Канонерские лодки типа “веспе”

Заграничные плавания[ | ]

После вступления в строй канлодка была отправлена на остров Крит в качестве судна-стационера. 23 сентября 1906 года она вышла из Кронштадта и 8 ноября прибыла в бухту Суда. В феврале 1907 года экипаж канонерской лодки оказывал помощь пассажирам терпящего бедствие у острова Элафонисси австрийского парохода «Кайзерин».

В июне 1912 года была сменена канонерской лодкой «Донец» и ушла на ремонт в Севастополь, получив разрешение турецкого правительства на проход Проливов. В Севастополе канлодка прошла капитальный ремонт корпуса и механизмов с заменой трубок в котлах и установкой кормовой мачты.

Ремонт закончился 17 октября 1912 года, после чего корабль возвратился в Суду. 27 января 1913 года лодка вышла из Греции и 25 апреля 1913 года прибыла в Кронштадт, где была зачислена в состав учебного отряда Морского корпуса.

Отрывок, характеризующий Канонерская лодка

«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо». – Так ты рада, и я хорошо сделал? – Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее. – Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена. Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы. На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам. – Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо. – Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша. Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала. – Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче! Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть. – Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь. Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала: – И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела. Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой. – Ах, Наташа! – сказала она. – Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало. Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою. – Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку. – Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея. «Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони. – Да, я его видела, – сказала она. – Как же? Как же? Стоит или лежит? – Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит. – Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа. – Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила. – Ну а потом, Соня?… – Тут я не рассмотрела, что то синее и красное… – Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

«Хининец» и «Сивуч»

В состав Балтийского флота в царское время входила самая молодая канонерка — «Хивинец». Предварительные испытания она прошла успешно. В процессе эксплуатации стойко выдерживала различные неблагоприятные условия. Строился «Хивинец» в 1904-1914 гг., во время укрепления Российского флота. Но конструкция была разработана еще в 1898 году. Так как не было предусмотрено никакой модификации, то такие канонерские лодки, чертежи которых вы можете увидеть в данной статье, имели весьма узкий функционал и не применялись повсеместно. Но довольно длительное время она служила базой для постройки других боевых кораблей. Обусловлено это тем, что она выживала в таких сражениях, в которых другие лодки шли на дно.

«Сивуч» известен своим сражением в Рижском заливе, где в неравной схватке она была уничтожена немецкими линкорами. Случилось это в 1915 году неподалеку от острова Кихну. Немецкие корабли хоть и уничтожили «Сивуч», но были вынуждены отказаться от дальнейших боевых действий в заливе и отступили. Героизм личного состава сохранил Ригу от немецких захватчиков. Канонерку за её подвиг называли балтийским «Варягом».

Причины войны

У каждой стороны, принявшей участие в войне, были свои претензии и причины для военного конфликта.

Российская империя: стремилась к пересмотру режима черноморских проливов; усилению влияния на Балканском полуострове.

На картине И. Айвазовского изображены участники предстоящей войны:

Николай I напряженно вглядывается в строй кораблей. За ним наблюдают командующий флотом коренастый адмирал М.П. Лазарев и его воспитанники Корнилов (начальник штаба флота, за правым плечом Лазарева), Нахимов (за левым плечом) и Истомин (крайний справа).

Османская империя: желала подавления национально-освободительного движения на Балканах; возвращения Крыма и черноморского побережья Кавказа.

Англия, Франция: надеялись подорвать международный авторитет России, ослабить ее позиции на Ближнем Востоке; отторгнуть от России территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии; укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, используя ее как рынок сбыта.

К середине XIX века Османская империя находилась в состоянии упадка,  кроме того, продолжалась борьба православных народов за освобождение от османского ига.

Эти факторы привели к появлению у русского императора Николая I в начале 1850-х годов мыслей по отделению балканских владений Османской империи, населённых православными народами, чему противились Великобритания и Австрия. Великобритания, кроме того, стремилась к вытеснению России с черноморского побережья Кавказа и из Закавказья. Император Франции Наполеон III, хотя и не разделял планов англичан по ослаблению России, считая их чрезмерными, поддержал войну с Россией как реванш за 1812 год и как средство укрепления личной власти.

У России с Францией произошел  дипломатический  конфликт  по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме, Россия, с целью оказать давление на Турцию, оккупировала Молдавию и Валахию, находившихся под протекторатом России по условиям Адрианопольского мирного договора. Отказ русского императора Николая I вывести войска привел к объявлению 4 (16) октября 1853 года Турцией, а за ней Великобританией и Францией, войны России.

Ход войны с основными событиями

1853 год
Начало года Российская империя потребовала от турецкого султана согласиться на русский протекторат (защиту) над всеми православными, находящимися в Османской империи. Османская империя отвечает отказом
21 июня Российская империя вводит войска в Дунайские княжества (Молдавия и Валахия)
Октябрь Османская империя объявляет России войну (4 октября); Российская империя объявляет войну Османской империи (20 октября)
Ноябрь Турецкая армия терпит поражение на Дунайском фронте. Турецкий флот также терпит поражение на Чёрном море (в Синопском сражении). Русским флотом командовал известный русский флотоводец П.С. Нахимов
Декабрь Великобритания и Франция ввели свои корабли в Чёрное море
1854 год
Июнь — июль Англо-франко-турецкие войска начинают наступление на суше. Проиграно сражение на реке Альме (Альминское сражение), русские войска отступают к Севастополю
Август — сентябрь Бой за Петропаловский порт на Дальнем Востоке. Союзнической армии пришлось отступить
Осень 1854 Бои в Балтийском море (безрезультатные для вражеской армии)
Сентябрь 1854 — август 1855 Оборона Севастополя русскими войсками. Спустя почти год осады города врагом русским пришлось сдать его южную часть
1855–1856 годы
1855 год Отдельные бои на Кавказе и в Балтийском море
18 февраля 1856 года Скончался Николай I. Престол переходит к его сыну Александру II
18 марта 1856 года Подписан Парижский мир, которым завершилась Восточная война

Оборона Севастополя

Проходила с 13 сентября 1854 года по 27 августа 1855 года.

В сентябре 1854 года после битвы на реке Альме русские войска отходят к Севастополю. Когда враг подошёл к городу, он решил не атаковать, а осадить город.

Русская армия экстренно начинает строить укрепления (фортификационные сооружения).

13 сентября началась осада города. Враг проводил бомбардировки города. Русские, чтобы снять осаду, трижды давали сражения.

27 августа враг в очередной раз штурмует Севастополь и захватывает Малахов курган — важную опорную высоту.

Русская армия решает отдать врагу южную часть Севастополя и отходит на север города. Отступая, русские сожгли эту часть города и затопили корабли.

Турция должна «заплатить высокую цену»

Президент Турции Исмет Иненю

Во время войны Турция формально оставалась нейтральной, но фактически подыгрывала гитлеровской Германии — особенно в первые годы, когда победа немцев казалось весьма вероятной. Так, в 1942 и 1943 годах турки — невзирая ни на какие конвенции — пропустили через проливы в Черное море германские десантные баржи, которые затем использовались в операциях на советском черноморском побережье.

Советскому Союзу приходилось держать значительные силы на черноморском направлении и в Закавказье, так как резонно нужно было опасаться открытого выступления Турции на стороне Гитлера. Турки уже давно зарились на советскую Армению и Грузию, так что их вступление в войну на стороне стран «Оси» было вполне вероятным.

Правда, великая победа в Сталинграде охладила авантюрные настроения турецкой верхушки. Но в Москве не забыли коварного поведения турок. И когда окончательная победа уже была близка — решили призвать Стамбул к ответу. Турки — по мнению советского руководства — должны были «заплатить высокую цену» за свое двурушничество. И этой «ценой» должны были стать именно проливы…

Средний десантный корабль проекта 188

Очередным шагом в развитии советского амфибийного флота стал десантный корабль проекта 188. Он отличался от своих предшественников подчеркнуто военным видом и для мирных целей не предназначался. С 1958 по 1963 год было построено 19 кораблей этого типа.

Средний десантный корабль проекта 188

Технические характеристики среднего десантного корабля проекта 188:

  • Водоизмещение — 1 460 тонн
  • Длина — 75 м
  • Скорость хода — 14 узлов
  • Силовая установка — два дизеля мощностью 4 000 л.с.
  • Дальность плавания — 2 100 миль
  • Экипаж — 66 человек.

Средний десантный корабль проекта 188 мог принять на борт 45 танков или 350 десантников с полным вооружением. Техника выгружалась на берег через носовые ворота по специальным аппарелям. Для размещения морских пехотинцев под танковый палубой были оборудованы специальные кубрики. Вооружение корабля составляли четыре скорострельных зенитных орудия калибра 57 мм. Ходовая рубка и пост управления высадкой защищались противопульной броней.

Десантный корабль проекта 188 производит высадку военной техники

Для своего времени танко-десантный корабль проекта 188 вполне отвечал требованиям советского флота и был способен выполнять задачи высадки тактических десантов на небольшом удалении от баз. В 40-50 годы развитие десантного флота во всем мире шло крайне медленными темпами. Активно строили новые суда амфибии только Соединенные штаты Америки. После войны в Корее на верхних палубах американских десантных кораблей начали устанавливать взлетно-посадочные площадки для вертолетов, поэтому же пути вскоре пошли и кораблестроители других стран.

Россия могла победить только при сохранении стабильности режима

Размеры материальной выгоды, которую приобрела бы Россия, если бы к концу Первой мировой войны находилась в лагере победителей, зависели, конечно, от состояния самой России. Была бы она достаточно сильна, чтобы отстоять своё право на плоды победы уже перед союзниками, за круглым столом международной мирной конференции?

Понятно, что такая историческая альтернатива должна исходить из допущения, что в феврале-марте 1917 года самодержавию удалось бы подавить революцию, и режим Николая II продержался бы до победы Антанты. Потому что восемь месяцев хозяйничанья Временного правительства показали достаточно ярко: все его действия привели к тому, что власть в России взяли большевики – сторонники сепаратного мира с Германией. Следовательно, победить Россия в Первой мировой войне могла только с царём во главе.

Сбросить «проклятие проливов»

Взгляд на проливы, как ключ к Черному морю, разделял и Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин.

И. Сталин

Именно тогда — сознавая уязвимость русских позиций на Черном море (и на Балтике) — Сталин решил создавать Северный флот. Чтобы хотя бы через арктические трассы иметь свободный выход в Мировой океан.

Правда, в 1936 году была заключена международная конвенция в Монтре (действующая до сих пор). Эта конвенция устанавливала ограничения для прохода военных судов нечерноморских держав через проливы. Нечерноморским государствам (Англии или, к примеру, США) было разрешено отправлять в Черное море только легкие надводные корабли. Причем общий тоннаж этих кораблей, единовременно находящихся в Черном море, не должен был превышать 30 тысяч тонн (а судов одной из держав — 20 тысяч тонн). Военные суда Турции, СССР и других стран, имеющих выход к Черному морю, — могли передвигаться через проливы без всяких ограничений.

Но все же и в таком виде статус проливов не устраивал Сталина. Потому что конвенция сохраняла исключительный суверенитет Турции над проливами. То есть Турция в любой момент могла закрыть проливы — как бы это было неудобно и как бы это ни нравилось Советскому Союзу. Кроме того, контроль за тоннажем чужестранных судов, входящих в Босфор, опять же было делом «доброй воли»турок. Стоило туркам рассориться с Советами — как они могли позвать к себе на подмогу сколько угодно вражеских кораблей, наплевав на все конвенции. Сталину такая ситуация не нравилась. Но пока приходилось терпеть, ожидая подходящего случая, чтобы сбросить с себя это «проклятие проливов». Подходящий случай, как казалось, представился в конце Второй мировой войны — в 1945 году…

Первый десантный корабль отечественного флота «Эльпидифор»

Первые десантные корабли появились в боевом составе отечественного флота на Чёрном море незадолго до начала Первой мировой войны. Суда этого класса назывались «эльпитифорами» и были заказаны в рамках военной программы 1915 года. Контракт предусматривал постройку тридцати кораблей. Проект был разработан на основе чертежей рыболовецкой шхуны «Эльпитифор», которая имела хорошие мореходные качества. Такие корабли имели водоизмещение от 1000 до 1300 тонн. Они могли взять на борт от 500 до 1000 десантников. Также на верхней палубе судна размещались артиллерийские орудия, лошади и повозки. Вооружены первые десантные корабли были двумя или тремя пушками калибром от 120 до 37 мм и двумя пулеметами Максим.

Проект судна Эльпидифора

Эльпидифоры принято считать самыми удачными десантными средствами Первой мировой войны. Корабли этого типа принимали активное участие в десантных операциях по снабжению и перевозке войск, использовались для постановки и траления мин, артиллерийской поддержки, а также охраны морских рейдов. Шесть кораблей типа «Эльпидифор» переоборудованные в минные тральщики и канонерские лодки принимали участие в боях Великой Отечественной войны. Два из них погибли.

Первое десантное судно Красная Абхазия класса Elpidifor

После гражданской войны в Советском Союзе долгое время не занимались ни разработкой тактики проведения морских десантных операций, ни строительством для этих целей специализированных судов. К этой теме вернулись лишь в середине 30-х годов. К тому времени СССР уже отставала от ведущих морских держав в проектировании и строительстве морских судов данного типа. Но приоритеты в развитии флота оказались иными. На строительство десантных кораблей не нашлось ни денег, ни времени. Интересные конструкторские разработки легли под сукно на целое десятилетие.

В ходе Великой Отечественной войны Рабоче-крестьянский Красный флот провел сотни десантных операций. Из-за отсутствия специализированных судов для этих целей использовались самые разные средства от рыболовных шаланд и малых охотников до эсминцев и крейсеров. Выгрузка боевой техники на не оборудованных побережьях с таких кораблей была делом крайне сложным, трудоёмким и длительным. Это приводило к значительным потерям в глубине обороны.

Первоначальный успех не развивался, лишь в ходе быстротечной войны с Японией 1945 года Тихоокеанский флот при проведении десантных операций использовал специализированные суда, которые продемонстрировали высокую эффективность. Но все эти корабли были предоставлены союзниками США и Великобританией по ленд-лизу.

Окончание Второй мировой войны привело к радикальным стратегическим изменениям. Бывшие союзники стали противниками. Начался период глобального противостояния двух сверхдержав — США и СССР. Стартовала гонка ядерных вооружений. За расширение и перераспределение сфер влияния в мире развернулась борьба, сопровождаемая демонстрацией военной мощи. В этой игре мускулов особая роль отводилась ВМС.

В отличие от США, СССР не обладал флотом способным решать разнообразные задачи на океанских просторах. В этой ситуации военно-политическое руководство Советского Союза приняло решение об увеличении численности надводных кораблей, повышении их боевой мощи и развития всех средств и сил флота. Первая послевоенная кораблестроительная программа рассчитанная на период с 1946 по 1955 год помимо боевых надводных и подводных кораблей океанской зоны также предусматривала строительство специальных десантных кораблей различного класса. За десять лет предполагалось построить 5850 боевых кораблей и вспомогательных судов. Нашлось место в программе и для 195 десантных кораблей дальнего и ближнего действия. Однако экономика Советского Союза не могла справиться с таким масштабным заданием, поэтому в отношении амфибийных сил решили ограничиться созданием малого танко-десантного транспорта.

Синопское сражение

С началом Крымской войны эскадра Черноморского флота, состоящая из парусных кораблей, под командованием адмирала Нахимова вышла в крейсерство к анатолийским берегам Турции.

В начале ноября 1853 года адмирал Нахимов из опроса команд торговых судов узнал, что турецкая эскадра под командованием вице-адмирала Осман-паши и английского советника А. Слейда, в составе семи фрегатов, трех корветов, двух пароходофрегатов, двух бригов и двух военных транспортов, следовавшая из Стамбула в район Сухум-Кале и Поти для высадки десанта, укрылась от шторма в Синопской бухте под защиту сильных береговых батарей. Для проверки полученных сведений адмирал направился к Синопу. Ночью поднялся сильный шторм, в результате которого несколько русских кораблей получили повреждения и вынуждены были отправиться на ремонт в Севастополь.

Корабли подошли к Синопской бухте и обнаружили турецкий флот. Несмотря на серьезное ослабление эскадры, Нахимов решил заблокировать неприятеля в бухте, а с прибытием подкрепления из Севастополя уничтожить его. 28 ноября Нахимов получил подкрепление. Теперь его эскадра состояла из шести линейных кораблей и двух фрегатов.

Нахимов не стал ждать выхода неприятельского флота из Синопа, а решил атаковать и уничтожить его в бухте. Тактический замысел Нахимова сводился к тому, чтобы как можно быстрее ввести свои корабли на Синопский рейд и с короткой дистанции атаковать противника одновременно всеми линейными кораблями. Исходя из этого замысла, Нахимов принял решение произвести сближение с противником двумя колоннами по трилинейных корабля в каждой. Построение кораблей в две колонны и быстрое развертывание сил сокращали время пребывания кораблей под огнем противника в момент сближения и позволяли в кратчайший срок ввести в бой всё линейные корабли.

День атаки был назначен на 30 ноября. В этот день в 9 часов 30 минут русская эскадра снялась с якоря и в двух кильватерных колоннах, по три линейных корабля в каждой, направилась на Синопский рейд. Правую колонну возглавлял Нахимов, державший свой флаг на корабле «Императрица Мария», левую — контр-адмирал Новосильский, находившийся на линейном корабле «Париж».

В 12 часов 28 минут флагманский корабль противника «Авни-Аллах» первым открыл огонь, вслед за ним открыли огонь по подходящим русским кораблям остальные турецкие корабли и береговые батареи. Турки вели огонь главным образом по рангоуту и парусам, стремясь затруднить движение русских кораблей на рейд и заставить Нахимова отказаться от атаки.

Несмотря на ожесточенный огонь, русские корабли без единого выстрела продолжали сближаться с противником и только с приходом на назначенные места и постановкой на шпринг открыли ответный огонь. Численное превосходство русской эскадры в артиллерии и прекрасная подготовка русских комендоров сразу же сказалась на результатах сражения. Особенно губительной была стрельба из пушек, разрывные бомбы которых вызывали на турецких деревянных кораблях большие разрушения и пожары.

Стрельба русских кораблей отличалась высокой точностью и большим темпом. За три часа русская эскадра уничтожила 15 кораблей противника и заставила замолчать все его береговые батареи. Только одному пароходу «Таиф», которым командовал английский офицер А. Слейд, советник турецкого флота, удалось спастись. Русские парусные фрегаты, оставленные Нахимовым в подвижном дозоре, пытались преследовать турецкий пароход, но безуспешно.

Таким образом, Синопское сражение закончилось полной победой русского флота. Турки потеряли 15 кораблей из 16 и около 3 тысяч убитыми и ранеными. В плен были взяты командующий турецкой эскадрой адмирал Осман-паша, три командира корабля и около 200 матросов. Русская эскадра не имела потерь в кораблях, но многие из них получили серьезные повреждения, особенно в рангоуте и парусах. Потери в личном составе составляли 37 убитыми и 233 ранеными. За время боя русская эскадра выпустила по противнику 18 тысяч снарядов.

Бой 9 января 1921 года

9 января 1921 года, после постановки минных заграждений в районе Ак-Мечети, приняв в Новороссийске на борт 2 торпедных катера фирмы «Торникрофт» — «Бедовый» и «Буйный» — следуя далее в Севастополь, КЛ № 7 в районе Анапы была атакована отрядом кораблей французского флота в составе двух эсминцев «Сакалав» и «Сенегалэ» (фр. Sakalave и Sénégalais соответственно, оба типа «Араб»), и одного тральщика (по другим источникам, третьим был либо транспорт, либо авизо или эсминец, который в бою не участвовал).

Г. А. Бутаков, командовавший канонерской лодкой (одновременно являясь командиром дивизиона катеров-истребителей МСЧиАМ), принял решение выбросить корабль на берег в районе Анапы, где «эльпидифор» смог бы найти защиту батарей береговой артиллерии. По некоторым источникам, потери среди экипажа составили 12 человек убитыми и много раненых (в том числе и командир корабля); при этом оба торпедных катера были также потеряны вместе с кораблём. По словам одного из моряков из машинного отделения, «в бою у нас было убито и ранено около 70 человек». Через некоторое время выжившие члены экипажа были переправлены в Севастополь.

Подготовка к военным действиям

Военно-морское командование не предполагало мобилизации судов с Волги, так как Волжский речной бассейн был очень далеко от предположительных военных баталий. Такое положение сказалось на подготовке технической документации и проектировании под дальнейшую мобилизацию.

«Н. Щорс» прошел мобилизацию 16 июля 1941 года и прошел реконструкцию в канонерку. После этого военное судно получило другое название – «Щорс». Чтобы перестроить на канонерскую лодку, было отведено 20 суток.

По приказу, необходимо было до 15 августа 1941 года, поставить Щорса в строй. Но так как формируемый экипаж не успел пройти достаточную подготовку, и снабжение вооружением запаздывало, судно было подготовлено только к концу сентября.

На лодку было установлено две 100 мм пушки, две 45 мм (зенитки) и три по 7.62 мм. Произошла полная реконструкция кают. Теперь здесь стало возможным размещение семидесяти двух человек. Такое решение стало возможным благодаря перепланировке кают в два кубрика.

Евгений Бронов

автору

Комплектация экипажа канонерки проводилась из военных (моряков, ходивших на военных кораблях) и гражданских (ходивших по рекам на баржах) лиц. Поднятие флага было проведено 28 августа 41-го года.

Конструкция

  • Водоизмещение: 1300 тонн (полное);
  • Длина: 72 (74,7) метра;
  • Ширина: 10,4 метра;
  • Осадка: 1,8 метра.

Десантные пароходы имели двойное дно. Также все помещения были электрифицированы, а в рубке установлена радиостанция. На передней мачте устанавливался прожектор диаметром 60 см. Для того, чтобы на палубе могли размещаться два гидросамолёта или быстроходных катера, ограждение люков было усилено. Балластные цистерны позволяли менять дифферент, тем самым облегчая выход на берег. Высадка десанта и вывод техники осуществлялись по специальным портам под полубаком и сходням.

Силовая установка состояла из двух вертикальных паровых машин типа «компаунд» (тройного расширения) с двумя водотрубными котлами, мощностью по 750 л. с. (в других источниках — общая 1200 л. с.). Движителем являлись два гребных винта фиксированного шага. Скорость самым полным ходом составляла 10 узлов, экономическая — 6 узлов. Экономическим ходом пароходы могли преодолеть 970 миль и 650 миль на 10 узлах.

Вооружение состояло из трех 4-дюймовых (101,6 — 102-мм) пушек, двух 75-мм зенитных пушек и двух 7,62-мм пулемётов «Максим». В варианте минного заградителя судно было способно принять до 120 мин заграждения. Пароходы могли также принять на борт 1-2 гидросамолёта или столько же минных катеров. Экипаж состоял из одного офицера и 32 нижних чинов. По окончании войны предполагалась разоружение «Эльпидифоров» и продажа их частным компаниям.

…Австро-Венгрии…

Лучшими были перспективы России в отношении Австро-Венгрии. Русские войска постоянно занимали какую-то часть территории этого государства. В планах царского правительства было воссоединение всей Киевской Руси в составе Российской империи. Это предусматривало присоединение Галиции, Буковины и Закарпатья. Ещё в начале 1915 года занятая русскими войсками часть Австро-Венгрии была поделена на несколько губерний – Львовскую, Тернопольскую, Станиславскую, Перемышльскую, Черновицкую – и планировалось создание Закарпатской губернии, по её занятии.

Это даёт представление о том, какую территорию Николай II считал необходимым присоединить к России – примерно также и Сталин начертил западную границу Украины по результатам Второй мировой войны. Вряд ли Россия встретила бы дипломатические трудности с присоединением этих земель. А вот чехословацкие легионы в составе Русской армии, начавшие создаваться с 1914 года, вероятно, пришлось бы распустить, если бы Австро-Венгрия сохранилась после Первой мировой войны.

Проектирование и постройка[ | ]

Мореходная канонерская лодка «Хивинец» заказана в рамках судостроительной программы на 1904-1914 годы, хотя постройка предполагалась программой 1898 года «для нужд Дальнего Востока». Специально спроектирована для стационерной службы в водах Средиземного моря и Персидского залива. За основу был взят проект канонерской лодки американского флота «Хелена» («Helena»), построенной в 1896 году.

Зачислена в списки судов Балтийского флота 24 сентября 1903 года, заложена 10 сентября 1904 года на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге в присутствии Великого Князя Алексея Александровича одновременно с минным транспортом «Волга», спущена на воду 11 мая 1905 года, вступила в строй в июле 1906 года. Первый в отечественном флоте боевой корабль с системой охлаждения внутренних помещений.

Восстановление утраченной мощи

Период упадка Черноморского флота пришёлся на 1917—1920 годы. Октябрьская революция привела к полной дезорганизации системы управления. Моряки отказывались подчиняться командирам, а большевики учинили расправу над сотнями офицеров.

В 1918 году Севастополь оказался под угрозой немецкой оккупации. Чтобы корабли не достались Германии, большевики перебросили значительную их часть в Цемесскую бухту Новороссийска, где впоследствии затопили их по решению Ленина. 

В 1919 году Крым находился под контролем Белого движения, но в 1920 году корабли Петра Врангеля покинули Севастополь.

В мае 1920 года из оставшихся кораблей царской России был создан Красный Черноморский флот. На верфях Николаева (УССР) были заложены первые советские корабли, стартовала модернизация стоящих на вооружении судов. Благодаря индустриализации в 1929—1937 годах ЧФ пополнился 500 кораблями и подлодками.

Также по теме

«Погибаю, но не сдаюсь!»: как Черноморский флот предпочёл затопление плену

30 апреля 1918 года, накануне захвата Севастополя войсками Германии и Украинской народной республики (УНР), российские моряки увели…

Перед Великой Отечественной войной Черноморский флот представлял собой достаточно современное оперативно-стратегическое объединение, включавшее подразделения морской авиации, систему береговой, противовоздушной и противолодочной обороны. 

В первые годы войны с Германией и её союзниками ЧФ участвовал в обороне Крыма (Керченско-Феодосийская десантная операция), Одессы и Новороссийска. С 1943 года черноморцы освобождали оккупированные гитлеровцами прибрежные территории. Необычайную отвагу проявила морская пехота ЧФ. В общей сложности чёрные бушлаты провели 24 десантные операции.

В послевоенные годы Черноморский флот, ставший в 1965 году Краснознамённым, сохранил статус крупнейшей в регионе военно-морской группировки. В период холодной войны ЧФ составлял основу Средиземноморской оперативной эскадры, в задачи которой входило сдерживание 6-го флота США — формирования, представлявшего ядерную угрозу СССР.

Итоги войны

Условия мирного договора обсуждались на дипломатическом конгрессе в Париже в феврале 1856 г. По итогам конгресса 30 марта был подписан Парижский трактат, согласно которому Россия теряла протекторат над Молдовой и Валахией, уступала Турции устье Дуная и часть Южной Бессарабии, лишалась права строить укрепления на Аландских островах (Балтика). Город-крепость Карс возвращался османам в обмен на Севастополь и другие города Крыма, захваченные союзниками. Черное море, Босфор и Дарданеллы получили статус «нейтральных» – отныне эти воды были открыты только для коммерческих маршрутов, военным судам запрещалось в них заходить. Россия и Турция получили запрет на содержание военно-морского флота в Черном море.

Таким образом, участники антироссийской коалиции добились главной цели – ослабления России на международной арене. В результате Крымской войны:

  • Россия на 15 лет лишилась черноморского военно-морского флота (запрет был отменен только в 1871 г.);
  • ее влияние на Балканах было сильно ослаблено;
  • разрушение Черноморской линии значительно затруднило дальнейшее закрепление на Черноморском побережье Кавказа;
  • огромные военные расходы привели к расстройству финансовой системы России, рубль обесценился вдвое, на восстановление бездефицитного бюджета понадобилось 14 лет.

Война показала необходимость для Российской империи серьезных экономических и военных реформ и стала толчком к их проведению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: