Northrop f-5a freedom fighter (многоцелевой истребитель)

В культуре

В кино: в фильме «Топ Ган»: F-5E и F-5F эскадрильи Top Gun, специально покрашенные в чёрный цвет для фильма, сыграли главную роль вымышленного МиГ-28. После этого некоторые F-5E и F-5F также красили в чёрный цвет с красными звездами на килях, в частности для выступления в роли МиГ-28 на различных авиашоу. Черные Тигры стоят на вооружении эскадрильи VFC-13 The Saints и до 1996 года в VFA-127.

Red Flag:The Ultimate Game,
«Горячие головы!»,
«Апокалипсис сегодня»,
в японском мультсериале «Area 88»;
В компьютерных играх: DLC F-5E Tiger II для

  1. Jane’s, 1975.
  2. Johnsen, Frederick A., 2006, p. 90
  3. Freedom Fighter — «Борец за свободу»,Tiger — «Тигр».
  4. Islamic Republic News Agency (IRNA) «Commander says air defense equipment provided domestically»
  5. F-5 Tigers Over Vietnam. Anthony J. Tambini. Branden Books. 2001. P.31
  6. Red Rockets Destroy F-5A // Aviation Week & Space Technologies. — 1973. — Vol. 99. — 19 November. — №. 21 — P. 14.
  7. South Viet Nam Air Force — VNAF — Aircraft Deliveries
  8. Desert Sun, 28 April 1975 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 декабря 2020. Архивировано 14 мая 2020 года.
  9. Intelligence/Chapter 6. Col. Hoang Ngoc Lung. Pickle Partners Publishing. 2020 (см. фотографию F-5, уничтоженного A-37)
  10. F-5 Tigers Over Vietnam. Anthony J. Tambini, Branden Books, 2001
  11. Мал, да удал. Н. Секач. Моделист-Конструктор № 3 2007. стр.36 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 21 января 2020. Архивировано 22 января 2020 года.
  12. 12 Мятежи ВВС
  13. Coup d’État. Edward N. Luttwak, Harvard University Press, 2016
  14. Assassin. John Bowyer Bell, Transaction Publishers, 1979. P.157
  15. Militsry Flight Safety 1985
  16. Пленники Сахары
  17. Morocco AF
  18. 123456М. Жирохов, А. Заблотский. Опаленные пески Огадена (рус.).Уголок неба . https://www.airwar.ru/+(1 июня 2019). Дата обращения 1 июня 2019.
  19. В.И.Мураховский. ТОТАЛЬНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА. Недокументальные записки Война между Эфиопией и Сомали 1977-78 гг. (рус.).Военно-патриотический сайт «ОТВАГА» . Сайт Отвага (13.10.2012). Дата обращения 1 июня 2020.
  20. Wings over Ogaden: The Ethiopian-Somali War, 1978—1979. Tom Cooper. Helion and Company, 2020. P.33
  21. 12 F-5A/B Freedom Fighter
  22. Spencer Tucker. A Global Chronology of Conflict: From the Ancient World to the Modern Middle East, стр.2513
  23. Somalis in Control of Tthiopian Town. John Darntonsept. New York Times. September 29, 1977
  24. Таиландская граница
  25. Northrop F-5E/F Tigers in Service With Vietnam
  26. F-5 US Warplanes (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 5 января 2020. Архивировано 22 января 2020 года.
  27. Iranian Tigers at War: Northrop F-5A/B, F-5E/F and Sub-Variants in Iranian Service Since 1966. Babak Taghvaee. Helion. 2015
  28. Iran strikes back in Operation Kaman 99 Архивировано 4 октября 2013 года.
  29. Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома (2012)/Разведчики/бомбардировщики МиГ-25. Николай Якубович.
  30. Chronological Listing of Iraqi Losses & Ejections Архивировано 22 ноября 2010 года.
  31. ВВС в первой Ирано-Иракской войне
  32. Chronological Listing of Iranian Air Force Northrop F-5 Losses & Ejections (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 13 июля 2013. Архивировано 3 ноября 2013 года.
  33. Iranian Air-to-Air Victories 1976—1981
  34. Iranian Air-to-Air Victories, 1982-Today
  35. Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
  36. Bombed by Blinders — Part 2
  37. Iran at War: 1500—1988 (General Military) (2011). Kaveh Farrokh. стр.454
  38. 7.0 The Beginning of the War of Attrition
  39. X. THE COMBINATION OF IRAQI OFFENSIVES AND WESTERN INTERVENTION FORCE IRAN TO ACCEPT A CEASE-FIRE: SEPTEMBER 1987 TO MARCH 1989 The War Enters Its Final Phase
  40. Потери ВВС Ирана
  41. Sudan, Civil war after 1955. Tom Cooper
  42. Kenyan Jets Spearhead Somalia Operation
  43. Kenya Army Plane Crashes in Somalia
  44. Cyprus 1974: Greek Point of View
  45. Война в Йемене 1994 года
  46. Chronological Listing of Iranian Air Force McDonnell-Douglas F-4 Phantom II Losses & Ejections Архивировано 10 июля 2015 года.
  47. История ВВС Венесуэлы
  48. Venezuelan cuop attemp, 1992
  49. Nicaragua, 1980—1988
  50. F5 Aviation Safety Network
  51. McDonnell Douglas F-15A Eagle, 28 Feb 1977
  52. В. Н. Кондауров. Взлетная полоса длиною в жизнь
  53. В. Марковский, И. Приходченко. Истребитель МиГ-23. На защите неба Родины. М.: Яуза, 2020, стр.119
  54. В. Ильин, М. Левин. Истребители. — М.: Виктория, Аст, 1996. — С. 221.
  55. Опаленные пески Огадена
  56. Cuban Defector Recalls Life as a Top Officer

Аварии и катастрофы

Упавший B-2 Основная статья: Катастрофа B-2 Spirit на Гуаме

По официальным данным США к 2010 году в небоевом происшествии был потерян один бомбардировщик B-2. 23 февраля 2008 года самолёт B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса») потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум лётчикам удалось катапультироваться. После аварии полёты всех самолётов этого типа были приостановлены. В конце апреля 2008 года полёты были возобновлены.

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что причиной аварии стала халатность наземного персонала, не включившего обогрев приёмника воздушного давления для удаления скопившегося в нём конденсата. Из-за этого система управления самолёта получала завышенное значение скорости и преждевременно дала команду на отрыв от земли. Действия экипажа признаны правильными, других отклонений от штатного режима в работе бортовых систем не выявлено, а моделирование ситуации на тренажёре показало, что спасти самолёт было невозможно.

В феврале 2010 года ещё один В-2 (серийный номер 88-0332, «Дух Вашингтона») серьёзно пострадал в результате возгорания в моторном отсеке при запуске двигателей на той же авиабазе Андерсен. Повреждённый самолёт находился в ремонте почти 4 года и вновь поднялся в небо только 16 декабря 2013 года. Общая стоимость восстановительных работ превысила $105 миллионов.

«СОКО Г-4 СУПЕР ГАЛЕБ» — боевая чайка

Легкий штурмовик (Югославия)

«Супер Галеб» — наглядный пример высокого профессионального уровня югославских авиаконструкторов

После создания машины «Орао» пути авиастроителей Югославии и Румынии разошлись. В 1978 году «СОКО» приступила к разработке собственного штурмовика, предназначенного для замены учебно-боевых самолетов «Галеб-2» и «Ястреб». Новую машину назвали «Супер Галеб» («Супер Чайка»).

Получился вполне современный многоцелевой самолет, способный составить конкуренцию новейшим западным машинам такого же класса — английскому «Хоку» и немецко-французскому «Альфа Джет». Вооружение «Супер Галеба» состояло из 23-мм пушки и четырех подкрыльевых узлов подвески бомб или неуправляемых ракет.

Штанга, расположенная над посадочной фарой, — это трубка Пито, которая служит для измерения скорости самолета

В 1982 году началось серийное производство самолета. До 1989 года было создано 132 «Супер Галеба», из которых 6 купила Бирма. Только распад Югославии привел к прекращению их выпуска.

Самолет широко применялся во время гражданской войны в этой стране. Четыре штурмовика были сбиты американскими F-16 в 1994 году, еще столько же было сбито спустя пять лет.

В 1999 году 7 «Супер Галебов» и «Орао», а также 2 МиГа-21 разбомбили натовский аэродром в Тузле, похоронив на нем 17 самолетов и 2 вертолета, потеряв при этом два самолета. Как утверждалось впоследствии, вылет был собственной инициативой сербских пилотов. «СОКО Г-4 Супер Галеб» до сих пор находятся на вооружении ВВС Сербии, а также Боснии и Герцеговины.

Штурмовик «Супер Галеб» — один из героев гражданской войны в Югославии

Поделиться ссылкой

Модели 1/32

Производитель: Academy

Артикул производителя: 7115

Технология: ЛВД

Производитель: Ace

Артикул производителя:

Технология: ЛВД

Hasegawa 1/32 F-5E Tiger II «Aggressor»

Производитель: Hasegawa

Артикул производителя: ST12/8062

Технология: ЛВД

131 деталь. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.

Ccылки:
  • Модель на сайте Largescaleplanes

  • Модель на сайте Modellversium

  • Модель на сайте Modellversium

  • Модель на сайте Modellversium

Hasegawa 1/32 F-5E Tiger II «Shark Nose»

Производитель: Hasegawa

Артикул производителя: ST16/8066

Технология: ЛВД

Варианты:

  • F-5E, 741568, Red 15, VFC-13, US Navy, NAS Fallon.
  • F-5E, 10, VF-43, US Navy, NAS Oceana.

131 деталь. Релиз 2001 г. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.

Ссылки:
  • Обзор на сайте Flevoaviation

  • Модель на сайте Largescaleplanes

  • Модель на сайте ARC

  • Модель на сайте ARC

  • Модель на сайте ARC

  • Модель на сайте ARC

  • Модель на сайте Hyperscale

  • Модель на сайте Hyperscale

  • Модель на сайте Modellversium

Hasegawa 1/32 F-5E Tiger II «Top Gun»

Производитель: Hasegawa

Артикул производителя: 8113

Технология: ЛВД

125 деталей. Релиз 1999 г. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.

Ccылки:
  • Модель на сайте ARC

  • Конверсия в CF-5A на сайте Hyperscale

Hasegawa 1/32 F-5E Tiger II «Patrouille Suisse»

Производитель: Hasegawa

Артикул производителя: 8117

Технология: ЛВД

Варианты:

F-5E, Swiss Air Force’s «Patrouille Suisse» acrobatic team

131 деталь. Релиз 2000 г. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.

Ссылки:

Hasegawa 1/32 F-5E Tiger II

Производитель: Hasegawa

Артикул производителя: 1148

Технология: ЛВД

Варианты:

  • F-5E, Navy Aggressor
  • F-5E, Silver USAF Finish

Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.

Ссылки:

Hasegawa 1/32 F-5N ‘VFC-111 Sundowners’

Производитель: Hasegawa

Артикул производителя: 8182

Технология: ЛВД, limited_edition

Варианты:

  • F-5E, 761548, AF/101, VFC-111, NAS Key West, 2007, Skipper’s aircraft (formerly Swiss AF J-3023)
  • F-5E, 761575, AF/107, VFC-111, NAS Key West, 2007 (formerly Swiss AF J-3050)
  • F-5E, 761576, AF/111, VFC-111, NAS Key West, 2007 (formerly Swiss AF J-3051)

135 деталей. Релиз 2008 г. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.

Ссылки:
  • Обзор на сайте Cybermodeler

  • Модель на сайте Largescaleplanes

Kangnam 1/32 F-5E Tiger II

Артикул производителя:

Технология: ЛВД

Перепаковка модели Hasegawa с более низким качеством литья. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка.

Ссылки:

Revell 1/32 F-5E Tiger II Swiss AF

Производитель: Revell

Артикул производителя: 4720

Технология: ЛВД

Перепаковка модели от Hasegawa. Пресс-форма первой половины 80-х годов, внешняя расшивка, слабая для 32-го масштаба деталировка. 154 детали, добавлены дополнительные литники.

Ссылки:
  • Обзор на сайте Largescaleplanes

  • Модель на сайте Largescaleplanes

  • Конверсия в F-5A на сайте Largescaleplanes

  • Конверсия в F-5F на сайте Largescaleplanes

  • Модель на сайте ARC

  • Модель на сайте Modelingmadness

LTV A-7 «КОРСАР II» — заслуженный ветеран штурма

Палубный штурмовик (США)

Чтобы обезопасить себя от осколков собственных бомб при сбросе боеприпасов с малых высот, пилот А-7 использует бомбы замедленного падения Mk.82

Главным недостатком штурмовика «Скайхок» была невысокая дальность полета. Применять машину для нанесения ударов по целям, находящимся в глубоком тылу противника, было невозможно. Первоначально такая роль отводилась бомбардировщику F-111, однако он не мог взлетать с палуб авианосцев.

Возникла потребность в еще одном самолете, который был бы так же дешев, как «Скайхок», но превосходил бы его радиусом действия. Исследования по созданию такой машины начались в 1962 году

Было рассмотрено 27 вариантов, при этом главное внимание уделялось цене доставки одного боеприпаса в тыл врага. После разорительной войны с Кореей американцы собирались вести следующую, вьетнамскую, весьма экономично

В объявленном конкурсе проектов победила фирма «Воут», предложившая недорогую модификацию палубного истребителя F-8 «Крусейдер», созданного в 1955 году.

Техобслуживание А-7. Под поднятым носовым обтекателем видна бортовая радиолокационная станция

Внешне штурмовик очень напоминал «Крусейдер», но имел более дешевый двигатель и усиленное крыло, способное переносить боеприпасы. В носовой части фюзеляжа располагались две пушки. Самолет оснастили новой навигационно-прицельной системой, позволявшей точно вычислять курс к цели и наносить удары по ней. В 1964 году был построен макет самолета. 27 сентября 1965 года первая из трех опытных машин поднялась в воздух. Самолет получил название «Корсар II». В 1966-1968 годах было выпущено 199 таких машин. В 1967 году из них сформировали первую эскадрилью. Вскоре она отправилась во Вьетнам. В самом начале войны самолет совершил около 1400 боевых вылетов, при этом только один штурмовик был потерян.

В 1983 году один самолет в составе миротворческих сил в Ливане сбили сирийские ПВО. В 1986 году в заливе Сидра «Корсар» участвовал в нанесении ударов по Ливии. Во время операции «Буря в пустыне» штурмовик использовался как для проникновения вглубь территории Ирака, так и для дозаправки в воздухе других самолетов.

В 1993 году самолет был снят с вооружения армии США, однако до сих пор он входит в состав ВВС Ливии, Ливана, Гренады, стран Персидского залива.

Учебно-боевая модификация А-7 греческих ВВС

Предыстория

Джек Нортроп к моменту основания фирмы имени себя успел поработать конструктором в компаниях «Дуглас» и «Локхид». Он уже был автором нескольких замечательных самолётов, но его мечтой было развитие «летающих крыльев», за которыми Нортропу виделось будущее авиации.

В 1946 году ему наконец удалось материализовать свои идеи в виде тяжёлого бомбардировщика XB-35. Самолёт вызвал у военных огромный интерес, но его поршневые двигатели к этому моменту явно устарели.

Доработанный XB-47 полетел в 1947 году, и военные начали оформлять заказы. А дальше в дело вмешалась коррупция.

Новый министр обороны Джонсон раньше сотрудничал с фирмой «Конвэр». С ней был связан и секретарь ВВС Саймингтон. И так совпало, что именно самолёт B-36 фирмы «Конвэр» – уже архаичный 6-моторный гигант – был соперником «летающего крыла». Выданный Нортропу заказ обнулили.

Однако в то же время американские адмиралы, возмущённые сокращениями флотского бюджета (при выделении средств на доводку B-36) потребовали разбирательства. Воспользоваться шансом Нортроп не смог. На слушаниях он испугался и показал под присягой, что никакого давления не ощущал и ничего странного в обнулении заказа не видит. История «летающих крыльев» остановилась.

Overture: пассажирский самолет на 65 мест

Другая компания, которая работает над созданием сверхзвукового самолета, называется Boom Supersonic. Ее самолет называется Overture, и его содатели уверены, что он также будет летать со скоростью, вдвое превышающей скорость сегодняшних самолетов, и вполне может стать новым «Конкордом». И даже лучше: за те полвека, что прошли со времени проектирования «Конкорда», технологии шагнули далеко вперед. По словам Блейка Схолла, основателя Boom Supersonic, прежде всего, новый самолет намного менее прожорливым, и полет  на нем в расчете на одного пассажира будет не дороже, чем в обычном бизнес-классе.

В октябре 2020 года Схолл уже демонстрировал экспериментальную модель под названием XB-1 размером 1/3 реального Overture, однако эта модель еще не летала. Ожидается, что первый полет с одним пилотом на борту состоится уже в этом году.

Настоящий Overture будет вмещать 65 человек: Схолл изначально не хотел строить бизнес-джет на малое количество мест. Создатели рассчитывают, что он поднимется в воздух уже в 2026 году, а сертификацию пройдет к 2029. 

У «Конкорда» кабина была «загнута» вниз – это было обусловлено тем, что самолет из-за особенностей конструкции не мог совершать посадку под малым углом, и «клюв» ему опустили для того, чтобы пилот мог видеть посадочную полосу. У Overture кабина будет прямой.

В отличие от суперзвукового «Спайка», Overture не сможет летать над сушей: Схолл не ставил задачу снизить уровень шума.

Доказанному верить

И не поверили. Авиационный инженер Михаил Арлазоров, один из исследователей «творчества» Семёна Лавочкина, опросил свидетелей рекордных полётов и пришёл к выводу: «То, что Фёдоров первым летал на Ла-176, это точно. Но преодолел ли он первым звуковой барьер? Правда, приборы записали, что в полётах Фёдорова «число М» перевалило за единицу, но мы не могли им верить. Приборы были инерционные, не способные точно фиксировать быстротечные неустановившиеся процессы. И хотя все материалы фёдоровских полётов показали превышение звуковой скорости, верить этим цифрам полностью нельзя».

Спорить «на словах» бесполезно, нужны были абсолютно безупречные доказательства. Но капризы подмосковной погоды сдерживают исследования, и Лавочкин переносит испытания под Саки — в южный филиал Научно-испытательного института ВВС, где место в кабине пилота занял капитан Олег Соколовский.

Здесь ещё раз выяснилось, что трубка (приёмник воздушного давления), измеряющая скорость на сверхзвуковых режимах в аэродинамической трубе даёт существенные погрешности. Наум Хейфиц срочно вылетает в Москву и возвращается со специальной сверхзвуковой трубкой, которая, как позже выяснилось, не завышала, а занижала показатель скорости.

airwar.ru
Капитан Олег Соколовский 26 декабря 1948 года первым в мире покорил сверхзвуковую скорость на истребителе Ла-176.

В оставшиеся дни декабря 1948 года и в январе следующего Ла-176 преодолевал скорость звука шесть раз, в том числе и в горизонтальном полёте. Причём скорость 1105,00 км/ч, как считают специалисты, для машины Лавочкин не была пределом, хотя и превосходила официальные мировые рекорды скорости, зарегистрированные тогда ФАИ. Однако для полной ясности надо отметить, что Ла-176 был всё-таки вторым пилотируемым летательным аппаратом в мире, преодолевшим сверхзвук, — вслед за американским ракетопланом Х-1. Тот взял важный рубеж на год раньше — 14 октября 1947 года. Но тут есть нюанс: Х-1 не был классическим самолётом — не мог взлетать с земли, а стартовал с бомбардировщика-носителя. А это, согласитесь, несколько другая история…

airwar.ru
Ла-176 прожил бурную, но короткую жизнь.

История создания

Начиная с 1985 года из огромного арсенала американской морской авиатехники, где давно и прочно обосновались штурмовик А-6 «Интрудер», истребитель F-14 «Томкэт», противолодочный S-3A «Викинг», разведчик RF-8С «Крусейдер», самолет ДРЛО Е-2С «Хокай» и другие, стали планомерно выводить в резерв заслуженные боевые машины А-7Е «Корсар» и F-4 «Фантом». Их начали заменять новым более совершенным истребителем-штурмовиком F/A-18A «Xopнет» (шершень). В связи с этим нелишним будет заметить, что «Фантом» по сравнению с «Корсаром» выглядит куда внушительнее: полный полетный вес на 8000 кг больше, два двигателя, а скорость — 2400 км/ч — вдвое выше.

По оценкам зарубежных специалистов, F/A-18 в настоящее время  — лучший из всех самолетов, которые находятся в составе авиации ВМС с учетом его удельной стоимости (по критерию «стоимость-эффективность»), В одном из американских авиационных журналов отмечается: «F/A-18 — это принципиально новые разработки для ударных самолетов. Мы развили новые концепции и значительно продвинулись вперед. По конструкции и оснащению «Хорнет» — безусловно самолет будущего».

Генеральным подрядчиком постройки F/A-18, выполнившим 60% всех работ, является фирма «Макдоннелл-Дуглас», образованная в 1967 г. Остальные 40% выполнила фирма «Нортроп», созданная в 1932-м. Проект выполнен с учетом самой передовой технологии, что хорошо видно даже по соотношению использованных конструкционных материалов. Алюминиевые сплавы — 49,6%, сталь — 16,7%, титановые сплавы — 12,9%, композиционные материалы — 10%, прочие составляющие — 11%.

Самые современные двигатели «Дженерал Электрик», высококачественная электроника и новейшие аэродинамические усовершенствования делают конструкцию нового истребителя-штурмовика очень эффективной и надежной. Недаром же из первой партии F/A-18 в количестве 1663 экземпляров 138 сразу приобрела Канада, 75 — Австралия, 72 — Испания и ряд других стран. Начало разработки нового самолета на основе опытного «Нортроп» YF-17 было положено в 1975 г. Постройку первого прототипа F/А-18 завершили в сентябре 1978-го, а его первый полет состоялся 18 ноября. Сперва отрабатывали вариант истребителя для замены «Фантома», выпускавшийся с 1983 г. Затем в 1984 г. появился F/A-18A, пришедший на смену корабельному штурмовику А-7 «Корсар». Испытания нового самолета также показали, что он вполне мог бы заменить и более тяжелый F-14 «Томкэт» особенно по части выполнения штурмовых задач. Вскоре был отработан еще один вариант — двухместный морской разведчик-штурмовик F/A-18В.

Еще летом 1979-го летчик-испытатель полковник Дик Ричарде впервые посадил «Хорнет» на палубу крупнейшего авианосца «Америка» и произвел в течение нескольких месяцев 32 взлета и посадки. Причем, в восьми из десяти посадок ему удавалось зацепить гаком за основной трос, что считалось отличным показателем. В начале 80-х годов в результате успешных испытаний «Хорнета» руководство авиацией флота утвердило новый тип дивизионов — истребительно-штурмовые, были основаны новые формирования морской авиации. Два крыла, вооруженные «Фантомами» и «Корсарами», переоснастили F/A-18. В 1980-м для палубной авиации и поддержки морской пехоты выпустили 1366 новых машин.

На фирме «Макдоннелл-Дуглас», которая к этому времени расторгла контракт с «Нортропом», решили заняться проблемой всерьез. Испытания на штопор производили на прототипе № 6, выполнив 100 полетов. Для гарантии в задней части фюзеляжа даже смонтировали специальный противоштопорный парашют. Но подстраховка оказалась напрасной: самолет очень неохотно входил в штопор и легко из него выводился. В это же время был создан и комплексный тренажер для более качественного обучения пилотов.

Лётно-технические характеристики

Ил-38 часто сравнивают с американским самолётом «Орион», находящимся на вооружении с начала 60-х годов. Сравнение не очень точное, но более близкого зарубежного аналога у отечественной машины нет.

  Ил-38 P-3 Orion
Длина, м 40 35
Размах крыльев, м 37 30
Максимальная скорость, км/ч 650 750
Боевой радиус, км 2200 2371

Причина, по которой «Орион» не является полным аналогом Ил-38, проста. Он создавался в рамках именно той концепции, против которой возражали создатели отечественного торпедоносца. «Орион» — многоцелевой патрульный самолёт, оснащённый более разнообразным оборудованием. К сожалению, это оборудование ещё и превосходило советское по совершенству.

Хотя Ту-142 и «оттянул» на себя более заметную роль, «тридцать восьмой» пережил самые трудные годы и продолжает совершенствоваться.

Описание конструкции самолёта Caproni Vizzola F.5

Самолёт Caproni Vizzola F.5 представлял собой одноместный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси.

Фюзеляж, овального сечения, цельнометаллической конструкции обшивался дюралевыми листами. Силовой набор фюзеляжа состоял из пространственной фермы, сваренной из хромо-молибденовых труб, шпангоутов и многочисленных стрингеров.

Двухлонжеронное крыло, оснащённое обтянутыми полотном элеронами, цельнодеревянной конструкции обшивалось фанерой и покрывалось лаком.

Хвостовое оперение свободнонесущее классической схемы цельнодеревянной конструкции обшивалось фанерой, рули – полотном.

Шасси трёхопорное убирающееся с неубирающимся хвостовым колесом. Стойки шасси оснащались амортизаторами и тормозными колёсами.

В винтомоторной установке использовался радиальный четырнадцатицилиндровый двухрядный двигатель воздушного охлаждения Fiat А74R1С38 мощностью 870 л. с. с трёхлопастным металлическим воздушным винтом переменного шага.

Вооружение истребителя состояло из двух 12,7-мм синхронизированных пулемётов Breda-SAFAT.

Рождение палубной авиации

Советские конструкторы решили поставить на самолет один
маршевый и два отдельных подъемных двигателя. В течение нескольких лет эта схема
доводилась на опытном Як-36, совершившем первый полет в 1966 году.

В 1967 году вышло постановление Совмина о создании самолета под
обозначением Як-36М. К 1970 году была построена первая машина. Она оказалась
совсем непохожа на своею предшественницу, и поэтому впоследствии получила новый
индекс — Як-38.

Як-38 и Як-38У на борту тяжелого авианесущего крейсера «Киев»

В ноябре 1972 года самолет совершил первую вертикальную
посадку на борт крейсера «Москва». Командующий Морской авиацией маршал Иван
Борзов дал указание командиру крейсера записать в вахтенный журнал: «18
ноября — день рождения палубной
авиации».

В июле в 1976 году тяжелый авианесущий крейсер «Киев» взял
на борт группу из шести Як-38 и вышел в Средиземное море. У острова Крит
состоялись первые за пределами страны полеты советских «вертикалок». Эти учения
вызвали ажиотаж на Западе. «У Союза появились авианосцы», — писали тогда
иностранные СМИ.

Технические характеристики F/A-18 Hornet

Модификация   F/A-18C
Размах крыла, м
  стандартная   11.43
  с ракетами на концах   12.31
  со сложенными крыльями   8.38
Длина самолета, м   17,07
Высота самолета, м   4.66
Площадь крыла, м2   37.16
Угол стреловидности   20 град.
Масса, кг
  пустого самолета   10810
  нормальная взлетная (истребитель)   16650
  нормальная взлетная (ударныйвариант)   23540
  максимальная взлетная   25400
Топлива, л
  во внутренних баках   6060
  в ПТБ   3750
Тип двигателя   2 ТРДДФ General Electric F404-GE-402 EPE
Тяга, кН
  форсированная   2 х 78.3
  нефорсированная   2 х 52.0
Максимальная скорость, км/ч:
  на форсаже   2000 (М=1.8)
  без форсажа   1100
Посадочная скорость, км/ч   248
Максимальная скороподъемность, м/с   250
Практический потолок, м   15200
Практическая дальность, км   3300
Боевой радиус действия, км   1065
Длина разбега с наземной ВПП, м   430
Макс.эксплуатационная перегрузка   7,5
Экипаж, чел   1
Вооружение:   шестиствольная 20-мм пушка General Electric M61A1 Vulcan (с 578 снарядов). Нормальная боевая нагрузка – 7031 кг на 9 узлов внешней подвески: 2 УР AIM-9L/M/P Sidewinder на концах крыла и 2 УР AIM-7 по бокам воздухозаборников. УР ASRAAM (вместо АIM-9) и AIM-120 AMRAAM (вместо AIM-7), до шести УР AIM-9. При выполнении ударных операций самолет оснащается бомбами с лазерным наведением GBU-10 и -12, обычными бомбами Mk.82 (до 27) и Mk.84, бомбовыми кассетами CBU-59, 4 УР AGM-65F Maverick, ПКР AGM-64 Harpoon, противорадиолокационные УР AGM-88 HARM, контейнерами с 70-мм НАР; УР SLAM and SLAM ER; Контейнеры ADM-141 TALD

Сверхзвуковая авиация на данный момент

На текущий момент авиация не располагает полноценными аналогами «Конкордов» и ТУ-144, поскольку эти самолеты не соответствуют высоким требованиям безопасности и требуют слишком больших материальных затрат на заправку топливной смесью и содержание. Самой перспективной разработкой считается «Baby Boom XB-1», способный развивать скорость до 2,5 маха (2336 км/час). Лайнер отличается скромными габаритами: размах его крыльев составляет 5 метров, длина — 20 метров. XB-1 выполнен из легких композитных материалов и оснащается широкими задними кромками.

Baby Boom XB-1

Инженеры-конструкторы из России по специальному указу президента разработали гиперзвуковой бомбардировщик ТУ-160, оснащенный цельноповоротным килем и стабилизаторами, флаперонами, интерцепторами, а также стреловидным или треугольным крылом в зависимости от модификации. Самолет экипирован четырьмя двухконтурными трехвальными двигателями и топливной системой из 13 резервуаров, заполняющихся азотированным авиационным топливом. ТУ-160 был задуман в качестве ракетоносца, предназначенного для транспортировки аэробаллистических гиперзвуковых ракет.

ТУ-160

Specifications (T-38A)

Data from USAF factsheet

General characteristics

  • Crew:2
  • Length:46 ft 4.5 in (14.135 m)
  • Wingspan:25 ft 3 in (7.70 m)
  • Height:12 ft 10.5 in (3.924 m)
  • Wing area:170 sq ft (16 m)
  • Empty weight:7,200 lb (3,266 kg)
  • Gross weight:11,820 lb (5,361 kg)
  • Max takeoff weight:12,093 lb (5,485 kg)
  • Powerplant:2 × General Electric J85-5A afterburning turbojet engines, 2,050 lbf (9.1 kN) thrust each dry, 2,900 lbf (12,899.84 N) with afterburner.
(J85-5R after PMP modification)

Performance

  • Maximum speed:746 kn (858 mph, 1,382 km/h)
  • Maximum speed:Mach 1.3
  • Range:991 nmi (1,140 mi, 1,835 km)
  • Service ceiling:50,000 ft (15,000 m)
  • Rate of climb:33,600 ft/min (171 m/s)
  • Wing loading:69.53 lb/sq ft (339.5 kg/m)
  • Thrust/weight :0.65

Литература

Медиафайлы на Викискладе

  • Jane’s All The World’s Aircraft 1975-76 / Taylor, John W. R. ed.. — London: Macdonald and Jane’s, 1975. — P. 408—410. — 830 p. — ISBN 0-354-00521-9.
  • Loftin L. K., Jr. Appendix A. Physical and Performance Data. // Quest for performance: The evolution of modern aircraft. — Washington, D.C.: NASA Scientific and Technical Information Branch, 1985.
  • Johnsen, Frederick A. Northrop F-5/F-20/T-38. — North Branch, MN, USA: Specialty Press, 2006. — 104 p. — (WarbirdTech Vol. 44). — ISBN 1-58007-094-9.
  • Никольский М. Истребитель «Свободного мира». О самолёте F-5 и его модификациях (рус.) // Крылья Родины. — М., 2000. — № 2. — С. 9—13. — ISSN 0130-2701.

Стратегический бомбардировщик Northrop B-2 Spirit

В начале 2010 компания Northrop Grumman объявила о завершении расчетов, которые позволят устранить неполадку B-2 Spirit, регулярно возникающую на протяжении последних 20 лет. Неполадка заключается в растрескивании металлической панели, находящейся между двигателями и прикрывающей композитный каркас от раскаленной реактивной струи. Проблема была вызвана усталостью металла, которая проявлялась из-за воздействия высоких температур, а также вибраций, возникающих во время работы силовых установок. Справиться с неполадкой Northrop Grumman планирует за счет применения новых материалов, а также внесения небольших изменений в конструкцию хвостовой части B-2. Модернизация действующих бомбардировщиков в составе ВВС США будет недорогой и не потребует проведения значительных работ по изменению конструкции. Производство

Всего построен 21 самолёт B-2. Почти все они названы в честь американских штатов; «Дух Китти Хоука» назван в честь родины Братьев Райт и представляет штат Северная Каролина.

82-1066 (Дух Америки) — прототип, совершил первый полёт 17 июля 1989. 82-1067 (Дух Аризоны) — принят на вооружение 20 марта 1998. 82-1068 (Дух Нью-Йорка) — принят на вооружение 10 октября 1997. 82-1069 (Дух Индианы) — принят на вооружение 22 мая 1999. 82-1070 (Дух Огайо) — принят на вооружение 18 июля 1997. 82-1071 (Дух Миссисипи) — принят на вооружение 23 мая 1998. 88-0328 (Дух Техаса) — принят на вооружение 31 августа 1994. 88-0329 (Дух Миссури) — первый B-2, принятый на вооружение (17 декабря 1993). 88-0330 (Дух Калифорнии) — принят на вооружение 17 августа 1994. 88-0331 (Дух Южной Каролины) — принят на вооружение 30 декабря 1994. 88-0332 (Дух Вашингтона) — принят на вооружение 30 октября 1994. 89-0127 (Дух Канзаса) — принят на вооружение 17 февраля 1995. Разбился 23 февраля 2008. 89-0128 (Дух Небраски) — принят на вооружение 28 июня 1995. 89-0129 (Дух Джорджии) — принят на вооружение 14 ноября 1995. 90-0040 (Дух Аляски) — принят на вооружение 24 января 1996. 90-0041 (Дух Гавайев) — принят на вооружение 10 января 1996. 92-0700 (Дух Флориды) — принят на вооружение 3 июля 1996. 93-1085 (Дух Оклахомы) — принят на вооружение 15 мая 1996. 93-1086 (Дух Китти Хоука) — принят на вооружение 30 августа 1996. 93-1087 (Дух Пенсильвании) — принят на вооружение 5 августа 1997. 93-1088 (Дух Луизианы) — принят на вооружение 10 ноября 1997.

Боевое применение Первый случай боевого применения имел место во время операции НАТО в Югославии в 1999 г. На цели было сброшено более 600 высокоточных бомб (JDAM), которые также были применены впервые. При этом B-2 совершали беспосадочный перелет с базы ВВС «Уайтмэн» в шт. Миссури в Косово и обратно. В последующие годы B-2 применялись в войнах в Ираке и Афганистане. С дозаправкой в воздухе B-2 совершил один из самых длинных своих боевых вылетов, взлетев с авиабазы «Уайтмэн» в штате Миссури, выполнив боевую задачу и вернувшись на родную базу.

Бесфорсажный режим

Как заявили опрошенные RT эксперты, создание сверхзвукового гражданского самолёта представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Новый самолёт должен значительно превзойти машины первого поколения по уровню комфорта и экономичности.

Речь идёт об англо-французском Concorde и советском Ту-144, которые были выведены из эксплуатации в 2003 и 1999 годах. Причинами отказа авиаперевозчиков от этих самолётов послужили аварии и высокая стоимость билетов.

  • Ту-144
  • РИА Новости

«На сегодняшний день рано говорить о появлении даже первого образца гражданского сверхзвукового самолёта нового поколения. Для этого необходимо провести масштабные научно-исследовательские работы, чем, собственно, сейчас занимается российская авиастроительная отрасль», — отметил в разговоре с RT исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Как пояснил эксперт, необходимо, чтобы СГС второго поколения был лёгким, относительно недорогим в производстве и эксплуатации самолётом. Помимо этого, он должен соответствовать требованиям шумности Международной организации гражданской авиации (ICAO) и высоким экологическим характеристикам.

«Ключевую роль играет двигатель. Силовые установки, которыми оснащены военные сверхзвуковые самолёты, и те, которые стояли на Concorde и Ту-144, объективно не соответствуют современным требованиям коммерческой авиации с точки зрения расхода топлива, стоимости эксплуатации и экологии», — констатировал Пантелеев.

В комментарии RT заслуженный лётчик РФ, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов подчеркнул, что двигатели СГС должны работать несколько часов на бесфорсажном режиме. По его мнению, Россия способна изготовить такой силовой агрегат.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: