Система патриархата

Вопрос о патриархате в психоанализе

Согласно Элизабет Рудинеско и Мишелю Плону, вопрос о патриархате пересекает историю психоанализа так же, как вопрос о культуре и различии между полами . У Зигмунда Фрейда речь идет не столько об исторической или мифической оппозиции между патриархатом и матриархатом, сколько о «структурном отражении вокруг Эдипова комплекса  » .

Что касается эдипальной структуры, разные школы психоанализа занимают разную позицию в зависимости от соответствующих позиций, предоставленных преимущественно отцу или матери: в то время как классический фрейдизм отдает предпочтение отцу, кляйнизм «наоборот переворачивает все с ног на голову. . эдипальная теория со стороны материнского полюса через новую концепцию объектных отношений . Жак Лакан объединил две тенденции: «архаичные отношения с матерью, с одной стороны, символическая переоценка отцовской функции — с другой» . Под влиянием работы Клод Леви-Стросс, он представил в 1949 году теорию значения, что позволяет ему подключаться к системам конфигурации родственных эдипальной теперь имеет свое место в бессознательном состоянии в предмете .

Патриархат: история возникновения

По некоторым утверждениям учёных патриархат был основным укладом общества за всю историю человечества. Многие цивилизации в истории пользовались патриархальным строем для передачи прав наследования, а именно имущества, земель, власти. Женщины, возглавляющие государства были в меньшинстве, нежели мужчины.

Другие исследователи считают, что во время неолита и палеолита люди жили в сообществах, где каждый член играл свою роль. Однако, большинство учёных сходятся во мнение, что патриархальное общество — это единственно возможное строение цивилизации, основанное на природных инстинктах человека. Многие считают подобный строй общества самым компетентным вариантом управления людьми, поэтому в будущем оно должно сохраниться и преобладать над другими формами.

Этапы формирования

Патриархальный строй цивилизации стал формироваться в момент конца эпохи первобытных общин. Из-за этого произошло увеличение роли мужчины в процессе выживания семьи и общества. Муж сильнее супруги, поэтому они участвовали в добыче пищи, хозяйстве и ремесленных профессиях. Более сильные мужчины охотились за добычей, рыбачили и занимались скотоводством.

Благодаря силе и выносливости, мужчины заняли главенствующее место в семье. Ведением войн за территории, развитием городов и сёл, занимались исключительно мужчины. Постепенно женщины стали терять свою власть в семьях, поэтому их обязанности свелись к ведению домашних и хозяйственных дел.

Появление классовых различий

По ходу истории в обществе формировались классовые различия людей, и закреплялась передача имущества от отца к старшему сыну. Всё это привело к усилению влияния такого уклада, как патриархат на общество

Учёные продолжают дискуссии в попытках найти истину и определить важность патриархата в развитии умов людей

В научном обществе популярна теория, о том, что патриархат был основой цивилизации с начала существования человечества. Подобная теория была выдвинута из-за особенностей строения тел женщин и мужчин. Данной теории придерживались Аристотель, Платон. В начале XIX века эту теорию стали всё чаще опровергать, продвигая равенство полов. Гендерную революцию поддерживали большинство советских учёных, а также Фридрих Энгельс и Л.Г. Морган.

Патриархат сегрегирующий

В чем проблемы такой ситуации для мужчин? Они заключаются в том, что угнетаемым является не только женщина, но и сам мужчина. Угнетается жестко сконструированной моделью, в которой мужчина должен быть вписан в матрицу доминирования, предписанную обществом, — «Будь охотником! Будь насильником! Будь кормильцем!» И если такая роль не исполняется, то мужчина становится как бы негодным, неудачником, ненастоящим. Это доминирующая роль предписывается мужчине для демонстрации во всех общественных сферах: в сфере занятости, в сфере политики, в культурной репрезентации, везде. Таким образом, патриархат давит и разделяет, предписывает и сегрегирует. И скорее всего эта ноша уже слишком тяжела для российского мужчины: время требует его эмансипации — освобождения от избыточного объёма общих обязанностей ввиду отсутствия избыточного объёма общих прав (по Википедии).

Ленинград — столица феминистского самиздата

Короткие периоды оттепели и «поиска социализма с человеческим лицом» привели к тому, что в стране появилась неофициальная и контркультура, правозащитное и диссидентское движения. Женщины были их активными участницами, и именно оттуда «вырос» советский феминизм.

Одним из контркультурных центров СССР был Ленинград. Здесь, на родине многих запрещенных поэтов, работало легендарное кафе «Сайгон» и открылся первый советский рок-клуб. Здесь выходило несколько неофициальных, неподцензурных самиздатовских журналов. Здесь же, в городе, своей нищетой, неустроенностью и тяжелым бытом не похожем на Москву, женщин среди диссидентов было гораздо больше. Поэтому именно в Ленинграде появился феминистский самиздат.

Чем это отличается от объективизации

И все-таки что на Западе, что в России для большинства людей слово «шлюха» до сих пор значит «грязная женщина, которая заслуживает, чтобы ее стыдили и нападали на нее». Медийное пространство пропитано представлениями о том, какой должна быть «настоящая» женщина, и единственное, что молодые девушки знают о «шлюхе», так это то, что они хотят быть ею в последнюю очередь.

Статус шлюхи — это, пожалуй, всё еще самое страшное, что может случиться с женской репутацией.

Так какого же черта тогда существуют целые общественные движения, которые используют слово «шлюха», пытаясь дать ему вторую жизнь, лишенную стигмы и стыда, наполненную гордостью и самосознанием? Почему даже моей скромной персоне пришла в голову идея набить татуировку «Шлюха»? Почему, когда мой партнер говорит мне, что я та еще шлюшка, это меня не оскорбляет — наоборот, моя самооценка растет от этого?

Всё дело, как обычно, во власти: у кого она есть и как ее используют. Сейчас слово «шлюха» изымается из активного словаря «мужчины-моралфага», который использует его, что оскорбить или лишить авторитета какую-либо женщину, и перекочевывает в активный словарь самих женщин, которые громко говорят о своей сексуальности и не стыдятся ее.

Благодаря этому власть перераспределяется: слово лишается своей негативной коннотации и силы, потому что перестает эксклюзивно принадлежать опрессорам и начинает использоваться угнетенной группой людей по отношению к самим себе.

Вот пример двух всем знакомых медийных фигур: Бейонсе в наши дни и Бритни Спирс образца ранних 2000-х.

Секси-образ Бритни составлялся посредством и для «мужского взгляда», тогда как Бейонсе использует свою сексуальность для продвижения неудобных мужчинам идей, таких как, например, равноправие и свобода самовыражения, в том числе сексуального.

В сознании большинства слово «шлюха» до сих пор обладает силой контролировать сексуальность женщин и наказывать их. Но мы можем взять это слово и переосмыслить его, подарить ему новое прочтение.

Чтобы это сделать, нужно перестать использовать это слово как ругательство, не поддаваться на провокации людей, которые втягивают вас в публичную травлю с помощью слова «шлюха», и научиться произносить его с искренним восхищением.

Вот и я отказываюсь следовать гендерному сценарию и радовать ограниченное общество своей покорностью. Я — шлюха. Гордая шлюха! Каждый день мне приходится сталкиваться с сексуальными домогательствами на работе; каждый раз, когда я сообщаю свой пол собеседнику в интернете, мне приходится иметь дело с сексуализирующими комментариями, а каждый раз, когда я надеваю короткую юбку, мне стоит быть особенно внимательной и тревожиться о своей безопасности.

Но секс для меня очень важен! Почему? Потому что он дает мне возможность раскрыться с новой стороны, завести дружбу с прекрасными людьми и проводить время весело и задорно: я гедонистка, если уж на то пошло.

Матриархат на территории России

Существование матриархата на Руси подтвердили археологи. Миф о древних женщинах-воительницах (амазонках) нашел свое подтверждение на территории Воронежской области. Лет 20 назад там открыли 6 захоронений женщин, рядом с их костяками, помимо золотых серьг, иных женских принадлежностей, лежало оружие. В давний период истории Руси женщина-мать имела большое влияние на жизнь древнерусского общества.

Когда говорят о матриархате в СССР, подразумевают большую личную свободу советской женщины. Одной из первых инициатив Ленина был декрет «Об отмене брака», предоставлявший женщине полное «материальное и сексуальное самоопределение». В обиход вошел термин «сексуальный союз», его можно было легко заключить и расторгнуть. Девица могла проживать отдельно от мужа и не менять свою фамилию.

Первое время не преследовали за гомосексуализм и лесбийскую любовь, считали их нормой. В последние годы советской власти женщина считалась «хранительницей домашнего очага», к ее мнению прислушивались, она могла испортить партийную карьеру своему непутевому мужу, заявив, что он ведет неправедную жизнь — завел любовницу и бросил детей.

Матриархат в России современной продолжает старые советские традиции. По многим показателям российская женщина доминирует над мужчинами. Например, при разводе ребенок, как правило, остается с матерью, считается, что отец не в состоянии его воспитать.

Характерным показателем является «материнский капитал», выплачиваемый при рождении ребенка матери. Деньгами, а значит, судьбой дитяти распоряжается женщина, а мужчина только второстепенный участник этого процесса. Такой семейный матриархат умаляет роль мужа в семье, невольно ведет к женскому деспотизму в отношениях «он — она».

Это интересно! Матриархат в семье учит «женскому» восприятию жизни мальчиками. Женоподобные мужские личности нередко мелькают на экранах телевизоров, взахлеб рассказывая о своих жизненных успехах и неудачах.

Что такое матриархат — смотрите на видео:

В наше время заговорили о возрождении матриархальных традиций в западном обществе. Хорошо это или плохо? Тут можно по-разному рассуждать. Однако минусы матриархата налицо, когда женщины пытаются обвинить мужчин в сексуальных домогательствах якобы имевших место много лет назад. Пример тому — скандалы в Голливуде, докатились они и до России.

10. Белли Бойд

«Южная Белли», она же Изабелла Мария Бойд сыграла важнейшую роль во многих победах южан во времена Гражданской войны в США. Оказавшись в оккупированном северянами Мартинсберге она собирала информацию о войсках противника и передавала сведения руководству Конфедерации. Одно из таких писем оказалось в руках северян. Почерк Изабеллы распознали и припугнули расправой, однако не привели угрозу в исполнение.

После войны экс-шпионка южан жила сначала в Канаде, затем в Англии и несколько раз посещала Америку с лекциями и рассказами. Умерла Белли Бойд в родной стране, и в Мартинсберге по сей день работает музей ее имени.

Социалистический феминизм

Исследования о социалистическом феминизме расходятся. Кто-то говорит о том, что социалистический феминизм обгоняет марксистский и такие исследовательницы, как  и , начали свою деятельность раньше, чем марксистские феминистки. А другие считают, что социалистический феминизм появился в 1960–70-х годах с появлением движения новых левых.

Различия марксистского и социалистического феминизма

Марксистские феминистки считали, что угнетение женщин — частный случай капиталистического и классового угнетения, а социалистические говорили, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями (патриархатом). Мнения разделились и по поводу способа освобождения женщин.

Еще одним важным пунктом являлось то, что в марксистском движении считалось, что классовые различия не позволяли женщинам объединиться по признаку пола, а в социалистическом объединение женщин было возможно, так как они имеют общий опыт.

Более поздние авторки марксистского и социалистического феминизма — Хейди Хартманн, Джулиет Митчелл и Суламифь Файерстоун.

внедряла теорию о двойном угнетении, согласно которой женщина угнеталась не только капитализмам, но и патриархатом. На тот момент концепция патриархата была уже сформулирована, поэтому она его использовала.

говорила, что женщина угнетается по четырем признакам: производственные отношения, воспроизводственные отношения (репродуктивная система), сексуальность и социализация детей.

говорила о том, что женщины сами по себе образуют класс и что «…материальный опыт женской телесности имеет такое же значение, как разделение труда в политэкономии».

Дополнительная литература

  • Анделин, Хелен Б. (2007). Очаровательная женственность: как идеальная женщина пробуждает в мужчине глубочайшую любовь и нежность. Нью-Йорк: Bantam Books. ISBN 978-0-553-38427-7.
См. Также:
  • Бурдье, Пьер (2001). Мужское доминирование. Кембридж, Великобритания: Polity Press. ISBN 978-0-7456-2265-1.
  • Гиллиган, Кэрол (1982). В другом голос: психологическая теория и развитие женщин. Кембридж, Массачусетс: Harvard University Press. ISBN 978-0-674-44544-4.
: цитируется в:
  • Мис, Мария (2014). Патриархат и накопление в мировом масштабе: женщины в международном разделении труда. Лондон: Zed Books Ltd. ISBN 978-1-78360-169-1.
  • Пинкер, Стивен (2002). Чистый лист: современное отрицание человеческой природы. Нью-Йорк: Викинг. ISBN 978-0-14-200334-3.

Постгуманизм vs трансгуманизм

«XX век оказался столетием физики, продуктами которой стали атомная бомба и транзистор, и все указывает на то, что век XXI будет столетием биологии», — несколько лет назад сказал Фрэнсис Фукуяма, и, хотя по многим другим вопросам я с ним не соглашаюсь, в этом, мне кажется, он был прав. Как мы знаем, появляется внушительное количество смежных дисциплин, биология входит в сферу технологий и другие естественные науки, но также влияет и на гуманитарные.

Именно потому, что в биологию вошли гуманитарные науки, популярным становится новое представление о человеке, а антропоцентризм постепенно испаряется: человек перестает занимать привилегированную позицию в структуре мироздания. Для гуманитарных наук, которые сосредоточены на человеке, это может звучать парадоксально, но это факт: уже есть human-animal studies, этика животных, биоарт.

Понятие «постгуманизма» появилось в 70-х годах прошлого века. Ввел его литературовед Ихаб Хассан, который рассказал о конце гуманизма в его в современной форме. Понятие человека как такового, по его мнению, исчерпало себя. Подобное представление постепенно перешло в другие дисциплины, в результате чего субъектом теперь признается не только человек: субъектами становятся животные, растения, бактерии, весь живой мир.

* «Россия-2045» — стратегическое общественное движение, которое работает над созданием технологий искусственного тела — для реабилитации инвалидов и увеличения продолжительности жизни.

Постгуманизм рассматривает мир «после гуманизма». С трансгуманизмом их объединяет только то, что они заново определяют человека и его место. Но там, где трансгуманисты хотят избавиться от тела — того, что приводит нас к болезням, старению и смерти, — постгуманисты видят ценность. Вот что говорят трансгуманисты, теоретики «России-2045»*:

«…ликвидировать старение и даже смерть, преодолеть фундаментальные пределы физических и психических возможностей, заданные ограничениями биологического тела»

и

«ключевым фактором становится бессмертие личности, которая получит неограниченные возможности для познания, творчества, саморазвития, освоения космоса».

Трансгуманизм увлечен человеком, его достижениями и стремится к тому, чтобы мы стали бестелесными. Отказ от тела, предположительно, является гарантом достижения счастья, которое понимается прежде всего как интеллектуальное саморазвитие. В то время как постгуманизм — это новая парадигма в гуманитарных науках. Это увлечение биологией, телесностью и всем, что с этим связано.

Кэти Скотт

«Равный» брак

В 1742 году Кристиан Август стал соправителем Ангальт-Цербстского княжества совместно со своим старшим братом Иоганном Людвигом. Семья переехала в столичный город Цербст. Уже на следующий год наследником шведской короны стал Адольф Фредрик, брат Иоганны Елизаветы. Это и послужило поводом к началу активного поиска выгодных партий для детей.


Поместье Ангальт-Цербстской династии. (brief.wiki)

Благодаря статусу княгини Ангальт-Цербстской и близкой родственной связи с будущим правителем некогда ведущей европейской страны Иоганна Елизавета смогла привлечь внимание Елизаветы Петровны. Императрица помнила о желании своей матери Екатерины I породнить русскую монархию с родом Гольштейн-Готторпских

После Елизавета говорила: «За лучшее я сочла взять (в невесты будущему императору Петру III — прим. ред.) принцессу протестантской веры, и при том из дома, хоть и знатного, но небольшого».

Первое время ярым противником союза был отец Софии Августы Фредерики. Однако позже священнослужители объяснили Кристиану Августу, что «греческая вера почти одинакова с лютеранскою». После этого он дал согласие.

Путь Иоганны Елизаветы и Софии Августы Фредерики в Россию был окутан тайной и финансировался Елизаветой Петровной. Распоряжения императрицы принцессе Гольштейн-Готторпского дома передавал Отто фон Брюммер.

Во время поездки в Петербург княгиня с дочерью выдавали себя за представительниц дома Рейнбек. На их долю выпало немало испытаний: ночёвка в хлеву, частая смена транспортных средств, болезни. По приезде в Россию Иоганне Елизавете был пожалован орден Святой Екатерины I-й степени.


София Августа Фредерика вскоре после приезда в Россию. (wikipedia.org)

«Шлюха»: слово-наказание для непослушных женщин

Около 10 лет назад на Западе появился термин «слатшейминг»: от английского slut («шлюха») + shaming («стыдить»). В русском языке нет отдельного термина или подходящего перевода, но зато есть контекст для его использования и социальный запрос от женщин — поэтому пару лет назад слово «слатшейминг» плотно вошло и в русский язык.

Необязательно даже совершать какие-то действия сексуального характера — женщин слатшеймят просто за открытое выражение своей сексуальной идентичности.

Впрочем, клеймо «шлюха» можно получить за всё что угодно:

В подростковых компаниях «наказывать» этим статусом могут как девочек с рано проснувшейся сексуальностью, так и слишком независимых, дерзких девушек.

Природа vs культура

Культура не может быть чисто человеческим изобретением — это уже факт, о котором на Западе никто не спорит. Культура, как и многие другие ценности, духовные и интеллектуальные, является продуктом эволюции. Постгуманисты, задаваясь вопросом, как можно отделять культуру от природы, если первая выросла из второй, подчеркивают, что эта оппозиция, базовая для многих гуманитарных дисциплин, не имеет права на существование. Сегодня разделять природу и культуру некорректно. Например, профессор Донна Харауэй предлагает термин «природакультура», либо же можно говорить о «природах» и «культурах» во множественном числе, поскольку они очень разнообразны:

«Все мы находимся в центре запутанной паутины множества существ, которые, будучи существами разных видов, состоят во взаимных отношениях: будь то те же животные, больной ребенок, деревня, свиньи, лаборатории, пригороды, производства и экономики, экологии, создающие бесконечные отношения между природами и культурами».

Антропологи и другие гуманитарии все чаще задаются вопросом, существуют ли виды на самом деле или это понятия, созданные исключительно человеческим разумом. Это говорит о том, что нужно заново подтверждать иерархию, в которой человек стоит на самом верху, а все остальные животные и другие живые организмы — ниже

Заметьте, что человек — единственный, а животные во всем своем разнообразии — всегда животные, неважно, муха это или тигр. Они рассматриваются так, будто разницы между ними нет или, по крайней мере, она для нас не важна

Это то, что ученые назвали «видовым шовинизмом». Но теоретики постгуманизма спрашивают, возможна ли отдельно наша жизнь, если мы состоим в этом множестве отношений и буквально существуем благодаря бактериям в нашем теле. Сегодня появляется много разных технологий, позволяющих стереть границы между видами. Мы живем в эпоху гибридов, то есть «чистого человека» не существует.

Все мы знаем про зеркальные нейроны, открытые в 90-х годах, которые подтверждают, что эмпатия, то есть все те ценности, которые мы традиционно приписываем людям, будь то милосердие и прочие высокие чувства, на самом деле имеют биологические корни и присутствуют у животных. Один из моих любимых ученых Франс де Вааль, исследователь приматов, проводил эксперименты, посвященные теме чувства справедливости среди животных. За одинаковые действия одна обезьяна получала виноград, вкусняшку, а вторая — огурец, так себе деликатес. Заметив это неравенство, та, которая получала огурец, резко реагировала: бросала им в экспериментатора, била по стеклу и показывала всем видом свое возмущение. Шимпанзе вдобавок к этому еще и отказывались принимать виноград, пока второй тоже не будет им накормлен. Франс де Вааль рассказывал о реакции на его эксперимент:

Линн Маргулис, биолог, написала замечательную книгу о симбиотической планете, подчеркивая, что мы должны гордиться тем, что мы — биологические существа, и как раз это кажется очень важным постгуманистам. «Мы никогда не были людьми», — сказала Донна Харауэй, биолог и философ в одном лице. А я атеистка, и я убеждена, что не обязательно ссылаться на религию и духовность, чтобы радоваться жизни и быть моральным человеком.

Кэти Скотт

Патриархальное устройство семьи: что это такое (определение)

Подобная ячейка общества, которой присуще сохранение крепких родственных связей с другими поколениями – это группа людей, состоящая из мужа, жены и детей.

В таких союзах главную роль играет мужчина: он принимает решения, обеспечивает жену и детей всем необходимым и имеет право последнего слова.

Рассмотрим, чем был обусловлен патриархат в прошлом и почему в некоторых браках он остается до сих пор.

Во-первых, долгое время в равных условиях больше пропитания для мог достать мужчина. В силу своих повседневных занятий женщина вряд ли могла ходить на охоту или же трудиться на рудниках. Раз муж приносит домой еду и обеспечивает детей – то ему и достанется право голоса при всех важных решениях.

Во-вторых, одной из причин является переход от традиционного к индустриальному обществу. Кто мог больше работать на производстве? Правильно, мужчины. Специфика отношения к женщине не могла ей позволить главенствовать. В то время даже образование для «слабого» пола было практически невозможным. Только дамы высших сословий могли пройти обучение, если имели на это желание.

Вначале 20 века женщины открыто начали бороться за свои права. Не зря мы отмечаем Международный женский день именно 8 марта – в этот день в 1908 году в Нью-Йорке состоялся первый митинг о равноправии.

На сегодняшний день в России, по данным статистики, превалирует традиционный тип семьи над партнерским – многие считают, что уважать мужчину, давать ему главенствующую роль в браке – это значит уважать историю прошлых поколений.

Конкурентный тип семьи

В данном типе семьи тоже нет главного и подчиненного. И тоже не имеет значения, сколько зарабатывает муж и жена. Сколько бы не зарабатывали, все равно будет постоянная борьба за власть. Семейная война ежедневно ведется за пульт от телевизора, за то, чья очередь сегодня выносить мусор или выгуливать собаку, за возможность купить новое платье или новый монитор для компьютера, за право сходить в гости к друзьям/подругам. Конкурентные семьи построены на адреналине, но отнюдь не из-за избытка оного (хотя, и такой вариант не исключен), а из-за обычного неумения и (что гораздо хуже) нежелания договариваться и слышать друг друга.

На конкурентный тип семьи обречены эгоцентричные психотипы — Сын и Дочь. Но, в принципе, скатиться до нее может абсолютно любая семья. Причины все те же — неумение договариваться и идти на взаимные компромиссы.

4. Нэнси Уэйк

«Белая мышь», как называли Нэнси во время ее работы во французском Сопротивлении, быстро стала героиней движения. Ее успехи включали установление связи между британскими военными и французским Сопротивлением, спасение жизней союзников путем тайной переправки их через Францию ​​в Испанию и сбор и хранение оружия для продвижения союзников.

Ей часто приписывали ликвидацию немецких шпионов, а однажды, по слухам, Уэйк убила немца голыми руками, перебив ему гортань с помощью специального приема. В 1943 году за голову «Белой мыши» гестапо назначило награду в 5 миллионов франков. Однако фашистам так и не удалось ее схватить. Умерла Уэйк в почтенном возрасте 98 лет, в 2011 году.

Брак как институт защиты женщины

С древнейших времен проблема неравенства возможностей мужчины и женщины решалась за счет института брака ‒ мужчина принимал на себя обязательство содержать жену и их общих детей. Он также обязан защищать свою семью ‒ и то, что в Голливуде за десятилетия не нашлось мужа или возлюбленного, который бы взял Харви Вайнштейна (голливудского кинопродюсера, принуждавшего актрис) за шиворот, говорит о сильном повреждении института брака в этой среде.

Отдавало ли это женщину во власть мужа? В значительной степени, да. Люди, которые должны о вас заботиться, получают над вами власть. Это верно в отношении детей и взрослых, или, напротив, взрослых и стариков, нуждающихся в уходе, или медсестры и больного, или ‒ в меньшей степени, но все же ‒ мужа и жены.

Кто-то должен обеспечивать хлеб на столе, пока женщина возится с детьми ‒ и это, естественно, должен быть муж.

Возможны ли здесь злоупотребления? Разумеется, возможны и происходят ‒ как они возможны в любой ситуации заботы.

Забота сильных о слабых ‒ это прекрасное проявление человеческой любви и солидарности; с христианской точки зрения, мы более всего проявляем свою подлинную человеческую природу именно когда проявляем любовь и заботу о других. Эта забота неотделима от некоторого перепада власти. Врач дает мне предписания, я их выполняю ‒ как бы иначе он мог бы мне помочь? Родители наставляют детей; профессор учит студентов и проверяет их работы. Муж, который несет ответственность за благополучие жены и детей, принимает решения, которые касаются всей семьи.

Люди грешны ‒ и в любой ситуации заботы возможны (и бывают) злоупотребления. Однако то обстоятельство, что родители, медсестры, врачи, профессора, и т.д. могут дурно исполнять свои обязанности ‒ или даже преступно злоупотреблять своим положением ‒ никак не компрометирует сам институт родительства, или медицины, образования или брака.

Мы исходим из того, что в общем случае, забота одних людей о других ‒ это хорошее, правильное, достойное и необходимое явление.

В институте брака естественное влечение между полами служит топливом для создания глубокой личной привязанности, которая проявляется в жертвенной любви и заботе. Между супругами действуют силы гораздо более древние и мощные, чем силы экономической выгоды или политических прав ‒ силы, без которых человеческий род бы давно пресекся.

Между ними созидается любовь и доверие ‒ а способность к формированию отношений, основанных на любви и доверии, является необходимым условием человеческого счастья.

Плюсы патриархальной семьи

Патриархальный союз имеет ряд явных преимуществ перед другими типами семейных отношений:

  • Стабильность.
  • Четкое разграничение обязанностей.
  • Чувство защищенности.
  • Крепкая семья.
  • Желанные дети.

Эти «киты» и помогли патриархальному укладу на протяжении многих тысячелетий оставаться главенствующим в семейных отношениях.

Стабильность отношений

Патриархальные союзы отличает стабильность взаимоотношений между всеми их членами, в первую очередь — между мужем и женой.  Муж — непререкаемый авторитет, хранитель родовой чести и традиций. Жена — его надежная опора и помощница, дети — продолжатели родовых традиций.

Жена своим примером учит детей уважать и почитать отца и его род. Имея перед глазами пример матери, выросшие в патриархальной семье дети, став взрослыми, всегда ведут себя уважительно по отношению к старшим.

Немаловажный аспект — стабильность сексуальных отношений. Связанные семейными узами мужчина и женщина берегут не только свою честь, но и честь семьи, поэтому для измен и блуда места в таких союзах нет.

Разграничение обязанностей

В патриархальном семейном укладе каждый ее член имеет свой, четко очерченный, круг ответственности. На плечи мужа ложатся обязанности:

  1. Обеспечивать финансовое и материальное благополучие.
  2. Следить за нравственным воспитанием детей, приучать их к повиновению старшим и их почитанию.
  3. Защищать честь и достоинство жены и детей.

Жена в этом союзе выступает в роли хранительницы домашнего очага. Ее обязанность — обеспечить в доме порядок, теплую и уютную атмосферу, заниматься воспитанием и обучением детей. Дополнительно она должна поддерживать на людях имидж счастливой и дружной семьи, хранить ее секреты, не выносить сор из избы.

У детей из такой семьи основная обязанность — подчинятся старшим. Родители контролируют (иногда довольно-таки жестко) поведение своих детей, круг их общения, манеру одеваться, общественное и культурное развитие, зачастую пытаясь навязывать свои вкусы в музыке, кино, живописи и т.д.

Детей приучают к мысли, что они являются продолжателями своего рода, поэтому своими действиями несут ответственность за родовую честь или бесчестье. Это, с одной стороны, учит их сызмальства отвечать за свои слова и поступки, а с другой — воспитывает гордость за свой род и уважение к родовым традициям.

Чувство защищенности

Мужчина в патриархальном союзе выступает «собственником» своих жены и детей. Их честь и достоинство он отождествляет со своими, поэтому при малейшем посягательстве отстаивает их всеми доступными ему силами и средствами. Женщина в таком союзе чувствует себя, защищенной, «за мужем». В благодарность она стремится окружить его заботой и бытовым комфортом.

Дети в таких семьях редко бывают свидетелями и практически никогда не принимают участия в выяснениях отношений во время ссор и конфликтов между родителями. Вырастая в полноценной семье, постоянно находясь под контролем обоих родителей, они с малых лет формируют стабильную и уравновешенную психику, что положительно сказывается на их взрослой жизни.

Крепкая семья

Разводы в патриархальных союзах даже в наше время — относительная редкость.  А во времена полного доминирования патриархата их фактически не было.

Желанные дети

В патриархальных союзах дети всегда желанны. В глазах родителей они — продолжатели рода, поэтому 1 ребенок в них — большая редкость, зато многодетные семьи — далеко не единичные случаи даже в наши дни, а еще 100-150 лет назад 5-8-10 детей в них было обыденным явлением. Отказов от новорожденных младенцев в таких союзах фактически не бывает.

Рекомендации

  1. (in) Сергей Бухало, ,2005 г.
  2. ↑ и (ru) Франциска де Хаан, Красимира Даскалова и Анна Лутфи, Биографический словарь женских движений и феминизмов в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе: XIX и XX века, Будапешт / Нью-Йорк, Central European University Press,1 — го января 2006, 678  с.
  3. ↑ и
  4. (in) Франциска де Хаан, Мария Букур и Красимира Даскалова, Aspasia 2007, Berghahn Books,сентябрь 2007 г., 298  с.
  5. (in) Конференция по проблемам женщин в Восточной Европе и Советском Союзе (1978: Университет Альберты) и Отделение восточноевропейских исследований Университета Альберты, Женщины в Восточной Европе и Советском Союзе, Praeger,1980 г., 299  с.
  6. (де) София Кемляйн, Geschlecht und Nationalismus in Mittel- und Osteuropa, 1848-1918, Fiber,2000 г., 259  с.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информ-дайджест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: