Торпедный катер г-5

Торпеды Российского флота XIX века

Торпеда Александровского

В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами , которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя. Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».

Торпеда Александровского 1875 года

Занятый постройкой подводной лодки, Александровский смог приступить к изготовлению своей торпеды только в 1873 году, когда торпеды Уайтхеда уже стала поступать на вооружение. Первые образцы торпед Александровского были испытаны в 1874 году на Восточном Кронштадтском рейде . Торпеды имели сигарообразный корпус, изготовленный из 3,2-мм листовой стали. 24-дюймовая модель имела диаметр 610 мм и длину 5,82 м, 22-дюймовая – 560 мм и 7,34 м соответственно. Вес обоих вариантов составлял около 1000 кг. Воздух для пневматического двигателя закачивался в резервуар объемом 0,2 м3 под давлением до 60 атмосфер. через редуктор воздух поступал в одноцилиндровый двигатель, напрямую связанный с хвостовым винтом . Глубина хода регулировалась с помощью водяного балласта , направление хода – вертикальными рулями .

На испытаниях под неполным давлением в трех пусках 24-дюймовая версия прошла расстояние в 760 м, выдерживая глубину около 1,8 м. Скорость на первых трехстах метрах составила 8 узлов , на конечных – 5 узлов. Дальнейшие испытания показали, что при высокой точности выдерживания глубины и направления хода. Торпеда была слишком тихоходная и не могла развить скорость более 8 узлов даже в 22-дюймовая варианте. Второй образец торпеды Александровского был построен в 1876 году и имел более совершенный двухцилиндровый двигатель, а вместо балластной системы выдерживания глубины был применен гиростат, управляющий хвостовыми горизонтальными рулями. Но когда торпеда была готова к испытаниям, Морское министерство направило Александровского на завод Уайтхеда. Ознакомившись с характеристиками торпед из Фиуме, Александровский признал, что его торпеды значительно уступают австрийским и рекомендовал флоту закупить торпеды конкурентов. В 1878 году торпеды Уайтхеда и Александровского были подвергнуты сравнительным испытаниям. Российская торпеда показала скорость 18 узлов, уступив всего 2 узла торпеде Уайтхеда. В заключении комиссии по испытаниям был сделан вывод, что обе торпеды имеют схожий принцип и боевые качества, однако к тому времени лицензия на производство торпед уже была приобретена и выпуск торпед Александровского был признан нецелесообразным.

Влияние криптографии

Участникам конференции было неизвестно, что американская «Черная палата» «(Cypher Bureau, разведывательная служба США), которым командовал Герберт Ярдли, шпионило за сообщениями делегаций в их столицах. В частности, японские сообщения были тщательно расшифрованы, и американские переговорщики смогли заключить абсолютно минимально возможную сделку, которую японцы указали, что они когда-либо пойдут.

Поскольку это было непопулярно среди большей части Императорского флота Японии и с Для все более активных и важных ультранационалистических групп ценность, которую признало правительство Японии, вызвала много подозрений и обвинений среди японских политиков и военно-морских офицеров.

История службы

22 июня 1941 года, в день вторжения немцев в Советский Союз, на вооружении находилось 254 G-5. Балтийский флот — 60, Черноморский флот — 92, Тихоокеанский флот — 135, Каспийская флотилия — шесть. Во время войны 73 были потеряны в бою, а 31 был списан, так как пришел в негодность. К концу войны в 1945 году 24 находились на вооружении Балтийского флота, 134 — на Тихоокеанском флоте и шесть — все еще в Каспийской флотилии.

Многие из советских G-5 использовались для разных ролей. (десантные части, транспорты, сопровождение и т. д.) и наблюдалось относительно небольшое количество торпедных атак по вражеским целям. В Балтийском море ТК-94 нанес удар по локальному значительному потоплению финского минного заградителя Риилахти. Единственным другим известным затоплением, вызванным G-5 в Балтийском море, был немецкий тральщик M37. Так и в Черном море было одержано немного побед. В ходе Крымского наступления в ночь на 27 апреля три G-5 атаковали и повредили немецкий охотник за подводными лодками UJ-104 возле Севастополя. Румынская канонерская лодка Sublocotenent Ghiculescu открыла огонь трассирующими снарядами, что позволило еще нескольким военным кораблям определить местонахождение трех лодок и начать стрельбу, в результате чего один из G-5 был потоплен. UJ-104 был отбуксирован в Севастополь, а затем потоплен советскими самолетами. Позже несколько самолетов G-5 потопили уже поврежденный и заброшенный румынский заградитель «Румыния».

18 ноября 1942 года финский торпедный катер Syöksy, захваченные катера G-5 Vinha и Vihuri, а также минный заградитель KM- лодка, атаковавшая советские корабли в гавани Лавансаари. Сёксы потопила советскую канонерскую лодку «Красное знамя», хотя позже она была поднята и снова принята на вооружение.

Экспорт

Четыре лодки были переданы ВМС Испании во время Гражданская война в Испании, двое продолжают нести службу после войны в испанском националистическом флоте до 1946 года. Некоторые из них были переданы Советским Союзом Северной Корее после окончания войны.

И в атаку, и в разведку

Первое, что приходит в голову при слове «торпедный катер», это мчащийся поднимая буруны кораблик, атакующий вражеский транспорт, или миноносец. Тактика катерников была разнообразной: они парами или группами выходили на свободную охоту, прятались в засадах под берегами и в шхерах возле маршрутов вражеских конвоев, совершали нападения на порты и даже вели маневренные бои при поддержке авиации. И, конечно, прославились советские катерники прежде всего именно этими лихими атаками.

Кроме того, уже в самом начале войны стало понятно, что корабли такого типа могут выполнять и множество других функций. Например, когда Красная Армия вынуждена была оставить не только Крым, но и часть Черноморского побережья Кавказа, катера стали использовать как конвой для… эшелонов! Базировавшиеся в Черном море немецкие подлодки подходили по ночам к берегу и из своих пушек обстреливали поезда, идущие вдоль побережья. Чтобы отпугнуть немцев, и стали использовать катера: их высокая скорость и торпеды были достаточной угрозой для подводников.

Но таких экзотических примеров не много, и гораздо чаще торпедным катерам доводилось заниматься другой работой. Как корабли, имеющие осадку не больше метра, они могли подходить вплотную к берегу, причем не только в ясную погоду, но и в туман, не слишком опасаясь подводных препятствий; на малом ходу они были почти бесшумными, а на крайний случай на каждом катере имелась система постановки дымовой завесы. Все это превращало торпедные катера в идеальное средство доставки разведывательных групп, десантов и боеприпасов для них. Кроме того, дюралевый или деревянный корпус позволял использовать эти корабли для борьбы с донными магнитными минами: они «глушили» их своими глубинными бомбами, и те же бомбы применялись для борьбы с подлодками.

Такая разнообразная работа делала службу на торпедных катерах очень опасной: порой эти кораблики, многие из которых строились из дерева (как те же Д-3), возвращались на базы с парой, а то и тройкой сотен пробоин. Стоит ли удивляться, что за годы войны был потерян каждый четвертый торпедный катер из состава флота. К 22 июня 1941 года в РККФ числились 269 кораблей этого типа, в военное время в строй вступили ещё 154 катера отечественной постройки и 166 полученных по ленд-лизу, а потери составили 139 торпедных катеров.

Моторный торпедоносец

CMB №4Vosper 73-ft. моторный торпедный катерПТ-105PT лодкаэлектронные катера

До Первой мировой войны паровые торпедные катера были крупнее и тяжелее, чем были до сих пор. быть использованным. Новый двигатель внутреннего сгорания генерировал гораздо больше мощности при заданном весе и размере, чем паровые двигатели, и позволил разработать новый класс малых и быстрых лодок. Эти мощные двигатели могли использовать корпуса глиссирующего корпуса и были способны развивать гораздо более высокую скорость от 30 до 50 узлов (56-93 км / ч) в соответствующих морских условиях, чем водоизмещающие корпуса. Лодка могла нести от двух до четырех торпед, выпущенных из простых стационарных пусковых установок, и несколько пулеметов.

Во время Первой мировой войны три младших офицера Харвич Форс предположили, что небольшие моторные лодки с торпедой могут преодолевать защитные минные поля и атаковать корабли Императорского германского флота, стоящие на якоре на своих базах. В 1915 году Адмиралтейство подготовило требование к персоналу, в котором требовалось проектировать прибрежную моторную лодку для службы в Северном море. Ожидалось, что эти лодки будут иметь высокую скорость и будут использовать легкие и мощные бензиновые двигатели, доступные тогда. Скорость лодки при полной загрузке должна была составлять не менее 30 узлов (56 км / ч), а топлива должно было быть достаточно, чтобы обеспечить значительный радиус действия.

Они должны были быть вооружены различными способами: торпедами, глубинными бомбами или для установки мин. Вторичное вооружение было бы обеспечено ручными пулеметами, такими как пистолет Льюиса. CMB были разработаны Торникрофтом, имевшим опыт работы с небольшими быстроходными лодками. Двигатели не были собственными морскими двигателями внутреннего сгорания (так как их было мало), а адаптировали авиационные двигатели таких фирм, как Sunbeam и Napier. Всего было построено 39 таких судов.

Канал Даш

итальянские торпедные катера потопили австро-венгерские SMS Wien в 1917 г. и SMS Szent István в 1918 г. Во время гражданской войны в России британские торпедные катера совершил набег на Кронштадт гавань, повредив два линкора и потопив крейсер.

Такие суда оставались полезными во время Второй мировой войны. Моторные торпедные катера Королевского флота (МТБ), Kriegsmarine ‘S-Boote’ (Schnellboot или «быстроходная лодка»: британцы называли их E-boat ), (Итальянский) MAS. и M.S., ВМФ СССР G-5 и US катера PT (расшифровывается как «Патрульная торпеда») все были этого типа.

Классическим действием быстрых торпедных катеров был Channel Dash в феврале 1942 года, когда немецкие электронные катера и эсминцы защищали флотилию Scharnhorst, Gneisenau, Prinz Eugen и несколько меньших кораблей прошли через Ла-Манш.

Во время Второй мировой войны торпедным катерам серьезно мешала более высокая скорость флота; хотя у них все еще было преимущество в скорости, они могли догнать более крупные корабли, только бегая с очень высокой скоростью на очень короткие расстояния, как показано в Channel Dash. Еще большую угрозу представляло повсеместное появление патрульных самолетов , которые могли выслеживать торпедные катера задолго до того, как они могли поразить свои цели.

Во время Второй мировой войны военно-морские силы Соединенных Штатов использовали быстрые деревянные ПТ-катера в южной части Тихого океана в ряде ролей в дополнение к первоначально предполагавшейся торпедной атаке. Катера PT выполняли разведывательные, переправочные, курьерские, поисково-спасательные операции, а также выполняли обязанности по защите от дыма. Они принимали участие в боевых действиях флота и работали небольшими группами и поодиночке, чтобы атаковать линии снабжения противника. В конце войны на Тихом океане, когда крупных целей стало не хватать, многие катера PT заменили два или все четыре своих торпедных аппарата дополнительными орудиями для поражения прибрежных катеров снабжения и барж противника, изолировав удерживаемые противником острова от снабжения и подкрепления. или эвакуация.

Самым значительным военным кораблем, потопленным торпедным катером во время Второй мировой войны, был крейсер HMS Manchester, который был атакован двумя итальянскими торпедными катерами (MS 16 и MS 22) во время Операция «Пьедестал» 13 августа 1942 года. Похоже, что торпеда, смертельно поразившая Манчестер, была запущена МС. 22 (TV Franco Mezzadra) с расстояния около 600 метров.

Судостроительный застой

В июне прошлого года вице-адмирал Игорь Воронченко раскритиковал власти Украины за отказ профинансировать строительство корвета из серии «Владимир Великий» проекта 58250. Изначально на эти цели планировалось выделить из бюджета $52 млн. Напомним, судно было заложено ещё до событий 2014 года. Программа строительства корветов была принята в 2008 году, разработкой кораблей занимались конструкторы николаевского Исследовательско-проектного центра кораблестроения. В планы Киева входило создание 12 кораблей этой серии до 2016 года, но в итоге не было построено ни одного.

Как заявил Воронченко, если средства на строительство корвета не будут выделены, украинское судостроение рискует пройти «точку невозврата», а порядка 9 тыс. человек могут остаться без работы. 

Фактически за все годы независимости Украины её ВМС получили, за исключением катеров, только одно новое судно — фрегат «Гетман Сагайдачный», заложенный ещё в 1990 году.

Относительных успехов Киеву удалось добиться только в строительстве речных артиллерийских катеров проекта «Гюрза-М». Эти корабли изначально были предназначены для несения вахты в приграничных реках, озёрах и в прибрежной морской зоне, чтобы обороняться от малоразмерных кораблей возможного противника. Именно такие катера — «Бердянск» (бортовой номер U-175) и «Никополь» (U-179) — были задержаны российской стороной в Керченском проливе в конце прошлого года наряду с рейдовым буксиром «Яны Капу».

Также по теме


«Предвыборный трюк»: с чем может быть связана продажа Петром Порошенко завода по производству боевых катеров

Принадлежащий Петру Порошенко фонд «Прайм Эссетс Кэпитал» объявил о грядущей продаже предприятия «Кузница на Рыбальском», которое…

В общей сложности было построено шесть катеров «Гюрза-М», ещё два строится на заводе «Кузница на Рыбальском».

Кроме того, в сентябре прошлого года был спущен на воду первый украинский десантно-штурмовой катер проекта 58503 «Кентавр».

Как заявил, выступая в феврале на брифинге, заместитель начальника главного управления оборонного планирования Генштаба ВСУ Вячеслав Демьяненко, в текущем году ВМС Украины рассчитывают получить один малый бронированный артиллерийский и два десантных катера.

При этом большие надежды украинское командование возлагает на помощь Вашингтона: американские партнёры уже передали Киеву два списанных патрульных катера без вооружений — Drummond (WPB-1323) и Cushing (WPB-1321) класса Island, суда были построены в 1988 году, а в 2017-м списаны. Тем не менее Киеву пришлось потратить на их транспортировку и обучение личного состава $10 млн. Как сообщил ранее начальник управления кораблестроения Военно-морских сил Украины Василий Радчук, к эксплуатации катера будут готовы приблизительно летом 2019 года.

Интерес Киева к судам проекта Island вполне объясним, считают эксперты. Дело в том, что эти суда превосходят по своим характеристикам катера украинского производства. Корабли проекта «Гюрза-М» в большей мере предназначены для несения боевой вахты на реках, так как способны выдерживать качку только в два-три балла, в то время как катера Island могут выходить в открытое море на сотни миль и нести службу даже при шторме в четыре или пять баллов.

Советские торпедные катера в Великой Отечественной войне

К началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров. Подавляющее большинство из них были конструкции А. Н. Туполева.

Катера типов Ш-4 и Г-5, «туполевские», имели ряд недостатков, наиболее существенным из которых была малая мореходность. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Этому недостатку катера во многом были обязаны своему «авиационному» происхождению. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у Ш-4 и Г-5 была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же время создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

«ТРОЙКИ»

Накануне войны в СССР был разработан проект более крупного и мореходного торпедного катера, причем сразу в двух вариантах — с деревянным корпусом (Д-3) или стальным (СМ-3). Стальной катер построили лишь в одном экземпляре, а вот строительство деревянных развернули серией, причем на двух заводах — в Ленинграде и Сосновке.

Читать: МиГ-15 — различные модификации

Д-3 обладали повышенными мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта Г-5. Скорость хода зависела от мощности использовавшихся двигателей. ГАМ-34 по 750 л. с. позволяли катерам развивать ход до 32 узлов, ГАМ-34ВС по 850 л. с. или ГАМ-34Ф по 1050 л. с. — до 37 узлов, ленд-лизовские «Паккарды» мощностью по 1200 л. с.-48 узлов.

На катерах Д-3 впервые были установлены бугельные торпедные аппараты бортового сбрасывания. Достоинство их было в том, что они позволяли производить залп со «стопа», в то время как катера типа Г-5, оборудованные желобковыми ТА кормового сбрасывания, при этом должны были развить скорость не меньше 18 узлов — в противном случае они не успевали отвернуть от выпущенной торпеды.

Головной катер Д-3 в августе 1940-го был включен в состав ЧФ. 13 июня 1942-го он потопил итальянскую подводную лодку СВ-5, а 1 августа совместно с катером СМ-3 — германскую быстроходную десантную баржу F 334. Серийные Д-3 поставлялись в основном на Северный флот, где была остро востребована их мореходность.

Читать: Учебно-тренировочный самолет М-346 «Мастер» — «итальянец» с российской родословной

На базе Д-3 строились и морские охотники — на них вместо торпедных аппаратов устанавливалась 37-мм пушка, а боекомплект глубинных бомб был увеличен с 8 до 12 единиц.

«КОМСОМОЛЕЦ»

Параллельно с катером Д-3, предназначенным для усиления малых ТКА, велась разработка торпедного катера меньших размеров, призванного заменить Г-5. Катер, получивший название «Комсомолец», почти не отличаясь от Г-5 по водоизмещению, имел более совершенные трубные торпедные аппараты и нес более мощное зенитное и противолодочное вооружение.

Головной «Комсомолец» вошел в состав Черноморского флота в марте 1941 года. Постройка серийных катеров, существенно отличавшихся от прототипа (проект получил обозначение «123бис»), началась только в 1944 году на Тюменской судоверфи.

«Комсомолец» имел реданный дюралюминиевый корпус, разделенный водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. Два бензиновых мотора устанавливались один за другим. Большинство «Комсомольцев» военной постройки вошли в состав Тихоокеанского флота, но некоторые были доставлены на Балтику и Черное море. Балтийские катера успели принять участие в боевых действиях, добившись некоторых успехов. В частности, 15 апреля 1945 года ТК-131 и ТК-141 торпедировали эсминец Z-34. Тяжело поврежденный вражеский корабль был полностью выведен из строя. А 25 апреля ТК-133 потопил транспорт «Эмиль Заубер». Проект «Комсомолец» оказался настолько удачным, что строительство таких катеров продолжалось и после войны — вплоть до 1955 года. С 1949-го постройку перенесли из Тюмени в Феодосию. Всего выпустили 89 катеров пр. 123бис, 42 — пр. М-1236ис и 205 — пр. 123К. Две последние модификации отличались заменой импортных бензомоторов на отечественные дизели и рядом других усовершенствований.

Ха-ха

Вау

Доволен

Печально

Злюсь

Voted Thanks!
  • Торпедные катера типа «Хиггинс»
  • Катера типов «Фэрмайл» и «Элко» — основа «маскитного» флота
  • Торпедные катера типа Г-5
  • Пограничные катера проектов 205П, 1400 и 1204
  • Ракетные катера проекта 183Р
  • Катера типа «Воспер»
  • Большие торпедные катера проектов 206 и 206М
  • Торпедные катера типа S-Boot
  • Речные катера США — «флот коричневых вод»
  • Патрульные катера типа PCF
  • «Раумботы» — катера-тральщики кригсмарине
  • Десантные катера типа LCM-6 — малые «танконосцы»

«Имиджевые задачи»

Как пояснил главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе американский генерал Кёртис Скапаротти, выступая накануне на слушаниях в палате представителей конгресса США, поддержка Украины со стороны Соединённых Штатов в связи с недавним инцидентом в Керченском проливе главным образом будет заключаться в передаче Киеву ещё двух списанных катеров.

Однако эксперты сомневаются в том, что такая «помощь» существенно изменит ситуацию для Киева.

  • Заброшенные корабли ВМС Украины в Крыму
  • Reuters

«В противостоянии с любым флотом, за исключением, может, флотов «банановых республик», украинские ВМС абсолютно бесполезны, украинский флот существует только на бумаге», — пояснил Борис Юлин.

Похожей точки зрения придерживается и эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов.

«Сейчас у Киева нет вообще никакого флота, есть только разрозненные корабли в небольшом количестве, причём старые. Чтобы называться флотом, ВМС должны включать ударные, эскортные, патрульные суда, сторожевые и ракетные корабли и т.д. Сейчас украинский флот нельзя считать боевой единицей. Американцы планируют передать ему несколько боевых кораблей. Но всё равно этого недостаточно, чтобы сформировать полноценный флот», — пояснил эксперт в интервью RT.

И даже о «москитной тактике» в Киеве могут только рассуждать, ведь для этого нужно наличие «москитных сил», добавляют эксперты. Это ракетные и торпедные катера и в какой-то мере подводные лодки прибрежного действия, вооружённые современным торпедным или ракетным оружием.

«Чтобы эти суда могли успешно действовать, они должны обнаружить цель раньше, чем она обнаружит их. А для этого желательно иметь господство в воздухе либо паритет. В противном случае применять эти корабли не получится. Украинский флот выполняет сегодня в большей мере имиджевые задачи», — подытожил Юлин.

4. Боевое применение

1 мая 1937 года на палубе испанского грузового судна Santo Tome в Картахену прибыли четыре Г-5, где их встречал Н. Г. Кузнецов (тогда еще советский военно-морской атташе в Испании). Уже тогда стала очевидна их низкая профпригодность, 2 из них были потеряны.
На Северном флоте служил только один Г-5 (№ 16), который из-за малого радиуса действия из боевой единицы был переведён в плавсредство.
На других театрах военных действий ситуация сложилась так, что только один раз за всю Великую Отечественную войну торпедные катера этого типа вышли в атаку на крупное соединение кораблей германских Кригсмарине. Германское соединение в составе крейсеров «Лейпциг», «Эмден» и эсминцев «Т-7», «Т-8», «Т-11» при участии тральщиков из 17-й флотилии обстреливали советские войска на полуострове Сырве. На перехват им вышли 4 торпедных катера. Описание развития дальнейших событий разнятся в зависимости от того, кто их описывает. Подтверждённым фактом является то, что немецкие корабли ушли и больше для обстрела советских войск на Саарема не участвовали.
В подавляющем большинстве остальных случаев боевого применения торпедные катера использовались не по прямому назначению: для высадки десанта, постановка минных заграждений, доставка грузов, обстрела побережья, противоборства с катерами и минными тральщиками противника.

5 катеров Г-5 в период войны попали также и в руки противника — 2 ТКА ((№111, №163) были захвачены немецкими войсками на Черном море и Балтике, 3 (№54, №64, №141) — финнами. Последние вошли в состав ВМС Финляндии (V-3, V-1 и V-2 соответственно), но после выхода Финляндии из войны в 1944 г. возвращены СССР. Наиболее результативным из них, в составе ВМС Финляндии, оказался V-2, потопивший совместно с двумя другими финскими ТКА канонерскую лодку Балтийского флота «Красное Знамя».

В годы ВОВ, на черноморском флоте находилось 2 бригады торпедных катеров (Новороссийская и Севастопольская бригады). Обе принимали активное участие в боевых действия. Благодаря скорости, и деревянному корпусу использовались при разминировании полей мин магнитно-контактного действия.

Последним оператором торпедных катеров Г-5 стала Корейская Народно-Демократическая Республика, получившая в конце 40-х годов из СССР 5 катеров этого типа. 2 июля 1950 г. северо-корейский отряд из 4-х катеров Г-5 попытался атаковать крейсера союзников «Джюно» (США) и «Джамайка» (Великобритания), блокировавших прибрежные воды в районе Чумунжина, но были вовремя обнаружены противником и почти все уничтожены артиллерийским огнем (спастись удалось лишь 1 катеру) так и не выпустив торпед.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: