Многоцелевой истребитель «торнадо» / tornado gr4/gr4a

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов.

3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80—400 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты. Известен случай тяжёлого повреждения иракского перехватчика МиГ-25 на аэродроме в результате атаки «Торнадо». Как отметил британский лётчик Ниалл Ирвинг, каждый раз, когда истребители Торнадо F3 появлялись в воздухе, иракские самолёты разворачивались и возвращались на аэродром.

Война в Югославии (1999)

40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям.
По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо». О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно. В частности, сообщалось о сбитии британского «Торнадо» над Косово вечером 24 марта, однако из британских источников следует, что на тот момент британские «Торнадо» вообще не участвовали в войне, первые самолёты этого типа были выделены для участия в операции только 1 апреля.

Война в Ираке

Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли.

Война в Сирии

3 декабря 2015 года ВВС Великобритании нанесли первый бомбовый удар по позициям ИГИЛ. Два самолёта Panavia Tornado вылетели с авиабазы Акротири на Кипре и сбросили 6 бомб Paveway.

14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, действующие с авиабазы Акротири на Кипре, нанесли удар ракетами Storm Shadow по бывшей ракетной базе в пятнадцати милях к западу от Хомса, контролируемой официальными сирийскими властями, где по предположениям военного руководства Великобритании хранилось химическое оружие.

Производство

Производство различных компонентов самолета распределяется следующим образом:

  • Передняя часть фюзеляжа и оперение — Великобритания  ;
  • Центральный и задний фюзеляж от Западной Германии  ;
  • Крылья Италии .

Каждая страна отвечала за окончательную сборку предназначенных для нее самолетов. Поставки в боевые части начались вЯнварь 1982 г.для Соединенного Королевства ,Июль 1983 г.для Германии иИюнь 1984 г.для Италии . Из-за задержек с разработкой радара FoxHunter поставки версии ADV не начались доИюль 1986 г..

В Сентябрь 1985 г., Саудовская Аравия размещает первоначальный заказ на 48 Tornado IDS и 24 ADV, за которыми последуют еще 48 IDS. Общий объем производства наконец достиг 977 экземпляров, в том числе 100 для Италии, 120 для Саудовской Аравии, 359 для Германии и 398 для Великобритании .

Различные программы по улучшению, обновлению и продлению жизни Торнадо были реализованы отдельно каждой страной-пользователем.

«ЛОКХИД АС-130» — небесный дредноут

Самолет огневой поддержки (США)

Последняя версия самолета AC-130U

Идея создания тяжело вооруженного небесного линкора возникла в ВВС США в начале 1960-х годов. Программу назвали «Ганшип» (пушечный корабль) и приступили к ее реализации в 1965 году. Базой для «Ганшипа» стал военно-транспортный самолет С-130 «Геркулес», выпускавшийся фирмой «Локхид». Его оснастили шестиствольными пулеметами, скорострельными пушками «Вулкан», системой ночного видения, бортовой ЭВМ и радиолокационной станцией. А позже установили даже 105-мм гаубицу!

Летные испытания перевооруженного «Геркулеса» начались в 1967 году. Первый боевой вылет машины, еще не имевшей официального названия, но получившей от экипажа имя «Вулкан Экспресс», состоялся 27 сентября 1967 года. Крылатый монстр в мгновение ока превратил в груду пылающих обломков колонну грузовиков, шедших из Северного Вьетнама по так называемой тропе Хо Ши Мина на помощь южно-вьетнамским братьям.

Столь многообещающее начало побудило руководство ВВС США внимательнее присмотреться к новой машине. И не зря. Ведь только за 1970-1971 годы «Ганшипы» уничтожили около 12 000 единиц боевой техники Вьетнама! Свои же потери были минимальны из-за практически полного отсутствия средств ПВО на тропе Хо Ши Мина. Позже, с их появлением, полеты «Ганшипов» пришлось прекратить. С 1972 года за АС-130 закрепилось название «Спектр».

Для защиты от ракет с инфракрасной головкой самонаведения АС-130 отстреливает ложные тепловые цели

В конце 1970-х годов самолет модификации «Н» получил возможность дозаправки в воздухе. Четыре таких машины угрожающе барражировали над столицей Ирана, когда там находились американские заложники. В 1983 году во время операции США в Гренаде АС-130 подавили ПВО противника и позволили высадиться десанту.

АС-130 участвовали в операции «Буря в пустыне», разгромив в первые дни войны колонну бронетехники, а также в налетах на Югославию. Без них не обходилась ни одна из последних кампаний США: в 2001 году «Локхиды» бомбили Афганистан, в 2003-м — Ирак, в 2011-м — Ливию. Сегодня на вооружении ВВС США состоят 8 самолетов модификации «Н» и еще 13 — модификации «U», оснащенные новейшей бортовой радиолокационной системой.

Борт AC-130U ощетинился 25-мм пушкой GAU-12/U, 40-мм пушкой Ml Boffors и 105-мм гаубицей M-102 Howitzer

Варианты

Торнадо существует в трех основных версиях:

  • IDS ( Interdictor / Strike ) запрета и истребителя / бомбардировки, с двумя орудиями и электроникой, оптимизированными для задач проникновения на малой высоте и высокой скорости в любую погоду;
  • ADV ( Air Defense Variant ) / ПВО перехвата, с одинарным стволом, удлиненным двухметровым корпусом, более мощными турбореактивными двигателями иоптимизированным для перехвата воздух-воздухрадаром foxhunter  (ru) ;
  • ECR ( Electronic Combat / Reconnaissance ) радиоэлектронной борьбы и разведки, без оружия, но способный нести противорадиолокационные ракеты HARM .

Каждая из трех основных версий имеет вариант привода с двойным управлением и разделена на несколько подверсий, подробности которых приведены ниже.

Версии IDS


Пользователи Панавиа Торнадо.

Британский торнадо F.3.

Саудовский торнадо.

RAF Tornado GR4 (ZA597) во время демонстрации с воздуха в Англии с частично сложенными крыльями.

  • GR.1  : обозначение английской Tornado IDS, первоначальная версия (228 экземпляров + 96 для Саудовской Аравии );
  • GR.1A  : английская IDS, без орудий, но способная выполнять разведывательные задачи;
  • GR.1B  : английская IDS, способная нести противокорабельные ракеты Sea Eagle  ;
  • GR.4  : программа модернизации и модернизации GR.1 и GR.1B (142 модифицированных самолета);
  • GR.4A  : программа модернизации и модернизации GR.1A;
  • Версия для ВМС Германии  : способна вести огонь противокорабельными ракетами «Корморан» (112 шт.);
  • Версия для ВВС Германии (212 экз.);
  • Итальянская версия (100 экз.).

Версии ADV

  • F.2  : начальный вариант без РЛС для обучения (18 экземпляров);
  • F.3  : серийная версия (152 экз. + 24 для Саудовской Аравии ).

Версии ECR

  • Немецкий вариант: (35 экземпляров);
  • Итальянский вариант: без разведывательных возможностей, (16 модифицированных самолетов).

РЛС

В носовой части Tornado IDS GR1 стоят две радиолокационные станции фирмы Texas Instruments — GMR (радар воздух-земля с функцией картографирования земной поверхности) передает изображение в заднюю кабину, используется для применения оружия воздух-земля и навигации и TFR — радар для следования рельефу местности, выводится на экран в передней кабине а также дает данные на автопилот.

В носовой части ADV F2 (построено 17 машин) не было радара из за того что он не был готов во время производства данных самолетов. Самолёты летали с балластом, известным как Blue Circle.

Tornado ADV F3 (поставлялся с ноября 1985 года) снабжался доведённым радаром FoxHounter Stage 3 AI.24 для работы по воздушным целям, дальность обнаружения истребителя до 80 км, бомбардировщика до 180 км. Позволяет сопровождать на проходе до 12 целей и применять ракеты SkyFlash (улучшенную копию американской ракеты AIM-7E), а также рассчитывать упреждение для стрельбы из пушки.

«ПАНАВИА ТОРНАДО GR.MK-4» — символ возрождения авиапромышленности

Истребитель-бомбардировщик (Германия, Великобритания, Италия)

Самолет «Торнадо» способен достигать максимальных характеристик на всех режимах полета за счет крыла изменяемой стреловидности

Замысел европейского истребителя-бомбардировщика, способного преодолевать скорость звука и имеющего короткую взлетно-посадочную полосу, начал складываться на рубеже 1950-1960-х годов, когда в США приступили к созданию F-111.

В 1957 году ВВС Великобритании представили в правительство список требований к такому самолету: двухместная кабина, крыло с изменяемой геометрией, способность взлетать с шоссейных дорог. Однако военные так и не дождались финансирования. Пришедшие вскоре к власти социалисты взяли курс на снижение военных расходов.

В 1965 году Англия и Франция совместно приступили к созданию такого самолета. Проект получил название AFVG (Anglo-French Variable Geometry). Однако работы не имели успеха: французы видели в машине, прежде всего, истребитель, а англичан интересовал главным образом бомбардировщик.

В 1967 году проект закрыли. Англичане, по-прежнему нуждавшиеся в собственном бомбардировщике, продолжили работу самостоятельно, переименовав проект в UKVG и начав в Европе поиски других партнеров.

В ту пору самой развитой экономикой на континенте обладала Западная Германия. В 1964 году эта страна совместно с США разрабатывала проект самолета AVS — истребителя-бомбардировщика с вертикальными посадкой и взлетом.

Однако в 1968 году деятельность была остановлена из-за потери интереса со стороны Америки, полностью сосредоточившейся на своем F-111. Год спустя британская фирма ВАС, германская «Мессершмитт-Белков-Блом» и присоединившаяся к ним «Аэриталия» образовали консорциум «Панавиа» по созданию одноименного самолета.

Первая из таких машин поднялась в воздух 14 августа 1974 года. В сентябре к имени самолета добавилось слово «Торнадо». В 1980 году «Торнадо» начали поступать на вооружение британских ВВС. Еще через год их получили Италия и ФРГ. Самолеты, предназначенные для Великобритании, могли переносить на крыле атомные бомбы.

В 1990 году при подготовке к войне с Ираком на заметные части самолетов было нанесено радиопоглощающее покрытие. Однако это привело к снижению надежности машин — частицы покрытия попадали в двигатель. Ирак стал самой серьезной боевой кампанией для самолетов «Торнадо», в задачу которых входило разрушение иракских аэродромов в самом начале войны.

Первый вылет закончился безрезультатно: ни одна бомба не попала в цель, а один самолет был сбит огнем иракских зенитных орудий. Сложная, начиненная новейшей электроникой машина обладала относительно невысокой боевой «живучестью». Высоты, на которых она летала, оказались весьма удобными для иракских «зениток».

Специальная конструкция реверса тяги позволяет «Торнадо» выполнять посадку на аэродромах с короткой ВПП

В 1990-х годах «Торнадо» подвергался различным модернизациям, прежде всего в Германии. На самолет устанавливались новые высокоточные боеприпасы, американские крылатые ракеты, израильские устройства лазерного наведения, обновлялось оборудование в кабине пилота.

В 1999 году эти самолеты участвовали в войне с Югославией. В первую же ночь налета один из них был сбит истребителем МиГ-21. По сообщениям югославской стороны, впоследствии были уничтожены еще несколько «Торнадо». Однако точный счет потерям не велся. Сейчас эти самолеты, произведенные в количестве около 1000 штук, по-прежнему состоят на вооружении Великобритании, Германии, Италии и Саудовской Аравии.

Страны-пользователи

  • Германия

    Всего в ВВС Германии поступило 247 самолетов, в том числе 35 ECR. Первый Торнадо был доставлен29 июля 1979 г.заменить F-104 Starfighter . Первоначально на этих самолетах было 5 истребительно-бомбардировочных эскадрилий, одна тактическая переоборудование и четыре передовых эскадрильи. В 1994 году, с расформированием эскадрильи Marineflieger, Люфтваффе приобрело несколько Tornado IDS для замены своих RF-4E Phantom II в разведывательной эскадрилье. Немецкий Торнадо испытать их боевое крещение во время бомбардировки Боснии и Герцеговины НАТО в 1995 году против армейских позиций Республики Сербской Боснии . Эта операция также стала первой боевой задачей Люфтваффе после Второй мировой войны. Немецкий Торнадо также будет использоваться в 1999 году, во время войны в Косово, а затем в Афганистане, с 2007 по 2010 г. В 2015 г. Люфтваффе имели в своем инвентаре в общей сложности 29  Tornado ECR и 94 IDS. По состоянию на конец 2016 года в сети было 85 человек. Последние немецкие Tornado, как ожидается, не будут выведены из эксплуатации до 2030 года.

    (123)

  • Италия

    ВВС Италии получили в общей сложности 100  Tornado IDS и 16 самолетов затем были преобразованы в конфигурацию ECR. Первый итальянский Tornado ECR будет доставлен27 февраля 1998 г.. С 1995 по 2004 год Aeronautica Militare также арендовала 24  ПВО Tornado ADV для Королевских ВВС, чтобы восполнить нехватку самолетов, вызванную выводом стареющих Lockheed F-104 Starfighter и задержкой программы Eurofighter Typhoon . В 1991 году, во время войны в Персидском заливе, итальянский Tornado был сбит, а его пилот был захвачен иракскими войсками. Aeronautica Militare Торнадо также участвовал в войне в Косово в 1999 году, в войне в Афганистане в 2010 году, в 2011 военном вмешательстве в Ливии, и, наконец, война против исламского государства в Сирии и Сирия. Ирак с ноября 2014 года в рамках разведывательных миссий. В 2015 году в Италии было 60 IDS и 16 ECR.

    (76)

  • Саудовская Аравия

    Королевские ВВС Саудовской Аравии -25 сентября 1985 г.Соединенное Королевство и Саудовская Аравия подписали контракт Al Yamamah I, который включал, среди прочего, продажу 48  штурмовиков Tornado IDS и 24 самолетов ADV для противовоздушной обороны. Тогда первый полет Saudi Tornado IDS состоялся26 марта 1986 г., а первый ADV был поставлен на 9 февраля 1989 г.. ВИюнь 1993 г.подписан контракт Al Yamamah II, предусматривающий приобретение 48 дополнительных IDS. В 1991 году Саудовская Аравия задействовала свой Торнадо в войне в Персидском заливе против войск Саддама Хусейна . В 2006 году Королевские ВВС Саудовской Аравии заменили все свои Tornado ADV (всего 22) на Eurofighter Typhoons, а в следующем году списанные самолеты были куплены Королевскими ВВС . Изноябрь 2009 г., Саудовская Tornados осуществлять воздушные налеты во время мятежа Хути в Йемене . Впервые после операции «Буря в пустыне» в 1991 году Королевские ВВС Саудовской Аравии приняли активное участие в военной операции на враждебной территории. В 2015 году 81 система  IDS Tornado все еще находилась в эксплуатации.

    (81)

Бывший пользователь

Немецкий флот Tornado приземлился на базе ВВС Mildenhall в 1984 году.

  • Германия

    Немецкая военно-морская авиация. Чтобы заменить свой F-104 Starfighter, состоящий на вооружении двух эскадрилий, германский флот получил с 1982 года 112  Tornado IDS в их военно-морской версии. Эти самолеты были способны нести ПКР As.34 Kormoran, который был первым завершено к бомбы неуправляемых бомб и BL755 кассетных боеприпасов, а затем с помощью анти-излучения ракет AGM-88 HARM . « Торнадо» также были оснащены панорамной камерой для выполнения разведывательных задач. Окончание холодной войны и подписание договора об обычных вооруженных силах в Европе вНоябрь 1990 г., вынудил немецкий флот сократить свой флот истребителей, удалив одну из двух своих эскадрилий с Торнадо вянварь 1994. Эти самолеты переданы в дар Люфтваффе для замены « Фантомов» разведывательной эскадрильи. Вторая эскадрилья была распущена в 2005 году, и ее самолеты также были переданы Люфтваффе . С тех пор у Marineflieger больше нет истребителей-бомбардировщиков.

  • Великобритания

    Royal British Air Force — версии IDS и ADV . После сокращения бюджета в середине 2011 года на Tornado GR4 имеется только три фронтовых эскадрильи и одна учебная эскадрилья, всего 81 самолет. Виюль 2018, 40 самолетов остаются в двух эскадрильях, снятых с вооружения на 1 — й апреля +2019.

    (81)

Description[]

There are three basic variants ofrtsdtsdrysrtmstm srm sx6ru s6u s6u e 1991 Gulf War, the Bosnian War, Kosovo War and the Iraq War. Used in smaller roles in Afganistan and Yeman, it can be equipped with enhanced Pavewave LGBs, Joint Direct Attack Munition Bombs, modern cruise missiles like Taurus, and Storm Shadow. It also can be armed with air-to-air missiles such as the AIM-9 Sidewinder or AIM-132 ASRAAM. The Tornado can also use Skyflash and AIM-120AMRAAM. The Italian and German Tornado’s can use B61 nuclear bombs. The IDS has two 27 mm Mauser BK-27 revolver cannons mounted underneath the fuselage but the Tornado ADV only has one. Operators of the Tornado are Germany, Italy, the United Kingdom and Saudi Arabia.

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

Основная статья:Война в Персидском заливе

В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов.

3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80-400 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты. Известен случай тяжёлого повреждения иракского перехватчика МиГ-25 на аэродроме в результате атаки «Торнадо». Как отметил британский лётчик Ниалл Ирвинг, каждый раз, когда истребители Торнадо F3 появлялись в воздухе, иракские самолёты разворачивались и возвращались на аэродром.

Война в Югославии (1999)

Основная статья:Война НАТО против Югославии

40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям. По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо». О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.

Война в Ираке

Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли.

Война в Сирии

3 декабря 2015 года ВВС Великобритании нанесли первый бомбовый удар по позициям ИГИЛ. Два самолёта Panavia Tornado вылетели с авиабазы Акротири на Кипре и сбросили 6 бомб Paveway.

14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, действующие с авиабазы Акротири на Кипре, нанесли удар ракетами Storm Shadow по бывшей ракетной базе в пятнадцати милях к западу от Хомса, контролируемой официальными сирийскими властями, где по предположениям военного руководства Великобритании хранилось химическое оружие.

Вооружение и электронные системы:

Пушечное вооружение: 2 х 27мм пушки «Маузер» Точек подвески: 7 Ракетное вооружение: до 9 противорадиолокационных ракет ALARM (Air Launched Anti-Radiation Missile). Эти ракеты засекают излучение, генерируемое радарными системами противника и поражают его источники. Также, самолеты могут оснащаться ракетами «воздух-воздух» ASRAAM небольшого радиуса действия. Ракеты «Бримстон» (Brimstone) и «Шторм Шэдоу» (Storm Shadow). Бомбы: улучшенные «Пэйввэй 2» (Enhanced Paveway II) и «Пэйввэй 3», 1000-фунтовые бомбы «Пингвин» Лазерная система целеуказания: контейнер «Litening» (Litening Laser Designator Pod) Комплекс разведывательных систем и систем наблюдения (включая видеосистемы высокого разрешения).

Предполагается планомерная модернизация части боевых машин с целью сохранения их в составе ВВС вплоть до 2025-2030гг.

Боевое применение истребителей «Торнадо»

Самолеты «Торнадо» успешно участвовали во многих операциях Британский ВВС начиная с 1990-х гг. За их плечами «Война в Заливе» (1991г.), в которой принимал участие 41 самолет, компания в Ираке (1998 — 2011гг.), Косово (1999г.), Конфликт в Ливии в 2011г. и война в Афганистане, которая длится по сей день (2012г.).

Технические характеристики истребителя «Торнадо»:

Экипаж: 2 человека Грузоподъёмность: до 9000 кг Длина: 16.8 м Размах крыла: 8.6 м — 13.9 м (зависит от текущего угла стреловидности) Высота: 6 м Масса пустого: 14100 кг Обычная снаряженная масса: 20400 кг Максимальная подъемная масса: 27200 кг Двигатели: 2 турбореактивных двигателя «Роллс-Ройс» RB199, с тягой от 4380 кг/с до 7620 кг/с (при форсаже)Максимальная скорость: 1,2 Маха (на малой высоте) — 2.2 Маха (2340 км/ч) Крейсерская скорость: 0.9 Маха (1112 км/ч на малой высоте) Запас топлива в боевом режиме: на 1390 км Запас топлива при перегоне: на 3890 км Практический потолок: 15000 м Необходимая длина взлетной полосы: 760 м

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4):Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник.

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Грузоподъёмность: 9000 кг
  • Длина: 16,72 м
  • Размах крыла: 8,60 м — 13,91 м (в зависимости от угла стреловидности)
  • Высота: 5,95 м
  • Площадь крыла: 26,60 м² (при угле стреловидности 25°)
  • Масса пустого: 14 100 кг
  • Нормальная взлётная масса: 20 400 кг
  • Максимальная взлётная масса: 27 200 кг (с наружными подвесками)
  • Масса топлива во внутренних баках: 4650 кг + 440 кг (килевой бак)
  • Силовая установка: 2 × ТРДДФTurbo-Union RB199 (англ.)русск.
  • Бесфорсажная тяга: 2 × 4380 кгс
  • Форсажная тяга: 2 × 7620 кгс

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: 2340 км/ч (Маха=2,2)
  • Максимальная скорость: 1480 км/ч (Маха=1,2) — на малой высоте без подвесок
  • Крейсерская скорость: 1112 км/ч (Маха=0,9) — на малой высоте с подвесками
  • Боевой радиус: 1390 км
  • Перегоночная дальность: 3890 км
  • Практический потолок: 15 000 м
  • Скороподъёмность: 77 м/сек
  • Длина разбега: 760 м
  • Длина пробега: 370 м
  • Максимальная перегрузка: +7,5 g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.)русск.
  • Боезапас: 2 х 180 патронов
  • Скорострельность: 1600 выстрелов/мин
  • Точки подвески: 7
  • Боевая нагрузка: 9000 кг
  • Управляемые ракеты: УРВВAIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКРSea Eagle, TASM
  • Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177

BAC-167 «СТРАЙКМАСТЕР MK-80» — простейший штурмовик

Легкий штурмовик (Великобритания)

ВАС-167 «Страйкмастер» — один из первых штурмовиков, переделанных из учебно-тренировочной машины

В начале 1960-х годов на мировой авиационный рынок вышли ударные варианты реактивных учебно-тренировочных самолетов. Их назвали «оружием бедных», так как военные пытались таким образом получить недорогой и универсальный самолет.

В 1967 году англичане тоже решили переоборудовать в боевую машину легкий учебно-тренировочный самолет ВАС-145 «Джет Провост», созданный в 1954 году. Его оснастили катапультируемым креслом пилота, встроенными пулеметами, бомбами и ракетами, подвешенными на крыле и фюзеляже, для чего конструкцию пришлось усилить. Были установлены более мощный двигатель и дополнительные топливные баки.

Самолет получил название ВАС-167 «Страйкмастер». Его первый полет состоялся 26 октября 1967 года, а в 1968 году машина была запущена в серийное производство. «Страйкмастер» применялся во многих локальных конфликтах, последним из которых стала война Перу и Эквадора, разразившаяся в 1995 году. На вооружении ВВС Эквадора состояли 15 таких машин, и потерь, судя по всему, среди них не было.

Помимо бомбовых и ракетных ударов, пушечной и пулеметной стрельбы, самолет способен выполнять аэрофотосъемку, для чего предусмотрено специальное оборудование. Легкий штурмовик «Страйкмастер» до сих пор находится в составе ВВС Эквадора.

Четверка BAC-167 новозеландских ВВС несет боевое дежурство

РЛС

В носовой части Tornado IDS GR1 стоят две радиолокационные станции фирмы Texas Instruments — GMR (радар воздух-земля с функцией картографирования земной поверхности) передает изображение в заднюю кабину, используется для применения оружия воздух-земля и навигации и TFR — радар для следования рельефу местности, выводится на экран в передней кабине а также дает данные на автопилот.

В носовой части ADV F2 (построено 17 машин) не было радара из за того что он не был готов во время производства данных самолетов. Самолёты летали с балластом, известным как Blue Circle.

Tornado ADV F3 (поставлялся с ноября 1985 года) снабжался доведённым радаром FoxHounter Stage 3 AI.24 для работы по воздушным целям, дальность обнаружения истребителя до 80 км, бомбардировщика до 180 км. Позволяет сопровождать на проходе до 12 целей и применять ракеты SkyFlash (улучшенную копию американской ракеты AIM-7E), а также рассчитывать упреждение для стрельбы из пушки.

История создания и производства

  •  Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0. 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии, истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года.
  •  Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
  •  Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
  •  Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.

LTV A-7 «КОРСАР II» — заслуженный ветеран штурма

Палубный штурмовик (США)

Чтобы обезопасить себя от осколков собственных бомб при сбросе боеприпасов с малых высот, пилот А-7 использует бомбы замедленного падения Mk.82

Главным недостатком штурмовика «Скайхок» была невысокая дальность полета. Применять машину для нанесения ударов по целям, находящимся в глубоком тылу противника, было невозможно. Первоначально такая роль отводилась бомбардировщику F-111, однако он не мог взлетать с палуб авианосцев.

Возникла потребность в еще одном самолете, который был бы так же дешев, как «Скайхок», но превосходил бы его радиусом действия. Исследования по созданию такой машины начались в 1962 году

Было рассмотрено 27 вариантов, при этом главное внимание уделялось цене доставки одного боеприпаса в тыл врага. После разорительной войны с Кореей американцы собирались вести следующую, вьетнамскую, весьма экономично

В объявленном конкурсе проектов победила фирма «Воут», предложившая недорогую модификацию палубного истребителя F-8 «Крусейдер», созданного в 1955 году.

Техобслуживание А-7. Под поднятым носовым обтекателем видна бортовая радиолокационная станция

Внешне штурмовик очень напоминал «Крусейдер», но имел более дешевый двигатель и усиленное крыло, способное переносить боеприпасы. В носовой части фюзеляжа располагались две пушки. Самолет оснастили новой навигационно-прицельной системой, позволявшей точно вычислять курс к цели и наносить удары по ней. В 1964 году был построен макет самолета. 27 сентября 1965 года первая из трех опытных машин поднялась в воздух. Самолет получил название «Корсар II». В 1966-1968 годах было выпущено 199 таких машин. В 1967 году из них сформировали первую эскадрилью. Вскоре она отправилась во Вьетнам. В самом начале войны самолет совершил около 1400 боевых вылетов, при этом только один штурмовик был потерян.

В 1983 году один самолет в составе миротворческих сил в Ливане сбили сирийские ПВО. В 1986 году в заливе Сидра «Корсар» участвовал в нанесении ударов по Ливии. Во время операции «Буря в пустыне» штурмовик использовался как для проникновения вглубь территории Ирака, так и для дозаправки в воздухе других самолетов.

В 1993 году самолет был снят с вооружения армии США, однако до сих пор он входит в состав ВВС Ливии, Ливана, Гренады, стран Персидского залива.

Учебно-боевая модификация А-7 греческих ВВС

Примечания

  1. . Дата обращения: 3 февраля 2012.
  2. ↑ . Дата обращения: 31 июля 2008.
  3. The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
  4. Н. Николаев. Первый самолёт «Торнадо» поступил в ВВС Италии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1981. стр.75—76
  5. . Дата обращения: 13 февраля 2012.
  6. . Дата обращения: 13 февраля 2012.
  7. . Дата обращения: 3 февраля 2012.
  8. . Дата обращения: 3 февраля 2012.
  9. . Дата обращения: 3 февраля 2012.
  10. . Дата обращения: 3 февраля 2012.
  11. . Дата обращения: 3 февраля 2012.
  12. Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
  13. В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-271-01861-X.
  14. The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts. — ABC-CLIO, 2010. — С. 1277.
  15. . Дата обращения: 9 июля 2014.
  16. Douglas Dildy, Tom Cooper. F-15C Eagle vs MiG-23/25, Osprey Publishing, 2016, стр. 51
  17. . Дата обращения: 17 января 2016.
  18. В. Е. Ильин, И. В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
  19. В. Е. Ильин, И. В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 80.
  20. . Дата обращения: 9 июля 2014.
  21. . Дата обращения: 3 декабря 2015.
  22. . Дата обращения: 19 сентября 2016.
  23. . Дата обращения: 19 сентября 2016.
  24. . Дата обращения: 14 апреля 2018.
  25. ↑ . Дата обращения: 3 февраля 2012.
  26. Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 39.
  27. Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 50.
  28. Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 47.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: