Как самолеты находят подводные лодки, находящиеся на глубине?

Неакустика: от магнитометров к обнаружению с помощью РЛС

Кроме акустических способов обнаружения, всё большую роль играют неакустические. Главной проблемой подлодок здесь является авиация. С авиацией имеет место следующая картина.

Когда-то, во время Битвы за Атлантику, основным средством поиска подлодок американскими и британскими патрульными самолётами была РЛС – немецкие лодки, до изобретения шнорхеля, вынуждены были двигаться в надводном положении.

Тем не менее потребность обнаруживать лодки в подводном положении тоже существовала. И ещё в ходе Второй мировой в ВМС США появились первые летательные аппараты, оснащённые магнитометром – патрульные дирижабли. С этих летательных аппаратов магнитометры и перекочевали на самолёты.

После Второй мировой войны, когда у советских ДЭПЛ уже были устройства РДП (работа дизеля под водой), магнитометр стал одним из главных инструментов американской патрульной авиации. Долгое время патрульные летающие лодки Martin P5M Marlin летали на поиск советских подлодок в свои длительные 10–12 часовые вылеты, буквально пропалывая океанские просторы магнитометром, дальность обнаружения которого в те годы исчислялась сотнями метров.

«Марлин» мог также обнаруживать устройства РДП с помощью РЛС, но дальность такого обнаружения не превышала 10 миль. И только обнаружив подлодку с помощью РЛС или магнитометра, экипаж «Марлина» применял радиогидроакустические буи. Чуть позже к акустическим средствам добавились взрывные источники звука (ВИЗы), которые «подсвечивали» лодку-цель ударной (низкочастотной) волной. Это подняло дальность обнаружения лодки буями. А к неакустическим средствам добавились детекторы отработавших газов дизельного двигателя, позволявшие засечь работу дизеля.

В 70-х, уже на «Орионах», появились первые системы инфракрасного обнаружения.

Попытка прорыва

Для окончательного раскрытия темы покажем, как сложно будет прорваться нашей подлодке или группе подлодок через развёрнутую на ТВД систему противолодочной борьбы, на примере Северного флота.

В реальности рубеж ПЛО НАТО начинался от наших баз еще в 80-х гг. Есть известный пример норвежских ПЛ, еще старых «Коббенов», осуществлявших боевые службы путем лежки на грунте возле наших баз (где поразить их могли только морские тральщики ВМФ с высокочастотными ГАС и РБУ, но и то – только с «пистолетных дистанций»).

Далее шли позиции ПЛА ВМС США, а в Норвежском море начинался SOSUS и самолеты БПА.

Мало? Однако, если мы добавим «подсвет», а первый факт его применения был зафиксирован еще в середине 80-х гг., то фактор малошумности новых АПЛ ВМФ просто «обнуляется».

К этому добавим возможности РЛС самолетов ПЛО противника и малые глубины Баренцева моря, крайне затрудняющие скрытное развертывание наших АПЛ в условиях противодействия самолетов (и спутников) со специальными РЛС.

В таких условиях и сбалансированному флоту было бы непросто обеспечить развёртывание своих ПЛ, что уж говорить о несбалансированном с «креном» в сторону подплава.

Представим себе, однако, подобную ситуацию.

Итак, у нас есть недофлот из сил ОВР (тральщики, малые корветы), корветов размером побольше, способных искать подводные лодки на большом удалении от берега, на аэродромах дежурит истребительная авиация, чтобы прикрыть корабли по запросу, есть и ударная авиация, способная в теории наносить удары по надводным кораблям. А вот «плавучих мишеней» – авианосцев, ударных ракетных кораблей дальней морской зоны, у нас нет.

Каким будет первый итог? Первый итог будет такой: за пределами дальности обнаружения загоризонтных РЛС надводные силы противника будут действовать свободно. Это касается и кораблей, выполняющих противолодочные задачи, и защищающих их от удара с воздуха ракетных кораблей. При этом противник вынужден будет опасаться только авиаудара с берега. Но нам надо будет сначала найти его корабли, которые не заходят в полосы пролёта наших спутников, а авиаразведчиков сразу же сбивают. Вот примерно как это будет выглядеть.

При этом тральщики не помогают, их просто уничтожают с воздуха проскакивающие на малой высоте палубные самолёты, стартующие с авианосца восточнее Нордкапа, где-то во фьордах, где без своего флота мы его не можем ни найти (и гипотетические ракетоносные самолёты с «земли» никуда не летят), ни, соответственно, уничтожить. В итоге лодки попадают под многочисленные удары в нескольких милях от берега, и больше их противник не отпускает.

Смотрим примерно разницу в условиях, когда «тяжёлый флот есть.

Здесь наши «тяжёлые» силы есть и действуют. В чёрном круге – зона оспариваемого господства – там наши фрегаты, БПК, крейсера и, в правильном варианте, авианосцы, вместе с противолодочной и ударной (штурмовой или ракетоносной) авиацией с «земли» ведут встречное сражение с противником, обеспечивая в своём тылу зону господства и возможность лодкам развернуться на ТВД.

Теперь противник не может использовать корабли гидроакустической разведки также свободно, как и раньше. Их будут искать и уничтожать. Вести в Баренцевом море противолодочную борьбу на системной основе противник не сможет вообще. В Норвежском – сможет, только преодолев противодействие ВМФ. Конечно, тральщики с современными (в том числе высокочастотными) ГАС и НПА, способные не только обнаруживать мины, но и донные гидрофоны противника, оказались бы очень кстати. Их, к сожалению, сегодня нет (в том числе на Северном флоте с основной группировкой МСЯС – ни одного). Но факт в том, что нам нужны далеко не только они и корветы с базовой авиацией.

Первые подводные лодки

Первые проекты подводных лодок были разработаны ещё в XVII в. Это были герметично закрытые бочки, внутри которых находился экипаж и ёмкости, заполняемые водой, – балластные цистерны. Для того чтобы погрузиться под воду, подводная лодка должна была затопить цистерны, а для всплытия выпустить воду из них. Основная проблема была с двигателем и движителем.

Ранние изобретатели «потаённого судна» предлагали различные ласты, вёсла, спирали Архимеда, приводимые в движение мускульной силой. Конечно, сейчас это выглядит забавным, но первое боевое применение подводной лодки относится к концу XVIII в. Тогда, 6 сентября 1776 г., во время Войны за независимость в США, американский солдат Эзра Ли вышел в дельту рек Гудзон и Ист-Ривер на подводной лодке «Черепаха» конструкции инженера Д. Бушнелла. Лодка приводилась в движение вручную: Ли вращал движитель в виде архимедовой спирали. Вооружение «Черепахи» состояло из мощной мины, которую с помощью буравчика нужно было закрепить на корпусе флагманского линкора «Игл», стоявшего на якоре. Затея провалилась: корпус корабля был окован медью, а яйцевидное судёнышко нещадно трепали течения. Хорошо, что обошлось без жертв.

Подводная лодка «Черепаха»

Почти на пару столетий о подводных лодках, как о боевом оружии, забыли. Следует, правда, упомянуть, что проблема приведения подводного корабля в движение очень сложна: ведь и паровая машина, и двигатель внутреннего сгорания нуждаются в атмосферном кислороде и в выхлопных трубах, поэтому необходимо было дождаться появления «правильных» силовых установок. Например, великий изобретатель Р. Фултон, «отец» парохода, наглядно продемонстрировал боевые свойства подводного корабля «Наутилус», взорвав цель буксируемой миной в 1800 г. Его «Наутилус» двигался над водой под парусом, а в погружённом положении – с помощью педального привода, как велосипед.

Отдельно следовало рассмотреть вооружение подводной лодки. Ведь никто и не мог подумать поначалу, что «потаённое» судно сможет что-то большее, чем таранить вражеские суда из-под воды.

Подводная лодка конструкции русского инженера К. А. Шильдера имела велосипедный привод

Французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики Жюль Верн снабдил свой «Наутилус» всего лишь тараном, причём некоторые переводчики ставили его в носу «Наутилуса», а некоторые – на спине. Когда Жюль Верн узнал об изобретении торпеды, то он в панике бегал по Парижу, скупая свой роман, надеясь его уничтожить и переписать заново. И только с появлением электрического мотора, перископа – оптического прибора наблюдения из-под воды – и торпед подводная лодка перестала быть жалкой «лодкой» и превратилась в полноценный подводный корабль – субмарину.

Строительство

Для постройки лодок типа «Вэнгард» 2 ноября 1983 года Правительство Великобритании утвердило программу по расширению и модернизации верфи компании Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. в Барроу-ин-Фёрнесс. Основной целью являлось создание нового комплекса производства для реализации программы постройки ПЛАРБ «Вэнгард» и многоцелевых АПЛ типа «Трафальгар», а впоследствии и многоцелевых АПЛ типа «Астьют». Однако задержки с реализацией данной программы привели к тому, что первые четыре лодки типа «Трафальгар» были построены на старых мощностях компании Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd

Самой важной частью нового комплекса стал крытый эллинг длиной 260 и шириной 58 метров. В эллинге были расположены три стапельные линии с двумя позициями для сборки корпусов лодок на каждой из боковых линий, что позволило разместить одновременно четыре АПЛ на разных стадиях готовности

Стоит также отметить, что высота эллинга такова, что позволяет строить в нём не только АПЛ, но также и эсминцы УРО.

Напротив ворот эллинга был расположен вертикальный судоподъёмник с платформой шириной 21,7 и длиной 161,8 метров. Его максимальная грузоподъёмность составляла 24300 тонн. Для подъёма (опускания) платформы с постоянной скоростью 0,2 м/мин используется 108 лебедок по 225 тонн каждая — по 54 с каждой стороны. Одна из стенок судоподъёмника одновременно является и составной частью пирса, а с другой стороны расположен достроечный бассейн. На платформе и достроечном бассейне действует 15-тонный портальный кран, перемещающимся вдоль пирса. Кроме того, над достроечным бассейном также находится ещё один 40-тонный кран. В достроечном бассейне могут одновременно строиться два корабля.

Производство было налажено следующим образом. Конструкции корпуса массой до 250 тонн на транспортерах поступали из сборочно-сварочного цеха к одним из ворот эллинга — противоположным от судоподъёмника. Двумя 150-тонными кранами конструкции подавались на одно из стапельных мест, где устанавливались на тележки (трансбордеры), перемещавшиеся вдоль эллинга по рельсовым путям. После установки механизмов и оборудования секции стыковались и сваривались между собой, в результате чего и формировался корпус подводной лодки. После полной сборки корпус перемещался по поперечным путям на центральное стапельное место, а затем на тех же тележках по продольным рельсам — на платформу судоподъёмника и затем спускался на воду.

Работы по модернизации верфи компании Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. были проведены в 1983—1987 годах. Надо отметить, что организация строительных работ ПЛАРБ типа «Вэнгард» почти полностью повторяет технологические процессы на верфи отделения Electric Boat Div. компании General Dynamics в Гротоне при постройки ПЛАРБ типа «Огайо» и многоцелевых АПЛ типа «Лос-Анджелес» и «Сивулф».

Первоначально планировалось построить 6—7 ракетоносцев проекта «Вэнгард», но с распадом СССР необходимость в них в качестве силы ядерного сдерживания отпала, и поэтому число ПЛАРБ типа «Вэнгард» было сокращено до 4 единиц. Головную лодку заложили 3 сентября 1986 года. 4 мая 1992 года она была передана КВМФ для прохождения ходовых испытаний. 23 сентября 1993 года головная ПЛАРБ была введена в состав боеготовых кораблей. Одновременно была выведена из боевого состава старая ПЛАРБ HMS Revenge (S27). В январе 1995 года закончила испытания вторая субмарина этого типа HMS Victorious.

Что стало с «Черепахой» и Дэвидом Бушнеллом

Спустя какое-то время «Черепаху» снова было решено использовать для диверсии, но предыдущий опыт сыграл злую шутку. Для того, чтобы пилот не задохнулся, подводную лодку отбуксировали ближе к флоту противника, но там заметили приближение американских судов и открыли огонь. И буксир и «Черепаха» были потоплены.

Боевая субмарина конфедератов.

Затею Бушнелла удалось воплотить во время Гражданской войны между Севером и Югом. Тогда подводная лодка, разработанная конфедератом Хорасом Ханли, умудрилась потопить судно северян благодаря установленной на носу мине. Впрочем, для экипажа субмарины все кончилось плохо – она сама получила пробоину, а ее команда во главе с самим изобретателем погибла.

«Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»

Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.

Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.

Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.

К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.

Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.

Дэвид Бушнелл и его страсть к пороху

1775 год, на территории будущих США вспыхивает Война за независимость, местные колонисты готовятся дать отпор войскам Великобритании и попутно обносят британские пороховые склады. Коллекционирование взрывчатки и мушкетов становится чем-то вроде национального увлечения каждого уважающего себя патриота. Дэвид Бушнелл, которому на тот момент было 35 лет, не стал исключением. Он был пламенным изобретателем и Революция, облагороженная доступностью пороха, стала его музой.

Для начала Бушнелл сделал два важных открытия, и оба в прямом смысле были громкими. Во-первых, он обнаружил и доказал, что порох возможно взрывать под водой. Во-вторых, Дэвид сумел сконструировать часовой механизм для бомбы, в основе которой лежал простой кремневый замок от мушкета. Не нужно быть особо догадливым, чтобы умудриться соединить эти две находки и подойти к идее морских мин. Бушнелл был не просто догадливым, некоторые из современных военных считали его едва ли ни не скромным гением.

В конце концов, его размышления о том, как эффективнее доставить мину к кораблю привели его к изобретению собственной подводной лодки. В 1775 году он создал неказистое с виду устройство, которому было суждено навсегда войти в историю. «Черепаха», которую он создал со своим братом, Эзрой, имела множество проблем и была почти недееспособна. Однако Бушнеллу хватило смелости не забросить проект и довести проект до ума. Устройство тестировали в водах реки Коннектикут, и к 1776 году его можно было назвать вполне рабочим.

Подводные лодки Второй мировой войны

К началу Второй мировой войны в составе флотов ведущих морских держав имелось следующее количество подводных лодок: Великобритания — 58, Германия — 57, США — 99, Франция — 77, Италия —105, Япония — 56. ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны располагал 212 субмаринами.

Американская дизель-электрическая подводная лодка «Пампанито» SS-383 класса «Валао»

Одним из новшеств, примененных на флоте в конце Второй мировой войны, стал изобретенный в Германии шноркель — устройство, позволяющее дизельным двигателям работать на глубине. Благодаря его использованию отпала необходимость всплывать для подзарядки батарей. Однако операторы британских и американских РЛС достаточно быстро научились засекать выступающую из воды головку шноркеля, так что радикального снижения потерь германских подводных лодок не произошло.

Основу советского подводного флота в годы Второй мировой войны составляли лодки типа Щ (подводное водоизмещение — 700 т, вооружение — 6 торпедных аппаратов). Их действия были весьма успешными, ни один другой тип кораблей в советском флоте не получил такого количества почетных званий и наград. Например, лодка Щ-317 под командованием капитан-лейтенанта Н. Мохова, действовавшая в южной части Балтийского моря, потопила 5 транспортов противника общим водоизмещением 46 000 т.

ВМФ СССР, в свою очередь, лишился во Второй мировой войне 102 подводных лодок.

88-мм орудие, установленное на германской лодке U-35

Во время Второй мировой войны появился самый многочисленный класс подводных лодок ВМФ США за всю историю. С 1942 по 1946 г. были выпущены 122 дизель-электрические подводные лодки класса «Балао» водоизмещением 2500 т. Основное вооружение составляли десять 533-мм торпедных аппаратов с запасом 24 торпеды; кроме того, на орудийной палубе располагались автоматические зенитные пушки калибра 40 или 20 мм. К этому классу принадлежала, например, лодка «Пампанито» под номером SS-383. Сейчас это корабль-музей, Национальный исторический памятник США.

В 1938—1943 гг. на японских судостроительных верфях было построено 20 подводных лодок типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских субмарин японского ВМФ. Водоизмещение составляло 3654 т, вооружение — 6 носовых 533-мм торпедных аппаратов (боезапас 17 торпед), а также гидроплан. Все субмарины этого типа погибли в боях в 1942—1945 гг.

Советская лодка серии Щ — самая успешная субмарина ВМФ СССР

Самая крупносерийная партия подводных лодок в истории флота была построена для германского Кригсмарине. Субмарины типа VII были выпущены с 1935 по 1945 г. общей серией в 703 лодки. Они имели водоизмещение 871 т и относились к среднему классу. Лодки вооружались 4 носовыми и 1 кормовым торпедными аппаратами калибра 533 мм, боезапас составлял 14 торпед или 26 мин. Одна из лодок этого класса под номером U-995 окончательно была выведена из состава флота в 1965 г. и сейчас служит в качестве музейного корабля.

Во время Второй мировой войны с обеих сторон погибли 1123 подводные лодки (из 1978 принимавших участие, то есть более половины). Треть из них потоплена самолетами, треть — надводными кораблями, и только 6,5% уничтожено подводными лодками.

Подводная лодка U-995 типа VII германского Кригсмарине

За время войны германские, японские и итальянские подводные лодки потопили 2828 судов США, Англии, Франции, их союзников и нейтральных государств общей грузовместимостью 14,5 млн т (68% общих потерь судов союзников). В ответ субмарины союзников уничтожили транспорты противника общей грузовместимостью около 5,8 млн т. Кроме транспортов подводные лодки всех иностранных государств уничтожили 395 боевых кораблей: 75 подводных лодок, 17 авианосцев, 3 линкора, 32 крейсера, 122 эсминца и 146 других надводных кораблей.

Субмарина 1-19 типа 1-15 — самого многочисленного типа крейсерских подводных лодок японского Императорского флота

Советская корабельная пушка калибра 45 мм устанавливалась на боевые субмарины

История

Высокие боевые характеристики американской БРПЛ «Трайдент-1 С4» заинтересовали правительство Великобритании, перед которым стояла проблема модернизации ядерного арсенала — БРПЛ «Поларис» и их носителей ПЛАРБ проекта «Резолюшн», разработки середины 60-х годов, которые к середине 70-х годов уже не могли преодолевать рубежи советской противолодочной обороны в Норвежском и Баренцевом морях. А с появлением в ВМФ СССР ПЛАТ 2-3 поколений стало ясно, что даже увеличение дальности полета БРПЛ «Поларис» (4500 км) уже не сможет обеспечивать устойчивость ПЛАРБ «Резолюшн» даже в районах Северной Атлантики и Гренландского моря. Необходимо было отодвинуть районы боевого патрулирования подальше от советских берегов — в Ирландское море и Бискайский залив, хорошо прикрытые силами флота НАТО. Но так как на подводных лодках проекта «Резолюшн» не могли быть установлены новые ракеты «Трайдент-1» (по массогабаритным характеристикам), было принято решение о строительстве новых ракетоносцев. Одновременно со строительством новых лодок, как временная мера, было принято решение о модернизации на используемых субмаринах ракетных систем «Поларис А3T» на «Поларис А3TK».

15 октября 1980 года правительство Великобритании приняло решение о создании новых ПЛАРБ типа «Вэнгард». Также было принято окончательное решение о вооружении новых ПЛАРБ 16 ракетами «Trident-2 D5». На начальном этапе предполагалось создание новых ракетоносцев на основе существующих АПЛ «Трафальгар». Для этого ВМС Великобритании намеревались использовать опыт ВМС США по переоборудованию ПЛАРБ типа «Лафайет» под новые системы «Трайдент-1 С4», а также опыт постройки ПЛАРБ типа «Огайо». Опыт разработки подводных лодок типа «Огайо» был особенно важен из-за массогабаритных параметров новых ракет, которые заставляли увеличить диаметр корпуса сначала до 10, а позже и до 12,8 (как и у «Огайо») метров. Технологией изготовления подобных корпусов из высокопрочной стали в то время располагали только США. Однако уже в первой половине 1982 года было принято решение, из соображений экономии, разрабатывать новую лодку на основе старой лодки типа «Резолюшн» с учётом размещения на ней новых систем вооружения и воплощения конструктивных решений, направленных на повышение скрытности и обеспечения наиболее благоприятных условий работы гидроакустических средств. 11 марта 1982 года было подписано соглашение между правительствами США и Великобритании о продаже ракет «Trident-2 D5», а также чертежей и технологии постройки ракетного отсека на ПЛАРБ типа «Лафайет» под ракетную систему «Трайдент-1 C4» и 20 марта 1984 года Министерство Обороны Великобритании выдало заказ стоимостью 64 млн долларов отделению Electric Boat Div. компании General Dynamics на проектирование ракетных отсеков для подводной лодки под систему «Trident-2 D5». В феврале 1984 года стало известно, что с британской компанией Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. был заключен контракт на поставку 48 пусковых шахт под ракету «Trident-2 D5». Стоимость контракта составляла 61 млн долларов. Эти шахты должны были быть установлены на трех лодках типа «Вэнгард», начиная со второй лодки. Для головной ПЛАРБ типа «Вэнгард» пусковые шахты должны были быть изготовлены тем же отделением Electric Boat Div. Работы над шахтами начались с марта 1984 года и продлились до конца 80-х.

13 июня 1984 года Министр Обороны Великобритании заявил, что на июнь 1983 года стоимость программы создания новой лодки составила 13,35 млрд долларов, что значительно превышало расчеты в 11,5 млрд. Такой рост стоимости программы поставил вопрос об отказе от её реализации, однако правительство Великобритании приняло решение о дальнейшем финансировании, однако изменило при этом характер оперативного использования новых ПЛАРБ.

Убийца авианосцев проекта 949А «Антей»

Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок, создаваемых для уничтожения самых больших надводных кораблей — авианосцев, охраняемых не только массой судов поддержки, но и большим числом носимой авиации.

Столь сложную задачу инженеры решили превосходно. Расстояние в 3,5 метра между легким и прочным корпусами «Антеев» обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 % и даёт защиту от подводных взрывов. Случайная торпеда не выведет лодку из строя.

Лодки этого типа несут по 72 противокорабельных сверхзвуковых ракеты П-800 «Оникс» или 24 П-700 «Гранит». Именно для них спроектирована и гиперзвуковые ракеты «Циркон», ставшие «ужасом океанов», от которого пока не существует защиты.

Даже авианосная группа может перехватить только 1-5 «Ониксов», которые лодки проекта 949 способны запускать залпом, многократно превышающим это число. Что будет с «Цирконами», не нужно даже гадать.

К этому классу относится ещё одна трагедия флота: катастрофе АПЛ К-141 «Курск» сопереживал каждый житель России не только во время показа одноименного фильма.

Игра против подводной лодки

Надводные корабли оснащены шумопеленгатором, отслеживающим передвижение подводной лодки в радиусе 4–5 км от корабля. Дальность работы шумопеленгаторов эсминцев выше — примерно до 7 км. Примерное местоположение подлодки отмечается специальным маркером. Информация от шумопеленгаторов всех кораблей о примерном положении подводной лодки передаётся союзникам.

Одно из главных изменений в новой итерации теста — для тяжёлых крейсеров VI Aoba, VI Pensacola, VI Nürnberg, VI Devonshire, VI La Galissonnière и VI Trento и всех линкоров добавлена возможность вызвать самолёты противолодочной обороны. Выберите этот тип вооружения клавишей 4. Камера поднимется, и прицел позволит выбрать область в радиусе примерно 7 км от корабля, в которую спустя некоторое время группа самолётов сбросит глубинные бомбы. Следите за показаниями шумопеленгатора и вызывайте самолёты с упреждением.

Все эсминцы, а также крейсеры VI Dallas, VI Будённый, VI Leander и VI Perth вооружены глубинными бомбами, способными поразить подводные лодки на глубине. Приблизьтесь к подлодке и сбросьте глубинные бомбы с помощью клавиши G.

Помимо глубинных бомб и самолётов противолодочной обороны в противостоянии субмаринам помогут фугасные снаряды, частая смена курса, шумопеленгаторы и «Гидроакустический поиск».

  • На глубине до десяти метров подлодку можно поразить снарядами, корабельными и авиационными торпедами, авиационными бомбами и ракетами.
  • Наиболее эффективный тип снарядов против подлодки — осколочно-фугасные. За счёт области поражения они нанесут урон субмарине, даже если упали рядом с ней.

  • Заряды глубинных бомб и самолётов ПЛО можно активировать последовательно, и они постепенно восстанавливаются.
  • Если подводная лодка скрывается на предельной глубине более 50 метров, то глубинные бомбы нанесут ей меньший, но всё ещё ощутимый урон.
  • Часть корабля, поражённая акустическим импульсом, подсвечивается — так можно определить, откуда атакует подводная лодка. Если между этой частью и торпедами не будет прямой видимости, то торпеды перестанут доводиться, так что постоянно меняйте курс и держитесь к подводной лодке носом или кормой.
  • «Гидроакустический поиск» обнаружит субмарину на любой глубине.

Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»

Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.

Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.

Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.

О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: