная в транспортно-пусковом стакане (транспортно-пусковом контейнере).
  • 3М-14КЭУД (3М-14ТЭУД), 3М-14КЭУС (3М-14ЭУС) и 3М-14КЭРМ (3М-14ТЭРМ) – учебно-действующие, учебно-стендовые и учебно-разрезные матеры из состава УТС комплекса, находящийся в транспортно-пусковом стакане (транспортно-пусковом контейнере) для обучения и отработки навыков личного состава по техническому обслуживанию и эксплуатации ракет;
  • 3М-14ТЭГВМ габаритно-весовые макеты, используемые для обучения погрузочно-разгрузочным работам персонала.

Противолодочные ракеты

  • Ракета-торпеда 91Р1 (91РЭ1).
  • Ракета-торпеда 91РТ2 (91РТЭ2).

Конструкция и бронирование

Длина «Ямато» составляла 256 метров, полное водоизмещение равнялось 72 810 тонн. Планируя такую большую грузоподъемность и параметры, Япония считала, что США – основной противник, никогда не смогут построить аналогичное судно. По мнению Императорского флота Америка ограничивает размеры кораблей, так как для перехода из одного океана в другой ей необходимо проходить через достаточно узкий Панамский канал.

Корпус линкора имел грушевидную форму с удлиненным носом. Такая конструкция способствовала хорошей мореходности, однако была уязвимой для вражеских торпед. Металлические элементы скреплялись заклепками, сварка применялась на небольших участках конструкции.

Энергетическая установка включала 4 турбозубчатых агрегата Kampon. Первоначально планировалось использовать смешанную дизельно-паротурбинную систему. Однако испытания показали, что японское дизельное оборудование было ненадежным. Скорость хода достигала 27,5 узлов, дальность плавания составляла 7 200 морских миль.

Защита корабля была самой толстой среди всех дредноутов в мире. При этом судно было не столь безопасным. Японская сталь обладала слабыми характеристиками. Борт обшивался 410-мм листами. Башни главного калибра бронировались пластинами толщиной 650 мм. Боевая рубка защищалась 500-мм сталью.


66-и сантиметровая броня японского линкора «Ямато»

Вооружение «Ямато»

Огнем главного калибра управляла наиболее сложная и, возможно, наиболее совершенная система доэлектронной эры тип 98. Она включала в себя следующие компоненты:

  • пять дальномеров, из них четыре с рекордной базой — 15 метров;
  • два директора, выдававшие данные об углах вертикальной и горизонтальной наводки;
  • прибор слежения за целью;
  • устройство производства стрельбы;
  • электромеханический вычислитель, являвшийся «изюминкой» системы.

Артиллерия среднего калибра

Артиллерия среднего калибра по проекту включала двенадцать 155-мм орудий с длиной ствола 60 калибров в 4 трехорудийных башнях. Это вооружение было «пристроено» на линкоры после переоснащения тяжелых крейсеров типа Mogami на 203-мм артиллерию.

Такое решение предопределило достоинства и недостатки вооружения. С одной стороны, каждая башня получила 8-метровый дальномер, что было весьма необычно для второстепенного, по линкорным меркам, калибра; при этом эффективность системы на огромном и устойчивом линкоре, конечно, была выше. С другой, башни получились очень тесными и крайне слабо бронированными. Но главным недостатком второго калибра стала невозможность стрельбы по воздушным целям, что существенно снижало силу ПВО кораблей.

Зенитная артиллерия дальнего действия

Для обстрела самолетов противника на значительном удалении использовалось 127-мм орудие типа 89 с длиной ствола 40 калибров. Первоначально на линкорах размещалось 12 таких орудий в спаренных установках. На Yamato с марта 1944 года их количество было доведено до 24.

Само орудие было вполне удовлетворительным, хотя уступало американскому 127-мм универсальному орудию в начальной скорости снаряда и скорострельности. К недостаткам спаренных установок можно отнести сравнительно малые скорости наведения.

Главными составляющими эффективного зенитного огня стали радиодальномеры и снаряды с радиолокационным взрывателем, но японцы не имели ни первого, ни второго. В результате зенитной артиллерии линкоров ни разу не удалось успешно отразить массированные атаки авиации.

Зенитная артиллерия ближнего действия

Основным зенитным автоматом являлось 25-мм зенитное орудие тип 96, которое, в свою очередь, было японским вариантом французского орудия фирмы Hotchkiss. Большинство этих орудий располагалось в строенных установках, исходно — в основном в закрытых.

Добавленные позже строенные установки были по большей части открытыми. Фактически, вместо двух эшелонов автоматической зенитной артиллерии, имевшихся на кораблях флота США, — 40-мм Bofors и 20-мм Oerlikon, — японский линкор имел только один, причем вобравший худшие черты обоих: от первого — чрезмерный вес установки и малый темп стрельбы, от второго — малую эффективную дальность и малый объем снаряда, не позволявший использовать дистанционные взрыватели.

Практическая скорострельность была низкой, дальность стрельбы — недостаточной, а поражающее действие снаряда — слишком слабым. Недостаточной была мощность привода установки (1 л. с.) и, как следствие, — угловая скорость наведения, особенно в горизонтальной плоскости. К тому же электропривод часто выходил из строя, а ручная наводка вообще не соответствовала выполняемым задачам.

Все эти недостатки усугублялись необъяснимо малым размером сменных магазинов (всего 15 снарядов), что снижало реальный темп и без того медленной стрельбы. Невысока была и живучесть стволов, что в силу активного использования тоже перерастало в проблему. Качество систем управления зенитными автоматами соответствовало уровню середины 1930-х годов, да и тех не хватало.

Что касается зенитных пулеметов, то опыт войны показал их полную бесполезность.

Калибр российской артиллерии, авиабомб, торпед и реактивных снарядов

В Европе термин калибр артиллерии
появился в 1546 г., когда Гартман из Нюрнберга разработал устройство, получившее название шкала Гартмана. Она представляла собой призматическую четырехгранную линейку. На одну грань были нанесены единицы измерения (дюймы), на три другие — фактические размеры, в зависимости от веса в фунтах, железных, свинцовых и каменных ядер соответственно.

Пример
(приблизительно):

1 грань — отметка свинцового
ядра весом 1 фунт — соотносится с 1,5 дюймами

2 грань — железного
ядра 1 ф. — с 2,5

3 грань — каменного
ядра 1 ф. — с 3

Таким образом, зная либо размер, либо вес снаряда, можно было легко комплектовать, а главное, изготовлять боеприпасы. Подобная система просуществовала в мире около 300 лет.

В России до Петра 1 никаких стандартов не существовало. В начале XVIII века по поручению Петра 1 генерал-фельдцейхмейстер граф Брюс на основе шкалы Гартмана разработал отечественную систему калибров. Она разделяла орудия по артиллерийскому весу
снаряда (чугунного ядра). Единицей измерения служил артиллерийский фунт — чугунный шар диаметром 2 дюйма и весом 115 золотников (около 490 граммов). Была также создана шкала, соотносящая артиллерийский вес с диаметром канала ствола, то есть с тем, что мы сейчас называем калибром. При этом не имело значения, какими видами снарядов стреляет орудие — картечью, бомбами или чем-либо еще. Учитывался лишь теоретический артиллерийский вес, которым могло выстрелить орудие при своем размере. Эта система была введена царским указом в г. и продержалась полтора столетия.

Пример
:

3-фунтовая пушка, пушка калибром 3 фунта
— официальное название;

артиллерийский вес 3 фунта
— основная характеристика орудия.

размер по шкале 2,8 дюйма
— диаметр канала ствола, вспомогательная характеристика орудия.

На практике это была маленькая пушка, стрелявшая ядрами весом около 1,5 кг и имевшая калибр (в нашем понимании) около 70 мм.

Д. Е. Козловский в своей книге переводит русского артиллерийского веса с переводом в метрические калибры:

3 фунта — 76 мм.

Особое место в этой системе занимали разрывные снаряды (бомба). Их вес измерялся в пудах (1 пуд = 40 торговым фунтам = ок. 16,3 кг) Связано это с тем, что бомбы были полыми, со взрывчаткой внутри, то есть изготовлены из материалов разной плотности. При их производстве было значительно удобней оперировать общепринятыми весовыми единицами.

Д.Козловский приводит след. соотношения:

1/4 пуда — 120 мм

Для бомб предназначалось специальное орудие — бомбарда , или мортира . Ее тактико-технические характеристики, боевые задачи и система калибрования позволяют говорить об особом виде артиллерии. На практике небольшие бомбарды часто стреляли обычными ядрами, и тогда одно и то же орудие имело разные калибры
— общий в 12 фунтов и специальный в 10 фунтов.

Введение калибров, помимо прочего, стало хорошим материальным стимулом для солдат и офицеров. Так, в «Книге Устав Морской», напечатанной в С.-Петербурге в 1720 году, в главе «О награждении» приводятся суммы наградных выплат за взятые у неприятеля пушки:

30-фунтовая — 300 рублей

Во второй половине XIX века с введением нарезной артиллерии шкала подверглась корректировке в связи с изменениями характеристик снаряда, но принцип остался тем же.

Интересный факт
: в наше время артиллерийские орудия, калибруемые по весу, еще состоят на вооружении. Это связано с тем, что в Великобритании подобная система сохранялась до конца Второй мировой войны. По ее окончании большое количество орудий было продано и передано в страны так. наз. Третьего мира. В самой ВБ 25-фунтовые (87,6 мм) пушки состояли на вооружении до конца 70-х гг. прошл.века, и сейчас остались в салютных подразделениях.

В 1877 году была введена дюймовая система. При этом прежние размеры по «брюсовой» шкале к новой системе не имели никакого отношения. Правда, «брюсова» шкала и артиллерийский вес сохранялись какое-то время и после 1877 года в связи с тем, что в армии оставалось много устаревших орудий.

Пример
:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: