Эскадренные миноносцы. счастливый «тринадцатый». гвардейский «сообразительный»

История

Первые миноносцы России были спроектированы в 1900 году. По мере возрастания их значимости, количество боевых машин увеличивалось и к 1915 году составило 105 кораблей.

Характеристика первых эсминцев

Первые русские миноносцы отличались большим размером (117-126 м). Скорость передвижения кораблей составляла 25 узлов. На борту с трудом размещалась пара легких пушек типа АУ, в редких случая имелась возможность установить поворотные торпедные аппараты (ПТА-53-56). В носовой и кормовой части находилась торпедная установка 533 мм калибра.

До 1898 года водоизмещение кораблей не превышало 90-150 т, скорость передвижения приравнивалась 20-25 узлам. Все миноносцы называли «номерными», у них не было особого класса и собственных наименований. Первые эсминцы имели только один торпедный аппарат СЭТ-65, установленный на верхней палубе.

В самостоятельный класс эсминцев определили после 1905 года, по окончании Русско-японской войны.

Первые миноносцы СССР:

  • Проект «Кит» (Бесстрашный, Бдительный, Беспощадный и Бесшумный). Построены в 1898 году в размере 4 единиц. Энергетическая установка кораблей представлена вертикальными машинами тройного расширения, проектной мощностью 3000 л.с. Оснащены артиллерией 47 мм калибра «Гочкис». Минное вооружение представлено тремя минными аппаратами калибра 381 мм. Эсминцы проект «Кит» были списаны в 1925 году;
  • Проект «Форель» (Властный и Грозовой). Эсминцы были произведены специально для Российской империи, но на территории Франции. Оснащены пушками 75 мм и 47 мм калибра. Дополнительно имели две поворотные установки 380 мм калибра;
  • Проект «Сокол». Включает 28 военных кораблей, которые считаются настоящей классикой среди эскадренных миноносцев. Оснащены 75 мм пушками типа «Канэ» с длиной ствола 50 клб и 47 мм пушками «Гочкиса». Подача боеприпасов осуществлялась в механическом режиме;
  • Проект «Буйный». Включает 10 единиц боевых машин. Вооружение представлено двумя 130 мм артиллерийскими установками Б-2-ЛМ, башенными установками 92-К и зенитными установками 70-К.

Великая Отечественная Война

На момент начало Великой Отечественной Войны в составе Советского Военно-Морского Флота находилось 22 эскадренного миноносца проекта номер «7». Остальные 25 эсминцев хоть и были заложены еще в 1935-1936 годах по тем или иным причинам не были сданы в эксплуатацию подрядчиками (верфями). Все эсминцы проекта номер «7» и его модернизированной версии «7У» были разделены на 4 флота:

  1. Балтийский Флот;
  2. Черноморский Флот;
  3. Северный Флот;
  4. Тихоокеанский Флот.

Однако в связи со стратегическими задачами эсминцы играли роль в первых двух флотах.

Балтийский Флот

В состав Балтийского флота входил один отряд легких сил и одна эскадра, состоявшие из эскадренных миноносцев проекта номер «7» и «7У», а также других кораблей разного класса. Эсминцы «Сторожевой», «Славный», «Стойкий», «Сердитый», «Суровый», «Сильный» входили в этот список (по завершению строительства дополнялись новыми «семерками»). Несмотря на то, что в основном все эти боевые судна были выведены из строя фашистскими силами, некоторые из них добились реальных успехов в достижение победы Красной Армии.

Так например эскадренный миноносец «Славный» в общем смог преодолеть 3 700 морских миль и произвести артиллерийский запал в количестве около 2 000 снарядов из основных и зенитных орудий. Другим примером является эсминец «Стойкий», который прошел более 7 500 морских миль. Более того последний не только наносил удары (более 1 500 снарядов) по вражеским единицам, а успешно использовал мины (около 300 единиц), глубинные бомбы (около 130 единиц) и перевез более 1 500 военнослужащих. «Сильный» и «Сердитый» участвовали непосредственно в морском сражении против немецкой корабельной группы и добились успеха в нем. Эсминец «Суровый» же участвовал в другом морском бою в Рижском заливе, где так же как и его собратья «Сильный» и «Сердитый» добился успеха.

Черноморский Флот

Состав Черноморского флота состоял из двух дивизионов, но только в одном были эсминцы проекта номер «7» и «7У». В составе второго дивизиона входили эскадренные миноносцы «Быстрый», «Свободный», «Смышленый», «Сообразительный», «Способный» (со временем ряды дополнялись новыми эсминцами проекта номер «7» и «7У»). Основной задачей флота была защита Одессы и Севастополя. Более того в последующий года флот производил поддержку десантных операций в Феодосии.

Легендой Черноморского Флота является эсминец проекта номер «7» – «Сообразительный». Последний прошел всю войну не получив ни одного существенного ранение и потеряв всего 5 человек экипажа. В общем «Сообразительный» прошел более 60 000 морских миль (выйдя в 218 боевых заданий). За 4 года эсминец произвел почти 3 000 артиллерийских залпа, перевез около 15 000 военнослужащих, сбил 5 фашистских бомбардировщиков и отбуксировал более 50 единиц корабельной техники. Более того боевое судно и весь его экипаж был удостоен «Гвардейского» звание за отличные успехи в Феодосийской Десантной операции в 1941-ом году. Как говорили специалисты того времени основным успехом «Сообразительного» является синхронность командира корабля – капитана 1 ранга Н. Басистого и подчиненного ему экипажа эсминца – легенды.

Послевоенное Время

После окончание Второй Мировой Войны большинство эсминцев проекта номер «7» и «7У» были списаны со строя. На их место пришли новые и более современные на то время эскадренные миноносцы проекта номер «30 бис». Основной причиной является военно-технологический прогресс за период Великой Отечественной Войны. Новые эсминцы являлись были полностью автоматизированы и укомплектованы новейшими установками вроде радара, сонара и т.п.

Вооружение эскадренных миноносцев

При строительстве эсминцев главный упор делали на вооружение, чтобы максимально повысить оборонную мощь страны, пострадавшую в Первой мировой войне. Постепенно корабли совершенствовались. В частности было значительно улучшена система ПВО, которая изначально не отличалась особой точностью. Первые турбины Парсонса на эсминцах проекта 7 были сконструированы с солидным запасом. И конструкторы не ошиблись – эсминцы советского производства, построенные по проекту 7, были самыми сильными в мире на то время.

К началу Второй мировой войны советскими конструкторами было построено и спущено на воду 28 эсминцев проекта 7. Миноносцы главного противника – Германии – были несколько сильнее по вооружению (на одну пушку), но значительно уступали качеством двигательной установки, не отличающейся высокой надежностью. В итоге именно корабли этой серии стали главным костяком вооружения России на момент начала Второй мировой войны. Их использовали на всех морских театрах боевых действий. Противником из строя за время войны были выведены только 10 эсминцев, но они успели перед этим совершить не один подвиг.

Судьба «семерок» после войны

После окончания войны все эсминцы проекта 7, участвовавшие в сражениях, были отправлены на капитальный ремонт, после чего снова вернулись в строй. Они прослужили в военно-морском флоте Советского Союза еще около 12 лет. За эти годы их конструкция и вооружение модернизировались и совершенствовались. Даже внешний вид миноносцев проекта 7 претерпел изменения. Позже, в 50-х годах, «семерки» стали постепенно вытесняться принципиально новыми и совершенными эскадренными миноносцами и выводиться из состава ВМФ. На сегодняшний день сохранились только три легендарные «семерки», которые передали на вооружение в КНР. Там их переименовали и назвали в честь маньчжурских городов. Одним из этих судов является эсминец «Рекордный», который прослужил в военно-морском флоте России весь срок, а после модернизации в Китае исправно нес дозорную службу вплоть до 80-х годов.

Об эсминце «Разумный»

Эсминцы проекта 7 — первые эсминцы, построенные в Советском Союзе с учетом опыта, полученного при проектировании и строительстве лидеров эсминцев типа «Ленинград» с помощью итальянских фирм «Ансальдо» и «Одеро». Проект эсминца был утверждён в декабре 1934года. Основные его тактико-технические элементы были следующими: водоизмещение стандартное — 1425т, полное — 1715т. Длина наибольшая -112,5м, ширина — 10,5 м, осадка — 3,3м. Скорость хода — 38 узлов.

Корпус корабля был клепаным, но при изготовлении ряда механизмов применялась сварка . Три главных водотрубных котла разместили один за другим. Две турбины (каждая — в своем отделении) имели мощность 54 тыс. л. с.

Вооружение составляли два трехтрубных торпедных аппарата, четыре 130-мм орудия Б-13, две 76-мм универсальные пушки 34К, четыре 37-мм автомата и два 12,7-мм пулемета ДШК. В ходе войны на североморские эсминцы дополнительно установили по два спаренных 12,7-мм пулемета «кольт» и бомбометы БМБ-1. Нёс до 30 глубинных бомб и мог взять на верхнюю палубу 56-80 мин заграждения.
Эсминец «Разумный» — один из тринадцати тихоокеанских «семерок», названия которых в отличие от названий эсминцев других флотов начинались с буквы Р. Его заложили в Николаеве в 1936 году под названием «Прочный». Затем разобрали и перевезли по железной дороге на Дальний Восток и в июне 1939 года спустили на воду год названием «Разумный». Вступил в строй он лишь в октябре 1941-го. Летом 1942 года эсминец перешел по Северному морскому пути в состава ЭОН-18 на Северный Флот, прибыв в бухту Ваенга 14 октября 1942 года. До конца войны эсминец нес конвойную службу, неоднократно атаковал подводные лодки противника, участвовал в набеговых операциях. В послевоенные годы, после капитального ремонта (1954-1957 г.г.), корабль продолжал службу до 1960 года. После вывода из состава флота служил кораблём-целью ЦЛ-29, позже — плавказармой ПКЗ-3. В 1963-1964 годах разобран в Мурманске на металл.

Особенности конструкции

Все характеристики конструкции кораблей типа «Сокол» были подчинены основному требованию — созданию судна с необычайной скоростью хода. Отношение длины к ширине было свыше 10 к 1 и корпус изготавливался из очень тонкой но высокопрочной никелевой стали. На головном корабле построенным англичанами толщина обшивки была 3-4 мм, палубного настила 2-5 мм, водопроницаемых переборок 2-4 мм. «Корпус корабля производит впечатление карка­са, на который натянута мокрая паруси­на» — так оценивает современник миноносцы-рекордсмены того времени, к котом относится и «Сокол».

У отечественной копии истребителя толщину обшивки в средней час­ти увеличили до 6—7,5 мм, в оконечнос­тях— до 4,5—6 мм, палубного настила —до 4,5—7,5 мм. Все это заметно снижало «хлипкость» корпуса, но при­вело к росту водоизмещения и, соответ­ственно, понизило скорость хода.

Энергетическая установка и ходовые качества

Миноносец «Пылкий»

Главная энергетическая установка ми­ноносцев типа «Сокол» состояла из двух трехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения и четырех или восьми водотрубных котлов системы Yarrow. Машины были спроектированы фир­мой Yarrow Shipbuilders; валы и поршни изготавлива­лись из кованой стали; цилиндры (диамет­ром 457,660 и 992 мм) отливались из мел­козернистого чугуна и покрывались сверху асбестом и листовым алюминием. Трехло­пастные гребные винты диаметром 1,98 м отливались из бронзы. Отработанный пар от обеих машин поступал в общий конден­сатор (второй конденсатор появился толь­ко на кораблях типа «Твёрдый»). На испы­таниях механизмы «Сокола» превысили про­ектную мощность, показав 1950 и.л.с. при 405 об/мин вместо расчетных 1900 и.л.с. и 400 об/мин. Следует заметить, что меха­низмы головного корабля, построенные на заводе Yarrow Shipbuilders, оказались более дол­говечными и надежными, чем их отечественные копии.

Расход топлива, по данным испыта­ний «Сокола» летом 1896 года, составил 0,74 т/ч при скорости 16,27 узла (635 и.л.с., 209 об/мин), 1,87 т/ч при скорости 21,53 узла (1650 и.л.с., 286 об/мин) и 3,04 т/ч при скорости 25,89 узла (3683 и.л.с., 371 об/мин). Исходя из этих цифр, даль­ность плавания миноносца должна была составить 1200 миль 16-узловым ходом и более 2500 миль — 10-узловым.

Скорость и маневренность

Миноносец «Сильный», выбросившийся на берег под Золотой горой, 14 марта 1904 г.

Высокая скорость хода, конечно же, являлась главным козырем нового клас­са боевых кораблей — дестроеров, или истребителей. Одна­ко к выдающимся ре­зультатам, показан­ным во время офи­циальных испыта­ний, необходимо от­носиться с изрядной долей скептицизма: зачастую они пред­ставляли собой про­сто рекламный трюк, работающий на имя судостроителя. Пробеги на мерной миле, как правило, проводились в совершенно «тепличных» условиях — при полном штиле, с командой специально подготов­ленных кочегаров и использованием луч­ших сортов угля. Вооружение и запасы обычно отсутствовали. Поэтому неудиви­тельно, что в процессе службы минонос­цам никогда не удавалось повторить до­стигнутые на испытаниях рекорды, а их фактическая скорость была на три — че­тыре узла меньше декларируемой.
В этом отношении корабли типа «Сокол» не стали исключением и пониженная контрактная скорость судов отечественной постройки ожидаемо была ниже. Хотя её падение до 25 узлов у последних представителей серии никак нельзя оценить положительно.
Длинные и узкий корпус судна не позволял рассчитывать на хорошую поворотливость , но среди своих конкурентов маневренные качества головного корабля были вполне приемлемыми. Диаметр циркуляции на скорости 22,5 узла составил 2,5 кбт (около 8 длин кор­пуса), время циркуляции — 2 мин 33 с.

Экипаж и обитаемость

Экипаж головного корабля типа «Сокол», насчитывал 48 человек, из которых 43 матроса и кондуктора и 5 офицеров. На отечественных копиях штат экипажа изменился до 4 офицеров и 48 нижних чинов.

Офицерские помещения, в том числе и каюта командира, располагались сра­зу же за машинным отделением; далее в корму шли каюта кондукторов и мат­росский кубрик. Второй кубрик находил­ся в носовой части; между ним и первым котельным отделением размещался кам­буз. Условия обитаемости на минонос­цах были самыми что ни на есть спар­танскими. Впрочем, на столь небольших и плотно «упакованных» механизмами кораблях по-другому и быть не могло.

Модернизации и переоборудования

Модернизации времён Первой мировой войны

Первое изменение в конструкции эсминцев типа «Орфей» произошло ещё во время достройки последних эсминцев серии. Весной 1916 года было принято решение демонтировать кормовой торпедный аппарат, и установить дополнительные два 102-мм орудия. Тогда же на корабли решили установить зенитное вооружение. Первоначально это были 40-мм автоматические пушки системы Vickers — на каждом эсминце устанавливали одну такую пушку на площадке между кормовым торпедным аппаратом и 102-мм орудием. На уже введённых в строй «Победителе» и «Забияке», а также на ожидавших ходовых испытаний «Громе» и «Орфее» это сделали в марте 1916 года. На остальных эсминцах вооружение изменили в процессе достройки.

Зимой 1916—1917 годов на всех кораблях серии осуществили усиление набора и обшивки в районе среза полубака. Слабость корпуса в этом месте выявилась при спуске на воду «Грома» и «Орфея» и ходовых испытаний «Забияки».

В 1917 году вследствие низкой надёжности 40-мм автоматов их стали по мере возможности заменять на зенитные орудия других систем. На эсминцах «Победитель» и «Гром» установили 63,5-мм аэропушки Обуховского завода, а на «Забияке» и «Орфее» 76-мм орудие Лендера. Новые орудия устанавливались на юте, при этом 40-мм автоматы демонтировались вместе с площадкой, на которой они были установлены.

Восстановительные ремонты 1920-х

Эсминец «Урицкий» по состоянию на 1925 год.

В 1923—1924 годах эсминцы, получившие новые имена «Володарский» (бывший «Победитель»), «Урицкий» (бывший «Забияка»), «Энгельс» (бывший «Десна»), «Зиновьев» (бывший «Азард») и «Сталин» (бывший «Самсон»), прошли восстановительный ремонт, в ходе которого зенитное вооружение было унифицировано. На все корабли были установлено по одному 76-мм орудию Лендера, заменившего на эсминцах этого типа зенитные пушки других систем. На всех кораблях серии были установлены крытые мостики, а на кормовых мостиках — рамки радиопеленгатора.

Модернизации 1930-х

В 30-х годах все эсминцы типа «Орфей» прошли капитальный ремонт и модернизацию. Была проведена частичная замена набора корпуса и обшивки, а также перепланировка внутренних помещений. Была увеличена площадь средней надстройки, в которой разместили пост энергетики. Кормовая надстройка была демонтирована со своего места и установлена между кормовым торпедным аппаратом и вторым 102-мм орудием. Это изменение конструкции позволило увеличить углы горизонтальной наводки второго орудия.

Было усилено зенитное вооружение эсминцев путём установки одного или двух 45-мм полуавтоматов 21-К. А устаревшие к тому времени пулемёты «Максим» заменили на 12,7-мм пулемёты ДШК.

В носовом минном погребе были размещены гирокомпас и центральный артиллерийский пост (на эсминце «Урицкий» гирокомпас Сперри был установлен ещё в марте 1925 года) . Прежние дальномеры были демонтированы, а вместо них установлены дальномеры отечественного производства типа ДМ-3 с трёхметровой базой и ДМ-1,5 с полутораметровой базой. Кроме того, установили новые приборы управления торпедной стрельбой (система ГАК-1). Полностью обновлены средства связи и штурманское вооружение. Заменены турбогенераторы на более мощные типа ПСТ 24/14 мощностью 30 кВт, впоследствии заменённые на дизель-генераторы мощностью 30—5 кВт.

Модернизировано минно-торпедное вооружение. Торпедные аппараты остались прежними, но в 1938 году на вооружение эсминцев была принята новая торпеда 45-36Н. Для защиты от мин эсминцы были укомплектованы параванными тралами типа К-1. Параванны-охранители были размещены на тележках у среза полубака. Также в 30-х годах на вооружение были приняты новые образцы глубинных бомб (большие типа Б-1 массой 165 кг и малые типа М-1 массой 41 кг). Всего эсминцы принимали по 20-30 бомб обоих типов. Кроме того, на эсминцы устанавливались различные системы для постановки дымовых завес.

Эсминец «Урицкий» по состоянию на 1942 год (вверху) и на конец 1940-х (внизу).

Модернизации во время Великой Отечественной войны

Зимой 1941-1942 годов на «Урицком» вновь усилили зенитное вооружение установкой двух 37-мм зенитных автоматов 70-К, а зимой 1942-1943 годов смонтирована гидроаккустическая станция британского производства типа «Дракон-128с».

Эсминец «Сталин» прошёл модернизацию в 1943 году. Как и на «Урицком» на нём усилили зенитное вооружение, в состав которого теперь входили две 45-мм полуавтоматические пушки 21-К, два 37-мм автомата 70-К, три 12,7-мм пулемёта ДШК и счетверённая 7,62-мм зенитная установка М-4. Было усилено и противолодочное вооружение установкой двух бомбомётов.

Эсминец «Разумный»

Эсминец «Разумный» проекта 7 прошел испытания и был спущен на воду в ноябре 1941 года. В задачи эсминца и его команды входило несение дозорной службы. В этот период одной из значимых страниц стало спасение команды корабля «Разящий», потерпевшего аварию. Командование «Разумного» успешно справилось с поставленной задачей. Для усиления Северного флота в 1942 году «Разумный» в числе еще трех эскадренных миноносцев был переправлен Северным морским путем в порт Полярный. Во время переправления судов «Разумный» оказался зажатым с двух сторон льдинами, но, в конце концов, все-таки благополучно прибыл в порт. С этого момента корабль начал нести службу в составе Северного флота, совершил несколько боевых походов и до конца войны активно нес конвойную службу.

Строительство новых эсминцев

С этого момента в Советском Союзе началось строительство принципиально новых, современных эсминцев. Технический проект этих судов был утвержден в 1934 году и получил название «Проект № 7». Строительство эскадренных миноносцев нового поколения, также известных как эсминцы проекта 7 («Гневный» — один из них), с этого момента было поставлено на поток и проходило под личным контролем главы государства И. В. Сталина. В это самое время недалеко от границ Советского государства английский эсминец напоролся на мину и затонул. Строительство было временно приостановлено, потому что судно, которое выходит из строя от одной мины, вряд ли можно было назвать совершенным. По приказу Сталина были срочно проведены проверки, нескольких конструкторов наказали. В итоге было решено строительство запланированного количества эсминцев проекта 7 закончить и спустить на воду, а следующую партию судов усовершенствовать и выпускать уже по улучшенному проекту.

Основные военные действия 1936-1939 гг.

Территорией вооруженного восстания военных стали такие города, как:

  • Кадис, Кордова, Севилья (южные регионы);
  • Галисия;
  • Огромная часть Арагона и Кастилии;
  • Северная часть Эстремадуры.

Власть была обеспокоена таким поворотом событий, поскольку на захваченных территориях было сконцентрировано почти 70% аграрного сектора Испании и 20% промышленных ресурсов. Мятежниками руководил в первые месяцы войны Хосе Санхурхо, который вернулся в Испанию из португальского изгнания. Но в 1936 году он трагично погиб в авиационной катастрофе, и путчисты выбрали нового лидера. Им стал генералиссимус Франсиско Франко, который получил титул вождь (на испанском «каудильо»)

Восстание было подавлено в крупных городах, т.к. верность республиканскому правительству сохранили флот, армейские гарнизоны, военно-воздушные силы. Военный перевес был именно на стороне республиканцев, которые регулярно получали оружие и снаряды с заводов и фабрик. Все специализированные предприятия военного сектора и промышленности остались под контролем руководства страны.

Хронология событий гражданской войны в течение 1936-1939 гг. выглядит следующим образом:

  • Август 1936 г. – мятежники захватывают город Бадахос, что позволило связать по суше разные центры противостояния, начать наступление в северном направлении на Мадрид;
  • К октябрю 1936 года Великобритания, Соединенные Штаты и Франция заявили о невмешательстве в войну, поэтому запретил любые поставки оружия в Испанию. В ответ, Италия и Германия стали регулярно посылать Франко вооружение, оказывать другие виды помощи. В частности, на Пиренеи были отправлены авиалегион Кондор и добровольческий корпус пехотинцев. Советский Союз не смог долго удерживать нейтралитет, поэтому стал поддерживать республиканцев. Правительство страны получило от Сталина боеприпасы, вооружение, отправлены солдаты и офицеры – танкисты, летчики, военные советники, добровольцы, которые хотели сражаться за Испанию. Коммунистический Интернационал призвал формировать интернациональные бригады, чтобы помогать бороться с фашизмом. Всего было создано семь таких отрядов, первый из которых был отправлен в страну в октябре 1936 года. Поддержка СССР и интербригад сорвало наступление Франко на Мадрид;
  • Февраль 1937 года сторонники каудильо ворвались в Малагу, начав стремительное продвижение в северном направлении. Их путь проходил по реке Харама, которая с южной стороны вела на столицу. Первые атаки на Мадрид произошли в марте, но итальянцы, которые помогали Франко, были разбиты;
  • Франкисты вернулись в северные провинции, и только к осени 1937 г. восставшим удалось закрепиться здесь окончательно. Одновременно происходило завоевание морского побережья. Армия Франко смогла прорваться к морю у города Винарис, в результате чего Каталония оказалась отрезанная от остальной части страны;
  • Март 1938 г. – январь 1939 г. происходило завоевание Каталонии франкистами. Завоевание этого региона было тяжелым и сложным, сопровождавшись зверствами, огромными потерями с обоих сторон, гибелью мирных жителей и солдат. огромными потерями с обоих сторон, гибелью мирных жителей и солдат. Свою столицу Франко обосновал в городе Бургос, где в конце февраля 1939 года был провозглашен диктаторский режим. После этого победы и успехи Франко вынуждены были на официальном уровне признать британское и французское правительства;
  • В течение марта 1939 года по очереди были завоеваны Мадрид, Картахена и Валенсия;
  • 1 апреля того же года Франко выступил по радио, обратившись к испанцам. В своей речи он подчеркнул, что гражданская война закончена. Спустя несколько часов американское правительство признало новое испанское государство и режим Франко.

Франсиско Франко решил сделать себя пожизненным правителем страны, выбрав себе в преемнике внука бывшего короля Альфонса Тринадцатого принца Хуана Карлоса (Бурбонская династия). Возвращение законного монарха на трон должно было снова превратить Испанию в монархию и королевство. Так и случилось после того, как 20 ноября 1975 года каудильо умер. Хуан Карлос был коронован и стал править страной.

Обитаемость

В условиях мирного времени численность экипажа эсминца составляет 196 человек, в том числе 48 мичманов и 25 офицеров. В военное время экипаж увеличивается до 358 моряков. Офицеры проживают в одно- и двухместных каютах, мичманы – в двух- или четырехместных, а матросы – в кубриках на 10-25 человек. В любом случае на каждого члена экипажа приходится не менее 3 м2 жилой площади.

На борту оборудованы две кают-компании для питания офицеров и мичманов, а также несколько столовых, в которых питаются матросы. Для купания на судне есть несколько душевых и сауна. Кроме того, в распоряжении экипажа — библиотека, кинозал, и даже сборной бассейн.

Жилые и рабочие помещения судна оборудованы системой кондиционирования. В плане условий обитания экипажа эсминцы данной модели выгодно отличаются от других советских кораблей.

Стандартного запаса провизии достаточно, чтобы судно автономно существовало на протяжении 30 суток.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: