Не сломленный адмирал кузнецов

Северный флот

Оперативная обстановка на самом молодом в СССР Северном флоте (создан в 1937 г.) отличалась. В основном в Великую Отечественную советский флот вынужден был действовать не так, как учился перед войной. Главные цели оказались не на море, а на берегу, а страшнейшим врагом выступали не корабли, а авиация нацистов. Поэтому советские корабли преимущественно поддерживали огнем свои войска, защищали города, эвакуировали людей, доставляли грузы, и лишь на Севере в открытом море им противостоял традиционный противник — корабли и суда гитлеровцев, только там наши корабли сопровождали союзные конвои и уничтожали вражеские.

Состав и задачи флота

Между тем только корабельного состава для выполнения поставленных задач было недостаточно. И это притом что, имея открытый выход в океан и выполняя важнейшие государственные задачи по обеспечению поставок из США и Великобритании по лендлизу, Северный флот за весь период войны, пусть и с потерями, увеличил численность состава за счет боевых кораблей и катеров союзников.

Адмирал А. Г. Головко, командующий Северным флотом. К. В. Аккуратов. 1944. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

В ходе военных действий 19411945 гг. Северный флот выполнял три основные задачи — обеспечение и защита внутренних и внешних коммуникаций, прежде всего союзных конвоев, активные действия подводными лодками на коммуникациях противника и действия легких сил, прежде всего торпедных катеров, в том числе в деле высадки морских десантов. Причем именно на Севере великолепно проявили себя советские торпедные катера, бившие немецкие конвои и высаживавшие десанты в германских базах. Но не только они. В силу технических возможностей и подготовки действовали экипажи советских подводных лодок. Так, летом 1942 г. советская подводная лодка К-21 под командованием Н. А. Лунина атаковала крупнейший корабль германского флота — линкор «Тирпиц»: 2 торпеды — и линкор с кораблями сопровождения не вышел в атаку известного своей трагичностью конвоя РQ-17, вернулся в базу и простоял на ремонте 3 месяца. (По поводу этого военного эпизода историки спорят до сих пор: немцы утверждают, что атаки Лунина не было вообще, их российские коллеги считают, что атаки, может, и не было, но К-21 определенно вышла на «Тирпиц».)

Воевали интенсивно и надводные корабли. Так, самый знаменитый эсминец Северного флота «Гремящий» за годы войны прошел 59 850 миль, выполнил 90 заданий командования, в число которых входили обеспечение 24 отечественных и 39 союзных конвоев, поддержка своей артиллерией морских десантов и приморского фланга Карельского фронта, потопил 1 и повредил 2 нацистские подводные лодки, сбил 14 и повредил 23 немецких самолета. По праву 1 марта 1943 г. эсминец был удостоен гвардейского звания, а его первый командир, А. И. Гурин, стал Героем Советского Союза.

Особенности войны на Севере

Спецификой боев на Севере было то, что противником советских моряков являлся не только нацистский враг, но и природа. Так, в условиях 11-балльного шторма 20 ноября 1942 г. погиб эскадренный миноносец «Сокрушительный». К сожалению, именно на Севере проявилась политическая трусость высшего советского руководства: получив от союзников линкор и крейсер, Сталин запретил им покидать Ваенгу (будущий Североморск), несмотря на то что полученные от англичан и американцев корабли и катера иных классов действовали активно. По отзывам самих британцев, проверить которые маловероятно, возвращенный им в 1949 г. линкор «Архангельск» (английский «Королевский властелин») был настолько ржавым, что его тут же отправили на слом.

Предсмертное письмо Иды Краснощекиной

Милые, родные!

Через двадцать четыре часа меня повесят «в назидание потомству».

Ухожу из жизни с полным сознанием исполненного долга перед революцией. Не успела много сделать. Что ж! Глубоко убеждена, что процесс 17 человек имеет большее значение для революции, чем смерть девяти человек из их числа.

Милая сестра, не тужи обо мне, будь революционеркой, успокой маму. Завещаю твоему малышу сделать то, чего не успела сделать я на революционном поприще.

Очень бодра, удивительно спокойна, и не только я, а и все остальные. Поем, ведем беседы на политические темы. После двух недель ареста сразу почувствовала себя свободной. Только жалею и тужу, что осудили слишком строго. Мне 20 лет, но я чувствую, что за это время стала гораздо старше. Мое желание в настоящий момент, чтобы вы все, мои близкие, отнеслись к моей смерти так, как отношусь я,-легко и сознательно.

Прощайте.

Да здравствует коммунистическая революция!

Ида Краснощекина.

  • < Гражданская война, мобилизация сил для разгрома иностранной интервенции
  • -> Разгром буржуазно-помещичьей Польши и Врангеля >

Через пустыни и Хинган

Еще большим сюрпризом для Квантунской армии стал стремительный марш войск Забайкальского фронта через пустыни и горы Хинган.

Пётр Семёнович Кириллов, служивший в 17-й армии (она дислоцировалась в Монголии с 1940), вспоминал: «До 1945 в Монголии мы все время учились стрелять, занимались караульной службой, ходили на посты и копали противотанковый ров. Дул сильный степной ветер, еще сильнее, чем у нас в Забайкалье. С кормежкой стало лучше, ходили к местным жителям попросить поесть, там рядом стояли юрты… 9 августа нас подвели к реке Керулен на границе с Китаем… Подошли к Хингану, вся наша часть остановилась, натянули полотно киноэкрана и показывали советское кино — подбодрить, отдохнуть…

Переход границы прошел незаметно. О нем узнали уже потом, от командиров. Думали, она огорожена, а там просто ущелье. Шли вторым фронтом, перед нами уже прошли войска, шедшие восточнее нас. Солдаты вооружались автоматами ППШ и ППД. У меня — снайперская винтовка. У монголов — лошадиные полки, а из техники только маленькие танкетки. Каждый солдат с фляжкой воды, и кто сразу всю воду выпивал, тот страдал от жажды, падали от солнечного удара. Шли по 20–30 километров сутки. Даже у молодых солдат в походе заболевали ноги. Тех, кто не мог уже идти, подбирали специальные попутные машины».

У танкистов, конечно, были другие темпы передвижения. За день некоторые части осуществляли броски до 150 км. За 6 дней было преодолено от 250 до 450 км. Коммуникации растягивались до 700 км, что приводило к специфическим трудностям. Историк Алексей Исаев говорит о том, что закаленные в боях на западе танкисты мучились из-за невозможности продолжать движение в случае поломки танка. Если в Европе проблема запчастей решалась просто — их снимали с подбитых машин, то здесь все танки были в целости и сохранности. В конце концов горючее и детали приходилось доставлять самолетами.

Сам переход через Хинган тоже был непростым. Саперы взрывами делали проходы в скалах. Технику подцепляли тягачами — Т-34 без башни. Впрочем, часто приходилось «впрягаться» и просто солдатам — толкать боевую технику руками.

“Бабы новых нарожают”?

Мнение №1: С потерями Красная армия не считалась, врага «заваливали трупами». В итоге СССР потерял в разы больше людей, чем Германия.

Мнение №2: Потери не могли быть меньше. Удалось эффективно использовать силы и избежать еще больших потерь.

Соотношение потерь вооруженных сил СССР и Германии действительно не один к одному. Мы потеряли больше немцев, примерно в два раза, в первую очередь за счет катастроф 1941 года. Однако «заваливание трупами» в век пулемета и скорострельной артиллерии было нереализумо технически. 

Через вооруженные силы СССР прошло примерно 34 миллиона человек, Германии – около 20 миллионов. Такое соотношение людского потенциала не дает возможности терять много больше противника. 

Красная армия воевала, опираясь на технику, материальные средства, в первую очередь танки. Так что можно сказать, что Красная армия «задавливала железом», а не «заваливала трупами».

Советские бойцы атакуют немецкий опорный пункт, 1942 год, РИА Новости

Флотоводческие военные награды

Во время Великой Отечественной войны встал вопрос о наградах для морских офицеров, которых практически не награждали «сухопутными» полководческими орденами. Идея создания флотоводческих знаков отличия, а именно орденов Ушакова и Нахимова, принадлежала наркому и главнокомандующему ВМФ СССР адмиралу Николаю Герасимовичу Кузнецову. Их удостаивались и штабные офицеры, труд которых, в отличие от армейских коллег, был куда более тяжелым.

Надо отметить, что моряки получили в 30 раз меньше наград, чем бойцы армии и авиации. Однако почти все командующие советскими флотами в войну или после нее получили звание Героя Советского Союза. Трибуц — за Таллинский переход, Октябрьский — за действия у Констанцы (хотя это спорный момент, поскольку потери были большими и глупыми). А вот Головко этого звания так и не получил, хотя все — от простого матроса до адмирала — были уверены, что за выдающиеся (без преувеличения) успехи Северного флота их командующий просто обязан был быть Героем Советского Союза.

Орден Ушакова

Реконструкция облика Ушакова по черепу, выполненная академиком М. М. Герасимовым. Учитывая уникальность его метода, нет сомнений в том, что лицо великого флотоводца воссоздано достоверно

Когда возник вопрос о том, какая из наград должна стоять выше в негласном табеле о рангах, Кузнецов убедил комиссию ГКО и ее председателя А. С. Щербакова в целесообразности выделения ордена Ушакова на первое место. Дело в том, что историки редко упоминали этого флотоводца, а Нахимов был хорошо известен как герой Крымской войны. Аргументы Кузнецова в пользу Ушакова выглядели весомо: на счету адмирала ни одного поражения и множество побед, особая роль одной из них — в сражении с турецким флотом у мыса Калиакрия летом 1791 г., которая закрепила престиж России как морской державы и утвердила ее интересы на Чёрном и Средиземном морях, при Ушакове построили сильный флот и надежные крепости в Крыму, Днестровском, Бугском и Днепровском лиманах. Для ознакомления бойцов, командиров и гражданских лиц с жизнью и деятельностью Ушакова издавались специальные листовки, а сразу после войны была снята историческая кинолента «Адмирал Ушаков».

По приказу Сталина в 1944 г. был учрежден орден Ушакова, разумеется, с его портретом. Перед художниками встала серьезная проблема: как в действительности выглядел адмирал? Дело в том, что раньше каждый художник и иконописец воплощал собственное представление о том, каким был прославленный флотоводец, причисленный к лику святых. Сталин же требовал максимальной точности портрета, поэтому в Санаксарский монастырь в Мордовии выехала группа специалистов во главе с известным советским антропологом Михаилом Михайловичем Герасимовым. Миссия ее была секретной — найти могилу Ушакова. В августе 1944 г. в развалинах старого монастыря вскрыли заброшенное захоронение и нашли там позолоченный адмиральский погон с черными орлами образца 1808 г., что рассеяло сомнения в том, что найденный прах принадлежит Ушакову. На основе останков обнаруженного черепа облик Ушакова был реконструирован.

Орден Ушакова I степени

Орден Ушакова II степени

Орден Нахимова

В самые трудные годы Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944 г. был учрежден флотоводческий орден Нахимова I и II степени «для награждения офицеров Военно-Морского Флота СССР за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций, в результате которых была отражена наступательная операция противника или обеспечены активные операции флота, нанесен противнику значительный урон и сохранены свои основные силы», а также медаль Нахимова. Орден стал чуть ли не самой редкой наградой СССР — всего 500 награждений. После знаменитого ордена «Победа» он считается вторым по ценности.

Бюст П. С. Нахимова в парке Победы на Соколовой горе. Саратов

Орден Нахимова I степени

Орден Нахимова II степени

Российский орден Нахимова

В Российской Федерации в 2010 г. был учрежден свой орден имени великого русского флотоводца и полководца, правда, только одной степени.

Поделиться ссылкой

Большой флот

Испанская междоусобица со всей наглядностью показала необходимость для Страны Советов иметь полноценный и мощный военно-морской флот. К тому времени успехи индустриализации (первая и начавшаяся вторая пятилетки) дали возможность развернуть массовое строительство боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов по проектам, как полностью оригинальных (например, линкоры типа «Советский Союз», тяжелые крейсеры типа «Кронштадт» и легкие типа «Чапаев»), так и переработанных немецких (подводные лодки типа «С»). Были предприняты также попытки купить корабли за границей. В итоге в состав Черноморского флота буквально перед Великой Отечественной войной вошел самый скоростной боевой корабль РККФ — лидер эсминцев «Ташкент», а в Германии для Краснознаменного Балтийского флота был приобретен недостроенный тяжелый крейсер «Таллин».

Испанский крейсер «Канарис». Ок. 1969. Боевой корабль, однотипный «Балеаресу», в бою у мыса Палос получил повреждения от одного торпедного попадания с республиканского эсминца

Программа строительства морского и океанского флота, принятая в 1937 г., предполагала, что к 1 января 1947 г. ВМФ пополнится целым рядом военных кораблей.

Совершенно очевидно, что в случае успеха реализации этой программы РККФ вышел бы если не на первое, то на второе место в мире. Однако к 22 июня 1941 г. в СССР было заложено лишь 3 линкора, 2 тяжелых и 14 легких крейсеров, 2 лидера эсминцев и 28 эсминцев уже нового проекта 30, а также сторожевые корабли, подводные лодки и др. Из всех этих кораблей только эсминец «Огневой» в мае 1945 г. вошел в состав Черноморского флота, а 5 легких крейсеров и 11 эсминцев довоенной закладки были достроены лишь после войны и по откорректированным проектам.

В боях и походах Великой Отечественной войны. 1941—1945 гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала для советского флота тяжелейшим испытанием. Крайне ярко проявились как сильные, так и слабые стороны его кораблей и катеров, моряков и командиров, организации, системы базирования и пр. Все воевавшие флоты с честью выполнили свои задачи, и награждение их в 1965 г. орденами Красного Знамени стало вполне заслуженным. Об участии советского флота в самом масштабном военном столкновении в истории человечества написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов. Потому мы ограничимся лишь кратким обзором этой многогранной и заслуживающей не одной сотни страниц темы.

Поход Деникина

Летом 1919 года, когда Красная Армия разгромила основные силы Колчака, империалисты сделали главную ставку на Деникина, наступавшего с юга. Войска Деникина состояли в основном из офицерских кадров старой армии, зажиточного казачества Кубани, Дона, Терека. И те и другие смертельно ненавидели Советскую власть и дрались с Красной Армией с отчаянием обреченных. Империалисты Антанты вооружили армию Деникина самолетами, танками, орудиями, пулеметами и винтовками. Здесь служили сотни английских офицеров инструкторами и десятки летчиков. Английский военный министр Черчилль не случайно назвал дени-кинскую армию «моя армия».

Войска Деникина летом 1919 года захватили Донбасс, Харьков, Царицын и развернули наступление на Москву. Советские войска оказывали мужественное сопротивление наступавшим белогвардейским войскам.

Храбро дрался с врагом экипаж бронепоезда под командованием героя Октября балтийского матроса коммуниста Анатолия Железнякова. За голову Железнякова Деникин обещал награду в 400 тыс. руб. В районе станции Верховцево бронепоезд оказался в окружении. Но команда продолжала неравный бой с белогвардейцами. В момент, когда Железняков высунулся из командирской будки и открыл огонь из нагана по деникинцам, вражеская пуля смертельно ранила героя. Умирая, он воскликнул: «Бронепоезд не сдавать, товарищи!» Команда выполнила приказ своего любимого командира. Бронепоезд вырвался из окружения, присоединился к советским войскам и продолжал свою героическую борьбу. Целый месяц в тылу врага мужественно сражалась Южная группа войск 12-й армии под командованием И. Э. Якира. Ведя непрерывные бои, она пробилась на соединение с Красной Армией.

Однако войска Деникина продвигались вперед, создавая величайшую опасность для республики. В сентябре — октябре они захватили Курск, Орел, Воронеж. Угроза нависла над Тулой — кузницей оружия для Красной Армии. Враг угрожал Москве. В это время войска Юденича вновь перешли в наступление и подступили к Петрограду. С запада наступали войска Польши.

Черноморский флот

К 22 июня 1941 г. Черноморский флот (командующий адмирал Ф. С. Октябрьский) в качестве реального своего противника имел Румынию, у которой было 3 подлодки, 7 эсминцев и миноносцев и 30 других боевых кораблей и катеров. Не исключалось появление в Чёрном море англо-французской или итальянской эскадры, потому боевой состав Черноморского флота был мощным, но не сбалансированным — 1 линейный корабль, 6 легких крейсеров, 3 лидера эсминцев, 13 эскадренных миноносцев, 47 подводных лодок, 84 торпедных катера, иные корабли и суда, 625 самолетов. Флот готовился вести исключительно активные, наступательные действия и фактически должен был завоевать в первые часы войны господство на своем театре.

Адмирал Ф. С. Октябрьский, командующий Черноморским флотом. К. В. Аккуратов. 1947. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Иная реальность

Первый же налет германской авиации на главную базу Черноморского флота в Севастополе был отражен, казалось бы, успешно. Однако немецкие самолеты сбросили не только авиабомбы, но и новейшие к тому времени магнитные донные мины. В результате фарватеры Севастополя временно были закрыты. Тем не менее, ядро Черноморского флота в составе лидеров эскадренных миноносцев (средний тип корабля между эсминцами и легкими крейсерами, строившийся в 1919-1945 гг.) «Москва» и «Харьков» 25 июня вышло к главной базе и порту Румынии — Констанце — с целью ее обстрела. Операция эта была плохо подготовлена и не скоординирована с патрулировавшими район советскими подлодками. В итоге на следующий день лидер «Москва» наткнулся на мину, разломился пополам и затонул за 8 минут. В это время советская подлодка Щ-206 вышла в торпедную атаку на «Харьков», приняв его за румынский эсминец «Королева Мария». Выпущенные субмариной торпеды не попали в лидера, но его экипаж быстро потопил ее.

Впрочем, этот конфуз последним не стал. Во время ходовых испытаний на Херсонской мерной миле 30 сентября 1941 г. подорвался на нашем минном заграждении только построенный эсминец «Совершенный», а 5 октября 1943 г. Черноморский флот понес самую тяжелую и обидную потерю — при выходе из Поти для обстрела Феодосии лидер «Харьков», эсминцы «Способный» и «Беспощадный» были обнаружены, атакованы и потоплены торпедными катерами и пикирующими бомбардировщиками противника. После этого случая Сталин строжайше запретил крупным кораблям советского флота покидать базы.

Предыдущие операции

До описываемых событий корабли Черноморского флота приняли самое активное участие в обороне Одессы и Севастополя. Все, начиная от малого катера-охотника и заканчивая единственным черноморским линкором «Парижская Коммуна» (с 1943 г. снова «Севастополь»), активно перевозили в осажденные города войска и грузы, эвакуировали раненых, обстреливали береговые объекты противника, поддерживали огнем свои войска на берегу. И не было корабля, который не отличился бы в этих походах, где их самым главным, трудным и опасным врагом стала гитлеровская авиация.

Линейный корабль «Севастополь». Во время Великой Отечественной войны линкор участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива

Сейчас много спорят о том, что мощный Черноморский флот во время Великой Отечественной не смог завоевать господство на своем театре. Однако именно благодаря ему Одесса героически держалась 73 дня в полном окружении, Севастополь — 250 дней. Моряки-черноморцы провели 24 морские десантные операции, из них 2, по сути, оперативного масштаба — Григорьевский десант под Одессой в сентябре 1941 г. и Керченско-Феодосийскую операцию в 1941-1942 гг.

Именно морякам-черноморцам было доверено принимать корабли- репарации из Италии уже в послевоенный период. Примечательно, что, несмотря на большие потери, Краснознаменный Черноморский флот вышел из войны даже более сильным, чем был к ее началу, благодаря приобретенному боевому опыту и трофейным румынским кораблям.

Краснознаменный Балтийский флот

К началу войны Краснознаменный Балтийский флот (далее — КБФ) был самым мощным флотским объединением Страны Советов (командующий вице-адмирал В. Ф. Трибуц).

Адмирал В. Ф. Трибуц, командующий Балтийским флотом. К. В. Аккуратов. 1946. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

После вхождения в состав СССР в 1940 г. Литвы, Латвии и Эстонии и получения в аренду полуострова Ханко у Финляндии (по результатам войны 1939-1940 гг.) КБФ впервые со времен Первой мировой теоретически имел своей оперативной зоной всю Балтику. Считалось, что главным противником нашего самого мощного флота выступит Швеция и Польша, но на помощь им, как в 1919 г., придет английская эскадра, а потому мины и авиация в сочетании с действиями легких сил (торпедных катеров, эсминцев, подлодок) должны быть главным элементом противодействия врагу.

Таллинский переход

Реальность оказалась совершенно иной. Быстрое наступление вермахта в Прибалтике заставило в срочном порядке перебазировать корабли КБФ из Таллина в Кронштадт и Ленинград. К тому времени пала Либава: 6 дней героической обороны и 10 потерянных кораблей — эсминец «Ленин» и 9 подлодок пришлось взорвать, были захвачены иные прибалтийские города и оба берега Финского залива оказались в руках фашистов. Потому первая стратегическая операция КБФ — знаменитый Таллинский переход 28-30 августа 1941 г. — оказалась весьма трагичной. Флот от действий вражеских береговых батарей, торпедных катеров, авиации, а главное, мин потерял 14 боевых кораблей, включая 5 эсминцев (в том числе и знаменитый «Новик», вернее тогда «Яков Свердлов»), 6 боевых катеров и 34 судна. Пункта назначения достигли 104 боевых корабля и 23 транспорта.

Переход кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, август 1941 г. А. А. Блинков. 1946. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Оборона Ленинграда

Далее — героическая оборона Ленинграда. Неприступной стеной стали на его защиту корабли КБФ. Именно их артиллерия нарушила все планы врага по захвату колыбели революции. Только за сентябрь — декабрь 1941 г. боевые корабли и береговая артиллерия КБФ выпустили по наступавшим немецким и финским войскам 70 000 снарядов калибром от 100 до 406 мм. Преодолеть такую стену огня противник не смог и тогда вздумал уничтожить корабли КБФ с воздуха. Начиная с августа и вплоть до конца битвы за Ленинград бомбардировщики люфтваффе чуть ли не ежедневно наносили удары по городу на Неве и Кронштадту. Самые мощные пришлись на 21-24 сентября. Тогда были уничтожены линкор «Марат», лидер «Минск», эсминец «Стерегущий», повреждены линкор «Октябрьская революция», крейсер «Киров» и 3 эсминца. Немедленный анализ этой трагедии вскрыл в противовоздушной обороне Ленинградской военно-морской базы ряд упущений, которые быстро устранили. Больше советская ПВО и КБФ не дали люфтваффе повторить успех.

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 во внешней экспозиции Музея железных дорог России. Это 305-мм артиллерийское орудие образца 1938 г., принимавшее активное участие в обороне Ленинграда, представляет собой сверхтяжелую артиллерийскую систему с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария»

Корабли КБФ, запечатанные немецкими активными минными постановками и постоянными налетами авиации в Ленинграде и Кронштадте, смогли выйти на оперативный простор лишь весной 1944 г. Тогда они выявились весьма полезными, поддержав наступающую на приморском направлении Красную армию. Председатель Государственного Комитета Обороны Иосиф Виссарионович Сталин, понимая прежде всего политическое значение флота, разрешил поддерживать войска лишь малым кораблям, а активно выступать против немецкого и финского судоходства — торпедным катерам и подводным лодкам. И хотя последние активно действовали в 1941-1943 гг. и понесли в этих операциях колоссальные потери — 33 субмарины, их главный успех пришелся на самое начало 1945 г.

Великая Отечественная — особая война?

Мнение №1: Великая Отечественная — особая часть истории. Даже если не было 28 героев-панфиловцев, ставить их подвиг под сомнение неэтично.

Мнение №2: Война — это уже давняя история. Все мифы должны быть развенчаны, а события той эпохи должны занять в истории такое же место, как война 1812 года или Первая мировая.

Подвигов на войне было более чем достаточно, чтобы не поднимать на щит продукт недобросовестной работы московских журналистов. Более того, я убежден, что недоверие к поднимаемым на щит эпизодам может губительно сказаться на доверии к истории в целом, вызвать нигилизм и толкнуть в объятия выдумщиков с простыми ответами на сложные вопросы.

В целом же именно историческая дискуссия с привлечением доступных ныне документов сторон создает не казенный, а живой образ поколения титанов, отстоявших нашу страну перед лицом опаснейшего врага в истории.

Великая Отечественная война занимает особое место в истории, поскольку сделала нашу страну сверхдержавой, вывела на одно из ведущих мест в мире. Как по промышленным возможностям, так по влиянию на мировую политику. Сверхдержава это не только атомные бомбы, даже до их появления советской «атомной бомбой» в 1945 года стали танковые легионы у Бранденбургских ворот в Берлине.​

Советские бойцы праздную окончание войны, 1945 год, РИА Новости/Тимофей Мельник

Советские моряки в Испанской Гражданской войне. 1936-1939

Развернувшееся на Пиренеях противостояние между левой по сути Испанской республикой и националистами-мятежниками до сих пор рассматривается большинством исследователей не иначе как полигон будущей Второй мировой войны. Исключением не был и морской театр. Вот только он, в отличие от действий на суше и в воздухе, имел свои особенности. Главная заключалась в кадрах.

Почти весь личный состав испанского флота оказался на стороне республики (вместе с кораблями, конечно), офицеры же в большинстве своем поддержали мятеж. Советский Союз, безоговорочно вставший на сторону республиканцев в лице и правительства и населения, направил в Испанию целую группу своих военно-морских советников — 77 человек (и всего лишь 4 торпедных катера типа Г-5). Возглавил ее «алмиранте Николос Лепанто» — так называли испанцы Николая Герасимовича Кузнецова, бывшего командира легкого крейсера «Червона Украина» (лучшего корабля РККФ) и будущего народного комиссара РККФ.

Советские морские командиры возглавили испанские корабли и штабы.

Один лишь факт того, что всеми испанскими подлодками (12 единиц) командовали граждане СССР, говорит о многом. Правда, особыми успехами советские моряки похвастаться не смогли — их подлодки совершили 30 походов и только 4 раза вышли в торпедные атаки, но безуспешно. Подобным образом действовали торпедные катера — сказалось отсутствие должного опыта и огромное превосходство в силах флота испанских националистов (при ограниченном количестве боевых кораблей все они действовали с огромной интенсивностью) и поддерживающих их флотов фашистских Италии, Португалии и нацистской Германии. Но в ночь на 6 марта 1938 г. 4 республиканских эсминца, ведомые советскими командирами, по всем правилам вышли в торпедную атаку на флагман флота националистов — тяжелый крейсер «Балеарес» — и у мыса Палос потопили его.

Проекции одного из вариантов знаменитого советского торпедного катера типа Г-5. Для советского флота было построено 329 таких катеров, заслуживших разные оценки у моряков и историков

Этот успех, однако, не изменил общего положения вещей. К началу 1939 г. Испанская республика была уничтожена фашистами, несмотря на огромную материальную и людскую помощь, которую ей оказывали многие страны. Советский Союз поставил больше всех — 648 самолетов и 347 танков. Однако шла эта помощь через Францию, правительство которой проводило политику невмешательства, что в итоге и погубило республиканскую Испанию. СССР, не имея полноценного военного флота, не смог прикрыть свои транспорты боевыми кораблями, как это делали немцы и итальянцы, которые легко топили и захватывали советские суда. Потому для Испании было сделано меньше, чем на это была способна Советская страна.

Героическая оборона Петрограда

Войска Юденича дважды предпринимали наступление на Петроград, и каждый раз в то время, когда Красная Армия вела тяжелые бои на главных фронтах гражданской войны. Поэтому Юденичу удавалось близко подходить к городу, создавать смертельную угрозу колыбели пролетарской революции. В мае 1919 года во время решающих боев Красной Армии с Колчаком войска Юденича двинулись на Петроград. Их поддерживали с моря корабли английского флота, вероломно вторгнувшегося в советские воды, а также войска буржуазной Эстонии и Финляндии. Юденич непосредственно угрожал Петрограду.

«Советская Россия не может отдать Петроград даже на самое короткое время… Вся Советская Россия должна пойти на помощь Петрограду» — с таким призывом обратился 22 мая ЦК РКП (б) к народу. На Петроградский фронт были направлены подкрепления, мобилизованы питерские рабочие, созданы специальные рабочие полки. Численность 7-й армии, оборонявшей Петроград, выросла вдвое. Рабочие города трудились по 16 часов в сугки, производили для фронта артиллерийские орудия, броневики, ремонтировали бронепоезда, самолеты, военные корабли. В результате 7-я армия получила необходимое вооружение и боеприпасы.

В июне белогвардейские войска предприняли новое наступление вдоль финского побережья и подошли к форту «Красная Горка». Комендант форта перешел на сторону белых. К мятежному форту присоединились форты «Серая Лошадь» и «Обручев». Но береговая группа моряков и советская пехота, поддержанные огнем бронепоезда и боевых кораблей с моря, 16 июня взяли форт «Красная Горка». В тот же день сдались два других мятежных форта.

21 июня 7-я армия перешла в наступление по всему фронту. К концу августа войска Юденича были разбиты. Однако им удалось удержать Гдовский плацдарм, который они использовали для второго наступления на Петроград.

Моряки Балтийского флота отразили попытки английской эскадры прорваться к Кронштадту и Петрограду. Особенно отличилась команда эсминца «Гавриил», потопившая три английских торпедных катера. В это время части Красной Армии нанесли поражение англо-американским и белофинским интервентам, наступавшим на Петрозаводск и Олонецк. На Северной Двине в начале сентября было отражено наступление интервентов и белогвардейцев на Котлас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: