Линкоры типа «ришелье»

Примечания

  1. Приведены проектные данные
  2. Siegfried Breyer , Battleships and battle cruisers 1905-1970, 1973, ISBN 0356-04191-3
  3. 1234 Dulin, Garzke. British, Soviet, French and Dutch Battleships of World War II. — P. 77.
  4. Jordan, Dumas. French Battleships. — P. 94.
  5. 123456 Jordan, Dumas. French Battleships. — P. 95.
  6. Следует понимать что по Вашингтонскому соглашению водоизмещение измерялось в длинных тоннах, поэтому реально предел был 35 560 метрических тонн
  7. Jordan, Dumas. French Battleships. — P. 95-97.
  8. 12345 Jordan, Dumas. French Battleships. — P. 97.
  9. Jordan, Dumas. French Battleships. — P. 96.
  10. Dulin, Garzke. British, Soviet, French and Dutch Battleships of World War II. — P. 79.
  11. Jordan, Dumas. French Battleships. — P. 98-99.
  12. Jordan, Dumas. French Battleships. — P. 98.
  13. 123 Jordan, Dumas. French Battleships. — P. 163.
  14. На тот момент ещё не было известно что Германия и Италия скрыли реальные характеристики своих линкоров. Стандартное водоизмещение «Литторио» составляло 40 500 т, а «Бисмарка» — 41 000 т
  15. 12 Jordan, Dumas. French Battleships. — P. 166.
  16. Jordan, Dumas. French Battleships. — P. 167.
  17. Jordan, Dumas. French Battleships. — P. 171.
  18. Jordan, Dumas. French Battleships. — P. 164.
  19. Кофман В. Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». — С. 25.
  20. Малов А. А., Патянин С. В. Линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». — М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2006. — С. 45,47. — ISBN 5-699-16242-9.
  21. 12Чаусов В. Н. Истребители линкоров. Американские суперлинкоры типа «Саут Дакота». — М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2010. — С. 37-38. — ISBN 978-5-699-43815-0.
  22. Балакин С. А. Суперлинкоры Америки. «Айова», «Миссури», «Нью-Джерси»… — М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2009. — С. 40. — ISBN 978-5-699-34873-2.
  23. B 1968 году был отправлен на лом
  24. Dumas, Robert (2001a). Le cuirassé Jean Bart 1939–1970 (in French). Rennes: Marine Éditions. ISBN 978-2-909675-75-6. ; p.76

Оценка проекта

«Ришелье». Профиль. Многие специалисты оценивают линкоры типа «Ришелье» как одни из самых совершенных в истории кораблестроения.

Лучше всего французы постарались в плане защиты линкоров. По абсолютной массе брони (16800 т) «Ришелье» уступал только двум вероятным противникам — самому крупному «Ямато» и «Бисмарку», все остальные линкоры, включая также весьма хорошо защищенные «Шарнхорсты», «Витторио Венето», «Кинг Джорджи 5», и тем более «Дюнкерки», он заметно превосходил. Достаточно высокая толщина главного пояса с учетом его наклона и качества брони создавала один из самых высоких уровней сопротивляемости для всех снарядов. По этому показателю, как и по высоте главного пояса (5,96 м), «Ришелье» даже уверенно превосходил все германские (и тем более старые британские, итальянские и французские) корабли. Почти все новые американские линкоры имели еще менее длинные, менее толстые и менее высокие пояса. Например, более короткая «Саут Дакота» имела пояс из брони класса «А» длиной 113,4 (!) и высотой 3,2 м (!), намного более длинная и новая «Айова» — 145,6 и высотой снова 3,2 м (!)

Лишь новые британские «Кинг Джорджи 5» имели более высокий и толстый (355,5-381 мм) главный пояс (зато он был без наклона и почти на 5 м короче, чем у французов). У всех германских линкоров главные пояса были примерно на 20 м длиннее, сопоставимой толщиной 320-350 мм, но заметно ниже французских по высоте и без наклона. Наконец, у итальянских типа «Витторио Венето» пояс был также меньше по высоте и по длине, хотя с учетом нескольких разнесенных наклонных слоев, переборок и подкладок суммарно был толще, чем у одноклассников — «Ришелье», «Шарнхорста», «Бисмарка» и даже «Кинг Джорджа 5».

Палубное и башенное бронирование было еще более выдающимся. По суммарной толщине палубной брони и с учетом более высокого ее качества у французов (на фоне японцев на «Ямато» и др. кораблях стран «Оси»), палуба «Ришелье» имела самую лучшую защиту в мире. Башни и барбеты главного калибра были защищены также на самом высоком уровне, и даже артиллерия среднего калибра имела лишь несколько более слабое прикрытие. Башни 152 мм орудий по толщине брони уступали лишь своим аналогам на «Витторио Венето» (в некоторых местах в 2 раза), почти не уступали «Шарнхорсту» и «Страсбургу» и заметно превосходили все остальные корабли мира (особенно британские и японские).

По максимальной скорости французы также превосходили многие современные линкоры мира, почти все британские (кроме «Худа»), японские и американские (кроме типа «Айова»). Германские теоретически были такими же быстрыми, но из-за не очень надежных котлов с высоким давлением т температурой пара не смогли бы долго поддерживать максимальную скорость.

По дальнобойности 380 мм артиллерии (41700 м) «Ришелье» также заметно превосходил большинство линкоров своего времени — практически все британские и американские (даже более новые «Айовы» и «Кинг Джорджи 5» — соответственно, 36700-38700 и 34600-35200 м), часть германских (включая «Бисмарки» — 35600-36500 м, и «Дойчланды») и все более старые итальянские и японские. Лишь «Ямато», «Шарнхорст», «Дюнкерк» и «Витторио Венето» имели сопоставимую с «Ришелье» предельную дальность стрельбы ГК. В результате все новые французские линкоры, от «Дюнкерка» до «Жан Бара», могли выбирать с помощью более высокой скорости удобную для себя дистанцию боя и попадать в противника на пределе дальности его артиллерии!

По массе бортового залпа он заметно уступал «Ямато», также всем 406 мм «американцам», «Нельсонам», «Нагато», немного «Витторио Венето», новым «британцам» и был примерно равен залпу «Бисмарка», но при этом «француз» имел меньшие габариты и водоизмещение.

Изначально корабль имел несовершенные локаторы и оборудование (что скорее было следствием уже идущих в момент его достройки боевых действий, нежели отсталости французской радиопромышленности), но по мере модернизации он и в этом отношении стал одним из передовых в мире. Была даже реализована автоматизированная система управления огнём 152-мм орудий по воздушным целям, хотя на тот момент, когда уже царствовала реактивная авиация, это не имело практического смысла[источник не указан 343 дня

Постройка

Первоначально предполагалось, что линкор Gascogne
будет заложен в августе 1939 года. В случае, если первые материалы для корабля не будут подготовлены до 16 июня того же года, дата начала строительства откладывалась до июня 1940 года.

В результате затянувшегося процесса проектирования для линкора Gascogne
, который ни в коем случае нельзя было заложить до завершения корпуса Jean Bart
, заказы на броню и основные орудия не производились вплоть до июня 1939 года. Затем производство было приостановлено вместе со строительством линкора Clemenceau
28 сентября 1939 года. Работы возобновились только 12 апреля следующего года, и к 1 июня 1940 года было готово около 6% строительных материалов и предусматривалась закладка корабля в течение летних месяцев.

Спуск на воду планировался весной 1942 года, а ввод в эксплуатацию планировали на июнь 1944 года. Однако в мае 1940 года германские войска перешли границу Франции. В июне 1940 года кораблестроительное предприятие было занято оккупационными германскими войсками. Обнаружив незначительные запасы подготовленных материалов и запчастей для строительства линкора, их объявили военными трофеями, и зарегистрировали как Schlachtschiff S
(рус.
Линкор С

). Работа по строительству линкора была остановлена ​​и никогда не возобновлялась.

Биография

Жан Бар родился в семье Корнилия Бара и Катерины Янссен. Предками Жан Бара были потомственные моряки и рыбаки, совмещавшие временами свою профессию с ремеслом корсара. У его предков, по-видимому, были фламандские корни, поскольку Дюнкерк в те времена был также заселён и представителями данной народности.

Дед будущего капера — Корнелий Бар командовал корсарскими кораблями и умер от ран, полученных в бою. Двоюродный дед — капер Ян Якобсен прославился, защитив ценой своей жизни отход кораблей товарищей. Отец Жана, носивший как и дед имя Корнелий, также погиб в бою будучи корсаром, оставив после себя двух маленьких сыновей: Жана и Гаспара. Первый, с возраста 12 лет продолжил семейную традицию начал плавать на каботажных судах и рыболовных ботах в Северном море и Ла-Манше. С самого начала своей карьеры, Жан выделялся среди сверстников находчивостью и решительностью, в связи с чем рос в должностях: юнга, матрос, помощник капитана. Способный юноша успел повоевать против Англии в составе голландского флота, под командованием знаменитого адмирала де Рюйтера во время Второй англо-голландской войны. Однако с началом Голландской войны (1672-78) Бар перешёл на французскую службу.

Конструкция и бронирование линкоров типа «Ришелье»

Форма судна осталась идентичной предыдущему «Дюнкерк». Отличался только размер. Длина по ватерлинии составляла 242 метра, максимальная достигала 248 м. Грузоподъемность в обычном режиме была равна 37 832 т, полное водоизмещение – 44 708 т. Четыре паровые турбины Парсонс обеспечивали мощность 150 000 л.с., что давало возможность плыть со скоростью 31,5 узла. В экономном режиме дредноут преодолевал 10 000 морских миль без дозаправки.

Нижняя часть корпуса была разделена на 21 независимый отсек, каждый из которых имел герметичные помещения. Между этими отсеками не было даже водонепроницаемых дверей. Переход осуществлялся по специальным шахтам. Эксперты называют «Ришелье» одним из лучших кораблей в мире

Вместе с обеспечением хорошей гидроизоляции, которая не даст судну уйти под воду в случае пробоины, большое внимание было уделено бронированию

Длина главного броневого пояса составляла 131,5 метр, высота – свыше 6 м. Почти треть находилась под водой. Толщина стали в этом месте составляла 330 мм. Главная палуба покрывалась 170-мм нецементированной бронью. Башни главного калибра и барбеты были обшиты 405-мм и 430-мм листами. Предполагалось, что такая оборона сможет выдержать попадание 500-кг авиабомбы.

Противоминная защита рассчитывалась исходя из возможности атаки 300-кг торпеды. Некоторые отсеки были обеспечены двойным и тройным дном.


Универсальное вооружение – 152 мм пушка

Последние французские линкоры

Последние французские линкоры

• Ришелье (Richelieu) Арман Жан дю Плесси (1585-1642), кардинал (с 1622 г.), с 1624 г. глава королевского совета, фактический правитель Франции. В ходе проводимых им военных реформ многое сделал для французского флота.

• Жан Бар (Jean Bart), знаменитый капер, прославившийся в боях с голландцами и англичанами, вице-адмирал (1697 г.) французского флота.

«Ришелье» и «Жан Бар» были самыми большими линкорами из когда-либо построенных во Франции – именно той стране, которой военно-морская история и обязана появлением в 1860 году первого мореходного броненосного линейного корабля. Волей судьбы оказалось, что именно «Жан Бар» стал, и скорее всего останется, последним в мире введенным в строй представителем этого класса кораблей, который почти столетие являлся олицетворением морской мощи.

По признанию многих специалистов корабли типа «Ришелье» стали наиболее новаторскими среди так называемых «35000-тонников» или «договорных линкоров», к строительству которых после длительного перерыва, обусловленного подписанным в 1922 году Вашингтонским договором по ограничению морских вооружений, приступили все ведущие морские державы. Практически во всей западной военно-морской технической литературе отмечаются хорошая сбалансированность проекта «Ришелье» и заложенные в него смелые, если не сказать революционные, конструкторские идеи, чем всегда отличались французы. К наиболее значимым относят расположение орудий главного калибра в двух носовых четырехорудийных башнях, сосредоточение энергетической установки всего в четырех отсеках, мощную вспомогательную батарею, обладавшую благодаря большим углам возвышения универсальными свойствами, а также продуманную систему противоторпедной защиты, отличавшуюся от традиционных большой глубиной (самой большой среди всех кораблей в мире) и сочетанием пустых отсеков системы контр-затопления с заполненными водоотталкивающим материалом. Да и броневую защиту жизненно важных частей «Ришелье» и «Жана Бара» часто называют самой лучшей в мире, ставя их по этому показателю даже выше японского суперлинкора «Ямато» (в основном из-за лучшего качества французской брони). Практически все эти новшества французы ввели на двух предыдущих своих линкорах – «Дюнкерке» и «Страсбурге», на которые корабли типа «Ришелье» так сильно походили по внешнему виду, что только очень опытным взглядом их можно было отличить друг от друга. Увеличение водоизмещения позволило повысить калибр главной и вспомогательной батареи, толщину брони и глубину противоторпедной защиты, а также установить более мощную энергетическую установку, чтобы обеспечить при этом принятую для новых французских кораблей всех классов 30-узловую скорость.

К сожалению, все эти лестные для французских кораблестроителей отзывы остались, во многом, чисто теоретическими. «Ришелье» и «Жан Бар» не успели войти в строй в начале второй мировой войны и оказались «заложниками» у французской армии, которая слишком быстро потерпела поражение от германского Вермахта. Правда, в отличие от «Дюнкерка» и «Страсбурга», в ноябре 1942 года затопленных экипажами в Тулоне, почти укомплектованный «Ришелье» и еще не вполне законченный постройкой «Жан Бар» смогли уйти в порты Африки, куда немцам, при всем их желании, добраться было невозможно. Но скованные жесткими условиями перемирия самые мощные французские корабли так и не смогли показать на что они способны в открытом бою. Первыми целями, по которым стреляли их мощные орудия, оказались корабли бывших союзников, которые, в свою очередь, приложили все усилия, чтобы «Ришелье» и «Жан Бар» не могли войти в строй. И только в конце войны, когда ее исход уже ни у кого не вызывал сомнения, а единственным видом операций для линкоров стали обстрелы берега при поддержке десантов, первому из них после обширной модернизации в США удалось принять участие в боевых действиях, но… на Тихом океане и против единственного оставшегося серьезного противника стран антигитлеровской коалиции императорской Японии. В конце концов, оба корабля оказались в строю французского флота, где без всяких громких событий прослужили до конца 60-х годов, после чего их постигла бесславная участь проданных на слом. Тем не менее, как выдающиеся образцы во енного кораблестроения, эти корабли заслуживают, чтобы о них рассказали подробнее…

Вооружение линкоров типа «Ришелье»

  • Главный калибр. В носовой части по линейно-возвышенной схеме располагались две четырехорудийные башни. На них были установлены 380-мм пушки (380 mm/45 Modèle 1935). Они были произведены специально для линкоров «Ришелье» и стали самым мощным оружием в истории французского флота.
  • В качестве универсального вооружения были использованы 3 трехорудийные установки с калибром 152 мм (152 mm/55 Model 1930). Они размещались в кормовой части.
  • Зенитное вооружение было представлено 6 спаренными орудиями 100 mm/45 Model 1930, 4 парами 37mm/50 Model 1925/1933 и крупнокалиберными пулеметами 13,2mm Hotchkiss M1929.
  • Авиация включала 3 гидросамолета и 2 катапульты.

Французские линкоры типа ‘Ришелье’ Второй мировой войны

Линкоры типа «Ришелье» стали самими лучшими французскими кораблями своего класса, построенными для ВМФ Франции до Второй мировой войны. Поскольку в конце двадцатых и начале тридцатых годов Германия вела активные разработки новых боевых кораблей, во Франции возникло опасение, что быстроходные линкоры (тяжелые крейсеры) класса «Дюнкерк» окажутся не в состоянии бороться с немецкими линкорами, и французы занялись созданием настоящих линейных кораблей.

Французские линкоры типа «Ришелье» — видео

Корабли типа «Ришелье» разрабатывались на основе линкоров типа «Дюнкерк», однако вооружались 15-дюйм. (381-мм) орудиями главного калибра и обладали более мощной броневой защитой. Первоначально предполагалось построить четыре «Ришелье», но обстоятельства позволили заложить лишь три, а спустить на воду и вовсе два. Вся главная артиллерия «Ришелье» устанавливалась в носовой части корпуса (восемь орудий в двух башнях), тогда как универсальное 6-дюйм. (152-мм) артиллерийское вооружение располагалось в кормовой части. В главных башнях 15-дюйм. (381-мм) орудия устанавливались попарно, при этом одна пара могла менять угол возвышения независимо от другой. Дымовая труба и командный пункт управления кораблем первоначально находились отдельно друг от друга.

Однако к моменту окончания строительства корабля их объединили, при этом труба отклонялась назад, чтобы дым не мешал управлять огнем. «Ришелье» был заложен 22 октября 1935 г., а спущен на воду 17 января 1939 г. В июне 1940 г. линкор имел техническую готовность на 95 процентов, но покинул док в Бресте, чтобы не достаться немцам. В то же самое время однотипный ему «Жан Бар» направился в Касабланку в состоянии еще меньшей готовности. «Ришелье» ушел в Дакар, что в Сенегале, где собрались и другие французские военноморские силы и где они позднее подверглись атаке британцев. Получив повреждения, «Ришелье» вместе с командой в конечном счете перешел на сторону союзников и отправился в США для переоснащения («Жан Бар» остался в руках вишистов и в ноябре 1942 г, встречал огнем своих пушек высаживавшихся в Северной Африке американцев). Работы по переоснастке линкора «Ришелье» завершились в 1943 г., когда на нем был установлен новый радар и усилено зенитное вооружение. Вернувшись из США, «Ришелье» вошел в состав дальневосточного флота Британии. В 1946 г. линкор официально возвратили Франции. В 1956 г. «Ришелье» перевели в резерв и использовали как блокшив в гавани Бреста, пока в 1964 г. не отправили на металлолом.

Тактико-технические характеристики линкоров типа «Ришелье»

Водоизмещение стандартное 35 000 т; полное 43 293 т
Главные размерения длина (общая) 247,85 м; ширина (на уровне ватерлинии) 32,99 м; осадка 9,63 м
Энергетическая установка шесть котлов Индрет, четыре турбины Парсонса суммарной мощностью 150 000 л.с., вращающие четыре гребных винта 32 уз.
Бронирование толщина бортового пояса от 343 мм до 248 мм; главной палубы от 171 мм до 152 мм; башен главных орудий от 44 мм до 171 мм; башен универсальных орудий от 140 мм до 70 мм
Вооружение восемь 15-дюйм. (381-мм) орудий главного калибра, девять 6-дюйм. (152-мм) универсальных орудий, 12 — 3,9-дюйм. (99-мм) зенитных орудий, восемь 37-мм зенитных автоматических орудий (заменены 56 — 40-мм зенитками), 16 — 13,2-мм зенитных пулеметов (заменены на 48 — 20мм зенитные автоматические орудия), три самолета
Команда 1670

Фото линкоров типа «Ришелье»

Описание конструкции

Корпус

Корпус линкора Gascogne
повторял компоновку линкора Richelieu
без заметных внешних отличий. Существенные изменения произошли в размещении надстройки — в связи с тем, что башни главного калибра размещались и в носовой и в кормовой части корабля, надстройку пришлось расположить ближе к носу — в миделе, а не со смещением в корму, как в Richelieu
. С этим также связана глубокая переделка внутренних помещений и изменение компоновки брони.

Нормальное водоизмещение по проекту не должно было превышать 35 000 тонн, при полной загрузке это число достигало бы 44000 тонн.

Бронирование

Бронирование линкора Gascogne

Размещение в проекте Gascogne
орудий главного и вспомогательного калибра на одной оси, привело к необходимости увеличения бронированной цитадели до 135,1 м, по сравнению с 131,45 м у Richelieu
. Кормовая поперечная переборка цитадели находилась на шпангоуте 50.50, а носовая на шпангоуте 185.60. Схема противоторпедной защиты повторяла компоновку линкоров типа Richelieu
.

Энергетическая установка и ходовые качества

Компоновка главной энергетической системы линкора Gascogne
повторяла схему линкоров типа Richelieu
и состояла из шести котлов типа Sural
, разработанных инженер-генералом Норге и произведённые фирмой Indret
. Котлы подавали выработанный пар в турбины четырёх турбозубчатых агрегатов. ТЗА приводили в движение четыре гребных вала, передающих вращение на винты диаметром 4,87 метра.

Вспомогательное оборудование

Шлюпочное оборудование линкора Gascogne по проекту состояло из:

  • 11-м моторный бот — 2 шт
  • 10,8-м моторный бот — 3 шт
  • 9-м моторный бот — 2 шт
  • 13-м моторный пинас — 2 шт
  • 7-м баркас — 1 шт
  • 5-м динги — 1 шт
  • 3-м плоскодонки — 2 шт

Служба

Линкор «Ришелье»

Изначально строился для противодействия итальянскому флоту, который являлся потенциальным противником для французов на Средиземном море.
После нападения Германии на Францию линкор «Ришелье» 18 июня 1940 года отбыл в Дакар, вывозя в трюмах золотые запасы Франции, Бельгии, Польши и частично Нидерландов. К тому моменту Великобритания попыталась нейтрализовать крупные французские военные корабли, чтобы они не достались немцам. Поэтому 8 июля в ходе операции «Катапульта» линкор был атакован самолётами с британского авианосца «Гермес». Взрыв торпеды, сброшенной с самолёта типа «Суордфиш», под дном корабля сильно повредил корму, что лишило линкор возможности совершать боевые выходы из гавани Дакара.

«Ришелье» участвовал в морском бою в сентябре 1940 года (Сенегальская операция), когда британское соединение в составе авианосца «Арк Ройал» и линкоров «Бархэм» и «Резолюшен» пыталось принудить французские корабли к сдаче. В бою «Ришелье» добился одного попадания в английский линкор «Бархэм». Французский линкор больших повреждений не получил, лишившись одного из орудий главного калибра в результате разрыва снаряда в стволе.

После перехода Сенегала на сторону «Свободной Франции», в январе 1943 года линкор с подкреплённой деревянным кессоном кормой отправился в Нью-Йорк с целью восстановительного ремонта и перевооружения. В процессе ремонта с линкора демонтировали две катапульты, заменили РЛС, убрали кран для подъёма самолётов. После чего установили на корме 40 мм зенитное орудие. В октябре 1943 года «Ришелье» отправился в порт Мерс-эль-Кебир. В 1943—1944 годах вместе с силами Британского флота участвовал в освобождении Норвегии.

После окончания второй мировой войны линкор использовался для конвоирования французских войск в Индокитае. Осуществлял артиллерийскую поддержку их высадки на побережье. После совершения визитов в Великобританию и Португалию в 1948 году переоборудован в артиллерийский учебный корабль. В 1958 году вошёл в состав резервных сил. Спустя 10 лет, устарев морально, в 1968 году был отправлен на лом на верфи «Fincantieri» «Cantieri Navali» в Генуе.

380-миллиметровое орудие 380 mm/45 Model 1935 линкора «Ришелье» в Бресте

В порту Бреста было установлено одно из 380-миллиметровых корабельных артиллерийских орудий ГК линкора «Ришелье». Это орудие как памятник стоит и поныне, напоминая о славной службе линкора.

Голландская война

С началом войны, молодой Жан Бар возрасте 21 год поступил на службу на корсарский корабль, а в 1674 году стал капитаном корсарского галиота «Руа Давид». По одним данным его назначили на эту должность, по другим, он снарядил корабль на собственные сбережения. Корабль был небольшим. Вооружение его составляли всего 2 пушки, а команда насчитывала 36 человек. И в первом же бою у острова Тексель корсару повстречался голландский фрегат имевший 18 орудий и 60 человек на борту, который взяли на абордаж в жестоком рукопашном бою. Количество пушек на борту не имело для корсара большого значения, свои призы он предпочитал брать на абордаж.

Слава и успехи, а также богатые трофеи позволили молодому корсару вступить в сообщество арматоров — судовладельцев Дюнкерка . Судовладельцы доверили Бару десятипушечный фрегат «Руаяль», назначив его капитаном. На нём в 1674-1675 годах Бар захватил 26 судов, в том числе голландский 12-пушечный фрегат «Эсперанс» и 18-пушечный корабль «Бержер».

Следующим кораблем Бара стал 18-пушечный «Пальма», на котором он в 1676 и 1677 годах овладел 33 судами, в том числе 24-пушечным голландским фрегатом «Сванембург» и 36-пушечным кораблем «Нептун». После захвата последнего, корсар попал в поле зрения министра Жана Батиста Кольбера и лично Людовика XIV . 18 сентября 1676 года Кольбер написал интенданту королевского флота в Дюнкерке Юберу:

После этого Жан Бар стал популярным в Дюнкерке, о нём ходили легенды, но моряк продолжал свою карьеру: командуя 14-пушечным «Дофином» в 1676, 1677 и 1678 годах Бар захватил семь призов, в том числе 32-пушечный голландский фрегат «Сеедер» и три судна, принадлежавших корсарам из Остенде; И командуя кораблем «Марс» — 2 судна в 1678.

Всего, до заключения Нимвегенского мира в 1678 году, Бар, командуя небольшими судами и хорошо зная район боевых действий захватил по разным данным от 74 до 81 приза.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: