Звезда 1/35 pz. iv ausf. f1 — последний из короткоствольных

Вопрос 13

Прочитайте сообщение, опубликованное в армейской газете военных лет, и назовите наступательную операцию советских войск, приведшую к событию, о котором идёт речь в данном тексте.

«Блокада прорвана! Мы давно верили, что прорыв будет. Мы были уверены в этом в самые чёрные месяцы Ленинграда – в январе и феврале прошлого года. Наши погибшие в те дни родные и друзья, те, кого нет с нами в эти торжественные минуты, умирая, упорно шептали: «Мы победим». Они отдали свои жизни за освобождение Ленинграда. И мы сами, каменея от горя, не в силах даже облегчить свою душу слезами, хороня их в мёрзлой земле без всяких почестей, в братских могилах, вместо прощального слова клялись им: «Блокада будет прорвана. Мы победим!» Мы чернели и опухали от голода, валились от слабости с ног на истерзанных врагом улицах, и только вера в то, что день освобождения придёт, поддерживала нас. И каждый из нас, глядя в лицо смерти, трудился во имя жизни нашего города, и каждый знал, что день расплаты настанет, что наша армия прорвёт мучительную блокаду».

  • «Багратион»
  • «Искра»
  • «Кольцо»
  • «Кутузов»

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Типовой штатный состав танкового полка 1943г.:

  • Штабная рота полка — 8 танков Pz Kpfw IV.
  • 1-й танковый батальон:
    • Штаб — 8 танков Pz Kpfw IV.
    • 1-я танковая рота — 17 танков Pz Kpfw IV (3 взвода по 5 танков).
    • 2-я танковая рота — 17 танков Pz Kpfw IV (3 взвода по 5 танков).
    • 3-я танковая рота — 22 танка Pz Kpfw III (4 взвода по 5 танков).
  • 2-й танковый батальон:
    • Штаб — 8 танков Pz Kpfw IV и Pz Kpfw III.
    • 1-я танковая рота — 17 танков Pz Kpfw IV (3 взвода по 5 танков).
    • 2-я танковая рота — 22 танка Pz Kpfw III (4 взвода по 5 танков).
    • 3-я танковая рота — 22 танка Pz Kpfw III (4 взвода по 5 танков).

Чаще всего реальное количество танков в подразделениях отличалось от штатного.

В мае 1943 г. новые танки Pz Kpfw V «Пантера» получили 51-й и 52-й отдельные танковые батальоны, затем ими вооружались 23-й и 2б-й отдельные танковые полки и танковые полки дивизий СС «Дас Рейх» и «Лейбштандарте Адольф Гитлер».

По штату 1944 г. немецкая танковая дивизия имела танковый полк двухбатальонного состава. Первый батальон был вооружен танками Pz Kpfw V «Пантера», второй – танками Pz Kpfw IV. В состав батальона входили четыре роты по 17 танков в каждой. В штабе насчитывалось 8 танков. Всего в танковом батальоне «Пантер» по штату полагалось иметь 76 танков. В состав батальона входили также саперный взвод, взвод ПВО, с лета 1944 г. вооруженный самоходными 37-мм ЗСУ «Мёбельваген» или 20-мм четырехствольными ЗСУ «Вирбельвинд» и техническая рота, укомплектованная БРЭМ и различными автомашинами. В действительности в танковых батальонах вермахта бывало в среднем по 51-54 «Пантеры», а в войсках СС – до 64 танков этого типа. На самом деле танки Pz Kpfw V «Пантера» поступили на вооружение не всех танковых дивизий вермахта. В некоторых танковых полках оба батальона имели на вооружении только Pz Kpfw IV.

В начале 1944 г. штатный состав танковых рот составлял 17 танков, летом — уже 14, а в ноябре 1944 г. — по 10 танков в каждой роте.

В ходе всей войны наблюдалась тенденция общего сокращения количества танков в дивизии. Например, в 1939 г. по штату на танковую дивизию приходилось 328 танков, в 1941 г. – 160 — 221, в 1944 г. — 170, а весной 1945 г. – всего от 40 до 54 (в том числе «Ягдпанцер»). Уменьшение количества танков в 1939-1941 гг. было связано с увеличением количества дивизий, так как промышленность не могла обеспечить их полностью боевой техникой. Дальнейшие сокращения обусловливались изменением характера вооруженной борьбы на советско-германском фронте. Стремясь восстановить боевые возможности дивизий, германское командование включило в состав каждой из них более 40 САУ, а один из двух батальонов танкового полка перевооружался тяжелыми танками Pz Kpfw V «Пантера». В связи с переходом гитлеровской армии к стратегической обороне с осени 1943 г. и до конца войны происходит уменьшение численности личного состава, а также различных образцов боевой техники и вооружения.

Средние танки

Далее рассмотрим категорию «танков артиллеристских», которые предназначались для макси­маль­ного приближения к противнику мощного огневого воздействия по живой силе и боевым средствам.

Танки артиллерийской поддержки пехоты изначально не предназначались для борьбы с себе подобными целями. Отличительной особенностью танков этой категории являлись коротко­ствольные пушки (у танка T-IV длина ствола в калибрах L равна 24), начальная скорость снаряда которых и, следовательно, пробиваемость этих орудий была весьма низкой (45-мм советская пушка 20К превосходила по бронепробиваемости 75-мм немецкую пушку танка T-IV на всех дистанциях). Для борьбы с пехотой наш танк Т-28 (благодаря наличию двух отдельных пулеметных башен) был вооружен лучше. Кроме того, некоторая часть танков Т-28 последних годов выпуска была вооружена более длинноствольными пушками и экранирована дополнительными броне­плитами толщиной 20-30 мм. Аналогичная модернизация в части усиления брони происходила и с немецкими танками (танки T-IV первых серий А, В, С и др. имели броню лоб – 30 мм, борт – 20 мм). Что касается короткоствольной пушки, то ее замена на длинноствольную (L 43) произошла только в апреле 1942 года. Широкие гусеницы советского танка Т-28 обеспечивали ему лучшую проходимость. В целом, по всей совокупности тактико-технических характеристик эти танки были равнозначными.

Рассмотрим, наконец, самое лучшее, что было на вооружении танковых дивизий вермахта и танковых дивизий РККА на 22 июня 1941 года, условно включенных в категорию «средних танков».

«Самые лучшие» это не мое мнение, а мнение государственной комиссии (из полсотни инженеров, конструкторов и разведчиков), которая под руководством наркома Тевосяна трижды в 1939–1941 годах подробно ознакомилась с состоянием немецкого танкового производства и из всего увиденного отобрала для закупки только единственный танк марки T-III. Самым лучшим танк T-III серий H и J стал благодаря двум обстоятельствам: новой 50-мм пушке KwK-38 и лобовой броне корпуса толщиной 50 мм. Все остальные типы танков наших специалистов не заинтересовали.

Этот танк на советском полигоне был всесторонне изучен и испытан стрельбой по бронецелям. Поэтому наше военно-политическое руководство прекрасно было осведомлено об уровне немецких танков и состоянии танковой промышленности Германии в целом.

В Красной Армии «самым лучшим» из категории «средних танков» был танк Т-34.

По всем показателям — подвижности, бронезащите, вооружению танк Т-34 превосходил самый лучший на июнь 1941 года немецкий танк T-III серий Н и J. Длинноствольная 76-мм пушка Т-34 пробивала любую броню самых защищенных немецких танков на дистанции 1000–1200 метров. В то же время ни один танк вермахта не мог поразить «тридцатьчетверку» даже с 500 метров.

А мощный дизель обеспечивал не только быстроходность и относительную пожаробезопасность, но и позволял на одной заправке пройти более 300 км.

Самую полную и квалифицированную оценку советскому танку Т-34 дал немецкий генерал Б. Мюллер-Гиллебранд:

И далее он пишет:

Подобные отзывы делают и другие генералы вермахта.

History

Development

The Pz.Kpfw. IV’s creation, like its predecessor the Pz.Kpfw. III, was devised by Heinz Guderian, where he envisioned a support tank to be used to handle anti-tank guns and fortifications. The Panzer IV was to work alongside the more numerable Panzer III in Panzer Divisions (three company of IIIs and one of IVs) to engage the enemy, giving the role of fighting enemy armoured forces to the Panzer IIIs. As a support tank, the tank was to have the short 75 mm howitzer as its main armament and have a weight limit of 24 tons. MAN, Krupp, and Rheinmetall-Borsig worked on the development of the tanks, but the Krupp’s model was selected for further testing.

The chosen model from Krupp, once finished, used a leaf-spring double-bogie system for its suspension, which was chosen instead of both a proposed interleaved suspension and the earlier devised torsion bar suspension system for the sake of faster production. The vehicle held five crew members, the commander, gunner, loader, radio operator (and hull machine gunner), and driver. Though it looked symmetrical, the Panzer IV turret was actually offset to the left of the chassis centre line a bit while the engine was also offset to the right, this was to allow the torque shaft to turn the turret. The offset also meant that most of the ammo is held on the right side of the tank in storage areas. The Panzer IV was then accepted into service and production began in 1936.

Panzer IV Ausf. F1

After the Battle of Poland and France, the deficiencies of the Ausf. C variant saw it being upgraded on October 1940 to the Ausf. E. Despite the new upgrades, the Panzer IV was upgraded again to refine its detail with the Panzer IV Ausf. F in April 1941. Still retaining the KwK 37 L/24 75 mm howitzer gun, but with now a full 50 mm thick glacis plate and an increase of side armour to 30 mm. The tracks are also widened from 380 to 400 mm to balance the increased weight from the Ausf. C’s 18 tons to the Ausf. F 22 tons.

The Ausf. F was the main Panzer IV variant during the start of Operation Barbarossa, but was soon found to be terribly outgunned by the appearance of the Soviet T-34 and KV-1 tanks. The short 75 mm howitzer was inadequate to deal with these new tanks at all. All was not lost though, as in the weeks before Barbarossa, a proposal was made to upgrade the Panzer IV with a new gun to increase its firepower, with the new 75 mm Pak 40 anti-tank gun. The resulting gun was the KwK 40 L/43 and up-gunned the Panzer IV Ausf. F. The Ausf. F was then renamed to F1 for the variants retaining the shorter 75 mm howitzer, and Panzer IV Ausf. F2 for the variants with the more lethal 75 mm KwK 40 L/43 gun.

Archive of the in-game description

The Pz. IV Ausf. F tank was the result of analysis of previous variants’ combat experience in Poland and France. The thickness of the front armour on the turret and hull was increased to 50 mm. The single-hinged hatches on the sides of the turret were replaced with double-hinged ones. The thickness and arrangement of viewports were modified. The front hull was straightened once again. The directional machine gun received a new Kugelblende 50 ball mount. The ammunition for the machine guns (both the gun paired with the cannon and the directional gun) was increased to 3,000 rounds. Since the hull’s weight was 48% greater than that of the Ausf. E variant, the vehicle received new 400-mm-wide tank treads instead of the 360 mm treads used earlier. Additional ventilation holes were located in the roof of the engine compartment and in the covers over the transmission hatch. The design and placement of the engine and turret rotation motor were modified.

All of these improvements were intended to increase the safety of the crew and the usability and serviceability of the vehicle.

The Krupp-Gruson, Vomag, and Nibelungenwerke companies manufactured this tank from April 1941 to March 1942.

A total of 437 were produced. Beginning in April 1942, the tank was designated Pz.Kpfw. IV Ausf. F1, since it was the basis for the design of the Pz.Kpfw. IV Ausf. F2, which included a new 75 mm 7,5 cm KwK 40 gun with a long 43-caliber barrel.

Pz.Kpfw. IV Ausf. F1 vehicles fought in Africa, on all parts of the Eastern Front from 1941 to 1944, and in Operation Citadel.

This variant was supplied to Germany’s allies: Hungary, Croatia, Turkey, and Spain. Captured Pz.Kpfw. IV Ausf. F tanks were eagerly used by the Red Army.

Первый десантный корабль отечественного флота «Эльпидифор»

Первые десантные корабли появились в боевом составе отечественного флота на Чёрном море незадолго до начала Первой мировой войны. Суда этого класса назывались «эльпитифорами» и были заказаны в рамках военной программы 1915 года. Контракт предусматривал постройку тридцати кораблей. Проект был разработан на основе чертежей рыболовецкой шхуны «Эльпитифор», которая имела хорошие мореходные качества. Такие корабли имели водоизмещение от 1000 до 1300 тонн. Они могли взять на борт от 500 до 1000 десантников. Также на верхней палубе судна размещались артиллерийские орудия, лошади и повозки. Вооружены первые десантные корабли были двумя или тремя пушками калибром от 120 до 37 мм и двумя пулеметами Максим.

Проект судна Эльпидифора

Эльпидифоры принято считать самыми удачными десантными средствами Первой мировой войны. Корабли этого типа принимали активное участие в десантных операциях по снабжению и перевозке войск, использовались для постановки и траления мин, артиллерийской поддержки, а также охраны морских рейдов. Шесть кораблей типа «Эльпидифор» переоборудованные в минные тральщики и канонерские лодки принимали участие в боях Великой Отечественной войны. Два из них погибли.

Первое десантное судно Красная Абхазия класса Elpidifor

После гражданской войны в Советском Союзе долгое время не занимались ни разработкой тактики проведения морских десантных операций, ни строительством для этих целей специализированных судов. К этой теме вернулись лишь в середине 30-х годов. К тому времени СССР уже отставала от ведущих морских держав в проектировании и строительстве морских судов данного типа. Но приоритеты в развитии флота оказались иными. На строительство десантных кораблей не нашлось ни денег, ни времени. Интересные конструкторские разработки легли под сукно на целое десятилетие.

В ходе Великой Отечественной войны Рабоче-крестьянский Красный флот провел сотни десантных операций. Из-за отсутствия специализированных судов для этих целей использовались самые разные средства от рыболовных шаланд и малых охотников до эсминцев и крейсеров. Выгрузка боевой техники на не оборудованных побережьях с таких кораблей была делом крайне сложным, трудоёмким и длительным. Это приводило к значительным потерям в глубине обороны.

Первоначальный успех не развивался, лишь в ходе быстротечной войны с Японией 1945 года Тихоокеанский флот при проведении десантных операций использовал специализированные суда, которые продемонстрировали высокую эффективность. Но все эти корабли были предоставлены союзниками США и Великобританией по ленд-лизу.

Окончание Второй мировой войны привело к радикальным стратегическим изменениям. Бывшие союзники стали противниками. Начался период глобального противостояния двух сверхдержав — США и СССР. Стартовала гонка ядерных вооружений. За расширение и перераспределение сфер влияния в мире развернулась борьба, сопровождаемая демонстрацией военной мощи. В этой игре мускулов особая роль отводилась ВМС.

В отличие от США, СССР не обладал флотом способным решать разнообразные задачи на океанских просторах. В этой ситуации военно-политическое руководство Советского Союза приняло решение об увеличении численности надводных кораблей, повышении их боевой мощи и развития всех средств и сил флота. Первая послевоенная кораблестроительная программа рассчитанная на период с 1946 по 1955 год помимо боевых надводных и подводных кораблей океанской зоны также предусматривала строительство специальных десантных кораблей различного класса. За десять лет предполагалось построить 5850 боевых кораблей и вспомогательных судов. Нашлось место в программе и для 195 десантных кораблей дальнего и ближнего действия. Однако экономика Советского Союза не могла справиться с таким масштабным заданием, поэтому в отношении амфибийных сил решили ограничиться созданием малого танко-десантного транспорта.

Usage in battles

Any veteran of the Ausf. C and E should feel right at home in this vehicle. Usage is the same, players should only be careful of some possible new opponents, coming from higher Tiers. In general, it is still an excellent short range corner-cleaner.

The gun is very powerful, with a great rate of fire, but it suffers from low penetration. HEAT shells can be used to solve this issue, but they do a lot less post-penetration damage. The Pz.IV F1 is often capable of annihilating an enemy vehicle with a single AP shell. It has a fair amount of armour as well, however, due to the lack of an actual slope it may seem considerably more fragile than some Soviet vehicles when facing AP shells.

Against most threats, it is often wiser to close in with the enemy vehicle, to make targeting the weakest areas possible, increasing the chance of successful penetration. When engaging vehicles at close range, it is, for example, a good idea to count on the slower turret speed of the Soviet machines, allowing the player to circle around them with ease and deliver devastating shots. Bear in mind that while this tank can easily obliterate any vehicle at its own BR, against higher tier enemies the relatively poor penetration of the gun and very slow shell travel speed can become a problem. Avoiding direct encounters, and using flanking manoeuvres is advisable.

Pros and cons

Pros:

  • Fast reload speed for short 75 mm (Great when using HEAT rounds)
  • Decent mix of protection and mobility
  • Good traverse rate
  • Excellent gun depression

Cons:

  • Poor AP penetration at range
  • Weak side armour
  • Huge and weak commander cupola
  • Frail engine and ammo rack
  • Narrow tracks -> poor performance in soft/sandy terrain (most notable in realistic modes)
  • F1 is a bit heavier and slower than previous Pz.IV tanks
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: