Философия древней индии — особенности развития, общая характеристика и основные периоды

Список литературы

  1. Философия. Большая советская энциклопедия. 1997.
  2. Зотов А.Ф. Существует ли мировая философия? (Провокационные заметки) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №1. 1997. С. 3-30; Соколов А.В. Как возможна мировая философия (размышления о «провокационных заметках» и опровержениях к ним) // Вестн. Серия 7. Философия N2. 1998. С. 3-18.
  3. Философия // Энциклопедия «История философии». 2000.
  4. Введение в философию: в 2 частях. М., 1991.
  5. История философии (от Конфуция до Фейербаха). Воронеж, 2001.
  6. Краткая история философии. М., 1995.
  7. Философия. М., 2001.
  8. Философия: Основные проблемы философии. М.,1998.
  9. Парибок А. Философия в Индии // Индуизм. джайнизм. сикхизм: Словарь. — M.: Республика, 1997. — С. 432.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Реферат на тему: Материальная ответственность сторон трудового договора
  • Реферат на тему: Имидж делового человека
  • Реферат на тему: Виды бега и их влияние на здоровье человека
  • Реферат на тему: Информационные технологии в образовании
  • Реферат на тему: Методы управления персоналом
  • Реферат на тему: Виды лёгкой атлетики
  • Реферат на тему: Окружающий мир
  • Реферат на тему: Как беречь своё здоровье
  • Реферат на тему: История развития легкой атлетики
  • Реферат на тему: Наука как социальный институт

Ортодоксальное и неортодоксальное направления

Древнеиндийские мировоззренческие установки подразделяются на астику, считающую Веды правдивым источником знаний, и настику, оспаривающую Веды из-за их сомнительности и многословия.

Астика включает в себя следующие традиции:

  • миманса,
  • веданта,
  • санкхья,
  • йога,
  • ньяя,
  • вайшешика.

В состав настики входят:

  • джайнизм;
  • буддизм;
  • чарвака-локаята.

Отношение к бедности и болезням

Древняя Индия была спорным по укладу государством. Поскольку общество разделялось на слои, отельные касты могли всегда существовать в условиях богатства. Иные были обречены на существование в бедности. Философия древнего общества отражалась в таком разделении. Считалось что каждая каста отражает конкретное разделение рангов тонкого мира. Родившийся в определенном качестве человек прислан в мир отбывать свои духовные терзания среди людей. Краткий свод таких воззрений описан в Саньяхья. Это течение противопоставляет телесное духовному. Что дает возможность каждому возвеличиться в мире нематериальном. Преследовать амбициозные планы в попытках изменить текущее положение возводилось в ранг материального невежества. Родившийся в определенной касте должен был безропотно принять свою судьбу и пройдя все сложности возвысится в ином мире.

Мыслители Индии

Индийская цивилизация одна из древнейших из известных и изученных цивилизаций. Точно известно, что в основу этой культуры легли обычаи, верования индоарийских племен, пришедших с Севера. Индоарии входили в праиндоевропейскую общность. Пришлые с севера на территорию Индостана индоарийские племена несли с собой общую во многом с другими европейскими народами, культуру. Вторая половина II тысячелетия – начало I тысячелетия до н.э. были временем активного продвижения индоариев на юг Средней Азии и далее на территорию Иранского плато и до границ Индии. Расселение индоарийских племен являлось не одновременным, а постепенным процессом.

Что же встретили они в этой новой для них местности? В тот период существовавшая в Северной Индии, в районе реки Инд, Хараппская цивилизация уже пришла в упадок. Поэтому новые племена легко смогли ассимилировать местные дравидийские и мундские племена, навязывая им и свою культуру и религию. В тот период священными текстами для индоариев были Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и позже Атхарваведа), поэтому он известен как ведийский период. Далее составляются тексты Брахман, Араньяк и Упанишад, в которых уже появляется протофилософские идеи. Собственно развитие философии в Древней Индии начинается с V века до н.э. Это так называемый шраманский период, названный так по названию странствующих учителей – шраманов, первых философов. Именно в это время зарождаются основные идеи древнеиндийской философии и действуют первые великие мыслители. Наиболее известными для широкого круга европейских любителей философии являются Сиддхартха Гаутама (Будда) и Джина Махавира (Нигантха Натапутта). Были еще и такие как Аджита Кесакамабала, Пурана Кассапа, Пакудха Каччаяна, Макхали Госала, Арада Калама и другие. Они во многом предвосхитили развитие индийской философии, хотя их тексты не сохранились и они могут быть изучены только по буддийским источникам. Буддисты в то время много внимания уделяли философским спорам и поэтому тщательно записывали не только собственное учение, но и взгляды своих противников.

Необходимо заметить, что вся философская традиция Древней Индии делится на астику и настику. Астика – это учения и мыслители, которые поддерживали ведическую традицию (школы ньяя-вайшешика, санкхья-йога, миманса-веданта). Настика – это отрицающие ведийскую традицию (материалисты, джайнисты, буддисты и некоторые другие течения шраманского периода).

Далее в разделе:

  • Аджита Кесакамбала
  • Маккхали Госала
  • Арада Калама
  • Джина Махавира
  • Будда
  • Шанкара
  • Авторитет в индийской философии
  • Разум в индийской философии
  • Школы индийской философии
  • Система чарвака
  • Система ньяйи
  • Освобождение в индийской философии
  • Система йоги
  • Система мимансы
  • Душа в индийской философии
  • Арьядэва
  • Патанджали

Общая характеристика

Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:

  • Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).
  • Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.).
  • Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.).

С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых XV в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Рис. 1. Веды.

К основным положениям философии Древней Индии относят:

  • совершенствование внутреннего мира человека;
  • желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;
  • искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;
  • восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;
  • неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;
  • постижение знаний путем длительного сознательного погружения;
  • подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.

Это интересно: 203,Древнее Иудейское царство: читаем по порядку

Ведический период Индийской философии

Ключевой источник сведений о ведическом этапе, представляют собой Веды (в переводе с санскрита «Veda» – «ведение», «учение» или «знание»).

Философия Древней Индии включает в себя три ступени:

  1. Ведический – 15 — 5 века до нашей эры;
  2. Классический – 5 -10 века до нашей эры;
  3. Индуистский – с 10 века до нашей эры.

Но в данной статье вы узнаете о ведическом периоде, наиболее значимом и абсолютном. С античных времен Индийская философия непрерывно укоренялась и формировала ценности общества. Согласно установленным традициям, Веды включают в себя четыре сборника ведической литературы, позднее обросшие пояснениями и дополнениями ритуального, магического и философского порядков (молитвы, магические заклинания, гимны и песнопения):

  1. «Самхиты»;
  2. «Брахманы»;
  3. «Араньяки»;
  4. «Упанишады».

Боги отличались от людей всеведением, согласно Ведам, поэтому знание «узнавалось» и «виделось», потому что оно наделялось визуальной природой. В подобном делении заключено отражение исторической последовательности развития индийской литературы. Наидревнейшим сборником являются «Самхиты», в то время как, последние три сборника – вытекающее пояснение, комментарии к Ведам и их дополнения. Вследствие чего, в тонком литературном смысле «Самхиты» и есть Веды. Тем самым, «Самхиты» включают в себя 4 подлинника гимнов: Ригведа (авторитарные знания), Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (писания о жертвоприношениях) и Атхарваведа (знание магических заклинаний), заимствующая тексты из Ригведы. Ученые, изучающие Индийские философские учения считают, что во времена формирования индийских Вед, по всей долине величественной реки Ганг происходило деление общества на классы, но это нельзя было назвать рабовладельчесвтом. Социальная разница между людьми, только усиливала общественное неравенство, и положило начало организации варн или каст (различия позиции в обществе, привилегий и ролей): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы были жрецами; Кшатрии – воинами, составлявшими высшие социальные касты; Вайшьи – были ремесленниками, земледельцами и торговцами; Шудры – представляли самых низших сословий – слуги и наемные рабочие. Следом, возникло Индийское государство. Наиболее глубокий отблеск в философских воззрениях Древней Индии отражали Упанишады.

Упанишады

В них Веды получили наибольшее развитие. Идея связи всего со всем, тема космоса и человека, поиск связей, все это было отражено в них. Основой всего сущего в них является невыразимый Брахман, как космическое, безличное начало и основа всего мира. Еще одним центральным пунктом считается идея о тождестве человека с Брахманом, о карме, как законе действия и о сансаре, как круге страданий, который человеку нужно преодолеть.

Человек приходит в жизнь через страдание

1.Страдание имеет причину – тршна — желание, жажду, ведущую к перерождению через переживания страстей 2. Избавление от желания как причины страдания 3. Путь, который необходимо пройти, чтобы избавиться от страданий – благой восьмеричный путь. Состоит он из 8 ступеней: правильности суждений, решений, речи, жизни, стремлений, внимания и сосредоточения.

Излишества, чувственные жизненные удовольствия и аскеза – неприемлемы. Вокруг данного учения развита богатая традиция: , толкования, анализ, поучения, предписания для правильной жизни – кодекс нравственности – панчашила для мирян и отдельно — для монахов. Освободиться от сансары могут только монахи, но и для мирян существует возможность: соблюдать определенные правила, что подготовит доступность стези освобождения. В буддизме возникли различные школы

Два основных направления – махаяна (большая колесница), в которой важное значение имеет культ индивидов, именуемых бодхисатв, уже обладающих способностью войти в нирвану (угасание), но откладывающих достижение конечной цели для того, чтобы помогать другим обретать путь спасения; хинаяна (малая колесница) – это путь к нирване исключительно для тех, кто избрал стезю монашества

Древнеиндийская философия содержит и учения материалистов, учения которых сохранились фрагментарно. Мадхава – философ позднего средневековья, автор «Собрания всех философий», куда вошло и учение лакаята (учение, направленное на внешний мир), автором которого принято считать Чарвака. Первые упоминания об индийских материалистах – в Упанишадах. Удаллака, Брихаспати, Аджита – имена философов, которым были присущи материалистические воззрения.

Список литературы

  1. Алексиев А.П., Г.Васильев. G. Краткий философский словарь. М.: Проспект, 2005.
  2. Антология мировой философии. В четырех томах. М., 1974
  3. Введение в философию. М., 1997
  4. Диоген из Лаэртаса. О жизни, учении и изречениях великих философов. М., 1987.
  5. Зарубин А.Г. Основы философии для высших учебных заведений: Учебник. — М.: Феникс, 2007.
  6. История философии. Учебник для высших учебных заведений. М., 1996
  7. Коробкова Ю.Е. Философия: проспект лекций. МОСКВА: МИАМП, 2006.
  • Реферат на тему: Политическое лидерство в китайской философии
  • Реферат на тему: Классическая немецкая философия как явление мировой философии
  • Реферат на тему: Научное познание и его специфика
  • Реферат на тему: Философия древнего Китая. Основные школы
  • Реферат на тему: Диалектический метод Сократа (ирония и майевтика)
  • Реферат на тему: Основные черты средневековой христианской философии
  • Реферат на тему: Жизнь и философия Сократа. Проблема добродетели у Сократа и современность
  • Реферат на тему: Становление и основные этапы развития финансовой науки
  • Реферат на тему: Соотношение знания и мудрости в философии
  • Реферат на тему: Проблемы полицейской деонтологии
  • Реферат на тему: Ценности современной науки
  • Реферат на тему: Мифология и философия

Упанишады

Главной философской частью Вед являются Упанишады. Дословный перевод с санскрита «upa-ni-shad» – означает «сидение у ног учителя». Упанишады представляют собой потаенное учение, недопустимое огласке большому количеству людей. Текст, содержащийся в Упанишадах – это изложение неоднородных философских размышлений, в которых можно сделать акцент на ряде вопросов: адхияджня (жертвоприношение), адхьятма (микрокосмос человека) и адхидайвата (обожествленный макрокосмос); вопросы: «Какое положение у солнца ночью?», «Где находятся днем звезды?» и другие. В Упанишадах центральным элементом становятся параллели между явлениями микро- и макрокосмоса, представления о единении существующего. Выясняются скрытые и глубинные основы микрокосмоса «Атман» и макрокосмоса «Брахман», исследование обусловленности и выражений

Основу Упанишад порождают внешняя и внутренняя стороны бытия, окружая вниманием человеческое постижение знания и нравственное совершенствование, ставя характерные вопросы Упанишад – «Кто мы, откуда пришли и куда идем?» Сущностью бытия в Упанишадах обозначается «Брахман» – начало всего духовного, универсальная и безликая душа вселенной, возрождающая мироздание. «Брахман» идентичен, но противоположен «Атману» – индивидуальному началу духовного «Я»

«Брахман» – высшее объективное начало, в то время как «Атман» – субъективное и духовное. Здесь существует связь дхармы о Сансаре и Карме – о цикле жизни, вечном перерождении и правиле возмещения. Понимание будущего человека происходит путем осознания своего образа поведения и совершенных в предыдущих жизнях поступков. Поэтому, ведение благопристойного образа жизни олицетворяет будущее и новое рождение в высших кастах или ухода в духовный мир. Для неправедного поведения в текущей жизни, ведет к будущим воплощениям в низших сословиях, а «Атман» может переродиться в тело животного. Главная задача Упанишад – мокша или освобождение от материальных благ и духовное самосовершенствование. Каждый человек «кузнец» своего счастья и его судьба формируется настоящими поступками – такова философия Упанишад.

Ключевые особенности философии Древнего Египта

Философия Древнего Египта представляет собой совмещение философских и мифологических мыслей. Она обучала управлению и тесно была связана с правосудием. Она призывала людей контролировать свои эмоции, управлять ими.

Практичность – еще одна черта древних учений. Классовые отношения и цивилизация в Египте зародились намного раньше, чем в других странах.

Основу философии составляли:

  • мифы, объясняющие устройство мира и рассказывающее о том, что происходит с человеком после смерти;

  • учения о происхождении космоса и небесных тел.

Одним из священных символов Древнего Египта был Сфинкс — бык с головой человека. У него крылья орла и когти льва. Такое сочетание говорит о единстве стихий земли, воды, воздуха и огня. 

Это словно божественный проводник, символизирующий единение человека и природы. Также считается, что Сфинкс – воплощение богини Египта Исиды. Она олицетворяет женственность и материнство.

Но философы Древнего Египта не забывали и о материальной стороне жизни. На научных знаниях основаны великие творения местного народа – пирамиды. Математические доказательства и формулы заставляли задуматься о характеристиках объектов, единстве количества и качества.

Среди мыслителей Древнего Египта известны имена:

  1. Имхотеп – мудрец и астролог, впоследствии почитаемый как бог медицины.

  2. Кагемни – зодчий, оставивший в качестве наследия «Поучения», дающие моральные и нравственные рекомендации, объясняющие, как необходимо себя вести в высшем обществе.

  3. Птаххотеп – мыслитель, говоривший о том, что богатство и жадность мешают человеку. Они не помогут после смерти, не изменят моральной облик человека, представшего перед судом Осириса, бога возрождения и царя загробного мира.

Заключение

Философия Древнего Востока – основа религиозной мысли и научных идей не только жителей Китая, Индии и Египта. Через предания и мифы раскрывалась тайна мироздания, роль человека во вселенной, его предназначение. 

Постулаты древних мыслителей легли в основу правовых отношений людей и управления государством. 

Философы создавали облик идеального человека, к которому должен стремиться каждый в своей жизни, будь он правителем или обычным жителем. Считалось, что только так можно достичь гармонии и счастья.

Книги по философии Древней Индии

От санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история. Чаттопадхьяя Д (2003 год). Профессор Калькуттского Университета на­писал эту книгу специально для европейцев, которые только начинают знакомиться с философией Древней Индии.

Шесть систем индийской философии. Мюллер Макс (1995 год). Профессор Оксфордскою университета является выдающимся знатоком индийских текстов, ему принадлежат переводы  Упанишад и буддийских текстов. На эту книгу ссылаются, как на фундаментальный труд по философии и религии Индии.

Введение в индийскую философию. Чаттерджи С. и Датта Д (1954 год). Авторы излагают взгляды индийских философских школ кратко и простым языком.

Литература

на русском языке

  • Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. — 1965.
  • Бонгард-Левин Г. М., Герасимов А. В. Мудрецы и философы древней Индии. — М., 1975. — 367 с.
  • Бухарин М. Д. Индийские философы в «Индике» Мегасфена // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. 5. — М.—Магнитогорск, 1998. — 145—152 с.
  • Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. — М., 2000. — 207 с.
  • Иванов В. П., Оранская Т. Два взгляда на предложение в индийской философии // Вестник СПбГУ. Сер.2. История, языкознание, литературоведение. — 1998. — Вып. 1.
  • Индийская философия: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; Институт философии РАН. — М.: Восточная литература, 2009. — 950 с. — ISBN 978-5-98426-073-2.
  • Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. Учебное пособие. — М., 2008. — 255 с.
  • Литман А. Д. Современная индийская философия. — М.: Мысль, 1985.
  • Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке: Древний Китай и Индия. — М., 1989.
  • Лысенко В. Г. Классическая индийская философия в переводах и исследованиях российских ученых (1990—1996) // Проблемы новейшей историографии философии зарубежного Востока. — М.: Институт философии РАН, 1998.
  • Мезенцева О. В. Проблема деятельности человека в индийской философии Нового времени // Бог — человек — общество в традиционных культурах Востока. — М., 1993.
  • Мюллер, М. Шесть систем индийской философии. — М., 1995. — 448 с.
  • Новицкий О. М. Очерки индийской философии // Журнал Министерства народного просвещения. — СПб., 1844. — № 3, Ч. 41. — С. 152—155.
  • Ольденберг Г. Индийская философия // Общая история философии. — СПб., 1910. — Т. 1. — С. 32—38, 147—153.
  • Пятигорский А. М. Материалы по истории индийской философии. — М., 1962. — 250 с.
  • Рой М. Индийская философия. — М., 1958. — 548 с.
  • Радхакришнан С. Индийская философия. — М., 1956—1957. — Т. 1—2. (Репринт: СПб., 1994.)
  • Рудой В. И. Была ли философия в древней и раннесредневековой Индии? // Восток: философия, религия, культура. Труды теоретического семинара. — СПб., 2001. — С. 53—63.
  • Степанянц М. Т. На 41-й сессии Индийского философского конгресса // Вопросы философии. — 1968. — № 9. — С. 148—151.
  • Степанянц М. Т. 57-я сессия Индийского философского конгресса // Вопросы философии. — 1983. — № 10. — С. 152—155.
  • Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия / Пер. с англ. — М., 1994. — 416 с.
  • Чаттопадхьяя Д. (англ.). От санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история / Пер. с англ. — М., 2003. — 320 с.
  • Чубарева Э. Г. Индийская мысль как материал компаративной философии // История философии. — М., 2000. — № 7. — С. 265—290.
  • Шейнман-Топштейн С. Я. Платон и ведийская философия. — М., 1978. — 199 с.
  • Шохин В. К. К уточнению категории «средневековая философия» (на материале индийской философской традиции) // Социокультурные характеристики средневековой философии. — М., 1990.
  • Шохин В. К. Сантаяна и индийская философия // Вопросы философии. — 1992. — № 4. — С. 118—124.
  • Шохин В. К. В. С. Соловьёв, индийская философия и проблемы компаративистики // Историко-философский ежегодник, 1995. — М., 1996. — С. 106—121.
  • Шохин В. К. Древнеиндийский рационализм как предмет историко-философской науки (проблемы периодизации истории древнеиндийской мысли) // Рационалистическая традиция и современность. Индия. — М., 1988. — С. 11—45.
  • Шохин В. К. Первые философы Индии. Учебное пособие. — М., 1997. — 302 с.
  • Шохин В. К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. — М., 1994.
  • Шохин В. К. Школы индийской философии. Период формирования IV в. до н. э. — II в. н. э. — М., 2004.
  • Шохин В. К. Индийская философия. Шраманский период (сер. I тысячелетия до н. э.): Учебное пособие. — СПб., 2007. — 423 с.

на других языках

Carmen Dragonetti: Essays on Indian philosophy in comparative perspective. Hildesheim , Olms, 2009

Заключение

Среди философских комментариев современности наиболее известны произведения индийских мыслителей Рама Мохана Роя (1772-1833), Ауробиндо Гоша (1872-1950) и Сарвепалли Радхакришнана (1888-1967).

В Европе глубокое и систематическое изучение ведической литературы началось только на рубеже 18 и 19 веков. Тем не менее, многие ведологи в Англии, Германии, Франции и других странах провели ряд ценных исследований. Ученые нашей страны внесли большой вклад в ведическую науку. Марксистские ученые показали, что философия в Индии, как и во всем мире, возникла и развивалась как мировоззрение определенных социальных групп или классов; что уже в период зарождения философской мысли существуют две противоположные тенденции — материалистическая и идеалистическая — в решении основного вопроса философии: как думать о бытии, о духе и природе; что развитие философской мысли имеет относительную самостоятельность, собственную внутреннюю логику, тесно связанную с общим течением других форм общественного сознания; что философская мысль имеет определенную внутреннюю логику, тесно связанную с течением мировоззрения. Содержание текстов опровергает реакционную, псевдонаучную концепцию, рассматривающую индийскую философскую мысль исключительно как религиозно-идеалистическую, мистическую, как застойную, «низшую» и т. д. Несмотря на обширную литературу о Ведах, многие проблемы, касающиеся философского содержания этого древнего памятника человеческой культуры, до сих пор научно не разъяснены. Многое остается спорным и требует дальнейших исследований. Достаточно упомянуть такие проблемы, как вопрос о философском значении отдельных учений, содержащихся в ведической литературе, об их социальной основе, вопрос о генезисе философских, этических, психологических категорий и взаимосвязи между ними.

Гений индийского народа обязан формулировке и разработке многих философских проблем, которые до сих пор будоражат умы людей. По словам выдающегося индийского философа Сарвепалли Радхакришнана, «индийская мысль заслуживает изучения не только как явление, представляющее интерес для ученых глубокой древности». Размышления отдельных мыслителей или идеи прошлого не лишены ценности. То, что когда-то было интересно мужчинам и женщинам, не может полностью утратить своего жизненного значения. Философия ариев ведического периода показывает, что мощные умы борются с самыми сложными проблемами, стоящими перед мыслящими мужчинами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: